Что такое повествование в литературе
Что такое повествование (с примером текста)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьной скамьи всякий помнит, что существует три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
У каждого из них своя роль и свой набор отличительных признаков. Как распознать повествование среди текстов другого типа и научиться грамотно воссоздавать его на письме, расскажет эта статья.
Повествование — это.
Термин «повествование» имеет несколько значений. В широком смысле это рассказ о неких действиях, событиях.
Грамматически это слово представляет собой существительное, образованное от глагола «повествовать», значит, основной смысл понятия заключается в рассказывании, передаче некой истории.
В узком смысле повествование – это тип речи, который последовательно излагает произошедшие события.
Лингвисты выделяют следующие особенности повествовательных текстов:
Также повествование бывает информативным и изобразительным.
Признаки повествования
Когда нам требуется определить, к какому типу речи относится текст, стоит обратить внимание на некоторые признаки:
Мы с Серёжкой проснулись на заре, проворно оделись, быстро умылись прохладной водой, накопали червей, взяли по горбушке хлеба и отправились на рыбалку.
Эти чисто «технические» языковые особенности помогут безошибочно распознать текст повествования.
Композиция повествовательного текста
Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:
В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.
Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.
Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше. Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.
Пример текста повествования
Чтобы вам стало понятнее, как выглядит повествование, приведём текст в пример:
Как мы ехали в Вологду.
Когда закончился учебный год, родители стали думать, куда бы нам поехать летом. Они долго спорили, перечисляя то одно, то другое место. Наконец, мама предложила отправиться в Вологду.
Мы две недели паковали чемоданы и мечтали о Вологде. Это слово казалось мне похожим на облако или корову. И то, и другое было полно молока. Я представлял, как рыжая, с белыми пятнами корова Вологда медленно идёт вдоль Волги и позвякивает золотым колокольчиком…
Папа оказался более сведущим. Он рассказал мне, что Вологда – это старинный город, который входит в «Золотое кольцо» России, центр деревянного зодчества и столица кружевоплетения. В Вологде можно посмотреть на старинные каменные храмы, полюбоваться купеческими домами, которым больше ста лет и даже увидеть настоящий кремль. Узнав, что в Вологде есть Ботанический сад, сестрёнка стала просить отвести нас туда.
В день отъезда мы проснулись ни свет ни заря, умылись, оделись, наскоро позавтракали и отправились на вокзал. Красивый новенький поезд подошёл к платформе и зашипел, как горячий утюг. Как только проводница отворила двери, родители подошли ко входу, достали наши билеты и документы. Проводница внимательно посмотрела сначала на нас, потом на родителей, улыбнулась и сказала: «Проходите!»
Все четыре места в вагоне были наши. Мы расставили сумки и чемоданы, опустили сиденья и устроились поудобней. Путь предстоял долгий.
Наконец, поезд тронулся! За окном замелькали перелески, чьи-то дачи, голубые речки и озерца, потом показались маленькие деревни с крестами колоколен на зелёных холмах. Мы с сестрой сидели, не отрываясь от вагонного окна, жадно ловили новые звуки, запахи, слова и чувствовали, что ехать вот так в поезде вместе с мамой и папой в неизвестную молочную Вологду – это и есть счастье.
Как видно из примера, в тексте последовательно описываются этапы поездки. В завязке говорится о выборе маршрута. Развитие действия включает рассказ о сборах, прибытии на вокзал, о том, как семья расположилась в вагоне.
Историю дополняют краткие сведения о Вологде, что позволяет назвать этот тип текста информативным повествованием.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Повествование — это рассказ автора о чём либо, о его чувствах, событиях или переживаниях, данное описание (текст) это некая частичка автора, ведь не секрет, что при написание повествовательных текстов часто вкладывают всю душу, чтобы рассказать о каком-то важном событий и моменте, который хотелось бы запомнить на всю жизнь и запечатлеть на бумаге.
Повествование – основа произведения, кровеносная система романа. Автор может писать, как ему вздумается, но он так или иначе повествует о чем-то. Поэтому автору, задавшему целью освоить теорию литературы, не худо бы знать и о таком функционально-смысловом типе речи, как повествование, побольше.
