Что такое потребление в экономике определение кратко
Потребление
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений. Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории. Но кроме экономической теории, проблематикой потребления занята также экономическая социология. «Потребление традиционно рассматривалось либо как материальный процесс, укорененный в человеческих нуждах, либо как идеальная практика, укорененная в символах, знаках и кодах», — говорит в своих лекциях Балихар Сангера, профессор Кентского университета в Великобритании. Это высказывание говорит об основных различиях между рассмотрением потребления в экономической теории и экономической социологии.
Если не касаться вопросов различия методов и объектов исследования, фундаментальный водораздел между рассматриваемыми дисциплинами лежит в области общеметодологических предпосылок анализа, «в подходах к моделированию человеческого действия». Экономическая теория рассматривает человека в рамках экономических отношений: в условиях ограниченности ресурсов индивид ищет наиболее эффективные пути для удовлетворения собственных потребностей. Самого человека (субъекта) в таком случае можно охарактеризовать как «максимизатора полезности». В экономической модели четко прослеживается атомизм субъекта и относительная независимость принимаемых им решений.
Экономическая социология же «изучает экономическое действие как форму социального действия», которое, если последовать ходу рассуждений В. Радаева и вспомнить трактовку социального действия Максом Вебером, представляет собой «субъективное смысловое единство» и по смыслу «соотносится с действиями других людей». Индивидуализм субъекта в такой модели относителен, так как он рассматривается «в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры». Мотивы поведения человека в такой модели выходят за пределы чисто экономических целей (удовлетворение потребностей и тому подобное). Экономическая модель Homo economicus, таким образом, представляет собой аналитическую редукцию. В процессе этой редукции из рассмотрения изымаются важные культурные и социальные категории, целью же такого рассмотрения является построение точных моделей экономического действия.
В то же время, наличие культурного аспекта в потреблении признано многими. Пол ДиМаджио (Paul DiMaggio), признанный специалист в области социологии культуры, утверждает: «Хозяйственные процессы всегда имеют некую нередуцируемую „культурную“ составляющую». Под хозяйством в данном случае понимаются «институты и отношении производства, обмена и потребления». Непопулярность категорий культуры у экономистов П. ДиМаджио объясняет предпочтениями последних: сложно строить точные дедуктивые модели, так как пертурбации восприятия и оценивания редко могут служить прочным основанием для таких моделей. Более того, ДиМаджио идет далее и находит противоречия в самих экономических постулатов: приводя высказывание Нила Смелзера, ДиМаджио приходит к выводу, что сама «рациональность» субъекта в экономике — ни что иное, как культурная реалия, ошибочно принятая за «природу».
Подытожим словами социолога Александра Бикбова: «Голос социологии и коллективной психологии со всей серьёзностью усомнился в здравости того крайне ограниченного здравого смысла, которым экономисты-теоретики наделили своего рационального потребителя». Другой термин — Homo sociologicus — описывает человека «социологического» — модель, противоположную ранее рассмотренной модели homo economicus. «Человек социологический» — человек, социально обусловленный, и мотивации его часто не вполне ясны стороннему наблюдателю, каковым часто и является исследователь. Именно поведением этого «человека» занимается экономическая социология, обращая внимание на культурную, знаковую среду, его окружающую. Сложность использования данной модели, по сравнению с точными моделями экономической теории, ясна любому исследователю. В то же время именно попытки аналитического рассмотрения поведения homo sociologicus принесли в социологическую науку неоценимые по своей важности идеи и конструкты.
В начале книги «К критике политической экономии знака» Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard) четко разделяет два подхода к исследованию потребления: первый из них (условно «экономическим») рассматривает предметы в терминах потребностей («гипотеза первичности потребительной стоимости»), а второй — («социологический») признает первичность «знаковой меновой стоимости». Не признавая прав первой концепции на существование, Бодрийяр призывает видеть за «явным дискурсом предметов» (теория потребностей и их удовлетворения) фундаментальный социальный дискурс, по большей части бессознательный и получающий свое выражение в социальной демонстрации.
Отсылая к опыту первобытных обществ, Бодрийяр показывает, что потребление первоначально «не соответствует никакой индивидуальной экономии потребностей, но является социальной функцией почета и иерархического распределения». Необходимость производства и обмена продиктована необходимостью сделать видимой социальную иерархию, механизмом социальной демонстрации.
Что представляет собой производственное потребление в экономике?
