Что такое потребительские свойства товара
Что такое потребительские свойства товаров
Юридическое значение потребительских свойств товаров состоит в том, что информация о них должна соответствовать фактическому состоянию продукции.
Что такое потребительские свойства товаров
Определение дано в ГОСТ 51303-2013 – это характеристики, отличающие продукт от аналогичных, являющиеся целью его использования и потребления.
Не существует закона, устанавливающего перечень свойств. Они выводятся специалистами товароведения и маркетологами.
Требования
Надежной считается покупка, не имеющая дефектов и не продемонстрировавшая их в течение срока годности, обслуживания, гарантии, удовлетворяющая заявленным требованиям, поддающаяся ремонту при правильной эксплуатации.
Безопасность продукции определяется по соответствию:
При этом под безопасностью понимают:
Классификация товаров
В основе создания продуктов лежит их эргономичность, т.е. способность удовлетворять желания пользователя. Различают свойства:
ВАЖНО: у каждого рода товара есть уникальный номер, утверждаемый приказом Министерства экономического развития РФ от 2011 года № 273. Этот перечень называется номенклатурой потребительских свойств и показателей качества товаров.
Существует масса технических регламентов Таможенного союза, ГОСТов, утверждающих характеристики определенной продукции, сходные с терминологией номенклатуры.
Например, Решение Комиссии Таможенного союза «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» от 2011 года № 799 и принятый в соответствии с ним ГОСТ 33488-2015. Или регламент 007/2011, содержащий требований к канцелярским товарам.
Продовольственные
Продовольственные созданы для потребления, т.е. это пища, напитки. Существуют дополнительные параметры продовольственных товаров:
По видам продовольственные продукты делятся на:
Непродовольственные
Непродовольственная продукция делится на:
Товар утратил потребительские свойства
Из-за множества характеристик мнение об утрате связано с субъективной оценкой потребителя. Чаще всего обращаются к продавцу за обменом, ремонтом или возвратом денег при наличии недостатков в безопасности и надежности.
Возможно нарушение назначения, если покупатель высказал конкретную цель, а продавец передал продукт, не имеющий такой функции.
ВАЖНО: например, покупателю нужна была непромокаемая обувь, но когда пошел дождь, внутрь ботинок просочилась вода. В этом примере нет нарушения качества, но характеристики не отвечают запросу покупателя.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ТОВАРОВ: НОМЕНКЛАТУРА, ПОКАЗАТЕЛИ, МЕТОДЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Потребительские свойства товаров – это свойства, которые проявляются товаром в процессе его использования. Это своего рода совокупность эстетических, технических, эргономических, органолептических свойств, которыми обладает тот или иной товар[3]. Потребительские свойства формируются вследствие влияния множества факторов. Такими факторами можно назвать температуру, транспортировку, хранение, влажность и многое другое. Из-за нарушений условий хранения, неправильной перевозке потребительские свойства товара могут изменяться не в лучшую сторону. Наиболее важной и актуальной темой являетсявыявления и изучения факторов, влияющие на потребительские свойства товаров.
Все потребительские свойства можно разделить на 8 групп. Из этих групп складывается номенклатура потребительских свойств товаров:
Востребованность товара, то есть насколько часто товар покупается. По-другому это свойство еще называют социальным. Оно может зависеть от сезона, например, шерстяной шарф никто не будет покупать жарким летом, а также от доходов населения, от общественных норм и т.д.;
Удовлетворенность покупателей, то есть на сколько покупатель доволен совершенной покупкой. Это свойств еще называют функциональным. Заключается оно в том, способен ли товар выполнять те функции, которые от него требуются и те, что заявлены производителем;
Надежность товара. Сюда можно отнести такие критерии, как долговечность, износостойкость, ремонтопригодности. То есть это те качества, которыми должен обладать любой товар при его эксплуатации потребителем;
Эргономичность товара. Это свойство предполагает соответствие товара гигиеническим, психологическим, физиологическим критериям. То есть эргономичность товара – это то, как он воспринимается покупателем;
Эстетичность товара, предполагает наличие у него привлекательного внешнего оформления, упаковки, красоту самого товара, эстетичность при его использовании;
Экологичность товара. Любой товар должен быть безопасен для окружающей среды, человека, животных и ни в коем случае не оказывать на них пагубное воздействие, вследствие эксплуатации и его дальнейшей утилизации;
Из экологических свойств складывается еще одно – это свойство безопасности. Товар должен быть безопасен не только для окружающей среды, но и для человека. Ни в коем случае в нем не должны содержаться запрещенные для использования и употребления человеком вредных вещества;
Экономичность товара. Это свойство заключается в том, что при эксплуатации товара должно использоваться как можно меньше топлива, энергии, каких-либо вспомогательных элементов.
Методами определения потребительских свойств товаров являются органолептический, расчетный, измерительный, экспертный, социологический методы.
Заключается в определении потребительских свойств с помощью органов чувств. Данный метод довольно часто используется в торговле для определения надлежащего качества товар или нет. К данному методы относят простейшие исследования, для проведения которых не требуется использование специальных приборов и материалов. Огромный плюс данного метода в том, что он довольно прост, обработка результатов не занимает много времени. Однако, он довольно субъективен ограничен и не точен.
Основан на анализе, наблюдении и подсчете. Его чаще всего используют при статистическом контроле качества товаров.Минусом метода является то, что он довольно трудоемкий. В некоторых испытаниях требует длительности наблюдения.
Заключается в определении качества товаров с помощью формул, графиков и других способов расчета. Наиболее точен, но обработка результатов занимает очень много времени. В основном используется на стадии разработки и проектирования товара.
Является наиболее объективным. Данный метод дает наиболее точные и достоверные результаты. Он позволяет получить числовые показатели качества и критерии потребительских свойств товара. Результаты выражаются в конкретных единицах: килограммах, литрах и т.д. Самый сложный и длительный метод, требующий определенной подготовки эксперта или экспертной группы, дорогого измерительного оборудования, больших затрат времени [1].
Все методы оценки потребительских свойств товаров подразделяются на:
Проводятся непосредственно специалистом, экспертом или экспертной группой, которые имеют определенный опыт, навык и владеют особыми знаниями;
Проводятся с участием потребителей. В данном методе обычно используют такие средства сбора и анализа информации как анкета, опрос, интервьюирование. Затем результаты обрабатываются и делается экспертное заключение;
Физико-химические или лабораторные методы.
Проводятся специалистами в специальных лабораториях. Чаще всего с помощью данного метода исследуют и анализируют продукты питания [2].
Таким образом, можно сказатьчто потребительские свойства товаров играют не последнюю роль при выборе потребителем нужного ему товара. Товары, которые реализуются покупателям должны обладать особыми свойствами и соответствовать всем заявленным нормам качества.
Список использованной литературы:
Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006.
Райкова Е. Ю.Теоретические основы товароведения и экспертизы. Учебник.- М: Дашков и Ко, 2012.
Потребительские свойства товаров
Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими.
Химические, физические и биологические свойства товаров составляют основу их потребительских свойств, которые проявляются в процессе потребления или использования товара потребителем для удовлетворения материальных и культурных потребностей. Не все свойства товаров являются потребительскими. Потребительские характеризуют ту часть свойств, которая проявляется в процессе потребления или эксплуатации. А общественная значимость потребительских свойств зависит от того, в какой мере они удовлетворяют потребности.
Как правило, потребительские свойства являются сложными свойствами (удобство использования, надежность, безопасность товара), образованными совокупностью простых свойств. Потребительские свойства определяют потребительную стоимость товара (ценность, полезность для человека).
В товароведении выделяются следующие группы потребительских свойств товаров:
— назначение (функциональные, социальное назначение, свойства классификационного назначения);
— надежность (долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость);
— эргономические свойства (антропометрические, физиологические, психологические, психофизиологические);
— безопасность и экологические свойства.
Потребительские свойства формируют качество товара, т.е. совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Потребительский показатель качества – это количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления. Номенклатура показателей качества зависит от назначения товара. У товара многоцелевого назначения она может быть очень многочисленной. Значение показателя качества товара может выражаться в различных единицах, например максимальная скорость транспортного средства в км/ч, наработка на отказ электродрели в часах, вкус продукта питания – в баллах. Иногда показатель качества товара может быть экономическим, например, средняя стоимость ремонта, рассчитанная в стоимостном выражении в рублях.
Потребительские свойства – совокупность свойств, удовлетворяющих потребности или ожидания индивидуальных потребителей. Примером таких свойств могут служить пищевая ценность продуктов питания, эстетические свойства продовольственных и непродовольственных товаров. Потребительские свойства характерны для готовой продукции и товаров, реализуемых в розничной торговле.
Номенклатура потребительских свойств и показателей – совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.
В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей.
5.3.1. Надежность – основное потребительское свойство товаров
Надежность – способность изделия выполнять заданные функции в заданных режимах и условиях применения (технического обслуживания, ремонта, хранения, транспортирования и др.), сохраняя свои эксплуатационные показатели в течение заданного промежутка времени или требуемой наработки на отказ, т.е. способность товара противостоять действию факторов, оказывающих отрицательное влияние на качество товара в течение требуемой наработки.
Наработка – продолжительность или объем работы изделия, измеряемые в различных единицах (сутках, годах, килограммах и др.).
Надежность это комплекс свойств, который в зависимости от назначения и условий эксплуатации может включать в себя долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.
В зависимости от вида изделия, его назначения и условий эксплуатации или потребления надежность может оцениваться в большей степени свойствами одной из групп, составляющих надежность. Например, если изделие невосстанавливаемое, то для него в комплекс свойств надежности не входит ремонтопригодность. Для продовольственных товаров в комплекс свойств надежности входят в основном свойства сохраняемости.
В процессе эксплуатации или потребления изделия испытывают различные воздействия, которые оказывают влияние на свойства надежности.
Надежность включает в себя четыре комплексных свойства:
— безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость (оценивают надежность восстанавливаемых (подлежащих ремонту) изделий);
— безотказность и сохраняемость (оценивают надежность невосстанавливаемых изделий).
Безотказность – это способность товара непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки (продолжительности или объема работы в часах, циклах, километрах и др.). Ее оценивают по среднему времени работы, приходящейся на один отказ, вероятности работы без отказа и другими показателями.
Показателями безотказности являются:
— средняя наработка до первого отказа;
— вероятность безотказной работы.
Вероятность безотказной работы означает, что в пределах заданной наработки отказ не возникает. Кроме того, показателями безопасности служат параметр потока отказов, гарантийная наработка, наработка на отказ, сроки ремонта.
Параметр потока отказов – среднее количество отказов восстановленного изделия в единицу времени на определенный срок.
Гарантийная наработка – срок эксплуатации изделия, который гарантирует изготовитель при соблюдении условий эксплуатации.
Наработка на отказ – относительный показатель, который характеризуется отношением суммарной наработки восстанавливаемого изделия к суммарному ожидаемому числу его отказов в течение этой наработки.
Долговечность – способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ремонта.
Показателями долговечности могут служить срок службы изделий, ресурс и др.
Срок службы – продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции.
Ресурс – предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах, например, число часов работы, количество включений и выключений (выключатели).
Моральное старение товара происходит в результате создания нового товара более высокого качества, например автомобиля с более современным дизайном кузова и салона, экономичным двигателем и более эффективной системой безопасности; более производительного персонального компьютера; акустической системы с более эффектным звучанием. Применение старого товара становится экономически нерациональным и малоэффективным.
Ремонтопригодность – свойство товара, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. К показателям ремонтопригодности относятся: среднее время восстановления, интенсивность восстановления и др.
Время восстановления – это продолжительность восстановления работоспособного состояния. Например, ремонтопригодность бытовых электроприборов характеризуется средним временем восстановления (ч).
Ремонтные работы проводятся для восстановления свойств товаров, утраченных при эксплуатации или вследствие возникновения дефектов. Ремонт возможен лишь при наличии запасных деталей или комплектующих изделий.
Ремонтопригодность характерна для многих непродовольственных товаров, особенно сложнотехнических, которые по этому свойству подразделяются на ремонтопригодные и ремонтонепригодные.
Сохраняемость – способность товара сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность товара выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования. Ее показатели срок сохраняемости, срок годности, гамма-процентный срок сохраняемости.
Сохраняемость свойственна всем потребительским товарам, так как хранение – неизбежный этап любого товародвижения. Это свойство особенно важно для пищевых продуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара.
Срок сохраняемости – календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования объекта, в течение которой сохраняются в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность товара выполнять заданную функцию. Гамма-процентный срок сохраняемости – это срок сохраняемости товара, который будет достигнут товаром с заданной вероятностью процентов.
Срок годности – это период, по истечении которого продукт считается непригодным для использования по назначению. Срок реализации – период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю, устанавливается для продовольственных товаров.
Сохраняемость товаров обусловлена их структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздействий (упаковка, защитные покрытия) и зависит от условий и сроков хранения. Многофакторность, определяющая это свойство, требует для обеспечения сохраняемости профессиональных знаний и умения.
Дата добавления: 2019-10-16 ; просмотров: 2062 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Потребительские свойства товаров и услуг: характеристики, классификация, качество
Объектом товароведческой, коммерческой, маркетинговой деятельности являются товары и услуги. Их основные потребительские свойства – важный аспект изучения и усовершенствования производства. Проблема оценки качества товаров и услуг тесно связана с определением перечня их свойств и характеристик.
Понятие товаров и услуг
Товар – это сложное многоаспектное явление, в самом общем виде под ним понимается некий продукт, произведенный в ходе деятельности человека для продажи или обмена. Возникновение товаров связывают с древнейшим видом коммуникации между людьми, которые обменивали излишки разных продуктов и изделий на другие. В некотором смысле можно сказать, что товар является источником цивилизации, потому что именно с обмена начинается совершенствование производства с целью повысить его качество и продуктивность. Маркетинг дополняет понимание товара таким аспектом, как его способность удовлетворять некие потребности. Главной особенностью товара считается наличие специальных признаков. Любая характеристика потребительских свойств товара неизменно приводит к решению проблемы оценки его качества.
Услуга – это неосязаемое благо, которое производится одним человеком для удовлетворения потребности другого. Между товаром и услугой немало общего. Хотя есть существенные различия: услуга неосязаема, непостоянна, неотделима от субъекта ее предоставления и несохраняема. И главное отличие товара и услуги состоит в материальности первого и нематериальности второй. Все эти особенности значительно осложняют оценку качества оказанной услуги. Если потребительские свойства изделий можно оценить по каким-то объективным физическим критериям, то услуга зачастую вызывает значительные затруднения в определении ее характеристик и качества.
Классификация товаров
В связи с огромным разнообразием товаров невозможно создать какую-то единую последовательную и всеобъемлющую классификацию. Есть несколько оснований для выделения разновидностей и групп товаров.
В первую очередь вид товара определяется по торговому признаку, и в этом случае выделяют продовольственные и непродовольственные изделия. Первые, в свою очередь, делятся на множество разновидностей. Мучные и хлебобулочные, молочные, мясные, рыбные, овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д. Непродовольственные товары делят на хозяйственные, одежно-обувные, продукты нефтепереработки, галантерею, ювелирные изделия, электротовары и т. п. Также выделяется вид товаров по сезонности их потребления: сезонные и несезонные.
В зависимости от рынка реализации есть промышленные и потребительские товары. Первые служат для использования в производстве, вторые предназначены для удовлетворения потребностей конечных потребителей. Промышленные товары включают в себя такие разновидности, как сырье, комплектующие, производственные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, недвижимость и капитальное имущество, а также услуги. Потребительские товары обычно классифицируют, принимая во внимание поведение потребителя при их покупке. Традиционно выделяют такие разновидности товары повседневного спроса, долгосрочные товары и изделия тщательного выбора, статусные товары, товары пассивного спроса.
Классификация услуг
Особенности услуг и их значительные отличия друг от друга делают невозможным создание обоснованной классификации услуг. Традиционно их подразделяют по сферам, в которых они оказываются. Так, принято выделять медицинские, пассажирские, спортивные, образовательные, информационные, банковские, юридические, охранные, ветеринарные услуги, а также услуги в сфере общественного питания, красоты, ремонта, поддержания чистоты и недвижимости.
Характеристики
Значительные различия товаров и услуг приводят к тому, что при их оценке и описании применяются те или иные характеристики. Товары обычно оцениваются по количественным и качественным признакам. В теории товароведения качественная классификация продукции осуществляется по следующим критериям:
Также есть потребительские характеристики товара, такие как марка, имидж, известность, набор критериев оценки изделия покупателем: надежность, прочность, экономичность и другие.
