Что такое пояснение в русском языке 3 класс
Основные правила по русскому языку за 3 класс
Речь. Текст. Предложение. Слово.
Текст состоит из предложений, а предложения — из слов.
Каждое предложение произносится с какой-либо целью.
Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.
Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.
Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)
Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.
Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.
Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы.
Главные члены предложения:
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
В предложении есть главные члены и второстепенные.
Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член
Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому.
Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.
Звуки мы произносим и слышим.
Букву пишем и видим.
Звук на письме обозначается буквой.
Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.
Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.
Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ, ь.
Буквы е, ё, ю, я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.
При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.
Гласный звук образует слог.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся.
Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.
Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится
В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.
Ударные и безударные гласные.
Безударные гласные в корне слова нужно проверять.
Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.
В словосочетании одно слово зависит от другого.
Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.
Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Основа – это часть слова до окончания.
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’
Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’
Непарные звонкие : л л’ м м’ н н’ р р’
Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’
Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим.
Слова с парными согласными на конце нужно проверять.
Для проверки, измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.
Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.
Правописание безударных гласных в корне слова.
Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится.
Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово.
Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне.
Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами.
Слова с непроизносимыми согласными в корне.
В корнях некоторых слов звуки в, д,л, т не произносятся, а буквы в, д,л, т пишутся.
Для проверки подбираем однокоренное слово. Если звук слышится, то пишем в слове. Если звук не слышится, то и в слове его не пишем.
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.
Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.
Разделительный твердый знак (Ъ)
Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е, ё, ю, я.
Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.
Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.
Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные.
Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевленные.
Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.
Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:
Именительный падеж кто? Что?
Родительный Кого? Чего?
Творительного Кем? Чем?
Предложный О Ком? О чем?
Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
Лексическое значение слова – способы объяснения, определение (3 класс, русский язык)
Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.
Определение понятия и способы объяснения значения слова
Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.
Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.
Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также использую словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьным. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.
Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.
Подбор синонимов и антонимов также помогает опять, что означает то или иное слово.
Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?
Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.
Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать, “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.
В помощь школьникам и не только созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.
Что мы узнали?
Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно просесть в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.
Лексическое значение слова
Всего получено оценок: 98.
Всего получено оценок: 98.
Лексическое значение слова можно узнать, если открыть специальный словарь – толковый. В русском языке множество слов, и все они зафиксированы в таких словарях. Каждый ученик 3 класса должен употреблять слова правильно, понимая, что они означают – тогда речь человека будет точной и красивой.
Определение понятия и способы объяснения значения слова
Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает. При этом значение может быть абстрактным и конкретным, что проще всего рассмотреть на примере слова “лес”. Так, в общем случае оно означает некую совокупность деревьев, расположенную на определенной территории, где также обитают животные. Но при этом слово может конкретизироваться, обозначая какой-то определенный лес.
Как определить его значение? Для этого используются разные способы. Первый и самый простой – это заглянуть в толковый словарь. Там же можно найти и контекст – цитаты, где оно употребляется. Это делает расшифровку значения еще более понятной.
Самый распространенный толковый словарь русского языка составлен С. И. Ожеговым – в нем около 80 тысяч слов. Школьники также используют словарь, предназначенный специально для них – он так и называется – школьный. И, конечно, нельзя не упомянуть словарь, собранный Владимиром Ивановичем Далем, хотя в нем уже довольно много устаревших на сегодня слов.
Существуют и другие способы лексического значения слова. Так, можно самостоятельно понять, что оно означает, если подобрать однокоренные конструкции. Например, если вы уже знаете значение слова “лес”, то “лесник” и “лесной” понятны интуитивно.
Подбор синонимов и антонимов также помогает понять, что означает то или иное слово.
Как значение слова в русском языке влияет на его сочетаемость?
Значение имеет прямое влияние на сочетаемость слов. Как правило, в русском языке слова изолированно не употребляются, они говорятся и пишутся вместе, в конструкциях. И определение имеет самое прямое влияние на то, как это происходит.
Под лексической сочетаемостью понимается способность слова соединяться с какими-то другими. У каждого есть определенный круг таких сочетаний. Так, можно сказать “металлическая палка”, но нельзя сказать “металлическое озеро”. Допущенная в таком случае ошибка называется лексической.
В помощь школьникам и не только им созданы специальные словари сочетаемости. Но научиться грамотно говорить и писать только с их помощью невозможно – нужно много читать, тогда конструкции, используемые в русском языке, сами закрепятся в памяти.
Что мы узнали?
Лексическое значение слова – это его определение, которое помогает понять, что это слово обозначает. Есть несколько способов найти это значение: его можно прочитать в толковом словаре, подобрать синонимы и антонимы, подобрать однокоренные слова, значение которых уже известно. Лексическая сочетаемость напрямую зависит от значения слова, поэтому грамотному человеку важно его знать.
Основные правила по русскому языку за 3 класс: члены предложения
Статья поможет быстро вспомнить разбор предложений по составу за 3 класс, в том числе все члены предложения, после каникул и во время учебы. Сохраните страницу себе в закладки, чтобы не потерять.
Основные правила по русскому языку за 3 класс разбиты на 3 раздела:
Предложения (повторение)
Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Предложения по цели высказывания (для чего произносятся или пишутся):
— Повествовательные – содержат рассказ, повествование. В конце ставится точка (.).
— Вопросительные – содержат вопрос. В конце ставится вопросительный знак (?).
— Побудительные – содержат приказ или просьбу. В конце ставится восклицательный знак (!).
Предложения по интонации:
— Восклицательные – произносятся с особым чувством
— Невосклицательные – произносятся спокойно
Части речи (повторение)
Главные члены предложения
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы: кто? или что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным. Оно подчёркивай одной чертой.
Примеры: Черемуха цветет в мае. Лодка плыла по озеру.
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и по форме.
Второстепенные члены предложения за 3 класс
Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые поясняют, уточняют, дополняют предложение (подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член). Это все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? Чаще всего определение выражено именем прилагательным. Определение подчёркивай волнистой линией.
Пример: Маше купили красный шарф.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место (где? куда? откуда?), время (когда? с каких пор? до каких пор?), причину (почему? отчего?), образ действия (как? каким образом?) и пр. Обстоятельство подчёркивай пунктиром с точкой.
Считалочка: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Распространенные и распространенные предложения
Предложение с второстепенными членами предложения называется распространенным. Пример: Дети играют в мяч.
Предложение без второстепенных членов называется нераспространенным. Пример: Дети играют.
Однородные члены предложения
Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.
Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Они являются одним и тем же членом предложения, могут быть главными и второстепенными. Примеры: Черемуха (что?) и сирень (что?) цветут в мае. Холодный (какой?) и резкий (какой?) ветер дул с моря.
Между однородными членами предложения, не соединенными союзами, ставится запятая.
Союзы и однородные члены предложения
Союзы: А, НО, ДА И, ИЛИ. Они соединяют члены предложения.
Запятая не ставится:
Запятая ставится:
Словосочетание в предложении
Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу. В любом словосочетании одно слово (зависимое) зависит от другого (главного). Например, кораблик (какой?) бумажный, плывёт (где? по чему?) по реке, плывёт (как?) быстро.
Не являются словосочетанием:
Значение слов
Однозначными называются слова, имеющие только одно значение: чемодан, ангина.
Многозначными называются слова, у которых есть два или несколько значений. Разные значения слова, как правило, связаны между собой:
1. груша — фруктовое дерево (цветущая груша),
2. груша — плод этого дерева <сладкая груша),
3. груша — изделие, по форме напоминающее этот плод <боксёрская груша).
Различать многозначные слова и омонимы. В толковом словаре значения многозначных слов разделяются отдельными цифрами, а омонимы даются как отдельные слова с цифровыми показателями сверху справа.
Синонимы — слова, близкие по смыслу: друг — товарищ — приятель.
Антонимы — слова одной и той же части речи с противоположным значением: друг — враг.
