Что такое повесть временных лет 5 класс литература
Литература. 5 класс
Конспект урока
«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Летопись – свод записей об исторических событиях
Киев – столица древнерусского государства
Святослав – великий князь, правил Киевом в 957-972 гг., совершил много военных походов, заключил договор с Византией
Печенеги – кочевые племена, совершавшие набеги на Русь
Воевода – предводитель дружины
Дружина – отряд воинов на службе у князя
Воевода Претич – великий воевода, хитростью помог спасти Киев от печенегов
Отрок – подросток, переплывший Днепр и предупредивший дружину о нападении печенегов
1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. «Литература. 5 класс» Учебник. В 2-х частях. ФГОС— М. : «Просвещение», 2015. Ч.1 – 304 с.; Ч.2 – 304 с.
1. Дёмина Е. Н. Повесть временных лет // Перевод: Лихачёв Д. С. – серия классика / подарочное издание – Москва, ОлмаМедиаГрупп / Просвещение, 2015 – стр. 304
2. О. М. Гладкова Первые книги Святой Руси – Москва, Даръ, 2005 – стр. 560
3. Акунин Борис Повесть временных лет. Галицко-Волынская летопись (сборник) // Перевод: Лихачева О. П., Творогов О. В.– Москва, АСТ, 2014 – стр. 304
Открытые электронные ресурсы:
1. Информационно-образовательный портал Гдз-класс.pф URL: http://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/load/5_klass/5 (Дата обращения 03.06.2019)
2. Информационно-образовательный портал Hiztory.ru URL http://hiztory.ru/rus/rus.html (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Именно в это время иноки в монастырях стали вести записи – летописи.
В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю.
Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре) на рубеже XI–XII веков. Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы.
Летопись – это жанр древнерусской литературы, представляющий собой хронику исторических событий.
Разумеется, монах не мог быть свидетелем всех событий, описанных в этой летописи. Он, как и многие иноки, переписывал то, что было написано до него. Ведь печатный станок ещё не был изобретен, и создать ещё одну книгу можно было только тщательно переписав предыдущую.
Иногда переписчики что-то добавляли от себя, приукрашали.
Первоисточники, с которых монах Нестор делал списки, до нас не дошли.
Исследователи отнесли рукопись «Повесть временных лет» к началу XII века.
Повествование начинается со слов «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть».
Старец Нестор рассказывает об истории становления Русской земли.
Название «Русская земля» упоминается в первых летописях в 6360 году (852 по современному календарю).
Когда русы подошли к Царьграду – столице Византийской империи, самому богатому и влиятельному государству в то время.
Защищать Царьград от нападения русских князей византийцам помогали печенеги – воины-кочевники.
Вы уже заметили, что события в «Повести временных лет» обозначаются двумя датами.
Дело в том, что в летописи летоисчисление велось от библейской даты, которая называлась сотворением мира.
В современном календаре точкой начала нашей эры является Рождество Христово.
Столицей древнерусского государства тогда был город Киев, располагавшийся на высоком холме над рекой Днепр.
Со всех сторон он был обнесён крепостной стеной.
Печенеги вынашивали планы по захвату Киева и ждали удобного момента.
И вот, в 6476 году (968), воспользовавшись тем, что князь Святослав отправился в поход, и его мать княгиня Ольга осталась в Киеве под охраной небольшой дружины, враг осадил город.
Согласно летописи, осада произошла, когда и этой небольшой дружины не было в городе. Войско защитников Киева находилось на другом берегу Днепра.
Княгиня Ольга попросила у горожан совета, как отправить послание о набеге князю и воеводе. Летописец делает акцент на этом обращении к народу – для него важен патриотический подъем, сплочение людей перед общей опасностью вне зависимости от их сословия. Патриотизм присущ многим историям из «Повести временных лет».
В опасную экспедицию отправляется подросток, умеющий говорить на печенежском. Юноша вышел из города и прикинулся, что потерял своего коня. Автор подробно останавливается на опасном пути киевлянина к дружине: вплавь через Днепр под стрелами печенегов. Каждым словом подчеркивается, что он не воин, что он не может противостоять захватчику, но делает все, чтобы спасти родной город.
Именно в этом и есть его подвиг.
Кульминация рассказа: встреча воеводы Претича, спешащего к стенам Киева, с печенежским ханом. Воевода – воин, он готов погибнуть, защищая родную землю. Так в чём его подвиг? Летописец и тут подробно рассказывает, что подвиг воеводы в том, что он не погубил напрасно свою дружину, а смог убедить противника в том, что за ним идут огромные силы князя. Несмотря на суровые времена, описанные в повести, мы видим, что воевода заботится о своих подчиненных, и наши симпатии, как и симпатии автора – на его стороне. Хотя в самом тексте никакими изобразительно-выразительными средствами эта симпатия не выражается.
