Что такое поведение обществознание 7 класс
Что такое поведение обществознание 7 класс
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.
Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».
Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.
Массовое поведение – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.
Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.
Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.
Создание благотворительных фондов.
Человек, сидящий на диване, увидел рекламу. В ней говорилось о том, что нужно отправить SMS, и деньги, вырученные с SMS, пойдут на помощь детям.
В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:
– связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;
– связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
– связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.
В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.
Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.
A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о социальном поведении?
А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.
Б. Социальное поведение основывается на принятых в обществе образцах, к которым относятся нравы и обычаи.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Классификация девиантного поведения
Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.
Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:
Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.
2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:
— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:
Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов итоговое повторение глава 1
Вопросы для итогового повторения к главе 1
Страница 152
Вопрос 1. Что значит жить по правилам?
Жить по правилам означает вести нормальный образ жизни, не нарушая при этом установленных государством и обществом правил. В любом обществе существуют определенные нормы, которые регулируют действия людей. Если человек следует этим нормам, то он живет по правилам.
Вопрос 2. Какие правила существуют в обществе?
В обществе существуют разнообразные правила, но все они имеют общий смысл – регулирование поведение человека. Общественные нормы по-другому называются социальными нормами. Они разделяются на несколько видов:
Вопрос 3. Что такое права человека? Где проходит граница прав человека?
Права человека – это возможность совершать какие-либо действия для поддержания нормальных условий жизнедеятельности. Каждый гражданин с рождения имеет неотчуждаемые права, например, право на жизнь, на семью, на жилище, на образование.
Граница прав человека проходит там, где начинается право другого. Права, данные гражданину, не должны нарушать общественного порядка и личную жизнь других граждан.
Вопрос 4. Какие группы прав существуют?
Существует 4 группы прав:
Вопрос 5. Как права человека связаны с обязанностями?
У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Они закреплены в тех же нормативно-правовых актах, что и права. Права и обязанности не могут существовать друг без друга: если убрать что-то одно, то не будет действовать и другое.
В качестве примера будет приведена ситуация. Человек заболел и решил отправиться на прием к доктору, ведь он имеет полное право на получение медицинской помощи. А в этот день медицинский работник решил не идти на работу, а остаться поспать подольше.
Таким образом, не была выполнена обязанность одного человека, в результате чего другой не смог реализовать свое право.
Вопрос 6. Почему важно соблюдать законы?
Законы важно соблюдать для того, чтобы устанавливать и поддерживать порядок в обществе. Отсутствие законов грозит бедами, войнами и другими страшными последствиями. Если человек не будет соблюдать закон, то он будет действовать только в личных интересах. Из-за этого пострадает другой гражданин, и нормальная жизнь в обществе будет невозможна.
Вопрос 7. В чем состоит воинский долг? Как можно подготовиться к его исполнению?
Воинский долг – это обязанность гражданина поступить на срочную службу и придти на помощь своему Отечеству во время военных действий.
Для того чтобы подготовиться к его исполнению, нужно сначала хорошо учиться в школе, развивать в себе физические навыки и стойкий характер, а затем по достижении 18 лет пройти комиссию в военкомате и отправиться на службу.
Вопрос 8. Что такое дисциплина?
Дисциплина – это порядок поведения людей, который соответствует установленным в обществе нормам права и морали. Дисциплина может быть обязательной и специальной. Обязательная дисциплина включает в себя правила, которые должен соблюдать каждый гражданин. Специальная же подразделяется на несколько более узких разновидностей, характерных для определенной организации, например, воинская, школьная, трудовая.
Вопрос 9. Какое поведение называют правомерным, а какое – противоправным?
Поведение называется правомерным только в том случае, если оно соответствует всем нормам права и морали, установленным в обществе.
Противоправное поведение – это такое поведение, которое нарушает права и свободы других граждан, а так же общественные законы.
Вопрос 10. Как закон охраняет справедливость?
Закон встает на охрану справедливости. Справедливость – это такое положение в обществе, при котором все равны друг перед другом, и каждый получает то, что заслужил.
По закону все люди считаются равными перед судом. Каждый гражданин имеет ряд обязанностей и прав, которые одинаковы для всех. Таким образом закон позволяет устанавливать и сохранять справедливость в обществе.
Вопрос 11. Какие задачи стоят перед правоохранительными органами?
На территории Российской Федерации выделяют 5 основных видов правоохранительных органов, перед каждым из которых стоят определенные задачи:
Несмотря на разнообразие задач, перед каждым правоохранительным органом стоит главная цель – защитить права и свободы человека.
Что значит жить по правилам? (7 класс, обществознание)
С самого детства нас учат правилам поведения в разных ситуациях. Что значит жить по правилам и одинаковы ли они для всех людей? Попробуем ответить на эти и множество других вопросов, чтобы понять, почему нужно знать и следовать правилам и для чего они были приняты в обществе.
Правила вокруг нас
Чем бы мы ни занимались, нам всегда приходится выполнять какие-то обязательные требования. О них каждому человеку с самого юного возраста рассказывают дома и в школе. И люди не могут их нарушать. Иначе людей, нарушивших правила, ждет осуждение со стороны взрослых и друзей или даже какое-либо наказание.
Правила (или нормы) – это законы, которые регулируют действия людей в различных ситуациях.
Примеры таких правил:
Есть разные виды правил, которые также называют социальными нормами. В учебнике 7 класса обществознания приводятся такие классификации:
Также правила можно разделить на такие группы
Привычки и обычаи
Не все правила прописаны в специальных документах. Есть и такие, которые мы узнаем, когда смотрим на родителей, учителей, других людей, и пользуемся ими каждый день: например, мы приветствуем друг друга при встрече, зимой надеваем зимнюю одежду, а летом – летнюю.
Действия, которые повторяются в течение некоторого времени, называют привычкой. А если действия совершаются многими людьми, то такие привычки называют обычаями.
К первым можно отнести: зарядку по утрам, здоровое питание, регулярную уборку в своей комнате и так далее. Вторую группу составляют курение, употребление алкоголя, несоблюдение правил дорожного движения, лень и другое.
Некоторые действия могут не только вредить человеку, но и быть опасными для его здоровья и даже жизни. Поэтому стоит внимательно относиться к своим привычкам.
Все действия, которые совершаются во время ритуала, принято называть обрядами.
Что такое хорошие манеры?
Часто можно услышать, как о ком-то говорят: он не умеет себя вести. Что это значит?
Оказывается, существуют особые правила поведения, которые приняты всеми людьми. Все они называются одним словом – этикет. В каждой ситуации действуют свои нормы. Например, сидя за столом, нельзя громко стучать ложкой по тарелке и разговаривать, не прожевав еду.
Манеры – это формы поведения человека, то, как он себя ведет. По ним окружающие люди оценивают человека.
Самым вежливым и воспитанным человеком при дворе Петра I считался граф Б. П. Шереметев. Его наряд, речь, поведение соответствовали принятым нормам, а его утонченность и сдержанность вызывали одобрение общества.
Что мы узнали?
Вокруг действует множество разных правил. Они регулируют наши взаимоотношения с другими людьми, контролируют поведение и не позволяют кому-либо нарушать наши права. Данные нормы являются примером, как мы должны себя вести, чтобы был порядок, а это – условие нормального существования общества. Поэтому важно соблюдать их всегда.
Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 1
Параграф 1. Что значит жить по правилам
Страница 8
Вопрос 1. Какие правила общение между людьми тебе известны?
Между людьми существуют определенные правила общения. Принято, что все должны быть вежливы друг с другом. При встрече нужно здороваться, а при просьбе говорить слова «пожалуйста» и «спасибо». В общении с человеком нужно давать ему высказаться, уметь слушать и не перебивать.
Нельзя неуважительно относиться к собеседнику: переходить на крик и спорить, если человек имеет другую точку зрения. К взрослым и незнакомым людям стоит обращаться на «вы».
Вопрос 2. Какие правила гостеприимства ты знаешь?
При встрече гостей нужно быть вежливым и доброжелательным. Настроение должно быть хорошим, чтобы не было повода испортить его окружающим. Не стоит заставлять людей что-то есть, пить или брать, если они не желают этого делать. Тот человек, к которому пришли в гости, должен предоставить комфортные условия и позаботиться о досуге пришедших.
Выскажи свое мнение о споре двух семиклассников.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы людям. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Я поддерживаю точку зрения Ларисы. На мой взгляд, нашему обществу необходимы правила. В таком случае, все люди будут равны между собой, и у них реже будут появляться вопросы о том, как нужно поступать в конкретной ситуации.
Если мы не станем следовать установленным в обществе правилам, то люди будут вести себя так, что своим поведением будут доставлять окружающим дискомфорт.
Страница 10
Что тебе известно об обычаях славян? Какие действия и правила носят ритуальный характер? Какие из них представлены на полотне художника Семирадского?
По славянским обычаям главным в доме считался мужчина. В славянских семьях традиционно было много детей. Большое значение славяне отдавали своему дому. Его считали надежной защитой от всего плохого, поэтому по-особому выбирали место для его строительства.
Ни один дом славянина нельзя представить без традиционной русской печи. Она могла не только накормить, но и обогреть человека в холодное зимнее время.
Ритуальный характер носят традиции, связанные с похоронными обрядами и жертвоприношением. Славяне приносили божествам бескровные дары в виде зерен, фруктов и других блюд.
