Что такое поведение биология
ПОВЕДЕНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ПОВЕДЕНИЕ» в других словарях:
поведение — Любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности до мышления. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. поведение … Большая психологическая энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ — процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. П. возникает на высоком уровне организации материи, когда её живые структурные образования приобретают способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её… … Философская энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ — ПОВЕДЕНИЕ, поведения, мн. нет, ср. Совокупность поступков и действий, образ жизни. Безупречное поведение. Линия поведения. || Образ действий. «Мое поведение, я знаю, непростительно грубо.» А.Тургенев. || Соблюдение установленных правил… … Толковый словарь Ушакова
поведение — См … Словарь синонимов
Поведение — Поведение ♦ Comportement Способ действия или реагирования, оцениваемый со стороны. Противостоит мотиву или мотивации, а в более общем смысле – всему тому, что может быть осмыслено только субъективно, глядя изнутри. Вот что говорит по этому… … Философский словарь Спонвиля
ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде. Поведение животных и человека изучается этологией, психологией, социологией. В широком смысле говорят о… … Большой Энциклопедический словарь
поведение — ПОВЕДЕНИЕ совокупность внутренне взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом во взаимодействии с окружающей средой. Термин «П.» в широком смысле в науке применяется как к живым, так и к неживым объектам; говорят о П. элементарных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Поведение — эволюционно сложившийся комплекс безусловных и условных рефлексов, лежащих в основе реакции животных на воздействие внутренних и внешних факторов. Важнейшими в поведении животных являются экологические, эволюционные, физиологические и… … Экологический словарь
Понятие поведения
О психических явлениях объективный наблюдатель судит не непосредственно, а измеряя их проявления в активности живого организма, в первую очередь в поведении. Поэтому остановимся подробнее на этом понятии.
Термин «поведение» для обозначения биологического понятия начал распространяться только в начале XX в.[53], в связи с интенсивным развитием объективной психологии в России, Европе и США. Рассмотрим несколько определений этого понятия.
Поведением мы называем такую целостную реакцию организма, которая направлена на 1) его приспособление к внешней среде для удовлетворения той или иной потребности; 2) такое изменение внешней среды, благодаря которому эта среда приспосабливается к потребностям организма[54].
Поведение включает все те процессы, при помощи которых животное ощущает внешний мир и внутреннее состояние своего тела, а также реагирует на ощущаемые им изменения[55].
Поведение – форма жизнедеятельности, увеличивающая вероятность контакта с объектами, служащими для удовлетворения актуальной потребности[56].
Поведение – это самые разнообразные движения или их изменения, в том числе и полная неподвижность, короче говоря, все внешние характеристики движения[57].
Поведение – вся совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной, активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой[58].
Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живым организмом для приспособления к среде[59].
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде[60].
Поведение – способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов[61].
Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей природой[62].
Все эти, как и другие определения поведения не претендуют на математическую точность и однозначность, и, таким образом, каждое из них не исключает других определений. Недаром Н. Тинберген пишет: «По мере того как мы углубляемся в исследование, казалось бы, простых и доступных непосредственному наблюдению явлений и все более представляем себе те внутренние механизмы, которые стоят за поведением животного, само это понятие становится все более расплывчатым и нечетким».
Следует обратить внимание на три момента, присущие, хотя и в разной степени, большинству определений: 1) поведение – это движение; 2) поведение – это удовлетворение потребностей; 3) поведение подразумевает управление – собственным организмом, внешней средой, другими живыми существами (тот же корень, что и в русских словах поведение, поводок и т. п., обнаруживается в термине «поведение» в других европейских языках, например в немецком – Verhalten, испанском – conducta, английском – behaviour, французском – comportement, голландском – gedrag). Поэтому в качестве рабочего мы примем следующее определение поведения: поведение человека или животного – это двигательная активность, цель которой – удовлетворение потребности, возникшей в результате изменения среды, внутренней или внешней (физической или социальной), и которая направлена на возвращение среды к прежнему состоянию либо на приспособление к новому состоянию среды.
