Что такое поведенческое здоровье
Поведенческие факторы здоровья и физической активности подростков: гендерный аспект
А.И.Федоров
Ваш комментарий | |
(для участников конференции) |
В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей и подростков, выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста, выявлены гендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.
В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья детей и подростков, выполнена апробация технологии социально-педагогического мониторинга здоровья и физической активности детей школьного возраста, выявлены гендерные особенности здоровья, физической активности и здорового стиля жизни подростков.
During research behavioural factors of health of children and teenagers are considered, approbation of technology of social – pedagogical monitoring of health and physical activity of children of school age is executed, gender features of health, physical activity and healthy style of a life of teenagers are revealed.
® – исследование выполнено в рамках Международного научного проекта “ Health Behaviour in School — aged Children ” (“Здоровье и поведение школьников”).
Тем не менее, существует комплекс показателей, которые характеризуют отношение индивида к своему здоровью: самооценка здоровья, медицинская информированность, место здоровья в системе жизненных ценностей, наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков), экологические факторы, стрессогенные факторы, физическая активность [3, 4]. Особый интерес представляет изучение межнациональных, региональных, а также гендерных особенностей поведения детей и подростков в аспекте здоровья и здорового стиля жизни [6, 8]. Под гендером понимается социальный пол человека, который характеризует особенности социальных функций мужчины и женщины. Гендер формируется в процессе социализации личности и включает в себя психологические, социальные и культурные различия между мужчинами и женщинами [3, 6, 7, 8].
Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных проблеме изучения здоровья подростков, выявлению гендерных различий поведения подростков в сфере здоровья уделялось недостаточное внимание. Это определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования – изучение гендерных особенностей поведения подростков в сфере здоровья и здорового стиля жизни.
Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические наблюдения, опрос в форме анкетирования, методы экспертной оценки, методы логического и математического анализа.
В ходе исследования рассмотрены поведенческие факторы здоровья подростков, выявлены гендерные особенности поведения подростков в сфере здоровья.
В условиях рыночных отношений, когда на первый план выходят цели получения прибыли, неизбежно дальнейшее ухудшение состояния здоровья населения. Следует отметить, что любому общественному кризису (политическому, экономическому, социальному) сопутствует длительное состояние дезадаптации личности. Более того, в связи с низкими стартовыми возможностями вхождения в рыночные отношения большинства населения нашей страны происходит эксплуатация наиболее доступного, а иногда и единственного (например, у молодежи), ресурса – здоровья.
Социальные последствия этого явления проявляются в экономических потерях, вызванных снижением здоровья трудоспособного населения, необходимостью дополнительных финансовых вложений в программы социальной защиты и оздоровления населения. В настоящее время в нашей стране на первый план выходит необходимость решения задач не только создания ресурсосберегающих технологий, но и разработки стратегии и тактики, концепций и программ сохранения здоровья населения и развития человеческих ресурсов. Стало общепризнанным представление о том, что выход нашей страны из системного кризиса может быть в большей степени обеспечен на основе реализации социальных программ, а не только за счет развития производства и внедрения новых технологий.
Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, изучению состояния здоровья и образа жизни детей и подростков до недавнего времени не уделялось должного внимания. Это объясняется тем, что школьники рассматривались как социальная группа, которая характеризуется наименьшим риском смертности и заболеваемости, с одной стороны, и относительно низким (по сравнению с другими группами населения) уровнем социальной и политической активности, – с другой стороны [1, 2, 5, 7, 8]. Выраженное ухудшение здоровья подростков, объясняющееся негативным влиянием различных факторов, возникновение и распространение таких явлений, как детская преступность, токсикомания, наркомания и ВИЧ-инфекция, актуализируют проблему изучения здоровья подростков. Высокий уровень значимости этой проблемы обусловлен, во-первых, особой важностью подросткового периода для всей последующей жизни человека; во-вторых, наличием негативных тенденций в состоянии здоровья современных российских школьников; в-третьих, тем, что именно подростки представляют собой потенциал трудового и популяционного ресурсов России.
В разные годы в нашей стране и за рубежом проводились многочисленные исследования здоровья различных групп населения. Однако, в основном, все они носили медицинский характер, а констатация фактов снижения уровня здоровья способствовала лишь привлечению огромных средств в производство различных лекарственных препаратов, и не позволяла разработать и, тем более, реализовать комплексные программы оздоровления населения. Медицина оказывается все более бессильной в решении проблем выраженного снижения уровня физического компонента здоровья и психофизического потенциала людей еще и потому, что, как многократно было показано исследователями разных стран, среди факторов, влияющих на здоровье, здравоохранению принадлежит лишь около 10-12%, наследственность определяет 15-20%, экология – 10-15% и 50% – образ жизни, в изучении которого ведущее место принадлежит социологии.
В начале 70-х годов ХХ века за рубежом, а затем в 80-х годах ХХ века и в Российской Федерации особое внимание было уделено изучению проблем образа жизни и его влияния на здоровье человека, а также проблемам самосохранительного поведения. Под самосохранительным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни человека [1]. В основе изучения самосохранительного поведения лежит исследование ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в ней. Как отмечают многие исследователи [1, 3, 4, 8], значение поведения в структуре факторов, формирующих здоровье подростков, в последние десятилетия резко возросло в связи с обусловленностью наиболее распространенных заболеваний, а также особенностями образа жизни.
Таким образом, изучение поведенческих факторов здоровья подростков, выявление гендерных особенностей поведения подростков в сфере здоровья представляет собой актуальную научную проблему.
Установлено, что показатели самооценок здоровья у девочек и девушек достоверно ниже, чем у мальчиков и юношей того же возраста. Для девушек в большей степени характерны различные жалобы на состояние здоровья, недомогания и психосоматические расстройства. В частности, установлено, что 15-летними девушками чаще, чем юношами, отмечены жалобы и недомогания. Показатели самооценок физической подготовленности и уровня знаний в области физической культуры у девочек и девушек также достоверно ниже, чем у мальчиков и юношей того же возраста.
Изучение уровня медицинской информированности подростков производилась на основе анализа показателей, характеризующих отношение учащихся десятых классов к употреблению наркотических средств. Установлено, что 24,8 и 45,0% девушек и 24,8 и 39,3% юношей отметили соответственно, что полностью согласны или согласны с утверждением “многие молодые люди употребляют наркотики” (!). 20,8% девушек и 18,8% юношей считают соответственно, что употребление наркотиков “позволяет чувствовать себя лучше”, а 20,3% девушек и 24,8% юношей отметили соответственно, что употребление слабых наркотиков безвредно. По нашему мнению, эти данные свидетельствуют о наличии негативных установок у подростков по вопросам употребления наркотических средств.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что по показателю “экспериментирования” с табакокурением достоверных различий у девушек по сравнению с юношами не выявлено, кроме возрастной группы 11-летних подростков. Интересным является то, что 13-летние девочки имеют даже большие показатели “экспериментирования” с табакокурением (46,8% девочек пробовали курить), чем мальчики этого же возраста (46,3% мальчиков пробовали курить).
Установлено, что 13,8% девочек в возрасте 13 лет курят ежедневно, в то время как показатель приобщенности к курению у 13-летних мальчиков составляет 10,4%. 20,8% юношей в возрасте 15 лет курят ежедневно; это достоверно выше, чем у девушек этого же возраста (12,4%).
Особо следует отметить, что “критическим” возрастом в плане приобщения подростков к употреблению алкогольных напитков является возраст 13-14 лет. В этом возрасте 47,0% девочек и 38,5% мальчиков впервые попробовали алкогольные напитки, а 26,2% девочек и 28,2% мальчиков впервые испытали состояние алкогольного опьянения. Анализ результатов ранее выполненных исследований свидетельствует о том, что для российских пятнадцатилетних подростков характерно увеличение степени приобщенности к употреблению алкогольных напитков (уровень употребления алкогольных напитков различной крепости российскими подростками увеличился в 1,8-2,5 раза) [1, 3, 4].
В ходе исследования установлено, что около половины подростков во всех возрастных группах хотя бы один раз в месяц испытывают состояние нервного напряжения. Наиболее выраженные гендерные различия установлены у подростков возрастной группы 13 лет (5,4% мальчиков и 18,4% девочек испытывают состояние нервного напряжения). Уровень личностной тревожности у мальчиков и юношей во всех возрастных группах ниже, чем у девочек и девушек того же возраста.
Установлено, что в целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Так, 64,8, 65,0% и 67,3% девочек и девушек 11, 13 и 15 лет соответственно занимаются физическими упражнениями недостаточно часто. Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий физическими упражнениями. Процентное отношение мальчиков и юношей соответствующего возраста, которые занимаются физическим упражнениями недостаточно часто, составляет 44,7, 44,6 и 53,9%.
1. Изучение поведенческих факторов здоровья подростков представляет собой актуальную научную проблему, а особое место в ней занимают вопросы, определяющиеся гендерными особенностями подростков.
2. На основе анализа показателей, характеризующих самооценку подростков своего здоровья, их медицинскую информированность, ценностные установки в сфере здоровья, наличие у подростков вредных привычек, влияние стрессогенных факторов, уровень физической активности школьников, выявлены гендерные особенности поведения подростков в сфере здоровья.
3. Установлено, что показатели самооценок здоровья у девочек и девушек достоверно ниже, чем у мальчиков и юношей того же возраста. Изучение медицинской информированности подростков свидетельствует о наличии негативных установок. В последние годы сохраняется тенденция усиления таких факторов риска здоровью подростков, как алкоголизм, курение, наркотическая зависимость, повышения влияния стрессогенных факторов, снижения физической активности.
В целом результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований, направленных на изучение поведения подростков в сфере здоровья.
1. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002. – 240 с.
2. Здоровье и поведение школьников: Социально-педагогический мониторинг здоровья, физической активности и образа жизни школьников: Уральский федеральный округ / Сост. А.И.Федоров, С.Б.Шарманова. – Челябинск: УралГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2004. – 88 с.
3. Комков А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности школьников: Монография. – СПб.: СПбНИИФК, 2002. – 228 с.
4. Комков А.Г., Лубышева Л.И., Малинин А.В., Утенко В.Н. Здоровье и поведение российских школьников. Отчет – 2003: Национальные и региональные особенности. – СПб.: СПбНИИФК, 2004. – 228 с.
5. Международный научный проект “Здоровье и поведение школьников”: Уральский регион: Теоретико-методологические, организационные, информационно-технологические и практические аспекты / Сост. А.И.Федоров, С.Б.Шарманова. – Челябинск: УралГАФК, 2001. – 76 с.
Что такое поведенческое здоровье
Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности. Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.
Психологическое состояние так же важно, как и физическое. Это основа удовлетворенности жизнью и собой.
Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.
Критерии психологического здоровья
К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:
А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:
Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.
Психическое и психологическое здоровье. Главные различия
Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.
Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.
Психическое и психологическое здоровье два не пересекающихся состояния. Важно разграничивать их и осознавать отличия.
Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.
Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.
Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.
Психологическое здоровье по Маслоу
По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.
Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.
Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.
Стремление к абсолютному здоровью души и тела – нормальное явление для гармоничной личности. Специальные методики окажут помощь в достижении этой цели.
Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.
Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.
Что такое поведенческое здоровье
Проблема потребности общества в полноценной личности в последнее время всё больше упирается в неразрешённость другой проблемы, а именно – в неподготовленность современных педагогов к оценке, развитию, коррекции, сохранению и полноценному формированию здоровья как у себя, так и у своих воспитанников. И если классики-педагогики утверждают, что только развивающаяся личность может сформировать другую полноценную личность, то в настоящее время следует ставить эту проблему шире и заключить, что только педагог, обладающий полноценным психологическим, физическим и социальным здоровьем, может быть полезен для формирования здоровья учащихся. Эта ситуация наиболее обострена в полиэтническом обществе, где межкультурные, межэтнические и межконфессиональные связи требуют от педагога одновременно формирования общих социокультурных основ здоровья, а также учета особенностей национальной принадлежности в этом содержании и в процессе этой деятельности.
У всех народов мира во все времена главной ценностью человека и общества являлось здоровье. Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, единой трактовки понятия «здоровье» не выработано. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. Так, известны медицинские, психологические, педагогические, социокультурные, политические и другие подходы к определению этого понятия. На сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет иго процесса взаимодействия человека и среды обитания.
Медико-биологический подход к определению этой дефиниции имеет наибольшую историю и в наибольшей степени разработан. Здесь, как правило, речь идет о категории здоровья как состоянии или процессе функционирования человека как биологического организма. Приведём несколько примеров таких определений.
В Энциклопедии социологии здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» [13]. Однако живой организм – система неравновесная и на протяжении своего развития всё время меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [9]. Однако данное определение не пересматривалось со времён основания ВОЗ и критикуется во многих работах, изучающих данное явление. Академик В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье – это не только статическое состояние, но и динамический процесс: «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [6].
Н.М. Амосов писал о необходимости количественной оценки здоровья: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» [1].
По мнению Г.А. Апанасенко, феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью: «Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость – сохранение особи, репродукция – продолжение рода) и социальных функций» [2]. В указанном определении здоровье рассматривается не только в границах статистических характеристик, но и в динамике как процесс и направленная на него деятельность, что вполне соответствует гуманистической образовательной парадигме. Таким образом, медицинское понятие здоровья не может быть признано исчерпывающим и соответствующим потребностям педагогического процесса, направленного на его формирование.
В последнее десятилетие учёными всё чаще стали предприниматься попытки интеграции научного знания в структуру метазнания и поиска полидисциплинарных проблем, имеющих большое значение для ряда наук и значительной группы видов общественной деятельности. Проблема сохранения, а если точнее, формирования здоровья относится к такому полипредметному полю научного исследования. В частности, И.И. Брехман считает, что здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что «здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» [3]. Однако данный автор, широко ставя проблему формирования гармоничного здоровья во всех его компонентах, в способах решения указывает только информационную составляющую диагностического компонента этого процесса.
Многие ученые указывают на равновесный характер биологического, психического и социального здоровья, однако рассматривают его как некую ситуацию стабильной гармоничности, некую «застывшую» гармонию.
Иная точка зрения предложена основателем научной школы антропных образовательных технологий, автором социокультурной теории двигательных действий Дмитриевым С.В.: «Здоровье – это процесс балансирования (динамического равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно изменяющихся условиях предметной среды деятельности и жизнедеятельности». Здесь здоровье рассматривается как изменяющаяся система в динамических условиях природной и культурной среды. Указывается, что состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.
Таким образом, сущность понятия «здоровье» в литературе определяется под разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения [10]:
– биологический: биологическое благополучие – нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;
– медицинский: физическое и психическое благополучие – телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений;
– экологический: отношение в системе «человек – общество – окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;
– социальный: нормальное функционирование человека в обществе – активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;
– демографический: относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп – численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;
– экономический: экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;
– психологический: гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов – восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект, и речи;
– педагогический: состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально-ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;
– культурологический: состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья [4]:
1. Физическое здоровье – текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.
К основным факторам физического здоровья человека относятся:
1) уровень физического развития – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:
● Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
● Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение для здоровья человека влияет функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
● Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, ловкости, гибкости) [11].
2) уровень физической подготовленности – результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости [12];
3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок – состояние различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) и их реакция на испытываемую физическую нагрузку;
Однако следует различать психическое и психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» часто употребляют как синоним к психическому, однако между ними есть отличия. Несколько обобщенно о психическом здоровье можно говорить как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций. Нарушения в развитии психических способностей человека мешают удовлетворению его потребностей в познании, деятельности, общении, т.к. тормозят взаимодействие человека с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцирует депривационную ситуацию. Психологическое здоровье – более широкое понятие, оно характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой, умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение – накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни [5].
К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье – комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле – здоровый дух» (Mens sana in corpore sano) [7].
3. Социальное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Оно связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье – мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру [7]. Иначе говоря, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми [8].
В этом случае индивид, обладающий в достаточной степени лишь одним из указанных компонентов, не может быть признан полностью здоровым ни с позиции медицины, ни с позиции социокультурных условий. Важнее согласованность этих компонентов по уровню и качеству, а также их максимальная реализация в просоциальных видах деятельности, что нами было названо конгруэнтностью здоровья.
Полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов является главным признаком здорового человека.
Конгруэнтность всех видов здоровья – необходимое условие социализации личности, её самореализации, возможная цель и путь коррекции поведения и деятельности, а также и мировоззрения личности. Под конгруэнтностью здоровья понимается согласованность элементов состояния здоровья и видов деятельности по его формированию и поддержанию между собой, их взаимное влияние и реализация в природной и социальной среде.
Достижение конгруэнтности всех видов здоровья у формирующейся или уже сформированной личности возможно при применении эффективных технологий и методов здоровьетворчества. Специфика здоровьетворчества (творения здорового духа и здорового тела) заключается в том, что основным его субъектом является личность как саморазвивающаяся система социально-педагогического управления.
Рецензенты:
Дмитриев С.В., д.п.н., профессор, основатель научной школы «Антропные образовательные технологии», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,
г. Нижний Новгород;
Глуздов В.А., д.фил.н., профессор, советник ректората, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.