Что такое потребительский выбор

Потребительский выбор

Смотреть что такое «Потребительский выбор» в других словарях:

Потребительский выбор — [consumer choice]. решение потребителя о приобретении или каком либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий В. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя… … Экономико-математический словарь

Потребительский выбор — [consumer choice]. решение потребителя о приобретении или каком либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий В. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя… … Экономико-математический словарь

потребительский выбор — Решение потребителя о приобретении или каком либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий В. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и… … Справочник технического переводчика

Потребительский выбор — совпадение желания потребителя с его возможностями … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов

выбор — селекция выделение — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] выбор 1. В теории потребления — реальное действие потребителя, основанное на предпочтении одного набора благ (товаров,… … Справочник технического переводчика

Выбор — [choice, option]. 1. В теории потребления реальное действие потребителя, основанное на предпочтении одного набора благ (товаров, услуг и т.п.) другому набору благ. См. Потребительский выбор. 2. Более общее значение см. Альтернатива. 3. См.также… … Экономико-математический словарь

Потребительский кредит — Потребительский кредит кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домашним хозяйствам) для приобретения предметов потребления. Такой кредит берут не только для покупки товаров длительного пользования (квартиры, мебель, автомобили… … Википедия

Потребительский кредит. Выбор — Почитайте отзывы о банках в Интернете. Например, на сайте Банки.ру в разделе «Народный рейтинг банков» и на ветке форума «Потребительские кредиты». Ознакомьтесь с «Памяткой заемщика по потребительскому кредиту» Банка России, специально… … Банковская энциклопедия

Автокредит или потребительский кредит — Заемщик, который планирует приобрести в кредит подержанный автомобиль, часто задумывается, что лучше: автокредит или потребительский кредит. Иногда с подобным выбором сталкиваются и покупатели новых авто, несмотря на то, что здесь проблема с… … Банковская энциклопедия

Источник

1. Теория потребительского выбора

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо способе потребления некоторого блага (товара или услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, поскольку полагают, что фактическое решение потребителя однозначно выявляет и его предпочтение. Иначе говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая свои приобретения. Однако это неверно, напр., в условиях дефицита тех или иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар невозможно купить, не выявляет истинного предпочтения.

Основу теории потребительского выбора составляет теория предельной полезности. Как считают западные экономисты, от полезности того или иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (услуг).

Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках.

Определяющими факторами потребительского поведения служат предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).

Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного набора потребительских товаров и услуг с точки зрения их полезности. При этом имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это означает, что каждый потребитель имеет индивидуальную шкалу предпочтений. Следуя ей, а также учитывая свой ограниченный доход (бюджет), он стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения (полезности).

Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, которую он может получить при определенном доходе, и расходует меньше денег на покупку одного блага и больше — на покупку другого, называется потребительским равновесием.

Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того или иного товара (услуги).

Различают полезность общую и предельную.

Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Рациональность поведения потребителя заключается в том, что на свой денежный доход он будет стремиться приобрести такой набор товаров (услуг), который бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это возможно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Суть его такова: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара (услуги), была одинаковой. Математически этот принцип можно представить в виде универсального уравнения

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор

Правая часть уравнения отражает соотношение цен двух товаров, которые не зависят от поведения отдельного покупателя, левая часть — субъективные оценки отдельного покупателя о предельной полезности товаров хну.

Развитие теории потребительского поведения легло в основу создания в экономической науке концепции «бюджетных линий и кривых безразличия».

Эта концепция рассматривает поведение потребителя с двух сторон:

с точки зрения ограниченности дохода потребителя;

с точки зрения его желания иметь из наличного набора товаров каждый, который ему представляется равноценным.

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор

В основе метода определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение бюджетной линии и кривых безразличия.

Бюджетная линия — линия, являющаяся геометрическим местом расположения комбинаций количества товаров, которые могут быть куплены на заданный бюджет. Таким образом, бюджетная линия указывает пределы индивидуального потребления.

Таким образом, со снижением дохода потребителя при неизменных ценах на товары бюджетная линия аЬ параллельно смещается вниз и, наоборот, с ростом дохода бюджетная линия смещается вверх. Если доход и цены одновременно пропорционально возрастут (понизятся), положение бюджетной линии останется неизменным.

Бюджетные линии показывают возможность покупки того или иного товара потребителем при сложившемся уровне дохода, но не учитывают при этом желания потребителя. Предпочтения потребителей исследуются с помощью кривых безразличия

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность. Соизмерение потребностей предполагает в данном случае не количественное их измерение, а лишь ранжирование.

Чтобы описать предпочтение потребителя по всем наборам продуктов, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, изображают все кривые безразличия — так называемую карту кривых безразличия (рис.).

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор

Совокупность кривых безразличия, отражающих конкретные комбинации товаров для потребителя, называется картой кривых безразличия.

На рис. 3 бюджетная линия аЬ характеризует все товары, при покупке которых общая сумма затрат равна доходу потребителя. Она показывает реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров.

Кривая С находится за пределами бюджетной линии, т. е. потребление на этом уровне превышает возможности бюджета данного потребителя.

Точка касания Е бюджетной линии аЬ с кривой безразличия В указывает на максимальную полезность использования бюджета и свидетельствует о потребительском равновесии. В этой точке совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета. Положение точки Е зависит от увеличения (уменьшения) дохода потребителя и относительного изменения цен на одежду и продукты питания. Если, например, доход потребителя возрастает, то бюджетная линия сместится параллельно вверх, и точка Е окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше кривой В, т. е. в нашем случае на кривой С.

Кривая С характеризует предпочтительные комбинации товаров (услуг) для потребителя с целью удовлетворения его потребностей. При снижении дохода возникнет обратная ситуация, т. е. точка Е окажется ниже кривой В, т. е. на кривой А. Здесь кривая А менее предпочтительна для потребителя.

Использование теории предпочтения, бюджетных ограничений и кривых безразличия позволяет решить проблему потребительского выбора. Оптимальный набор потребительских товаров (услуг) должен отвечать двум требованиям:

находиться на бюджетной линии;

состоять из наиболее предпочтительного сочетания товаров. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.

Источник

Лекция 6. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор

В предыдущей теме, давая характеристику рыночного спроса, мы отмечали, что разные потребители по одной и той же цене будут приобретать разное количество одинакового товара. Почему так происходит? Почему кривая спроса на отдельный товар имеет отрицательный наклон? Что заставляет потребителя выбирать, какие товары и в каком количестве приобретать, а какие – нет? И, наконец, как достигается равновесие потребителя? На эти и некоторые другие вопросы, связанные с потребительским выбором в условиях рынка, можно ответить, познакомившись с теорией потребления. Изучению ее основ и будет посвящена данная лекция. Чтобы получить представление о теории потребительского выбора, рассмотрим следующие вопросы.

Основные вопросы лекции:

1. Общая и предельная полезность

2. Кривые безразличия и бюджетные линии

3. Равновесие потребителя

6.1. Общая и предельная полезность

Давайте подумаем, с какой целью потребитель появляется на рынке? Ответ очевиден: чтобы приобрести определенное количество благ, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности. Этот мотив лежит в основе потребительского поведения.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их доходов и личных предпочтений.

Потребности человека практически безграничны, некоторые из них можно удовлетворить на короткое время, но затем они снова возникают (например, потребность в пище, сне и т.д.) Потребности человека можно классифицировать. Так, по мнению немецкого ученого Ф. фон Германа, они могут быть:

1) низшими и высшими;

2) относительными и абсолютными;

3) положительными и отрицательными;

4) прямыми и косвенными;

5) общими и особенными;

6) беспрерывными и прерывистыми;

7) постоянными и временными;

8) обычными и чрезвычайными;

9) настоящими и будущими;

10) индивидуальными и коллективными;

11) частными и государственными.

Потребности людей постоянно изменяются под воздействием самых разных причин: изменения возраста, вкусов, под воздействием моды, рекламы и т.д. Задачей экономической деятельности является удовлетворение всех этих потребностей. Для этого и производятся товары и услуги, из которых каждый потребитель выбирает необходимые лично ему.

Чем же руководствуется потребитель, делая свой выбор? В первую очередь тем, способны ли те или другие блага доставлять ему удовольствие, приносить удовлетворение или, по-другому, полезность.

Полезность – это способность благ удовлетворять какие-либо человеческие потребности.

На рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Формирование потребительской корзины, обладающей определенной полезностью для конкретного потребителя – первое правило потребительского поведения.

Потребительская корзина (или вектор потребления) – это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем, обладающая для потребителя определенной полезностью.

Потребительскую корзину можно записать как:

где Q – количество товаров в потребительской корзине (Q > 0), n – количество товаров в экономике (n > 0).

Потребительская корзина является основой для расчета минимального потребительского бюджета, тогда под ней понимается не только набор товаров и услуг, объективно необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека, но и оценка этого набора в действующих ценах. В этом случае формула потребительской корзины приобретает следующий вид:

где P – цена товара (P> 0).

В экономической науке понятие полезности несколько отличается от общепринятого его значения.

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор

Во-вторых, полезность блага – результат влияния объективных обстоятельств. Полезными могут быть только те блага, которые доступны для потребителя. Так что ни сокровища, лежащие на дне океана, ни богатства далеких планет нашей вселенной не могут рассматриваться как экономические полезности, как бы они не были для нас желательны. Что же происходит с полезностью благ, когда потребитель, стремясь к удовлетворению своих потребностей, увеличивает их потребление? Обратимся к примеру. Если студент, испытывая потребность в витаминах, будет съедать одно за другим несколько яблок подряд, то с каждым дополнительным яблоком общая полезность будет возрастать. Причем, каждое дополнительное яблоко будет приносить ему дополнительную полезность или приращение общей полезности. Таким образом, степень полезности блага измеряется в двух показателях: общей полезности и предельной полезности.

Общая полезность – это суммарная польза от потребления определенного количества благ (или блага).
Предельная полезность – это приращение общей полезности при увеличении потребления блага на одну дополнительную единицу.

Продолжим наш пример. Итак, по мере увеличения потребления яблок общая полезность растет, и это очевидно, ведь потребитель приближается к насыщению. А что же будет с предельной полезностью? Судите сами, если первое яблоко вы ели с большим удовольствием, второе – также достаточно резво, то третье, возможно, уже с перерывами, четвертое – только надкусили, а пятое осталось нетронутым. О чем это говорит? О том, что дополнительная польза от каждого последующего яблока становилась все меньше, а от пятого по счету яблока и вовсе стала равна нулю. Таким образом, по мере приближения к насыщению (в нашем примере студенту достаточно было съесть для этого четыре яблока) общая полезность возрастает, а предельная полезность убывает. Эту зависимость можно наблюдать и в отношении всех остальных товаров. Эту особенность человеческой натуры подчеркивали многие ученые (У. Джевонс, К. Менгер, А. Маршалл), но впервые она была сформулирована немецким экономистом Госсеном и в дальнейшем получила название первого закона Госсена. Подобная взаимосвязь носит фундаментальный характер и выступает в качестве закона убывающей предельной полезности.

Закон убывающей предельной полезности: поскольку полезность определяет степень удовлетворения потребностей покупателя, можно утверждать, что если потребление остальных товаров не изменяется, то с увеличением потребления данного блага общая полезность растет, а предельная полезность каждой его дополнительной единицы убывает.

Итак, суть первого закона Госсена в том, что предельная полезность каждой последующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущее единицы.

Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной, или добавочной, полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии снижения их цены. Закон убывающей предельной полезности позволяет обосновать закон падающего спроса (нисходящую кривую спроса), а также объяснить, как следует покупателю распределить свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые он может купить.

Возникает вопрос: как можно измерить полезность, ведь в известной всем Системе мер и весов не существует меры полезности (в отличие от мер длины, веса, напряжения и т.д.)? По этому вопросу мнения экономистов расходятся. Выделяют два основных подхода к определению полезности:

1) количественный (кардиналистский), его представителями являются У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас;

2) порядковый (ординалистский), его авторы – В. Парето, Ф. Эджоурт, И. Фишер, Дж. Хикс.

Согласно количественному (кардиналистскому) подходу, полезность можно измерить в некоторых единицах – ютилях (от англ. utility – полезность).

Представители порядкового (ординалистского) подхода считают, что количественно измерить полезность нельзя, но ее можно ранжировать для разных наборов потребляемых благ и оценивать относительно в категориях «больше» или «меньше».

Общую полезность можно обозначить TU (total utility – общая полезность), предельную полезность – MU (marginal utility – предельная полезность). Если рассматривать общую полезность как функцию, например, TU = f(Q),где Q – количество товаров, то ее частная производная будет представлять собой предельную полезность:

MU= Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор.

Величину предельной полезности можно также определить по формуле:

MU = Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор.

Если наш пример с яблоками дополнить единицами полезности, то можно составить следующую таблицу (табл. 6.1).

Количество яблок (шт.),QПредельная полезность (ютили), MUОбщая полезность (ютили), TU

Как видно, увеличение потребления яблок приносит нашему студенту возрастание общей полезности и убывание предельной полезности. Изобразим эту ситуацию графически (рис. 6.1).

Кривая предельной полезности имеет отрицательный наклон, так как полезность потребляемых одного за другим яблок убывает. Кривая общей полезности наклонена положительно, так как с ростом количества потребляемых яблок общая полезность возрастает. Когда достигается максимум общей полезности (30 ютилей), предельная полезность становится равной нулю. Если потребление 5-го яблока никакой дополнительной пользы не приносит, то какую реакцию вызовет 6-е съеденное яблоко? Возможно, что оно окажется вредным для потребителя, так как организм будет перенасыщен кислотой. Можно привести и другие примеры: человеку свойственно испытывать чувство дискомфорта, когда он переест, перегреется на солнце, слишком долго пробудет в воде.

Предельная полезность – первая предельная величина, с которой вы знакомитесь в курсе экономической теории. Использование предельных величин для объяснения экономического поведения субъектов рынка получило название теории маржинализма (от англ. marginal – предельный, дополнительный). В экономической науке предельный анализ применяется для обоснования рационального (оптимального, самого лучшего) решения, которое могут выбрать участники рыночных отношений из множества имеющихся альтернатив.

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выборРис. 6.1. Динамика общей и предельной полезности

В ближайших темах, изучая поведение фирмы в рыночной экономике, мы снова обратимся к предельному анализу. А пока вернемся к поведению потребителя.

В теории потребительского выбора используется несколько допущений:

1) денежный доход потребителя ограничен;

2) цены не зависят от количества благ, покупаемых домохозяйствами;

3) все покупатели знают предельную полезность всех благ;

4) потребители стремятся максимизировать общую полезность.

Кроме того, существует также ряд аксиом:

Аксиома 1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

Аксиома 2. Ненасыщенность. Потребитель хочет иметь как можно больше товаров и услуг. Все они для него желательны и предельная полезность каждого из них положительная.

Аксиома 3. Транзитивность. Вкусы потребителя на момент выбора уже сформировались и в процессе выбора остаются постоянными. Логически это можно выразить так: если набор благ А для потребителя предпочтительнее, чем набор В, что, в свою очередь, полезнее, чем набор С, то набор А предпочтительнее, чем набор С.

Аксиома 4. Субституция (заменяемость). Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного блага, если ему предложат взамен большее количество блага-заменителя (субститута).

Аксиома 5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность блага зависит от того его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Как вы считаете, что будет с готовностью потребителя платить за каждую дополнительную единицу блага: она будет возрастать или уменьшаться? Безусловно, уменьшаться. На основе этих рассуждений формулируется уже известный вам закон спроса, а также определяется внешний вид его графической интерпретации – кривой спроса, имеющей отрицательный наклон.

Общую и предельную полезность можно проиллюстрировать с помощью условных данных (табл. 6.2).

Как видно, общая полезность вначале возрастает с потреблением блага от 1-ой до 3-ей его единицы, достигает максимума при потреблении 3-ей и 4-й единиц блага, а затем начинает убывать. Предельная полезность при этом убывает с 11 ютилей до нуля, а при потреблении 5-й единицы блага становится отрицательной. Какие из этого следуют выводы? Для удовлетворения потребности в данном товаре достаточно его потребления в количестве 3-х единиц. Потребление 4-й единицы никакой дополнительной пользы не приносит, а 5-ой – делает его бесполезным. Более того, в некоторых случаях может быть даже вредным.

Единица продуктаПредельная полезность (ютили)Общая полезность (ютили)
1-я
2-я
3-я
4-я
5-я-5

Под воздействием закона убывающей предельной полезности формируется потребительский выбор. Каждый потребитель стремится обеспечить себе максимальный уровень полезности. При этом он вынужден действовать в рамках определенных ограничений, прежде всего, бюджетных. В таких условиях он должен распределить свои возможности между несколькими благами так, чтобы получить максимум удовлетворения.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежных доходов).

Это возможно лишь в том случае, когда каждая денежная единица, потраченная на приобретение одного блага, приносит точно такую же предельную полезность, как и единица, потраченная на другое благо. Иначе говоря, предельные полезности этих благ должны быть одинаковыми. Как это достигается?

Допустим, студент, чтобы позавтракать, должен распределить выделенные на завтрак денежные средства между бутербродами и кофе. Предположим, что добавочная чашка кофе приносит ему большее удовольствие, чем дополнительно съеденный бутерброд. В этом случае он, вероятно, сократит потребление бутербродов и направит большую часть денег на приобретение кофе. Но тогда, согласно закону убывающей предельной полезности, желательность каждой последующей чашки кофе будет уменьшаться, в то время как ценность последнего из оставшихся бутербродов – возрастать. В конце концов, находится вариант, при котором предельные полезности обоих благ выравниваются. Эта ситуация называется равновесием потребителя. Оно достигается в том случае, если выполняется следующее равенство:

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор

Это означает, что потребитель не заинтересован в изменении пропорций потребления за счет предпочтения одного товары другому. Именно в этом случае достигается и максимум общей полезности при данном бюджете и ценах. Правило, согласно которому достигается максимум полезности для потребителя, распространяется на любое количество товаров, поэтому его можно выразить так:

Что такое потребительский выбор. Смотреть фото Что такое потребительский выбор. Смотреть картинку Что такое потребительский выбор. Картинка про Что такое потребительский выбор. Фото Что такое потребительский выбор.

Второе правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

Иными словами, покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Выбор потребителя считается рациональным, если каждое из имеющихся у него благ в расчете на одну денежную единицу, потраченную на их приобретение, приносят ему одинаковую предельную полезность.

Подчеркнем, что подобный подход к определению равновесия потребителя характерен для представителей количественного подхода. Ординалисты рассматривают условия равновесия по-иному.

Следует помнить, что потребительская оценка полезности чрезвычайно субъективна и не поддается точному количественному учету (ведь ютиль – это условная единица полезности). Одни люди, приступая к еде, считают калории, другие – думают о том, сколько денег потратили на продукты. Не существует некой единицы полезности, которая могла бы показать, что сочетание бутербродов и кофе приносит большее или меньшее удовлетворение, чем салата и сока. Однако логика принятия решений в любом случае остается одинаковой: потребитель стремится к такому сочетанию благ, при котором их предельные полезности выравниваются, а общая полезность достигает максимума.

Критерием правильности решения покупать или не покупать товар является не общая и даже не предельная полезности, а предельная полезность на затраченный рубль (MU / Р) – взвешенная предельная полезность. Дополнительное удовлетворение, получаемое на затраченный рубль, представляет собой наилучший критерий, поскольку объединяет и фактор удовлетворения, и фактор затрат, а оба эти фактора необходимы для обоснования сравнения между собой. Отмеченная связь между переменными отражает второй закон Госсена.

Второй закон Госсена: при заданных ценах и бюджете потребитель достигает максимума полезности, когда отношение предельной полезности к цене (взвешенная предельная полезность) одинаково по всем потребляемым благам.

Выбор потребителя можно анализировать также с помощью графического инструментария: кривых безразличия и бюджетных линий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *