Что такое потребительская культура 8 класс

Элективный предмет «Основы потребительской культуры»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ ЭЛЕКТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ Основы потребительской культуры.docx

В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета, в результате обучения которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителей, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении, о месте и роли потребителей в рыночной экономике.

Программа «Основы потребительской культуры» призвана помочь учащимся овладеть современными экономическими знаниями в области прав человека, умениями и навыками грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации.

Предлагаемая программа рассчитана на 34 часа учебного времени и предназначена для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.

Так как главным действующим лицом является потребитель, то в первом разделе программы говорится о роли потребителей в рыночной экономике, о суверенитете потребителя, рассматриваются их основные права и обязанности, дается анализ человеческих потребностей и потребления.

Одним из важных вопросов как при покупке товаров (выполнении работ, оказании услуг), так и при защите прав потребителей является владение потребителями полной и достоверной информацией о продавце (исполнителе, изготовителе) и о предлагаемых им товарах (работах, услугах), и поэтому второй раздел посвящен доступным для потребителя источникам информации.

Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения: уроки – деловые игры, практикумы, уроки защиты тематических заданий, самостоятельные работы, решение тестов, творческих задач и проблемных ситуаций, которые способствуют более эффективному решению образовательных задач.

Курс «Основы потребительской культуры» преследует цели:

Сформировать у учащихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях, основ потребительской культуры, правил поведения и качеств культурного потребителя.

Развивать у учащихся экономическое и логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения и толерантность.

Воспитывать у учащихся важнейшие качества культурного потребителя: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность и смелость в защите своих прав.

Задачи курса «Основы потребительской культуры»:

Подвести учащихся к осознанию необходимости овладения различными экономическими знаниями в области прав потребителей.

Рассмотреть природу, виды потребностей человека и общества и пути их удовлетворения, способствовать формированию разумных потребностей.

Показать, что потребитель является главным действующим лицом в рыночной экономике, поэтому должен вести себя в соответствии с требованиями объективных экономических законов.

Наглядно, доступной, игровой форме вырабатывать умения и навыки разумного поведения потребителей при покупке товаров, оказании услуг.

Регулярно знакомить учащихся с основными законодательными актами, регламентирующими права и защиту интересов потребителей.

Основные знания и умения, приобретаемые в курсе

«Основы потребительской культуры»

Учащиеся должны знать :

— основные закономерности экономической жизни общества, категории экономической науки и изучаемого курса;

— место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека, пути их удовлетворения и формы разумного потребления;

— специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;

— основы теории потребительского поведения;

— свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав;

— разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;

— анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества, статистические данные, работать с дополнительной литературой;

— различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

— защищать свои права в случае их нарушения.

Программа курса «Основы потребительской культуры»

Опорные понятия : культура, потребление, рациональное потребление, потребительская культура, рациональное потребление, изготовитель, исполнитель, обязанность, право, продавец.

Понятие «культура». Виды культуры. Принцип культурного потребления.

Понятие «потребительская культура», ее место в системе общей культуры человека. Потребительская культура личности и общества. Важнейшие слагаемые потребительской культуры: материальные и духовные ценности, знания, образцы и нормы поведения. Уровни потребительской культуры.

Виды потребления. Рациональное потребление. Питание и здоровье человека.

Понятие «потребитель» в обыденной жизни. Кто является потребителем по «закону»? Основные права потребителя.

Рациональность потребителя. Возникновение и развитие потребностей. Переход потребностей с одного уровня на другой. Основные виды потребностей. «Пирамида» человеческих потребностей по А. Маслоу.

Психология потребителя. Психологические факторы поведения потребителя. Мотив и потребность.

Практикум: «Рациональный бюджет», «Составление меню»

Деловая игра «Медицинский консилиум».

объяснить учащимся, в чем сущность нового для них предмета;

сформировать такие понятия, как «культура», «потребительская культура человека», «потребительская культура общества»;

познакомить с понятием «потребление», «рациональное потребление», показать значение рационального питания в жизни человека;

воспитывать бережливость, чувство меры, культуру в сфере потребления, чувство ответственности за окружающую среду и любовь к природе.

учащиеся должны осознать себя потребителями, понять, что каждый человек, независимо от его социальной роли, является потребителем; уловить смысл понятия» суверенитет потребителя»;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать различные факты науки;

познакомить школьников с основными статьями Закона «О защите прав потребителей».

Закон об охране окружающей среды от 10.01. 2002 №7 – ФЗ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07. 02. 1992 № 2300 – 1 с изменениями и дополнениями.

Раздаточный материал: «Затраты тепловой энергии человека», «Химический состав съедобной части некоторых пищевых продуктов (в %) и их калорийность», «Расчет физиологической нормы питания для конкретного человека», таблица «Классификация человеческих потребностей (по А. Маслоу).

Раздел 2. Источники информации для потребителя

Опорные понятия : бренд, вкладыш, информация, информационная асимметрия, маркировка, пищевые добавки, потребительская информация, реклама, сертификат соответствия, товарный знак, этикетка.

Право потребителей на информацию. Источники информации: контролируемые и иные. Достоверность информации. Понятие «реклама». Формы рекламы. Наиболее популярные приемы, используемые в рекламе.

Классификация видов рекламы. Федеральный закон «О рекламе». Виды рекламы: недобросовестная реклама, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная реклама, скрытая реклама. Публичная оферта и социальная реклама.

Маркировка. Средства, с помощью которых потребитель получает информацию о товарах: этикетка, вкладыш, маркировка на упаковке продуктов питания, промышленных товаров. Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184. О знаке обращения на рынке.

Товарный знак фирмы – лучшая реклама. Особенности использования символики и товарных знаков. Подделка товарного знака и ее последствия. Условия использования чужого товарного знака. Регистрация товарных знаков. Отличия бренда от товарного знака.

Пищевые добавки (индекс Е). Причины, по которым применяются пищевые добавки. Классификация пищевых добавок. Запрещенные к применению в России индексы Е. Противопоказания к использованию продуктов с пищевыми добавками.

Деловая игра «Рекламодатели».

Практикумы: «Что стоит за цифрами?», «Определение пищевых добавок в продуктах».

сформировать у учащихся понятие об информации в целом, о рекламе, ее видах и формах, о маркировке, пищевых добавках, товарных знаках и брендах;

научить учащихся находить и отбирать необходимую информацию из различных источников, маркировки на упаковках и этикетках, развивать произвольное внимание;

способствовать экономическому и экологическому воспитанию школьников на основе полученных знаний.

Федеральный закон «О рекламе».

Сертификаты на различные товары, этикетки, упаковки, вкладыши от лекарственных препаратов, изображение товарных знаков, штрих- кодов, рекламные объявления и т. д.

Раздел 3. Поведение потребителей при покупке товаров.

Опорные понятия : гарантийный срок, договор купли – продажи, недостаток товара, неустойка, скрытые недостатки, срок годности, срок службы товара, стандарт, существенный недостаток, товарный и кассовый чек – документ.

Что мы понимаем под качеством товара? Виды недостатков. Специальные сроки, устанавливаемые на товары.

Знакомство с основными положениями Правил продажи основных видов товаров. Особенности продажи продовольственных товаров. Информация о продовольственных товарах. Условия продажи хлебобулочных изделий, мясо молочных продуктов.

Что должен знать покупатель при покупке одежды и обуви? Международные размеры.

Как не ошибиться при выборе и при покупке сложной бытовой техники? Доставка крупногабаритных товаров. Рациональное использование бытовых приборов.

О правилах продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, животных и растений; товаров бытовой химии; видеофильмов.

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяются требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичным товаром (от 20.10.1998 № 1222).

Требования потребителя в случае приобретения недоброкачественного товара. Условия обмена товара с недостатком. Сроки обмена товара ненадлежащего качества. Ответственность продавца перед покупателем за нарушение его прав. Неустойка.

Право потребителя на обмен качественных товаров. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (ПП РФ от 20.10.1998 № 1222; от 06.02.2002 № 81).