Содержание:
Потребление – это в экономике основное понятие, которое параллельно изучается многими другими социальными науками. Специалисты постоянно стараются выстроить некую взаимозависимость между доходами и процессом потребления. Для этого проводится моделирование специализированных функций зависимости, расчеты и прогнозирование. Существует несколько точек зрения на данный вопрос у различных ученых. Некоторые эксперты уверены, что потребление – это окончательное приобретение товара, услуги определенным гражданином. При этом к отдельной группе причисляются инвестиционные вложения фиксированных размеров, издержки на государственном уровне и промежуточное приобретение, и использование товаров.
По мнению других профессионалов, потребление – это в экономике определение гораздо более широкого спектра значений. Это вся экономическая деятельность, за исключением маркетинга, производства и проектирования. К потреблению они относят процесс переработки, удаления, применения, отбора и принятия товара или услуги.
Важно отметить, что доходы потребителей сказываются на объемах покупаемых товаров и структуре самого потребления. Рассмотрим простой, общественный пример на базе среднестатистической семьи. Средний класс и люди, имеющие небольшую прибыль, вынуждены экономить на продуктах питания, товарах первой необходимости. Они выбирают недорогой способ удовлетворить свою потребность в одежде, обуви, бытовой химии и прочем. Если семья имеет хороший заработок, она может позволить себе тратить больше денег на потребление качественных, натуральных продуктов, туристические поездки, одежду от ведущих производителей.
Уровень потребления материальных благ – это показатель уровня жизни в стране, в принципе. Он поддерживает баланс между функцией спроса и предложения. Чем выше уровень развития государства, тем больше хороших товаров потребляет население, тем выше качество жизни в стране. На сегодняшний день во многих странах отмечается резкий спад уровня расходов на личное потребление. Это связано с двумя главными причинами:
Что такое потребление в экономике, примеры потребления в экономике
Потребление – это процесс использования товаров, услуг человеком для удовлетворения собственных нужд. На экономическом уровне производственное потребление – это приобретение разнообразных благ, созданных заводами, производителями, компаниями, за определенную сумму денег, полученную в виде прибыли. В любом случае, чтобы удовлетворить свои потребности и получить благо, человек вынужден тратить свои сбережения. Потребительский процесс объединяет нескольких участников:
Предметы потребления – это в экономике все товары, которые можно купить на рынке, в магазинах или торговых центрах. В девятнадцатом веке знаменитый немецкий экономист Маркс разработал интересную теорию, которая разделила понятие потребления на две категории:
Что такое производство, распределение, обмен и потребление – обеспечение потребностей в товарах и услугах
Производство и воспроизводство – это разные процессы, которые являются частью единой цепи. Под воспроизводством понимают беспрерывное изготовление материального блага. Этот процесс циклический. После завершения работы над товаром сразу возобновляется работа над следующей единицей. Процесс воспроизводства включает в себя четыре этапа:
Рассмотрим каждый этап подробно. На стадии распределения произведенная продукция разделяется на две группы: потребительскую и накопительную. Некоторый процент прибыли, если он не уходит в потребительский сектор, должен быть направлен на следующие статьи расходов:
На стадии обмена заключается сделка о бартере на взаимовыгодных условиях. То есть результаты труда могут обмениваться на другие блага. Другой вариант – товар приобретается за определенную сумму денег.
Конечное потребление – это что, удовлетворение потребностей человечества, обществознание
Бытовые нужды – это одно из направлений конечного потребления товаров. Человек вынужден приобретать продукты первой необходимости. Если рассматривать конечный процесс потребления в национальных масштабах, он указывает на общее количество продукции, которое способствует полноценному удовлетворению пожеланий общества в коллективном и индивидуальном плане.
Под конечным потреблением понимается использование продукции в целях, не имеющих отношения к производству. Это касается потребительских услуг, товаров, с помощью которых граждане государства удовлетворяют свои личные, коллективные или общественные потребности.
Конечное потребление включает в себя:
Потребление. Понятие, сущность и основные категории
Потребление – это средства, направленные населением на приобретение товаров и услуг.[1,9]
Потребление составляет жизненную основу существования общества. Именно в целях удовлетворения потребностей организуется производство материальных благ. При этом, чем больше развито общество, чем большее количество материальных благ и услуг поступает в потребление населения, тем больше повышается качество и уровень жизни. Уровень потребления зависит от многих составляющих, но прежде всего от доходов семьи. В зависимости от доходов население предъявляет больший или меньший спрос на товары и услуги. Таким образом, под потреблением мы понимаем ту сумму денег, которая тратится населением на приобретение материальных благ и услуг.
Главный фактор, который будет определять потребление – это личный располагаемый доход. В свою очередь, личный располагаемый доход делится на потребление и сбережение. Следовательно, кроме дохода на потребление влияют и налоги, рост цен, рост отчислений на социальное страхование, склонность к сбережению.
Очевидно, что потребление различных семей и социальных групп зависит от семейного бюджета, от степени необходимости и желательности тех или иных благ, платности или бесплатности. Но нет двух одинаковых по потреблению семей. Даже в семьях с одинаковым уровнем доходов структура расходов различна как по величине, так и по структуре. Большая часть в семьях с низкими доходами тратится на питание и одежду, а в рационе питания преобладают дешевые продукты. В семьях с высокими доходами расходы на питание тоже увеличиваются, но происходит это за счет приобретения более дорогих и качественных продуктов. Одновременно в этих семьях увеличивается потребление непродовольственных товаров длительного пользования, предметов роскоши, увеличиваются расходы на отдых.
Потребление представляет собой использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. Потребление – заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами – производством, распределением, обменом. Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление.
Общий уровень потребления населения в той или иной стране определяется достигнутым уровнем развития производительных сил, степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социальных слоев, групп, классов непосредственно зависит от распределения общественного продукта, что в конечном счете определяется собственностью на средства производства, а следовательно, и на созданный продукт. Дифференциация потребления определяется дифференциацией доходов, выражается в уровне и качестве потребляемых благ, структуре потребления.
Потребительские товары составляют примерно 2/3 «общественного пирога», остальная 1/3 – инвестиционные товары. Они предназначены для восполнения выбывающего реального капитала, говоря по-другому, расходуются на производственное потребление. Главным потребителем производимых благ являются домашние хозяйства, а инвестиционных товаров – предприятия (фирмы).[2,13]
В принципе потребление домашних хозяйств можно определить достаточно точно. Но здесь возникают свои трудности. Одни товары, например продукты питания, напитки, различные услуги, потребляются сразу. Другие, а именно товары длительного пользования – автомобили, мебель, жилища, – потребляются постепенно, в течение ряда лет, т.е. можно сказать, что они потребляются по частям. Потребление этих товаров исчисляют не по полной их стоимости, а по стоимости того количества услуг, который предоставляют товары длительного пользования за тот или иной отрезок времени, например за год.
Под потреблением (С) в экономической теории понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течении какого-то срока. Потребление это выражение общего потребительского, или платежеспособного, спроса. Установлено, что потребление движется в том же направлении, что и доход. Однако потребление зависит не только от дохода, но и от так называемой склонности к потреблению. Склонность к потреблению может быть средней и предельной.
Под средней склонностью к потреблению (APC) в экономической науке понимается «психологический фактор», отражающий желание людей покупать потребительские товары. Средняя склонность к потреблению выражается как отношение потребляемой части национального дохода (C) ко всему национальному доходу (Y), т.е.
или
(1)
Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение изменения в потреблении к изменениям в доходе, т.е.:
(2)
Здесь отражена следующая функциональная зависимость: когда реальный доход общества увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не с такой быстротой.
Размер потребительских расходов зависит от уровня дохода. Следовательно, МРС будет всегда меньше 1, так как доход больше потребления. Отсюда следуют выводы:
МРС = О, это когда приращение дохода не потребляется, а сберегается;
МРС = 1/2 означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;
МРС = 1 означает, что приращение дохода полностью потребляется.
Рассмотрим зависимость между уровнем дохода и потреблением (рис.1).
|
Рис 1.1.Зависимость между уровнем дохода и потреблением [3,9]
Анализ этой кривой показывает, что при Y1 потребители «живут в долг», т.е. за счет займов или прошлых сбережений.
Здесь можно сделать заключение, что чем больше склонность к потреблению, тем ближе линия потребления будет приближаться к линии 450.
Дж.М. Кейнс считал, что главным фактором, определяющим размер потребления, является располагаемый доход, т.е. доход после уплаты налогов. По мере роста дохода растет потребление. Возрастают расходы на более качественное, экологически чистое питание. Но наступает определенный предел в расходах даже на качественные продукты питания, поскольку потребности человека в еде можно удовлетворить достаточно быстро. Менее подвержены насыщению такие товары, как одежда, машины, развлечения, отдых, и расходы на их приобретение растут большими темпами. Несколько более постоянны затраты на жилье, его содержание и благоустройство, но и они имеют тенденцию с ростом доходов значительно увеличиваться. Т.е., сумма, которую общество затрачивает на потребление, очевидно, зависит:
1) частично от величины дохода,
2) частично от других сопутствующих объективных обстоятельств и
3) частично от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек отдельных членов общества, а также от принципов, на основании которых совокупный доход распределяется между участниками хозяйственного процесса (причем распределение это тоже может подвергнуться модификации в случае расширения производства). Каждому хозяйству приходится постоянно принимать решение, какую часть дохода израсходовать (потребить) сегодня, какую отложить на будущее – на случай непредвиденной ситуации, заболевания, инфляции, с целью накопить средства для приобретения дорогостоящей вещи. Одна часть расходуется на текущее потребление, другая – откладывается в виде сбережения.
Что такое потребление
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всю жизнь, начиная с рождения, мы с вами постоянно что-то потребляем: еду, заботу родителей, услуги и так далее.
Иногда мы за это платим деньги, иногда используем взаимовыгодный обмен, иногда получаем это даром.
Так что же такое потребление, какие его виды бывают – разберем в этой статье.
Потребление — это …
Человек, прежде всего – биологический объект. Для того, чтобы жить, ему нужна еда (как источник белков, жиров и углеводов), одежда (чтобы не допустить переохлаждения организма). Это базовые потребности человека для поддержания жизни – физиологические.
Далее идет черед потребностей не просто биологического организма, а «человека разумного», т.е. потребность в социализации, в знаниях, в дружбе и любви, в самореализации.
Наглядно иерархическую структуру потребностей человека изобразил американский психолог Маслоу:
Так к чему это длинное введение? Все, что человек использует для удовлетворения своих потребностей, он потребляет.
Вывод: потребление – это использование продукта (продукции, услуг, работ) в процессе удовлетворения своих потребностей.
В процессе потребления задействованы несколько сторон:
Потребление – это конечное звено цепочки воспроизводства.
Для справки: воспроизводство – это производство материальных благ в непрерывном движении и возобновлении. Схематично процесс воспроизводства выглядит так:
Производство → Распределение → Обмен → Потребление
Часть дохода, которая не идет на потребление, расходуется на:
Виды потребления
Потребление, согласно экономической теории К.Маркса (немецкого экономиста 19 века), разделяется на 2 вида:
Вывод: в производственном потреблении продукты создаются, в непроизводственном – уничтожаются (поглощаются).
Значение в экономике
Экономическая трактовка термина очень проста. Ее можно выразить одной фразой:
То есть, ты даешь мне товар (продукцию, услугу, работу), я тебе за это плачу деньги (или осуществляем бартерный обмен).
Вывод: потребление в экономике – это приобретение материальных благ и услуг.
Ключевое слово в данном определении – «приобретение». Следовательно, получение благ и услуг становится возможным только при наличии у потребителя финансовых средств (денег, ценных бумаг, материальных ценностей). Источниками указанных средств могу быть сделанные ранее накопления или же доход от трудовой деятельности, бизнеса, реализации имущества или иных активов.
Вывод: уровень потребления зависит от уровня доходов потребителя.
Например, каждая конкретная семья может приобрести товаров и услуг на сумму, не превышающую размер ее совокупного дохода. Не будем упоминать про кредиты и займы, это уже совсем другая история.
Уровень доходов потребителя влияет не только на объем потребления, но и на его структуру. Если рассматривать этот вопрос в рамках личного (семейного), то мы увидим, что в семьях с небольшим доходом в основном приобретаются дешевые продукты и недорогая одежда. Семьи с высокими доходами покупают дорогие продукты, брендовую одежду, предметы роскоши, тратят деньги на отдых.
Потребление является эффективным механизмом поддержания баланса между спросом и предложением товара (услуг) на рынке. Стоит оговориться, это утверждение верно только для рыночной экономики. При плановом ведении хозяйства этот механизм не имеет столь важного значения.
Чем лучше развито общество в экономическом аспекте → тем больше объем и ассортимент потребления → тем выше качество и уровень жизни населения.
В настоящее время наблюдается общее снижение уровня личного потребления. Это стало следствием нескольких причин:
Что такое общество потребления
Мы часто слышим эту фразу, употребляемую с негативным оттенком. Почему же принято считать, что общество, которое много потребляет, это какое-то ущербное?
По мнению многих ученых, массовое потребление материальных благ формирует систему ценностей, ориентированную лишь на материальную составляющую человеческого бытия.
При этом нивелируются духовные ценности: дружба, взаимовыручка, добропорядочность, честность и т.д.
Но не все так плохо: возросшее потребление говорит об улучшении уровня жизни населения, а формированию правильной системы ценностей общество должно уделять повышенное внимание.
В этом случае окончательного перекоса в сторону бездуховности общества может не случится. Точка невозврата еще не пройдена, все в наших руках.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Человек конечно не может жить без потребления, но когда я вижу, как богачи транжирят свои деньги на пустые побрякушки, понимаю, что срочно нужно вводить налог на сверхпотребление, а деньги с налога распределять между нуждающихся.
Никогда не понимала людей, которые считают, что общество потребления, это что-то плохое. Думаю, нам повезло жить в эпоху изобилия и возможностей.
Потребление
Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории. Но кроме экономической теории, проблематикой потребления занята также экономическая социология. «Потребление традиционно рассматривалось либо как материальный процесс, укорененный в человеческих нуждах, либо как идеальная практика, укорененная в символах, знаках и кодах», — говорит в своих лекциях Балихар Сангера, профессор Кентского университета в Великобритании. Это высказывание говорит об основных различиях между рассмотрением потребления в экономической теории и экономической социологии.
Если не касаться вопросов различия методов и объектов исследования, фундаментальный водораздел между рассматриваемыми дисциплинами лежит в области общеметодологических предпосылок анализа, «в подходах к моделированию человеческого действия».
Экономическая теория рассматривает человека в рамках экономических отношений: в условиях ограниченности ресурсов индивид ищет наиболее эффективные пути для удовлетворения собственных потребностей. Самого человека (субъекта) в таком случае можно охарактеризовать как «максимизатора полезности». В экономической модели четко прослеживается атомизм субъекта и относительная независимость принимаемых им решений.
Экономическая социология же «изучает экономическое действие как форму социального действия», которое, если последовать ходу рассуждений В. Радаева и вспомнить трактовку социального действия Максом Вебером, представляет собой «субъективное смысловое единство» и по смыслу «соотносится с действиями других людей». Индивидуализм субъекта в такой модели относителен, так как он рассматривается «в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры». Мотивы поведения человека в такой модели выходят за пределы чисто экономических целей (удовлетворение потребностей и тому подобное).
Экономическая модель Homo economicus, таким образом, представляет собой аналитическую редукцию. В процессе этой редукции из рассмотрения изымаются важные культурные и социальные категории, целью же такого рассмотрения является построение точных моделей экономического действия.
В то же время, наличие культурного аспекта в потреблении признано многими. Пол ДиМаджио, признанный специалист в области социологии культуры, утверждает: «Хозяйственные процессы всегда имеют некую нередуцируемую „культурную“ составляющую». Под хозяйством в данном случае понимаются «институты и отношении производства, обмена и потребления». Непопулярность категорий культуры у экономистов П. ДиМаджио объясняет предпочтениями последних: сложно строить точные дедуктивые модели, так как пертурбации восприятия и оценивания редко могут служить прочным основанием для таких моделей. Более того, ДиМаджио идет далее и находит противоречия в самих экономических постулатов: приводя высказывание Нила Смелзера, ДиМаджио приходит к выводу, что сама «рациональность» субъекта в экономике — не что иное, как культурная реалия, ошибочно принятая за «природу».
Подытожим словами социолога Александра Бикбова: «Голос социологии и коллективной психологии со всей серьёзностью усомнился в здравости того крайне ограниченного здравого смысла, которым экономисты-теоретики наделили своего рационального потребителя».
Другой термин — Homo sociologicus — описывает человека «социологического» — модель, противоположную ранее рассмотренной модели homo economicus. «Человек социологический» — человек, социально обусловленный, и мотивации его часто не вполне ясны стороннему наблюдателю, каковым часто и является исследователь. Именно поведением этого «человека» занимается экономическая социология, обращая внимание на культурную, знаковую среду, его окружающую. Сложность использования данной модели, по сравнению с точными моделями экономической теории, ясна любому исследователю. В то же время именно попытки аналитического рассмотрения поведения homo sociologicus принесли в социологическую науку неоценимые по своей важности идеи и конструкты.
В начале книги «К критике политической экономии знака» Жан Бодрийяр четко разделяет два подхода к исследованию потребления: первый из них (условно «экономическим») рассматривает предметы в терминах потребностей («гипотеза первичности потребительной стоимости»), а второй — («социологический») признает первичность «знаковой меновой стоимости». Не признавая прав первой концепции на существование, Бодрийяр призывает видеть за «явным дискурсом предметов» (теория потребностей и их удовлетворения) фундаментальный социальный дискурс, по большей части бессознательный и получающий своё выражение в социальной демонстрации.
Отсылая к опыту первобытных обществ, Бодрийяр показывает, что потребление первоначально «не соответствует никакой индивидуальной экономии потребностей, но является социальной функцией почета и иерархического распределения». Необходимость производства и обмена продиктована необходимостью сделать видимой социальную иерархию, механизмом социальной демонстрации.