Что такое потребности как принято их классифицировать в экономике
Потребности экономические. Виды
Экономические потребности — это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития индивида и сообщества индивидов как внутренний мотив побуждающий к экономической деятельности.
Потребности удовлетворяются в процессе потребления.
Средства удовлетворения человеческих потребностей называются благами.
Потребности человека безграничны (закон возвышающихся потребностей – по мере развития человечества происходит как количественный, так и качественный рост его потребностей).
Количественность роста потребностей: количество людей растет – растут и потребности.
Качественный рост потребностей заключается в том, что существующие товары и услуги не способны удовлетворять наши потребности с ростом дохода и научно-технического прогресса.
Виды экономических потребностей.
По характеру возникновения:
По средствам удовлетворения:
По насущности удовлетворения:
По возможностям удовлетворения:
В зависимости от участия в воспроизведенном процессе:
По субъектам проявления:
По количественной определенности и мере реализации:
Система экономических потребностей является сложной и постоянно развивающейся.
Структура потребностей, их объем, способы и уровень удовлетворения непрерывно изменяются: модифицируются, усложняются, совершенствуются в процессе исторического развития человеческой цивилизации.
Потребности и их классификация
Под экономическими потребностями понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности. Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении.
Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.
1. По субъектам (носителям потребностей):
а) удовлетворяемые индивидуально (лично);
б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом).
Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. — удовлетворяются коллективно.
2. По объектам (предметам, на которые они направлены):
а) материальные потребности;
б) духовные потребности;
в) этические потребности (относящиеся к нравственности);
г) эстетические потребности (касающиеся искусства).
3. По степени удовлетворения потребностей:
а) конечные потребности;
б) промежуточные потребности.
Конечные потребности — это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребления». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д.
Промежуточные потребности опосредованно связаны: с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).
4. По происхождению:
а) первичные потребности;
б) вторичные потребности.
Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).
Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).
Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг.
По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы:
1. Материальные (физиологические) :
а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);
б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).
2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).
3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.).
В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно.
В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест установил, что существует зависимость потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользования, увеличивается.
Закон Энгеля: по мере роста доходов семьи доля ее доходов, расходуемых на продовольствие снижается, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, электричество, одежду, зато растет доля расходов на прочие нужды.
С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих разным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.
Глубокая внутренняя взаимная связь производства и потребностей выражается в законе возвышения потребностей.
Закон возвышения потребностей: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении.
Потребности как движущая сила экономики
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятия «потребность»
Потребность – это состояние дискомфорта, связанное с недостаточностью чего-либо.
Потребность представляет собой функциональную или психологическую нужду, характерную для отдельного человека либо целой социальной группы, общества. Она является внутренним активатором действия. Проявляться потребность может по-разному, в зависимости от сложившихся обстоятельств.
Характерные свойства потребности:
Потребности возрастают в ходе роста и развития человека. Стоит отметить, что удовлетворение одних потребностей стимулирует появление других. То есть, потребности человека являются безграничными. Основной механизм запуска потребности – чувство неудовлетворенности.
Дискомфорт заставляет человека действовать, что называется мотивацией. В определенный период времени человек вырабатывает понимание своих потребностей, поэтому они становятся характерными чертами его характера.
Потребности связывают с желаниями, которые определяются культурным уровнем, личностью индивида, а также историческими, климатическими и другими факторами территории, на которой личность проживает. Удовлетворение потребностей происходит с помощью благ. Они обеспечивают нормальное функционирование и жизнеспособность человеческого организма. Потребности характерны для всех живых организмов, они позволяют выжить и создать комфортные условия существования.
Таким образом, потребности являются основной движущей силой человеческой активности. В экономике они формируют спрос, под который подстраиваются производители. Если производители не будут учитывать особенности потребительских потребностей, то их товар с большой долей вероятности не будет куплен.
Готовые работы на аналогичную тему
Классификация потребностей в экономике
Исследованием потребностей разнимались разные ученые. Многие экономисты пытались понять причины мотивации покупателей, чтобы суметь разработать подходы для организации эффективных продаж. Представители неоклассической школы полагали, что все потребности можно разделить на:
В экономике потребности обычно делят на первичные и вторичные. Первичные представляют собой основные потребности жизнедеятельности человека. Вторичные возникают в ходе культурного развития человека. Стоит отметить, что нет общей грани разделения первичных и вторичных потребностей для каждого человека.
Другим способом все потребности можно разделить на физиологические, потребности в социальных контактах, потребность в уважении, необходимость в саморазвитии. Эту иерархию потребностей разработал Маслоу. Он считал, что переход на более высокий уровень потребления возможен только при условии, что базовые потребности будут закрыты. Сложность прогнозирования потребностей заключается в том, что они индивидуальны для каждого человека. Кроме того, экономисты достаточно долго полагали, что человек ведет себя рационально с экономической точки зрения. На самом деле, человек чаще руководствуется сиюминутными решениями.
Обществом создаются социальные и интеллектуальные потребности. Они связаны со сложными целями существования человека, а именно, с самореализацией в карьере, культурным обогащением и так далее. Структура социальных потребностей опирается на технические возможности и экономическую целесообразность принимаемых действий.
Потребности как движущая сила экономики
Производство и потребности связаны напрямую. Они взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Однако, как было указано выше, потребности человека безграничны. Они постоянно растут и видоизменяются. Влияние производства на потребности происходит в следующих направлениях:
Получается, что производство создает определенный тип потребления. Но потребление формирует спрос, который так же влияет на экономику производителей. Потребности, являясь внутренним мотивом, становятся руководством к творческой деятельности. Они очень быстро изменяются качественно и количественно. Экономическая активность населения является сложным комплексом различных решений, желаний, событий и явлений. Производство же остается частью социальных процессов. Разнообразие человеческих потребностей сложно учесть и спрогнозировать, поэтому производители ориентируются на общие потребности. Специализация на отдельных видах деятельности позволяет удовлетворить более узкие желания клиентов.
Появление денег дало возможность свести разнообразие желаний к одному знаменателю. Для получения прибыли производителю необходимо получить выручку, а значит, реализовать весь созданный товар. Возникает необходимость знать наверняка о желаниях покупателя, чтобы повысить вероятность сбыта всей произведенной продукции. На предприятии создается отдел маркетинга, который не только вырабатывает стратегию продаж, но и занимается анализом рынка и предпочтений потребителей.
Спрос всегда определяет предложение. Учет его особенностей позволяет успешно конкурировать на рынке в долгосрочной перспективе. Если потребности действующих и потенциальных покупателей не учитываются, то реализация готовых благ находится под угрозой. Недополучение же дохода приведет к финансовой нестабильности, а значит, к угрозе формирования убыточности производства и вероятному банкротству.
3.2. Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей
Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, нако-нец, в поведении.
Человек, как правило, осознает свои потребности, понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потреб-ности наружу. Если какие-то потребности не удовлетворены, то этот недостаток (неудовлетворенность желаний) становится по-будительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.
Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.
1. По субъектам (носителям потребностей):
а) удовлетворяемые индивидуально (лично);
б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом).
Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. — удовлетворяются коллективно.
По объектам (предметам,накоторые онинаправлены):
а) материальные потребности;
б) духовные потребности;
в) этические потребности (относящиеся к нравственности);
г) эстетические потребности (касающиеся искусства).
По степени удовлетворения потребностей:
а) конечные потребности;
б) промежуточные потребности.
Конечные потребности — это потребности самого человека, т.е.
Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).
а) первичные потребности;
б) вторичные потребности.
Первичные потребности являются по своей природе физио-логическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).
Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).
Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Эко-номические потребности активно влияют на производство, они являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы.
а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);
б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).
Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).
Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.). Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал
иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп (рис. 3.1).
Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания, включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.
Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Социальные потребности — это потребности, связанные с чувством принадлежности к чему или кому-либо, привязанно-сти и поддержки.
Потребности в уважении включают в себя потребности в компетентности, признании.
Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно.
В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест Энгель установил, что существует зависимость потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользования, увеличивается.
Закон Энгеля: по мере роста доходов семьи доля ее доходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, электричество, одежду, зато растет доля расходов на прочие нужды.
Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих разным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах падает доля затрат на про-дукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.
Глубокая внутренняя взаимная связь производства и потребностей выражается в законе возвышения потребностей.
Социально-экономические процессы общества проявляются в возвышении потребностей людей, которое протекает по двум направлениям:
1) по горизонтали, что означает количественное распространение общественно нормальных потребностей (все большее
число людей пользуется новыми благами: телевизорами, мобильными телефонами, автомобилями, музыкальными центрами и т.д.); 2) по вертикали, что означает качественное возрастание уровня запросов людей (в пище, одежде, жилье, защите от внешних врагов и преступников, защите от нищеты и др.). Все это находит выражение в законе возвышения потребностей.
Закон возвышения потребностей гласит: динамика разнообразных потребностей постояннорастет в ко-личественном соотношении, но в еще большей степе- нименяется в качественном отношении.
Круг потребностей современного человека крайне разнообразен, тем более что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, трудового коллектива, населения, государства.
Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется.
Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде в природе не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.
Экономические потребности, их классификация и система. Закон возвышения потребностей
Потребность есть объективная нужда, надобность человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Удовлетворение тех или иных потребностей человека вытекает из необходимости в них для индивида. Потребности удовлетворяются через потребление благ.
Главная черта потребностей заключается в их безграничности. Нет предела человеческим потребностям по мере поступательного развития общества. Данная черта лежит в основе действия закона возвышения потребностей как всеобщего закона экономической жизни.
Сущность этого закона заключается в том, что под непосредственным воздействием производительных сил, в результате внедрения в практику экономической жизни достижений НТП возвышаются потребности человека как в предметах и средствах труда, так и в предметах потребления. Причем это возвышение проявляется в необходимости возникновения новых потребностей людей, в более совершенных орудиях труда, в более качественных предметах потребления. Количественная сторона закона определяется достигнутым уровнем удовлетворения потребностей людей, а следствием выступает всестороннее развитие способностей человека.
Системный подход к исследованию общественных потребностей позволяет рассматривать их как центральную категорию теории хозяйства. Потребность есть:
– исходный пункт любого хозяйства и каждого воспроизводственного процесса внутри него;
– результат функционирования хозяйственной системы;
– основа формирования ценностных ориентиров социума;
– основа формирования личности в социуме;
– исходная база постановки вопроса о смысле хозяйствования.
Существенным методологическим недостатком рассмотрения потребностей в экономиксе является сведение всего многообразия общественных потребностей к потребностям материальным. В то время как система общественных потребностей в масштабах функционального хозяйственного пространства включает:
– потребности общественного развития (они напрямую связаны с возникновением новых производственных отношений и соответствующих им законов);
– структурообразующие потребности (в технико-экономических, организационно-экономических и социально-экономических (собственно производственных) отношениях);
– потребности в результатах общественного производства;
– потребности индивида как личности, а не только носителя рабочей силы.
В системе общественных потребностей выделяют следующие:
1) экономические потребности;
2) государственные потребности;
3) потребности правовых учреждений и организаций;
4) потребности религиозных организаций;
5) потребности политических партий и организаций;
6) потребности идеологических структур и формирований;
7) потребности общественных организаций.
Теоретическая экономика изучает в системе общественных потребностей, прежде всего, экономические потребности.
Экономические потребности – это часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного производства, включая производственную и непроизводственные сферы.
Экономические потребности следует рассматривать как категорию, выражающую отношения между людьми по поводу производства и использования производимых благ и услуг.
Взаимосвязь между экономическими потребностями и производством носит диалектический характер:
– с одной стороны, потребность представляет собой идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, который является его предпосылкой,
– с другой стороны, производство, создавая материальные и духовные блага, порождает конкретную потребность в них. Она проходит определенные стадии: зарождения, интенсивного развития, стабилизации и отмирания. Отмиранию данной потребности способствует все то же производство. Оно создает новые виды конкретных продуктов, которые способны лучше прежних удовлетворять ту же самую потребность.
Рассматривая соотношение потребностей и производства, экономические потребности можно подразделить:
1) на перспективные (абсолютные). Они представляют потребности, возникшие при данном уровне развития науки, техники и производства;
2) на действительные (необходимые). Это те потребности, которые могут быть реализованы при достигнутом уровне развития производительных сил.
Однако объему и структуре действительных потребностей не всегда соответствует объем и структура производства материальных благ и услуг. В условиях товарно-денежных отношений основная часть действительных потребностей принимает форму платежеспособного спроса. Поэтому противоречие между потребностями и производством принимает форму несбалансированного спроса и предложения товаров и услуг.
В системе экономических потребностей выделяют:
1) общественные потребности. Их удовлетворение обеспечивает функционирование общества как единого социального организма;
2) производственные потребности. Они представляют собой потребности предприятий в средствах производства, необходимых для осуществления ими производственных функций;
3) личные потребности. Они характеризуют потребности людей в предметах потребления, которые им необходимы для удовлетворения своих нужд.
Удовлетворение экономических потребностей играет различную роль в воспроизводстве способностей человека. В связи с этим выделяют следующие потребности:
1) физические потребности. Их удовлетворение обеспечивает воспроизводство физических способностей человека;
2) интеллектуальные потребности. Их удовлетворение обеспечивает воспроизводство интеллекта человека;
3) социальные потребности. Их удовлетворение связано с функционированием социальной сферы общества.
С точки зрения уровня развития человека различают:
1) элементарные (физические) потребности. Это потребности физической жизни. Они предполагают некоторый комплекс объективных условий, реализация которых необходима для нормальной жизнедеятельности человека. Это потребности первого уровня. Их элементарность определяется биологическими функциями человеческого организма. Однако даже элементарные потребности не могут рассматриваться как чисто биологические, так как реальные способы их удовлетворения носят социальный характер. При этом они накладывают свой отпечаток на формирование физиологических потребностей;
2) высшие (социальные) потребности. Потребности этого уровня целиком связаны с процессом социализации человека и отражают условия его жизнедеятельности как члена общества. Их объем и количество определяются общим состоянием культуры общества.
Экономические потребности имеют исторический характер. Размер потребностей так же, как и способы их удовлетворения, представляют собой продукт истории и зависят от культурного уровня страны. А также от того, при каких условиях, с какими привычками и жизненными запросами сформировались социальные слои общества, отдельные люди и общество в целом.
Экономические потребности динамичны. Они трансформируются:
1) под воздействием общественного прогресса;
2) под влиянием преобразований в производстве;
3) под влиянием интенсивности обмена информацией;
4) под влиянием совершенствования самого человека.
Постоянный и качественный рост экономических потребностей происходит в соответствии с законом возвышения потребностей. Это всеобщий экономический закон, выражающий качественную и количественную направленность развития общественных потребностей. Под воздействием этого закона происходит:
1) рост и видоизменение потребностей, возникновение одних и исчезновение других;
2) расширение круга потребностей, качественное изменение их структуры;
3) рост доли интеллектуальных и социальных потребностей;
4) «облагораживание» все в большей мере физических потребностей;
5) увеличение социально-культурных моментов в возникновении и определении способа удовлетворения всех потребностей.
В прошлом для выявления сдвигов в соотношении потребностей надо было рассматривать периоды времени в несколько десятков, а то и сотен лет. В условиях современной научно-технической революции возвышение потребностей происходит за более короткие периоды времени.
В условиях научно-технической революции по мере роста социализации общества закон возвышения потребностей приобретает новые черты. Важнейшие из них следующие:
1) всеобщность, социальная равномерность возвышения потребностей. В этих условиях все возможности возвышения потребностей используются всеми членами общества достаточно равномерно и примерно на одних и тех же основаниях. Социальные слои, которые могли бы развивать свои способности и удовлетворять свои потребности за счет других социальных групп, проявляются не столь отчетливо;
2) всесторонность возвышения потребностей. Развиваются не только те потребности, удовлетворение которых ведет непосредственно к воспроизводству рабочей силы (способности к труду), но и вся гамма интеллектуальных и социальных потребностей;
3) постепенное социально-экономическое выравнивание структуры потребностей (при одновременном росте их многообразия). Эта черта обусловлена тем, что происходит постепенное выравнивание положения людей в производстве и других областях общественной жизни. Становятся все более близкими по своему уровню и структуре потребности различных социальных слоев и групп общества;
4) возвышение потребностей быстрыми темпами. Эта черта обусловлена современным характером и уровнем общественного воспроизводства. Сфера потребностей расширяется не только по вертикали, но и по горизонтали. Потребности высшего порядка возникают у все более широких масс людей. По мере общественного развития человек стремится к получению благ более высокого уровня.
К специфическим особенностям экономических потребностей относится их необратимость. Они изменяются, как правило, в одном направлении – в сторону роста. В развитии потребностей, как и в их удовлетворения, существует определенная очередность. Структура прироста потребностей постоянно меняется. Вместе с этим происходят сдвиги и в структуре насыщения потребностей.
Всестороннее изучение потребностей – важная предпосылка разработки обоснованных прогнозов социально-экономического и научно-технического развития, важное направление изучения диалектики их взаимосвязи с производством.
Можно считать аксиомой тот факт, что определяющим стимулом человеческой деятельности является стремление удовлетворить те или иные потребности. Стремясь удовлетворить ту или иную потребность, люди развивают производство. Производство, удовлетворяя новую потребность, находит внутри себя источник самодвижения и выходит на более высокую ступень развития. В результате появляются новые производительные силы, рождаются новые потребности.
Таким образом, диалектика общей взаимосвязи между производством и потребностями состоит в том, что они представляют собой единство противоположностей. Они неразрывно связаны между собой и не могут существовать друг без друга. Если без производства невозможно удовлетворение потребностей, то, в свою очередь, без потребностей не было бы и производства.
В своем развитии потребности опережают достигнутый уровень производства. Растущие потребности являются важнейшей побудительной силой развития производства. Новый продукт может стать предметом широкой потребности, хотя для ее массового удовлетворения еще могут быть не созданы необходимые производственные возможности.
В связи с этим возникает противоречие между растущими потребностями и уровнем их удовлетворения со стороны производства. Противоречие между потребностями и производством является постоянно действующим на всех этапах человеческой истории. Правомерно рассматривать каждый способ производства как историческую ступень разрешения этого противоречия.
В этом отношении примечательной является теория мотивации А. Маслоу. Им разработана модель, согласно которой человеческие потребности распределяются по категориям. А. Маслоу выделил пять категорий потребностей в их иерархической последовательности:
1) физиологические потребности. Для выживания человеку необходимо разумным образом удовлетворять свои физиологические потребности;
2) потребности в безопасности и стабильности. Они стоят на более высоком уровне. Для того чтобы испытывать удовлетворение своим существованием, человек должен чувствовать себя в безопасности;
3) потребности в социальных контактах. Социальные контакты охватывают, в частности, потребности в любви и дружбе;
4) потребности в самоутверждении или статусе. Это чувство собственной значимости;
5) потребность в самовыражении. Она располагается на высшей ступени. Потребность в самовыражении — это потребность человека в развитии своих способностей.
3.3. Рабочее, внерабочее и свободное время. Гуманизация экономики и всестороннее развитие человека
Рабочее время представляет форму бытия, единую меру общественной оценки его различных затрат.
Рабочее время – это мера продолжительности участия работника в общественно организованном труде, это установленное законом время, в течение которого работник обязан выполнять свои трудовые функции.
Рабочее время измеряется продолжительностью рабочего дня, рабочей недели, рабочего месяца, рабочего года.
Общество регулирует величину рабочего дня не только с позиций роста производства, но и с позиций высвобождения времени для отдыха. Продолжительность рабочего дня не является величиной постоянной. Она зависит от многих обстоятельств и поэтому изменяется. Границы рабочего дня зависят, прежде всего, от уровня производительности труда.
Низшей границей рабочего дня является необходимое рабочее время, в течение которого создается необходимый продукт. Однако продолжительность рабочего дня не может быть ограничена этим временем, так как обществу нужен и прибавочный продукт.
Величина рабочего дня зависит от формы собственности на средства производства. Например, стремление предпринимателей к удлинению рабочего дня наталкивается на сопротивление рабочих, борющихся за ограничение рабочего дня. В конечном итоге величина рабочего дня определяется соотношением сил в борьбе между капиталистами и рабочими. При капитализме на продолжительность рабочего дня оказывают влияние следующие факторы:
– уровень реальной заработной платы,
Все это говорит о том, что при капитализме нет минимальной границы рабочего дня.
Важнейшей задачей общества является установление такого рабочего дня, который не вредит нормальному существованию и развитию рабочей силы. Вследствие роста производительности труда создаются реальные возможности систематического сокращения рабочего дня и недели. Так, уже 11 ноября 1917 г. в России был принят Декрет о введении 8-часового рабочего дня при шестидневной рабочей неделе. Россия сделала это раньше, чем США, Англия, Франция, Германия, несмотря на свою отсталость.
Сейчас продолжительность рабочей недели рабочих и служащих с учетом льгот по условиям труда в России составляет 39,4 часа, а у рабочих промышленности – 40,9 час. По сравнению с 1913 г. рабочая неделя в промышленности сократилась на 18 час. Вместо 10–12-часового рабочего дня теперь установлен 8-часовой рабочий день, а для отдельных категории рабочих 7–6 часов и менее работы в день при шестидневной рабочей неделе или пятидневной рабочей неделе с сохранением общей продолжительности рабочего времени за неделю.
Для сравнения отметим, что продолжительность рабочей недели составляет сейчас: в США – 41,2 часа; в Германии – 44,1 часа; во Франции – 45,6 часа; в Англии – 46,1 часа.
Однако продолжительность рабочего дня не может сокращаться беспредельно. В экономической литературе существует взгляд о том, что рабочий день может быть сокращен до 4 часов при достижении соответствующего уровня производительности труда. Для сокращения рабочего дня необходимы следующие экономические предпосылки:
1) при сокращении рабочего дня должен не только сохраняться, но и дальше увеличиваться объем производства. Генеральный путь решения этой проблемы – повышение производительности труда;
2) границы рабочего дня определяются также интенсивностью труда. Интенсивность труда – это напряженность труда, это величина затрат труда в единицу времени;
3) сокращение рабочего дня не должно вести к ухудшению использования средств производства. Всякое сокращение рабочего дня уменьшает время работы машин, оборудования, станков в течение смены. Противоречие между использованием рабочей силы и прошлого труда, овеществленного в средствах производства, преодолевается путем увеличения числа смен, рассчитанных на полный или неполный рабочий день;
4) сокращение рабочего дня не должно вести к снижению уровня заработной платы. Наоборот, при этом должны быть созданы условия для ее роста. А это становится возможным при достижении такого уровня производительности труда, когда открываются перспективы роста заработной платы;
5) продолжительность рабочего дня должна активно влиять на рациональное соотношение рабочего и свободного времени. Общество заботится о рациональном использовании не только рабочего, но и свободного времени.
Всеобщий экономический закон экономии времени требует рационального использования не только рабочего, но и свободного времени. Свободное время – это часть внерабочего времени в границах суток, недели, месяца, года, высвобожденная членами общества от необходимых дел; это сфера свободной деятельности людей.
Свободное время используется людьми: для отдыха, для своего развития, для пользования своими правами как человека, как семьянина, как гражданина.
Величина свободного времени обусловливается двумя обстоятельствами:
1) совокупностью социальных отношений данного общества;
2) уровнем духовного и социального развития каждой личности.
Важно разграничивать рабочее, внерабочее и свободное время. Границы свободного времени определяются путем вычленения из внерабочего времени несвободного (занятого) времени для таких обязательных дел, как домашняя работа, сон, еда.
В величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей.
Как социально-экономическая категория свободное время характеризуется следующими моментами:
1) количественными параметрами: продолжительность, фонд, бюджет, баланс;
2) качественными параметрами: содержание, структура, функции, свойства, последовательность, необратимость.
В зависимости от общественного строя свободное время наполняется различным, подчас противоречивым содержанием. В докапиталистических формациях свободное время – это достояние и привилегия главным образом господствующих классов (но может появиться и Эзоп). На протяжении многих веков свободным временем располагала незначительная часть общества. Трудящиеся имеют незначительные доходы и жертвуют своим свободным временем для дополнительного заработка.
Идеал в использовании свободного времени достигается в том случае, если обеспечивается:
1) всестороннее развитие личности;
2) удовлетворение растущих потребностей членов общества;
3) более высокий уровень жизни;
4) более содержательный труд;
5) расширение возможностей для применения творческих сил, способностей и дарований людей;
6) приобщение людей к достижениям национальной и мировой культуры, науки и искусства.
Рост свободного времени представляет показатель и фактор увеличения национального богатства страны. Развитие богатства покоится на создании свободного времени. В сфере свободного времени происходит разнообразная деятельность людей, благодаря которой повышается производительность труда. Всестороннее развитие каждого человека, которое в значительной мере обеспечивается увеличением его свободного времени, отвечает требованиям наиболее высокого подъема производительных сил.
Границы свободного времени являются подвижными. На его общую величину оказывает влияние целый ряд таких социально-экономических и демографических факторов, как пол, возраст, состав семьи, образование, уровень доходов, характер и содержание труда, место жительства (город или село).
Структура свободного времени включает затраты времени на учебу и самообразование, общественную деятельность, развлечения и отдых индивидуального и публично-зрелищного характера с выделением таких элементов, как чтение книг, газет, журналов, слушание радио и просмотр телевизионных передач, занятия по интересам, увлечения, игры и беседы с детьми; физкультура и спорт, товарищеское общение с детьми, пассивный отдых.
Общество регулирует не только величину, но и структуру свободного времени. Делает оно это при помощи социально-экономических, правовых, воспитательных средств в сочетании с саморегулированием. Наибольший прирост свободного времени общество обеспечивает путем сокращения затрат внерабочего времени при выполнении:
– необходимых домашних дел,
– посредством развития системы общественного воспитания детей,
– механизации домашнего труда,
– путем развития службы быта (туда передается часть дел из домашнего хозяйства) и сферы услуг,
– путем более рационального расселения людей.
Настоящее богатство – это такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается, простор для свободной деятельности и всестороннего развития каждого человека.
Одной из важнейших и сложнейших проблем всестороннего развития личности каждого человека является необходимость гуманизации современного производства.
Гуманизация производства – это создание материально-вещественных и организационно-экономических условий, адекватных общественной природе человека или, если сказать проще, это создание нормальных, человеческих условий на производстве.
Два фактора обусловливают необходимость гуманизации производства:
1) происходит постоянное повышение потребностей работников в результате прогресса производства, роста общественного богатства, уровня жизни, образования и культуры;
2) в ходе научно-технической революции стало возможным обеспечивать рост производительности труда только при создании для работников соответствующих условий труда.
Следовательно, гуманизация производства – это не только результат НТР, но и предпосылка, условие успешной реализации ее достижений.
В настоящее время еще во многих местах сохраняется монотонный, а подчас и вредный для здоровья труд. В качестве примера здесь следует привести:
1) сборочные операции в машиностроении;
2) ремонтные работы;
3) работа на сельскохозяйственных машинах (как правило, здесь требуются большие физические усилия);
4) работа на металлургических и химических предприятиях (она здесь остается тяжелой и опасной).
Ручной неквалифицированный труд не доставляет человеку морального удовлетворения. Он непрестижен, часто оплачивается по заниженным ставкам. Нередко он поручается иностранцам.
В этих условиях реальным направлением гуманизации производства служит перемена труда. Одна из ее форм – ротация, при которой работнику предоставляется возможность периодически менять рабочее место. Она используется, например, на конвейере.
Еще одним направлением гуманизации производства является гуманизация условий труда как важнейший критерий прогрессивности техники и технологии. Если технические новшества не удовлетворяют социальным требованиям, не обеспечивают гуманизацию труда и его интеллектуализацию, то их нельзя признать прогрессивными. С этим должны считаться конструкторы новой техники, инженеры и организаторы производства.
Современная научно-техническая революция предъявляет высокие требования к качеству самой трудовой деятельности. Важно превратить труд в сферу самовыражения и самоутверждения человека.
Под самовыражением работника понимается возможность и необходимость реализации им индивидуальных склонностей и способностей, накопленных знаний и опыта в труде, в совершенствовании новой техники, технологии и организации производства.
Многие творческие вопросы решаются непосредственно на местах работы. Это относится, прежде всего, к обеспечению стабильно высокого качества продукции. В настоящее время получили распространение следующие формы самовыражения и самоутверждения работников:
1) кружки повышения качества продукции. Они широко распространены в Японии, США и других индустриально развитых странах. Здесь трудящиеся привлекаются к совершенствованию производства;
2) рисковые фирмы. Они организуются группами талантливых инженеров, которые разработали перспективную научно-техническую идею и стараются реализовать ее в серийном производстве новых товаров и услуг. В этих случаях имеется большой риск, можно легко «прогореть». Но только такие фирмы способны быстро и эффективно решать многие пионерные задачи в области научно-технической революции;
3) временные подразделения в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, на предприятиях. В них проявляется предприимчивость творчески одаренных людей;
4) группы разработчиков на кооперативных началах. В них осуществляется научно-производственная деятельность наиболее способных, инициативных инженеров и ученых, обладающих деловой предприимчивостью.
Совершенствование производства в условиях НТР невозможно без всесторонней активизации работника. Деятельность работника должна выйти за рамки исключительно исполнительских функций.
Резкое повышение активности человека – ключевой элемент экономического роста. В направлении активизации работника идет эволюция трудовых отношений в развитых капиталистических странах.