Что такое повторы в былинах

С какой целью в былинах используются повторы?

с какой целью в былинах используются повторы

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Зачастую повторы связаны с усилением, но в некоторых литературных произведениях они могут быть связаны с кумулятивным сюжетом, когда важно повторять одни и те же конструкции несколько раз. В былинах повторы связаны ещё и с тем, что они не просто рассказывались или читались, а исполнялись в сопровождении музыкальных инструментов, так что помимо усиления, повтор был ещё связан и с музыкальной конструкцией.

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Сборник назывался «Онежские былины».

План былины «Три поездки Ильи Муромца»

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

По плану пишем сочинение по шпаргалкам.

По первому пункту перечислите несколько особенностей, смотрите таблицу и привиедите пару примеров из текста. Для чего используются художественные приемы в былине

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Пункт два. былина состоит из зачина, основной части и концовки. Для чего нужен зачин в былине, о чем зачин предвещает.

Пункт три. Героический пафос. Напишите, что образ главного героя былины центральный, подвиги для чего совершает богатырь. Как обращение народа к былинным героям (Алешенька, Илюшенька) передает отношение народа к богатырям

Пункт четыре. Основные качества былинных героев. Перечислите эпитеты.

Пункт пять. сколько всего циклов былин, их отличия. О чем читатель узнает, читая новгородский цикл былин и киевский цикл былин.

Пункт шесть. Где происходит событие, как в былине описывается время эпитеты в былине. Вы как читатель, понимаете насколько сильным был русский богатырь с помощью художественных приемов, используемых в былинах.

И в конце завершаете сочинение, что авторами былин можно считать весь народ, используемая лексика передает быт древних русичей.

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Пункт семь. Ваше отношение к художественным приемам, для чего нужны гиперболы,

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Решает Илья Муромец испытать судьбу: по первой «дороженьке» поехал, повстречал разбойников, победил их всех, очистил путь.

Поехал по второй дороге и повстречалась ему красна девица. Только красота ее оказалась обманчивой, хотела девица сгубить нашего героя. Да не тут-то было. Илья хитрей оказался. И сам спасся и еще сорок добрых молодцев из плена коварной красавицы выручил. Вторую дороженьку очистил.

Вот такие удачные три поездочки сложились у нашего богатыря.

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Главным героем былины так называемого новгородского цикла под названием «Садко» оказывается этот самый Садко, которого в тексте былины часто называют Богатым гостем и купцом. Все остальные герои этой былины второстепенные.

Это морской царь, которому приглянулась игра тогда еще бедного гусляра Садко и он подсказал тому как разбогатеть.

Это Микола Можайский, святой угодник Николай, который помогает Садко добрым советом, когда тот оказывается во дворце морского царя.

Ну и это наверное девушка Чернава, которую Садко выбрал себе в жены.

Ну а главная мысль этой былины в том, что каждый из нас сам кузнец своего счастья. Если бы не научился Садко в свое время играть на гуслях. не стал бы он известным музыкантом и не приглянулся бы морскому царю. А не подскажи ему морской царь про золотых рыб, не стал бы Садко купцом. Не отправившись на морское дно, не нашел бы себе Садко невесту-красавицу.

Главную мысль этой былины можно выразить такими русскими пословицами как:

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Наконец, имеется в этой былине интересная мысль, что как бы ты не был богат, понимать можно как угодно: умен, красив, талантлив и прочее, ты не можешь быть богаче целого города, понимать следует народа.

Источник

Функции лексического повтора в былинах

Один из способов подчеркнуть значение слова состоит в том, что нужное слово или группа их повторяется. Создатели былин широко пользуются этим приемом.

Просмотр содержимого документа
«Функции лексического повтора в былинах»

Функции лексического повтора в былинах

Один из способов подчеркнуть значение слова состоит в том, что нужное слово или группа их повторяется. Создатели былин широко пользуются этим приемом:

…Как сильноё могучее Иванище,
Как он Иванище справляется,
Как он-то тут, Иван, да снаряжается
Идти ко городу Еросо́лиму,
Как господу там богу помолитися,
Во Ердань там реченьке купатися,
В кипарисном деревце сушитися,
Господнёму да гробу приложитися…
«Илья Муромец и идолище в Царьграде» [9; 155].

