Что такое поведенческие факторы
Поведенческие факторы: большой разбор. Как их улучшить? Можно ли накрутить?
От поведения пользователей на сайте зависят позиции ресурса в поисковиках. Рассказываем, на какие метрики смотреть и как с ними работать.
Кадр: сериал «Шерлок»
В 2014 году специалист по поисковому продвижению Рэнд Фишкин провёл эксперимент: поднял сайт с седьмой позиции на первую за пару часов. Для этого он накрутил поведенческие факторы: попросил пользователей Twitter вводить в Google поисковые запросы и переходить в его блог.
Пользователи по-разному взаимодействуют с веб-ресурсами. Например, посещение может быть неудачным: читатель открыл сайт и сразу же ушёл с него. Или позитивным: пользователь нашёл сайт и изучал страницы 10–20 минут, а некоторые из них сохранил в закладках. Поисковые системы анализируют поведение пользователей и повышают позиции сайтов, с которыми взаимодействуют положительно, как с блогом Рэнда Фишкина. Показатели взаимодействия и называются поведенческими факторами.
Поведенческие факторы значительно влияют на ранжирование в поисковой выдаче. Это подтверждают сами поисковые системы: например, 22 августа 2017 года «Яндекс» запустил алгоритм «Королёв», в котором большую роль играют сигналы от пользователей. Google 12 марта 2020 года получил патент на изменение результатов поиска на основании неявной обратной связи с пользователем, а в 2021 году добавил в факторы ранжирования критерии, оценивающие удобство ресурса для посетителей.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
Поведенческие факторы: на какие метрики смотреть и как их анализировать
Факторы делят на две большие группы:
Поведенческие факторы держат в секрете, но есть накопленный опыт специалистов по поисковому продвижению и данные из заявлений поисковиков. Поэтому эксперты говорят о разных метриках, работа над которыми приводит к улучшению поведенческих факторов. Самые известные метрики внешних поведенческих факторов:
Для внутренних поведенческих факторов другие метрики:
Чтобы понять, всё ли в порядке с вашим сайтом, Google предлагает использовать сравнительный анализ — внутри Google Analytics есть открытые отчёты по более чем 1600 отраслям. В них можно сравнить глубину просмотра и время сессии со средними показателями в вашей нише.
Некоторые эксперты также относят к поведенческим факторам:
Показатели могут существенно различаться в зависимости от типа сайта, ниши и системы аналитики — об этом говорил Павел Карпов на выступлении на WordCamp Russia 2015.
Руководитель группы оптимизаторов Webit Дмитрий Андреев согласен: универсального эталона нет. Он рекомендует следить в динамике за всеми показателями и сравнивать их с показателями прямых конкурентов и лидеров в вашей нише.
Насколько значимы поведенческие факторы? Интернет-маркетолог и сооснователь агентства digital-маркетинга Adwai Иван Бабайлов говорит, что, по показателям проектов, в которых Adwai занимается SEO, поведенческие факторы имеют вес ориентировочно в 25% от общего. Ссылочная масса — 20%, а семантическое ядро и полезность контента для целевой аудитории — 45%. Остальные 10% веса распределяются между десятками других более мелких факторов.
Основатель и руководитель агентства интернет-маркетинга Impulse.guru Илья Русаков говорит, что группа поведенческих факторов самая весомая: «В абсолютных значениях её вес посчитать невозможно, но он сильно больше остальных. Улучшая в первую очередь внешние поведенческие факторы, можно получить рост трафика гораздо больше, чем 20%».
Какие стратегии можно использовать, чтобы улучшить поведенческие факторы
Есть множество подходов. Самые распространённые — увеличение CTR в выдаче, улучшение юзабилити, проработка релевантности контента и улучшение скорости загрузки.
Увеличение CTR сниппетов в поисковой выдаче не только улучшит поведенческие факторы, но и принесёт больше трафика. Есть разные способы повысить CTR:
Увеличение сниппета — распространённая стратегия, однако сведения о её эффективности противоречивы. Кажется, что чем больше места сайт занимает в поисковой выдаче, тем больше кликов он может получить. Но исследование Perficient подтвердило, что расширенные сниппеты повышают CTR только на 0,88%. Исследование Seoquick вообще показало, что расширенные сниппеты негативно влияют на кликабельность. Частично это подтвердило и исследование Ahrefs: в расширенном сниппете человек может сразу получить ответ на вопрос и поэтому не переходит на сайт.
Улучшение юзабилити сайта. Под юзабилити понимают удобство использования ресурса. Чтобы улучшить его, внедряют разные изменения. Это:
Интернет-маркетолог и сооснователь агентства digital-маркетинга Adwai Иван Бабайлов поделился кейсом: собрав аналитику по блогу, в агентстве обнаружили сильную просадку по глубине просмотра. В каждую статью в блоге добавили перелинковку, внедрили раздел «обязательно прочитайте» со ссылками на другие материалы по теме. Это дало рост глубины просмотра с 1,26 до 2,09, что хорошо сказалось на объёме трафика и позициях.
Руководитель группы оптимизаторов Webit Дмитрий Андреев рекомендует добавлять на сайт полезные для пользователей функции. Калькуляторы, 3D-презентации, опросы, рекомендации, обсуждения, сравнения позволяют задержать внимание пользователя.
Проработка релевантного контента. Описывая принципы ранжирования, «Яндекс» заявляет, что располагает сверху страницы, «которые лучше всего подходят для ответа на заданный запрос — то есть наиболее релевантны запросу». Google тоже предлагает пользователям в топе самые релевантные страницы. Сделать контент максимально подходящим запросу пользователя помогут:
Программист и автор блога @girlsinphp в Instagram Екатерина Голева отмечает, что работа с поведенческими факторами — это прежде всего проработка контента: интересного, лаконичного, раскрывающего суть заголовков. Это помогло ей вывести сайт в топ-3 в узкой нише и получить рост трафика в два раза.
Улучшение скорости загрузки. Ведущий аналитик Google Джон Мюллер заявлял, что поисковая система учитывает скорость загрузки страниц при ранжировании, но отдаёт предпочтение релевантности. Также скорость загрузки влияет на поведенческие факторы: чем дольше пользователь ждёт, тем выше шанс, что в конце концов он вернётся к поисковой выдаче, а сайт получит отказ. Быстрая загрузка важна и для продаж: это подтвердили в Unbounce.
Ускорять загрузку можно, используя:
Часто улучшение поведенческих факторов — комплексная работа. Руководитель направления поискового продвижения в «ИнтерЛабс» Анастасия Шестова поделилась кейсом: в середине 2019 года к ним пришёл клиент — сайт стоматологии с несколькими филиалами. На нём были поддомены под каждую ближайшую станцию метро, трафика почти не было.
В «ИнтерЛабс» провели комплексную работу:
В результате трафик вырос в девять раз — до 45 тысяч посетителей в месяц. Попутно снизился показатель отказов, улучшились другие показатели, относящиеся к поведенческим факторам.
Основатель и руководитель агентства интернет-маркетинга Impulse.guru Илья Русаков рассказал о подходе агентства: первое, что они делают, — работают со сниппетами. Затем изучают пользователя, его боли, потребности — и стараются закрыть их на посадочной странице. Это нужно, чтобы пользователь не вернулся в выдачу. С таким подходом страницы часто выходят в топ-3 и надолго остаются там.
Эффективна ли накрутка поведенческих факторов
Поведение пользователей можно имитировать, а значит, можно и накрутить поведенческие факторы, чтобы повысить позиции сайта в выдаче. Но это чёрный метод продвижения: поисковые системы стараются защитить алгоритмы от накруток. Мы спросили экспертов, что они думают о накрутке.
У некоторых специалистов получается накрутить поведенческие факторы. В 2018 году Октавиан Низамов выступил на конференции Baltic Digital Days с кейсом по накрутке. Он пришёл к выводу, что накрутка работает: и в «Яндексе», и в Google удавалось улучшить позиции, а после приостановки работ трафик не менялся или менялся незначительно.
Программист и автор блога @girlsinphp в Instagram Екатерина Голева рассказала о своём опыте: в ходе эксперимента за сутки её сайт с пятого места выдачи попал на первое по одному запросу. Так же получилось поднять около 15–20 запросов. Это помогало где-то год, потом перестало.