Возвращение среды к прежнему состоянию называется поведением типа А, а приспособление к новой среде – поведением типа Б.
Разделение поведения на два типа А и Б весьма важно. Как правило, у человека есть возможность удовлетворить возникшую потребность двумя альтернативными способами. Наиболее оптимальный зависит от многих обстоятельств, в частности, от конкретного социального партнера. Например, при общении с собакой и кошкой оптимальными являются различные типы поведения. Если собака пытается заняться чем-нибудь, с точки зрения хозяина, ненужным, то лучше всего использовать поведение типа А, т. е. вернуть среду к прежнему состоянию. Достаточно скомандовать «Фу!», и собака выплюнет башмак, а после команды «Место!» уляжется на коврик.
Если же кошка хочет сделать что-то мешающее человеку, например войти в кабинет во время напряженных занятий, то оптимальным будет поведение типа Б. Бесполезно выставлять ее и запираться, так как она будет скрести дверь, кричать и даже может на вас обидеться. Проще всего впустить кошку, уделить ей несколько минут внимания, предложить поесть, выделить несколько листов бумаги, чтобы она могла на них лечь, и тогда можно будет продолжать занятия. Невозможно возвратить среду к прежнему состоянию, если имеешь дело с кошкой, – нужно приспосабливаться.
Я садился к столу… Заинтересованная кошка садилась на газеты, но роман интересовал ее чрезвычайно, и она норовила пересесть с газетного листа на лист исписанный. И я брал ее за шиворот и водворял на место.
Хотя, как было сказано, чаще всего можно подумать, какой тип поведения – А или Б – предпочтителен, при высокой степени новизны ситуации или при дефиците времени на принятие решения такой выбор происходит бессознательно. Склонность к поведению типа А либо к поведению типа Б – компонент поведенческого типа человека или животного, т. е. является врожденной характеристикой поведения (см. раздел «Психологические типы А и Б»).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1. Понятие стереотипа
1. Понятие стереотипа Понятие «стереотип» (буквально «твердый отпечаток») широко используется в науках о поведении живых систем. Однако феномены, обозначаемые этим словом в этологии, психологии и социогуманитарных науках, оказываются сходными в основном лишь по внешней
5.1. Понятие об анализаторах
5.1. Понятие об анализаторах Анализатором (сенсорной системой) называют часть нервной системы, состоящую из множества специализированных воспринимающих рецепторов, а также промежуточных и центральных нервных клеток и связывающих их нервных волокон. Для возникновения
1. ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
1. ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В процессе деятельности человека в постоянно меняющейся окружающей среде поступающая информация перерабатывается на разных уровнях центральной нервной системы. Переключение нервной сигнализации на филогенетически новый
Понятие фотосинтеза
Понятие фотосинтеза Фотосинтез – это процесс преобразования энергии света в энергию химических связей органических соединений. У растений этот процесс локализован в особых клеточных органоидах – хлоропластах, а у фотосинтезирующих бактерий происходит в самой
5.6. Понятие прогресса в биологии
5.6. Понятие прогресса в биологии Согласно взглядам основоположника отечественной эволюционной морфологии А. Н. Северцева, наиболее общее направление эволюции – биологический прогресс, т. е. возрастание приспособленности потомков по сравнению с предками. Анализ
7.1. Понятие о биоценозе
7.1. Понятие о биоценозе Каждый организм живет в окружении множества других, вступает с ними в самые разнообразные отношения как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения. Связь с
8.1. Понятие о популяции в экологии
8.1. Понятие о популяции в экологии Популяцией в экологии называют группу особей одного вида, находящихся во взаимодействии между собой и совместно населяющих общую территорию.Слово «популяция» происходит от латинского «популюс» – народ, население. Экологическую
10.1. Понятие о биосфере
10.1. Понятие о биосфере Идея о влиянии жизни на природные процессы на огромных пространствах Земли была впервые научно обоснована на рубеже XIX и XX столетий в трудах В. В. Докучаева, который указал на зависимость типа почвообразования не только от климата, но и от
Понятие стресса
Понятие стресса Уолтер Кеннон первым отметил, что организм отвечает на самые разные физические и психологические воздействия сходным образом: из мозгового слоя надпочечников в кровь выделяется адреналин[85]. Сигнал на его выделение поступает по чревному нерву, который
Понятие неконтролируемого стресса
Понятие неконтролируемого стресса Постоянное, т. е. хроническое воздействие может вызывать хронический стресс при наличии хотя бы одного из следующих условий:– невозможность приспособиться к воздействию;– невозможность избежать воздействия или избавиться от
1. Понятие о биологии
1. Понятие о биологии Биология — это наука о законах развития живой природы. Она изучает жизнь как животных, так и растений. Основная задача биологии состоит в том, что она должна вскрывать способы управления развитием живых организмов в интересах человека.Это означает,
поведение
Способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутр. и внеш. факторов. П. включает процессы, при помощи к-рых животное ощущает внеш. мир и состояние своего тела и реагирует на них. П. рассматривают в разл. взаимосвязанных аспектах, важнейшими из к-рых являются экологические, эволюционные, физиологические и психологические.
П. одноклеточных организмов складывается в осн. из автоматич. перемещений в сторону раздражителя или от него (положит, и отрицат. тропизмы и таксисы), причём раздражителями могут быть сила тяжести, свет, химич. компоненты среды, темп-pa и т. п. Уже эти элементарные формы П. требуют механизмов прямой и обратной связи между рецепторами клетки и её двигат. системами (реснички, жгутики). В П. простейших обнаружены зачатки индивидуальной приспособляемости — привыкание к стимулу, способность выбора между пищ. и непищ. объектами и др.
У многоклеточных с повышением их организации всё более важное место в П. занимают индивидуально приобретённые компоненты, обусловленные разл. формами обучения. При этом генетически обусловленное (инстинктивное) П., специфичное для каждого вида, образует основу П. особи. Индивидуально приобретённые компоненты П. обеспечивают реализацию врождённой стратегии и создают возможность для импровизаций в случае неожиданных изменений во внеш. условиях. Накопление индивидуального опыта обеспечивает т. н. опережающее отражение действительности, получившее макс, развитие у высших позвоночных и проявляющееся в способности экстраполировать прежний опыт па новые ситуации. У человека в основе П. лежит уникальная способность к планированию будущих действий и использование языка (языковое П.) для фиксации долговрем. планов и для передачи их от поколения к поколению.
В индивидуальном П. условно выделяют повседневное П. (самосохранительное, пищевое, комфортное, исследовательское и др.), способствующее поддержанию жизнедеятельности, и сигнальное П., обеспечивающее общение особи с себе подобными ( см. биокоммуникация). Систему взаимодействий между особями в популяции принято наз. социальным П. Позитивные взаимодействия способствуют образованию группировок, важной (но далеко не единственной) функцией к-рых является обеспечение встречи половых партнёров и спаривания (половое П.). Если родители проявляют заботу о потомстве (родительское П.), образуется семейная группа или семья. Негативные взаимодействия (агрессивное поведение, агонистическое поведение) способствуют рассредоточению особей, а у видов, ведущих групповой образ жизни, ограничивают число особей в группе ( см. иерархия).
Разл. типы П. взаимообусловлены и тесно переплетаются друг с другом. Система целостного П. особи организована по иерархии, принципу: низшие уровни организации представлены элементарными действиями, высшие — сложными последовательностями (ансамблями) относительно простых действий. Реализация ансамбля П. определяется совместным влиянием на организм внутр. и внеш. факторов. Напр., общая схема движения конечностей при передвижении насекомых задаётся эндогенной программой генерации нервных импульсов, тогда как сигналы извне, поступающие через рецепторные системы, регулируют адекватность выполнения действий в данных конкретных условиях (преодоление препятствий, коррекция силы ветра и т. п.). Готовность особи к реализации тех или иных программ П. подчиняется эндогенным ритмам ( см. биологические ритмы).
Стремление животного к выполнению той или иной поведенч. программы определяется психофизиол. механизмами мотиваций, имеющими сложную нейрогормональную природу. Мотивация приводит к развитию целенаправленного (аппетентного) П., выражающегося в активном поиске соответствующего ей внеш. стимула (пища, гнездовой материал, половой партнёр и т. д.). Будучи найден, такой стимул играет роль пускового механизма (триггера),обеспечивающего выполнение заключит, поведенч. акта (питание, гнездостроение, спаривание). При отсутствии искомого стимула возможна реакция «вхолостую» (напр., спаривание с неодушевлённым объектом, с особью др. вида и т. д.). Мн. сложные ансамбли П. разворачиваются во времени по типу цепных реакций. Выпадение того или иного звена цепи приводит к неадекватному П. Особи, не сумевшие приступить к размножению или утратившие потомство, пытаются отобрать детёнышей у др. родителей, а затем нередко бросают приёмыша, обрекая его на гибель (у пингвинов, чаек, нек-рых обезьян). Врождённые автоматизмы, преобладающие в раннем возрасте, в процессе онтогенеза обогащаются индивидуально приобретённым опытом, за счёт чего П. становится более гибким и приспособительным. У видов, не проявляющих заботы о потомстве, молодняк появляется с готовой на все случаи жизни программой П., к-рая может быть весьма сложной. Напр., у мн. одиночных ос самка находит определённый вид жертвы, парализует её, переносит в заранее выкопанную норку, откладывает яйцо на определённую точку тела жертвы и замуровывает норку. Ещё более сложны программы, свойственные нек-рым головоногим моллюскам, ракообразным, общественным насекомым. Напр., у самца нек-рых осьминогов одно из щупалец, захватив с собой запас спермы, заключённый в сперматофоре, отрывается от тела и уплывает на поиски самки; нек-рые крабы маскируют себя с помощью губки, к-рую краб обрезает клешнями по размеру своего тела, переворачивает вогнутой стороной кверху, ложится спиной в это углубление, а затем переворачивается на ноги с губкой на спине. Эволюц. становление таких поведенч. адаптации во многом ешё неясно.
П. животных служит предметом изучения мн. науч. направлений: нейрофизиологии, бихевиоризма, зоопсихологии, этологии, социобиологии, генетики поведения и др. С 70-х гг. 20 в. усиливается тенденция к синтезу разных подходов в стремлении создать общую теорию П.
Значения в других словарях
поведение
Взаимодействие живых существ с окружающей средой, осуществляемое их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Свойственно отдельным особям (индивидуальное поведение) и их сообществам (поведение биологического вида, социальной группы).
В психологии под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. К поведению человека относятся все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, жесты, интонации и др.; отдельные движения; действия, имеющие определённый смысл; поступки, т.е. действия, имеющие социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и др. Поведение человека имеет врождённые и социальные программы.
Различают 5 уровней поведения, имеющих разное значение для животных, находящихся на разном уровне развития. Первый уровень – таксисы, их проявление максимально свойственно простейшим, в средней степени – червям и исчезает уже у примитивных млекопитающих. Второй уровень – рефлексы, они отсутствуют у простейших, минимально присущи кишечнополостным, в средней степени свойственны червям и насекомым, уменьшаются, но не исчезают совсем у высокоорганизованных животных и у человека. Третий уровень поведения основывается на инстинктах. Они отсутствуют у кишечнополостных, максимально выражены у насекомых, в средней степени у птиц и млекопитающих, слабо – у человека. Четвёртый уровень – научение, оно отсутствует у червей и насекомых, начинает проявляться у рыб, рептилий, амфибий, свойственно высшим млекопитающим, достигает максимума у приматов и человека. Пятый, высший уровень – осознанная, рассудочная деятельность, начинает проявляться у низших млекопитающих, усиливается у высших животных, резко – у высших приматов и максимально – у человека.
Формы поведения живых существ чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Агрессивное поведение характеризуется демонстрацией силы или её применения с целью нанесения ущерба партнёру по взаимодействию. Инстинктивное поведение обеспечивает животному наибольшую приспособляемость в обычной среде и обычных обстоятельствах. Полевое поведение – совокупность импульсивных ответов на внешние раздражители – свойственно животным, детям, а также взрослому человеку при некоторых психических расстройствах. Сексуальное поведение направлено на продление рода у животных, удовлетворение сексуальных потребностей у человека. Опосредованное поведение направляется правилами, нормами, требованиями. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. У детей и подростков такое поведение часто является средством самоутверждения, протестом против действительной или мнимой несправедливости взрослых.
Поведение человека в обществе изучает социальная психология; поведение животных – этология. См. также биокоммуникация.
Значения в других словарях
Поведение
Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения.
Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.
Содержание
Подходы и направления
Корни наук о поведении уходят в античные времена. Вопросами психологии и поведения людей и животных занимались ещё Аристотель, Хризипп, Сократ и Платон, однако серьёзное научное изучение поведение стало возможно лишь с созданием эволюционного учения. Современные научные дисциплины, занимающиеся изучением поведения, тесно связаны между собой и во многом пересекаются, а различия в предметах и методах способствует более полному раскрытию сущности поведения различных позиций. В настоящее время наблюдается объединение наук о поведении в междисциплинарные направления.
Психология
Психология изучает психику человека, а именно закономерности, особенности и развитие психической деятельности человека. Предметом психологии является поведение человека, однако психология неоднократно меняла предмет своего исследования на протяжении долгой истории своего развития. Современная психология представляет собой развитую науку, опирающуюся на достижения зоопсихологии, нейрофизиологии и других естественных наук.
Зоопсихология
Зоопсихология занимается изучением психической деятельности животных. Объектом зоопсихологии является поведение животных. Предметом зоопсихологии являются особенности и закономерности психической деятельности животных, а также её развитие в онтогенезе и филогенезе. Внимание зоопсихологов направлено на изучение восприятия, памяти, мышления животных.
Сравнительная психология
Сравнительная психология занимается сравнительным анализом психических процессов представителей разных таксономических групп. Характерной чертой сравнительной психологии является применение сравнительного анализа в качестве основного метода.
Бихевиоризм и необихевиоризм
Оперантное научение, чёрный ящик,
инструментальный рефлекс, промежуточные переменные, реактивное поведение «стимул-реакция»
Бихевиоризм — направление в американской психологии, зародившееся в начале XX века. Особенностью этого направления был отказ от изучения психики, как непознаваемого явления. При этом полностью исключались из рассмотрения психические процессы, а поведение сводилось к совокупности реакций на стимулы. Основателем бихевиоризма является американский психолог Джон Уотсон, он же и предложил этот термин. Представители этого направления внесли большой вклад в науки о поведении, в частности, определили предмет психологии, разработали классические методы, практически ценные технологии и способствовали распространению математических методов в психологии.
Этология
ФКД, импринтинг, специфическая мотивация, ключевой раздражитель, этограмма, поисковое поведение
Компоненты психической деятельности
Со времён Чарльза Дарвина в науке установилось представление о трёх составляющих психической деятельности животных. Эти компоненты, по терминологии Дарвина — инстинкт, способность к научению и способность к рассуждению, органично соединяются образуя сложный феномен психической деятельности животных.
Врождённые
Научение
Рассудочная деятельность
Формы поведения
Пищевое поведение
Пищевое поведение присуще всем животным и отличается большим разнообразием. Оно неразрывно связано с различными видами активности, связанной с поиском, запасанием пищи и обменом веществ. Поисковое поведение запускается процессами возбуждения, вызванными отсутствием пищи.
Поисковое и пищедобывательное поведение
Поисковое и пищедобывательное поведение отличается исключительным разнообразием и зависит от особенностей экологии и биологии вида. Общим для животных является повышение чувствительности к пищевым раздражителям. У личинок насекомых оно проявляется в виде положительного таксиса, по отношению к химическим раздражителям.
Среди животных, питающихся живой пищей (хищников [прим. 4] ), наблюдаются две основные стратегии пищедобывания — охота и пастьба.
Охота представляет собой способ добывания подвижной добычи. Охотничьи стратегии зависят от характеристик добычи и особенностей биологии охотника. Одни хищники, например, богомолы, поджидают добычу в засаде, другие строят ловушки. Хорошо известны ловушки пауков. Насекомые также строят ловушки — примером может служить муравьиный лев. Быстрые хищники, например кальмары, реализуют особую стратегию — преследование. Охота на малоподвижную и скрытную добычу требует развитых анализаторов и специальных приспособлений для её вскрытия и умерщвления (такая добыча часто обладает прочным панцирем).
Неподвижная и многочисленная добыча снимает необходимость её выслеживания и умерщвления. Питание такой добычей — пастьба — заключается в поедаются части или отдельных органов кормовых организмов. Классическим примером пастбищного типа хищников могут служить крупные позвоночные травоядные животные, такие как овцы и козы.
Насыщение
Запасание пищи
Комфортное поведение
Комфортное поведение объединяет поведенческие акты, направленные на уход за телом. Комфортное поведение является неотъемлемой частью жизнедеятельности здорового животного. Нарушение комфортного поведения свидетельствует о неблагополучии животного (болезни, голоде или низком социальном статусе у общественных животных). Животные могут чистить тело при помощи конечностей, тереться о субстрат, встряхиваться, купаться в воде или песке.
Поведенческие акты, не имеющие направления, такие как принятие позы для сна также относятся к комфортному поведению.
Репродуктивное поведение
Из двух основных типов размножения — полового и бесполого, первое характеризуется исключительным разнообразие форм поведения, нацеленных на поиск партнёра, образование пар, узнавание партнёра, брачные ритуалы и собственно спаривание. Размножающиеся партогенетически организмы также иногда демонстрируют сложное половое поведение. Бесполое размножение не требует таких адаптаций.
Животные, обитающие в природных районах с выраженной сменой сезонов года, имеют годовой цикл размножения. У них половое поведение сезон запускается внутренними годовыми (цирканнуальными) ритмами, при этом факторы внешней среды оказывают корректирующее воздействие. Например, у рыб, обитающих в водах умеренного пояса, нерест наблюдается раз в год (осенью, летом или весной), когда у рыб обитающих в тропиках он может быть не выражен вовсе.
Типы брачных отношений
Выделяют три основных типа брачных отношений — полигамия, моногамия и полиандрия.
Полигиния, частный случай полигамии, при которой один самец оплодотворяет более одной самки, является самой распространённой формой брачных отношений. Репродуктивный успех самцов при этой форме брачных отношений неодинаков. Она создаёт благодатные условия для полового отбора, приведшему к возникновению причудливых украшений, ритуалов ухаживания и турниров, победители которых получают право на спаривание.
Размножение требует от животных огромных затрат. Поэтому в период размножения животные становятся особенно требовательны к факторам окружающей среды. Кроме перечисленных форм к репродуктивному поведению можно отнести защиту территории и уход за потомством.
Родительское поведение
Родительское поведение объединяет поведенческие акты, связанные с выведением потомства. родительское поведение наблюдается у птиц, млекопитающих и некоторых рыб и земноводных. Родительское поведение тесно связано с репродуктивным [прим. 5] Например, у птиц постройка гнезда осуществляется в брачный период и является компонентом ухаживания. Родительское поведение делится на несколько последовательных фаз.
Птицы
У птиц первой фазой родительского поведения считается откладка яиц, за которой следует насиживание. Насиживать яйца могут как самец и самка попеременно, как у речной крачки, только самец или только самка. Большинство птиц сидят на яйцах, нагревая их теплом своего тела, но некоторые, например, сорные куры, строят специальные инкубаторы.
После вылупления птенцов начинается стадия выкармливания. По характеру ухода за потомством выделяют две группы птиц — птенцовых и выводковых. У птенцовых птиц птенцы вылупляются беспомощными, не способными добывать пищу самостоятельно и родители тщательно ухаживают за ними — кормят, обогревают и защищают. Птенцы активно выпрашивают корм — в этом случае в качестве релизера выступает клюв родителя. У выводковых птиц (гагарообразные, курообразные, гусеобразные и другие) птенцы вылупляются зрячими, способными в первые же часы жизни передвигаться вслед за родителями и кормиться самостоятельно. Поведение родителей и птенцов, обеспечивающее выкармливание, является врождённым.
Млекопитающие
У млекопитающих родительское поведение включает постройку гнезда, роды, выкармливание потомства, уход за потомством — вылизывание, перетаскивание и обучение. Особое значение для них имеет вскармливание детёнышей. Детёныши млекопитающих рождаются с сосательным рефлексом. Кормление у млекопитающих представляет собой скоординированный процесс в котором и самка, и детёныши играют активную роль. По окончании вскармливания, от самки нередко требуется специально отучать детёнышей от груди различными способами, вплоть до применения агрессии.
Насекомые
Родительское поведение нехарактерно для беспозвоночных, однако насекомые, самая высокоорганизованная группа этого типа, ухаживают за потомством. Уход за потомством является характерной чертой общественных насекомых. Эволюцию общественного образа жизни даже связывают с родительским поведением.
Оборонительное поведение
К оборонительному поведению относятся действия, направленные на избегание опасности. Оборонительные реакции возникают в ответ на внешние стимулы и могут быть активными, вплоть до нападения или пассивными. Классическим примером оборонительной реакции является реакция избегания, наблюдающаяся у выводковых птиц в ответ на силуэт хищника.
Агрессивное поведение
Агрессивным называют деструктивное поведение, направленное на другую особь. К нему относятся угрожающие демонстрации, нападение и нанесение травм. Агрессия служит установлению иерархических отношений у социальных животных, распределению территории и других ресурсов. Вопрос о допустимости применения термина агрессия для описания отношений между хищником и жертвой остаётся открытым.
Агрессивное поведение запускается при восприятии специфического раздражителя (релизера), в качестве которого обычно выступают запах, звуковые сигналы и элементы окраски другой особи. Проявление агрессивного поведения, точнее чувствительность и избирательность по отношению к релизерам, зависит от внутреннего состояния организма. У большинства животных агрессия наблюдается в период размножения. Это явление хорошо изучено на примере птиц и территориальных рыб. У них (самцов) в период размножения агрессию вызывает соперник, приближающийся к границам участка.
При отсутствии специфических раздражителей, агрессия может накапливаться. Результатом этого процесса является снижение порога чувствительности (и избирательности) к релизерам.
Социальное поведение
К социальному поведению относятся проявления психической деятельности, непосредственно связанные с взаимодействием между отдельными особями и их группировками. Выделяют два основных типа социального поведения — групповое, для которого характерно наличие взаимного влечения между особями и территориальное, при котором такого влечения нет. Соответственно первый тип предполагает совместное использование пространственных ресурсов, второй — исключает. Территориальный тип поведения можно называть одиночным. При этом типе социальных отношений, представители своего вида вызывают агрессию, за исключением определённого периода.
Территориальное поведение
Исследовательское поведение
К исследовательскому поведению относят активость, направленную на изучение окружающей среды, не связанную с поиском пищи или полового партнёра. Высшие животные, попав в незнакомую обстановку начинают активно перемещаться, осматривать, ощупывать и обнюхивать окружающие предметы. Исследовательское поведение подавляется голодом, реакцией страха и половым возбуждением. Выделяют ориентировочные реакции, при котором животное остаётся неподвижным и активное исследование, при котором животное перемещается относительно исследуемого объекта или территории.