Деловая игра «Потребитель на рынке»

Практикумы: «Самый внимательный покупатель», «Международные стандарты размеров одежды», «Торговые агенты».

сформировать у учащихся понятия о качестве и недостатках товара, познакомить с правилами продажи отдельных видов товаров, с европейскими стандартами размеров одежды и обуви;

выработать у учащихся практические умения и навыки разумного потребительского поведения при покупке товаров, развивать наблюдательность;

воспитывать внимательность, принципиальность, чувство достоинства и самоуважения.

Правила торговли. – 7-е изд. – М., 2004. – 64 с.

Раздаточный материал: таблицы размеров одежды и обуви, гарантийные талоны, сертификаты, товарные чеки.

Раздел 4. Потребительская культура в сфере услуг.

Опорные понятия : договор, вклад и его виды, кредит, дорожные чеки, страхование, финансы, финансовые услуги, финансовые учреждения.

Предприятия службы быта. «Правила бытового обслуживания населения в РФ» (ПП РФ от 02.10.1999 № 1104: в ред. От 30.09.2000 № 742).

Оформление заказов на услуги. Договор. Что должно быть указано в договоре? Поведение потребителей: в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье.

Правила пользования коммунальными услугами. Права и обязанности потребителя и исполнителя услуг. Что должен знать потребитель о пользовании радио и телефоном?

Закон «О защите прав потребителей» защищает права пассажиров, туристов. Правила проживания в гостиницах.

Образовательные услуги. Понятие «образование» в Законе РФ «Об образовании». Заключение договора о плате за обучение. Государственные и частные учебные заведения.

Услуги лечебных учреждений. Обязательное медицинское страхование. Требования потребителя в случае оказания некачественной услуги. Ответственность медицинского учреждения перед потребителем в случае нарушения его прав.

Что такое финансовые услуги? Куда наиболее выгодно вкладывать деньги? Кто может получить кредит в сбербанке? Как правильно застраховать вклад?

Защита прав потребителей при оказании финансовых услуг. Дорожные чеки.

сформировать знания о правах и обязанностях потребителей в сфере услуг; продолжить формирование умений и навыков разумного потребительского поведения в сфере финансовых, коммунальных, образовательных, медицинских услуг;

развить у учащихся творческие способности, коммуникативные умения, логическое и аналитическое мышление в ходе работы с проблемными практическими ситуациями;

способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, выдержки, настойчивости и чувства такта.

Сборники законов по рассматриваемым темам.

Правила оказания соответствующих услуг.

Раздел 5. Защита прав потребителей.

Опорные понятия: адвокат, исковое заявление, моральный вред, общественная организация, суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС), ее задачи и функции. Территориальные управления ФАС.

Задачи Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Общие и специальные функции Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные органы.

Органы местного самоуправления. Общественные организации потребителей: их особенности и права.

Торгово-промышленная палата, ее роль в защите прав потребителей. Экспертные лаборатории. Лицензирование видов деятельности.

Суд и адвокат. Как обжаловать решение суда? Каков порядок подачи кассационной жалобы, каким требованиям она должна удовлетворять? Что должно быть в исковом заявлении? Что такое моральный вред и как он возмещается? Кем определяется размер возвращения морального вреда?

Практикум: «Как правильно составить исковое заявление?», «Эксперты»

Деловая игра «Соревнование экипажей», «Заседание суда».

сформировать у учащихся знания о системе защиты прав потребителей государственными органами, общественными организациями, судом;

развивать у школьников логическое мышление, умение грамотно себя вести в различных жизненных ситуациях, связанных с защитой прав потребителей и оформлением судебных документов;

воспитывать у школьников смелость, честность, принципиальность, находчивость, чувство собственного достоинства, самоуважение.

раздаточный материал: образцы искового заявления.

Источник

Материал открытого урока «Кто такой потребитель»

Цели урока: сформировать знания учащихся о понятиях «потребитель», «рациональный потребитель», научить правильно, определять, степень необходимости приобретаемого товара.

Воспитательная – воспитать экономное отношение к семейному бюджету, необходимость тщательно подходить к выбору интересующего товара, бережное использование приобретенных товаров.

Развивающая – развить логическое мышление учащихся, интерес к знаниям прав потребителей и возможностях защиты этих прав.

Методическая – показать методику подведения учащихся к выполнению исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Кто такой потребитель»

по предмету: « Основы потребительской культуры» в 8 классе,

учителя МБОУ гимназии № 103 г. Минеральные Воды

Шендрик Натальи Ивановны.

Тема урока: «Кто такой потребитель».

Воспитательная – воспитать экономное отношение к семейному бюджету, необходимость тщательно подходить к выбору интересующего товара, бережное использование приобретенных товаров.

Развивающая – развить логическое мышление учащихся, интерес к знаниям прав потребителей и возможностях защиты этих прав.

Методическая – показать методику подведения учащихся к выполнению исследовательской работы.

Последовательности и систематичности при изучении и закреплении нового материала.

2 Принцип научности и доступности при объяснении нового материала.

3. Принцип наглядности – урок сопровождается презентацией.

4. Принцип сознательности и активности при выполнении практической работы.

Тип урока комбинированный с элементами личностно- ориентированного обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, вспомогательная доска.

Этапы урока и его содержание

Актуализация пройденной темы: заполнение кроссворда

Изложение нового материала. Рассказ учителя с демонстрацией презентации

Практическая часть. Заполнение таблиц и анализ проделанной работы

Работа про запас. Ответить на вопросы параграфа.

Тема: «Кто такой потребитель»

Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества, вот в чем обязанности человека. (И.Кант).

2. Проверка готовности к уроку.

3. Проверка посещаемость.

Актуализация пройденной темы: «Потребительская культура и экология человека»

за правильно данный ответ учащийся получает жетон, в конце урока по ним будет оцениваться работа учащихся.

Товар или услуга, которая удовлетворяет потребности покупателя.

Естественная среда обитания.

Потребность в ограждении от внешних воздействий, нападений.

Количество предметов потребления, в расчете на душу населения, которое обеспечивает оптимальное развитие личности в данных экономических условиях.

Бесплатные дары природы.

Ежедневная основная потребность человека.

Блага, имеющие свою стоимость.

Использование произведенных продуктов в целях удовлетворения определенных потребностей.

Система социально приобретенных и передаваемых из поколения к поколению значимых идей, ценностей, традиций, норм и правил.

Социальная группа, которая является основной поддержкой каждого человека.

Изложение нового материала:

Сегодня мы знакомимся с темой «Кто такой потребитель?».

Выяснить, кто может быть потребителем.

Какого потребителя называют рациональным.

Определим, рациональны ли мы.

Узнаем, как воспитать в себе качества рационального потребителя.

На доске высказывание великого немецкого философа Иммануила Канта:

Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества, вот в чем обязанности человека.

На нашем уроке мы сделаем первый шаг в этом направлении при помощи презентации.

1 слайд. Кто такой потребитель?

2 слайд Определение по С.И.Ожегову

Потребитель – лицо или организация, потребляющая продукты чьего-нибудь
производства(от новорожденного до человека преклонного возраста).

3 слайд. Определение в соответствии с Законом Р.Ф. «О защите прав потребителей»

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо

заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно

для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с предпринимательс –

кой деятельностью (записать в тетрадь).

4 слайд. Основные документы, удостоверяющие покупку (товарный чек кассовый

5 слайд. Договор – письменное соглашение двух или более лиц, регулирующее их

взаимоотношение по поводу купли – продажи товаров или услуг.

Имея при себе эти документы вы можете доказать, что покупали товар (услугу) именно в этом магазине (салоне), в случае если товар (услуга) будет не качественной.

6 слайд. Рациональный потребитель

Потребитель, имеющий стремление достичь максимального результата, при

ограниченных возможностях (записать в тетрадь).

К понятию «рациональность» близко понятие «благоразумность». Согласитесь, ведь благоразумие, проявленное при покупке товаров может сослужить хорошую службу, уберечь от многих проблем в будущем. Я предлагаю вам пройти несложный тест, который поможет выявить степень вашего благоразумия. На каждый из двенадцати вопросов нужно ответить ДА(0 баллов) и НЕТ(1 балл).

