Что такое потребность в безопасности человека
Потребность в безопасности
После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности). Почти все, что говорилось выше о физиологических позывах, можно отнести и к этим потребностям, или желаниям. Подобно физиологическим потребностям, эти желания также могут доминировать в организме. Они могут узурпировать право на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма и нацелив их на достижение безопасности, и в этом случае мы можем с полным правом рассматривать организм как инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическим позывом, мы можем сказать, что рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуума в данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности. Так же, как в случае с голодным человеком, главная цель не только детерминирует восприятие индивидуума, но и предопределяет его философию будущего, философию ценностей. Для такого человека нет более насущной потребности, чем потребность в безопасности (иногда даже физиологические потребности, если они удовлетворены, расцениваются им как второстепенные, несущественные). Если это состояние набирает экстремальную силу или приобретает хронический характер, то мы говорим, что человек думает только о безопасности.
Несмотря на то, что мы предполагаем обсуждать мотивацию взрослого человека, мне представляется, что для лучшего понимания потребности в безопасности имеет смысл понаблюдать за детьми, у которых потребности этого круга проявляются проще и нагляднее. Младенец реагирует на угрозу гораздо более непосредственно, чем взрослый человек, воспитание и культурные влияния еще не научили его подавлять и сдерживать свои реакции. Взрослый человек, даже ощущая угрозу, может скрыть свои чувства, смягчить их проявления настолько, что они останутся незамеченными для стороннего наблюдателя. Реакция же младенца целостна, он всем существом реагирует на внезапную угрозу – на шум, яркий свет, грубое прикосновение, потерю матери и прочую резкую сенсорную стимуляцию. 11
Реакция младенца на различного рода соматические нарушения также гораздо более непосредственна, чем у взрослого человека. Очень часто соматическое расстройство воспринимается ребенком как прямая угроза, как угроза per se и вызывает страх. Так, например, рвота, колики в животе, острая боль могут полностью изменить мировосприятие ребенка. Образно говоря, для ребенка, испытывающего боль, весь мир становится мрачным, пугающим, опасным и непредсказуемым, – в таком мире может произойти все что угодно. Расстройство желудка, любое другое недомогание, которое взрослый человек счел бы «легким», заставляет ребенка испытывать ужас, вызывает ночные кошмары. В таком состоянии ребенок особенно остро ощущает потребность в участии и защите. Наглядным подтверждением наших рассуждений может служить недавно проведенное исследование, в котором изучались психологические последствия хирургических вмешательств у детей (270).
Потребность в безопасности у детей проявляется и в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Ребенку явно больше по вкусу, когда окружающий его мир предсказуем, размерен, организован. Всякая несправедливость или проявление непоследовательности, непостоянства со стороны родителей вызывают у ребенка тревогу и беспокойство. В данном случае главную роль играет не столько несправедливость как таковая и даже не боль, связанная с ней, сколько то обстоятельство, что несправедливость или непоследовательность заставляет ребенка ощутить непредсказуемость мира, его опасность, убеждает ребенка в том, что этому миру нельзя доверять. Маленькие дети чувствуют себя гораздо лучше в такой обстановке, которая, если уж и не абсолютно незыблема, то хотя бы предполагает некие твердые правила, в ситуации, которая в какой-то степени рутинна, в какой-то мере предсказуема, которая содержит в себе некие устои, на которые можно опереться не только в настоящем, но и в будущем. Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится к безграничной свободе, вседозволенности, детские психологи, педагоги и психотерапевты постоянно обнаруживают, что некие пределы, некие ограничения внутренне необходимы ребенку, что он нуждается в них, или, если сформулировать этот вывод более корректно, – ребенок предпочитает жить в упорядоченном и структурированном мире, его угнетает непредсказуемость.
Реакция испуга часто возникает у детей в ответ на столкновение с новыми, незнакомыми, неуправляемыми стимулами и ситуациями, например, при потере родителя из поля зрения или при разлуке с ним, при встрече с незнакомым человеком, при приближении незнакомца, при встрече с новыми, неизвестными или неуправляемыми объектами, в случае болезни родителей или их смерти. Именно такие ситуации заставляют ребенка отчаянно цепляться за родителей, прятаться за их спины, и это еще раз убеждает нас в том, что родитель дает ребенку не только заботу и любовь, но и защиту от опасности. 12
Нашему наблюдению можно придать более обобщенный характер и заявить, что среднестатистический ребенок и – что не так очевидно – среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные родители, защитники, оберегающие его от опасности.
Уже сама констатация того факта, что вышеописанные реакции с легкостью обнаруживаются у детей, свидетельствует о недостаточно безопасном существовании наших детей (или, если рассматривать этот феномен в мировом масштабе, можно заявить, что детям не обеспечена надлежащая забота). В безопасном, любящем семейном окружении дети, как правило, не обнаруживают этих реакций. Реакция испуга у детей, окруженных надлежащей заботой, возникает только в результате столкновения с такими объектами и ситуациями, которые представляются опасными и взрослому человеку.
Потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлаженно функционирующем, хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им не угрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность в безопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. Точно так же, как насытившийся человек уже не испытывает голода, человек, живущий в безопасном обществе, не чувствует угрозы. Для того, чтобы наблюдать потребности данного уровня в их активном состоянии, нам приходится обращаться к проблемам невротиков и невротизированных индивидуумов, к представителям социально и экономически обездоленных классов; массовые проявления активной работы этих потребностей наблюдаются в периоды социальных потрясений, революционных перемен. В нормальном же обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день», в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование от потери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).
Потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении, в самом общем виде. Большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам (309). Мне представляется, что тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме. Можно предположить, что наука и философия как таковые в какой-то степени мотивированы потребностью в безопасности (позже мы поговорим и о других мотивах, лежащих в основе научных, философских и религиозных исканий).
Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, она доминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организм мобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациями мы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности, социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиеся хронически неблагоприятными, угрожающими условиями.
Некоторые взрослые невротики в своем стремлении к безопасности уподобляются маленьким детям, хотя внешние проявления этой потребности у них несколько отличаются от детских. Все неизвестное, все неожиданное вызывает у них реакцию испуга, и этот страх обусловлен не физической, а психологической угрозой. Невротик воспринимает мир как опасный, угрожающий, враждебный. Невротик живет в неотступном предощущении катастрофы, в любой неожиданности он видит опасность. Неизбывное стремление к безопасности заставляет его искать себе защитника, сильную личность, на которую он мог бы положиться, которой он мог бы полностью довериться или даже подчиниться, как мессии, вождю, фюреру.
Мне представляется, что есть здравое зерно в том, чтобы определить невротика как человека, сохранившего детское отношение к миру. Взрослый невротик ведет себя так, словно боится, что его отшлепает или отругает мать, что она бросит его или оставит без сладкого. Складывается впечатление, что его детские страхи и реакции остались неизжитыми, что на них никак не повлияли процессы взросления и научения, – любой стимул, пугающий ребенка, пугает и невротика. 13 Всеобъемлющее описание «базальной тревоги» невротика можно найти у Хорни (197).
Стремление к безопасности особенно отчетливо проявляется у больных компульсивно-обсессивными формами неврозов. Компульсивно-обсессивный невротик поглощен лихорадочными попытками организовать и упорядочить мир, сделать его неизменным, стабильным, исключить всякую возможность неожиданного развития событий. Он окружает себя частоколом всевозможных ритуалов, правил и формул в надежде, что они помогут ему справиться с непредвиденной случайностью, помогут предотвратить ситуацию непредсказуемости в будущем. Такие невротики очень похожи на описанных Гольдштейном больных с поражениями головного мозга: те также ищут спокойствия в попытках избежать всего незнакомого. Узкий, ограниченный мир невротика, в котором нет места ничему новому, предельно организован и дисциплинирован, в нем все разложено по полочкам, любая вещь и явление имеет свое, раз и навсегда отведенное место. Они стараются обустроить свой мир таким образом, чтобы оградить себя от любых неожиданностей и опасностей. Но если все же, вопреки их стараниям, с ними случается нечто непредвиденное, они впадают в страшную панику, словно эта неожиданность угрожает их жизни. То, что в норме проявляется как умеренная склонность к консерватизму, к предпочтению знакомых вещей и ситуаций, в патологических случаях приобретает характер жизненной необходимости. Здоровый вкус к новизне, к умеренной непредсказуемости у среднестатистического невротика утрачен или сведен к минимуму.
Потребность в безопасности приобретает особую социальную значимость в ситуациях реальной угрозы ниспровержения власти, когда бал правят беззаконие и анархия. Логично было бы предположить, что неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия. По-видимому, эта тенденция присуща и отдельным индивидуумам, даже самым здоровым, они тоже реагируют на угрозу реалистической регрессией к уровню безопасности и готовы любой ценой защищаться от подступающего хаоса. Но наиболее ярко эта тенденция прослеживается у тех людей, мотивационная жизнь которых исключительно или преимущественно детерминирована потребностью в безопасности – такие люди особенно остро воспринимают угрозу беззакония.
Потребность в безопасности относится. Потребность в безопасности (Базовые потребности). Традиции и ритуалы
Потребность человека в безопасности
Главная / Пресс-центр / Статьи / Потребность человека в безопасности
Американский психолог Абрахам Маслоу создал свою знаменитую пирамиду человеческих потребностей, то есть иерархию потребностей по степени важности для человека.
По возрастающей эта шкала выглядит так:
физиологические (голод, жажда, сон, секс);
По представленной шкале мы видим, что потребность в безопасности у нас стоит на втором месте после физиологической, то есть является также одной их базовых.
Эта потребность заложена в человека природой, она проявляется и активизируется на рефлекторном уровне. Например, ситуация: идет совещание, все сидят и обсуждают важные вопросы, а чей-то помощник опаздывает и начинает «красться» на свое место, в руках несет что-то боссу, например это может быть выписка из егрюл. В итоге все головы повернуться к нему, внимание с выступающего переключится на опоздавшего и то, что у него в руках. Почему все повернулись, из любопытства? Нет, ваша голова сама повернется, хотите вы или нет, это рефлекс: сзади кто-то подходит и что-то несет, инстинкт диктует вам обернуться, оценить обстановку и понять, нет ли угрозы.
Те люди, у которых все в жизни есть стабильность, семья, теплый дом, хорошая машина, надежная охрана, достаточно денег плюс — чувствуют себя в безопасности в том смысле, что им не нужно каждый день сражаться за жизнь. Соответственно, их внимание концентрируется на достижении более высоких целей: на познавательных, эстетических потребностях, самореализации. А, например, бездомному некогда стремиться к гармонии и реализовывать таланты, он постоянно голоден и хочет пить, его безопасность все время под угрозой.
Стремление быть в безопасности может проявляться и в желании завести надежного спутника жизни, найти хорошую работу с социальными гарантиями, оформить брак, купить надежный дом и т.д. То есть человек в таком случае как бы получает гарантии, что его жизнь и дальше будет благополучной. Но бывают и невротичные люди, которым везде мерещатся опасности. Возьмем пример с опаздывающим помощником, ему почудилась погоня, он стал уходить от преследования, в итоге опоздал на важное совещание и выписка ЕГРЮЛ не доставлена боссу вовремя.
Таким образом, потребность чувствовать себя в безопасности – одна из важнейших для человека, если она удовлетворяется, то дальше есть пути для развития личности и стремления к прекрасному. Цель нашей компании – создать для вас безопасное существование и помочь почувствовать себя спокойно и уверенно.
Потребности человека в признании
3 июня 2020 в 13:14
Желание быть признанным и принятым в коллектив, сообщество и т.д. заставляет людей избегать неприятия и критики. Его происхождение остается неясным. Хотя любимые домашние животные однозначно реагируют на то, как относится к ним хозяин: принимает или отвергает, я не могу сказать с определенной степенью уверенности, что такое поведение выражает то, что я называю признанием. Употребляя этот термин, я имею в виду потребность, которая ассоциируется с нашими представлениями о самооценке и чувстве собственного достоинства.
Как оценить свою признанность
Нам всем хочется, чтобы нас принимали такими, какие мы есть. Это великий дар, которым родители могут осчастливить своих детей, потому что именно в этом дети нуждаются более всего. У детей, которые получают признание и одобрение, развивается основное чувство самоуверенности и достоинства, в то время как дети, которые не находят признания в семье, страдают от отсутствия самоуверенности и чувствуют себя недостойными. Родители, которые отталкивают от себя своих детей, фактически гарантируют, что их дети будут иметь серьезные психологические адаптационные проблемы на протяжении большей части детства, да, вероятно, и еще много лет спустя. Для духовного здоровья важно также пользоваться признанием и уважением у своих сверстников и в обществе.
Те люди, которые имеют сильную мотивацию, ориентированную на поиск признания и одобрения, испытывают недостаток уверенности в себе, чувствуют себя незащищенными и испытывают тревогу, находясь в общественных местах. Они нуждаются в высокой степени признательности и ищут ее у других. Они слишком остро реагируют на критику, изыскивая различные способы, чтобы избежать ситуаций, в которых их могут подвергнуть оценке. Например, некоторые дети редко поднимают руку в классе из боязни дать неправильный ответ и быть отвергнутыми учителем или классом. Многие подростки упускают возможность назначить девочкам свидание, потому что они боятся получить отказ. Некоторые взрослые не добиваются повышения по службе или лучших рабочих мест, потому что они боятся отрицательного ответа. Некоторые люди не делают никаких усилий, чтобы сделать себя внешне привлекательными — они позволяют себе располнеть или носят неприглядную одежду. Поскольку они не заботятся о своей внешности, их ожидания невелики, а получаемый ими отказ не сильно их задевает.
Детский психиатр Стелла Чесе привела в качестве примера случай с мальчиком Алленом, который был очень чувствителен к отказам и критике. Даже малейшая критика в его адрес подавляла его активность. Он прекратил играть в баскетбол после того, как пропустил несколько мячей в игре, он забросил научные проекты после того, как учителя указали ему на наличие незначительных ошибок. В игровой терапии у Алана все шло хорошо, пока что-то не случалось, после чего он расстраивался и хотел прекратить игру. Хотя его родители и учителя уверяли его, что его ошибки незначительны, он воспринимал их как нечто ужасное.
Интересно, что потребность признания — единственная основная потребность, которая тесно связана с самооценкой человека или его чувством собственного достоинства. Первоначально Сьюзан и я полагали, что у людей есть три самостоятельных желания: потребность в позитивной самооценке, желание быть объектом чьей-либо романтической любви и желание свести до минимума критику в свой адрес. Эти предположения не нашли подтверждения в процессе наших исследований. Вместо нескольких потребностей, выражающих проявления, которые астропсихологи обычно связывают с самооценкой, наши выводы выявили только одну такую потребность. Если исследователям в будущем удастся обнаружить семнадцатое основное желание, то я полагаю, что это будет потребность, тесно связанная с проявлением самооценки, но совершенно иная, чем потребность признания.
Немало имеется примеров тому, как потребность признания может привести к чрезмерной чувствительности к критике. Некоторые люди, например, боятся заявить в ресторане о том, что им подали остывшую или плохо приготовленную еду. Они, скорее всего, ничего не скажут, чтобы избежать конфликта с официантом. Они не пожалуются по этому поводу, потому что боятся, что будут не поняты официантом. Другой типичный пример: человек, который недостаточно настойчив при общении с автомехаником.
Механик сообщает клиенту, что регулировка автомобиля будет стоить 125 долларов, но когда клиенту позже предъявляют счет, в нем стоит сумма 175 долларов. Недостаточно настойчивый человек не спрашивает о таком расхождении, а вместо этого уходит от конфликта, потому что боится, что не понравится механику и тот его раскритикует
Чувствительность к отказу является иногда первопричиной крайней застенчивости. Некоторые застенчивые люди сразу начинают думать, что их критикуют, или что другие люди замечают их отрицательные черты и свойства. Они склонны погружаться в негативные размышления о том, что думают о них другие люди. Кроме того, они часто боятся выступать публично.
Потребность признания может привести к тому, что у школьников и у студентов колледжей может возникнуть боязнь экзаменов. Студенты могут переживать из-за того, что, если их оценки не будут соответствовать их ожиданиям, они не получат признания родителей, учителей или других студентов. Сторонники движения в защиту чувства собственного достоинства искали возможность защитить детей от переживаний, связанных с тестированием, добиваясь того, чтобы отменить экзамены или не ставить оценки на их. Однако, согласно последним результатам исследований, проведенных аспирантом Университета Штата Огайо Линдой Парк и мною, ограждение детей от провала на экзаменах не может обеспечить снижения страха перед ними.
Мы обнаружили, что тревога и беспокойство перед экзаменами зависели не от того, сколько раз студенты проваливались до этого на экзаменах, а от того, насколько сильную нагрузку они ощущали в процессе сдачи экзаменов. Студент-отличник, который всегда сдает экзамены успешно, может пережить гораздо больше волнений, чем несовершеннолетний преступник, который только изредка сдает зачеты. Студент-отличник может переживать из-за того, что о будет для него низкой и вызовет критику в его адрес, в то время как несовершеннолетнему преступнику наплевать на результаты, т.к. еще один заваленный экзамен не прибавит и не убавит признания или уважения. Эти выводы свидетельствуют о тщетности усилий защитить детей от возможного провала или плохого ответа на экзаменах; все, что нужно сделать для снижения экзаменационных волнений и сохранения уважения, это объяснить студентам, что неудача на экзамене не приведет к потере признания со стороны тех, кто для них действительно дорог в жизни.
Потребность в признании присуща любой группе, которая осуждена обществом или исключена из него. Наглядным примером является группа людей с задержкой умственного развития. Эти люди испытывают такие же чувства, как и все остальные, однако с ними часто обращаются так, как будто они не испытывают никаких чувств вообще. К ним плохо относятся из-за того, что у них низкие показатели интеллекта, называя их «заторможенными» и «дебилами». У многих умственно отсталых людей развивается обостренная чувствительность к таким словам. Они становятся настолько неуверенными, что ожидают помощи от других людей даже тогда, когда в этой помощи не нуждаются, — явление, названное Эдвардом Циглером, Профессором психологии Иельского Университета «управляемостью извне».
«Называйте меня, как хотите, — сказал мне однажды один молодой человек, — но не называйте меня отсталым».
Как оценить свою признанность
Оцените признание как очень важную для вас потребность, если любое из следующих утверждений в принципе верно:
1. Вы обычно ставите перед собой легкие задачи.
2. Вы легко пасуете перед трудностями.
3. Вы с большим трудом переносите критику.
Оцените признание как менее важную для вас потребность, если любое из следующих утверждений в принципе верно:
1. Вы очень уверены в себе.
2. Вы воспринимаете критику заметно легче, чем большинство людей, то есть вы не расстраиваетесь сверх меры.
Оцените вашу потребность признания как потребность средней важности для вас, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, указывающим, что потребность является одновременно и очень важной и менее важной вашей потребностью. После того как вы себя оценили, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.
Потребность в безопасности.
Здравствуйте, Natalie! Хотелось бы попробовать Вам помочь. Конечно, описанная Вами ситуация может иметь разные причины, а значит и пути ее решения различны. Тем не менее, постараемся разобраться. Если я правильно поняла, этот ребенок уже не совсем ребенок, а может уже и взрослый человек. И он во всем видит опасность, боится что-то поменять в жизни, соответственно, живет в постоянной тревоге и страхе. Но может быть и другая сторона, когда человек игнорирует безопасность, испытывая постоянную тревогу при ограничении свободы. В том и другом случае нарушена одна и та же потребность в безопасности и проблема эта требует психотерапевтического вмешательства с коррекцией, тренингами и практическими занятиями. Но не у всех есть возможность обратиться за подобной помощью, да и найти опытного практикующего психолога. Поэтому опишу несколько шагов, которые могут помочь. Прежде всего, надо учитывать, что основных потребностей для гармоничного развития личности несколько. И при нарушении одной из них, в особенности потребности в безопасности, задеты и другие: — потребность в любви – желание быть принятым, любить и быть любимым. Здесь же можно говорить об общении, дружбе, привязанности, заботе о других — потребность в уважении; — потребности в самоактуализации – самореализация, личностный рост, достижение целей; — потребность в чувстве уникальности. И первый шаг будет – анализ всех этих потребностей. Если нужна помощь, можно поговорить о каждой из потребностей отдельно, чтобы точно понять их взаимосвязь для Вас. Вторым моментом будет выделение наиболее значимой нарушенной потребности. Шаг третий. Соотнесение ожиданий и реальных возможностей для достижения желаемого. Четвертым важным моментом нужно принять вероятность расхождения ожидания и реальных возможностей и ограниченность этих возможностей. И пятое: поставить для себя новые задачи, соизмеримые особенностям и возможностям личности. Довольно часто так бывает, что по разным причинам не получается сразу начать работать с этой основной фрустрированной потребностью. Тогда выделяется та потребность, которая наиболее тесно связана с основной нарушенной. Например, потребность в безопасности тесно связана с потребностью в любви и признании. Успешный результат в достижении простых на первый взгляд задач, придаст уверенности в себе и появятся силы, для того, чтобы постепенно выходить из подавленного состояния и решать основную проблему. Хочу подчеркнуть, что психологическая проблема, описанная Вами, должна решаться на специальных психотерапевтических тренингах. Мои советы направлены на то, чтобы поддержать человека в подобной ситуации, снять его тревогу в то время, пока у него нет возможности обратиться на эти специальные занятия.