Типы повествования
В зависимости от характера содержания выделяют изобразительное и событийное повествование.
Изобразительное повествование
Задача изобразительного повествования – изобразить последовательность физических действий, смену физических состояний природы или персонажа.
«Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил его, поперчил и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали» М.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Здесь выделенные однородные сказуемые передают последовательную смену действий персонажа. В это фрагменте преобладает лексика с предметным значением, задача которой создать у читателя эффект присутствия при описываемых действиях.
«До этого момента Буш сидел неподвижно. Затем он встал. Широко улыбаясь, приблизился к Зое Семеновне. Внезапно провел какое-то стремительное футбольное движение. Затем – могучи ударом лакированного ботинка вышиб поднос из рук ошеломленной женщины. Помещение наполнилось звоном». С.Довлатов «Компромисс».
В этом фрагменте большее значение имеет не фиксация конкретных действий, а из значение применительно к ситуации. Значимость действий подчеркивается и замедление ритма повествования: однородные сказуемые, относящиеся к одному субъекту – Бушу – располагаются в разных самостоятельных предложениях. Неадекватность действий персонажа подчеркивается обстоятельствами образа действия (широко улыбаясь, внезапно), что являет собой описание внутреннего мира персонажа.
Событийное повествование
Цель событийного повествования – дать представление о последовательности событий, поступков, изменений в жизни лица, группы лиц, государства и т.д., Основу событийного повествования составляет последовательность предложений, обозначающих события и действия.
Если в изобразительном повествовании главным содержанием текста является фиксация конкретных физических действия, явлений чувственно воспринимаемого мира, то в событийном повествовании внимание читателя обращено на элементы мира событий: собственно события, поступки, решения.
«Намерения своего относительно заграницы Персиков не осуществи, и 20-й год вышел еще хуже 19-го. Произошли события, и притом одно за другим. Большую Никитскую переименовали в улицу Герцена. Затем часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой остановились на одиннадцати с четвертью, наконец, в террариях зоологического института, не вынеся всех пертурбаций знаменитого года, издохли первоначально восемь великолепных экземпляров квакшей, затем пятнадцать обыкновенных жаб, и наконец, исключительнейший экземпляр жабы Суринамской» М.Булгаков «Роковые яйца»
В этом примере предложения со сказуемыми в форме глаголов совершенного вида передают последовательность событий за довольно большой период времени. Предложения автономны, то есть ярко выраженной логической связи между ними нет. Порядок следования их определен хронологий развития событий. Акцент сделан на сообщении о последовательных событиях, а не на их фиксации органами чувств человека.
Динамичность повествования
Повествование всегда динамично, поскольку фиксирует переход от одного действия или состояния к другому, то есть изображает действительность в процессе изменения и развития. Динамичность повествования достигается с помощью:
Роль повествования в тексте
Удельный вес повествования в текстах различен. Но чаще всего повествование чередуется с описанием в композиционных целях. Например, у Пушкина, писателя с ярко выраженной склонностью к повествовательности, даже описание интерьера содержит повествовательные черты: «Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампадка» (А.С.Пушкин «Пиковая Дама»)
У Тургенева тоже часто можно встретить соединение повествование и описания, хотя описательные фрагменты в его прозе по сравнению с прозой Пушкина более обширны и легко вычленимы в тексте: «Вот вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло. Солнце село… В лесу все темней и темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы» И.С.Тургенев «Ермолай и мельничиха».
Вывод прост: несмотря на то, что все тексты можно разделить на разные речевые действия, трудно обнаружить стерильно чистые формы описания или повествования. Писатель делает акцент на различных гранях действительности, используя вперемешку повествование с описанием, и в результате они создают у читателя нужное автору разнообразие восприятия.
В статье использованы материалы работы: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»
Типы речи: повествование, описание, рассуждение
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Разновидности текста с описанием
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»
Повествование
Полезное
Смотреть что такое «Повествование» в других словарях:
повествование — речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, телеповествование, рассказывание, повесть Словарь русских синонимов. повествование см. рассказ 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З … Словарь синонимов
ПОВЕСТВОВАНИЕ — в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей … Большой Энциклопедический словарь
ПОВЕСТВОВАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ, повествования, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. повествовать. 2. Повесть, рассказ о каком нибудь событии. 3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от… … Толковый словарь Ушакова
ПОВЕСТВОВАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких н. событиях, о чём н. совершившемся. Авторское п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОВЕСТВОВАНИЕ — ПОВЕСТВОВАНИЕ. Один из функционально смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектами П. являются действия, события и их последовательность. При П. создаются динамические образы, что обусловливает широкое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
повествование — ▲ описание ↑ история повествование изложение какой л. истории; описание событий. повествовать. повествовательный. повествование от первого лица. повествование от третьего лица. рассказ. рассказчик. рассказывать. пересказ. пересказывать. поведать … Идеографический словарь русского языка
Повествование — – функционально смысловой тип речи (см.), предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Напр.: И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
повествование — я; ср. 1. к Повествовать. Возобновить п. Прерывать чьё л. п. 2. Рассказ о действиях, поступках, событиях. П. о жизни народа в то далёкое время. 3. Спец. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. Лирическое, историческое п. * *… … Энциклопедический словарь
повествование — 1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической – на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
повествование — Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник
7.5. Текст-повествование и его виды
Текст и его основные признаки
Повествование, в отличие от описания, представляет собой изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга. Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе пример текста повествования – знаменитый рассказ Цезаря: «Пришёл, увидел, победил». Он ярко и точно передаёт суть повествования – это рассказ о том, что произошло, случилось.
Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Именно поэтому главное средство такого рассказа – сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, то есть передают самое событие, действие.
Повествование теснейшим образом связано с пространством и временем. Обозначение места, действия, название лиц и не лиц, производящих действия, и обозначение самих действий – это языковые средства, с помощью которых ведётся повествование.
Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.
Одной из объективированных разновидностей повествования является сообщение, распространённое в средствах массовой информации. В качестве примера можно привести статью «Террорист с отвёрткой захватил поезд» из газеты «Комсомольская правда»:
Примером субъективного повествования может служить рассказ героя повести А.С. Пушкина «Выстрел» о дуэли с графом. Повествование ведётся от первого лица, все события пропущены через авторское восприятие. Сильвио невольно концентрирует внимание на тех ключевых моментах, которые произвели на него особое впечатление, задели самолюбие, оскорбили и т.д.:
При всём разнообразии конкретных текстов-повествований, можно выделить некоторые наиболее типичные способы построения такого типа текстов.
Риторики предлагают рассказчику несколько типичных схем повествования.
1. Начало повествования. Возможны варианты:
обращение к адресату:
Знаете ли вы, что такое украинская ночь. (Гоголь);
общая мысль рассказа:
В наши смрадные дни даже в тиши меррекюльских песков никуда не уйти от гримас и болячек родной политики (Лесков);
общепринятая истина, высказанная в афористической форме:
Тяжело порою быть русским человеком (Тэффи);
место, время, действующее лицо:
В очень древние годы, стародавние, был в некотором незнатном царстве премудрый король по имени Доброхот (Лесков).
2. Середина повествования. Структура самого повествования может быть различной. Можно следовать естественному порядку событий. Можно начать с некоторого необычного, яркого момента, которое было не в начале, а в середине или в конце события и т.д. (ср. композицию романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Конкретная композиция зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой автор. Но в любом случае риторики рекомендуют «нагнетать» степень заинтересованности адресата, продвигаясь к кульминации истории, которая и завершает середину повествования.
3. Конец повествования обычно содержит развязку истории. Она, по рекомендации риторик, должна быть рассказана так, чтобы соответствовать началу и середине. После развязки может следовать «нравственная мысль», или вывод из всего повествования (ср. мораль басен).
Таким образом, при составлении собственных рассказов необходимо соблюдать определённые правила. Наиболее общепринятыми из них являются следующие: