Что такое поведенческая модель
Поведенческая модель
Подобно теоретикам психодинамики, ученые, придерживающиеся поведенческой теории (бихевиористы), считают, что наши действия обусловлены главным образом нашим жизненным опытом. Однако поведенческая модель акцентирует внимание на поведении, реакциях организма на его окружение. Поведение может быть внешним (например, человек ходит на работу) или внутренним (возникновение чувства или мысли). С поведенческой точки зрения, люди — это общая сумма выученных поведений.
Поведение — реакции организма на его окружение.
Многие выученные поведенческие реакции помогают людям справляться с повседневными трудностями и вести счастливую, плодотворную жизнь. Однако и аномальное поведение также может быть усвоено. Бихевиористы, пытаясь объяснить проблемы Филипа Бермана, могли бы посчитать его человеком, получившим неправильное воспитание: он усвоил поведенческие реакции, которые причиняют боль другим людям, которые раз за разом работают против него.
В то время как психодинамическая модель возникла в результате клинической работы врачей, поведенческая модель зародилась в лабораториях, в которых психологи проводили эксперименты по обусловливанию,простым формам научения. Ученые манипулировали стимулами и вознаграждениями, а затем наблюдали, как их манипуляции отражаются на реакциях испытуемых.
Обусловливание — простая форма научения, при которой определенный стимул начинает вызывать определенную реакцию.
В 1950-е годы многие клиницисты разочаровались в психодинамической модели, считая ее расплывчатой и медленно срабатывающей. Некоторые из них начали применять принципы обусловливания к исследованию и лечению психологических проблем (Wolpe, 1997, 1987). Их усилия привели к возникновению поведенческой модели патологии.
Что такое поведенческая модель
8.1. Основы проектирования поведенческих моделей
После определения функций системы и разработки информационной основы следующим шагом является проектирование поведения системы. Поведенческая модель системы показывает, за счет чего достигается требуемая функциональность и какие данные используются для ее обеспечения. Таким образом, поведенческая модель напрямую базируется на функциональной и информационной моделях системы.
Поведенческие модели, как правило, строят для функций (процессов), показываемых на последних уровнях диаграмм декомпозиции IDEF0 и DFD. Для DFD поведенческая модель в виде диаграммы или схемы является более удачным решением, чем описание элементарных процессов в виде миниспецификаций (см. подразд. 6.11).
Наиболее известными и популярными способами и методологиями разработки поведенческих моделей являются:
Блок-схемы алгоритмов и BPMN-диаграммы лучше всего подходят для моделирования традиционных систем, основанных на принципах структурного подхода и характеризуемых четким разделением функций на элементарные шаги (процедуры, операторы, действия и т.д.), выполняемые в определенной последовательности (по алгоритму). EPC-диаграммы и BPMN-диаграммы являются хорошим средством моделирования событийно-ориентированных систем, в которых выполнение действия или их набора зависит от происходящих в системе событий. Кроме этого, указанные способы и методологии могут использоваться не только в целях поведенческого моделирования, но и функционального. Наличие в них элементов, позволяющих отображать условия выполнения тех или иных действий (логических символов), позволяет лучше понять логику и последовательность выполнения функций системы.
При построении поведенческой модели системы используются основные принципы проектирования – принципы декомпозиции и иерархического упорядочения. Поведенческая модель представляет собой набор взаимосвязанных схем (диаграмм) с разным уровнем детализации, причем с каждым новым уровнем детализации система приобретает все более законченные очертания.
Типология личности DISC — модель индивидуальных различий
Типы личности DISC или модель индивидуальных различий – это уникальная система разделения людей на 4 условные группы. Каждая группа имеет название и обладает особыми характеристиками. Изучение модели disc позволяет в течение 20-минутного разговора выяснить, к какой категории относится человек и строить дальнейшие отношения соответственно его типу личности.
Звучное название модели – это аббревиатура, сложенная из названий типов личности:
Дифференцированная система различий личности в ходу уже почти 100 лет. Создателем модели disc стал известный психолог – об этом и не только поговорим далее.
История создания модели disc
С 1920-х годов Уильям Марстон изучал типы поведения личности. В 1928 году вышла его книга «Эмоции нормальных людей». Именно этот труд стал отправной точкой развития поведенческой модели disc.
Автор книги – психолог, изобретатель, создатель комиксов и Чудо-женщины. В течение жизни Марстон изучал феминизм, юриспруденцию и PR-маркетинг. Разностороннее развитие позволило психологу создать модель личностных различий disc, которой сегодня пользуются во всем мире в бизнесе и в повседневной жизни.
После окончания Гарварда Уильям Марстон стал активно изучать связь между эмоциональным поведением людей и физиологическими процессами. В результате интенсивной научной деятельности психолог создал прообраз современного полиграфа или детектора лжи. На этом ученый не остановился и продолжил заниматься изучением эмоций. Марстон рассматривал эмоции с двух сторон: поведения и окружающей среды. По мнению автора, все люди делятся на 4 типа личности, что и составляет модель disc.
Что такое модель disc
Система disc – это характеристика типов личности. Уильям Марстон выделил 4 таких типа:
Для наглядности каждому типу присвоили цвет:
Эмоциональное состояние человека легко прочитать по его мимике, манере разговора, общению. Выяснив, к какой категории относится собеседник, можно выстроить удобную, выгодную, продуктивную модель взаимодействия. Это особенно актуально в бизнес-маркетинге, где важно налаживать контакты с менеджерами, директорами, пиарщиками.
Также модель поведения disc используется работодателями для определения сильных сторон сотрудников. Каждый тип обладает рядом психологических различий, которые влияют на работу. Для определения модели поведения проводится тестирование.
В повседневной жизни типология ДИСК применяется не столь часто, хотя изучение поведенческих особенностей никогда не бывает лишним. Каждая личность уникальна, но все же обладает чертами, характерными для одного из вышеназванных типов.
Итак, система disc – это типология личности, позволяющая определить приоритетные и сильные направления возможностей человека. Каждый тип обладает особенностями, положительными и отрицательными чертами характера. Различие между ними столь явно, что вы наверняка сразу определите собственную модель поведения.
Доминирование
Dominance – доминирование. «Красная» личность – уверенный в себе человек, способный контролировать эмоции. Для «красных» важно показать себя, постоянно демонстрировать собственную важность, иметь контроль над происходящим, доминировать над более слабыми, добиваться целей любой ценой.
Положительные качества | Отрицательные качества |
---|---|
эффективная деятельность; | грубая манера общения; |
настойчивость; | азарт; |
отсутствие страха перед сложными задачами; | вспыльчивость; |
отсутствие страха перед сложными задачами; | низкий уровень внимания к деталям; |
высокая скорость при принятии решений, даже важных и серьезных; | стресс провоцирует агрессию; |
постоянная активность; | нетерпение; |
гибкость в трудных ситуациях. | стремление получить желаемое сразу, здесь и сейчас. |
Влияние
Influence – влияние. «Желтые» личности стремятся получить признание. Для людей типа «I» важно, как они выглядят и что о них подумают окружающие. Они подвержены влиянию извне. «Желтые» предпочитают добиваться целей красиво, при этом обожают, когда им достаются лавры победителя.
Положительные качества | Отрицательные качества |
---|---|
оптимизм, вера в лучшее; | отсутствие пунктуальности; |
развитые коммуникативные навыки; | неряшливость в процессе работы; |
умение находить общий язык и привлекать на свою сторону; | стресс провоцирует навязчивость; |
любовь к новизне и креативу; | нежелание и неумение работать с документами; |
доброжелательность. | излишняя импульсивность. |
Постоянство
Steadiness – постоянство. «Зеленые» личности предпочитают стабильность, последовательность, скромность, удобство и комфорт для окружающих. Они не выделяются из толпы, пунктуальны и предсказуемы. Для «зеленых» важнее всего постоянство: желательно никаких изменений, только консерватизм.
Положительные качества | Отрицательные качества |
---|---|
надежность; | излишняя уступчивость; |
любовь к порядку во всем; | боязнь всего нового; |
спокойное выполнение скучной однообразной работы; | высокая чувствительность и обидчивость; |
избегание конфликтов; | отсутствие желания и умения отказывать; |
собеседником и отвечать положительно на его предложения. | скрытность, интроверсия. |
Соответствие
Compliance – соответствие. «Синих» личностей называют скрупулезными, точными, аккуратными. Люди типа «C» заранее готовят план действий и четко ему следуют. Каждый пункт – соответствующее действие. В отличие от «красных», «синие» добиваются целей не экспрессивно, а планомерно.
Положительные качества | Отрицательные качества |
---|---|
высокая организованность; | осуждение; |
стремление к разрушению преград; | излишняя скрупулезность, нетерпимость к ошибкам; |
низкая степень доверия к окружающим; | нежелание подстраиваться и идти на компромисс; |
аккуратность; | стресс вызывает замкнутость; |
внимание к деталям; | нежелание выступать на публике и избегание длительных коммуникативных процессов. |
способность к анализированию. |
Смешанные поведенческие типы
Личность, которой свойственно вести себя в соответствии с одной моделью disc, встречается редко. Гораздо чаще в одном человеке смешиваются два типа, похожих по характеристикам. Либо обе модели выражаются в равной степени, либо одна преобладает над другой. Всего выделяют 6 смешанных типов личности.
Красно-желтый, желто-красный: вдохновитель. Такая личность любит находиться среди людей, общаться, убеждать в чем-то и перетягивать на свою сторону. Отличный дипломат, склонный к манипуляциям. Главный страх – потеря контроля и влияния.
Как наладить контакт: дружелюбное общение, внимание к фактам, четкие действия, напоминание о достигнутых успехах.
Желто-зеленый, зелено-желтый: связной. Легкие в общении, внимательные, добрые. Преданные друзьям и гибкие, когда случаются изменения. Любят стабильность, излишне доверчивы, избегают конфликтов.
Как наладить контакт: общаться максимально открыто и по-дружески, избегать агрессии по отношению к ним, говорить об их важности.
Зелено-синий, сине-зеленый: координатор. Надежный и усидчивый, на таких людей можно положиться. Любят стабильность и планирование. Главный страх – неожиданные ситуации, отсутствие логики.
Как наладить контакт: немногословные разговоры по делу. Не навязываться, давать возможность все обдумать и в спокойной обстановке принять решение.
Красно-синий, сине-красный: исполнитель. Склонны к перфекционизму, агрессивны в процессе достижения цели. Любят изменения, быстро подстраиваются и усваивают новшества. Слабая сторона: желание усовершенствовать или починить то, что в этом не нуждается.
Как наладить контакт: не оказывать давления, не торопить, уважать и поддерживать молча. С осторожностью говорить о том, что все наладится.
Желто-синий, сине-желтый: противоречивый. Сложное сочетание противоположных типов личности. Стремятся к успеху и разделяют его с товарищами. Добиваются целей, попутно вдохновляя на это других. Иногда нетерпимы, иногда чересчур эмоциональны.
Как наладить контакт: быть терпеливым, позволять проявлять инициативу, внимательно слушать и поддерживать.
Красно-зеленый, зелено-красный: упорный. Наиболее сложная поведенческая модель. Таким людям свойственен «синдром отличника», когда в любом деле важно стать лучшим. Подвержены перепадам настроения и излишней инициативности.
Как наладить контакт: быть сдержанным, не говорить попусту, изъявлять мысли логично и последовательно. Не перекрывать путь, подстраиваться.
Маркеры поведения каждого типа
Модель disc с разных сторон характеризует людей. Наглядно рассмотрим поведение каждого типа личности на примере продавца.
Продавец Diana: нацеленность на результат. «Я хочу получить премию. Для этого мне нужно продать товара на 100 000 рублей. Буду предлагать самую дорогую продукцию и расписывать положительные качества, даже если их нет».
Продавец Irina: желание получить признание. «Я хочу понравиться покупателю. Расскажу о скидках и бонусах, посоветую хорошие и недорогие товары. У меня появятся постоянные клиенты».
Продавец Sofia: стремление к удобству. «Дам клиенту то, что он хочет. Я хорошо разбираюсь в товаре и точно знаю, какой продукт посоветовать. Предложу присесть и рассмотреть все получше, заодно и сама отдохну».
Продавец Clara: нацеленность на анализ фактов. «В прошлом месяце Diana продала 76 товаров. Это на 9 больше, чем у меня. В этом месяце я продам 100 товаров. У меня уже есть план».
Диагностика поведенческих типов
Поведенческий тип человека по модели disc определяется по разным признакам. Тип личности «S» распознать труднее других, поскольку «зеленые» скрытны и склонны подстраиваться под собеседника.
Для каждой модели поведения характерны выраженные черты. Провести диагностику среди коллег или подчиненных легко: достаточно обратить внимание на состояние рабочего места и внешний вид. В повседневной жизни важными критериями являются также внешний вид, мимика, жесты, манера поведения и общения. Если на работе сотрудник ведет себя более сдержанно, особенно в присутствии начальства, то в компании друзей он расслабляется и не скрывает часть личностных качеств.
Внешний вид | Рабочее место | Мимика и жесты | Поведение и общение | |
---|---|---|---|---|
Тип «D» | Удобная одежда, адаптация к условиям. Одевается по случаю. Не придает большого значения одежде. | Демонстрация высокого статуса: большое кресло, массивный стол, компьютер, бумаги, дорогие предметы интерьера. | Крепкое рукопожатие, ощущение постоянной спешки, конкуренция. | Открытость, прямолинейность, грубость, дерзость, высокая скорость речи, изложение по факту, без лишних подробностей. |
Тип «I» | Модная одежда, яркие образы, аксессуары, необычные детали, например, оранжевый галстук, яркая рубашка, большие цветные серьги. У женщин – яркий макияж. | Подчеркивание уникальности, творческий беспорядок. На столе лежат интересные вещицы, но бесполезные в работе. | Эмоциональность, постоянная жестикуляция, использование жаргонных выражений. | Заинтересованность, тактильные контакты, иногда нарушение личных границ, желание завоевать внимание окружающих. |
Тип «S» | Неброская одежда, приглушенные цвета, стандартные фасоны, гармоничный вид. | Организованность и уют. Растения в горшках, фото семьи, нужные вещи. Все на своих местах. | Мягкость, дружелюбие, тенденция соглашаться с собеседником, скудность ярких эмоций. | Интерес к собеседнику, внимание, доброжелательность, осторожность к новым предложениям. |
Тип «C» | Чистая и выглаженная одежда, хороший вкус, подобранные цветовые сочетания, предпочтение – популярные бренды. | Абсолютный порядок. Только нужные и полезные предметы. Много необходимой рабочей информации, личное скрыто. | Осторожность, скептицизм по отношению ко всему сказанному, сдержанность, краткость, избегание тактильных контактов. | Пунктуальность, следование правилам, составление плана перед началом деятельности. |
Взаимодействия с людьми разных поведенческих типов
После проведения диагностики становится явным преобладающий тип личности у конкретного человека. От этого стоит отталкиваться при построении конструктивного взаимодействия. Соблюдение некоторых правил позволит расположить к себе товарища любой поведенческой модели. Основные нормы при установлении контактов довольно просты.
Если новый знакомый – «красный»: заранее договаривайтесь о встрече, но будьте готовы к опозданию и отсутствию чувства вины по этому поводу. Фильтруйте комплименты, не сыпьте ими чрезмерно. Делитесь нужной и проверенной информацией, рассказывайте политические истории и анекдоты «на грани фола».
Если новый знакомый – «желтый», помните, что они не придают значения временным рамкам, никогда не приходят к назначенному часу. Не злитесь на это, будьте гибкими и подстраивайтесь под них. Падки на комплименты, так что смело хвалите прекрасный наряд, прическу и отличные туфли. Не перебивайте и не говорите слишком много, предоставьте это «желтому».
Новый знакомый – «зеленый»: придет на встречу вовремя, будет рад обсудить житейские вопросы. Не пытайтесь обмануть его, говорите правду. Будьте готовы к тому, что «зеленый» не доверяет вам, но не покажет это.
«Синий» новый друг: всегда приходит вовремя с поразительной точностью и ждет того же от вас. Предпочитает факты, так что говорите по делу, без лишнего углубления в детали. Может пропускать мимо ушей отдельные фразы, так как замкнут и забывается. Лучше сразу переходить к делу, если встреча деловая.
Не всегда хочется подстраиваться под человека, особенно, если он не вызывает симпатии. Однако бизнес и работа не принесут желаемых плодов, если не прогибаться под некоторые обстоятельства. Диагностика поведения личности отлично помогает наладить контакт и продвинуть свои предложения.
Применение модели disc
Основная задача модели disc – ее применение в сфере бизнеса для установления контактов и продвижения. Работа с конкурентами, партнерами и сотрудниками складывается из межличностного общения на разных уровнях. Для достижения большей эффективности применяются хитрости в общении. Например, «красных» легко оттолкнуть лишними комплиментами, а «желтые» с удовольствием их принимают.
Система типов личностей ДИСК применяется и в личном общении. Однако больше она направлена все же на работу. Подстраиваться под коллегу, партнера или начальника – значит соблюдать деловой этикет и действовать ради достижения определенных целей.
Установление контактов в повседневной жизни с применением знаний по disc помогает определить, сложатся ли дальнейшие отношения с конкретным человеком. Если под друга приходится постоянно подстраиваться в то время, как он не делает того же, – какой же он тогда друг?
Изучение системы распознавания типа личности развивает коммуникативные способности и помогает лучше разбираться в людях. Эти знания непременно пригодятся в жизни.
Шаблон модели DISC
Шаблон модели disc находится в Google-таблице. Посмотреть можно здесь.
Заключение
Уильям Марстон создал уникальную систему, полезную в сфере бизнеса и межличностного общения. Определение типа личности занимает не более получаса, если вы разобрались в моделях поведения и изучили систему различий.
ДИСК – это типология личности, позволяющая выстроить с человеком удобные отношения. Знать слабые и сильные стороны коллеги, родственника, друга не просто интересно, но и выгодно. Так, вы сможете защитить слабого «зеленого» товарища, который не умеет говорить «нет». Или помочь «синему» другу простить себе мелкие ошибки.
Изучение типов личности всегда было и будет актуальным, поскольку индивидуальные особенности человека выделяют его и формируют модель поведения. В процессе прочтения статьи вы наверняка определили, какой тип личности соответствует вашим качествам.
Если все же не ясно, можно скачать тест по типам личности disc и узнать о себе новые интересные факты. Изучение собственного характера, особенностей поведения и эмоционального состояния порой открывает новые горизонты.
Тест по типологии личности ДИСК можно пройти здесь.
Теория познания, основанная на поведенческих моделях
Идейно похоже на научный метод, но немножко шире. Придумал не я, лишь немного систематизирую и прохожусь по известным мне возражениям.
В какой-то мере данный подход альтернативен философским течениям материализма и идеализма, а кроме того, он лежит в основе одной из теорий ИИ.
Немного бэкграунда
Итак, как она устроена и работает.
Эмпиризм
А какое утверждение не относится к реальности? Например, теорема Пифагора. Если мы вспомним определения точек и прямых, то окажется, что это абстракции. То есть в реальном мире нет никаких точек и прямых, это выдумка математиков. Но если сопоставить вымышленным точкам и прямым реальные объекты, и находиться пространстве, достаточно близком к Евклидовому, то выводы теоремы Пифагора будут применимы к наблюдаемым объектам.
Вероятности
Это называется «субъективная интерпретация теории вероятностей», то есть, условно, это не монетка имеет свойство падать орлом с вероятностью 1/2. Это мы плохо умеет предсказывать падающие монетки. А вот робот с высокочастотной камерой и знанием физики ещё в воздухе смог бы сказать, выпадет ли орёл или решка.
Сравнение гипотез
Априорные вероятности
Генерация моделей (upd)
Новые модели получаются путём выбора из пространства алгоритмов. В идеале мы перебираем все алгоритмы (их бесконечно много) и каждому проставляем свою вероятность быть «той самой истинной моделью» и работаем со всей композицией сразу. На практике нужна какая-нибудь эвристика, которая позволит перебрать конечное множество алгоритмов, и среди них найти достаточно хорошие. Тут никаких абсолютных правил нет — каждый извращается как умеет, и эвристика применима лишь ограниченно. Примеры эвристик: перебор алгоритмов, начиная с самого короткого. Или генерация рандомных алгоритмов и применение к ним генетического алгоритма (отбор наилучших, удаление наихудших, смешивание наилучших в надежде получить что-то ещё лучше, элемент случайности в виде мутаций). То есть мы не всегда можем найти более точную модель, но если мы её каким-то образом получили, то всегда можем проверить, правда ли она более точная.
Ну и основной метод тестирования этой модели и смежных: запрограммировать и запустить на решение тестовых задач. Если модель нельзя запрограммировать, то нужно закодить хотя бы малый её кусочек.
Распространённые контраргументы и вопросы
Мы видим закономерность: когда мы подаём X, на выходе получается Y=2X. Во всех наших тестах. Значит ли это, что внутри программы так и написано, return 2X? Ничего подобного. Там может быть return X+X, return 3X-X, return 2X+1-1 и куча других вариантов.
Пока метод, «вскрывающий глубинные закономерности» не научится отличать программу с X+X от программы с 3X-X и всех остальных вариантов, он не «вскрывает глубинные закономерности».
* Подход не позволяет увидеть причинно-следственные связи
— Данный подход действительно не включает причинность как базовый элемент. Тем не менее, подход отвечает на вопросы «что будет, если я нажму кнопку А», «что будет, если я нажму кнопку Б». Это вполне тянет на эмпирическое определение причинности.
* Этот подход к познанию не даёт 100% гарантий чего-либо.
— Да, именно так, и я не видел подхода, который давал бы, и при этом не был ещё более косячным.
* Ты не можешь всё проверять сам, тебе придётся опираться на слова других людей.
— Я могу к этому относиться как к сенсорным данным. Ну есть у меня термодатчик, я знаю, что иногда он довольно точен, но иногда, при каких-то условиях барахлит, а иногда показывает вовсе не температуру, а что-то другое. Так и со словами людей.
* Как вы решаете проблему индукции?
— Применяем абдукцию. Не выводим из частного общее, а из кучи «частных» делаем модель для прогноза другой кучи «частных». Затем проверяем точность модели.
* Очень прагматичный подход. Ориентирован на эксплуатацию мира, а не изучение.
— В этом подходе познание примерно равно эксперимент примерно равно эксплуатация. Я не вижу смысла в других критериях истинности, кроме как «это полезная модель, чтобы достигать цели» и «это точная модель, чтобы делать прогнозы».
* Этот подход не работает для исторических наук
— Прошлого в каком-то смысле не существует. Оно есть лишь в виде следов. Мы додумываем прошлое. Иногда исторические теории можно проверить, например, некоторые теории предсказывают, что в некоем месте удастся найти древний город. Если мы колеблемся между несколькими историческими теориями, то гипотетически могут быть факты, которые склонят нас к какой-то из них.
* Основной вопрос философии?
— Если его свести в вопросу «что я увижу в случае таком-то», то на него будет конкретный ответ (или конкретное «не знаю»), иначе выглядит как что-то, не имеющее отношения к реальности. Если свести его к вопросу «мыслят ли люди мозгом» и далее к вопросу «если повредить мозг, то сохранятся ли наблюдаемые признаки мышления, то есть поведение», то ответ тоже очевиден, и его даёт чистая эмпирика
* Есть ли яркий пример того, как эта теория познания полезна?
— Всё машинное обучение на ней работает. Да, в машинном обучении редко применяется концепция сложности модели, и не происходит перебора во всём множестве алгоритмов. Поэтому теория AIXI несколько шире, чем практически применимый машинлёрнинг. Кроме того, существуют разные интерпретации квантмеха. Одни и те же формулы, но разные интерпретации. Так вот, крупная группа учёных вообще отказываются от интерпретации (говорят «заткнись и считай»), то есть действуют в духе описанной поведенческой теории познания.
* Как «поведенческая» теория относится к логическим категориям?
— На входе и выходе модели мы используем либо сырые данные (циферки с датчиков), либо данные, категоризованные какой-либо иной системой. Внутри модели может быть что угодно. Обычно там математика, но может быть любая другая система вывода, если такая найдётся. Нейросети вполне способны создавать свои «категории» из элементарных блоков, так что это вполне посильная задача
* Это теория не строит «объективную» модель мира. В ней всегда есть точка зрения.
— Да. Если повезёт, то данные будут собраны со многих «точек зрения», и теория будет применима независимо от того, откуда мы смотрим на мир. Но модели мира вообще без «точки зрения» у нас нет. Впрочем, в практической деятельности всегда есть конкретные действующие лица и выгодоприобретатели, так что не вижу проблемы.