Что такое повелели в древней руси 6 класс литература
Литература. 6 класс (1 часть)
Древнерусская литература
Древнерусская литература
В этот же период развиваются сношения с другими странами — с Византией, с Болгарией и Сербией. Новгородцы описывают свои путешествия в Византию. На Русь приезжают сербские и болгарские писатели, во множестве привозятся переводные сочинения и делаются новые переводы произведений исторических, богословских, природоведческих. Создаются произведения, рассчитанные просто на занимательность.
Люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз, благоговейно ища в нём наставлений, советов либо изображения значительных событий из истории своей страны или других стран. Недаром книги образно сравнивались с глубиной морской, а читатель — с искателем жемчуга.
В древнерусской литературе нет просто действующих лиц — есть герои, совершающие великие подвиги на поле брани или нравственного совершенствования. Подобно фольклору, литература останавливалась только на событиях исключительных, она не снисходила к читателю, а стремилась поднять его до своих вершин.
В литературе древней не было стихов, но была поэзия. Только образность этой поэзии иная, чем в Новое время, нам надо к ней привыкнуть, понять её. Образы рождались как бы сами собой. Мы бы сказали: «Приеду весной», а человек XI — XVII веков писал: «Приеду, как только на деревьях лист расцветёт». Древние авторы не писали, что кто-то много сделал для Родины, они писали: «Много пота утёр за Отчизну свою»; мы бы сказали: «Враги бежали», а древний книжник писал: «Показали плечи свои». Они любили гиперболы: имя Александра Невского 3 «по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских». Древнерусские авторы часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы — с дождём, враги — со свирепыми зверями.
Но не надо преувеличивать значение устного народного творчества в литературе Древней Руси. При всей близости к фольклору это была литература письменная (слово «литература» от латинского litera — буква), при этом литература очень высокая, искусная, художественная. Она возникла ещё в X веке вместе с принятием христианства на Руси под влиянием потребностей Церкви и государства.
язык, называвшийся на Руси церковнославянским, потому что на нём писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковнославянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлечённые идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское — глаза, славянское — очи; русское — небо, славянское — небеса и пр. Западные католические страны объединяла латынь, славянские страны — церковнославянский язык.
Нам древнерусская литература представляется особенно значительной, потому что в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения нашей древности отмечены высокой гражданственностью, искренней любовью к Родине. Писатели, отделённые от нас многими веками, гордились величием Руси, её обширностью, красотой, «светлой светлостью и красной украшенностью» её полей и лесов, «дерзостью» (смелостью) русских людей, их высокими нравственными качествами. Истинный патриотизм древнерусских авторов проявлялся и в том, что они смело писали о недостатках и преступлениях князей.
Произведения Древней Руси пленяют целомудренной чистотой. Древнерусская литература не задерживается на описаниях жестокостей, не лелеет мечту о возмездии врагам. Она призывает к возвышенному, хорошему. В ней мы находим благородные идеалы. Почти каждый писатель Древней Руси мог бы, подобно А. С. Пушкину, сказать о себе, что он «чувства добрые» пробуждал своим творчеством. Он мог бы заявить вместе с Н. А. Некрасовым, что он «сеял разумное, доброе, вечное». Поэтому произведения древнерусских авторов так живо отвечают нашему времени и возросшей в нашей стране потребности добра и доброты.
Для древней русской литературы, как и для русской литературы в целом, характерно жизнеутверждение, светлость и ясность. Возьмём, например, наиболее трагичную «Повесть о разорении Рязани Батыем». Что может быть ужаснее! Войско разбито, все князья до единого полегли на поле брани, город взят, разграблен, сожжён, почти все жители перебиты. Остались только «дым, земля и пепел». Но в повести нет отчаяния, нет уныния. Самый плач о князьях русских — прославление их доблести, гордость за то, что такие князья были. И завершается повесть так: приезжает случайно оставшийся в живых один из рязанских князей, воздаёт должное убитым, хоронит их с честью, собирает оставшихся в живых жителей, восстанавливает город, и всё заканчивается всеобщим умиротворением. Эта стойкость духа поразительна.
Ещё одно свойство древнерусской литературы особенно привлекает в наше время: старинные русские писатели с глубоким уважением относились к другим народам, к их обычаям, их верованиям.