Руководитель направления поискового продвижения в «ИнтерЛабс» Анастасия Шестова рекомендует не накручивать поведенческие факторы, а вкладываться в сам сайт. Она считает накрутку бессмысленной: даже если появятся позиции, но сайт не будет проработан, реальные пользователи обрушат поведенческие факторы, так как не смогут получить качественный продукт. В итоге с учётом падения поведенческих придётся включать накрутку дальше и в большем объёме — следовательно, рано или поздно сайт ждут санкции.
Автор блога Seofy Алёна Рыбина тоже не рекомендует использовать накрутку. У неё был опыт получения фильтра за имитацию действий пользователей: сайт не восстановился даже в течение девяти месяцев. Лучше сначала прорабатывать низкочастотные запросы, чтобы накапливать по ним хорошие поведенческие факторы, — это поможет занять топ и по высокочастотным фразам.
Алёна Рыбина рассказывает об эффекте, который она наблюдала на сайте клиента летом 2021 года. Когда началась жара, спрос на вентиляторы и кондиционеры резко возрос. Повышение поискового трафика и хорошие поведенческие факторы повлияли и на другие разделы сайта: позиции по остальным категориям и продажи товаров стали стремительно расти. Когда ажиотаж схлынул, а посещаемость пришла в норму, часть позиций откатилась к предыдущим значениям.
Основатель и руководитель агентства интернет-маркетинга Impulse.guru Илья Русаков уточняет, что, если вы используете накрутку, нужно быть готовым к перезапуску проекта. Это всегда риск, хотя в каких-то случаях поисковые системы не могут на 100% отфильтровать ботов и не накладывают санкции.
Подведём итог
Поведенческие факторы важны для поискового продвижения: некоторые эксперты говорят, что их вес — около 20% от общей массы факторов, влияющих на позиции сайта в выдаче.
Есть несколько метрик, которые, по мнению экспертов, отражают поведенческие факторы. Это CTR сниппета, удовлетворённость ответом, прямые заходы, показатель отказов, глубина просмотра и время сессии. Показатели могут различаться в зависимости от ниши, типа страницы и системы аналитики.
Для улучшения поведенческих факторов можно повышать CTR сниппета, работать над юзабилити, релевантностью контента и скоростью загрузки страниц. Обычно это комплексная работа.
Поведенческие факторы можно накрутить. Есть удачные кейсы, но большинство специалистов не рекомендуют обманывать алгоритмы поисковых систем.
Что ещё почитать в Skillbox Media о SEO
Метатеги, из которых формируется сниппет сайта в поисковой выдаче. Title — заголовок страницы, Description — небольшой текст под ним.
Навигационная цепочка, указывающая путь к странице сайта. Выглядит так:
Главная → Блог → Что такое хлебные крошки.
Разметка страниц сайта дополнительными тегами и атрибутами, которые могут подтягиваться в сниппет в поисковой выдаче.
Профессия Специалист по контекстной рекламе
Вы научитесь запускать рекламу в Яндекс.Директе и Google Ads и оценивать её эффективность с помощью Яндекс.Метрики и Google Analytics. Поймёте, как улучшать конверсию сайта и работать с трафиком.
Новости
+7 (499) 444-90-36 Отдел заботы о пользователях
Москва, Ленинский проспект, дом 6, строение 20
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪
Поведенческие факторы ранжирования и их влияние на SEO: взгляд изнутри
Редакция блога продолжает цикл образовательных SEO-статей. Сегодня вместе с SEO-специалистом REG.RU Евгением Сметаниным мы расскажем, что такое поведенческие факторы ранжирования, и более подробно остановимся на внутренних факторах.
Что такое поведенческие факторы
Поведенческие факторы ранжирования — показатели, которые характеризуют поведение посетителей сайта. С их помощью поисковые системы определяют, насколько удобен и полезен сайт для пользователя.
Например, вы можете перейти на сайт по поисковому запросу и почти сразу же вернуться, увидев, что на сайте нет нужной информации, или же просто по ошибке кликнув на ссылку. Если такой паттерн поведения повторяется часто, поисковые системы делают вывод, что сайт не решает проблемы пользователей, не даёт ответа на их запрос, а значит нерелевантен этому запросу. Позиции такого сайта в поисковой выдаче будут понижены.
Напротив, если пользователи переходят на сайт, проводят на нём много времени, изучают информацию и совершают конверсионные действия, — можно сделать вывод, что такой ресурс удовлетворяет потребностям юзеров, и ранжироваться он будет выше.
Классификация поведенческих факторов
Поведенческие факторы делятся на внутренние и внешние.
К внешним факторам относится поведение пользователя в поисковой выдаче. Например, взаимодействие со сниппетом сайта.
Внутренние факторы начинают работать, когда пользователь переходит на ресурс, и зависят от поведения на сайте.
Остановимся подробнее на внутренних факторах.
Внутренние поведенческие факторы
Время на сайте
Чем больше времени занимает сессия на сайте, тем более интересный и привлекательный контент на нём размещен. С другой стороны, такое поведение может быть вызвано слишком сложной структурой и запутанной навигацией, поэтому поисковые системы учитывают это, анализируя все факторы комплексно. Оптимальное время на ресурсе для каждой тематики вычисляется по-разному. Например, для сайта службы такси и для интернет-магазина оно будет различаться.
Глубина просмотра
Показатель, который характеризуется количеством просмотренных за сессию страниц. Если пользователь активно ходит по страницам и изучает контент, то можно сделать вывод о высоком качестве сайта. Однако здесь тоже следует учитывать вероятность наличия сложной и запутанной структуры.
Показатель отказов
Один из самых известных факторов, который вы наверняка видели, если пользуетесь инструментами аналитики. Однако Яндекс.Метрика и Google Analytics считают его по-разному.
Яндекс.Метрика
Метрика помечает сеанс пользователя как отказ, если:
Подробнее об алгоритме можно узнать в справке Яндекс.
Если показатель отказов высокий, это явно говорит о том, что контент не удовлетворяет пользователей и необходимо принять меры. Используйте инструменты аналитики, чтобы выяснить, какие темы больше интересуют пользователей, какие рубрики самые удачные, — ориентируйтесь на них в новых публикациях или адаптируйте старые. Также проблема может быть в UX-дизайне: подумайте, как можно сделать подачу контента удобнее для посетителей сайта (полезные советы можно почерпнуть в этом материале).
Google Analytics
В Google Analytics отказ — это визит пользователя, за который к серверу GA поступил всего один запрос. Например, если пользователь зашёл на сайт и вышел, не перейдя на другие страницы.
Показатель вычисляется делением числа сеансов, за которые была просмотрена только одна страница сайта, на все зарегистрированные сеансы.
В GA высокий показатель отказов не всегда говорит о том, что сайт некачественный. Например, если ресурс одностраничный, то на эту цифру вообще не стоит обращать внимание. Но если на сайте множество страниц, и пользователь должен по ним перемещаться — это негативный сигнал.
Подробнее о показателе отказов в GA — в справке Google.
Совершение действий на страницах
Этот показатель имеет большое значение на коммерческих площадках, которые занимаются продажей товаров или услуг. Если пользователь активно взаимодействует с сайтом, раскрывает различные блоки с описаниями, кликает на иконки и конверсионные элементы (кнопки заказа, добавление в корзину), то это, несомненно, положительный сигнал.
При анализе показателей следует учитывать их в совокупности и руководствоваться простой человеческой логикой. Например, если пользователь совсем немного времени провёл на сайте интернет-магазина, возможно, он просто быстро нашёл нужный товар и совершил конверсию.
Влияние поведенческих факторов на SEO и ранжирование
Яндекс
В алгоритме ранжирования Яндекс поведенческие факторы имеют значительный вес, поэтому работа с ними — одна из основ успешного продвижения.
Приведём несколько подтверждений значимости поведенческих факторов:
Из-за слишком сильного влияния аудиторных показателей часто борьба за топ выдачи Яндекса ведется между крупными ресурсами с большим количеством страниц, разделов и товаров. Логично, что у таких сайтов поведенческие факторы будут выше, чем у небольших площадок.
Представители западной поисковой системы периодически заявляют, что не учитывают поведенческие метрики при ранжировании.
Эти утверждения можно смело поставить под сомнения по следующим причинам:
Mobile first indexing – это индексирование с приоритетом мобильного контента, когда сайт сканирует в первую очередь Googlebot для смартфонов.
Как поисковые системы собирают информацию о поведенческих показателях
— С помощью систем аналитики. Яндекс.Метрика и Google Analytics собирают все необходимые данные о показателях и используют их в своих целях, в том числе для ранжирования в выдаче.
— С помощью веб-браузеров. Яндекс и Google имеют собственные браузеры, где также собирается информация о поведении аудитории. Это позволяет получать данные сайтов, даже если на них не установлены счётчики аналитики.