Оценивая потребительские свойства услуг, следует отметить ее уникальные характеристики, к ним относят:
Подходы к определению потребительских свойств
В товароведении понятие потребительских свойств связано с определением надежности и качества товара. Под этим принято понимать объективные особенности изделий, которые проявляются в процессе потребления, позволяющие покупателю удовлетворить различные актуальные потребности. В самом широком смысле потребительские свойства уравниваются с полезностью, за которую покупатель и готов заплатить оговоренную цену. Если свойства товаров хорошо поддаются оценке и прописываются в соответствующей номенклатуре, то характеристики услуг оценить значительно сложнее, и выработать единые критерии оценки бывает непросто. Эту функцию выполняют различные стандарты, которые вырабатываются как государственными органами, так и отраслевыми ведомствами.
Особый подход к определению понятия потребительских свойств сложился в маркетинге. В этом случае под потребительскими свойствами понимаются критерии, по которым потребитель товара или услуги оценивает его качество. Они могут быть не только объективными, но и субъективными, эмоциональными, в этом случае исследователи говорят о воспринимаемом качестве. Воспринимаемые свойства услуги базируются на потребностях покупателя, на его личных предпочтениях и стереотипах, на прошлом опыте получения услуг, на внешних и внутренних коммуникациях.
Потребительские свойства товаров
Потребительские свойства продукции покупатель оценивает по таким параметрам:
Свойства услуг
Характеризуя потребительские свойства услуги с точки зрения выбора потребителем, следует сказать, что в данном случае во многом он применяет те же критерии, что и при оценке товара. Это и престижность, и цена, и категория, и удовольствие. Однако специфические характеристики услуги заставляют его подумать и об особых свойствах. К ним относятся имидж услугодателя, прошлый опыт (свой и/или референтных групп), возможные последствия получения качественной или некачественной услуги.
В товароведении принято выделять такие потребительские свойства предоставляемых услуг:
Классификация потребительских свойств
Выделяя виды потребительских свойств товаров и услуг, исследователи-товароведы основываются на следующих факторах:
Понятие качества товаров и услуг
Оценивать потребительские свойства товаров и услуг необходимо для того, чтобы определить их качество и соответствие стоимости. Товароведение стремится выявить оптимальный набор таких свойств. Данное понятие по-разному трактуется специалистами и потребителями. Для первых качество товара – это количественные показатели потребительских свойств, которые обеспечивают удовлетворение потребностей и являются объективными параметрами. Для вторых качество – это часто субъективная, даже философская категория. Потребители часто оценивают качество через свои ожидания и восприятие.
Показателями качества являются следующие свойства и характеристики товаров и услуг:
В товароведении принято классифицировать показатели качеств товаров и услуг по таким признакам, как назначение, надежность, эстетичность, эргономичность, экологичность и безопасность. Для оценки качества сервиса дополнительно вводятся такие показатели, как количество оборудования для предоставления услуги, особенности протекания процесса обслуживания и его соответствие технологическим нормам, длительность и надежность результатов обслуживания, информирование клиента об особенностях процесса оказания услуги.
Оценка качества
Так как качество товара – это объективный показатель, то его необходимо измерять. Традиционно оценка качества производится по потребительским свойствам товара или услуги. Существует несколько методов определения данного показателя:
Обеспечение качества – важная часть работы компании, обычно критерии его оценки прописываются в специальных документах.
Номенклатура потребительских свойств
Потребительские товары и услуги должны соответствовать многим нормам и требованиям, контроль качества осуществляется как самим предприятием, так и специальными уполномоченными органами.
Международный стандарт (ИСО) определяет качество как совокупный перечень свойств и характеристик товара или услуги. Обычно он фиксируется в номенклатуре потребительских свойств и представляет собой перечень свойств одного товара или группы сходных изделий или услуг. Для составления номенклатуры необходимо изучить товар, составить подробный реестр его свойств и определить перечень наиболее важных и измеримых особенностей, поддающихся объективной оценке. Номенклатура потребительских показателей качества товара и услуги должна соответствовать перечню их важнейших свойств.