Сам же князь Святослав всё время, пока разворачиваются события, как бы остается вне нашего поля зрения. Его возвращение в Киев стало развязкой. С одной стороны, это счастливый конец, потому что захватчики разгромлены, а с другой – никто не восхваляет князя. Наоборот, народ укорил его: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».
Этот монолог народа, передает и нам авторскую оценку события, как бы сам летописец ни старался бы остаться беспристрастным.
Теоретический материал для углубленного изучения
«Повесть временных лет» – самый древний литературный памятник, дошедший до наших дней.
Летописи, исторические произведения XI-XVII веков, в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: «в лето» – отсюда название – летопись. Это важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Обычно в летописи излагалась русская история от её начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, об их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с другими народами и странами. Вместе с тем летописи являются предвестниками художественной литературы, потому что в текстах часто проявляется авторская оценка событий.
«В Древней Руси имели огромное значение исторические сочинения: летописи, исторические повести, жития. Литература повествовала только о том, что, по мысли их авторов, было, существовало в прошлом, – вернее, происходило в прошлом, совершалось. Поэтому, для того чтобы показать значительность события, надо было его сравнить с большими событиями прошлого: ветхозаветного, новозаветного или с прошлыми событиями истории Древней Руси…
Героями литературных произведений Древней Руси были по преимуществу люди высоких иерархических положений: князья, иерархи церкви или «иерархи духа»; выдающиеся храбрецы или святые; люди, занимающие высокое положение, даже конкретно высокое… Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси.
Прошлое должно служить современности!» (из книги Д. Лихачёва «Земля родная»)
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчеркните верный вариант ответа. Чего боялась княгиня Ольга и киевский народ?
Варианты: голода; холода; поражения князя Святослава; нападения печенегов; победы воеводы Претича.
Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных вариантов подчеркнуть верный. Он анализирует пройденный урок, вспоминает, какие исторические события описываются в «Повести временных лет», кого опасались правители Руси в то время, и находит нужный ответ. Задание основывается на материале, пройденном на уроке.
Правильный ответ: нападения печенегов.
Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберите правильный ответ, в чём заключался подвиг отрока-киевлянина.
В чём заключался подвиг отрока-киевлянина? Варианты:
— отрок в одиночку победил всех врагов-печенегов;
— отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам;
— отрок разгромил печенегов вместе с воеводой Претичем.
В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал, вспомнить, каким именно поступком восхищался монах Нестор, какую хитрость проявил отрок, почему дружина воеводы смогла защитить город, и на основании этих знаний дать ответ на вопрос. После прочтения всех вариантов ученик вспоминает, что отрок-киевлянин говорил на печенежском языке, и это позволило ему прикинуться чужаком.
Верный ответ: отрок сам притворился печенегом, чтобы переплыть на другую сторогу реки и рассказать о беде киевским воинам.
«Повесть временных лет» как исторический, так и литературный памятник
Разделы: Литература
Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье» человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.
Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.
Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.
Программа: Под ред. Г. И. Беленького (Учебник – хрестоматия для 6 классов. «Литература. Начальный курс» под ред. М. А. Снежневской).
Цель урока: Определить значение «Повести временных лет»
Задачи урока:
Метод обучения: эвристический, проблемная ситуация.
Приёмы обучения:
Тип урока: урок закрепление с углублённым анализом текста.
Вид урока: комбинированный урок.
Предварительная работа: на прошлом уроке в качестве домашнего задания было задано: 1) перечитать «Повесть временных лет»; 2) сделать иллюстрацию к выбранному эпизоду.
Оборудование: доска с записями; выставка иллюстраций к рассказу; презентация.
I. Вступительное слово учителя
Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы с вами изучали тему: «Повесть временных лет как литературный памятник». Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что это произведение является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.
II. Фронтальная беседа с классом
Учитель: Что представляет собой повесть?
Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и положенный в основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.
Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?
Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года – хранится в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова – Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV – хранится в библиотеке АНРФ (Ипатьевская летопись).
Учитель: Почему эти копии так называются?
Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её летописца – монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись – это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама «Повесть временных лет», и так называемая «Суздальская летопись», доведённая до 1305 года.
Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, в том числе «Повесть временных лет». В данном документе повествование доводится до 1202 года.
Учитель: Кто является автором повести?
Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-Печёрского монастыря Нестор, живший в начале XII века.
Учитель: Что является источником повести?
Ответ: Так как летопись не является единым произведением, а летописным сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печёрский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, «Сказание о грамоте Словенской», придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печёрского монастыря и другие.
Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?
Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является её привязанность с всемирной историей.
III. Работа с иллюстрациями
– А теперь давайте посмотрим на репродукцию картины В. М. Васнецова «Нестор летописец».
Нестор, как мы уже сказали, жил в Киево-Печёрском монастыре. Он трудился в своей келье – днём при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застёгнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.
– Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?
– А что хотела ваша одноклассница передать вот этими рисунками?
IV. «Сказание о князе Олеге». Инсценировка
Учитель: О ком вы узнали из повести?
Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, Олеге и Святославе, Борисе и Глебе.
Учитель: Что вы помните об Олеге?
Ответ: Князь Олег с лёгкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своём пути: он без боя берёт Смоленск и Любеч, хитростью одолевает Киевом; не встречая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идёт походом на Царьград. Он запугивает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колёса и так, на колёсах, въезжает в Царьград. Олег мудрый и вещий, не пьёт вина, отравленного греками. Умирает он, как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной вещим прорицателем, – от укуса змеи.
Учитель: В основу какого произведения легла эта легенда?
Ответ: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».
Учитель: Какие события баллады в летописи не описаны? Какие события поэт домыслил, вообразил?
Ответ: Встреча Олега с кудесником, вопрос Олега, пророчество кудесника. В летописи раскрывается только облик Олега, любящего коня, любимого дружинниками, слугами. О кудеснике ничего не сказано, только кратко упоминается его предсказание.
Учитель: А сейчас ваши одноклассники покажут инсценировку этой легенды.
Учитель: Удалось ли девочкам передать отношение Олега к своему коню?
Учитель: Чему учит нас эта легенда?
Ответ: Нельзя предавать друзей.
V. Фронтальная беседа с классом
Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: «Се повести времяньных леть, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».
Чтение наизусть отрывка «Расселение славян».
Учитель: Что мы узнаём из этого отрывка?
Ответ: Здесь рассказывается о распределении земли после библейского потопа между сыновьями Ноя.
Учитель: Какие вопросы ставит перед собой летописец?
Ответ: Как возникла Русская земля?
Учитель: Какое значение имеет слово «земля»?
Ответ: Территория, народ, государство.
Учитель: Какие ещё вопросы ставит летописец повести в её заглавии?
Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии? Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?
Учитель: Вывод: «Повесть это не история князей, а история государства, история русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописца не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории русской земли». Основная мысль повести – любовь к родине. Лейтмотив «Не губите землю отцов своих и дедов» постоянно звучит в Повести.
VI. Работа с текстом: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Учитель: В Повесть включены народные предания, героями которых являются не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов. Примером такого предания может служить «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
– Когда происходят описываемые события?
– Кто княжил в Киеве?
– Что вы знаете о княжении Святослава?
– Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев? (Объединение тюркских и других племён в заволжских степях в VIII –IX веках. Кочевники-скотоводы часто совершали набеги на Русь. В 1036 году они были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым).
– Как вы понимаете слово «отрок»? (Отрок (стар.) – мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей.)
– Как поступил отрок, чтобы спасти город?
– Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
– В чём была хитрость воеводы Претича?
– С какими словами обратились жители города к Святославу?
– Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа? (Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своём занимают в обществе высокое положение: Претич – воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав – русский князь, княгиня Ольга – его мать. Не занимает высокого положения только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.)
– Как вы понимаете слова Д. С. Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси»? (Потому что наши предки в тяжёлой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Это может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна – это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям).
– Может ли повествование об отроке – киевлянине «служить современности«? (Да, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли).
– А в каких ещё преданиях из повести говорится о простых русских людях, совершавших подвиги? («Сказание о Кожемяке», «Сказание о белгородском киселе»).
VII. Вывод по уроку
Учитель: Интересна ли «Повесть временных лет» современному читателю?
Давайте обратимся к словам Д. С. Лихачёва: «Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относится к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины».
Согласны ли вы с эти высказыванием? (Интересны, потому что из них мы узнаём об истории нашей страны. Знание прошлого даёт людям почувствовать характер своего народа).
VIII. Домашнее задание.
Чтение по свободному выбору.
IX. Подведение итогов
Учитель называет оценки за урок, называя «+» и «–» отвечающих. Ставит оценки в дневник.
Сообщение Повесть временных лет 3, 4, 5, 6, 7 класс доклад
Повесть временных лет задумана летописцем Нестером в начале XII века. Он служил монахом в Киево-Печерской Лавре, и является первым летописцем на Руси. Был наделен скромностью, святостью и особым Божьим даром.
Это самая ранняя первая древнерусская летопись, которая дошла до нас практически в своем первоначальном виде. Летопись – общеисторическое писание, в которой события излагаются по годичному принципу, т.е. информация объединяется по годам. У данной летописи есть и другие названия: «Первоначальная летопись» и «Нестерова летопись».
После смерти летописца Нестора его дело продолжает монах Сильвестр.
Для этой повести характерны короткие записи о событиях, без подробного описания происходящего.
Она была написана при митрополичьей кафедре в Киеве. Годы написания – это период с 1110 по 1118 года. Языком оригинала летописи является древнерусский язык. Материалами для создания летописи послужили предания, народные песни, рассказы современников, представления древнерусских книжников, письменные и устные документы, которые хранились в монастырях и храмах. Первая версия повести несколько раз переделывалась как самим Нестором, так и другими монахами.
В повести охвачен период с библейских времен это примерно 852 год и до 1137 года.
К сожалению, оригинал повести Нестора не сохранился. Но в XIV веке монахом Лаврентием была составлена копия летописи, и она называлась Лаврентьевская летопись. Окончание повествования датируется 1377 годом. Но была и другая версия летописи. И называется она – Ипатьевская летопись.
Повесть составлена в историческом жанре, то есть в летописи происходит не описание каких-либо событий, а идет рассказ о событиях на Руси. И все же в древние времена летописные повести носили юридический характер, и был неким законом, правилом и документом.
Составление летописи имело и свою цель. Прежде всего, это изучение и расследование происхождения народа и властителей Руси, а также рассуждения о появлении христианства на Руси.
Источниками повествования служат: сказания о поселении славянских народов, о возникновении Руси, рассказы о крещении Руси, принятие Руси христианства, описание жизни князей, жития святых, об истории Киево-Печерского монастыря, описания войн с Византией и военных походов.
Свой рассказ летопись начинает с появления славян на земле. Об этом сообщают предания, которые рассказывают о жизни восточнославянских племен, о происхождении названия города Киева, об основании городов и деревень, о жизни князей, об образовании династии Рюриковичей. Далее в летописи идет повествование о внешних и междоусобных войнах, о времени правления Олега Вещего, Ярослава Мудрого и династии Рюриковичей, о мести княгини Ольги, о подвигах и поступках исторических личностей. Оканчивается летопись истории Руси рассказами о сражениях, и описаниями жизни и деятельности великих правителей и князей. В повести речь идет о житие святых, о братьях Борисе и Глебе, о жизни Феодосия Печерского и других монахов.
Данная историческая Повесть признана литературным и культурным памятником историографии и до сих пор имеет огромное значение в истории русской литературы и общественного самосознания. Благодаря повести известны точные знания и материалы об истории, жизни и существовании славян. Несомненно, эта летопись является первым документальным повествованием о становлении Киевской Руси.
Доклад №2
Этот исторически значимый труд получил свое название по фразе, с которой он начинается – «Повесть временных лет».
В одной из келий Киево-Печерского монастыря Нестор вел свою летопись, старательно фиксируя все события того времени. С какого периода начиналось повествование достоверно не известно, но первая дата, которая в нем встречается это 852-й год. Далее описываются события вплоть до 1137 г.
«Повесть…» состоит из отдельных глав и каждая из них начинается со слов «В лето…», что позволяет судить о том, что каждая глава описывает события одного года. Начинается повествование о том как появились славяне, по мнению летописца русские являются потомками Иафета, приходившегося сыном Ною. Приводятся также рассказы о жизни славянских племен, даются описания войн и легенды.
Написана «Повесть временных лет» на старославянском языке. На вопрос о ее литературном жанре ученые до сих пор затрудняются ответить, его нельзя однозначно определить ни как художественный, ни как исторический. К тому же интересен тот факт, что летописец не дает никакой оценки событиям, которые он описывает, только сухое изложение фактов и никакого личного мнения.
«Повесть временных лет» многократно переписывалась и частично редактировалась в различные периоды. Первоисточник, написанный самим Нестором, к сожалению, до наших дней не сохранился, но зато сохранились многочисленные списки, сделанные в различные периоды и дополненные описаниями событий более поздних времен.
Историческое и культурное значение «Повести временных лет» трудно переоценить. Это произведение считается первой летописью, первой весточкой из далекого прошлого. Этот столь драгоценный для современных историков документ внес огромный вклад в восстановление хронологии событий давно минувших дней.
5 класс, 3, 4, 6, 7 класс, краткое содержание
Повесть временных лет
Популярные темы сообщений
С наступлением холодов мы привыкли замечать, что многие птицы собираются в стаи, и улетают в теплые края. Возвращаются они обратно в свои гнезда уже весной. Зачем они это делают? Ответ на этот вопрос достаточно простой. Некоторые птицы
Этот витамин в больших количествах содержится: в рыбьем жире, в печени трески, жирной селедке, в шпротах, в скумбрии, в семге, в горбуше, в тунце, в яичных желтках, в грибах (лисичках), в черной и красной икре, в сметане
Одним из древних русских городов считается Переславль-Залесский. Это город туристического маршрута по великой русской земли. Расположился удивительный город на северо-востоке от столицы. Считается, что сам город Переславль-Залесский небольшой.