— С помощью приложений для браузеров от поисковых систем и их партнёров, собирающих нужные данные.
Как работают с поведенческими факторами в REG.RU
Мы постоянно взаимодействуем с поведенческими факторами. Для примера приведём кейс по работе над конверсией.
Если вы пользуетесь нашими услугами, то наверняка заметили, что не так давно у нас изменились карточки тарифов хостинга. На скриншотах можно посмотреть вид карточек до и после изменений.
Благодаря новому дизайну нам удалось получить прирост конверсии более чем на 11%, что свидетельствует о повышении качества страницы и её удобства для пользователей. А вы согласны, что стало лучше? 🙂
Будем рады вашим комментариям, вопросам и любой обратной связи. В следующем материале на тему SEO мы расскажем про основные внешние поведенческие факторы ранжирования. Оставайтесь с нами!
Поведенческие факторы ранжирования сайтов
Материал подготовлен командой сайта для подбора сервисов для бизнеса и продвижения Trustland.ru
Что такое поведенческие факторы?
Поисковые системы анализируют поведение пользователей и на основе этой информации повышают или понижают позиции в поиске. Сейчас эти факторы стали наиболее важными в seo-продвижении.
Кроме топовых позиций в поисковиках, результатом хороших поведенческих факторов становится высокая конверсия ресурса, возвращение посетителей к вам снова и снова, и другие показатели успеха сайта.
Все, кто как-то причастен к seo продвижению, неоднократно слышали, что важно создавать качественный контент, увеличивать скорость загрузки страниц, делать площадки удобными и много других вещей. Но все это, как правило, не является самостоятельными факторами ранжирования.
Результатом всех этих действий становится улучшение поведенческих факторов. Благодаря качественному контенту, удобной структуре сайта, быстрой загрузке страниц, люди дочитывают статьи до конца, интересуются вашими предложениями, проводят больше времени на площадке и возвращаются к нему в будущем.
Виды поведенческих факторов
Виды поведенческих факторов ранжирования можно условно разделить на 2 группы: “кликовые” и внутренние.
«Кликовые» факторы
«Кликовые» поведенческие факторы показывают, как пользователи ведут себя в поисковой выдаче по отношению к вашему проекту.
Внутренние поведенческие факторы
К внутренним факторам ранжирования относятся:
Эти факторы нельзя воспринимать отдельно, их необходимо рассматривать как совокупность. Нельзя увеличить глубину просмотра страниц, не уменьшив % отказов на сайте или не увеличив среднее время, проведенное на сайте. Точнее можно, но это крайне редкие случаи, не меняющие суть.
Совокупность факторов показывает, насколько качественный и интересный контент, насколько сайт удобен, и как проработана перелинковка.
В этом случае это и будет положительным, с точки зрения поисковиков, поведением пользователя на сайте. Но это редкие ниши, как правило, надо стараться минимизировать % отказов и увеличивать остальные показатели в этой группе.
Накрутка поведенческих факторов
Такие манипуляции могут краткосрочно увеличить ваши позиции в выдаче, но поисковики научились вычислять подобные действия, и за это они наносят фильтры на сайт, сильно снижая его в выдаче. Выйти из таких санкций очень сложно, поэтому мы не советуем заниматься такой деятельностью.
Как улучшить поведенческие факторы?
Улучшение “кликовых” факторов
Чтобы улучшить “кликовые” поведенческие факторы на сайте, надо создавать привлекательные сниппеты. Заголовок сниппета обычно берется из мета-тега title. Соответственно, title надо делать ярким, с использованием уточняющей информации, чтобы привлекать внимание пользователей.
Как правило, кликабельность сниппетов увеличивают цифры с какими-то фактами в заголовке и описании. К примеру, для страницы со статьей(обзором smart-часов) подойдет такой снипет “Обзор 10 популярных smart-часов 2018 года. Отзывы пользователей”.
В данном примере мы дали понять о чем статья, указали количество часов в обзоре и год, дав понять, что обзор актуальный. Часто вебмастера, при наступлении следующего года, во всех своих статьях меняют год на новый. Это не очень этично, но это работает.
Также поисковые системы часто ставят заголовки сниппетов из заголовков в тексте. Описание сниппетов берется или из мета-тега description, или из текста статьи. Соответственно description надо всегда писать на страницах, часто владельцы ресурсов этого не делают. Он, как и title, должен заинтересовать потенциальных посетителей и раскрывать тему страницы.
В сниппетах нельзя врать и обещать того, о чем у вас на странице нет информации. Посетители увидят, что нужных сведений у вас нет, быстро покинут ее, и поисковые системы поймут, что с данной страницей что-то не так.
Улучшение внутренних поведенческих факторов
Для улучшения внутренних поведенческих факторов необходимо улучшать вовлеченность посетителей на сайте. В первую очередь контент должен быть качественным и удовлетворять потребность пользователей, которые вводят нужные вам поисковые запросы. Если это статья, то она должна:
Чтобы создавать качественный контент, советуем изучать материалы конкурентов, которые находятся в топе поисковой выдачи. У конкурентов вы сможете увидеть, как они раскрывают тему, на кого ссылаются, и какие полезные элементы находятся в их материалах.
Кроме полезного контента ваш сайт должен:
Всеми этими действиями вы будете улучшать контент вашего проекта. Как следствие, вовлеченность пользователей начнет расти, поисковые системы это заметят и будут ставить ваш сайт выше в выдаче.
Поведенческие факторы на сайте
Что такое поведенческие факторы
Поведенческие факторы характеризуют действия пользователей на сайте. Это касается как действий, совершаемых непосредственно внутри интерфейса сайта, так и поведения на странице поисковой выдачи.
На что влияют поведенческие факторы
Поведенческие факторы ранжирования Яндекс и Google определяют по-разному, но существует ряд неизменных закономерностей, которые влияют на выдачу в каком бы то ни было поисковике. Поведенческие факторы оказывают существенное влияние на позиции сайта в поисковой выдаче, являясь одной из основ SEO-оптимизации.
Если несколько лет назад в оценке ранжирования преобладали внешние ссылки, то в наше время гораздо более весомую роль играют именно UX и поведенческие факторы.
Так, например, чтобы продвинуться на несколько страниц ближе к первой, достаточно поступательно улучшать разметку и ключи. Но если речь идёт о топе выдачи, стоит задумать о комплексном улучшении поведенческих факторов.
Как поисковики собирают информацию о действиях пользователя
Информация о действиях пользователей собирается из многих источников и является достаточно обширной.
Разумеется, поисковые системы, через которые и осуществляются запросы будут одним из главных источников информации о пользовательском поведении. Они фиксируют все поступающие запросы, историю запросов отдельных пользователей, тесноту взаимосвязи и пересечение разных запросов, их географию и прочие параметры.
В российском интернете самые распространённые – это Яндекс.Метрика и Google Analytics. Системы аналитики предоставляют детальную информацию о посещениях – подробные сведения о посетителях и их действиях на сайте.
Уважающая себя поисковая система, как правило, имеет свой браузер, через который также сможет собирать статистику поведения пользователей, и уже не только в рамках своего поисковика, но и по другим.
Различные плагины и бары, устанавливаемые в браузеры, отслеживают и передают информацию об активности пользователей.
Множество популярных ресурсов и приложений собирают пользовательские запросы, периоды активности, геолокацию и сотни других параметров.
Виды поведенческих факторов
Насчитывается около десятка ключевых поведенческих факторов ранжирования сайта:
Сниппетом называется информационный блок, посвящённый сайту, в поисковой выдаче. Он состоит из заголовка, описания и ссылки. Также в отдельных случаях поисковая система позволяет настроить быстрые ссылки на разделы, а Яндекс даёт возможность интернет-магазинам выводить цену товара прямо рядом со сниппетом. Собственно, этот фактор характеризуется частотой кликов по ссылке на сайт со страницы выдачи.
Попав на сайт, пользователь может либо уйти с него сразу, не найдя информации, либо быстро увидеть то, что искал, и также покинуть сайт, либо задержаться надолго. Чёткой градации, какой вариант предпочтителен, нет, так как разные сценарии могут по-разному трактоваться для разных ресурсов. В некоторых отраслях высокий процент отказов – норма. Например, выбирая электронику, человек склонен просматривать множество предложений, отвергая неподходящие по цене или другим параметрам.
В этом факторе кроется ответ на возникшую в предыдущем пункте неопределённость. Если пользователь закрыл первую страницу и продолжил искать информацию на других сайтах, скорее всего, то, что он нашёл на первом, его не устроило. В таком случае отказ является негативным фактором. Другое дело, если, оперативно получив ответ на вопрос, пользователь закрыл страницу и прекратил поиск. Это значит, что ему была предоставлена качественная релевантная информация. Таким образом, формируется сигнал к тому, чтобы поднять данный ресурс в выдаче.
Неоднозначный показатель ввиду обозначенных выше условий, но, в целом, если знать норму для определённого вида сайтов, можно оценить и показатель по данному. Так, для информационного многостраничного портала или интернет-магазина позитивным является вариант с длительным пребыванием пользователя. Если речь идёт о неком справочнике или лендинге с недорогими услугами, то оформить заказ/подписку и быстро уйти – вполне нормальное развитие событий с точки зрения посетителя.
Имеем в виду описанные ранее нюансы, но, в основном, чем больше страниц просматривает средний пользователь, тем лучше. Как правило, психологической отметкой выступает показатель в 2 страницы. Если средняя глубина просмотра составляет менее 2 страниц, то это повод задуматься о том, что сайт пользователям не интересен и у них не возникает желания ознакомиться с ним детальнее.
Хорошим сайтом возникает желание поделиться. Если владелец позаботился о размещении на страницах кнопок социальных сетей, а посетители, в свою очередь, их активно используют, поисковая система получает сигнал: ресурс актуален и интересен людям, а значит его оценку следует повысить.
Каждое действие, осуществляемое пользователем на сайте, записывается системами аналитики, которые на нём установлены. В этом можно наглядно убедиться, заглянув в Вебвизор Яндекс.Метрики. В нём можно увидеть живую запись того, как пользователь проводил время на сайте: куда заходил, на что кликал, какие данные вводил, что копировал.
Важный аспект улучшения поведенческих факторов ранжирования. Поисковые системы прекрасно распознают накрученные просмотры и могут применить к ресурсу санкции – например, бан. Важно поставлять качественную аудиторию с естественным интересом и поведением.
Верный индикатор постоянных посетителей. Есть некоторые оговорки – например, по прямым ссылкам могут заходить и случайные, не особо заинтересованные пользователи, просто нашедшие их где-либо или получившие в переписке. Также и не стоит рассматривать второй заход, как знак причастности пользователя к постоянным. Планку лучше установить выше, чтобы наверняка знать ядро своей аудитории.
Как проанализировать поведение пользователей на сайте
Стандартные и наиболее изученные на отечественном рынке инструменты – это Яндекс.Метрика и Google Analytics. С их помощью легко отслеживать статистику ресурсво и, в том числе, поведенческие факторы.
Являясь владельцем сайта, вы, скорее всего, уже установили системы аналитики в самом начале, а если ещё не сделали этого, то стоит поспешить. Вы упускаете ценнейший инструмент аналитики и возможности непрерывного улучшения показателей деятельности сайта.
Метрика и GA дают возможность проанализировать широкий спектр показателей. Уже на главных страницах с дашбордами можно приступить к анализу поведенческих факторов. На них отображаются графики со значениями посещений сайта за определённый промежуток времени, фильтры источников трафика, значения глубины просмотра, продолжительности сессий и других показателей, перечисленных ранее.
Все интересующие показатели лучше собрать в кастомный отчёт и регулярно мониторить его, попутно внося изменения на страницы и отслеживая их эффект.
С помощью фильтрации вы можете определять отдельные страницы с наихудшими показателями и либо повышать их качество, либо убирать с сайта, дабы они не портили статистику поведенческих факторов.
Помимо аналитических показателей, Яндекс предоставляет инструмент Вебвизор, в котором можно наблюдать реальное поведение каждого отдельного пользователя на сайте. Часто такой визуальный анализ позволяет делать не менее ценные выводы, чем традиционный.
Что же касается постоянных посетителей, фигурировавших в списке выше, для них не имеется отдельной категории в дашборде, но зато их можно вычислить косвенно путём фильтрации посещений. В основном, постоянными посетителями можно считать тех, кто совершил не менее 5 прямых заходов с ощутимой разницей во времени, чтобы можно было говорить не об импульсивных визитах, а о сознательных. В любом случае, эта величина варьируется и её лучше рассчитывать, исходя из специфики темы сайта и на основе вашей собственной статистики посещаемости.
Что может ухудшить поведенческие факторы
Никто не застрахован от ошибок, и на многих ресурсах встречаются сомнительные решения, препятствующие эффективному взаимодействию пользователей с информацией.
Бывает так, что ради переходов на странице размещают ключевые слова или дают рекламу под определённые запросы, но по факту выясняется, что кроме упоминания ключей на странице нет никаких полезных сведений.
Необходимо заботиться об удобстве пользователя, к примеру, читающего ваши тексты. Не стоит их делать длинными и занудными, перегруженными профессиональным сленгом. Наибольший интерес вызывают сбалансированные материалы с лаконичным содержанием, сопровождаемым изображениями, схемами, видео, с элементами смыслового выделения. Не заставляйте пользователей напрягаться, самостоятельно разделяя текст на смысловые единицы. Конечно, следует заботиться и об актуальности информации. Чем новее материал и чем более он соответствует современным реалиям, тем более выигрышно он будет смотреться на фоне аналогов.
Конечно, не все из нас воинствующие эстеты, но рамки приличия всё-таки знакомы большинству. О поехавшей вёрстке и вовсе говорить нечего.
Сюда относится и расположение блоков на странице, и навигация. Дайте пользователю интуитивно понятный интерфейс, в котором легко перемещаться между смысловыми категориями и находить желаемую информацию.
Понятно, что люди пользуются поиском не для того, чтобы смотреть рекламу, но с целью нахождения ответов на вопросы. Если же сайт предлагает смотреть огромные баннеры, pop-up окна или видеоролики со звуком, это явно отпугнёт большинство. Притом, сами поисковые системы настроены не слишком дружелюбно к обилию рекламы и легко снижают оценки сайтам, злоупотребляющим ей.
Просмотры рекламы, оплата подписки для чтения статьи, обязательная регистрация – всё это снижает доверие пользователя и заставляет его идти к вашим конкурентам, более охотно открывающим доступ к контенту, товарам и услугам.
Долгая загрузка сайта заставляет огромное число пользователей покидать его, даже не дождавшись минимальной подгрузки элементов. Создавая тяжёлый неоптимизированный сайт, вы рискуете оставить большую часть потенциальных клиентов без шанса на знакомство с вашим продуктом.
Как улучшить поведенческие факторы на сайте
Если вы уже обнаружили узкие места в юзабилити сайта или то, что он не дружит с поисковиками, приступайте к мерам по улучшению поведенческих факторов ранжирования.
Начинать лучше с основ, поэтому обратите внимание на то, как выглядит первое знакомство пользователя с вашим сайтом на странице выдачи. Здесь важна разметка: title, description, теги H1-H6 и так далее – всё это позволяет поисковой системе «прочитать» ваш сайт и вывести релевантную информацию в выдачу. Настройте быстрые ссылки, чтобы не пришлось проделывать долгий путь от главной до внутренней страницы. Выносите цену в сниппет, если речь идёт о товаре в интернет-магазине.
Даже не говоря о преимуществах современного интернета, ставшего обыденностью, можно упомянуть массу возможностей, предоставляемых веб-технологиями для облегчения страниц. Используйте быстрый хостинг, продвинутые CMS и конструкторы с оптимизированным кодом, мобильные версии сайтов, размещение ключевой информации в поисковой выдаче и Турбо-страницы Яндекса.
Оптимизация структуры сайта – его навигации, дизайна, шаблона, позволит улучшить показатели времени, проводимого на сайте, и глубины просмотра.
Материалы не должны быть изолированы от остального сайта. Добавляйте ссылки на пересекающиеся с данной статьи (перелинковка), блоки «вам может быть интересно», обязательно структурируйте тексты, используя html-разметку, сопровождайте тексты изображениями и интерактивными элементами.
Побуждайте пользователя делиться информацией со своим окружением – как с помощью виджетов соцсетей, так и путём распространения прямых ссылок. Рост количества прямых заходов и визитов из соцсетей благоприятно повлияют на ранжирование сайта. Отследить результаты вам поможет сквозная аналитика.
Сквозная аналитика
Соблюдая перечисленные правила и избегая ошибок, упомянутых ранее, вы улучшите поведенческие факторы своего сайта и при должном старании сможете вывести его в топ выдачи.