На картинке художника Семирадского представлен обряд похорон. Согласно сюжету, умершему в жертву приносят девушку и животных. Девушка, как считалось, должна стать его женой. Завершается ритуал сжиганием ладьи, на которую помещены все жертвы.
Страница 12
Посмотри на рисунки. Художник пошутил и все правила этикета перепутал. Объясни, как нужно поступать по правилам.
На первой картинке изображена бабушка и молодой человек. Женщина пропускает вперед парня и держит ему дверь. На самом деле, все должно быть наоборот. Молодые люди всегда должны пропускать вперед пожилых людей и женщин, не забывая придерживать им двери в здании, транспорте и других местах.
На второй картинке изображены люди, которые посещают выставку в галерее. Все соблюдают деловой стиль одежды, кроме хоккеиста, который пришел в форме в музей. По правилам нужно соответствующе одеваться при посещении общественных мест.
На третьей картинке во время концерта человек громко разговаривает по телефону. Своим разговором он мешает не только слушателям на соседних сиденьях, но и выступающему музыканту. Во время посещения концертов, музеев, кинотеатров нужно отключать звук на мобильных телефонах. А в случае если срочно потребуется ответить на важный звонок – выходить из зала, стараясь не мешать другим людям.
На четвертой картинке мальчик сидит в общественном транспорте, в то время как рядом стоит бабушка. В транспорте всегда нужно уступать места пожилым людям, женщинам и инвалидам.
Страница 13
Как ты думаешь, какие особые правила этикета существовали в петровские времена у знати и у простого народа? А какие правила были общими?
В петровские времена знатные люди придерживались многих правил этикета. Они посещали светские вечера, и поэтому должны были с детства знать, как правильно одеваться и как себя вести в высшем обществе.
Мужчины и женщины по-особому здоровались на балах, исполняя поклоны и реверансы. Простой народ не должен был соблюдать все эти правила в обычной жизни.
Общие правила существовали для всех сословий в общественных местах – на улице, в церкви, при посещении гостей.
Страница 14
Задание 1. Какие правила поведения существуют? Назови как можно больше видов таких правил.
В обществе правила по-другому называются социальными нормами. Можно выделить несколько видов по направленности, по степени обязанности и по форме.
Среди правил по направленности отмечают предписывающие и запрещающие. Примером могут стать правила дорожного движения, где встречаются запрещающие и предписывающие знаки регулирования.
По степени обязанности есть нормы-правила и нормы-ожидания. Нормы-правила – это те правила, которые написаны для определенных групп. Например, дети и взрослые должны уступать места пожилым людям. Нормы-ожидания позволяют людям нарушать предписанные правила, но в нежелательной форме. Например, человек может напроситься к кому-то в гости, но это будет расцениваться, как некрасивое поведение.
По форме правила бывают формальные и неформальные. Формальные правила представлены законами, и они прописаны в письменной форме. Неформальные правила связаны с привычками. Например, правила поведения за столом.
Кроме того все правила можно сгруппировать по другому принципу: правила поведения в общественных местах, правила поведения в школе, правила поведения в транспорте.
Задание 2. Что такое привычки? Приведи примеры полезных и вредных привычек.
Привычка – это порядок действий, который возникает при их неоднократном повторении. Привычки подразделяются на полезные и вредные.
К полезным привычкам относится: соблюдение правил личной гигиены, выполнение зарядки по утрам, закаливание, помощь родителям.
К вредным привычкам относится: чтение при плохом освещении, ведение разговора с набитым ртом, выбрасывание мусора на улице, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков.
Задание 3. Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Почему многие из них, возникнув в далёкие времена, существуют и сегодня?
Обычаи – это привычки, которые существует на протяжении многих десятков лет, и повторяются большими группами людей.
Ритуалы – это особые привычки, которые несут в себе торжественный характер. В школах, например, существует ритуал проведения последнего звонка для учеников, которые заканчивают обучении в школе. Для них проводят торжественную линейку, устраивают концерты и в их честь звучит последний звонок на урок.
Обычаи и ритуалы передаются из поколения в поколение. Люди не только привыкают определенно себя вести, но и осознают, что такое поведение является примером, который стоит передать своим детям. Например, родители с малых лет начинают воспитывать своих детей.
Они рассказывают им, как нужно приспосабливаться к жизни и правильно себя вести, чтобы не навредить природе и окружающему обществу.
Задание 4. Зачем в обществе существуют правила этикета?
Правила этикета необходимы обществу для того, чтобы не возникало неприятных ситуаций. К примеру, за столом человеку нельзя разговаривать с полным ртом и чавкать, в противном случае он будет неприятен всем, кто его окружает. Зная правила этикета, человек будет вести себя уверенно и не заставит других испытывать неприятные чувства при общении с ним.
Задание 1. Среди многочисленных правил, которые ты обязан выполнять, есть самые важные. Какие правила ты относишь к самым-самым? Объясни почему.
Самые важные правила – это те правила, несоблюдение которых может повлечь за собой возникновение опасной ситуации. Я считаю, что всегда нужно соблюдать правила поведения в общественных местах и правила дорожного движения. В противном случае, мы рискуем не только получить осуждение от других, но и навредить своему здоровью.
Задание 2. О каких нормах идет речь в следующем тексте?
«Восприемник спросил его: «С каким намерением желаешь ты вступить в рыцарское общество?» Вновь посвящаемый отвечал ему в согласии со словами, произнесенными до этого епископом. Тут же он произнес клятву верности ему как своему сюзерену. Тогда, по приказанию последнего, началось облачение его в рыцарские доспехи. Этим делом занимались рыцари, им помогали дамы и молодые девушки. Сперва прикрепили ему левую шпору, затем правую, надели кольчугу, а после опоясали его мечом….»
В данном тексте речь идет о ритуале посвящения в рыцари. Для того чтобы стать членом рыцарского общества, человек должен следовать определенным правилам.
Задание 3. За нарушение установленных правил обычно применяются санкции. Словарь определяет санкции как меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм, правил. Могут быть и позитивные санкции, например, аплодисменты актеру или музыканту за исполнительское мастерство. Но чаще всего, говоря о санкциях, имеют в виду первое значение этого слова.
Какие санкции имеются в виду в следующей детской считалке? «Три-четыре-пять, я иду искать. Пора не пора, я иду со двора. Кто не спрятался, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить».
В детской считалке говорится о санкциях для тех, кто не спрятался. Тот, кто не выполнил данное условие игры, будет легко найден и наказан тем, что на следующие три хода будет назначен ведущим.
Задание 4. В составленной по указанию Петра 1 книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» говорилось: «никто не смеет повеся голову и потупя глаза в низ по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукавит на людей смотрит».
Переведи это правило на современный язык, объясни его смысл?
На современном языке фраза, приведенная Петром I, звучала бы так: никому нельзя ходить по улице, опустив голову вниз и смотря в пол. Человек должен смотреть на прохожих с добрым выражением лица, чтобы не вызывать неприятных ощущений.
Смысл правила заключается в том, что люди на улице должны быть вежливыми друг с другом. Никому не будет приятно от того, что на него кто-то косо посмотрит. Поэтому каждому следует быть доброжелательным по отношению друг к другу.
Страница 15
Задание 5. Как ты думаешь, какие правила этикета появились в XX и XXI в.? Объясни причины их появления и значения в жизни людей?
В современном веке люди стали больше общаться в социальных сетях. Появились новые правила общения в Интернете, которые предписывают, как нужно вести диалог с собеседником через телефон, компьютер или другое устройство.
Причины появления этих правил связаны с развитием технического прогресса. Люди стали больше осваивать новые технологии, среди которых выделяются Интернет и социальные сети. Благодаря им, человек может, не выходя из дома, знакомиться, развиваться, учиться и работать.
Регулирование поведения людей в обществе. Вопросы к главе I
Определение понятия
С детства нас учат учтивым словам, правильному образу действий. Если говорить коротко, то некорректное поведение – это невежливость, грубость. Когда говорят о том, что человек ведет себя корректно, обычно имеется в виду следующее: он способен предсказать, какие последствия несут те или иные его действия, какую реакцию у окружающих они вызовут. Вежливый человек не позволит себе унизить другого; однако с равным уважением он относится и к себе самому.
Ярким примером некорректного поведения может служить грубость и обзывания в общественном транспорте. Человек может тесниться в толпе, пренебрегая дефицитом пространства в автобусе. Если кто-то попробует сделать ему замечание, он тут же ответит агрессивной репликой. Другой пример — невежливое общение продавцов. Если по каким-то причинам человек за прилавком не хочет обслуживать покупателя, он может выражать свою агрессию при помощи интонации. Хотя он может использовать литературную речь, его поведение при этом может расцениваться как некорректное.
Сущность понятия «социальное поведение личности»
Социальное поведение личности выступает одним из объектов изучения социологической науки. Исследования в данной области начали проводиться еще с середины 19 века, и, помимо понятия «социальное поведение» в один ряд с ним встали такие элементы, как социальное действие и взаимодействие.
Определение 1
Социальное поведение личности – в социологической науке это качественная характеристика социального действия и социального взаимодействия, которые неразрывно связаны друг с другом.
Социальное поведение дает характеристику поведению личности в тех или иных условиях, в той или иной социальной ситуации и среде. Социальное поведение может быть в разных ситуациях нехарактерным. Например, какое-то количество депутатов принимают участие в работе Государственной думы, то есть активно занимаются политической деятельностью. Но их поведение неоднозначно, так как одни заинтересованы в своей деятельности, а другие игнорируют свою деятельность и обязанности, пребывая на работе только «для галочки», потому что так нужно для получения выгоды.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Также по-разному можно охарактеризовать поведение участников массовых событий. К примеру, одни участники демонстративно мирно следуют за колонной, а другие стремятся проявить свое девиантное поведение, нарушить правила, чтобы продемонстрировать отрицательный настрой к текущему режиму и стремление к переменам. Все эти действия также попадают в поле зрения категории «социальное поведение». Иными словами, все люди в равной степени являются участниками социально-политического события, но каждый участник ведет себя по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей и мировоззрения.
Таким образом, социальное поведение выступает в качестве особого способа проявления субъектом социально-политического события (актором) своих мотивов, предпочтений и установок, которые направлены на реализацию социального действия и взаимодействия.
Важность общения на равных
К сожалению, в наше время нередко умение вести себя достойно и вежливо воспринимается как признак слабости. Услышав учтивую фразу, по каким-то причинам некоторые люди начинают считать, что они имеют превосходство над тем человеком, который ее произнес, и в ответ на вежливость начинают демонстрировать некорректное поведение. Нередко случается так, что у тех, кто пользуется вниманием других людей, помощью или же просто ему по каким-то причинам повезло, начинает вырабатываться по отношению к окружающим не совсем адекватная позиция: они начинают считать себя выше и достойнее остальных.
Однако истина состоит в том, что вежливый человек – необязательно слабый. Это свидетельствует о том, что в наше время мало кто способен общаться на равных. И это относится ко многим общественным местам: магазинам, транспорту и даже интернет-форумам. Такие люди, проявляя некорректное поведение в ответ на вежливость, стремятся расширить собственные границы личности за чужой счет.
«Правила и нормы поведения в обществе» план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Урок обществознания в 6 классе.
Урок «Правила и нормы поведения в обществе» (§ 15)
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: познакомить с правилами и нормами поведения людей в обществе.
1. образовательные – объяснить учащимся понятия: социальные нормы, обычаи, традиции, нравы;
2. воспитательные – воспитывать у учащихся правила поведения в обществе;
3. развивающие – развивать у учащихся навыки работы с текстом учебника, находить примеры из практики, аргументировать свое мнение.
Оборудование урока: учебник А.И.Кравченко «Обществознание», рабочая тетрадь, доска.
— Что такое семья? Функции семьи?
— Создание семьи. Семейные отношения.
Вводное слово учителя
Откройте тетради, запишите дату и тему урока: «Правила и нормы поведения в обществе».
Наше с Вами поведение зависит не только от нашего характера, привычек, но и от норм поведения принятых в обществе. Зная правила поведения, мы можем его контролировать
Поэтому цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с правилами и нормами поведения людей в обществе.
— Что такое социальные нормы?
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (ученики записывают) — это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение.
Нормы указывают на то, где и как мы должны себя вести. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны свои правила поведения.
Правила поведения дети начинают узнавать с детства через игру. Здесь все происходит как бы понарошку. Тем не менее, играя всерьез, ребенок придерживается определенных правил.
— Приведите примеры таких игр? (ученики отвечают) (Игры в «дочки-матери», «врача и пациента» и.т.д.)
Такие игры моделируют мир взрослых. По существу, в руках у ребенка не кукла-мать или кукла-врач. Они управляют взрослыми существами, расставляя их в таком порядке, как они, дети, считают правильным, заставляют говорить то, что они считают нужным сказать. Девочкам, играя в «больницу», нужно проиграть роли больного и врача, расспросить о здоровье, прописать лекарство, поухаживать за пациентом и попытаться его вылечить. Играя в школу, участники игры выполняют роли учителя, директора школы, ученика, родителя. Они требуют от учеников выполнять определенные правила поведения на уроке, на перемене, в столовой и т. д.
В обществе существует множество видов социальных норм.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ (ученики записывают)
Обычаи, традиции, обряды.
ОБЫЧАИ –это привычные формы поведения людей в повседневной жизни
ПРИВЫЧКИ – возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.
Привычки бывают полезные и вредные.
Приведите примеры полезных и вредных привычек? (ученики отвечают) (чистить зубы по утрам и вечерам, здороваться, прикрывать за собой дверь; громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти)
Они свидетельствуют о плохих манерах человека. Манеры — это внешние формы поведения человека. Манеры отличают людей воспитанных от невоспитанных. Опрятно одеваться, внимательно выслушивать собеседника, уметь вести себя за столом — все это повседневные манеры воспитанного человека. Этикет — это принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Привычки и обычаи, переходящие из поколения в поколение, становятся традициями.
ТРАДИЦИИ – это всё, что мы унаследовали от своих предшественников.
ОБРЯД — это совокупность действий, установленных обычаями.
Обряды сопровождают человека всю жизнь.
Приведите примеры обрядов? (ученики отвечают) ( крещение, свадьба, воинская присяга, посвящение в студенты и т.д.)
НРАВЫ- особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий.
Они отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиции.
Поступки бывают безнравственные. Например, оскорблять старших, обижать и унижать слабого и т.д..
ТАБУ – запрет на действия, слова. В современном обществе табу накладывается на осквернение национальных святынь, могил, памятников, оскорбление чувства патриотизма и др.
Поведение людей в обществе регулируется также с помощью правовых норм. Они закрепляются в законах, издаваемых государством, и четко определяют границы поведения. Нарушение законов влечет за собой определенное наказание. Законы общества защищают самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и человеческое достоинство, собственность.
Работа в тетради ио обществознанию:
Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определённым правилам, а не так как они хотят. Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.
Задание выполняется самостоятельно, затем проводится обсуждение данного задания в классе.
–Давайте подведем итог всему сказанному на уроке. Что вы повторили на уроке? Что нового сегодня вы узнали? О чем мы говорила на уроке? (ученики отвечают)
Вывод: (говорят ученики) Человеческое общество не может существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, существующие в обществе, обычаи, нравы, мораль, религия, право регулируют жизнь людей в обществе, сплачивают общество, поддерживают общественный порядок.
Выставление оценок в соответствии со сводной ведомостью.
— Урок окончен. Благодарю всех за работу на уроке.
Как бороться
С некорректным поведением, к сожалению, сталкивается каждый. Даже самый солнечный и замечательный день может быть запросто испорчен чьей-то агрессией. Ситуация эта не из приятных, и она может случиться где угодно, особенно в больших городах с высокой плотностью населения. Иногда случается так, что злое слово переживается даже острее, чем плохой поступок в наш адрес. Обидчик уже давно забывает про ситуацию, а человек, который пострадал от его слов, постоянно возвращается к ней вновь и вновь. Однако бесполезно пытаться найти причину некорректного поведения в самом себе – как правило, она коренится в личности самого агрессора. Психологи утверждают: грубость – это черта характера тех людей, которые страдают от низкой самооценки. Они постоянно пытаются найти жертв, чтобы за их счет подпитать собственное жалкое достоинство. В общении с агрессорами психологи обычно рекомендуют придерживаться следующих правил:
Классификация Кречмера
В зависимости от особенностей телосложения немецкий психолог Эрнст Кречмер выделил 3 основных вида, каждому соответствует определенное поведение:
Образ действий человека и факторы, оказывающие на него влияние
Что такое поведение человека в широком смысле? Этим термином обычно обозначают тот или иной образ действий, источником и единственным автором которого является сам человек. Внешне оно выражается в определенных движениях, мимике, речи. В науке существует немало различных классификаций поведения. На него оказывают влияние самые различные внутренние факторы и условия внешней среды. К первой категории относятся:
Формы социального поведения личности
Для того, чтобы достичь каких-либо целей в жизни, а также для реализации отдельных жизненных задач человек использует две ключевые формы социального поведения:
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Меры предосторожности
Отличной защитой против агрессивного поведения может быть игнорирование. Что значит некорректное поведение со стороны руководства? Начальник – точно такой же человек, как и все другие; и потому мотивы его агрессии могут мало чем отличаться от мотивов невежливого пассажира в автобусе. И как и всякому обидчику, ему важно не только «выпустить пар», но и удостовериться в том, что он вывел вас из эмоционального равновесия. Если же он увидит, что от вас невозможно добиться реакции, то вскоре такая игра ему может надоесть. Чтобы отвлечься от потока агрессии в свой адрес, отвлекитесь на обстановку в его кабинете или же начните просто рассматривать какой-либо предмет. Также психологи не рекомендуют смотреть разбушевавшемуся руководителю в глаза – если и нужно это сделать, то лучше направить взгляд на переносицу.
Кроме того, если руководитель начал грубить, лучше всего сконцентрироваться на улучшении качества своей работы. Ведь в таком случае у него не будет поводов для претензий, а значит, и для эмоциональных выпадов тоже. Не стоит искать причины некорректного поведения начальника. Скорее всего, в данной ситуации здесь от вас мало что зависит, и руководитель ведет себя агрессивно из-за неприятностей или собственной невоспитанности.
Топ-темы:
Ваше поведение – это та не всегда заметная вещь, которая может совершенно изменить вашу жизнь.
Если вы ведете себя негативно, вы разрушаете и свою жизнь, и жизнь всех тех, кто с нею связан.
Давайте будем честны сами с собою – все мы порою ведем себя довольно негативно, отравляя подобным поведением всю свою жизнь. Никто из нас не застрахован от периодических смен настроения – и далеко не всегда в правильную сторону, но, поверьте, у тех людей, кто постоянно работает над собою и занимается личностным ростом, подобное случается намного реже.
И неважно, вошло ли у вас «ядовитое» поведение в привычку, или оно снисходит на вас лишь в особых случаях, для того, чтобы оно в конечном счете не помешало вашему счастью, вы должны научиться понимать, когда вы ведете себя негативно, и стараться менять свои мысли так, чтобы успешно этому противостоять.
Итак, в этой статье мы хотим рассказать вам о двенадцати наиболее распространенных типов поведения, отравляющих вашу жизнь. Вот они:
1. Вы завидуете другим людям. – Не позволяйте зависти (или ревности) одержать над вами верх. Зависть – это искусство вместо того, чтобы замечать то хорошее, что случается в вашей жизни, видеть хорошее только в жизни других. Поверьте, в этом поведении нет абсолютно ничего хорошего или привлекательного. Так что хватит сравнивать свой жизненный путь с путем других. Ваш путь – именно путь, а не марафон с соперниками. В вашей жизни у вас есть всего один настоящий соперник, и это вы сами. Вы соревнуетесь сами с собою, пытаясь стать лучше, чем вы сейчас. И если вы хотите узнать, насколько вы продвинулись, вам стоит лишь сравнить себя нынешнего с собою вчерашним.
2. Вы принимаете все слишком близко к сердцу. – Когда люди начинают считать, что все, что происходит вокруг них, направленно на то, чтобы их оскорбить, унизить, или просто как-то их касается – они становятся просто невыносимыми. Истина же в том, что большая часть того, что люди вам говорят, имеет отношение к ним, но никак не к вам. Реакция людей на вас пропущена через их перспективу, душевные раны и опыт. И если люди считают вас замечательным человеком или, наоборот, думают, что хуже вас нет никого во всем свете – истоки этого мнения по большей части кроются в глубинах их души. Нет, я не считаю, что мы все должны стать самовлюбленными эгоистами, игнорирующими все, что нам говорят другие. Я просто говорю, что мы можем избавить себя от большей части разочарований, боли и грусти, если не будем принимать все услышанное близко к сердцу. В большинстве случаев бывает полезно абстрагироваться от мнения других людей (хорошего или плохого) и обратиться к собственной мудрости и интуиции.
3. Вы всегда ведете себя так, будто вы – жертва. – Да-да, одна из самых неприятных линий поведения – постоянно жаловаться, чтобы подкормить свое чувство жертвы. Верить в то, что вы – жертва, что у вас нет власти над направлением, в котором движется ваша жизнь, отравляет ваш разум и заставляет вас топтаться на месте. После моего опыта работы наставником с людьми, жизнь которых начала идти под откос, но которые нашли в себе силы и храбрость выправить ситуацию, я знаю, что у всех нас есть куда больше власти и контроля над нашей жизнью, чем нам кажется. Когда мы перестаем жаловаться и перестаем видеть себя лишь беспомощной жертвой, мы начинаем осознавать, что мы куда сильнее, чем считали раньше – но для этого мы должны принять это.
4. Вы копите боль и потери. – Один из самых трудных уроков в жизни – научиться отпускать. Будь то вина, гнев, любовь или потери. Перемены никогда не входят в нашу жизнь легко – вы сражаетесь сами с собою, чтобы их принять, и сражаетесь с собою, чтобы отпустить то, к чему вы привыкли. Но зачастую лучший курс действий – именно отпустить. Он снимает с вас груз прошлого, отравляющий вашу жизнь. Вы должны эмоционально освободить себя от прошлого и той боли, что оно вам приносит. Да, перенацелить ваши мысли на что-то другое не так-то просто, но поверьте, это стоит каждой капли приложенных усилий.
5. Вы одержимы негативными мыслями. – С людьми, чьи мысли полны негатива, очень трудно находиться рядом – сами представьте, какового это, постоянно выслушивать о ужасных вещах, которые случились, не случились и могут случиться, о том, как их никто не любит и как несправедлива к ним жизнь. Такие люди просто отказываются видеть светлую сторону жизни и извлекать из нее позитивные уроки. Пессимизм в общем-то терпим, но постоянно мыслить одними лишь негативными категориями – это совсем другое. И намного хуже. Видеть вокруг лишь негатив, изначально предполагать, что вокруг лишь только зло, и весь мир настроен против вас – это совершенно извращенный взгляд на жизнь. Его не просто стоит изменить – изменить его необходимо.
7. Вы всегда готовы осудить других людей со своей точки зрения. – Далеко не всегда человека стоит судить по тому, что он показывает внешнему миру (в том числе и вам). Помните, то, что вы видите – зачастую лишь то, что этот человек решил вам показать, а то и вовсе то, что он вынужден показывать из-за внутреннего стресса и боли. Увы, но во многих случаях, когда кто-то причиняет вам боль, это случается потому, что этого человека самого кто-то ранил прямо в душу. Его страдание просто выплеснулось на вас, но есть ли в этом их вина? Их не нужно наказывать за это, и не нужно над ними насмехаться. Им нужно помочь. И если вы не можете помочь – лучше просто отойдите в сторону.
8. Вы жестоки (или лишены эмпатии и сочувствия). – Одна из самых ядовитых линий поведения – жестокость – проистекает из полного отсутствия эмпатии, заботы о других людях или сочувствия. Мы каждый день сталкиваемся с нею в сети и на новостных каналах – мы видим, как люди обижают и ранят других людей просто потому, что могут. Они коварно и трусливо причиняют боль в сети, пользуясь своей анонимностью в качестве щита. Жестокость, коварство и добровольное причинение вреда людям – ядовитейшее поведение, которое вредит не только тем, кто вокруг, но и вам самим. Если поймаете себя на том, что втаптываете себя в грязь просто потому, что вам этого захотелось, остановитесь. Загляните в свою душу, постарайтесь отыскать там сочувствие, и понять – другим тоже больно.
9. Вы обманываете других людей и ведете себя аморально просто потому, что можете. – Обман – это добровольный выбор, а не ошибка, и его ничто не может оправдать! Если вы решили кого-то обмануть, и вам это удалось – не пытайтесь оправдать себя тем, что этот человек глупец и заслужил это. Поймите, что он доверял вам больше, чем вы того заслуживали. Не опускайтесь до подобного. Не ведите себя аморально лишь потому, что это может сойти вам с рук. Не обманывайте других людей. Будьте честны с ними – и с собою тоже. Поступайте правильно. Целостность личности – основа любого успеха.
10. Вы прячете свою настоящую личность под маской. – Как людям понять, кто вы на самом деле, если вы прячетесь даже от самого себя? А с того момента, как кто-то привязывается к вашей фальшивой личности, она начинает отравлять вашу душу. Так что помните – неважно, какого вы возраста, расы, пола или половой ориентации, под всеми этими внешними, наносными «украшениями» вы чисты и прекрасны. Все мы прекрасны. Каждый из нас сияет своим светом, и у каждого своя цель в жизни. И то, что вы отличаетесь от других – это прекрасно. Радуйтесь тому, что вы другой, что не идете торным путем, что вы немного странный и стоите в стороне от толпы. И если вы чувствуете себя, словно рыба, выпрыгнувшая из воды – найдите себе новую реку. Но ни за что не пытайтесь изменить свою сущность. Наоборот – будьте собой. Не отрицайте себя, лучше улучшайте себя!
11. Вы постоянно нуждаетесь в чьем-то одобрении. – С людьми, которые все свои поступки делают с целью добиться чьего-то одобрения, непросто находиться рядом. Их всецело поглотила нужда доказать всему миру, что они чего-то стоят, и они постоянно пытаются переманить на свою сторону всех вокруг. Любыми способами. Невозможно передать, насколько это выматывает окружающих. Знайте – если вы постоянно думаете лишь о том, как вы выглядите в глазах окружающих, вы тянете назад и себя, и их. У вашей жизни есть смысл, и он не в том, чтобы постоянно быть кем-то для кого-то. Смысл жизни в пути, в процессе, в путешествии – в том, что вы узнаете, в том, что вы помогаете узнать другим, и в том, как вы выглядите в своих глазах.
12. Вы больны неутолимым перфекционизмом. – Да, людям свойственно стремиться к гипотетическим, недостижимым идеалам. Все мы делаем это в поисках идеального дома, работы, друга или любимого человека. Только вот проблема в том, что неизменного совершенства просто не существует. Жизнь – это нескончаемое путешествие, постоянно развивающееся и изменяющееся. То, что сегодня идеально, завтра может таким вовсе не оказаться – идеальный дом, работа, друг или любимый человек завтра могут оказаться не такими уж и идеальными. Но если вы не опустите руки и будете держать ваш разум открытым для новых идей, этот несовершенный дом со временем может стать милым и уютным, несовершенная работа окажется карьерой вашей мечты, несовершенный друг всегда подставит вам плечо в трудную минуту, а с несовершенным партнером вы проживете всю свою жизнь. Так что учитесь понимать, когда стоит послать перфекционизм ко всем чертям.
Напомним, ранее «Обозреватель» публиковал 7 примеров поведения, которые ваши дети точно возьмут от вас.