Что такое потребление в обществознании 7 класс
Что представляет собой производственное потребление в экономике?
Содержание:
Потребление – это в экономике основное понятие, которое параллельно изучается многими другими социальными науками. Специалисты постоянно стараются выстроить некую взаимозависимость между доходами и процессом потребления. Для этого проводится моделирование специализированных функций зависимости, расчеты и прогнозирование. Существует несколько точек зрения на данный вопрос у различных ученых. Некоторые эксперты уверены, что потребление – это окончательное приобретение товара, услуги определенным гражданином. При этом к отдельной группе причисляются инвестиционные вложения фиксированных размеров, издержки на государственном уровне и промежуточное приобретение, и использование товаров.
По мнению других профессионалов, потребление – это в экономике определение гораздо более широкого спектра значений. Это вся экономическая деятельность, за исключением маркетинга, производства и проектирования. К потреблению они относят процесс переработки, удаления, применения, отбора и принятия товара или услуги.
Важно отметить, что доходы потребителей сказываются на объемах покупаемых товаров и структуре самого потребления. Рассмотрим простой, общественный пример на базе среднестатистической семьи. Средний класс и люди, имеющие небольшую прибыль, вынуждены экономить на продуктах питания, товарах первой необходимости. Они выбирают недорогой способ удовлетворить свою потребность в одежде, обуви, бытовой химии и прочем. Если семья имеет хороший заработок, она может позволить себе тратить больше денег на потребление качественных, натуральных продуктов, туристические поездки, одежду от ведущих производителей.
Уровень потребления материальных благ – это показатель уровня жизни в стране, в принципе. Он поддерживает баланс между функцией спроса и предложения. Чем выше уровень развития государства, тем больше хороших товаров потребляет население, тем выше качество жизни в стране. На сегодняшний день во многих странах отмечается резкий спад уровня расходов на личное потребление. Это связано с двумя главными причинами:
Что такое потребление в экономике, примеры потребления в экономике
Потребление – это процесс использования товаров, услуг человеком для удовлетворения собственных нужд. На экономическом уровне производственное потребление – это приобретение разнообразных благ, созданных заводами, производителями, компаниями, за определенную сумму денег, полученную в виде прибыли. В любом случае, чтобы удовлетворить свои потребности и получить благо, человек вынужден тратить свои сбережения. Потребительский процесс объединяет нескольких участников:
Предметы потребления – это в экономике все товары, которые можно купить на рынке, в магазинах или торговых центрах. В девятнадцатом веке знаменитый немецкий экономист Маркс разработал интересную теорию, которая разделила понятие потребления на две категории:
Что такое производство, распределение, обмен и потребление – обеспечение потребностей в товарах и услугах
Производство и воспроизводство – это разные процессы, которые являются частью единой цепи. Под воспроизводством понимают беспрерывное изготовление материального блага. Этот процесс циклический. После завершения работы над товаром сразу возобновляется работа над следующей единицей. Процесс воспроизводства включает в себя четыре этапа:
Рассмотрим каждый этап подробно. На стадии распределения произведенная продукция разделяется на две группы: потребительскую и накопительную. Некоторый процент прибыли, если он не уходит в потребительский сектор, должен быть направлен на следующие статьи расходов:
На стадии обмена заключается сделка о бартере на взаимовыгодных условиях. То есть результаты труда могут обмениваться на другие блага. Другой вариант – товар приобретается за определенную сумму денег.
Конечное потребление – это что, удовлетворение потребностей человечества, обществознание
Бытовые нужды – это одно из направлений конечного потребления товаров. Человек вынужден приобретать продукты первой необходимости. Если рассматривать конечный процесс потребления в национальных масштабах, он указывает на общее количество продукции, которое способствует полноценному удовлетворению пожеланий общества в коллективном и индивидуальном плане.
Под конечным потреблением понимается использование продукции в целях, не имеющих отношения к производству. Это касается потребительских услуг, товаров, с помощью которых граждане государства удовлетворяют свои личные, коллективные или общественные потребности.
Конечное потребление включает в себя:
Потребление
Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений. Рассмотрение потребления как процесса удовлетворения потребностей основано на постулатах экономической теории. Но кроме экономической теории, проблематикой потребления занята также экономическая социология. «Потребление традиционно рассматривалось либо как материальный процесс, укорененный в человеческих нуждах, либо как идеальная практика, укорененная в символах, знаках и кодах», — говорит в своих лекциях Балихар Сангера, профессор Кентского университета в Великобритании. Это высказывание говорит об основных различиях между рассмотрением потребления в экономической теории и экономической социологии.
Если не касаться вопросов различия методов и объектов исследования, фундаментальный водораздел между рассматриваемыми дисциплинами лежит в области общеметодологических предпосылок анализа, «в подходах к моделированию человеческого действия». Экономическая теория рассматривает человека в рамках экономических отношений: в условиях ограниченности ресурсов индивид ищет наиболее эффективные пути для удовлетворения собственных потребностей. Самого человека (субъекта) в таком случае можно охарактеризовать как «максимизатора полезности». В экономической модели четко прослеживается атомизм субъекта и относительная независимость принимаемых им решений.
Экономическая социология же «изучает экономическое действие как форму социального действия», которое, если последовать ходу рассуждений В. Радаева и вспомнить трактовку социального действия Максом Вебером, представляет собой «субъективное смысловое единство» и по смыслу «соотносится с действиями других людей». Индивидуализм субъекта в такой модели относителен, так как он рассматривается «в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры». Мотивы поведения человека в такой модели выходят за пределы чисто экономических целей (удовлетворение потребностей и тому подобное). Экономическая модель Homo economicus, таким образом, представляет собой аналитическую редукцию. В процессе этой редукции из рассмотрения изымаются важные культурные и социальные категории, целью же такого рассмотрения является построение точных моделей экономического действия.
В то же время, наличие культурного аспекта в потреблении признано многими. Пол ДиМаджио (Paul DiMaggio), признанный специалист в области социологии культуры, утверждает: «Хозяйственные процессы всегда имеют некую нередуцируемую „культурную“ составляющую». Под хозяйством в данном случае понимаются «институты и отношении производства, обмена и потребления». Непопулярность категорий культуры у экономистов П. ДиМаджио объясняет предпочтениями последних: сложно строить точные дедуктивые модели, так как пертурбации восприятия и оценивания редко могут служить прочным основанием для таких моделей. Более того, ДиМаджио идет далее и находит противоречия в самих экономических постулатов: приводя высказывание Нила Смелзера, ДиМаджио приходит к выводу, что сама «рациональность» субъекта в экономике — ни что иное, как культурная реалия, ошибочно принятая за «природу».
Подытожим словами социолога Александра Бикбова: «Голос социологии и коллективной психологии со всей серьёзностью усомнился в здравости того крайне ограниченного здравого смысла, которым экономисты-теоретики наделили своего рационального потребителя». Другой термин — Homo sociologicus — описывает человека «социологического» — модель, противоположную ранее рассмотренной модели homo economicus. «Человек социологический» — человек, социально обусловленный, и мотивации его часто не вполне ясны стороннему наблюдателю, каковым часто и является исследователь. Именно поведением этого «человека» занимается экономическая социология, обращая внимание на культурную, знаковую среду, его окружающую. Сложность использования данной модели, по сравнению с точными моделями экономической теории, ясна любому исследователю. В то же время именно попытки аналитического рассмотрения поведения homo sociologicus принесли в социологическую науку неоценимые по своей важности идеи и конструкты.
В начале книги «К критике политической экономии знака» Жан Бодрийяр (Jean Baudrillard) четко разделяет два подхода к исследованию потребления: первый из них (условно «экономическим») рассматривает предметы в терминах потребностей («гипотеза первичности потребительной стоимости»), а второй — («социологический») признает первичность «знаковой меновой стоимости». Не признавая прав первой концепции на существование, Бодрийяр призывает видеть за «явным дискурсом предметов» (теория потребностей и их удовлетворения) фундаментальный социальный дискурс, по большей части бессознательный и получающий свое выражение в социальной демонстрации.
Отсылая к опыту первобытных обществ, Бодрийяр показывает, что потребление первоначально «не соответствует никакой индивидуальной экономии потребностей, но является социальной функцией почета и иерархического распределения». Необходимость производства и обмена продиктована необходимостью сделать видимой социальную иерархию, механизмом социальной демонстрации.
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 8
Параграф 8. Экономика и ее основные участники
Страница 66
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества?
У любого человека есть определенные потребности: в еде, одежде, тепле, досуге. Для того чтобы удовлетворять их, человеку нужны деньги. Для заработка он идет на работу и осуществляет какую-то деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что наличие потребностей побуждает человека осуществлять деятельность.
Главные потребности людей заключаются в питании, одежде, тепле, безопасности, самоуважении, общении.
Труд в жизни общества играет особую роль. С его помощью человек развивается духовно и физически, осваивает новые знания и навыки, тренирует в себе дисциплину. Благодаря этому в обществе появляется больше ответственных людей и поддерживается порядок.
Возможны ли хозяйственные процессы без участия человека? Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?
В настоящее время хозяйственные процессы возможны без участия человека. С развитием техники на производствах стало появляться больше аппаратов, способных заменить человека. Сейчас на заводах основные функции выполняются машинным трудом.
Экономика способна удовлетворить большую часть человеческих потребностей. Она не справится абсолютно со всеми, потому что каждый человек по-своему уникален и имеет индивидуальные потребности.
Страница 67
Пользуясь текстом и иллюстрациями, расскажи об основных проявлениях экономики.
Основные появления экономики: производство, распределение, обмен и потребление.
На иллюстрациях показано, как повар производит хлеб. Готовую продукцию распределяют по магазинам, а затем продают людям. Покупатели обменивают деньги на хлеб, а затем употребляют его дома за столом.
Страница 68
Какие продукты труда вы видите на картине? Что из них могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получено в результате обмена? Подумай, на какой форме ведения хозяйства могла быть в значительной степени основана жизнь этой семьи.
На картинке я вижу такие продукты, как молоко, хлеб и лук. Крестьянская семья могла посадить и взрастить лук на своем огороде, а так же завести корову и доить молоко. В результате обмена семья получила хлеб.
Жизнь этой семьи могла быть в значительной степени основана на собственном производстве. Они могут так же на своем участке выращивать овощи, фрукты и ягоды, заводить домашних животных и получать с них мясо, яйца и молочные продукты.
Страница 69
Если твоя семья использует продукты, выраженные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем еще пользуется семья для удовлетворения основных потребностей?
Если моя семья использует продукты, которые выросли на нашем огороде, то можно утверждать, что у нас натуральное хозяйство. По определению, натуральное хозяйство – это такой способ организации жизни, при котором все, что необходимо для удовлетворения потребностей, производится самостоятельно и только для себя.
Моя семья пользуется не только натуральным хозяйством, но и товарным производством. Мы ходим в магазин, чтобы приобретать для себя одежду, бытовые приборы, школьные принадлежности, косметику и многое другое.
Приведи примеры специализации людей на определенных видах хозяйственной деятельности.
Виды деятельности и их представители:
Страница 70
Решив заработать деньги на путешествие по стране, Петр с другом открыл салон «Срочное фото». В чем заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?
Экономический интерес организаторов заключается в получении прибыли. Иван хочет на своей деятельности заработать средства для путешествий по стране.
Для достижения цели им потребуется разобраться в сфере экономики, а в частности, больше узнать о том, как работают спрос и предложение.
Страница 71
Задание 1. Как экономика служит людям?
Экономика позволяет людям удовлетворять большую часть их потребностей. С ее помощью люди могут осуществлять свою деятельность и развиваться духовно и морально, принося пользу обществу.
Задание 2. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
Наиболее успешно цели экономики решает товарное производство. Оно позволяет производить нужное количество товаров и услуг и с более высокой скоростью удовлетворять человеческие потребности.
Задание 3. Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?
Экономические интересы производителя и потребителя схожи. Каждый хочет получить выгоду от сделки, чтобы удовлетворить определенную потребность. Производитель стремиться произвести больше товара и получить за это прибыль, а потребитель имеет нужду в этом товаре и желает его приобрести.
Задание 4. Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?
Деятельность основных участников экономики – производителей и потребителей – взаимосвязана. Первые стремятся произвести товар, а вторые – приобрести его. С экономической точки зрения, взаимосвязь основных участников экономики выражена функцией спроса и предложения.
Задание 1. Ты уже знаешь, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратись к словарям, Интернету и найди несколько определений этого термина. Предложи одноклассникам обсудить их и дать свои пояснения.
Экономика – это хозяйственная жизнь общества, включающая в себя стадии производства, распределения, обмена и потребления.
Экономика – это дисциплина, занимающаяся изучением определенной отрасли хозяйственной жизни.
Согласно первому определению, экономика является элементом жизни общества. Во втором случае, сказано, что экономика – это наука. Из этого можно сделать вывод о том, что термин «экономика» может быть истолкован по-разному в зависимости от контекста.
Задание 2. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика — это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируй свой ответ.
Я думаю, что с приведенным утверждением можно согласиться. Экономика затрагивает все сферы человеческой жизни.
Задание 3. Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Как ты думаешь, достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели?
Я считаю, что для того чтобы достичь богатства, мало иметь только экономические знания. Они, несомненно, помогают человеку вести дела, но не могут в полной мере гарантировать их успех. Для достижения богатства требуется быть образованным, грамотным, общительным и воспитанным человеком. Кроме того, нужно обладать силой воли, чтобы заставлять себя заниматься делами, а так же творческим характером, потому что интересные идеи позволяют людям придумывать что-то, способное улучшить общественную жизнь.
Задание 4. Заполни таблицу.
Впиши каждый из перечисленных видов экономической деятельности в соответствующий столбик таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособий семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода. Приведи по 2-3 собственных примера в каждый столбик таблицы.
Основные стадии движения продукта
Задание 5. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируй свой ответ.
Связь между понятиями «экономика» и «богатство» есть. Благодаря экономическим знаниям человек может приобрести и преумножить свое богатство. Например, некий гражданин решается открыть магазин по продаже музыкальных аксессуаров. Он начинает следить за тем, что сейчас популярно на рынке, то есть занимается изучением вопроса, связанного со спросом. Затем он строит схему, согласно полученным данным и своим экономическим знаниям, и открывает бизнес, предлагая потребителям интересные товары. Если он грамотно подойдет к работе, то сможет получить хорошую прибыль со своего дела.
Страница 72
Задание 6. Расположи слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметыпотребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.
Правильная последовательность слов:
Задание 7. Семья С. потеряла в результате засушливого лета урожай картофеля и вынуждена была закупать картофель для следующей посадки на рынке. Какое проявление экономики иллюстрирует данный пример? Поясни свой ответ.
Данный пример связан с натуральным производством. Так как семья понесла убытки в виде отсутствия урожая, то можно сказать, что их деятельность не окупилась. В таком случае доказывается неэффективность натурального производства. Причем исход событий зависел не столько от экономических знаний, трудолюбия и других навыков и умений семьи, сколько от погодных условий, на которые люди не могут оказать влияния.
Задание 8. Петровы на семейном совете решили, что для укрепления здоровья было бы полезно заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили список необходимого и оценили денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки. В чём состоит экономический интерес семьи как потребителя? Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?
Экономический интерес семьи, как потребителя, состоит в выгодном приобретении товара. Они стремятся купить спортивный инвентарь для удовлетворения своих потребностей в укреплении здоровья.
Для произведения рациональной покупки семье помогут экономические знания. Они должны узнать информацию о том, где можно купить товары дешевле, какой пункт продажи может предоставлять скидки, и только тогда они поймут, как действовать так, чтобы извлечь наибольшую выгоду для себя.
Что такое потребление
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всю жизнь, начиная с рождения, мы с вами постоянно что-то потребляем: еду, заботу родителей, услуги и так далее.
Иногда мы за это платим деньги, иногда используем взаимовыгодный обмен, иногда получаем это даром.
Так что же такое потребление, какие его виды бывают – разберем в этой статье.
Потребление — это …
Человек, прежде всего – биологический объект. Для того, чтобы жить, ему нужна еда (как источник белков, жиров и углеводов), одежда (чтобы не допустить переохлаждения организма). Это базовые потребности человека для поддержания жизни – физиологические.
Далее идет черед потребностей не просто биологического организма, а «человека разумного», т.е. потребность в социализации, в знаниях, в дружбе и любви, в самореализации.
Наглядно иерархическую структуру потребностей человека изобразил американский психолог Маслоу:
Так к чему это длинное введение? Все, что человек использует для удовлетворения своих потребностей, он потребляет.
Вывод: потребление – это использование продукта (продукции, услуг, работ) в процессе удовлетворения своих потребностей.
В процессе потребления задействованы несколько сторон:
Потребление – это конечное звено цепочки воспроизводства.
Для справки: воспроизводство – это производство материальных благ в непрерывном движении и возобновлении. Схематично процесс воспроизводства выглядит так:
Производство → Распределение → Обмен → Потребление
Часть дохода, которая не идет на потребление, расходуется на:
Виды потребления
Потребление, согласно экономической теории К.Маркса (немецкого экономиста 19 века), разделяется на 2 вида:
Вывод: в производственном потреблении продукты создаются, в непроизводственном – уничтожаются (поглощаются).
Значение в экономике
Экономическая трактовка термина очень проста. Ее можно выразить одной фразой:
То есть, ты даешь мне товар (продукцию, услугу, работу), я тебе за это плачу деньги (или осуществляем бартерный обмен).
Вывод: потребление в экономике – это приобретение материальных благ и услуг.
Ключевое слово в данном определении – «приобретение». Следовательно, получение благ и услуг становится возможным только при наличии у потребителя финансовых средств (денег, ценных бумаг, материальных ценностей). Источниками указанных средств могу быть сделанные ранее накопления или же доход от трудовой деятельности, бизнеса, реализации имущества или иных активов.
Вывод: уровень потребления зависит от уровня доходов потребителя.
Например, каждая конкретная семья может приобрести товаров и услуг на сумму, не превышающую размер ее совокупного дохода. Не будем упоминать про кредиты и займы, это уже совсем другая история.
Уровень доходов потребителя влияет не только на объем потребления, но и на его структуру. Если рассматривать этот вопрос в рамках личного (семейного), то мы увидим, что в семьях с небольшим доходом в основном приобретаются дешевые продукты и недорогая одежда. Семьи с высокими доходами покупают дорогие продукты, брендовую одежду, предметы роскоши, тратят деньги на отдых.
Потребление является эффективным механизмом поддержания баланса между спросом и предложением товара (услуг) на рынке. Стоит оговориться, это утверждение верно только для рыночной экономики. При плановом ведении хозяйства этот механизм не имеет столь важного значения.
Чем лучше развито общество в экономическом аспекте → тем больше объем и ассортимент потребления → тем выше качество и уровень жизни населения.
В настоящее время наблюдается общее снижение уровня личного потребления. Это стало следствием нескольких причин:
Что такое общество потребления
Мы часто слышим эту фразу, употребляемую с негативным оттенком. Почему же принято считать, что общество, которое много потребляет, это какое-то ущербное?
По мнению многих ученых, массовое потребление материальных благ формирует систему ценностей, ориентированную лишь на материальную составляющую человеческого бытия.
При этом нивелируются духовные ценности: дружба, взаимовыручка, добропорядочность, честность и т.д.
Но не все так плохо: возросшее потребление говорит об улучшении уровня жизни населения, а формированию правильной системы ценностей общество должно уделять повышенное внимание.
В этом случае окончательного перекоса в сторону бездуховности общества может не случится. Точка невозврата еще не пройдена, все в наших руках.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Человек конечно не может жить без потребления, но когда я вижу, как богачи транжирят свои деньги на пустые побрякушки, понимаю, что срочно нужно вводить налог на сверхпотребление, а деньги с налога распределять между нуждающихся.
Никогда не понимала людей, которые считают, что общество потребления, это что-то плохое. Думаю, нам повезло жить в эпоху изобилия и возможностей.