Что такое потенциальная непосредственная и прямая угроза
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (окончание
УГРОЗЫ-ПРИРОДНЫЕ,ТЕХНОГЕННЫЕ, СОЦИОГЕННЫЕ
угрозы техногенного характера (порожденные некачественным состоянием материально-технической части транспортной сферы, недостаточным уровнем квалификации обслуживающего персонала);
угрозы природного характера (наводнения, оползни, землетрясения, снежные и песчаные заносы на дорогах, цунами, тайфуны и т.п.).
Угроза при АНВ– намерение совершить АНВ на ОТИ и ТС;
1.Потенциальная угроза— совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ;
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (окончание
2.Непосредственная угроза— совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения АНВ
3.Прямая угроза— совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения АНВ;
комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ;
Степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Потенциальная угроза совершения АНВопределяется при наличии сведений об отсутствии у известных нарушителей намерений избрать ОТИ в качестве цели АНВ или отсутствии сведений о намерениях избрания ОТИ в качестве цели АНВ нарушителями.
Непосредственная угроза совершения АНВ определяется при наличии сведений или подозрений о намерениях нарушителей избрать ОТИ в качестве цели АНВ.
Прямая угроза совершения АНВопределяется при наличии прямых сведений или значительных подозрений о намерении известного нарушителя избрать ОТИ в качестве цели АНВ и наличии прямых сведений или значительных подозрений на совершение им рекогносцировки на ОТИ.
Цели совершения акта незаконного вмешательства.
Действия нарушителей при совершении акта незаконного вмешательства имеют абсолютные и тактические цели. Абсолютными целями нарушителя осуществляющего АНВ являются нанесение максимального ущерба ОТИ или извлечение максимальной материальной выгоды:
Нанесение ущерба
Осуществление АНВ с целью нанесения максимального ущерба может быть охарактеризовано:
· большим количеством жертв (погибших и раненых) среди пользователей, посетителей и/или персонала ОТИ и жителей, окружающей место совершения АНВ территории;
· значительным прямым материальным ущербом;
· длительной утратой транспортной функции, реализуемой в рамках данного ОТИ;
· значительным экологическим ущербом;
· отложенным материальным ущербом.
Извлечение материальной выгоды
Осуществление АНВ с целью нанесения максимального ущерба может быть охарактеризовано:
· возможностью жертв (погибшие и раненые), преимущественно среди пользователей, посетителей и/или персонала ОТИ;
· значительным прямым материальным ущербом;
· временной утратой транспортной функции, реализуемой в рамках данного ОТИ;
· возможность экологического ущерба;
· возможностью политического ущерба;
· отложенным материальным ущербом.
Мотивы потенциальных нарушителей к совершению акта незаконного вмешательства в ОТИ.
Угрозы совершения актов незаконного вмешательства могут исходить от отдельных лиц или групп лиц, вынашивающих политические, идеологические, экономические (корыстные), экологические или личные мотивы. Учёт мотивов потенциальных нарушителей позволит, в случаях конкретных сведений при прямой и непосредственных угрозах акцентировать внимание на наиболее характерных видах совершения АНВ:
Механизм реализации требований обеспечения транспортной безопасности
ПЛАН – КОНСПЕКТ
Организация охраны грузов и защиты объектов
Тема №: 7 «Характеристика потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, непосредственные и прямые угрозы актов незаконного вмешательства. Пропускной и внутриобъектовый режим на ж.д. транспорте».
Вид занятия: лекция
Время занятия: 45 мин
Цель занятия: ознакомить работников с характеристика потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. Изучение организации внутриобъектового и пропускного режима на объектах железнодорожного транспорта.
1. Руководство по организации работы караулов стрелковых подразделений федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного Транспорта Российской Федерации» (Приказ от 01.09.2016 г. № К-7/37 дсп).
2. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
3. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии
4. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации».
5. Уголовный кодекс от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ.
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.
7. Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)».
