Что такое поурочный план в школе
Положение о поурочном планировании
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алупкинская санаторная школа-интернат»
о поурочном планировании
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, в редакции приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897, в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1577 );
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413, в редакции Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1578);
Уставом, локальными актами ГБОУ РК «Алупкинская санаторная школа-интернат».
1.3. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность учителя по планированию и организации образовательного процесса на уроке в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
1.5. Поурочный план регламентирует деятельность на уроке:
1.6. Молодые педагоги, «специалисты I квалификационной категории» пишут поурочный план от руки или в печатной (набранной на компьютере) форме в развернутом виде, т.е. готовят план-конспект урока. Опытные учителя, которые имеют достаточный опыт педагогической работы, «высшую квалификационную категорию», педагогические звания, качественные показатели в учебно-воспитательном процессе, методические разработки, могут составлять поурочный план в произвольной форме в виде конспекта, тезисов, таблицы, презентации и т.п. Однако, если в случае осуществления внутришкольного контроля (планового и внепланового) администрацией школы будет указано на недостаточно высокий уровень проведенного урока и сделаны серьезные замечания, администрация школы-интерната имеет право обязать учителя писать поурочные планы на общих основаниях.
1.7. Администрация школы-интерната имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана.
1.8. Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планированием по предмету.
— определение места урока в изучаемой теме;
— определение триединой цели урока;
— выбор содержания урока;
— группировка выбранного учебного материала и определение последовательности его изучения;
— выбор форм, способов, методов обучения, безопасных для здоровья обучающихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
1.10. Учитель имеет право самостоятельно выбрать срок и форму хранения поурочных планов (урок, тема, месяц, семестр, учебный год). Поурочный план урока хранится у учителя и предъявляется по требованию администрации в день проведения урока.
2.Разработка поурочного плана
— целевой: постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;
— коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
— содержательный : подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;
— технологический : выбор форм, методов и приёмов обучения;
— контрольно-оценочный : использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.
Триединая цель урока включает следующие аспекты:
— образовательный : вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;
— воспитательный : формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
— развивающий аспект : развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
2.3. Этапы планирования урока:
— определение типа урока, разработка его структуры;
— выбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;
— выделение главного материала, который обучающийся должен понять и запомнить на уроке;
— подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;
— выбор форм организации деятельности обучающихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;
— определение форм, дифференциации и объёма домашнего задания;
— продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
— оформление поурочного плана.
2.4. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, наличие в классе обучающихся с ОВЗ, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
• подбор разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;
• продумывание приемов педагогической техники.
3. Оформление поурочного плана
3.1. Поурочный план оформляется в виде:
а) пишется от руки или в печатной (набранной на компьютере, лист формата А 4 ) форме или в электронном виде ;
б) конспект (план, технологическая карта) урока может быть в печатном издании при условии, что поурочное планирование, напечатанное в пособии для учителя, относится к конкретному УМК и классу, в конспектах уроков проставлены даты, определены цели урока, структура, методы, организационные формы и способы, которые будут использованы на уроке, указано домашнее задание. Учитель адаптирует конспекты из пособия к познавательным особенностям данного класса, делает корректировки и заметки.
3.2. Поурочное планирование имеет следующее содержание:
2. Тип урока (Приложение 1);
3. Общее название темы;
4. Тема урока (при записи контрольных, лабораторных, практических работ тема указывается);
5. Триединая цель урока (образовательная, воспитательная, развивающая);
6. Планируемые результаты урока (по ФГОС): предметные, метапредметные, личностные;
7. Формируемые УУД (по ФГОС): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные;
8. Оборудование, ТСО урока;
9. Этапы урока (названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета и типа урока).
1. Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа обучающихся, ее объем, формы; способы развития интереса к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных обучающихся).
2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и усвоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала).
3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с обучающимися; фамилии обучающихся, которые будут опрошены).
4. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; дифференциация, объём и сроки выполнения домашнего задания с обязательным инструктажем по его выполнению).
5. Рефлексия (выяснение настроения, эмоционального состояния обучающихся; проверка уровня осознания и усвоения учебного материала на уроке, трудности, с которыми столкнулись обучающиеся).
Данный перечень является условным и зависит от типа урока и специфики предмета.
3.4. В содержательной части поурочного плана учитель выполняет пометки об индивидуальной работе со слабоуспевающими и обучающимися с ОВЗ, с одаренными и высоко мотивированными обучающимися, а также пометки о воспитательной работе.
3.5. В поурочном плане должны быть зафиксированы физкультпаузы и время на релаксацию.
3.6. Учитель самостоятельно определяет объём содержательной части поурочного плана и форму его оформления.
Тематическое и поурочное планирование, тематическая карта урока
Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.
Требования к тематическому и поурочному планированию
Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.
Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.
Тематическое планирование условно может подразделяться на:
Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.
Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.
Технологическая карта урока
Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.
Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.
Технологическая карта имеет определенную структуру:
Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.
При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.
Анализ и самоанализ урока
Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.
Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:
Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.
Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.
Положение о поурочном плане учителя
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОУРОЧНОМ ПЛАНЕ УЧИТЕЛЯ
1.3. Поурочный план урока – способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся.
Поурочный план урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя ОУ.
1.4. Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием по предмету, учебного курса, дисциплины (модуля).
1.5. Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.
1.6. Основные задачи поурочного плана:
– определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе;
– определение триединой цели урока;
– постановка задач урока и группировка отобранного содержания учебного материала, определение последовательности его изучения;
– выбор форм, методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
2. Разработка поурочного плана урока.
2.1. Основными компонентами поурочного плана являются:
целевой: постановка целей учения перед обучающимися как на весь урок, так и на отдельные его этапы;
коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;
технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;
контрольно-оценочный: использование оценки деятельности обучающегося на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса;
2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.
2.3. Триединая цель включает следующие аспекты:
образовательный: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;
развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса,
творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
воспитательный: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
2.4. Этапы планирования урока:
– определение типа урока, разработка его структуры;
– отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;
– выделение главного опорного учебного материала в общем содержании урока;
– выбор технологий, методов, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;
– выбор организационных форм деятельности обучающихся на уроке и оптимального объема их самостоятельной работы;
– определение формы и объема домашнего задания;
– определение форм подведения итогов урока, рефлексии;
– поурочный план должен отражать работу с наглядным материалом и с современными информационно-коммуникационными средствами;
– оформление поурочного плана
2.5. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
– учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей обучающихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом;
– подбор разнообразных учебных заданий и ситуаций, которые способствуют актуализации познавательной активности обучающихся на уроке и развитию универсальных учебных действий;
– дифференциация учебных заданий;
– продумывание приемов педагогической техники.
3. Оформление поурочного плана урока
3.1. Поурочный план урока оформляется в виде конспекта, в котором учитель фиксирует необходимую информацию.
3.2. Конспект поурочного плана должен содержать две основные части: формальную и содержательную.
3.3. Формальная часть конспекта включает:
— триединая цель урока;
— оборудование, материально-техническое оснащение.
3.4. Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.
3.5. Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:
Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании обучающихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
— самостоятельная работа обучающихся, ее объём, формы;
— способы развития интереса обучающихся к предмету, к теме;
— формы контроля за работой класса, отдельных обучающихся.
Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения);
— определение познавательных учебных задач урока (т.е. что должны узнать и освоить обучающиеся);
— самостоятельная работа и ее содержание;
— проблемные и информационные вопросы;
— варианты решения проблемы;
— варианты закрепления изученного материала.
Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки;
— виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;
— способы «обратной» связи с обучающимися;
— фамилии обучающихся, которые будут опрошены.
3.6. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания).
3.7. В содержательной части конспекта поурочного плана могут присутствовать пометки об индивидуальной работе с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, с одаренными и высокомотивированными обучающимися.
3.8. Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления, но все должно быть подчинено удобству работы учителя с данным поурочным планом и прозрачности деятельности участников образовательного процесса.
3.9. Конспект урока оформляется следующим образом:
по (предмету) для _____ класса
по теме «_________» дата:_________
4. Порядок хранения поурочного плана урока
4.1. Поурочный план может быть рукописным или напечатанным.
4.2. Рекомендовано учителю хранить поурочный план в течение учебного года.
Статья «Поурочный план учителя»
Поурочный план — документ, регламентирующий деятельность на уроке:
Просмотр содержимого документа
«Статья «Поурочный план учителя»»
— документ, регламентирующий деятельность на уроке:
1.Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.
Использование печатных поурочных планов, выпущенных любыми издательствами, не допустимо, т.к. они не могут отразить в полном мере, согласно специфике каждого класса, цели урока, структуру, методы, организационные формы и способы, которые будут использованы на уроке, необходимый учебный материал, домашнее задание.
Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана.
Срок хранения поурочных планов определяется локальным актом, существующим в школе. Однако до окончания текущего рабочего дня планы занятий должны быть в наличии у каждого педагога.
Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой учителя по предмету.
Основные задачи поурочного плана:
— определение места урока в изучаемой теме;
— определение методической цели, образовательных, воспитательных развивающих задач, планируемых предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся (УУД) на уроке;
— отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока;
— группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;
— отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.
Основными компонентами поурочного плана являются:
— целевой: постановка методической цели и задач урока, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;
— коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;
— содержательный: подбор материала для организации деятельности учащихся т. д.;
— технологический: выбор форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения;
— контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Цели и задачи урока должны способствовать формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Планируемые результаты включают:
Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и использования той или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
Этапы планирования урока:
— определение типа урока, разработка его структуры;
— отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;
— подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;
— выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;
— определение форм и объема домашнего задания;
— продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;
— оформление поурочного плана;
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:
• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;
• подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;
• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»
• продумывание приемов педагогической техники.
3. Оформление поурочного плана
Поурочный план оформляется в виде конспекта.
Молодые (педагогический стаж не более трех лет) и малоопытные педагоги пишут поурочный план от руки или в печатной (набранной на компьютере) форме в развернутом виде, т.е. готовят план-конспект урока.
Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.
В формальную часть конспекта включается:
— методическая цель урока;
— планируемые предметные и метапредметные результаты урока.
— тип урока, форма проведения, формы организации учебной деятельности;
Содержательная часть конспекта включает
— описание этапов урока,
— названия, последовательность и содержание которых зависит от целеполагания.
Их можно распределить в четыре группы (по Л.Г.Петерсон):
— урок «открытия» нового знания;
— урок построения системы знаний;
— урок развивающего контроля.
Опытные учителя, которые имеют достаточный опыт педагогической работы и квалификационную категорию, педагогические звания, качественные показатели в учебно-воспитательном процессе, методические разработки, могут содержательную часть конспекта урока оформлять в форме тезисов, таблицы, презентации и т.п.
Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:
уроки «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Уроки «открытия» нового знания имеют следующие этапы:
1) Мотивация к учебной деятельности;
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
3) Выявление места и причины затруднения;
4) Построение проекта выхода из затруднения;
5) Реализации построенного проекта;
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) Включение в систему знаний и повторения;
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Уроки рефлексии имеют следующие этапы :
1) Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) Актуализация и пробное учебное действие;
3) Локализация индивидуальных затруднений;
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений;
5) Реализация построенного проекта;
6) Обобщение затруднений во внешней речи;
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) Включение в систему знаний и повторения;
9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.
уроки построения системы знаний;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
уроки построения системы знаний имеют следующие этапы
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
уроки развивающего контроля;
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Уроки развивающего контроля имеют следующие этапы:
1)Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) Актуализация и пробное учебное действие;
3) Локализация индивидуальных затруднений;
4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений;
5) Реализации построенного проекта;
6) Обобщение затруднений во внешней речи;
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) Решение заданий творческого уровня;
9) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.
В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении задач и планируемых УУД. Пометки учитель делает справа в отдельной колонке.
Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форма его оформления должна соответствовать общешкольной форме:
Методическая цель урока:
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
УУД, формирующиеся на данном этапе
4. Анализ реализации поурочного плана
.Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания.
Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации
Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.
5. Самоанализ реализации поурочного плана
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя. Самоанализ урока – неотъемлемая часть деятельности учителя по совершенствованию мастерства и учебного процесса. Через грамотно построенный самоанализ учитель сможет выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Самоанализ урока дает возможность:
— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
— развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
— формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
— формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Схема педагогического самоанализа урока
I. Краткая общая характеристика класса
1. Общая подготовленность класса:
— умение детей работать в парах;
— умение детей работать в малых группах;
— умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;
— умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.
2. Общая характеристика общения.
3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.
4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.
5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.
II. Анализ эффективности проекта урока
1. Реальность цели урока.
2. Каким образом организовать работу на уроке?
3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?
4. Какие(-ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?
5. Что знают ученики об изучаемом понятии?
6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.
7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?
8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?
9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?
10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?
11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?
12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.
III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?
1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?
2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?
3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?
4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача учащимися?
6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?
8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?
9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?
2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?
3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе самоанализа. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.
4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.