Устойчивые выражения — это такие выражения, которые мы не придумывали сами, а храним в памяти в готовом виде и используем при необходимости. Устойчивые сочетания слов называют фразеологизмами. Таким сочетанием слов можно назвать предмет, явление, ситуацию, действие: взять себя в руки, капля в море.
Текст
Текст — это нескольких предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения должны быть связаны по смыслу и грамматически. Текст должен обладать смысловой цельностью и быть связным и законченным.
К тексту можно подобрать заголовок.
Тема текста — это то, о чём автор пишет.
Основная мысль — это то, что автор хочет сказать, то, ради чего он пишет текст.
Типы текстов
Стили текстов
Заключение
Памятка включает в себя разбор предложений за 3 класс, в том числе главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, словосочетания и слова. Помогает ученикам самостоятельно работать над своими ошибками.
Правила русского языка 3 класс ФГОС Школа России (Канакина)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА 3 КЛАСС
ОБРАЩЕНИЕ — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь.
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Основа простого предложения может состоять: из двух главных членов (подлежащего и сказуемого) или только из одного главного члена предложения (только подлежащего или только сказуемого).
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – это два, три или несколько слов, соединенных общим смыслом и грамматически, но не являющихся законченным предложением.
В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Смысловая связь в словосочетаниях устанавливается по вопросу, который ставится от главного слова к зависимому.
Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространенное предложение.
ЧТО ТАКОЕ ЧАСТИ РЕЧИ?
Какой? Какая? Какое? и др.
Указывает на предмет, но не называет его.
Количество предметов или порядок при счете.
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё,ю,я,и.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ знак пишется после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед е,ё,ю,я.
При переносе слова с одной строки на другую ъ нельзя отделять от стоящей перед ним буквой.
Для того чтобы убедиться что в слове отсутствует непроизносимый согласный звук, для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного был гласный.
Чтобы определить корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.
СУФФИКС- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Чтобы найти суффикс в слове нужно подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом. Часть слова которая стоит аосле корня и перед окончанием и будет суффиксом.
ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И ПРИСТАВОК
Приставка – значимая часть слова, пишется слитно. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог – это самостоятельная часть речи, пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос.
Предлоги никогда не употребляются с глаголами.
На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак
На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак НЕ пишется
Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов пишутся через дефис.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО – это форма именительного падежа мужского рода в единственном числе.
Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределенной (начальной) форме.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 3 КЛАСС
Аккуратно, алфавит, альбом, апрель, берег, береза, быстро, вдруг, весело, ветер, вместе, вокруг, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, желать, желтый, животное, завод, завтрак, заря, заяц, здравствуй, земляника, извините, интересный, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, класс, коллектив, коллекция, комната, компьютер, коньки, корова, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, овёс, овощи, огурец, одежда, однажды, около, октябрь, орех осина, пальто, пенал, песок, петрушка, пирог, платок, погода, помидор, понедельник, пороша, посуда, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, ромашка, Россия, русский, рябина, самолет, сапоги, сахар, север, сентябрь, сирень, скоро, снегирь, собака, солдат, солома, сорока, спасибо, среда, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, фамилия, февраль, хорошо, четверг, четыре, черный чувство, шёл, шоссе, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык.
Новый год С Новым годом! С Днём рождения! День знаний День 8 Марта День Победы
ПОРЯДОК РАЗБОРА ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Дело – сущ. (что?). Н.Ф. –дело. Неодуш., нариц., ср.р., в И.п., в ед.ч. Подлеж.
Мастера – сущ. (кого?). Н.ф. – мастер. Одуш., нариц., м.р., в Р.п., в ед.ч. Втор.чл.
Хвойные –прил. (какие?). Н.ф.- хвойный. Во мн.ч., в И.п. Втор.чл.
Серебристом- прил. (каком?). Н.ф. – серебристый. В м.р., в ед.ч, в П.п. Втор.чл.
Дремлет – глаг. (что делает?). Н.ф. – дремать. В наст. вр, в ед.ч. Сказ.