—XX веков продолжаются лучшие традиции литературы древней. Однако древняя словесность имеет свои особенности, отличающие её от литературы Нового времени.
В искусстве слова Нового времени мы имеем дело с отдельными авторами, а древняя литература хотя и сохранила ряд имён писателей — Иларион, Нестор, Кирилл Туровский и многие другие, — но в целом была творчеством коллективным. Если в Новое время произведения классической литературы печатаются в том виде, в каком их написал автор, то произведения старинных писателей в течение веков изменялись разными переписчиками. Каждый новый переписчик то несколько сокращал текст, то стремился «украсить» изложение, то менял смысл нарисованной картины. Он приспосабливал труд своего предшественника к литературным вкусам и идейным требованиям своего времени. Так возникали новые виды или, как принято говорить, редакции одного и того же памятника.
В этих новых редакциях памятники древнерусской литературы жили, сохраняя в себе основные первоначальные черты и приобретая новые. Редкие памятники сохранились до нас в том виде, как они были впервые написаны, большинство из них дошло в более поздних «списках».
Древнерусская литература, в отличие от новой, не знала вымышленных героев или сюжетов. В древних повестях всегда действовали исторические лица, описывались исторические события. Даже если автор вносил в своё повествование чудесное, фантастическое, то это не был сознательный вымысел, потому что сам писатель и его читатели верили в правдивость описываемого. Сознательный вымысел появился лишь в литературе XVII века.
Проверьте себя по статье. Составьте предложения, используя оба варианта.
1 — один из основных жанров древнерусской литературы; сообщения, описания событий; повествование велось по годам (рассказ каждого года начинался со слов «В лето. » —отсюда название «летопись»).
2 — рассказ, повествование о событиях.
3 Александр Невский (1220—1263) — князь Новгородский, великий князь Владимирский. Победами над шведами (Ледовое побоище, 1242) обезопасил западные границы Руси.
4 Эпические (от слова эпос) — большая группа повествовательных произведений, объединённых историко-героической тематикой.
Конспект урока по истории в 6 классе «Древнерусская литература»
Конспект урока для 6 класса по истории России
Тема: Литература Древней Руси
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Цель: сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства, показать ее значимость в формировании духовного мира человека.
Основные понятия: культура, былины, летопись, миниатюра, устав, патриотизм, летопись, житие, хождение, слово.
Основные персоналии : Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион.
Образовательные ресурсы : презентация, индивидуальная карта урока, тесты для проверки знаний, полученных на уроке.
Оборудование: иллюстрации, картины, видеофильм «Кирилл и Мефодий», фрагмент мультфильма о Святогоре.
Форма проведения урока : фронтальный, групповой, КСО (коллективный способ обучения).
Методы и формы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический
Организационный момент. Повторение пройденного.
Добрый день! Дорогие ребята!
Мы собрались с вами, чтобы совершить очередное приключение. Мы покажем, чему мы уже научились, и что у нас нет страха перед трудностями. Для начала заполним пропуски в схемах, которые лежат перед нами.
Вот мы и преодолели первую трудность, но впереди нас ждут другие испытания. Давайте соотнесём исторические термины и определения. 7) первый врач-монах (лечьцы)
8) обитель общины монахов, решивших посвятить свою жизнь служению Богу.
9) те, кто положил начало русскому монашеству, основав Киево-Печерский монастырь.
10) настоятель монастыря
II . А) Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников (Знакомство с новым материалом).
А теперь перед нами очередная головоломка. (НА ДОСКЕ или на ЭКРАНЕ)
Что вы заметили необычного? Что нам знакомо, а что-нет? Да, термины второго столбика нам неизвестны. Как вы думаете, почему? Сегодня мы будем продолжать говорить о культуре Древней Руси. А конкретно о литературе. Мы знаем русские народные сказки, и другие произведения русского народа. Можем ли мы сказать, что они в точности похожи на произведения других народов?
(Дети выдвигают ПВ, а я дополняю и формулирую).
Можно ли считать литературу Древней Руси самобытной?
Каково влияние литературы на формирование духовного мира людей?
(тема, цель и задачи урока озвучивают дети).
возникновение древнерусской письменности;
жанры древнерусской литературы.
(Ответы: прочитать учебник, посмотреть книги, исторические источники).
Послушаем, как возникла древнерусская письменность (выступление Карины и Дианы).
А теперь я хочу вам показать фильм о братьях Кирилле и Мефодии.
Ребята, вы внимательно слушали рассказ и посмотрели фильм, а теперь очередное испытание для наших групп. Мы ещё раз повторим важные термины по теме и выполним задание. Заполните пропуски. (Кириллица, пергамен, устав, орнамент, миниатюра, фольклор).
Записывать количество товаров и объёмы продаж (купец).
Записывать литературные произведения.
Книги на русском языке.
Молодцы! Видите, как много возможностей открыло появление письменности. Появилась возможность записать элементы фольклора. Что туда входит? (Песня «Во кузнице)
А теперь поработаем с небольшим текстом (2 пункт параграфа) и заполнить схему и таблицу.
Б) Первичная проверка изученного материала. Закрепление.
А теперь заполним таблицу у доски (Можно-дети на карточках, проверка по презентации).
III . Применение новых знаний, обобщение и систематизация
— Какие вы молодцы! Перед вами начальный лист «Повести временных лет» (стр. 89) и вы можете сравнить древнеславянский текст с современным. (1 МИНУТА)
Стихи Пети и Никиты.
Аще научиши себе во младости,
То будет ти покой и честь во старости,
И тако хвалим будеши от всех,
И да будут словеса твоя аки мед во устех.
В старину учились дети –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол.
А учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
Дьяк с указкою в руке,
Нараспев читал им книжки
На славянском языке
Учитель. Все эти произведения были важны. Развивалась культура, люди становились образованнее.
Былины тоже относятся к жанрам Древнерусской литературы. Они передавались из поколения в поколение, но их не сразу записывали. О чем они были? Да, о богатырях и их подвигах. Ведь угроза внешнего нападения всегда объединяла славянские племена. ( Можно сравнить с героическим эпосом в Западной Европейской литературе «Песнь о Роланде» и т.д.).
(репродукция Васнецова «Три богатыря») на доске.
Как вы думаете, были ли у чувашского народа сказки или былины о богатырях? (ответы учащихся). Входят Оксана и Аделина. Чувашская народная сказка. Пословицы. Загадки.
Сможете ли вы ответить на вопросы о былинах и богатырях?
Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)
Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома, с. Карачаево)
Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор) фрагмент из мульт. о Святогоре
Чем прославился Добрыня Никитич? (победил Змея Огненного)
Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)
Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
Кто из богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич)
С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
Как назвал коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
Как называется головной убор богатыря? (Шлем)
Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга)
Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
А как называлась наша страна раньше? (Русь)
Письменность пришла на Русь с конца X века- с принятием христианства. Мне кажется, у славянских племён было уже много общего. Но письменность позволила развиваться литературе, больше стало, наверное, рукописных книг. Именно кириллица стала единым письменным языком всех славян. Я считаю, что это сблизило их ещё больше.
А может быть, кириллица распространялась среди умных людей Руси раньше крещения в 988 году при Владимире. Ведь она появилась ещё в 9 веке.
На основе кириллицы возникла не только русская письменность, но и письменность других славянских народов – сербов и болгар. За свои выдающиеся труды Кирилл и Мефодий были причислены русской православной церковью к лику святых (канонизированы). Создание славянского алфавита имело важное значение для культурного и научного развития. Кирилл и Мефодий совершили большое дело. При монастырях и церквях переводили и переписывали священные книги, открывали первые школы. Это мы рассматривали, когда учили о Ярославе Мудром.
Уровень грамотности на Руси в XI – XII века был высоким. Даже простые люди умели читать и писать. Это мы узнали из учебника, прочитав о берестяных грамотах, найденным археологами в Новгороде. Это переписки, договора и письма господ своим слугам. А раз хозяин писал письмо слугам. Значит, я думаю, слуги умели читать! Это меня удивило! Раньше по истории мы об образованных слугах не слышали.
Конечно, нашу литературу можно назвать самобытной-непохожей, своеобразной. И она ускорила обогащение духовного мира людей.
Учитель: За то, что вы хорошо поработали, я скажу вам несколько слов об особенностях древнерусской литературы.
IV .Рефлексия. Если тебе всё понравилось, нарисуй весёлый смайлик напротив соответствующего пункта. Если ты работал неплохо, то –нейтральный смайлик (-). А какой смайлик мы поставим всему нашему путешествию? (Учитель рисует на доске).
Домашнее задание (Прочитать § 14, на выбор подготовить сообщение об одном богатыре или нарисовать рисунок по желанию. Всем выполнить тест)
Конспект урока «Литература Древней Руси»
Тема «Литература Древней Руси»
Цель: Формирование целостного представления о развитии письменности и литературы
Овладение понятийным аппаратом по теме урока. Умение рассказывать о возникновении
и развитии письменности, распространении грамотности на Руси.
Умение оценивать значение письменности для развития древнерусского общества.
Умение характеризовать основные жанры и произведения древнерусской литературы и систематизировать информацию в виде таблицы.
Умение анализировать текст исторического источника («Слово о законе и благодати»)
Познавательные УУД: умение анализировать текст, структурировать информацию, осуществлять подбор критериев и источников для характеристики объектов, делать обобщения.
Регулятивные УУД: принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение учебных задач согласно инструкциям учителя. Владение основами самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя. Владение монологической контекстной речью в письменной и устной форме.
Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности.
Умение соблюдать дисциплину на уроке.
Понимание важности сохранения культурного наследия Древней Руси.
1. Древнерусская письменность.
2. Древнерусская литература.
Учебник «История России» Е.В. Пчелов, П.В. Лукин; презентация.
— Приведите примеры сохранения языческих традиций на Руси?
— Рассказать об организации Православной церкви.
— Что такое десятина, Десятинная церковь?
— Объяснить значение понятий:
— Вспомните, как развивалась письменность в странах Древнего мира?
— Как же зародилась и развивалась письменность на Руси?
1. Древнерусская письменность
Дети читают стихотворение
1 –чтец
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2 чтец
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
3 чтец
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
— Кто стоял у истоков славянской письменности?
— Как называлась первая азбука?
— Тот славянский язык, для которого был создан алфавит именуется старославянским. На старославянском языке ведётся богослужение в Русской православной церкви.
— Кто же обучался грамоте на Руси? Стр. 85, зачитать.
— На чём писали в странах древнего мира?
— Что же служило материалом для письма на Руси. Материалом для письма на Руси был пергамент.
Воспользуйтесь вашими телефонами. Найдите в интернете, что такое пергамент.
Перга́мент — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древние рукописи на таком материале. Материал « пергамент » назван по имени города Пергам в Малой Азии.
— Писали гусиными или утиными перьями.
— Учебник стр. 86. Зачитать как писали.
— Учебник стр. 86. Рассмотрите иллюстрации. Страниц Евангелия.
— Работа с учебником стр. 88. На чём ещё писали в Древней Руси. Какая была особенность письма?
2. Древнерусская литература.
Стр. 92 з.5. Выполнить и проверить первый жанр.
«Повесть временных лет»
Новгородская первая летопись
«Сказания о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати»
Описывались путешествия в дальние страны
«Хождении игумена Даниила»
Советы, что нужно делать, чтобы стать мудрым и справедливым правителем, храбрым воином, любящим отцом своей семьи.
«Поучение» Владимира Мономаха»
Пар.14, стр.92,дописать таблицу, стр. 90, документ, ответить на вопросы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1007397
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация «Древнерусская литература» 6 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Возникновение письменной литературы в Древней Руси связано с принятием христианства. С христианством на Руси появились книги, написанные на греческом и церковно – славянском языке.
Шесть периодов развития древнерусской литературы. 1. XI век – первая треть XIIвека. 2. Вторая треть XII – первая треть XIIIвека. 3. Вторая треть XIII – конец XIVвека. 4. Конец XIV – XVвек. 5. Конец XV – XVI век. 6. XVII век.
Древнерусская литература конца XV – начала XVI века Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Происходит слияние областных литератур в общерусскую. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» «Домострой»
Литература XVII века. Время столкновения старых и новых принципов письма. «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Горе – Злочастии» «Житие протопопа Аввакума» Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: Древнерусская литература. Русская летопись. Повесть временных лет. «Сказание о Кожемяке».
Цель урока: знакомство с письменной литературой Древней Руси и древнерусских летописей; раскрытие самобытности и патриотизма древнерусской литературы; осознание себя звеном в цепи поколений.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация.
«Древнерусская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предков предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
Номер материала: ДБ-1446360
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.