8. Типовые правила пропуска на охраняемые территории филиалов, других структурных подразделений и негосударственных учреждений ОАО «РЖД». Приказ ОАО «РЖД» № 81 от 14. 07.2011 года.
9. Положение об организации пропускного и внутриобъектового режима на объектах ОАО «РЖД» и прилегающих к ним территориях, утв. приказом ОАО «РЖД» от 14.01. 2013 г. № 3.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Основные методики и рекомендации по выявлению потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
2. Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3. Основные понятия.
4. Пропускной режим на искусственных сооружениях, охраняемых ВО.
5. Порядок пропускного режима для лиц и транспортных средств на предприятиях ж.д. транспорта.
6. Виды пропусков на предприятия, в учреждения и организации железнодорожного транспорта и порядок их выдачи.
_______________________ ___________________ ______________________
(должность) (подпись) (Ф.И.О.)
ПЛАН – КОНСПЕКТ
Основополагающее значение в вопросах обеспечения транспортной безопасности имеет четкое определение и мониторинг угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В этой связи угрозы разделены на три группы –потенциальные, непосредственные, прямые – которые отличаются по степени вероятности совершения акта незаконного вмешательства.
Потенциальные угрозы –как совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Непосредственные угрозы, включающие в себя совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Прямые угрозы, содержащие совокупность конкретных условий и факторов, создавшихопасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Существуют нормативные правовые документы, определяющие возможные потенциальные угрозы актов незаконного вмешательства на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства железнодорожного транспорта.
Потенциальные угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
1) угроза захвата– возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и/или транспортных средств (ТС), установления над ними контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания;
2) угроза взрыва– возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела);
3) угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)– возможность размещенияили совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которыемогут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения;
4) угроза поражения опасными веществами– возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;
5) угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС– возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой, или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания;
6) угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС– возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;
7) угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)–возможность размещения или совершения действий в целях размещениякаким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТСвзрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровьюперсонала, пассажиров и других лиц;
8) угроза блокирования– возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц;
9) угроза хищения– возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.
Не понимая угроз, систему мер защиты от потенциальных угроз построить невозможно.
Обеспечение транспортной безопасности |
Государственное регулирование и надзор |
Разработка и реализация требований | | Разработка и реализация планов |
|
|
|
Классификация угроз совершения актов незаконного вмешательства |
Механизм реализации требований обеспечения транспортной безопасности
Объекты железной дороги, не поименованные в перечне, утвержденном МПС России, принимаются под охрану ведомственной охраной МПС России в соответствии с указанием начальника железной дороги по согласованию с органами внутренних дел МВД России. В соответствии с Положением о ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2001 г. N 49, искусственные сооружения и другие важные объекты стратегического назначения федерального железнодорожного транспорта включаются в перечень охраняемых объектов по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органами управления соответствующих военных округов Вооруженных Сил Российской Федерации по месту нахождения этих сооружений и объектов.
Перечень железнодорожных станций, на которых дислоцируются подразделения ведомственной охраны, а также общая численность ведомственной охраны железной дороги определяются дислокацией, утверждаемой начальником железной дороги.
Численность работников ведомственной охраны для охраны объектов определяется в соответствии с типовыми штатными нормативами ведомственной охраны ЖДТ России и количеством выставляемых постов.
Численность работников сторожевой охраны определяется руководителем организации федерального железнодорожного транспорта, исходя из годовой нормы рабочего времени сторожа, установленной для этой категории работников, отпусков, а также в зависимости от объема работы и важности охраняемого объекта.
Организация работ по обеспечению сохранности объектов, в том числе грузов возлагается на руководителей подразделений ведомственной охраны и организаций федерального железнодорожного транспорта.