Часто ли вы выходите из себя по мелочам?

Не боитесь ли вы рассердить человека, который физически сильнее вас?

Начинаете ли вы громко разговаривать, чтобы на вас обратили внимание одноклассники?

Любите ли вы скатываться по перилам?

С удовольствием ли вы принимаете лекарства, когда заболеете?

Пойдете ли вы на все ради достижения цели?

Любители вы больших собак?

Умеете ли вы вовремя остановиться, когда чувствуете, что проигрываете?

Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?

Хочется ли вам знать заранее, Что вам подарят на праздник?

Любите ли вы часами сидеть под солнечным или лунным светом?

Если вы набрали более 8 баллов, то вы воплощение жизненной мудрости, разумности, и уверенности, что однако, мешает вам быстро ориентироваться в жизненной ситуациях и может привести к тяжелой форме мания величия.

От 4до 8 баллов набирают люди «золотой середины», обладающие развитым чувством меры и реально оценивающие свои возможности. Правда, чувство меры этих людей развито настолько, что им не просто чувствовать себя безмерно счастливым.

Ну а если вы набрали менее 4 баллов, то вы, по – видимому, безрассудный субъект, которому всегда всего мало. Из-за своей кажущейся неудовлетворенности вы часто чувствуете себя несчастным, и, право же, вам полезно было бы научиться радоваться мелочам жизни.

Надеюсь, полученные результаты вас порадовали. Но помните, сложно проявить рациональность или благоразумие при покупке товаров, если не знаешь хотя бы основных правил потребителя. Именно им посвящена следующая работа.

Практическая работа. А сейчас мы практически выясним, рационально ли вы покупали товары в последние 7 дней. Вспомните все покупки за последнюю неделю и заполните таблицу, распределив их по группам (необходимые, желаемые, престижные).

Источник

Поведение потребителей. Шпаргалка.

24 КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ.

Культура влияет на все виды человеческой деятельности. Существует культура труда и быта, экономическая и социальная культура, культура семейных отношений и т. д.

Одним из видов культуры является культура потребления – это существующая в определенном обществе преобладающая форма использования членами данного общества всей совокупности потребительских благ. Она включает в себя убеждения о потребительских ценностях и нормах, которые регулируют потребление и привычки покупателей, возникающие при постоянном потреблении товаров, потребительские права и обязанности.

Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный аспекты.

Объективный аспект культуры потребления включает в себя характеристики товара, условия его покупки, продажи, т. е. то, что существует независимо от потребителя. Субъективный аспект отражает отношение индивида к товару и его свойствам, то, как человек воспринимает товар и переделывает его под свой вкус.

Потребительская культура человека может изменяться под действием некоторых факторов (например, при его переезде в другую страну на постоянное проживание).

Культуру потребления нельзя назвать устойчивым явлением. Она находится в постоянном процессе изменения и воспроизводства. Динамика культуры потребления проявляется в быстрой смене предпочтений, моды, потребительской корзины, в форме их подачи и интерпретации (часто престижные вещи быстро становятся старомодными и т. д.).

Нормирование культуры потребления состоит из определенных частей, таких как:

1) нормы – правила и образцы поведения, продиктованные человеку преобладающей в его обществе культурой;

2) идеалы – желаемые нормы, вызывающие восхищение, но недоступные в настоящее и ближайшее время;

3) образцы – образцы поведения, которые рекомендуются покупателю как наиболее желательные;

4) право – совокупность норм и образцов поведения, закрепленная в законодательных актах. За нарушение прав наступает ответственность, также закрепленная законодательством.

Права потребителей защищаются законодательством РФ. Наибольшее значение в этой области имеет Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В данном нормативном акте закрепляется право потребителя (покупателя) требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги). Потребитель имеет право по своему выбору потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены или замены приобретенного товара в том случае, если он оказался некачественным.

За нарушение прав потребителей организации должны нести установленную законодательством ответственность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *