Что такое повторение в музыке
Реприза (в музыке)
Смотреть что такое «Реприза (в музыке)» в других словарях:
Реприза (в музыке) — Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение музыкального материала после его развития или изложения нового. Реприза способствует… … Википедия
Реприза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Скобки репризы, в которые помещается повторяемая часть. Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры,… … Википедия
реприза — ы, ж. и РЕПРИЗ а, м. * reprise f. устар. 1. Потребные для игры в Медиатер принадлежности состоят в четырех коробочках, и в двух играх карт. В игру сию должно играть четверым. Коробочки состоят из ровного числа марок. Сем контрактов или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Реприза — В Викисловаре есть статья «реприза» Реприза (фр. reprise): репри … Википедия
Реприза (форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Реприза (фр. reprise возобновление, повторение) музыкальный термин, обозначающий часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение… … Википедия
РЕПРИЗА — Слово реприза переводится с французского как повторение, восстановление, возобновление. В музыке, сохраняя это значение, оно имеет несколько различных оттенков. Если вы занимались музыкой хотя бы год, то наверное сталкивались с такими значками в… … Музыкальный словарь
Реприза — I Реприза (франц. reprisc, от reprendre брать обратно, возобновлять) в музыке, повторение какого либо раздела произведения. Большое значение имеют различные трёхчастные репризные структуры, в которых повторение раздела отделено от его… … Большая советская энциклопедия
Реприза — I ж. 1. Повторение какого либо раздела музыкального произведения (в музыке). 2. Нотный знак, указывающий на такое повторение. II ж. Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Реприза — I ж. 1. Повторение какого либо раздела музыкального произведения (в музыке). 2. Нотный знак, указывающий на такое повторение. II ж. Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Реприза — I ж. 1. Повторение какого либо раздела музыкального произведения (в музыке). 2. Нотный знак, указывающий на такое повторение. II ж. Короткий шуточный номер, исполняемый клоунами или другими артистами между основными номерами (в цирке и на… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Знаки сокращения нотной записи
music notes background
В музыке постоянно встречаются повторения одной и той же части композиции, это может быть как один такт, так и целая часть произведения. И чтобы облегчить запись и упростить чтение нот существуют знаки сокращения нотной записи. Давайте разберем их подробно и узнаем, что они означают.
Реприза
Знак репризы говорит о том, что необходимо сделать повтор части музыкального произведения от открывающего знака до закрывающего знака репризы.
Если необходимо повторить один или несколько тактов, используют следующие знаки.
Также при повторе частей бывают разные концовки. В этом случае будут ставиться репризы с дополнительными знаками сокращения письма, которые называются “вольты” (первая и вторая). Они обозначаются следующим образом.
Давайте разберем подробно этот пример. Сначала мы должны сыграть первые два такта, затем заново повторяем первый, но при повторе вместо первой вольты мы будем играть вторую.
Dal Segno и Da Coda
– сеньо, это знак, который говорит нам о месте, с которого необходимо начать повтор. Но сам по себе сеньо не дает команду к повтору, обязывает играть повтор знак Dal Segno или “D.S.” Если сказать проще, при исполнении произведения, когда вы встретите знак
, вы не обращаете на него внимания, но когда вы встретите фразу Dal Segno, то вам необходимо начать играть со знака
.
Обычно после фразы Dal Segno идут указания о том, что нужно делать дальше.
Разберем пример, показанный ниже.
1. Играем до знака D.S. al Fine
2. Возвращемся к знаку и играем повтор с этого места
3. После повтора произведение будет завершено фразой Fine.
На следующем примере показано как нужно действовать с D.S al Coda.
Также повторы могут происходить внутри такта. Например повтор мелодической фигуры. Выглядеть это будет так.
В этом случае первые четыре ноты должны повториться еще три раза. Повтор одной ноты также можно сократить. Например вот такую фразу
можно записать вот таким способом.
Еще упрощением нотного письма являются знаки переноса на октаву (вверх или вниз). Перенос на октаву вверх обозначается знаком 8va——-. Пунктиром обозначают промежуток переноса на октаву, начиная от 8va и до конца пунктира.
Перенос на октаву вниз обозначается знаком 8vb——-.
Что такое повторение в музыке
Если в пределах одного такта используется одна и та же мелодическая фигура, то такой такт может быть записан следующим образом:
Рисунок 2-1. Повтор мелодической фигуры
Т.е. вначале такта указана мелодическая фигура (в нашем случае это ), а дальше вместо того, чтобы ещё 3 раза перерисовать эту фигуру, просто флажками 3 раза указано на необходимость повтора. В итоге вы фактически играете следующее:
Рисунок 2-2. Исполнение мелодической фигуры
Согласитесь, сокращённая запись проще читается! Обратите внимание: в нашей фигуре у каждой ноты по два флажка (шестнадцатые ноты). Именно поэтому в знаках повтора по две черты.
Повтор ноты
Повтор одной ноты или аккорда () обозначается аналогичным образом. Рассмотрим такой пример:
Рисунок 2-3. Повтор одной ноты
Звучит эта запись, как вы, наверное, уже догадались, следующим образом:
Рисунок 2-4. Исполнение
Тремоло
Быстрое, равномерное, многократное повторение двух звуков называют словом тремоло. На рисунке 3-1 показано звучание тремоло, чередуются две ноты: «до» и «си»:
Рисунок 2-5. Пример звучания тремоло
Сокращённо это тремоло будет выглядеть следующим образом:
Рисунок 2-6. Запись тремоло
Как вы видите, принцип везде одинаков: указывается одна или две (как в тремоло) ноты, длительность которых равна сумме реально исполняемых нот. Штрихами на штиле ноты указывается количество флажков нот, которые нужно сыграть.
В наших примерах мы повторяем звучание только одиночной ноты, но вы также можете встретить сокращения, подобные этому:
Рисунок 2-7. И это тоже тремоло
Итоги. В рамках этой статьи вы изучили различные повторы внутри такта.
Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков. Уровень III — Для продвинутых
Особые приемы игры на барабанной установке и их обозначения.
Друзья продолжаем изучать нотную грамоту, эта статья будет завершающей из серии самоучителя нотной грамоты для драммеров.
Много интересной информации содержится в предыдущих статьях, ссылки на них ниже.
«Самоучитель: Основы нотной грамоты для барабанщиков»
Эти статьи помогут Вам быстро и легко освоить нотную грамоту, в дальнейшем лишь периодически перечитывать их, чтобы освежить память.
А сегодня будем рассматривать особые приемы игры и обозначения для барабанов.
Стаккато в музыке.
Стаккато (перевод с итал. Staccato) — это акцент с глушением рукой. На нотном стане обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (ни в коем случае не путать с точкой, расположенной справа от ноты, указывающей на добавление половины её длительности). Стаккато берет свои истоки от используемого ранее приема игры под названием: Аспирация — означающий укорочение звука на половину длительности.
Крещендо и диминуэндо в музыке.
Крещендо (перевод с итал. Crescendo) — постепенное увеличение силы звука, обозначается знаком « ».
Музыка и акценты.
Акцент — выделение громкостью. Музыкальные акценты применяются к нотам, обозначаются знаком акцента «>» (над нотой или под ней), должны звучать громче на фоне остальных нот. С применением акцентов музыка становится насыщеннее и разнообразней. Применительно к барабанам, чтобы обозначить акцент, зачастую используют тарелки.
«Мертвая» нота (нота призрак).
Уххх страшно стало? На самом деле не все так страшно, мертвые ноты (ноты призраки) — это такие же обычные ноты, но играются они гораздо тише основных. Обозначаются ноты-призраки в виде (♪) скобок возле головки ноты. Применяются как к барабанам, так и к тарелкам.
Залигованные (объединенные) ноты.
В барабанных партиях залигованные ноты встречаются довольно редко. Однако если такое случается, то играется только первая из залигованных нот.
Какая бывает динамика в музыке?
Динамика в музыке (определение) — обозначения силы звука, т.е относительную громкость исполняемых звуков.
Виды и средства обозначения музыкальной динамики:
Обозначение
Наименование
Уровень громкости (в фонах)
Умеренно громко. Если нет других обозначений динамики, то меццо-форте является громкостью по умолчанию.
Максимально возможная громкость звука.
Иногда применяется неожиданно резкое увеличение громкости звука — Sforzando (Сфорцандо), обозначается оно как — sfz.
Кстати, три fff или ppp, это далеко не предел =) В произведениях Чайковского, Шостаковича и других композиторов, можно встретить использование ffff, fffff, и даже pppppp.
Повтор (повторение) и реприза в музыке.
Музыкальные повторы применяются для экономии бумаги и места при написании музыки. Сейчас попробуем разобраться какие существуют повторения:
Повтор в музыке — это повторение последовательности нот целого такта или двух тактов. Музыкальный повтор обозначается специальным символом — знак повтора (см. картинку ниже).
Реприза в музыке — это повторение заданной части произведения. Знак репризы бывает открывающийся и закрывающийся, обозначающие с какого места нужно начинать и заканчивать повторение (см. картинку ниже). Над закрывающимся знаком репризы ставится число, указывающее сколько раз нужно повторить указанную часть. Если число отсутствует повторение делается 1 раз по умолчанию. Если отсутствует открывающийся знак репризы, то повторение начинается с самого начала.
Группировка (вязка) нот.
Для того, чтобы удобно было считывать ноты, они группируются (некоторые называют это добавлением ребер или «ребрирование»). Правильная группировка не только облегчает чтение нот, но и позволяет с легкостью определять ритмическую структуру.
Как группируются ноты?
Простые примеры группировки нот:
А вот как выглядит группировка нот, на примерах посложнее:
На первый взгляд, группировки нот различных длительностей выглядят очень странно и сложным для понимания. Нужно время, чтобы научиться быстро и на автомате расшифровывать группировки. Чтобы наработать восприятие нужно много практиковаться. Очень важно тренироваться играть с «листа» (табулатуры). Это как ничто иное развивает у Вас способность не только в восприятии группировок нот, но и в считывании информации с нотного листа в целом.
Обозначения RL и ПЛ.
Изучая различные рудименты (о том, что это я расскажу в будущих статьях, подписывайтесь чтобы не пропустить!), зачастую будете сталкиваться с такими обозначениями как R L, либо в русском варианте П Л.
Эти буквы ни что иное, как обозначение какой рукой (если тренируете ноги, то ногой) должна играться нота:
На этом друзья изучение нотной грамоты заканчиваем, в ближайшее время выйдет еще несколько интересных статей, не пропустите!
Конспетк урока музыки «Развитие музыки.Повтор,контраст»
«Виды развития в музыке: повтор и контраст».
В начале этого триместра мы с вами знакомились с различными видами музыкального развития.
А сегодня мы познакомимся еще с другими видами музыкального развития. Это повтор и контраст.
Но начнем мы с повторения.
Ребята, скажите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? (да)
В природе: прорастает зерно, становится колоском.
Из ростка вырастает куст, а затем дерево.
В жизни человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д.
Мы запоминаем музыку легко, когда она построена на ярких, запоминающихся интонациях, и мы с трудом ее узнаем, если в ее основе лежат интонации неяркие, невыразительные. Нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть развитие. Значит, в основе музыки есть интонация и развитие.
Давайте вспомним, что такое интонация? Ответы детей.
Давайте назовем основные средства музыкальной выразительности, с которыми мы уже знакомы. Ответы детей.
А что такое развитие? Ответы детей.
С какими видами музыкального развития мы уже знакомы?
Сегодня у нас необычный урок. Задумывались ли вы над тем, что в нашей жизни часто встречаются противоположности? Чтобы убедиться в этом, давайте поиграем в игру «Подбери слово».
Слайд 8
Я буду называть слово. Вам необходимо выбрать из представленных на слайде слово, противоположное по значению.
Молодцы. Обратите внимание, у нас образовались пары слов. В чем их особенность?
Учащиеся: Они обозначают что-то противоположное.
Учитель: Верно. Ещё можно сказать, что они контрастны. И все эти слова нам хорошо знакомы. Мы убедились в том, что контрасты встречаются в нашей жизни. А можем ли мы встретиться с ними в музыке?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем произведение Людвига ван Бетховена «Весёлая. Грустная».
Звучит произведение Л. ван Бетховена «Весёлая. Грустная».
Учитель: Как вы думаете, какая эта музыка по характеру, была ли она одинаковой на протяжении звучания произведения?
Учащиеся: Разная. Сначала она была весёлой, радостной, легкой, светлой, а затем изменилась: стала грустной, печальной, как будто кто-то жалуется.
Учитель: Молодцы. Вы правильно определили характер музыки. А как вы думаете, почему характер музыки изменился?
Учащиеся: Потому что композитор хотел передать два разных настроения.
Учитель: Правильно. А теперь давайте попробуем разобраться, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор?
Слайд 10
Учащиеся: В первой части — мажорный лад и быстрый темп. Во второй – минорный лад и медленный темп.
Учитель: Верно, молодцы. Мажорный лад – минорный лад, быстрый темп – медленный темп. Обратите внимание, что у нас образовались пары средств музыкальной выразительности. А в чем их особенность?
Учащиеся: Они противоположные!
Учитель: Правильно, они контрастные. Значит, для того чтобы передать разное настроение композитор использовал контрастные средства музыкальной выразительности.
Повторное слушание. Учащиеся работают с карточками.
Учитель: Молодцы. Вы не только точно уловили изменения настроения.
Итак, мы с вами убедились, что контрасты бывают не только в жизни, но и в литературных и музыкальных произведениях.
А бывают ли повторы в музыке? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте продолжим знакомство с русской народной песней «Со вьюном я хожу». Это песня – хоровод.
Давайте послушаем эту русскую народную песню.
Выберите из предлагаемых характеристик те, которые подходят к этой песне-танцу.
Запись в тетради: канон – вступление голосов по очереди
Мелодия остается прежней, т. е повторяется, но добавление канона делает песню более выразительной, более красивой и мелодичной. Мы еще раз послушаем эту песню. Определите, в каких куплетах мы слышим канон.
Повторное слушание. «Со вьюном я хожу» первый куплет одноголосный, второй и третий – каноном.
Откройте учебник на стр. 86. Здесь вы видите нотную запись этой песни. В первом куплете верхняя и нижняя строчки нот повторяются. Это значит, что мелодия поется одним голосом, т.е. звучит одноголосье. Во втором куплете верхняя строчка нот со словами полностью повторяются с первым куплетом. Сравните. А нижняя тоже повторяется, только с небольшим отставанием. Это и есть канон. В третьем куплете мы видим вновь повторение верхней строчки нот 1-го и 2-го куплетов, а в нижней вновь видим канон, но уже меняются и ноты.
Значит, в этой песне нет простого повторения куплетов. Вместе с повтором мы получили небольшое вариационное развитие (тема и две вариации). Давайте посмотрим в словаре ученика, что такое вариация (стр. 144).
Запись в тетради: вариация – изменение главной темы
Мы пользуемся этим словом и близкими ему «вариант», «варьировать» не только в музыке. Но здесь они имеют общее значение.
Повторение в музыке не может быть бесконечным. Если бы без конца повторялась одна и та же мелодия, произведение было бы неинтересным, скучным и быстро утомляло наш слух. Поэтому-то в музыке вместе с повтором используются вариации, видоизменения.
А теперь переходим к песенной части урока. Давайте начнем с распевания. Оно у нас также будет необычным – контрастным.
Слайд 14
Споем нашу попевку «Игра в слова»
Что изменяется в музыке во второй части по сравнению с первой?
Мы с вами разучивали песню «Почему медведь зимой спит».
А теперь попробуем выполнить все, что задумал автор этого произведения. Удастся ли нам передать контрасты в своем пении? Вспомним, о чем говорится в песне.
В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идет домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки.
Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно.
Три разных куплета – как бы три образа зимнего леса: спокойный, взволнованный и опять спокойный.
Давайте сами составим план исполнения песни, используя средства музыкальной выразительности.
Вот мы с вами сами составили план, по которому будем петь, меняя характер музыки. Такое изменение называется исполнительским развитием.
План исполнительского развития
1 куплет – спокойный
2 куплет – взволнованный
3 куплет – спокойный.
Исполнение песни целиком в характере (стоя, с движениями).
Молодцы. Вы постарались.
Да ребята, композитор сочинил для трех куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в нее развитие, движение, изменение характера. Вы пели то громче, то тише, то медленно, то ускоряя темп и т.д. Итак, эта песня является ярким примером исполнительского развития музыки.
Обобщение темы урока
Подводя итог урока, проверяя, как вы усвоили новую, сложную тему я задаю контрольные вопросы:
– С какими видами развития мы сегодня познакомились?….(контраст и повтор)
– Какие виды развития и в каких произведениях или песнях, пьесах вам встретились? (ладовое и динамическое в попевке «Игра в слова», контрастное в пьесе Бетховена «Веселая. Грустная», повтор в р.н.п. «Со вьюном я хожу», исполнительское – песня “Почему медведь зимой спит” Л. Книппера)
– Объясните на примерах, что такое контраст в жизни, в музыке?
На каком виде развития основано написание и исполнение русских народных песен?
Если в основе произведения заложено несколько видов развития, чем богаче выбор музыкальных средств, тем оно интереснее, ярче, выразительнее.
В основе музыки лежат интонация и развитие
Нет музыки без развития
Домашняя работа: – Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось.
Рефлексия на конец урока.
Поднимите руку высоко вверх, если ………
– На уроке было интересно, узнали много нового.