Что такое поясной поклон в православии
Азы Православия. О поклонах и крестном знамении
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
Креститься с поясным поклоном следует:
Креститься с земным поклоном следует:
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
Ответы на вопросы
Фото: Фотобанк Лори
Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.
Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:
В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.
Важность участия тела в молитве
Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.
Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.
Труд в молитве
Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.
Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.
Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!
Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.
В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы
Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.
Молитва стоя
Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно
Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.
На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.
Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время
Молитва на коленях дома
Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.
На коленях дома можно молиться в любое время,
кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.
Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия
— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.
Коленопреклонения на литургии в православии
В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только
В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.
В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.
Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.
Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?
Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.
Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.
В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.
Как правильно совершать земной поклон?
Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.
В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):
В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.
Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).
Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.
Как правильно совершать поясной поклон?
Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.
Молитвенные жесты
Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.
О крестном знамении в православии: сила, значение и суть
В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.
Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.
Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.
Как совершать крестное знамение?
Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.
Сначала складывают пальцы:
Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться
После этого должен следовать наклон головы или поклон.
Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.
Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии
Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.
Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.
В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.
Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.
После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.
Именословное перстосложение
Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.
Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.
Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:
Православная Жизнь
Нередко приходится наблюдать, что в разных храмах — свои традиции относительно поклонов, отличающиеся от традиции церковной. Как с этим быть?
Как и когда делать поклоны — вопрос непростой. Мало кто изучает матчасть и читает святых отцов в связи с этим вопросом. Как правило, новоначальный христианин на службах просто повторяет то, что делают опытные прихожане, но всегда ли они правы? Нужно ли стоять на коленях перед причастием? Можно ли делать земные поклоны в воскресенье? А если душа этого просит? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Александр Хворост.
Разбираемся с определением понятия
Поклон — древнейшее явление, связанное с культурой поведения человека и религиозным культом. Оно встречается повсеместно со времён язычества: в Древнем Риме, в восточных культурах и культах, в дохристианских культах славян, а также в мировых религиях — исламе, иудаизме и, конечно же, христианстве. Поклоны могут быть частью не только религии, но и элементом культуры общения между людьми — как, например, в Японии, где они стали выражением уважения и обозначением статуса приветствующих друг друга людей.
Поклоны на Руси были известны ещё в дохристианскую эпоху. Прикосновение лбом к земле служило знаком получения силы и благодати от природы. А обычай совершать земные поклоны перед князьями появился в период татаро-монгольского ига. Эта традиция пришла с востока, где правитель объединял функции политического главы и верховного жреца.
Поклоны в Священном Писании
Обычай совершать поклоны описан в Священном Писании. На коленях молился царь Соломон при освящении Иерусалимского храма: «Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу» (3 Царств 8:54). На коленях трижды в день молился святой пророк Даниил в период вавилонского пленения израильтян: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Дан. 6:10). На коленях за свой народ молился святой пророк Ездра: «А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему» (Ездр. 9:5).
В Новом Завете наш Спаситель усердно молился на горе Елеонской, преклонив колени: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лк. 22:41). Святой первомученик апостол Стефан на коленях возносил молитву за своих убийц: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:60). Таким же образом молился апостол Пётр перед воскресением Тавифы: «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села» (Деян. 9:40).
Многогранное явление
В православии поклонам уделяется особое место — как в богослужении, так и в частной молитве. Разработана целая система земных, поясных поклонов и преклонения главы. Духовный смысл поклонов многогранен. Это аскетические упражнения, влияющие на тело и душу человека. Поклон в храме выражает смирение и преклонение перед Богом, уважение и страх, признание Его превосходства и величия перед нашей греховностью и несовершенством. Земной поклон также может считаться выражением любви к Богу, жестом выражения особого благоговения перед Ним. Это и жертва, и выражение любви, страха Божия и благодарности — в зависимости от того, что движет человеком.
Преклонение главы — одна из форм поклона. Мы преклоняем головы, когда:
Поясные поклоны православные верующие совершают:
Земные поклоны совершаются:
Земные поклоны не совершаются:
Земные поклоны и коленопреклонённые молитвы
Очень интересно дела обстоят с коленопреклонёнными молитвами, в отношении которых есть различные мнения. Совершать их не рекомендовалось ещё на Первом и Шестом Вселенских соборах — это отражено в 20-м правиле Первого и 90-м Шестого. Священник Михаил Желтов, богослов и литургист, член Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви считает, что эти запреты относятся к коленопреклонённым ектениям, во время которых в древней Церкви народ Божий длительно молился на коленях. В наши дни мы так молимся в день Пресвятой Троицы. Видимо, в древности народ был покрепче, вера у него была потвёрже, вот люди и молились на коленях намного больше. К слову, призыв «Премудрость, прости» был как раз призывом встать с колен, это дословный перевод греческих слов «станьте прямо».
Таким образом, можно сделать вывод, что Вселенские соборы осуждали длительные молитвы на коленях в воскресные и праздничные дни. Однако это напрямую не относится к земным поклонам, которые человек может совершить быстро. У Церкви нет строгого запрета на земные поклоны в воскресные дни. Это скорее рекомендация, сопряжённая с традициями и уставом.
Земные поклоны в воскресные дни — нельзя или всё-таки можно?
Традиционно класть земные поклоны в воскресные и праздничные дни не положено, потому следует этого правила придерживаться из уважения к Церкви и той традиции, которая в ней сформировалась. Запрет совершать земные поклоны не строгий ещё и потому, что даже священник в алтаре во время литургии по современной традиции делает несколько земных поклонов: при входе в алтарь, в начале Божественной литургии, во время Евхаристического канона. Отмечу, что совершать земные поклоны не рекомендуется и по причине заботы об окружающих, что особенно актуально, если храм небольшой, а прихожан в нём много. Тогда такие поклоны даже технически выполнить сложно. В таких случаях лучше совершать земные поклоны в будние дни, когда это поощряется делать даже на Божественной литургии.
Почему совершать земные поклоны в воскресный день нет смысла? — потому, что это день радости, прообраз будущего воскресения, нового мира, который настанет после Второго Пришествия. Тогда не надо будет каяться, это день радости и свободы от всего, что нам мешало жить.
Особое время для земных поклонов — период Великого Поста, когда верующим о необходимости их совершения на службах напоминают звоном специального колокольчика. Однако если человек вне поста имеет особую нужду в усиленной молитве, выражает особое благоговение и почтение к святыне, он имеет возможность совершить земной поклон и в воскресенье — главное, чтобы это никому не мешало. Это можно сделать в углу храма или за колонной — то есть тайно, а Господь, видя тайное, воздаст ему явно.
Не лицемерить, не поучать и не кланяться для галочки
Категорически не рекомендую делать поклоны напоказ, это лицемерие и мерзость перед Богом. Господь всегда обличал лицемерие. Можно обманывать ближних, но Бога не обманешь. Когда прихожане бросаются на пол во внезапном приступе благочестия — это тщеславие. Ещё нельзя поучать и требовать от других, чтобы они совершали земные поклоны — это неправильно, потому что человек может по состоянию здоровья не иметь возможности кланяться. Такое поведение только отталкивает людей. Всё должно совершаться добровольно и по силам. Никто не требует совершать поклоны по принуждению — ведь тогда это не будет выражением ни любви, ни страха Божия.
Нельзя делать поклоны внешне и механически. Поклон должен быть наполнен смыслом, о котором мы упоминали: любовью, благодарностью, страхом Божиим и так далее. Когда мы делаем поклон, всегда надо помнить, перед кем или чем мы преклоняемся, где находимся — ведь в храме всё Духом Святым совершается, мы в святом месте пребываем. Не надо делать поклоны для галочки, без души, равнодушно.
Подытожу: поклоны имеют особое значение. У нас сложная система разных поклонов, совершать которые надо по уставу, но из всех правил есть исключения. Главное — чтобы в вашей жизни не было поклонов без веры, благоговения и страха Божия.
Поклон
Покло́н – символическое действие, преклонение главы и тела, выражающее смирение и благоговение перед Богом.
Бывают поклоны великие, называемые также земными, – когда молящийся становится на колени и прикасается главой земли, и малые, или поясные, – поясное преклонение главы и тела.
Церковь никогда не отделяла души от тела. Поклоны – это молитва тела.
«Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться».
праведный Иоанн Кронштадтский
Малые поклоны совершаются при всех храмовых и домашних молитвословиях. На богослужении, когда священник благословляет рукой, малый поклон делается без крестного знамения.
Великие постовые поклоны – троекратные земные поклоны с крестным знамением и чтением молитвы св. Ефрема Сирина, разделенной на три стиха.
Церковный Устав требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием истово, чинно, неторопливо и своевременно. Поклоны, коленопреклонения надо совершать по окончании каждого краткого прошения ектении или молитвословия, а не во время его чтения или пения. Недопустимо класть поклоны одновременно с совершением крестного знамения.
О недопустимости земных поклонов в дни воскресные и великих праздников
Не положены земные поклоны в дни воскресные (20‑е правило 1‑го и 90‑е правило 6‑го Вселенских Соборов) и великих праздников, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, также причастникам в день причащения ( см. обсуждение на форуме).
Также см. в Типиконе: “[Не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и владычний праздник, и в пятьдесятницу всю, колена не преклоняют]”.
Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о Панагии. Типикон. М.: Издательский совет РПЦ, 2002. — С. 25.
Стояние на коленях ни во время Литургии, ни во время Всенощного бдения Уставом не предусмотрено. Следует различать поклоны и в целом неправославный обычай стояния на коленях. Преклоняя колени в земном поклоне мы выражаем смирение и благоговение перед Творцом вселенной, сразу же поднимаясь мы исповедуем, что Господь уже совершил наше искупление (дал нам всё необходимое для спасения).
«Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчуждившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!»
Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1‑й Вселенский Собор 20‑м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору да стояще приносят молитвы Богу». И 6‑й Вселенский Собор, 90‑м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91‑м правиле говорит: «Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы». К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, предпочитают во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но если какую другую, то наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале ее, поется ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и соотворить поясной поклон.
Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, – характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского.
В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик.
На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета.
Правда, в собрании Н. П. Лихачева есть образ «Сергиева видения» начала XV века, на котором преп. Сергий изображен коленопреклоненным. Снимок с сего образа дан в «Истории русского искусства» И. Грабаря, том VI, стр. 99. Но при внимательном рассмотрении этого образа нетрудно установить, что здесь древнерусский иконописец изображает преподобного не во время более или менее длительной беседы его с Богоматерию, а лишь короткий момент первой встречи. Как известно, в древней Руси не только монахи, но и все мiряне при встрече их с старшими и уважаемыми людьми, приветствуя их, кланялись им до земли. Естественно, что и преподобный Сергий, узрев Царицу Небесную, с благоговейным восторгом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый приветственный поклон для принятия благословения от Высокой Гостьи, а не стояние на коленях на все время беседы. И преподобный, преклонившийся до земли, изображается начинающим уже вставать. Его глава не склонена вперед книзу, а даже несколько откинута назад, что естественно при вставании. Земли касается лишь одно левое его колено, правая же нога уже приподнята и опирается на землю своею ступней. А ученик, находящийся внутри келии и созерцающий видение из некоторого отдаления чрез отверстую дверь, стоит в совершенно прямом положении, лишь слегка склонив главу».
святитель Филарет, митрополит Московский:
«Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя ( Мф.6:6 )».
свящ. Андрей Лобашинский:
«Мне кажется, что отличием, особенностью православного христианства как раз и является тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наоборот – поднимает их с колен. Именно в восстании с колен и состоит суть христианства. Когда мы становимся на колени, мы свидетельствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы поднимаемся с колен, мы говорим о том, что Господь прощает нам и делает нас своими любимыми детьми, любимыми сынами и друзьями.
В Евангелии Христос говорит ученикам: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». Эти слова подтверждаются всем духовным опытом Православной Церкви. Конечно, прежде всего здесь имеется в виду духовная свобода, внутреннее освобождение. Но и во внешних проявлениях – а христианство постоянно подчеркивает связь внутреннего и внешнего – наблюдается то же самое. Если мы посмотрим внимательно все церковные уставы, церковные постановления, то увидим, что стояние на коленях – это, по сути говоря, традиция неправославная».
митрополит Антоний Храповицкий:
«Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. В основе правила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы призваны ко спасению. Господь сказал Апостолам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и восстави, и вот мы снова выпрямились и стали. Так молимся мы «восстави» на вечерне Пятидесятницы. Поэтому еще раз: не становитесь на колени, происхождение этого обычая не благодатно, создали его еретики. В православной молитве нет правильного соответствующего ему настроения. Надо различать: покаяние и падение ниц перед величием Божиим – в православном земном поклоне; рабское, теплохладное поклонение – стояние на коленах и, наконец, полное надежды предстояние. Мы осуждаем не жест, а непослушание Церкви, руководимой Святым Духом. И мы даже не осуждаем, но просим понять и напоминать себе, как далек этот обычай от православного духа и церковного понимания предстояния перед Богом, православного покаяния и поклонения Богу».
архиепископ Аверкий (Таушев):
«Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцов.
Первый Вселенский Собор, своим 20‑м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90‑м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, в своём 91‑м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».
Какое же мы имеем право поступать вопреки голосу Вселенской Церкви? Или мы хотим быть благочестивее самой Церкви и великих Отцев Её?
О непреклонении колен в дни воскресные и Господских праздников учил и основатель нашей Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший Митрополит Антоний, который еще в бытность свою Архиепископом Волынским и Житомирским издал об этом послание к своей пастве, не преклоняет колен в дни воскресные и Господские праздники и наш теперешний Первоиерарх Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий».
святитель Симеон Солунский:
«Нет ничего маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их?».
архимандрит Роберт Тафт SJ:
…В древности коленопреклонения перед принятием причастия на самом деле никогда не было, не говоря уже про все традиции. Характерным древним жестом благоговения перед принятием причастия было не коленопреклонение, а поклон и наложение крестного знамения, что до сих пор мы видим в византийских обычаях. Коленопреклонение — знак покаяния. Обычай становиться на колени является средневековой западной практикой, которая постепенно вошла в обиход Латинской церкви между XI и XVI столетиями. И, конечно, постепенно греко-католики, угнетаемые собственным комплексом неполноценности, переняли это у латинян; чтобы показать последним, что, имитируя латинские инновации, они уже не вполне православные, а становятся «более католиками».
О поклоне на возгласе: «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните»
Это самый простой пример, но он-то и озадачивает: если прихожанам неведом смысл простейшей ектении, то какое же значение придается другим, более сложным, моментам службы, какой вкладывается в них смысл, каков вообще уровень понимания церковных священнодействий?
Приблизиться к умному деланию позволяет глубокая воцерковленность.
Примечания
1. Оглашенные – те, кому было оглашено, т.е. преподано, учение Церкви, люди, уверовавшие во Христа и готовящиеся к таинству крещения.
2. Божественная литургия. Молитва о оглашенных.
3. Некоторые современные пастыри высказываются в том роде, что христианину допустимо намеренно склонять главу во время молитвы за оглашенных, тем самым как бы выказывая свое смирение. Один почтенный протоиерей, поступавший именно таким образом, признавался, отвечая на недоумение своей паствы, что склоняет главу во время этой молитвы по смирению, так как считает себя «в вопросах вероучения» едва приступившим «к процессу оглашения», а «в жизни по вере – еще и не начинавшим этого процесса». Но недоумения остаются. Когда делают то, что не положено по чину богослужения, тем самым привлекая к себе общее внимание, то возникает простой вопрос: нужно ли свое смирение демонстрировать окружающим, не противно ли это самому духу смирения, не обращается ли оно при этом в свою противоположность? Другой, не менее почтенный пастырь считает, что «мы хотя и крещены, но недостаточно воцерковлены, и не поступаем по благодати крещения», на этом основании, мол, «можно себя поставить в ряд оглашенных и опустить голову». Тут возникает другой вопрос. Конечно, все мы недостойны звания христианина, осознавать это полезно, но достойно ли христианина воображать себя лишенным неотъемлемой благодати крещения? Не говоря уже о том, что человек недостаточно воцерковленный никак не может уравниваться с некрещенным, для этого надо было бы отказаться от догматического сознания. Кроме того, по этой логике через минуту на возглас «оглашеннии, изыдите» придется, смирения ради, вообразить себя уходящим со службы, а на возглас «елицы вернии… Господу помолимся» уже потребуется не только вспомнить, что мы крещены, но вообразить себя и воцерковленными, и «поступающими по благодати». А то ведь как причащаться, если «поставили себя в ряд оглашенных». Уместна ли такая игра фантазии во время богослужения, вместо осознания истинного значения литургических действий и символов? Символика здесь не декор, но сильное средство духовного воздействия, искажать ее произвольной игрой ума опасно. Православная аскетика запрещает молящемуся уму допускать именно воображение, призывает бороться с ним, а не культивировать. Смирение же, как живое ощущение своей испорченности и ничтожности, как искреннее признание себя наихудшим среди людей, ничего общего не имеет с самовнушением и притворством.
4. Типикон, на основании Канонического Правила VI Вселенского Собора № 90, что подтверждено уставом свт. Василия Великого (прав. № 91) и др. постановлениями, налагает категорический запрет на земные поклоны и коленопреклонения в воскресные и праздничные дни и в определенные моменты богослужения (Херувимская, Шестопсалмие, Честнейшая, Великое славословие). Значительно то, что этот уставной запрет не есть плод человеческого изобретения, но получен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откровении через ангела прп. Пахомию Великому: «С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен». Казанский П.С. История православного мон-ва… Т. 1. С. 238.
5. Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003. С. 677.
6. Рафаил (Карелин), архим. Умение умирать, или искусство жить. М., 2003. С. 311, 313.
7. Богословско-аскетическое значение коленопреклонений и смысл запрета на земные поклоны – эти темы рассматриваются в наст. изд., т. 2, 4.
8. Киприан (Керн), архим. Литургика. M., 2002.
9. Софроний (Сахаров), архим. Письма в Россию. Essex; М., 2003. С. 68.
Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы в 4 т. Т. 1. Глава «Тайна Таинств». С. 80–83. Новиков Н.М.