Повторение такого рода усиливает значение и вес слова, придает резкость обозначаемому через повторение качеству или свойству. «Крепко-накрепко» обозначает полную ненарушимость данному слову при всех обстоятельствах жизни без всяких исключений; «на веки вечные» звучит сильнее, чем «навеки» и «навсегда», означает, что конца не будет никогда.
Повторение приобретает особую силу, когда повторяемые слова или группы их разделены по разным строкам. Конец строки создает естественную паузу, и, таким образом, между повторяемыми словами или словесными сочетаниями создается небольшая остановка. Повторяющиеся сочетания могут стоять в конце одной строки и начале следующей (так называемая палилогия), или оба повторяемых элемента стоят в начале строки (анафора). Повторение в конце строк (эпифора) как художественный прием русскому эпосу неизвестно.

От повторений, имеющих целью усилить удельный вес слова, следует отличать сочетания и соединения из слов, близких по значению или даже восходящих к одному корню, но имеющих уже иную цель.
Одна из разновидностей таких сочетаний состоит в том, что к глаголу добавляется дополнение одинакового с ним корня. Цель таких сочетаний состоит не в том, чтобы усилить значение слова, а в том, чтобы придать ему точность:

…Она едет-то ко городу ко Киеву,
Она кличет-выкликает поединщика,
Супротив себя да супротивника,
Из чиста поля да и наездника…

«Илья Муромец и дочь его» [9: 177];

…она ездит поленица по чисту полю
На добром коне на богатырскоем,
Она шуточки-то шутит не великие,
А й кидает она палицу булатную
А й под облако да под ходячее… [9: 178];

…Старый казак Илья Муромец:
«Здравствуй-ко, старый казак Илья Муромец!»
Как он его тут еще здравствует:
«Здравствуй, сильноё могучеё Иванище!
Ты отколь идешь, отколь бредешь,
А ты отколь еще свой да путь держишь?» –
«А я бреду, Илья Муромец… [9; 156];

…Он с Иванищем прощается, распрощается:

«Прощай-ко ты, сильное могучее Иванище!
Впредь ты так да больше не делай-ко,
А выручай-ко ты Русию от поганыих.

Поехал тут Ильюшенька во Киев-град…

«Илья Муромец и идолище в Царьграде» [9: 162].

Другой тип подобного рода сочетаний состоит в том, что к слову прибавляется другое, весьма близкое к нему по значению: в тую пору-времечко, закручинился и запечалился, знаю-ведаю, идет путем да и дорогою и другие. Такие сочетания очень характерны для эпоса и весьма многочисленны и разнообразны.

В тех случаях, когда в конце строк повторяются не только слова, но синонимические группы слов, мы имеем уже не только явление смыслового порядка, но порядка организации стихотворной речи. Ритмика и метрика былинного стиха здесь не могут быть изучаемы. Они составляют предмет особой дисциплины, но некоторые отдельные явления, связанные с ритмическим употреблением слов, все же необходимо кратко рассмотреть.
На повторение словесных групп в конце строк обратил внимание Белинский и дал им иное и более правильное толкование, чем это впоследствии было сделано в трудах некоторых ученых.

В.Г. Белинский чрезвычайно смело и убедительно отнес их к области рифмы и истолковал их как смысловые рифмы. Он пишет: «В русской народной поэзии большую роль играет рифма не слов, а смысла: русский человек не гоняется за рифмою – он полагает ее не в созвучии, а в кадансе, и полубогатые рифмы как бы предпочитает богатым; но настоящая его рифма есть рифма смысла: мы разумеем под этим словом двойственность стихов, из которых второй рифмует с первым по смыслу. » [1: 156]. Отсюда эти частые повторения слов, выражений и целых стихов.

Источник

Понятие о былине

Разделы: Литература

Цель: рассмотреть понятие «былина», композицию былины.

Оборудование урока: компьютер, проектор, репродукции картин В.М.Васнецова, И.Билибина, зарисовки К.С.Аксакова, ария из оперы «Садко».

Ход урока.

I часть. Лекция.

Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устногонародного творчества…
М.Горький

1,2 слайды – тема, план урока. Назвать цель.

3,4 слайды. Рассказ учителя

Киевский цикл обладает рядом признаков: действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования стоит князь Владимир; основная тема – защита русской земли от кочевников. Для Киевского цикла былин характерны образы трёх богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и образы героев социально-бытовых былин – Вольга, Микула, Дюк и другие.

К Новгородскому циклу относятся сказания о Садко, Василии Буслаеве и др. В них затронуты социальные темы, и это обусловлено своеобразием жизни Новгорода, который вёл торговлю со многими странами. Былины рассказывали об обеих частях города и соединяющий их мост через Волхов, торговые ряды, быт купечества, влияние церкви, крепкие семейные порядки, поездки в другие страны.

Почти все былины в XIX и XX веках записаны от крестьян. В крестьянской среде их пели не только мастера-сказители, но и рядовые крестьяне – Т.Рябинин, В.Щеголёнок и др. (5 слайд) Это искусство передавалось из поколения в поколение. Так Трофим Григорьевич Рябинин обучил этому сына Ивана, от того пение былин перенял его пасынок, а от него его сын – Пётр. Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях (запись арии из оперы). Пение придавало рассказу торжественность.

6 слайд. Действие былин происходит в Киеве:

Сказители ведают о нарядной одежде былинных героев: У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него чёрна бархата. Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи.

Слайд 7. Хороший конь был в большом почёте на Руси и считался былинным героем. Конь Микулы Селяниновича обошёл даже княжеского коня. Верный конь предупреждал своего хозяина об опасности – «ржёт во всю голову», бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

9 слайд. Добрыня Никитич. Отличается добротой и прямодушием. Он пример воинского долга. В схватках с огненным змеем Добрыня дважды одерживает победу. Он смело защищает родную землю от «поганой нечисти».

12 слайд. Вольга Всеславьевич. Князь, бесстрашно защищающий русскую землю, не стесняющийся просить помощи у крестьянина-землепашца. Готов сложить голову во имя русской земли.

13 слайд. Князь Владимир. Великий князь «Владимир ясно солнышко». Его двор всегда открыт для русских богатырей. На дворе его княженецком врыты дубовые столбы, в столбы ввёрнуты булатные кольца, за которые богатыри привязывают своих ретивых коней, молятся Спасову образу, кланяются князю со княгинею и на все четыре стороны.

Наряду с былинными героями обязательно присутствовали и отрицательные персонажи, без них не интересен был сюжет. Главное в былинах – показать мощь русского богатыря, а её он проявлял в борьбе с «нечистью поганой», нападавшей на Русь.

14 слайд. Чудище поганое. В каждой былине обязательно присутствует отрицательный персонаж. Либо это чудище поганое, либо соловей-разбойник, вражеские полчища, змей. Отрицательные герои обязательно наделены отвратительными качествами: жестокостью, наглостью, умением извергать огонь, свистеть:

Как есть у нас погано Идолище
В долину две сажени печатных
А в ширину сажень была печатная,
А головище что водь люто лохалище,
А глазища что пивные чашища,
А нос-то на роже он с локоть был…

Из чего же состоит былина?

15 слайд. Композиция былины.

16 слайд. ЗАЧИН.

Обычно это описание выезда богатыря: «Как из города из…выезжал, выходил…».

Рассказ о детстве и юности, как он рос: «В славном городе во…», «Как стал тут…растеть, матереть…».

Живёт в определённом месте: «Поживал, добрые дела творил, возрастал, набирался сил…».

17 слайд. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЗАВЯЗКА

Часто события происходят на княжеском пиру, где главный герой ведёт себя не так, как все остальные гости, и этим обращает на себя внимание. Либо какие-то другие обстоятельства, при которых богатыря должны заметить, сообщить ему о враге всего народа.

Тут же должен появиться отрицательный герой (Соловей-разбойник, змей поганый, вражеские полчища), наделённый отрицательными качествами для завязывания сюжетного конфликта. Описание богатыря и злодея по ходу былины утраивается.

18 слайд. РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ
Описание хода событий, включающее в себя встречу богатыря с врагом или его войском, сражения, разговоры с другими героями

КУЛЬМИНАЦИЯ
Описание битвы богатыря со злым героем(врагом) или его войском, при которой происходит победа над врагом.

РАЗВЯЗКА
В этой части враг повержен, наказывается или заклинается больше зло не творить, или же сам злодей обещает не делать подлости.

КОНЦОВКА
Богатырю поют славу!

19 слайд. Описание героя.

При описании героя обязательно использовались эпитеты, гиперболы. Неотъемлемая часть былин – повторы, созвучное однородное окончание слов:

Так все травушки-муравы уплеталися
Да й лазоревы цветочки осыпалися

Очень характерны постоянные эпитеты: чисто поле, тёмныи леса, добрые кони, синии моря, красно золото, ракитов куст.

20 слайд. Одно из основных изобразительно- выразительное средство в былине – гипербола.

ГИПЕРБОЛА – это преувеличение. Сказители, воспевая своих героев, преувеличивали их силу, ум, ловкость, чтобы передать слушателю своё восхищение добрым молодцем. У каждого сказителя своя манера повествования, у каждого свой герой. Поэтому один описывает одежду богатыря – нарядную:

«А кольчуге цена сорок тысячей, а шелому цена да три тысячи, а стрелы в колчане по пяти рублёв, а коню-то – сметы нет»,

«По целой версты конь поскакивал, по колен он в землюшку угрязывал, он с землюшки ножи выхватывал, по сенной копне он земелики вывёртывал, за три выстрелы камешки откидывал»,

«Он брал-то ведь сошку одной рукой, сошку из земли он повыдернул, бросил сошку за ракитов куст…»

Слайд 21. Неотъемлемой частью былин являются повторы.

Для былин характерны частые повторы предлогов, союзов, глаголов, начала строк(анафора), строфы целиком. Они позволяют сохранить речитатив:

Как из славного из города из Киева
Из того ль села из Игнатова…

Повторы нужны были сказителю для того, чтобы легче запомнить былину и исполнять:

Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир…

II часть. Комментированное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».

Домашнее задание.

Источник

Что такое повторы в былинах

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН

Былины строятся по определённому плану.

Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Так, в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике трижды повторяется описание силы Соловья-разбойника.

Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

Во стольном во городе во Киеве,

У ласкового у князя у Владимира.

Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.

Такие сходные описания, встречающиеся в разных былинах (и в сказках), называются общими местами.

То старина, то и дёянье,

Часто одни и те же эпитеты постоянно характеризуют тех или иных героев, предметы, явления жизни, природы и т. д. Поэтому их называют постоянными эпитетами. В былинах, например, встречаются такие постоянные эпитеты: дородный добрый молодец, сила великая, славный стольный Киев-град, тугой лук, тетивочка шелковая, стрелочки калёные.

Часто в былинах применяются сравнения:

Нагнано-то силушки черным-черно,

Черным-черно, как черна ворона.

Щукой-рыбою ходить Вольгё во синих морях,

Птицей-соколом летать Вольгё под оболоки,

Волком рыскать во чистых полях.

Употребляются отрицательные сравнения:

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Поклоняется сын перед батюшкой.

Желая подчеркнуть какой-либо оттенок смысла слова, важный, по мнению народного певца, для понимания повествования, сказители былин широко применяют синонимы: «Стал Вольга растеть-матереть»; «А орать да пахать да крестьяновати,»; «Тут Илье за беду стало, за великую досаду показалось. »

Важную роль в языке былин играют существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами. Они выражают народную оценку героев былин. Богатыри часто называются ласкательными именами: Илюшенька, Добрынюшка Никитич, Микулушка Селянинович и т. п. Суффиксы ласкательного значения применяются и в словах, обозначающих предметы, принадлежащие богатырю. У него «стрелочки калёные», «седёлышко», «уздечки», «войлочки», «потнички» и т. д.

Былина произносится нараспев. Подчиняясь напеву, сказитель ставит ударения на определённых словах, а другие слова при этом, не имея ударений, как бы сливаются в одно слово («матьсыраземля», «полечистое»). В связи с этим иногда слово имеет различные ударения в одной и той же. былине («Соловей- Соловей», «молодой», «молодый», «молодый»).

Источник

Что такое зачин в сказке? Сказочный зачин, присказка и концовка

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

В народных произведениях зачин состоит из традиционного набора слов, содержит общепринятую формулу. Зачин связан с повествованием, он указывает на время и место действия, называет персонажей.

Например, в былинах про русских богатырей и князя Владимира Красно Солнышко зачин может быть таким:

Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира..

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Синонимы к слову «зачин»: начало, вступление, введение, присказка, запев.

Зачин, присказка и концовка в сказке

Пример присказки: « Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала? »

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Зачин в литературе

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Зачин в сказке «Царевна-лягушка»

Завершается сказка концовкой : « И стали они жить дружно, в любви и согласии ».

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка». Иван Билибин

Зачин в сказке «Сивка-Бурка»

Зачин в сказке про Сивку-Бурку следующий: « Жил-был старик, у него было три сына ».

Концовка: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

«Сивка-бурка, вещая каурка». Типография товарищества И.Д. Сытина, 1906 год

Зачин в былине «Вольга и Микула Селянинович»

В былине о Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче зачин посвящен рождению и взрослению князя Вольги:

Когда воссияло солнце красное,
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Смысл зачина былины «Вольга и Микула Селянинович» в том, что он описывает становление князя Вольги, готовит к его противопоставлению с крестьянином Микулой.

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Вольга Святославович и Микула Селянинович. Иллюстрация Ивана Билибина

Былина украшена повторами, гиперболами (художественными преувеличениями) и постоянными эпитетами.

Зачин в сказке «Конек-горбунок»

Концовка также стилизована под народную сказку:

Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Что такое повторы в былинах. Смотреть фото Что такое повторы в былинах. Смотреть картинку Что такое повторы в былинах. Картинка про Что такое повторы в былинах. Фото Что такое повторы в былинах

Иллюстрация к сказке «Конек-горбунок». Владимир Милашевский

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *