Что такое потребительские риски в цифровой среде
Потребительские риски
Потребительские риски
Потребительские риски – злоупотребление в
Интернете правами потребителя.
кибер-мошенничества, и др.
Также дети, зачастую совершая онлайн покупки,
могут растратить значительные суммы своих родителей, если каким-либо способом имели или
получили к ним доступ.
Как правило, для совершения покупки в сети достаточно указанных на банковской карте реквизитов.
Не разрешайте детям совершать покупки или сделки в сети без вашего участия!
Одним из самых распространенных видов данного типа рисков является мошенничество — это
умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды.
Мошенничество, как правило, является преступлением!
Поскольку мошенничество в сети Интернет совершается с помощью различных технических средств и
разнообразного количества программ, то некоторые его виды могут быть отнесены и к группе электронных
рисков, а часть к группе коммуникационных, поскольку включает в свою схему установления более близкого контакта с жертвой в течение какого-либо времени (например, с помощью электронных писем и смс, которые могут привести и к реальным встречам с
Советы по безопасному онлайн-шопингу:
никогда не слышали об этом магазине, прочитайте о нем отзывы перед тем, как совершить покупку.
к цене самого товара могут добавиться еще стоимость пересылки и налога, поэтому итоговая цена может
довольно сильно отличаться от той, которую вы увидели изначально.
обозначается замочком в строке браузера. Чтобы не стать жертвой фишинга, проверьте правильность
написания сайта. Например, если вы видите alfabanc.ru вместо alfabank.ru, то, скорее всего, вы на
поддельном сайте, и мошенники хотят узнать данные вашей банковской карты.
наличными. Сейчас быстро развивается способ оплаты заказов в интернет-магазинах с помощью технологии
выставления электронных счетов в интернет-банк или мобильный банк (e-invoicing). Это наиболее безопасный
в настоящее время способ оплаты в интернете. Если для оплаты вас попросили прислать отсканированную
копию банковской карты, закройте все цифры кроме последних четырех на лицевой стороне и никогда не
отправляйте оборотную сторону карты, где находится проверочный код.
Будьте осторожны не только на сайтах магазинов, но также и в социальных сетях. Преступники могут
следить за тем, кто и куда уезжает на праздники, оставляя дом пустым.
Если вы совершаете покупки с помощью вашего мобильного телефона, то не забудьте защитить и его.
Поставьте на него пароль и установите приложение, которое сотрет все ваши личные данные в случае
ошибочного ввода пароля несколько раз.
И, конечно, всегда обновляйте решения для безопасности ваших компьютеров, ноутбуков и мобильных
Потребители в цифровом мире: тренды, риски, новые возможности
Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ
20 декабря 2021 года Евразийской экономической комиссией в режиме видеоконференции проведен круглый стол «Защита прав потребителей в электронной торговле: опыт государств-членов ЕАЭС, проблемы и перспективы развития».
Купили в магазине газовый котел для отопления частного дома. Когда пришли газовщики его устанавливать оказалось, что он не подходит для установки в нашем доме по определенным параметрам.
Купили в интернет-магазине обувь, пришел совершенно другой товар.
Потребители в цифровом мире: тренды, риски, новые возможности
Неотвратимость цифровизации окружающего нас рукотворного мира не только требует от потребителей освоения новых навыков, отсутствие которых существенно ограничивает возможности пользования благами современной цивилизации (а это совсем не просто для огромной части немолодых людей, даже хорошо образованных), но и кардинально меняет их потребности и образ жизни, преобразуя традиционный потребительский рынок. Это не отменяет актуальную повестку защитников прав потребителей, предложенную СПРФ при подготовке заседания президиума Госсовета по этой теме в апреле 2017 года, но дополняет ее новыми задачами противодействия рискам, сопутствующим массовой цифровизации, и, что особенно важно, в перспективе обеспечивает потребителей значительно более эффективными инструментами защиты своих прав.
Вместе с бурным ростом онлайн-продаж товаров и услуг растет и число случаев, когда заказанный потребителем товар не доставлен вовремя или доставлен не тот, услуга не оказана, либо их качество оказалось ненадлежащим. Если в таких случаях потребитель не может предъявить претензию своему контрагенту, потому что информация о нем на сайте агрегатора неполна или недостоверна, имущественную ответственность перед ним должен нести агрегатор, что и предусмотрено поправками в закон «О защите прав потребителей», вступившими в силу с начала этого года. Теперь нам хотелось бы также обязать агрегаторов обеспечивать соответствие состава всей размещаемой на его сайте информации о предлагаемом товаре или услуге требованиям статьи 10 этого закона. Для этого ему надо сделать так, чтобы отсутствие адекватной информации в любом из обязательных для заполнения полей «карточки» товара или услуги не позволяло предложению попасть на сайт агрегатора.
Все большее число потребителей активно использует для выбора нужных им товаров и услуг информацию с форумов и специализированных интернет-сервисов, позволяющую сравнить конкурирующие предложения по отзывам уже воспользовавшихся ими потребителей, акцентируя внимание на наиболее существенных для себя характеристиках качества. В долгосрочной перспективе выбор потребителей, основанный на таких оценках, должным образом верифицированных, будет способствовать вытеснению недобросовестных поставщиков и продавцов и позволит свести к минимуму государственный контроль в этой сфере. Ну а пока весьма широко распространены случаи фальсификации потребительских отзывов, способной вводить потребителей в заблуждение и причинять им имущественный и моральный вред. Радует, что, по сообщениям СМИ, в прошлом году в Италии был впервые приговорен к реальному сроку человек, предлагавший отелям и иным сервисным компаниям свои услуги по фальсификации потребительских отзывов. К сожалению, в России до сих пор таких прецедентов нет.
Развитие смарт-устройств и адаптация граждан в цифровом мире открывают потребителям технические возможности предъявлять претензии и урегулировать споры с контрагентами онлайн, то есть через каналы электронного взаимодействия, не тратя столько времени, средств и душевных сил, сколько приходится тратить сейчас, что удерживает многих от защиты своих нарушенных прав. Но эти возможности пока не подкреплены правовыми нормами. Поэтому СПРФ готовит предложения по процедурам онлайн-взаимодействия потребителя и его контрагентов, законодательное закрепление которых позволит реализовать такую перспективу и кардинально облегчить потребителям защиту своих прав, что станет лучшим стимулом участникам рынка меньше их нарушать.
Основы безопасности в сети Интернет: потребительские риски и их профилактика
Навыки цифровой компетентности у российских школьников. Сущность мошенничества в среде Интернет. Фишинг: прямое обращение, обманные ссылки, поддельные веб-сайти и программное обеспечение. Психотехнологии мошенничества в сети. Риски Интернет-шоппинга.
Рубрика | Программирование, компьютеры и кибернетика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.05.2016 |
Размер файла | 29,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
по дисциплине: Информационные технологии в образовании
«Основы безопасности в сети интернет: потребительские риски и их профилактика»
Выполнила: Глухова Анастасия Владимировна
Студентка 205 группы
Руководитель: Панькина Е. В.
Многие исследователи указывают в качестве одной из отличительных черт подросткового возраста склонность к риску, на проявление которой влияет ряд факторов.
Во-первых, подростки, в связи с отсутствием опыта, в ряде случаев могут не осознавать факт наличия риска. Например, подросток, который впервые в жизни сталкивается с мошенничеством в Сети, еще не знает, к каким последствиям это может привести.
Во-вторых, подростки из-за размывания чувства ответственности в группе сверстников или отсутствия опыта могут недооценивать риск. Например, подросток может из любопытства пройти по незнакомой ссылке.
В-третьих, подростки могут сознательно идти на риск, чтобы привлечь внимание сверстников или почувствовать себя взрослыми. Примером сознательного риска может служить покупка товаров, запрещенных для продажи лицам в возрасте до 18 лет, через онлайн-магазин.
1. Мошенничество в среде Интернет
мошенничество фишинг шоппинг
* Прямое обращение. Часто мошенники напрямую обращаются к своей жертве по электронной почте или по телефону с просьбой сообщить личные данные. Эти обращения могут быть как персональными, так и безличными. Поскольку многие почтовые сервисы умеют распознавать фишинговые сообщения, мошенники могут использовать изображение вместо текста. Чаще всего фишинговые письма приходят с незнакомого адреса, но возможны и исключения: злоумышленники могут взломать чужой аккаунт в социальной сети или на почтовом сервисе и рассылать с его помощью сообщения от лица друзей или коллег пострадавшего пользователя.
* Поддельные веб-сайты. Все чаще для получения персональных данных мошенники используют поддельные веб-сайты. Современные информационные технологии позволяют с легкостью создавать сайты, имитирующие дизайн страницы авторизации любого почтового сервиса, социальной сети, банка или платежной системы. Стоит пользователю ввести свои личные данные, например логин и пароль, как его аккаунт становится доступным для мошенников. Распознать поддельные веб-сайты бывает очень трудно, особенно для неопытного пользователя.
* Поддельное программное обеспечение. Иногда для кражи личных данных мошенники используют поддельное программное обеспечение, также известное под названием «scareware» (букв. «пугающее программное обеспечение»). Как правило, такие программы 143 Цифровое потребление выглядят как антивирусы, которые генерируют ложные системные сообщения о различных угрозах для компьютера пользователя. Чаще всего в подобном уведомлении предлагается скачать антивирус, который на самом деле оказывается программой, ворующей личные данные пользователя. Столкнуться с подобными программами можно на любом сайте, в электронной почте, онлайн-объявлениях, в социальных сетях, в результатах поисковых систем и во всплывающих окнах браузера, имитирующих системные сообщения.
* Смс-фишинг. Некоторые мошенники рассылают смс-сообщения, содержащие ссылку на фишинговый сайт. Также в смс может говориться о необходимости позвонить по определенному номеру «для решения возникших проблем». Еще один вид смс-фишинга связан с оплатой интернет-услуг со счета мобильного телефона. Оказавшись на подставном сайте, пользователь отправляет смс на подложный номер, в результате этого со счета абонента списывается крупная сумма. Некоторые фишинговые сайты просят пользователя ввести номер сотового телефона, который в дальнейшем добавляется в базу адресов рассылки смс-спама и может быть использован для различных фишинговых действий. Следует отметить, что все вышеперечисленные приемы могут использоваться мошенниками в различных комбинациях, образуя сложные фишинговые схемы. Например, пользователь получает фишинговое письмо, в котором ему сообщается, что его аккаунт в одной из социальных сетей заблокирован. Для исправления ситуации ему предлагается пройти по обманной ссылке, в результате пользователь попадает на поддельный сайт, имитирующей страницу авторизации в социальной сети. Когда пользователь вводит свой логин и пароль, его аккаунт становится доступным для мошенников. Украденный профиль может быть использован для того, чтобы рассылать новые фишинговые сообщения от лица пользователя его друзьям по социальной сети. В результате за короткое время мошенники могут завладеть персональными данными тысячи пользователей, которые в дальнейшем также могут быть использованы в новых фишинговых схемах. Таким образом, фишинговые атаки могут нарастать как снежный ком, вовлекая в свои сети все больше и больше пользователей
2. Психотехнологии мошенничества в Сети
Важно уметь отличать фишинг от других схожих с ним интернет-угроз, в частности от хакерских или кибератак, целью которых также может быть кража персональных данных. В отличие от кибератак фишинговые атаки направлены не на машину или систему защиты, а на пользователя, поэтому в этих случаях используются методы социальной инженерии, использующие слабости человеческой природы.
Профилактика
Если вам сообщают, что вы стали миллионным посетителем сайта, предлагают планшет или другой приз в обмен на заполнение анкеты, а также рассказывают о быстром и легком способе заработать деньги или получить работу («Узнайте, как быстро разбогатеть, работая у себя дома всего по два часа в день!»), будьте осторожны. Получив письмо о том, что вы что-то выиграли, а для получения приза вам достаточно указать личную информацию в анкете, не поддавайтесь соблазну и не заполняйте ее. Зачастую мошенникам достаточно того, что пользователь набрал данные в полях на сайте, не нажимая кнопку «Отправить». Получив от знакомого странное или необычное сообщение, будьте осторожны: возможно, аккаунт этого пользователя был взломан, и мошенник пытается украсть ваши деньги или информацию.
Например, ваш друг просит помощи, потому что он оказался без средств в другой стране, или пишет, что у него украли телефон и перезвонить ему нельзя. Бывает и так, что вам приходит от вашего знакомого ссылка на картинку, интересную заметку или видео, но нажав на нее, вы оказываетесь на фишинговом сайте. Поэтому лишний раз подумайте, прежде чем открывать подозрительные ссылки. Подробнее о том, как избежать мошенничества и не стать жертвой фишинга, на портале Google «Полезно знать»: http://www.google.com/goodtoknow/online-safety/scams/.
Рассмотрим основные психологические технологии, используемые интернет-мошенниками
* Апелляция к сильным эмоциям. Поскольку человек в состоянии аффекта утрачивает способность критично воспринимать и оценивать информацию, большинство фишинговых сообщений содержит в себе послание, вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например:
* угрозы здоровью и благополучию близких людей, закрытия банковских счетов, заражения компьютера опасным вирусом;
* обещания большой денежной выгоды с минимальными усилиями или даже без них, например, беспроигрышная лотерея или неожиданное наследство;
* сведения о сделках, которые слишком хороши для того, чтобы быть правдой;
* запросы о пожертвованиях от лица благотворительных организаций после сообщений в новостях о стихийных бедствиях.
В связи с этим к любому сообщению в Интернете следует относиться критично, не принимать скоропалительных решений, самостоятельно перепроверять информацию, используя альтернативные каналы связи (телефон, поисковики, официальный сайт и т. д.), и удалять все сообщения, вызывающие подозрение.
* Маскировка под известные бренды. Поскольку люди склонны доверять информации, размещенной на сайтах известных компаний или на крупных интернет-порталах, мошенники часто маскируют фишинговые сообщения, используя фирменное оформление сайтов. Например, письмо может содержать фирменный логотип и название известной компании, веб-страница может повторять дизайн крупной социальной сети, а всплывающее окно походить на сообщение системы безопасности антивирусной программы.
* Совершение действий в сжатые сроки. Для того чтобы не дать пользователю критически осмыслить полученную информацию, мошенники в фишинговых сообщениях требуют от него безотлагательных действий, например, ответить на письмо нужно в течение нескольких дней, заманчивое предложение действует всего неделю, перейти по ссылке нужно срочно, иначе банковский счет или аккаунт в социальной сети будут заблокированы навсегда. Также довольно часто фишинговые сообщения содержат просьбу или угрозу не разглашать содержание сообщения третьим лицам, поскольку это может повлиять на критичность оценки сообщения пользователем. Не следует предпринимать никаких действий сразу же после получения сообщения. Если в сообщении есть указание на срочность, это лишний по- вод задуматься о том, не мошенничество ли это.
Профилактика
Получив подозрительное сообщение, его нужно как следует обдумать, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
* Нужно обратить внимание на источник сообщения: как правило, фишинговые сообщения приходят с незнакомых или подозрительных адресов.
* Информацию всегда следует перепроверять, например, связаться с отправителем по телефону, посмотреть официальный веб-сайт или найти информацию в любом поисковике.
* Если информация в сообщении содержит угрозу для жизни и здоровья близких людей, которых сейчас нет рядом с вами, стоит подумать, где и с кем они могут сейчас быть.
* Имеет смысл обратить внимание на само сообщение: как правило, оно содержит грамматические и стилистические ошибки, недопустимые при деловой переписке.
* Обычно фишинговое сообщение содержит в себе массу неточностей и противоречий, которые легко можно найти при спокойном и трезвом подходе.
3. Рекламные риски
* Рекламные сообщения могут существенно понизить скорость отображения веб-страниц и увеличить объем загружаемой информации, оплачиваемой пользователем.
* Часто реклама в Интернете носит навязчивый характер (например, спам, всплывающие окна, почтовые рассылки и т. д.), принуждая пользователей просматривать не интересующую их информацию.
Отдельный вопрос: откуда спамеры (то есть люди, рассылающие спам) берут электронные адреса пользователей?
Вариантов много. Адрес почтового ящика пользователя:
* может быть опубликован на общедоступном сайте (например, в социальной сети, на форуме, в блоге, на сайте и т. д.);
* представляет собой распространенное имя или название, которое может быть подобрано по словарю (например, названия географических объектов и некоторые наиболее популярные сочетания сетевого сленга);
* содержится в адресной книге компьютера, зараженного троянской программой;
* может быть по неосторожности передан спамерам, например, если пользователь случайно подписался на рассылку на непроверенном сайте или заполнил фишинговую форму. В 2013 году на рынке программного обеспечения было представлено достаточное количество продуктов, позволяющих блокировать навязчивую рекламу, например AdBlock Plus.
Риски интернет-шоппинга
* Покупки лучше совершать в крупных интернет-магазинах, хорошо зарекомендовавших себя на рынке.
* Необходимо всегда внимательно читать условия предоставления услуг, а также все документы, получаемые при оформлении заказа, например бланк заказа, товарные накладные, счета и т. д.
* Прежде чем совершить покупку, стоит проверить основные реквизиты продавца, особенно если магазин не вызывает доверия.
* Поскольку современные информационные технологии позволяют с легкостью создавать сайты, предназначенные для Интернет-торговли, не следует доверять магазину только потому, что у него красивый сайт.
* Всегда имеет смысл ознакомиться с отзывами покупателей, но необходимо помнить, что они могут быть написаны по заказу, чтобы искусственно создать видимость спроса. Рекомендация знакомых или друзей всегда лучше отзывов, оставленных на сайте магазина.
* Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена, которую можно узнать на сайте https://www.nic.ru/ whois/.
* Если на сайте есть контактный телефон, следует позвонить по нему и уточнить условия выполнения заказа, например, выдает ли магазин кассовый чек, уточните стоимость заказа и его доставки.
* Никогда и ни при каких условиях добросовестный торговец не будет запрашивать пин-код банковской карты. Если это происходит, то следует сразу же прекратить все действия на сайте и связаться с представителями банка, выпустившего карту, для того чтобы ее заблокировали.
Список использованной литературы
2. Львовский М. Б. Методическое пособие по информатике для учащихся 7-11 классов, изучающих IBM PC
Потребительские риски для подростков
Среди большого списка рисков для подростков в интернете не стоит забывать и о потребительских. Если вы думаете, что их это не коснётся, то ошибаетесь. Ведь сегодня всё чаще и чаще подростки покупают что-то в интернете и порой делают это бесконтрольно, совершенно не думая о своей безопасности.
Но что именно я подразумеваю под потребительскими рисками? Сами по себе потребительские риски — это товары низкого качества, подделки, контрафактная и фальсифицированная продукция, потеря денежных средств, хищение персональной информации с целью кибермошенничества.
Дети, а подростки это дети в современном обществе, так как уровень развития сильно снизился в связи с огромным ассортиментом информационных средств, которые зачастую вместо вспомогательных функций обучения наоборот мешают развитию мышления. Так вот, дети, совершая онлайн покупки, как правило, растрачивают значительные суммы своих родителей, так как не способны трезво оценивать ситуацию и, как бы печально это не звучало, испытывать чувство ответственности.
А мошенники этим пользуются. Они зачастую специально ищут именно подростков в интернете, чтобы ввести их в заблуждение и с помощью социальной инженерии похитить денежные средства. Для этого злоумышленники часто используют следующие психологические приёмы:
И как избежать потребительских рисков для подростков? Для предотвращения подобных ситуаций соблюдайте ряд простых правил, которые уберегут вас от значительных трат:
В заключении хочу сказать, что самое важное — это правильно подавать пример молодому поколению. Хоть и говорят, что учатся на ошибках, лучше быть подготовленным и не совершать их.
Управление ИТ и цифровыми рисками
ИТ ― это больше, чем просто информационные технологии. ИТ ― это критически важная часть операционной деятельности любой организации.
Мы предоставляем нижеследующие услуги, связанные с информационными технологиями:
Управление ИТ. ИТ процессы. ИТ аудит
Используя методологию «Делойта», а также классические методологии, такие как COBIT, ITIL и лучшие мировые практики, мы помогаем определить ключевые процессы и методы управления ИТ в организации. Мы формируем индивидуальный подход и показатели для оценки данных ключевых процессов и практик, адаптируем наш подход в соответствии с уникальными потребностями и ИТ-средой организации.
Мы проводим углубленный анализ части управления ИТ-функцией и ИТ-процессов организации для выявления основных рисков по шести направлениям: