Что такое потребность в медицине
Статья по медицине на тему: Понятие о здоровье.Основные потребности человека
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: « Понятие о здоровье. Основные потребности человека»
Здоровье – первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности.
Здоровье (ВОЗ) – состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Здоровье (Голицыно) – это динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.
Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма.Факторы, повышающие вероятность возникновения заболевания – факторы риска (риск – возможная опасность чего-либо).
Внешние факторы риска:
Внутренние факторы риска:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение, укрепление и улучшение здоровья. Компоненты ЗОЖ:
формирование и пропаганда позитивных для здоровья факторов ЗОЖ (активный отдых, физическая культура, рациональное питание, закаливание);
создание нормальных психологических условий на производстве и в быту;
целенаправленная деятельность по вопросам гигиены и охраны здоровья людей;
борьба с вредными привычками.
Одной из задач медиков является помощь людям в выборе здорового образа жизни с учетом всех факторов риска, которые влияют на каждого конкретного человека.
Общественное здоровье – такое состояние, качество общества, которое обеспечивает условия образа жизни людей, не обремененных заболеваниями, физическими и психическими расстройствами – состояние, формирующее здоровый образ жизни (ЗОЖ). Показатели общественного здоровья зависят от социально-экономических условий, состояния здоровья населения, развитости системы здравоохранения в данном государстве.
Наука, изучающая общественное здоровье – санология.
Наука, изучающая индивидуальное здоровье – валеология.
Потребности – источник активности и деятельности людей. Их формирование происходит в процессе воспитания и самовоспитания личности. Потребности могут быть различными, неосознанными. Осознание потребностей проявляется в форме мотивов поведения.
Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека.
Основные потребности человека: иметь, быть делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания, способности самого человека. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей.
В 1943 году американский психолог Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей. Он классифицировал их по иерархической системе – от физиологических потребностей (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды (Рис. 1.). Физиологические потребности – фундамент жизнедеятельности человека – основание пирамиды.
Понятие о здоровье. Основные потребности человека
Понятие потребностей
Потребность – это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека.
Основные потребности человека: иметь, быть делать, любить, расти. Мотивом деятельности людей служит желание удовлетворить эти потребности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей зависит от следующих общих факторов: возраст, окружающая среда, знания, умения, желания, способности самого человека. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает удовлетворению потребностей.
В 1943 году американский психолог Маслоу проводил исследования побудительных мотивов поведения человека и разработал одну из теорий потребностей. Он классифицировал их по иерархической системе – от физиологических потребностей (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший). Маслоу изобразил уровни потребностей в виде пирамиды (Рис. 3.1). Физиологические потребности – фундамент жизнедеятельности человека – основание пирамиды.
Для медсестры данная классификация важна, поскольку у пациента могут быть неудовлетворёнными одна или несколько потребностей любого уровня, реализация которых должна войти в план ухода. Приоритет физиологических потребностей связан с поддержанием жизни человека.
Характеристика потребностей
Физиологические потребности
Данные потребности – фундаментальные. При уходе и наблюдении за пациентом помощь в удовлетворении данных потребностей приоритетна, т.к. связана с поддержанием жизни пациента.
7 главных потребностей пациента
С каким желанием — потребностью приходит пациент к врачу?
И как удовлетворить те потребности пациента, которые он не только декларирует, но часто и не осознает? Распознавая за социальной маской истинные потребности пациентов, вы сможете завоевать авторитет и доверие вашей целевой аудитории, что и является самым ценным капиталом частнопрактикующего врача.
Потребность №1 – в эмпатии (эмоциональном сопереживании)
Характерна для типажей «отличница» или «вечный студент». У таких пациентов в карточке все подклеено в хронологическом порядке, они детально помнят свои истории болезней. К врачу приходят «поговорить», очень чувствительны к тому, насколько внимателен и терпелив врач в общении с ними.
Всем своим видом такие пациенты ждут от вас похвалы и одобрения. Именно они будут утомлять вас вопросами, как принимать лекарство, не вредно ли оно и т. п. Пусть они утомительны своей «тщательностью», но зато очень благодарны, если их выслушали, посочувствовали, похвалили.
Потребность № 2 — в уважении и чувстве собственной значимости
В мужском обличи это «начальник», в женском — «хозяйка жизни». Их любимое слово: «Контроль!», а фраза: «Доверяй, но проверяй». Они недовольны абсолютно всем и пришли дать указания. Часто любят повышать голос и «учить жизни», особенно молодых докторов. Зато в кабинете врача со «званием» и «должностью» они ведут себя спокойнее, считая, что имеют дело с «равным».
К ним обращаемся по имени-отчеству, позволяем им немного покомандовать, но держим себя с достоинством. С ними не нужно спорить, ибо они стремятся к спору, чтобы доказать вам, как вы не правы.
Лучше им подыграть и в ответ на фразу: «Я сам знаю, как лучше!» спросить с теплотой в голосе, чем в таком случае вы можете быть им полезным. Высказавшись, они, как правило, замолкают и даже чувствуют себя виноватыми. Но только если вы не «повелись» на их провокацию. Они будут довольны, если их проводят на какие-то процедуры без очереди или лично договорятся о дополнительном исследовании. Подыграв такому больному, вы обретете благодарного пациента.
Потребность № 3 — в дополнительной личной (особенной) заботе со стороны врача
Психологический портрет — «жертва». Внешний вид: опущенные плечи, подавленное настроение, покорность, беспомощность, глухой голос, напоминающий шепот. Независимо от материального достатка, такие люди играют любимую роль, чтобы получать определенные «дивиденды».
Происхождение такой маски — завышенные требования к порядку со стороны родителей или воспитателей, частая критика, ожидания, которые ребенок не в состоянии оправдать. Результатом является постоянное чувство вины и необходимости просить прощения. «Жертвы» часто опасаются, что не отвечают каким-либо требованиям. Этими людьми движет сильное желание доказать свою состоятельность.
Таким пациентам, как правило, сложно объяснить, что мир прекрасен и их заболеванием страдают многие. Обостренная чувствительность, присущая «жертвам», потребует от вас высокой дипломатичности. Найдите для них слова, подчеркивающие их «особенность»: «Вот это лекарство только для вас!», «У вас особый случай!» Выразите беспокойство нагрузкой, которую они на себя взваливают. Скажите им, что они ни в чем не виноваты. В дальнейшем они с удовольствием «привлекут» вас, чтобы вы объяснили их близким, «как надо их беречь», и будут вам чрезвычайно благодарны.
Потребность № 4 — в информации. Назовем такого пациента «всезнайка» или «полудоктор»
Как правило, в детстве он хотел стать врачом, но получил другое образование. Однако любовь к медицине осталась. И «полудоктор» собирает всю доступную информацию, а затем пытается проконтролировать врачебные рекомендации. Ему явно не хватает системы и базы, и он пытается вызвать врача на диалог, чтобы пополнить собственные знания, а затем консультировать свое менее подготовленное окружение.
На таких людей не стоит обижаться. Привлеките их к процессу лечения в
качестве союзников. Выслушав их точку зрения, вы быстро сможете обнаружить пробелы и деликатно откорректировать их схемы лечения. Эта категория людей станет вашим «PR-агентом», потому что вы не отмахнулись от их мнения, и именно они будут рекомендовать вас как внимательного и грамотного врача.
Потребность № 5 — в признании и власти
В мужском обличии это «деспот», в женском — «королева». Это демонстрация самомнения, самолюбования, самодовольства, напыщенности и надменности. Их фразы-индикаторы: «вы должны», «я сам/сама знаю, как надо». Такие люди производят впечатление обеспеченных и представительных, а их голос и весь вид выражают легкое презрение и усталость от всего, что их окружает.
Данное поведение тоже закладывается с детского возраста, когда приходит понимание, что стоит устроить сцену — и получишь все, что захочешь. Для таких людей любой медицинский сотрудник — обслуживающий персонал или молчаливый свидетель их «шоу».
Как же общаться с «деспотами» и «королевами»? Во-первых, нужно погасить неприятную эмоциональную волну, представив их маленькими мальчиками и девочками: на ребенка мы обычно не сердимся по-настоящему. Во-вторых, внимайте им доброжелательно до тех пор, пока они спокойны и разумны, и уклоняйтесь от разговора, если они начинают истерить. Не отвечайте эмоциями на эмоции, оперируйте фактами и задавайте вопросы строго по теме. Такие персоны вполне способны уважать человека, твердо отстаивающего собственную позицию.
Потребность № 6 — выговориться и быть понятым
Это обычно либо люди закрытого типа — интроверты, либо, наоборот, «говорушки», которым в силу жизненных обстоятельств не с кем поделиться наболевшим. И здесь немногословный доктор с
его компетентностью и тактом подходит как нельзя лучше. Такие пациенты начинают издалека, вспоминая родню до седьмого колена, вдаются в подробности, с одной стороны, считая их важными деталями болезни, а с другой, — это их прием удержать внимание врача. Их очень обижает, если врач что-то пишет, не смотрит на них и пытается не дослушать их до конца.
Действительно, у врача обычно не очень много времени, но, выслушав такого пациента, он уже запустит психологическую составляющую его лечения. К рекомендациям данного специалиста будут относиться гораздо внимательней и станут регулярно к нему обращаться, в том числе с профилактической целью.
Потребность № 7 — в психологической поддержке, убеждении пациента в том, что с ним все будет хорошо
Такие пациенты — по своей сути пессимисты, в них глубоко поселился страх по поводу диагноза и перспектив выздоровления. Они очень боятся потерпеть неудачу и на самом деле требуют, чтобы вы убедили их в обратном.
Когда пессимисты высказывают свое негативное отношение, попросите их быть более конкретными. Спросите: это предчувствие или вывод из прошлого опыта? Заставьте их сформулировать трудности, поинтересуйтесь причиной последних. Спросите об их видении данного вопроса и не торопитесь называть это ерундой, потому что, переубеждая вас, такой пациент одновременно переубеждает себя. Он хочет услышать, что вы берете на себя ответственность и уверены в его выздоровлении. В лечении такие пациенты, как правило, исполнительны и в особом контроле не нуждаются.
Таким образом, грамотная коммуникация врача с пациентом облегчает работу врача и состояние пациента, делая последнего не только здоровее, но и более удовлетворенным и счастливым.
Определение потребностей пациента в энергии и питательных веществах
Определение индивидуальной потребности пациента в энергии, макро- и микронутриентах с учетом антропометрических данных, характера и тяжести заболевания с полным основанием можно считать краеугольным камнем нутритивной поддержки. Именно на основании определения необходимого для пациента калоража и состава питания по белкам, жирвм, углеводам, макро- и микроэлементам проводится планирование нутритивной поддержки, причем не только в количественном, но и в качественном ее аспектах.
Энергопотребность (ккал/сут) = 1, 44 х (3, 796 х VO2 + 1, 214 х VCO2),
где VO2 и VCO2 – поглощение кислорода и выделение углекислого газа (мл/мин) соответственно.
С помощью непрямой калориметрии можно установить метаболизм каких соединений преобладает у пациента в данный момент времени.
Трактовка значений дыхательного коэффициента (RQ).
Утилизация углеводов и жиров
Несмотря на точность определения энергопотребности, метод непрямой калориметрии не нашел широкого применения в клинической практике вследствие необходимости наличия специальной и весьма дорогостоящей аппаратуры и строгого соблюдения целого ряда условий для получения достоверных результатов.
Оценка энергопотребности по параметрам центральной гемодинамики возможна у пациентов с установленным в легочной артерии катетером типа Сван-Ганса. Математический расчет в данном случае производится на основании уравнения Фика:
Энергопотребность (ккал/сут) = (SaO2 – SvO2) х СВ х Hb х 95, 18,
где SaO2 — насыщение гемоглобина кислородом в артериальной крови в %; SvO2 — насыщение гемоглобина кислородом в смешанной венозной крови в %; СВ — сердечный выброс в л/мин; Hb — гемоглобин в %.
Второй вариант определения энергопотребностей пациента основан на математических расчетах в уравнениях Харрисона-Бенедикта (Harris-Benedict), Оуэна (Owen), Клейбера (Claber), Ли (Lee), Айртона-Джонса (Ayrton-Jones), Маффина-Джеора (Muffin-Jeor). Наиболее популярным и потому постоянно цитируемым расчетным способом определения величины основного обмена является уравнение Харрисона-Бенедикта. Формально само уравнение Харрисона-Бенедикта отражает лишь величину основного обмена:
Основной обмен (мужчины) = 66, 47 + (13, 75 х m) + (5 х Р) – (6, 76 х В)
где m – масса тела в килограммах, Р – рост в сантиметрах, В – возраст в годах.
Очевидно, что энергозатраты хирургического пациента выше величины основного обмена. На величину энергопотребности пациента влияют такие факторы как физическая активность (постельный или палатный режим), травма (операция большого объема, политравма, ожоги), инфекционный процесс, температура тела, исходная нутритивная недостаточность. С целью получения максимально достоверной информации об истинных энергопотребностях пациента в клинической практике используют исправленное (корректированное) уравнение Харрисона-Бенедикта:
Энергопотребность пациента = Основной обмен х Фактор активности х Температурный фактор х Фактор повреждения х Дефицит массы тела.
Значение вышеуказанных факторов в зависимости от той или иной клинической ситуации представлено в таблице.
Коэффициенты для коррекции уравнения Харрисона-Бенедикта.
Температурный фактор
Фактор повреждения
Дефицит массы тела
Фактор активности
Операции малого объема – 1, 1
Операции большого объема – 1, 3
Политравма, черепно-мозговая травма – 1, 6
Ожоги до 30–50% – 1, 8
Ожоги до 50–70% – 2, 0
Ожоги до 70–90% – 2, 2
Постельный режим – 1, 1
Палатный режим – 1, 2
Уравнение Айртона-Джонса, несмотря на возможность определения энергопотребностей и палатных пациентов, используется, как правило, для определения энергопотребностей больных, находящихся на искусственной вентиляции легких:
где В – возраст пациента, m – фактическая масса тела, П – пол пациента (0 – женский, 1 – мужской), Т – травма (0 – нет, 1 – есть), Ож – ожоги (0 – нет, 1 – есть).
Ряд авторов в качестве моделей определения энергопотребностей пациентов отдают предпочтение уравнениям Ли и Маффина-Джеора. По формуле Маффина-Джеора (2005 год) для расчета энергопотребностей используются следующие параметры:
где где m – масса тела в килограммах, Р – рост в сантиметрах, В – возраст в годах. По аналогии с уравнением Харрисона-Бенедикта уравнение Маффина-Джеора корригируется введением дополнительных коэффициентов:
Энергопотребности х К,
По формуле Ли энергопотребности определяются следующим образом:
где m – фактическая масса тела (кг), Р – рост пациента (см), П – пол пациента (0 – женский, 1 – мужской).
Энергопотребности пациентов в послеоперационном периоде (по А. В. Пугаеву и Е. Е. Ачкасову, 2007).
Характер патологии и оперативного вмешательства
Необходимое энергообеспечение, ккал/кг/сут
Нормальное состояние питания, отсутствие метаболических нарушений
Малые хирургические операции (аппендэктомия, холецистэктомия, грыжесечение и пр. ), ОНМК, кишечная непроходимость, диарея, легкие травмы, печеночная недостаточность, острая почечная недостаточность
Переломы костей, перитонит, острый панкреатит, кишечный свищ, энтероколит
Операции большого объема (резекция легких, желудка, ободочной и прямой кишки, печени и пр. ), сепсис, тяжелые травмы, ЧМТ
Ожоги:
Голодание с потерей более 20% массы тела
Поскольку белок является основной пластической субстанцией нашего организма, его использование при нутритивной поддержке преследует две основные цели: минимизация потерь собственного белка и обеспечение возможности пролиферации клеток в ходе репаративных процессов. При этом следует учитывать тот факт, что изолированно вводимый белок (в виде поли-, олигопептидов или аминокислот) без соответствующей энергетической поддержки сам будет использоваться организмом не более как еще один источник энергии. Принято считать, что для усвоения организмом 1 грамма белка требуется дополнительно 150 ккал энергии в виде углеводов или (и) жиров. Поскольку белок является основным азотсодержащим соединением в организме (в белке в среднем содержится 16% азота), расчеты потерь и потребности в белке основаны на исследовании динамики концентрации азота в биологических жидкостях. Известно, что 1 грамм азота содержится в 6, 25 белка, формирующего в свою очередь 25 г мышечной массы. Азотистый баланс, представляющий разницу между полученным и выделенным организмом азотом, является важнейшим маркером катаболической (отрицательный азотистый баланс) или анаболической фаз (положительный азотистый баланс) послеоперационного периода. По исправленной Е. Е. Ачкасовым (2013) формуле, с учетом всех ранее не принимавшихся во внимание потерь, величина азотистого баланса расчитывается следующим образом:
Азотистый баланс (г/сут) = Введенный белок (г/сут) / 6, 25 – Азот мочевины мочи (г/сут) х 1, 25 – 4 – ДПА (г/сут),
где ДПА – дополнительные потери азота с дренажным или раневым отделяемым, содержимым назогастрального зонда.
При определении потребности пациента в белке обычно используют расчеты по методу определения суточных потерь азота, по степени катаболизма и по энергопотребности пациента.
Расчёт потребности в белке по суточным потерям азота проводится с использованием следующих формул:
Потребность в белке = [Азот мочевины (г/л) х Объем мочи (л) + 4] х 6, 25
Потребность в белке, г/сут = [Мочевина (ммоль/л) х Объем мочи (л) х 28/1000 +4] х 6, 25
Расчет потребности в белке по степени катаболизма представлен в таблице.
Определение потребности пациента в белке по степени катаболизма.
Потеря массы тела в последние три месяца
Недостаточность питания
Потери азота г/сут
Степень катаболизма
Потребность в белке в сутки
Все о пользе калия
Калий играет немаловажную роль для формирования и работы нервных и мышечных тканей. Избыток или недостаток элемента может привести к нарушению жизненно важных процессов.
Порой мы не придаем значения симптомам, которые ощущаются незначительными, но могут стать причиной развития серьезных заболеваний. Всему виной может быть недостаток химических веществ, подпитывающих и укрепляющих наш организм. К числу важнейших макроэлементов для жизни человека относится калий.
Калий – минерал, один из электролитов в организме. Большая его часть находится внутри клеток, обеспечивая их функционирование. Кроме того, вещество играет немаловажную роль для формирования и работы нервных и мышечных тканей.
У калия есть и другие функции, которые он выполняет в нашем организме. Избыток или недостаток элемента может привести к нарушению жизненно важных процессов.
Роль и функции калия
Роль калия для человеческого организма огромна. Это вещество отвечает за:
Калий снижает интенсивность аллергических реакций. Также он принимает активное участие в регулировке количества воды в клетках. Он принимает участие в передаче нервных импульсов через нейроны и поддерживает здоровое функционирование почек.
Норма калия в организме человека
Если возникли симптомы, указывающие на недостаток или избыток калия в организме, необходимо обратиться к врачу и сдать анализ крови. Существуют общепринятые показатели нормы этого вещества для людей разных возрастов.
Норма калия в крови (в моль/л):
Чтобы поддерживать уровень калия на оптимальном уровне, включите в свой рацион продукты питания, которые обогащены этим элементом.
Калий содержат следующие продукты:
При острой нехватке вещества могут назначаться препараты, в состав которых входит калий. Но без консультации врача их применять не рекомендуется.
Суточная норма калия
Суточная потребность в калии варьируется в зависимости от возраста человека. В этом элементе нуждается и взрослый, и детский организм. Так, каждой возрастной группе необходимо употреблять следующее количество вещества в сутки:
Конечно, соблюдать такие дозировки калия не всегда удается, но к этому нужно стремиться. Если достаточное количество вещества не поступает в организм с едой, целесообразно использовать добавки или витаминные комплексы, содержащие его в своем составе, однако подобрать препарат должен врач.
Симптомы и последствия дефицита калия
О нехватке калия говорят в том случае, когда его показатель в крови опускается на несколько единиц ниже возрастной нормы. Такое состояние носит название “гипокалиемия” и делится на несколько форм:
Среди симптомов гипокалиемии можно отметить также постоянную сонливость, задержку жидкости в организме и возникновение непереносимости глюкозы.
Гиперкалиемия и ее симптомы
Избыток калия тоже имеет свою классификацию:
Клиническая картина гиперкалиемии характеризуется:
Любое из этих состояний – дефицит калия или его избыток – требует медицинской помощи. Ведь причины таких аномалий часто связаны с развитием серьезных заболеваний, которые могут характеризоваться латентным (скрытым) течением.