Руководители организаций федерального железнодорожного транспорта обязаны:
содержать грузовые районы, контейнерные площадки, склады, другие места хранения грузов и охраняемые объекты в исправном состоянии, оборудовать их надежным ограждением, достаточным освещением, средствами связи, охранно-пожарной сигнализацией и другими обустройствами, обеспечивающими их сохранность; исходя из местных условий, по согласованию с ведомственной охраной железной дороги, устанавливать порядок охраны и контроля за обеспечением сохранности грузов на железнодорожных станциях, территории вагонных депо, пунктах технического осмотра, складах и
других местах хранения материальных ценностей, а также ограждения объектов грузового хозяйства и организации пропускного режима. Режим работы на охраняемом объекте, порядок наложения печатей и пломб на хранилища материальных ценностей, служебные помещения, сейфы, шкафы и другие хранилища, а также пропускной и внутриобъектовый режимы, исключающие доступ посторонних лиц к материальным ценностям и документам, устанавливаются руководителями соответствующих организаций федерального железнодорожного транспорта.
Пропускной режим на искусственных сооружениях и других важных объектах стратегического назначения федерального железнодорожного транспорта регламентируется правилами пропускного режима на объектах Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Начальники подразделений ведомственной охраны ежеквартально совместно с начальниками железнодорожных станций, руководителями организаций федерального железнодорожного транспорта составляют планы работ по обеспечению сохранности грузов, находящихся в складах, на грузовых районах, контейнерных площадках и в подвижном составе. Права и обязанности работников ведомственной охраны регламентируются Федеральным законом «О ведомственной охране», Положением о ведомственной охране ЖДТ РФ, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
военной комендатуры для прохода к местуих постоянной службы в парки железнодорожных станций, локомотивные и вагонные депо, грузовые районы, материальные склады, а также на железнодорожные перегоны допускаются по удостоверениям личности.
Допуск на объекты железнодорожных станций и перегонов лиц, не являющихся работниками железнодорожного транспорта, кроме лиц по долгу службы постоянно связанных сих посещением, осуществляется по единым пропускам формы № 1.
Территории железнодорожных станций, железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов и производятся маневровые и погрузочно-разгрузочные работы, относятся к зонам повышенной опасности. Пребывание посторонних лиц в указанных зонах без служебной необходимости запрещается.
Допуск граждан на территорию железнодорожных станций, другие предприятия железных дорог, искусственные сооружения, заводы и объекты железнодорожного транспорта, связанные с перевозочным процессом, осуществляется в соответствии с Правилами.
Производство проектно-изыскательских и топогеодезических работ, кинофотосъемок на объектах железнодорожных станций или в пределах запретных зон охраняемых объектов осуществляется по письменному разрешению руководства железной дороги.
Работники железнодорожного транспорта при обнаружении на своем участке работы (объекте) посторонних лиц обязаны принять меры к их удалению, а в необходимых случаях сообщить об этом в подразделение ведомственной охраны или в органы внутренних дел на транспорте.
Руководители предприятий, подразделений ведомственной охраны обязаны инструктировать работников железнодорожного транспорта по правилам пропускного режима в объеме, необходимом по роду службы каждого работника, и постоянно требовать от них выполнения установленного режима на объекте.
