Что такое поведали в древней руси кратко
Возникновение Руси
Кратко о происхождении славян
Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).
Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в «Повести временных лет» — самом раннем древнерусском летописном своде из дошедших до нас (автор — Нестор Летописец), — рассказывает о Полянском князе Кие, основателе Киева (ок. V в.).
Поляне первыми среди восточных славян стали использовать название «Русь». Известия о русах (росах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI в. О занятиях, обычаях и нравах русов много писали византийские и арабские путешественники и историки.
В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.
Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.
На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям «пиратов» — викингов, которых русы называли варягами.
К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.
В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.
Кому поклонялись славяне?
Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.
Призвание варягов
Наши далекие предки страдали от опустошительных набегов варягов, венгров, хазаров, а также от междоусобных войн. «Повесть временных лет» сообщает, что для спасения своих земель от разорения словене, кривичи, весь и чудь заключили военно-политический союз и предложили его возглавить трем знатным и влиятельным братьям-варягам (скандинавам) — Рюрику, Синеусу и Трувору. Этому не стоит удивляться: на славянских территориях с VIII в. присутствовало значительное число скандинавов.
Братья приняли предложение и в 862 г. прибыли в главные города пригласивших их племен со своими многочисленными дружинами. А поскольку варягов в те времена величали русами, то и территорию, контролируемую новыми правителями, стали называть Русью.
Что известно о Рюрике?
Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «. самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину [княгини Ольги — Прим, авт.] а правнуку Рюрикову. ». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.
Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.
После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.
Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.
В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.
Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.
Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.
Происхождение названия славян
Существует несколько версий происхождения слова «славяне».
Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.
Образование древнерусского государства
От классов — к государству
В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».
Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.
Начало государственности Руси
Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане. ».
Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.
Почему именно Киев стал столицей Руси?
Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.
Как гадали на Руси: виды, правила и атрибуты «нечистых» ритуалов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Основные правила гаданий
Во времена язычества считалось, что видеть и предсказывать будущее могли лишь колдуны и жрецы. Со временем и обычные люди начали пробовать гадать, причем не только обращаясь к духам, но и выискивая ответы на свои вопросы в различных предметах и явлениях природы, то есть во всем, что могло дать какие-то знаки и догадки. После крещения Руси гадания не утратили своей популярности, несмотря на их запрет церковью.
Со временем церковь немного послабила свою резкость по отношению к данному занятию, но все равно не одобряла, ведь гадания и магия практически всегда были неразлучны с духами, бесами и нечистой силой. Люди, решившиеся на гадания, чтобы не разгневать Бога и всех святых, поворачивали иконы к стене и снимали с себя нательные кресты. Правда существовало одно исключение, связанное с церковью, когда в своих гаданиях люди обращались к Библии, чтобы с ее страниц узнать ответ на свой вопрос.
Кстати, на Руси гадали накануне церковных праздников неспроста. Славяне верили, что праздничная церковная служба отпугивает всех духов, так что старались выведать интересующие вопросы у нечистой силы заранее. Самыми удачными днями для гадания считались Ивана Купала и Святки, так как эти праздники отмечались близко к летнему и зимнему солнцестоянию.
На Руси верили, что в этот период практически не существовало границы между людьми и духами. Соответственно, считалось, что нечистая сила ходила совсем рядом, а потому можно было узнать свое будущее или ответы на интересующие вопросы. В основном гадали для того, чтобы узнать о замужестве, здоровье, погоде, урожае, о пропавших родных или домашней скотине, смерти, измене супруга и так далее.
Гадания происходили в основном под покровом ночи или хотя бы после заката. Места для этого действа выбирали, так сказать, грязные. Самые популярные из них: хлев, чердак, подвал, заброшенный дом, за воротами дома, кладбище, колодец, перекресток улиц и так далее.
Несмотря на то, что людей так и тянуло на гадания, чтобы узнать свою судьбу, они все же очень боялись данного процесса. Больше всего люди боялись, что могут разозлить духов, которые, в свою очередь, могут навредить им или вообще потянуть за собой в иной мир. Поэтому запрещено было говорить, ругаться, смеяться во время ритуала. Также нельзя было оглядываться, так как этим можно было разозлить нечистую, а то и вовсе увидеть ее «во всей красе». Еще запрещалось присутствие посторонних людей и любых животных, если они не используются в процессе гадания. Для защиты люди обычно чертили вокруг себя круг мелом и держались за руки, а в конце ритуала говорили три раза «Чур меня», крестились и убегали не оборачиваясь.
Способов ворожбы было много, наиболее популярные из них были гадания при помощи свечей и воска, гадальных или церковных книг. Чтобы помочь духам, люди брали с собой предметы того человека, с кем связано гадание. Например, гребень, бусы, сорочка, башмаки, домашняя утварь и прочее. А для задабривания духов, славяне приходили с гостинцами, например, блинами, крупами, баранками. Духи, в свою очередь, подавали различные знаки, которые позже люди расшифровали. Знаком считали все: звуки, тени, затухание свечи, ветер, форма застывшего воска, сны после гадания и многое другое.
Святочные гадания
Еще популярным гаданием считалось предсказывать судьбу по обрывкам услышанных фраз. Особенно любили этот способ молодые девушки. Для этого они ходили подслушивать под окна соседей. Если услышать скандал, то впереди ждет трудная и беспокойная судьба, а вот молитва — очень добрый и хороший знак.
Также девушки обращали внимания на фразы, сказанные хозяевами дома. Заветными для молодых девиц были такие слова, как «Готовься», «Собирайся», «Иди», ведь они предвещали скорейшее замужество, а вот «Стой», «Останься», «Присядь» означали, что сидеть ей в девках еще долго, а может и вообще всю жизнь. Девушки, которые услышали заветные слова-предвестники скорого замужества, любили спрашивать у прохожих первое попавшееся им на ум мужское имя, они верили, что так и будут звать их суженого.
Пожалуй, одним из страшных святочных гаданий считалась ворожба с зеркалами. Причем гадать могли только совершеннолетние девушки. Для этого обряда они брали два больших чистых зеркала, обязательно хорошо натертые, чтоб не было дополнительных искажений, пятен, царапин и так далее. Зеркала ставили друг напротив друга, зажигая перед ними свечи. Таким образом отображения выстраивали коридор, подобный порталу в другой мир, в котором должно было появиться изображение суженого. Так как считалось, что сам черт принимает облик будущего жениха, гадание было не для слабонервных. Ритуал проводили обязательно в темное время, без дополнительного освещения. Присутствовать могли только гадающая девушка и ее подруга, при полном молчании и тишине.
Гадание по восковой свече было одним из популярных на Руси. Для этого все гадающие зажигали по одной свече. Если огонь горел ярко, без мерцаний, то жизнь будет спокойная и размеренная, если же колышется и потрескивает, то впереди ждет немало трудностей и проблем. По времени горения свечи определяли длину жизни. Чья свеча потухнет первой, та отойдет в мир иной раньше всех, а чья догорит последней, та проживет дольше всех присутствующих.
Среди девушек и юношей было еще одно популярное святочное гадание. Молодежь собиралась большой компанией, в центр ставили чашу с водой, накрытую белым платком, на дно которой клали различные предметы или украшения. Главное, чтобы можно было легко опознать потом, где чей предмет. Юноши и девушки пели особые песни, в которых содержатся краткие предсказания, после каждого из них говорили: «Кому вынется — тому сбудется, скоро сбудется — не минуется!». После этого, не заглядывая под платок, вынимали один предмет из чаши. Кто был хозяином этой вещицы, у того данное предсказание и сбудется.
Также не забывали гадать, будет ли урожайным следующий год. Для этого утром 1 января выходили на перекресток, чертили на земле крест и припадали к нему ухом, вслушиваясь в звуки. Если слышно было, что едет груженая телега, то год будет богат на урожай, если же телега пуста, то, соответственно, и год будет таким. Чтобы понять, чего больше будет урожай в следующем году, брали несколько маленьких снопов колосьев разных злаков и оставляли на улице до утра. На каком появился иней, тот злак и будет самым урожайным.
Урожай в основном зависел от погоды. Поэтому гаданиям на погоду уделяли также должное внимание. Самым популярным способом считалось предсказание по луковицам. Для этого брали двенадцать луковиц, выстраивали их в ряд, сверху присыпали солью и оставляли на печи на всю ночь. Утром смотрели, на какой из луковиц была самая сырая соль, тот по счету месяц и будет самым дождливым в грядущем году.
Гадания с помощью книг
В средние века из Византийской империи пришли на наши земли специальные гадательные книги. В основном они были предназначены для предсказаний погоды, политических событий, эпидемий и судьбы человека. Причем такие книги разделялись поначалу на два вида: лунники и громники. В лунниках обычно все привязывалось к фазе луны, а также месяцу рождения, смерти, заболевания и так далее, в зависимости что и кому нужно предсказать. Также здесь указывались толкования снов, когда они сбываются. В громниках все толкования были связаны с громом, в основном по ним предсказывали погоду, урожай, нашествия вредителей и прочее.
Позже появились лубочные издания — один из видов графики, содержащий простое и доступное изображение с подписью. По ним тоже предсказывали судьбу и толковали сны. Для этого необходимо было еще использовать жребий, в качестве которого в основном выступали игральные кости. Их подкидывали, считали количество выпавших точек, затем искали соответствующий номер изречения, что и было ответом на интересующий вопрос гадающего.
Но самым верным, хоть и не одобренным церковью, считалось гадание по псалтыри. Данный способ известен и сейчас. Правда в наше время используют в основном обычные книги классической или современной литературы. Для этого открывают книгу наугад, читая первое что попадется им на глаза, либо сразу говорят номер страницы и строку. Этот текст и будет ответом на заданный вопрос.
Гадания на суженого
Основными любителями гаданий были молодые незамужние девушки. Естественно, больше всего их интересовали гадания на своего суженого. О будущем супруге девицы хотели узнать как можно больше: цвет волос и глаз, имя, возраст, рост, материальное положение, откуда он родом и так далее. Гаданий на данную тему было множество. Например, с помощью петуха определяли, кто из подруг первой выйдет замуж. Для этого возле каждой гадающей девушки насыпали жменю пшена. Считалось, куда первым петух подойдет и начнет клевать, та скоро и отправится под венец.
Чтобы узнать с какой стороны придет или приедет будущий муж, девушки брали тонкую длинную щепку сухого дерева, вставляли ее в бревно и выжидали, пока пепел не упадет в воду. Считалось, в какую сторону он упадет, оттуда и жених явится. Кстати, существовало поверье, что если эта щепка загоралась быстро, то замужество будет счастливым.
Чтобы узнать, кто первой из незамужних обретет семейное счастье, существовало еще гадание на скорлупе грецких орехов. Для этого в скорлупки вставляли маленькие обрезки свечей, зажигали и пускали плыть в таз с водой. Чья свеча первой догорит, та скоро и встретит своего суженого, а чья свеча потонет, та и останется незамужней до конца своих дней.
Еще девушки бегали к источнику или реке, набирали полный рот воды и бежали обратно в дом. Если девушка сумеет донести воду до родного дома, то скоро непременно приедет жених свататься, а девушка, у которой вода прольется от кашля, испуга или чего другого, то в ближайшем будущем можно и не надеяться на замужество.
Сны также используются в гаданиях на суженого, ведь считается, что во время крепкого сна душа покидает тело, отправляясь в потусторонний мир. Даже до сих пор незамужние девушки не упускают случая сказать фразу: «Сплю на новом месте, приснись жених невесте». Раньше к этому относились более серьезно, вплетали перед сном в косу специальные травы, умывались водой, набранной из разных колодцев и проводили другие ритуалы. Также перед сном девушки прятали под подушку свой гребень для волос или ломоть хлеба, приговаривая, в зависимости от выбранного предмета: «суженый-ряженый, причеши меня» или «суженый-ряженый, приходи со мной ужинать». Если снился какой-то парень, то считалось, что он и станет вскоре мужем гадающей девушки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Кто мы и откуда родом? Как рождалась Русская Земля? Как жили и во что верили наши предки? Обычно вспоминают в этой связи слова первого русского летописца христианского времени Нестора, начавшего летопись так: «Се Повести времянных (минувших) лет, откуда есть пошла Русская Земля, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуда Русская Земля стала есть. ”
Обращаясь к подобным источникам, мы заранее обрекаем себя на изучение русской истории в лучшем случае — со времени основания Киева. И при этом видим, что дохристианская история и вера монахами-летописцами описывается кратко и крайне неохотно. Но есть ли иные, собственно «ведические” источники? Не погибла ли древняя славянская дохристианская (точнее Ведическая) традиция?
Нет. Теперь мы можем сказать твердо: не погибла. Традиция может погибнуть только вместе со всем народом. Она является основой самой жизни, языка, песен и былин, народных православных праздников и обрядов.
Да и сама древняя вера славян и русов издревле, задолго до Крещения Руси, именовалась ПравоСлавием. Русские называли себя православными, ибо славили Правь, следовали Стезей Прави. Именовалась она также и Праведной верой, ибо славяне ведали Правду, знали Пра-Веды, древнейшие Веды, священные предания об истоке Ведической веры, бывшей первой верой чуть не всех народов нашей планеты.
В книгах из собрания «Русские Веды” и, прежде всего, в «Книге Велеса”, говорится о двадцати тысячах лет, в течение которых рождалась, гибла и вновь возрождалась Русь. В этих книгах рассказывается о древних прародинах, о землях, где рождались русские роды, о прародителях разных родов.
И ныне нужно говорить не о гибели, а о возрождении древней традиции и веры, о Русском Возрождении. Древняя вера никогда не умирала, поныне многие славянские роды хранят Ведическую традицию.
Работы по восстановлению русской Ведической Культуры начались сравнительно недавно, еще в совсем недалеком прошлом, в советские времена было невозможно даже писать об этом.
На сегодня общественности доступны такие яркие подтверждения существования древней русской Ведической Культуры и Веры как: «Книга Велеса”, «Слово о полку Игореве”, «Повесть временных лет” Нестора, «Боянов гимн”, другие первоисточники и весь народный эпос: легенды, мифы, сказания, сказки, пословицы и т. д. Но все же, всего этого материала пока еще недостаточно, чтобы полностью восстановить русскую Ведическую Культуру в полном объеме, и поэтому можно и даже необходимо изучать книги других ведических религий.
И в первую очередь — Веды Индии, как наиболее сохранившиеся и полные первоисточники древнего Знания на сегодняшний день.
Сегодня, когда ищется объединяющая здоровые силы общества Русская Идея, обращение к опыту поколений, к русским национальным традициям мыслится как единственно возможный путь для спасения Отечества. Душевное здоровье нации можно обрести, лишь припав к чистому источнику национального духа, заключенного в великом русском языке, в песнях и былинах, в традициях, издревле хранившихся на Руси. Можно ли вырасти до небес, не имея корней?
Что же представляет из себя славянская традиция ныне?
Ведизм, или праведизм — это древнейшая монотеистическая вера, то есть вера в бытие Всевышнего, духовные знания, дошедшие до нас в священных текстах, в виде народных ПравоСлавных традиций и в виде устных преданий.
Если обратиться к изначальному смыслу слова ВЕРА, содержащемуся в древних рунических текстах, получим следующее толкование:
ВЕРА — современное звучание древнего образа, состоящего из двух рун:
1. Руна «ВЕДЫ” — означает Ведать, Веденье, то есть способность изВедать Божественную Мудрость Всевышнего, и став ведомым за Всевышним, поведать её другим.
2. Руна «РА” — означает Солнце, Свет или Сияние Истины Всевышнего.
Итак, ВЕРА — это Сияние Мудрости и Света Истины Всевышнего.
В наше время над возрождением Древней Веры трудятся многие и многие наши соотечественники.
Ныне на Стезю Прави встают многие. В современной России уже существуют сотни ведических общин, возрождающих древнюю веру, древние знания, обряды, воинские искусства.
Так кто же сейчас находится среди тех, кто направляет свои усилия на возрождение древней Ведической Культуры и Ведического Знания? Уже сегодня таких людей, объединенных в различные общности довольно-таки много. Причем с каждым днем на Руси их становится все больше и больше.
Здесь можно привести только некоторые обозначения этих направлений:
ПРАВОСЛАВИЕ — прославление «ПРАВИ” — Духовного Мира Всевышнего Прародителя и Его детей — светлых Славянских Богов и Богинь.
РОДНОВЕРИЕ — принадлежность к Вере и РОДУ во всех формах его проявления: от Всевышнего, в образах Рода-Прародителя и Богородиц, до земных отца и матери. Здесь содержится и понятие того, что Вера эта — родная, а не чужеродная.
ВАЙШНАВИЗМ — Вайшнавы почитают, славят и духовно устремляются к Всевышнему в образе Вишну (Вышеня) и Кришны (Крышеня).
РУСВЕДИЗМ — движение анастасийцев, последователей Анастасии, раскрывшей в книгах В.Мегре древние ведические корни славянской цивилизации.
АГНИ-ЙОГА — последователи Рериха, следующие путем Ведического Знания, раскрытого Рерихами в своих трудах.
ВЕДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — словосочетание из понятий «Веды”, «Культ”, т. е. почитание, прославления и «Ра”. Т. е. это почитание, прославление Сияющей Мудрости и Света Истины Всевышнего.
Итак, разные общины называют эту Веру по разному, однако все согласны с общими определениями — «Ведическая культура” и «Веды”, ибо они содержатся во всех этих названиях.
Так есть ли в нынешних условиях и в нынешнее время необходимость для выяснения разногласий и для споров о том, кто имеет больше прав на Истину и кто ближе к Богу? А может быть, все-таки есть высший смысл в сотрудничестве и объединении усилий для возрождения Ведической Культуры и Ведического Знания в России? Разве не этого хочет от нас всех Всевышний? Ведь еще так много людей пребывают в безверии, незнании и заблуждении. Ведь еще столько много предстоит сделать. Ведическую религию, в виде различных разветвлений индуизма и зороастризма, народных вер, ныне исповедует четверть человечества.
В одной только Индии, где живет более 1 миллиарда человек, индуизм или ведическую религию, основывающуюся на древних Ведах, сейчас исповедуют более 80% всего населения страны. В Непале же до совсем недавнего времени ведическая религия была государственной. И речь идет не только об Индии и других странах Азии. В Европе, Америке, Австралии существуют различные восточные религиозные общества, основывающиеся на ведическом мировоззрении, и охватывающие до десятой доли всех верующих. Индуисты и Зороастрийцы (гебры и парсы) представлены в парламентах Индии и исламской республики Иран.
Развитые виды ведической религии имеют духовной основой индийскую ведическую и иранскую зороастрийскую (авестийскую) литературу, включающую в себя тысячи и миллионы томов древних сочинений и современных их толкований.
Самые известные книги ведической религии Индии — Веды. Их четыре. Риг-Веда — «Веда гимнов”, Сама-Веда — «Веда напевов”, Яджур-Веда — «Веда жертвенных формул” и Атхарва-Веда — «Веда заклинаний”
Самые известные книги ведической религии Индии — Веды. Их четыре. Риг-Веда — «Веда гимнов”, Сама-Веда — «Веда напевов”, Яджур-Веда — «Веда жертвенных формул” и Атхарва-Веда — «Веда заклинаний”. Позже Вед были составлены комментарии к ним — сотни философских трактатов: Брахманы, Самхиты, Упанишады и Араньяки.
Дополнительная ведическая литература Индии — это Махабхарата, Рамаяна и Пураны. Героическая поэма Махабхарата индийцами почитается как пятая Веда, это самая большая в мире поэма, включающая сто тысяч четверостиший. В сущности, Махабхарата представляет из себя отдельную литературу (знаменитая Бхагавад-Гита — кульминационная часть Махабхараты).
Рамаяна — это поэма о древнем герое и царе Индии Раме, воплощении Всевышнего. Пураны являются собранием историй о воплощениях Всевышнего, о жизни полубогов.
Зороастрийская литература Древнего Ирана представлена прежде всего Авестой, которая имеет четыре части: Ясну («поклонение”), Висперед («все главные главы”), Видевдат («закон против демонов”) и Яшты («гимны”). Здесь были упомянуты только священные книги действующих ныне конфессий, не менее обширную литературу дают археологические, этнографические изыскания в разных странах Востока. Также более поздние сочинения, основывающиеся на недошедших до нас жреческих книгах (например, «Шах-Наме” поэта Фирдоуси).
И было бы неверно полагать, что все эти тексты не имеют отношения к русской Ведической традиции. Наоборот. Во многих этих текстах повествуется о землях, лежащих к Северу от Индии и Ирана. Это важнейшие и очень древние описания земель единой Ведической Цивилизации, которая существовала в древние времена, и которую почитали и почитают прародиной ариев, истоком Ведической Веры и индуисты, и зороастрийцы.
Следует уделить внимание общности многих текстов, мифов и сюжетов русской и иных ведических традиций. Можно поставить рядом тексты русских народных песен, духовных стихов и аналогичные тексты индийской и иранской ведической литературы.
Сие сравнение непременно приведет к выводу, что на Руси сохранились знания и песни имеющие своей основой одни и те же корни Ведической культуры.
Великое духовное наследие Руси Ведической по праву можно поставить рядом с живой Ведической традицией стран Востока.
Древнейшие песни и былины в устной традиции Руси хорошо сохранились. Они поэтичны, доступны. Нередко русская традиция излагает древнюю песню, очень любимую народом и почти не искаженную временем. Можно назвать почитаемые старообрядцами «Голубиную книгу”, «Животную книгу”, «Тайную книгу”, «Золотую книгу” и многие другие народные книги.
Полный свод славянских народных песен, былин, сказок и сказаний, духовных стихов — это тысячи томов. И они содержат в себе те же самые отражения Изначальных Вед.
Кроме тысяч томов славянского фольклора русская ведическая литература представлена также памятниками древней письменности. Прежде всего — это «Книга Велеса”, затем — «Боянов гимн” и «Слово о полку Игореве”. Уже сих памятников достаточно, чтобы говорить о великой русской Ведической литературе и письменной культуре.
Но сколько же тайн древней культуры еще будет раскрыто с течением времени? И сколько древних книг ныне нам недоступно?
Часть их, видимо, находится в закрытых государственных хранилищах России. Часть еще в начале XIX века была вывезена за пределы Российской империи, в основном в Австрию. Ныне сии рукописи распылены по частным архивам и библиотекам Европы и Америки и почитаются тайнописью.
Так не в восстановлении ли древней Ведической Культуры сокрыт ключ к душе русского человека? И путь к возрождению России?
Веды на русском Севере
Русский Север. Его леса и нивы не топтали орды завоевателей, его свободный и гордый народ в большинстве своем не знал крепостного гнета, и именно здесь сохранились в чистоте и неприкосновенности древнейшие предания, обряды, былины, песни и сказки Руси.
Именно здесь, по мнению многих исследователей, сохранились архаические детали культуры, созвучной и зафиксированной в Ведах — самом древнем памятнике культуры всех индоевропейских народов. В этом нет ничего удивительного, так как арьи (индоиранцы) кроме территорий Индии и Ирана много тысяч лет назад заселяли, в том числе, и северные земли Евразии, а до этого возможно и легендарную страну Гиперборею.
Так советский языковед Б. В. Горнунг считал, что предки арьев (индоиранцев) в конце III тыс. до н. э. проживали на северо-востоке Европы и находились где-то около средней Волги, а французский исследователь Р. Гиршман подчеркивал, что «упоминание о Волге, ставшее чем-то вроде мифической традиции, стоит в ряду самых древних воспоминаний индоариев и иранцев как в Авесте, так и в Риг Веде».
Другой отечественный лингвист В. Абаев пишет: «Через ряд столетий пронесли арии память о своей прародине и ее великой реке Волге». Еще в 20-х годах нашего века академик А. И. Соболевский говорил о том, что на громадных просторах европейской России, вплоть до побережья Белого и Баренцева морей, господствуют географические названия, в основе которых лежит какой-то древний индоевропейский язык, который он условно назвал скифским.
Надо сказать, что еще в 1903 году в Бомбее вышла в свет книга выдающегося индийского ученого и общественного деятеля Б. Г. Тилака, которая называлась «Арктическая Родина в Ведах», где он в результате многолетнего анализа древних текстов пришел к выводу о том, что родина предков индийцев и иранцев (то есть арьев) находилась в том числе и на севере Европы, где-то около Полярного круга, о чем повествуют древнейшие тексты священных книг арьев — Риг Веды, Махабхараты, Авесты.
Летающие корабли предков
Для нас, людей XXI века, многое из того, о чем поведали эти священные книги, может показаться невероятным. Но, тем не менее, судя по всему, знания наших далеких предков были такими, что нам впору только удивляться. Итак, описывая «северную страну света», подвижник и мудрец Нарада (заметим, кстати, что именно так зовется высочайшая вершина Приполярного Урала — гора Нарада) сообщает, что здесь живут «великие мудрецы, завладевшие небесами» и летающие на «прекрасных колесницах». Еще один из прославленных арийских мудрецов — Галава описывает полет на «божественной птице». Он говорит, что тело этой птицы «в движении кажется облаченным в сияние, как тысячелучистое солнце при восходе». Слух мудреца «оглушен ревом великого вихря», он «не чувствует своего тела, не видит, не слышит». Галава потрясен тем, что «не видно ни солнца, ни сторон, ни пространства», он «видит лишь тьму», и, не различая ничего, видит лишь исходящее от тела птицы пламя».
Другой герой эпоса — Арджуна — рассказывал о том, как он вознесся на небо на «дивной, искусно сработанной» колеснице и летел там, «где не светили ни огонь, ни луна, ни солнце», а звезды «сияли собственным светом».
Надо отметить, что в преданиях викингов рассказывается о летающих огненных кораблях, которые они видели в приполярных широтах. А. А. Горбовский пишет в связи с этим, что такие устройства «могли парить, зависая в воздухе, и передвигаться на огромные расстояния «в мгновение ока», «со скоростью мысли». Последнее сравнение принадлежит Гомеру, упоминавшему о народе, который жил на севере и передвигался на этих удивительных кораблях.
О народе, якобы знавшем секрет полетов в воздухе, писали и другие греческие авторы. Жил народ этот, гипербореи, на Севере, и Солнце всходило над ними только раз в году». А. А. Горбовский подчеркивает, что арии владели «сведениями о летательных аппаратах, которые находим мы в санскритских источниках».
Он обращается к древнеиндийскому эпосу «Рамаяна», где говорится, что небесная колесница «светилась, как огонь в летнюю ночь», была, «как комета в небе», «пламенела, как красный огонь», «была, как путеводный свет, движущийся в пространстве», что «ее приводила в движение крылатая молния», «все небо было освещено, когда она пролетала по нему», из нее «исходили два потока пламени».
Оружие массового уничтожения
В эпосе Махабхарата рассказывается о целом летающем городе Саубхе, который зависал над землей на высоте 4 км, и оттуда на землю летели «стрелы, схожие с пылающим огнем».
Или вот такая батальная сцена из того же эпоса, созданного в глубинах тысячелетий предками индоиранцев. «Мы заметили в небе нечто, что напоминало пламенеющее облако, подобное языкам огня. Из него вынырнула огромная, черная вимана (небесная колесница), которая обрушила вниз множество сверкающих (светящихся) снарядов. Грохот, издаваемый ими, был подобен грому от тысяч барабанов. Вимана приблизилась к земле с немыслимой скоростью и выпустила множество снарядов, сверкающих, как золото, тысячи молний. За этим последовали яростные взрывы и сотни огненных вихрей. Войско обратилось в бегство, и страшная вимана преследовала его, пока не уничтожила».
Сравните два текста
Здесь хотелось бы привести еще два отрывка различных текстов.
Первый: «Услышав шипение, советники разбежались! И пораженные великой скорбью, увидели они дивного змея. несущимся по воздуху, оставляющим на небе полосу цвета лотоса, подобно пробору. Тогда они покинули в страхе дворец, охваченный огнем, рожденным из яда змеи, и разбежались во все стороны. А тот рухнул, словно пораженный молнией».
Казалось бы, эти тексты написаны в одно время и об одном и том же событии. Однако, первый из них — отрывок из эпоса Махабхарата, повествующий о неудачном опыте со «змеем», проведенном летом 3005 г. до н.э., а второй — рассказ Генерального конструктора противоракетных систем, генерала-лейтенанта Г. В. Кисунько о первом испытании отечественных ракет по уничтожению движущихся целей (в данном случае бомбардировщика ТУ-4) в апреле 1953 г.
Как сообщает Махабхарахта, в битве на Курукшетре погибло «миллиард шестьсот шестьдесят миллионов и двадцать тысяч человек, а оставшихся в живых — двадцать четыре тысячи сто шестьдесят». Для того, чтобы совершить все это, необходимы были огромные знания. И о них свидетельствуют древние арийские тексты.
Единицы измерения древних
Знания древних индийцев вызывали изумление у Абурейхана Бируни в X веке.
Он писал, что по индийским представлениям, сутки «универсальной души» равны 62208×109 земных лет, день первопричины, или «точки» — кха — равняется 864 х1023 земных лет, а «день Шивы» равен 3726414712658945818755072х1030 земных лет».
В арийских текстах встречаются термины трути», равный 0,3375 секунды, и «кашта», равный 1/300 000 000 секунды. «Наша цивилизация к столь малым отрезкам времени пришла лишь совсем недавно, буквально в последние годы. В частности, «кашта» оказался очень близок к периоду жизни некоторых мезонов и гиперонов.
«Одно из двух: либо они изобретали термины, за которыми ничего не стояло, и придумывали единицы измерения, которыми не могли пользоваться, либо остается предположить, что термины эти пришли в санскритские тексты из тех времен, когда за ними стояло живое содержание, то есть «трута» и «кашта» могли измерять, и в этом была потребность», — пишет А. А. Горбовский.
Есть основание предполагать, что такими знаниями, как и представлениями о возможности космических перелетов, об устройстве и внешнем виде летательных аппаратов арьи обладали и на восточно-европейском севере, а точнее — в Приполярье. Здесь стоит отметить, что один из героев Плутарха, побывавший у гипербореев, где полгода день и полгода ночь (то есть близко к Северному полюсу), получил здесь «столь большие познания в астрономии, до каких только может дойти человек, изучающий геометрию».
Человечеству более 1,9 млрд. лет
Зачастую нам приходится сталкиваться в текстах Махабхараты со сведениями, знание которых древними кажется почти невероятным. Когда мы говорим времени существования нынешнего человечества, то Ведах описываются промежутки времени известные как «Манвантара» или периоды правления прародителей Человечества — Ману. Время первой Манвантары соответствует 1,986 млрд. лет назад. Возникает вопрос — возможно ли существование цивилизации в то бесконечно далекое от нас время?
Но вот один из интересных фактов. В 1972 году в поселке Окло (на урановом руднике Мунана) в Габоне в толще урановой руды был найден стержень, полностью идентичный применяемым в настоящее время для атомных реакторов, работающих на U-235. По мнению французских специалистов-ядерщиков, изучавших его, реактор, в котором работал этот стержень, потух около 1,7 млрд. лет назад (то есть в конце среднего протерозоя).
Космические циклы древних
О высоком уровне развития древнеарийских знаний говорят и другие данные по времяисчислению, которые можно использовать только для измерения космических циклов.
Так в «Вишну-Дхарма-таре»:
век Брахмы составляет 3,11х1015 лет,
век Руды — 2,32×1028 лет,
век Ишвары — 2,41×1037 лет,
век Садашивы — 7,49×1047 лет,
век Шакти — 4,658×1058 лет,
век Шивы — 5,795х1070 лет24.
Современному человеку крайне трудно войти в эту систему измерений, так как в настоящее время самой большой величиной считается время существования протона, которое превышает 6,5х1032 лет. Но, тем не менее, в глубокой древности эти величины считались реально существующими и как-то практически использовались.
Рождение материальной Вселенной
В текстах древних ариев появление материальной Вселенной описывается следующим образом:
«В этом мире, когда он без света был окутан со всех сторон мраком, появилось вначале. как первопричина одно огромное яйцо, вечное, как семя всех существ, которое называют Махадивья».
Из этого сгустка в дальнейшем и возникла Вселенная. Согласно Пуранам (древним текстам) первоначальный диаметр «Мирового яйца» составлял 500 млн. йоджан, или 8 млрд. км., а конечный достигал величины 9,513609×1016 км. Окружность этого объекта равнялась 18712080864 млн. йоджан, или 2,9939х1017 км. Таким образом, отмечается процесс роста «Мирового яйца».
Существенным отличием древних знаний от современных теорий являются не только четко указанные размеры сгустка в максимальном сжатии и перед распадом его на отдельные части, но и время его существования как в целом, так и по стадиям эволюционирования.
Автор и диспетчер творения
Согласно ведическим преданиям, в мировом яйце появился Брахма (по древнеславянски — Брама или Сварог) — Творец или создатель всего материального проявления. Отсюда русское слово «сварганил» — Сварог-Брахма сотворил мир. В Махабхарате и Рамаяне засвидетельствовано, что Брахма родился на лотосе, выросшем из пупка Вишну (по древнеславянски — Вышень, Высший или Все-Вышний).
Затем Брахма, вдохновляемый и руководимый Верховной Личностью Бога — Кришной (по древнеславянски — Крышень, причем Крышень и Вышень есть суть одно), создаёт весь материальный мир и составляет Веды. Созданный мир остаётся неизменным в течение одного дня Брахмы, по истечении которого он гибнет от огня. Остаются в живых только божественные мудрецы, полубоги.
На другой день Брахма возобновляет своё творение и этот процесс конечного созидания и разрушения длится 100 лет Брахмы, по истечении которого, равнозначного «великому развертыванию», наступает «великое свертывание» (махапралая) мироздания, его грандиозная гибель, возвращение всего космоса в состояние хаоса, длящегося столько же, сколько «жизнь Брахмы».
Затем рождается новый Брахма, хаос реорганизуется в космос, и начинается новый цикл творения.
Еще удивительнее приводимая в Ведах продолжительность жизни Брахмы, составляющая всего лишь один выдох и вздох другого громадного вселенского существа Маха-Вишну или Вишну (Вышеня), являющегося неотличной сутью и полным проявлением Изначального Верховного Господа — Кришны-Крышеня.
Таким образом, мироздание как ряд периодических созиданий и разрушений мира (точнее миров — лока) считается не имеющим ни начала, ни конца.
Этот процесс «создания мира» имеет не только Автора, изначальную и высшую причину, но и «диспетчера» или непосредственного исполнителя — Творца космического процесса, обеспечивающего «временнóе пространство» для действия «закона кармы».
Вообще, всю ведическую иерархию Мироздания, включающую в себя Высшего Бога и множество подчиненных Ему полубогов (более 33 млн.) можно сравнить с огромной организацией, где есть руководители различных подразделений (Агни, Индра и др.), есть Управляющий (Брахма-Сварог), есть Президент (Вишну-Вышень), а есть и главный владелец ее и создатель (Кришна-Крышень).
Сутки и жизнь Брахмы
Согласно ведическому исчислению времени, одни сутки Брахмы равны кальпе или 2 000 Махаюг, то есть 4 320 000 * 2 000 = 8 640 000 000 земных лет.
Брахма живет 100 своих лет, состоящих из 360 дней, или 360 кальп. Итак, маха-кальпа (продолжительность жизни Брахмы) составляет: 311 040 000 000 000 земных лет.
По истечении этого периода сам Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы.
Этот же период является временем существования сгустка Вселенной, или «Мирового яйца» — Махадивьи.
Время существования Вселенной
Совершенно поразительно, но в Ведах содержится точнейшая информация о времени существования материальной вселенной и о нашем нынешнем времянахождении в ней, с момента проявления материальной Вселенной.
День Брахмы содержит 14 Манвантар. Одна манвантара содержит примерно 71 дивйа-юг.
Мы живем в первый день второй половины жизни Брахмы (на 51 год его жизни), в 28-ой дивйа-юге седьмой Манвантары.
С начала маха-кальпы (или с момента сотворения нашей Вселенной) на начало нынешней эпохи — Кали Юги прошло:
Половина маха-кальпы
311 040 000 000 000 : 2 =
155 520 000 000 000 +
6 манвантар 71 x 4 320 000 лет =
1 840 320,000 +
27 дивайа-юг x 4 320 000 лет =
116 640 000 +
1 728 000 (сатйа-юга) +
1 296 000 (трета-юга) +
864 000 (двапара-юга)
————————————
155 539 608 480 000 лет
Кто захочет посчитать еще точнее приведем данные из Вед о том, что нынешняя эпоха Кали Юга началась 20 февраля 3102 года до н.э. по Григорианскому календарю в 2:27 в Индии.
Эпохи — циклы Человечества
В соответствии с Ведами, наша планета, как и вся Вселенная, в своем развитии проходят определенные циклы развития. «Все что родилось — обязательно умрет» — справедливо не только для одушевленных обьектов, но и для неодушевленных.
Все, что когда-то возникло — обязательно когда-то разрушится.
Так и наша планета, Вселенная проходит определенные этапы частичного разрушения, когда-то наступит полное ее разрушение.
Итак, на Земле, согласно Ведам, происходит циклическая смена четырех эпох: Сатйа-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги.
Соответственно, эти эпохи называются золотым, серебрянным, бронзовым и железным веками. Также эти эпохи по уровню духовного развития населения в них сравнивают с весной, летом, осенью и зимой.
Сатйа-юга длится 1 728 000 лет, Трета-юга — 1 296 000 лет, Двапара-юга — 864 000 лет,
Кали-юга — 432 000 лет. Надо сказать, что мы живем в самом начале Кали-юги, которая началась более 5000 лет назад.
Как указывают Ведические писания, не вся часть творения подвергается разрушению. Существует также иноматериальный мир — Духовный, о котором различные священные писания упоминают как о царстве Бога. Причем Духовный мир составляет три четверти всего Мироздания, то есть его большую часть, так как материальный мир занимает только одну четверть Мироздания.
И если в Духовном мире живут 90 % всех живых существ, то в материальном только 10 %, то есть совсем малая часть.
В Духовном мире или Царстве Бога есть все, что есть и в материальном мире: планеты, города, семьи и все остальное, но только отличаются они своей чистой природой и красотой. Там всегда все счастливы и нет там пороков, смертей, страданий и лжи.
Подробные сведения о Духовном мире можно получить из ведической литературы, например из таких важнейших произведений как Бхагавад Гита и Шримад Бхагаватам.
Это достоверные и порой единственные источники такой информации, поскольку средства современной науки ограничены и не позволяют получить полную информацию даже о нашей материальной вселенной (постоянно возникают все новые и новые теории).
Такие источники знания, как ведические — всегда были сакральны, и поэтому были сокрыты и не открывались всем желающим.
Именно так они были защищены долгое время от демонически настроенных личностей, могущих навредить Человечеству.
Но теперь это сокровенное знание может узнать каждый, так как таков план Все-Вышнего и все более проявляется влияние Золотого Века в нашу эпоху.
Именно к этому иноматериальному миру — Духовному и направляют Веды людей, желающих избавиться от процесса перерождения и страданий и желающих обрести жизнь в вечности, исполненную знания и счастья и не омраченную постоянными «концами света».
Говоря о структурировании материальной Вселенной в Махабхарате, в ней отмечается наличие «пяти сутей» или элементов: земли, воздуха, пространства, воды и огня. При внешней простоте этого набора составляющих Вселенную элементов или сутей, все совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Вот как трактует их значения Махабхарата: «Ветер — это движение, акаша-пространство, жар — огонь, а вода — текучесть, земля — это плотность; из пяти сутей (состоит) тело».
Отметим, что основное свойство текучести (как и теченья) — направление, огня — выделение энергии. Таким образом, ветер по Махабхарате — движение, работа; огонь — энергия; вода — вектор (векторная величина); земля — плотность; акаша — пространство, расстояние; тьма (тамас) — не только пустота (вакуум), но и время как физическое явление. Из текста Махабхараты следует, что вначале существовало пространство с координатой времени.
Глубинная основа бытия
Но хотя основой материи, по Махабхарате, являются производные пространства-времени, однако более глубинной основой существования материи является, как явствует из текстов, мысль или слово Всевышнего Господа, которая и дала толчок к переходу небытия к бытию и материализации Вселенной.
Возвращаясь к идее первоосновы материальной Вселенной, то Махабхарата называет ее вечным Началом, или «тем, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального».
В древнеславянском миропонимании остались отклики этих представлений. Так в «Слове о твари и о днии рекомом неделе» XII-XIII вв. говорится о том, что славяне посвящают седьмой день недели — воскресенье — богу Роду, который является Пра-Родителем всего человечества.
Воистину, все новое — лишь хорошо забытое старое!
Но как хорошо, что приходит время, и мы все-таки его вспоминаем.
При подготовке материала была использована статья С. Жарниковой и А. Виноградова