Работники ведомственной охраны МПС России за несоблюдение пропускного режима несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Терминология, используемая при оценке уязвимости
Аварийно опасные химические вещества – опасные химические вещества, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях;
Акт незаконного вмешательства — противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
Внешний нарушитель – нарушитель, не попадающий в определение «Внутренний нарушитель»;
Внутренний нарушитель – нарушитель из числа персонала ОТИ или ТС или лицо имеющее право доступа в зоны безопасности и/или в/на критический элемент без сопровождения;
Зона транспортной безопасности (далее — зона безопасности) – часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры, проход в которую осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) в соответствии с установленным порядком
Зона транспортной безопасности (по виду транспорта) (далее — зона безопасности (по виду транспорта) — часть (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) объекта транспортной инфраструктуры данного вида транспорта, на которой реализуются мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана транспортной безопасности данного ОТИ или ТС;
Зона уязвимости — область (наземная, подземная, воздушная, надводная, подводная) прилегающая к объекту транспортной инфраструктуры, на которой мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в рамках плана обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ или ТС или аналогичные им не реализуются;
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;
Категория объекта транспортной инфраструктуры – результат комплексной оценки объекта, учитывающий его экономическую или иную значимость, последствия от возможных актов незаконного вмешательства, а также степень угрозы их совершения.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности — федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности;
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (далее — критический элемент) — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций;
Модель нарушителя — совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий потенциальных нарушителей, их мотивации и преследуемых целях при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры;
Нарушитель — лицо (группа лиц), совершившее или пытающееся совершить акт незаконного вмешательства, в том числе с использованием транспортного средства;
Непосредственная угроза — совокупность конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта;
Обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;
Обманное проникновение — обманная тактика действий нарушителя, включающая попытки нарушителя создать видимость санкционированных действий, характерных для обыкновенных для исполнения функций, обман персонала ОТИ или ТС и/или сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, использование чужих или поддельных документов, ключей, идентификаторов личности. Может применяться на различных этапах скрытого или открытого проникновения;
Объекты транспортной инфраструктуры — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
Опасные грузы — вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели, травмированию, отравлению, облучению, заболеванию людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений, транспортных средств, транспортируемые в упаковке, а также наливом или насыпью в контейнерах, транспортных средствах железнодорожного транспорта;
Осведомленность (нарушителя) – совокупность знаний нарушителя об инженерно-технических системах, инженерных сооружениях и технических средствах обеспечения транспортной безопасности, регламентах технического обслуживания ее элементов, тактике действий сил транспортной безопасности и их возможностях;
Факторы уязвимости ОТИ – конструктивные особенности ОТИ, особенности характера их эксплуатации или свойства элементов системы мер обеспечения ТБ, которыми может осознано воспользоваться нарушитель при совершении АНВ.
Открытое нападение – насильственная тактика действий нарушителя — нападение с применением насилия по отношению к людям и повреждением инженерно-технических средств, характеризующееся применением максимального количества вооружения и спецсредств;
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры — определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры от угроз совершения актов незаконного вмешательства;
Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
Персонал – совокупность работников всех юридических лиц, а также физические лица, осуществляющие деятельность на территории объекта транспортной инфраструктуры.
Пользователи – физические лица, нахождение которых на территории объектов транспортной инфраструктуры связано с приобретением товаров, получением услуг и/или не связано с организацией и обеспечением транспортных перевозок.
Посетители объекта транспортной инфраструктуры – физические лица, нахождение которых на территории объекта транспортной инфраструктуры не связано с получением услуг транспортной перевозки или с организацией и обеспечением транспортных перевозок.
Потенциальная угроза — совокупность вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.
Прямая угроза — совокупность условий и факторов, создавших реальную опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта.
Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, являющиеся источниками ионизирующего излучения;
Силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности, персонал, непосредственно принимающий участие в обеспечении транспортной безопасности;
Скрытое проникновение — тактика действий, при которой нарушитель стремится остаться невыявленным на всех этапах совершения АНВ; характеризуется стремлением нарушителя преодолеть максимальное количество рубежей охраны без обнаружения, совершить АНВ и, по возможности, совершить отход; в случае обнаружения возможно изменение тактики;
Специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности — юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры;
Субъекты транспортной инфраструктуры — юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании;
Тактика действий (нарушителя) – способ реализации вида угрозы при совершении АНВ. Открытое нападение. Скрытое проникновение. Обманное проникновение;
Транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;
Транспортная функция – перевозка пассажиров, багажа, грузов, почты и запасов от места отправки к пункту конечного назначения/транзита, а также обеспечивающие ее мероприятия;
Транспортные средства — воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами;
Транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры;
Угроза – возможность совершения акта незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры.
Уровень безопасности — степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
Ядовитые вещества – вещества, способные вызывать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь и (или) контакте с кожей.