Что такое поясной поклон в православии

Азы Православия. О поклонах и крестном знамении

Что такое поясной поклон в православии. Смотреть фото Что такое поясной поклон в православии. Смотреть картинку Что такое поясной поклон в православии. Картинка про Что такое поясной поклон в православии. Фото Что такое поясной поклон в православииДля крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Что такое поясной поклон в православии. Смотреть фото Что такое поясной поклон в православии. Смотреть картинку Что такое поясной поклон в православии. Картинка про Что такое поясной поклон в православии. Фото Что такое поясной поклон в православииОсенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

Креститься с поясным поклоном следует:

Креститься с земным поклоном следует:

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

Источник

Ответы на вопросы

Что такое поясной поклон в православии. Смотреть фото Что такое поясной поклон в православии. Смотреть картинку Что такое поясной поклон в православии. Картинка про Что такое поясной поклон в православии. Фото Что такое поясной поклон в православии

Фото: Фотобанк Лори

Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

Молитвенные жесты

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.

Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

Источник

Православная Жизнь

Нередко приходится наблюдать, что в разных храмах — свои традиции относительно поклонов, отличающиеся от традиции церковной. Как с этим быть?

Что такое поясной поклон в православии. Смотреть фото Что такое поясной поклон в православии. Смотреть картинку Что такое поясной поклон в православии. Картинка про Что такое поясной поклон в православии. Фото Что такое поясной поклон в православии

Как и когда делать поклоны — вопрос непростой. Мало кто изучает матчасть и читает святых отцов в связи с этим вопросом. Как правило, новоначальный христианин на службах просто повторяет то, что делают опытные прихожане, но всегда ли они правы? Нужно ли стоять на коленях перед причастием? Можно ли делать земные поклоны в воскресенье? А если душа этого просит? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Александр Хворост.

Разбираемся с определением понятия

Поклон — древнейшее явление, связанное с культурой поведения человека и религиозным культом. Оно встречается повсеместно со времён язычества: в Древнем Риме, в восточных культурах и культах, в дохристианских культах славян, а также в мировых религиях — исламе, иудаизме и, конечно же, христианстве. Поклоны могут быть частью не только религии, но и элементом культуры общения между людьми — как, например, в Японии, где они стали выражением уважения и обозначением статуса приветствующих друг друга людей.

Поклоны на Руси были известны ещё в дохристианскую эпоху. Прикосновение лбом к земле служило знаком получения силы и благодати от природы. А обычай совершать земные поклоны перед князьями появился в период татаро-монгольского ига. Эта традиция пришла с востока, где правитель объединял функции политического главы и верховного жреца.

Поклоны в Священном Писании

Обычай совершать поклоны описан в Священном Писании. На коленях молился царь Соломон при освящении Иерусалимского храма: «Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, руки же его были распростерты к небу» (3 Царств 8:54). На коленях трижды в день молился святой пророк Даниил в период вавилонского пленения израильтян: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Дан. 6:10). На коленях за свой народ молился святой пророк Ездра: «А во время вечерней жертвы я встал с места сетования моего, и в разодранной нижней и верхней одежде пал на колени мои и простер руки мои к Господу Богу моему» (Ездр. 9:5).

В Новом Завете наш Спаситель усердно молился на горе Елеонской, преклонив колени: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» (Лк. 22:41). Святой первомученик апостол Стефан на коленях возносил молитву за своих убийц: «И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» (Деян. 7:60). Таким же образом молился апостол Пётр перед воскресением Тавифы: «Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села» (Деян. 9:40).

Многогранное явление

В православии поклонам уделяется особое место — как в богослужении, так и в частной молитве. Разработана целая система земных, поясных поклонов и преклонения главы. Духовный смысл поклонов многогранен. Это аскетические упражнения, влияющие на тело и душу человека. Поклон в храме выражает смирение и преклонение перед Богом, уважение и страх, признание Его превосходства и величия перед нашей греховностью и несовершенством. Земной поклон также может считаться выражением любви к Богу, жестом выражения особого благоговения перед Ним. Это и жертва, и выражение любви, страха Божия и благодарности — в зависимости от того, что движет человеком.

Преклонение главы — одна из форм поклона. Мы преклоняем головы, когда:

Поясные поклоны православные верующие совершают:

Земные поклоны совершаются:

Земные поклоны не совершаются:

Земные поклоны и коленопреклонённые молитвы

Очень интересно дела обстоят с коленопреклонёнными молитвами, в отношении которых есть различные мнения. Совершать их не рекомендовалось ещё на Первом и Шестом Вселенских соборах — это отражено в 20-м правиле Первого и 90-м Шестого. Священник Михаил Желтов, богослов и литургист, член Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви считает, что эти запреты относятся к коленопреклонённым ектениям, во время которых в древней Церкви народ Божий длительно молился на коленях. В наши дни мы так молимся в день Пресвятой Троицы. Видимо, в древности народ был покрепче, вера у него была потвёрже, вот люди и молились на коленях намного больше. К слову, призыв «Премудрость, прости» был как раз призывом встать с колен, это дословный перевод греческих слов «станьте прямо».

Таким образом, можно сделать вывод, что Вселенские соборы осуждали длительные молитвы на коленях в воскресные и праздничные дни. Однако это напрямую не относится к земным поклонам, которые человек может совершить быстро. У Церкви нет строгого запрета на земные поклоны в воскресные дни. Это скорее рекомендация, сопряжённая с традициями и уставом.

Земные поклоны в воскресные дни — нельзя или всё-таки можно?

Традиционно класть земные поклоны в воскресные и праздничные дни не положено, потому следует этого правила придерживаться из уважения к Церкви и той традиции, которая в ней сформировалась. Запрет совершать земные поклоны не строгий ещё и потому, что даже священник в алтаре во время литургии по современной традиции делает несколько земных поклонов: при входе в алтарь, в начале Божественной литургии, во время Евхаристического канона. Отмечу, что совершать земные поклоны не рекомендуется и по причине заботы об окружающих, что особенно актуально, если храм небольшой, а прихожан в нём много. Тогда такие поклоны даже технически выполнить сложно. В таких случаях лучше совершать земные поклоны в будние дни, когда это поощряется делать даже на Божественной литургии.

Почему совершать земные поклоны в воскресный день нет смысла? — потому, что это день радости, прообраз будущего воскресения, нового мира, который настанет после Второго Пришествия. Тогда не надо будет каяться, это день радости и свободы от всего, что нам мешало жить.

Особое время для земных поклонов — период Великого Поста, когда верующим о необходимости их совершения на службах напоминают звоном специального колокольчика. Однако если человек вне поста имеет особую нужду в усиленной молитве, выражает особое благоговение и почтение к святыне, он имеет возможность совершить земной поклон и в воскресенье — главное, чтобы это никому не мешало. Это можно сделать в углу храма или за колонной — то есть тайно, а Господь, видя тайное, воздаст ему явно.

Не лицемерить, не поучать и не кланяться для галочки

Категорически не рекомендую делать поклоны напоказ, это лицемерие и мерзость перед Богом. Господь всегда обличал лицемерие. Можно обманывать ближних, но Бога не обманешь. Когда прихожане бросаются на пол во внезапном приступе благочестия — это тщеславие. Ещё нельзя поучать и требовать от других, чтобы они совершали земные поклоны — это неправильно, потому что человек может по состоянию здоровья не иметь возможности кланяться. Такое поведение только отталкивает людей. Всё должно совершаться добровольно и по силам. Никто не требует совершать поклоны по принуждению — ведь тогда это не будет выражением ни любви, ни страха Божия.

Нельзя делать поклоны внешне и механически. Поклон должен быть наполнен смыслом, о котором мы упоминали: любовью, благодарностью, страхом Божиим и так далее. Когда мы делаем поклон, всегда надо помнить, перед кем или чем мы преклоняемся, где находимся — ведь в храме всё Духом Святым совершается, мы в святом месте пребываем. Не надо делать поклоны для галочки, без души, равнодушно.

Подытожу: поклоны имеют особое значение. У нас сложная система разных поклонов, совершать которые надо по уставу, но из всех правил есть исключения. Главное — чтобы в вашей жизни не было поклонов без веры, благоговения и страха Божия.

Источник

Поклон

Покло́н – сим­во­ли­че­ское дей­ствие, пре­кло­не­ние главы и тела, выра­жа­ю­щее сми­ре­ние и бла­го­го­ве­ние перед Богом.

Что такое поясной поклон в православии. Смотреть фото Что такое поясной поклон в православии. Смотреть картинку Что такое поясной поклон в православии. Картинка про Что такое поясной поклон в православии. Фото Что такое поясной поклон в православии

Бывают поклоны вели­кие, назы­ва­е­мые также зем­ными, – когда моля­щийся ста­но­вится на колени и при­ка­са­ется главой земли, и малые, или пояс­ные, – пояс­ное пре­кло­не­ние главы и тела.

Цер­ковь нико­гда не отде­ляла души от тела. Поклоны – это молитва тела.

«Надо нудить себя и против воли делать усерд­ные поклоны; это нужно против гор­до­сти нашей, гнез­дя­щейся в глу­бине сердца. Гор­дость не любит кла­няться».
пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Малые поклоны совер­ша­ются при всех хра­мо­вых и домаш­них молит­во­сло­виях. На бого­слу­же­нии, когда свя­щен­ник бла­го­слов­ляет рукой, малый поклон дела­ется без крест­ного зна­ме­ния.

Вели­кие посто­вые поклоны – трое­крат­ные земные поклоны с крест­ным зна­ме­нием и чте­нием молитвы св. Ефрема Сирина, раз­де­лен­ной на три стиха.

Цер­ков­ный Устав тре­бует, чтобы мы совер­шали поклоны в храме Божием истово, чинно, нето­роп­ливо и свое­вре­менно. Поклоны, коле­но­пре­кло­не­ния надо совер­шать по окон­ча­нии каж­дого крат­кого про­ше­ния екте­нии или молит­во­сло­вия, а не во время его чтения или пения. Недо­пу­стимо класть поклоны одно­вре­менно с совер­ше­нием крест­ного зна­ме­ния.

О недо­пу­сти­мо­сти земных покло­нов в дни вос­крес­ные и вели­ких празд­ни­ков

Не поло­жены земные поклоны в дни вос­крес­ные (20‑е пра­вило 1‑го и 90‑е пра­вило 6‑го Все­лен­ских Собо­ров) и вели­ких празд­ни­ков, в дни от Рож­де­ства Хри­стова до Кре­ще­ния, от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы, также при­част­ни­кам в день при­ча­ще­ния ( см. обсуж­де­ние на форуме).

Также см. в Типи­коне: “[Не до земли творит поклоны, но малыя, при­к­ло­няя главу, дон­деже рукою достиг­нет до земли. В неделю бо и вла­дыч­ний празд­ник, и в пять­де­сят­ницу всю, колена не пре­кло­няют]”.

Глава 2. Чин вели­кия вечерни, сиесть бдения все­нощ­наго и утрени вос­крес­ныя, в нейже и чин о Пана­гии. Типи­кон. М.: Изда­тель­ский совет РПЦ, 2002. — С. 25.

Сто­я­ние на коле­нях ни во время Литур­гии, ни во время Все­нощ­ного бдения Уста­вом не преду­смот­рено. Сле­дует раз­ли­чать поклоны и в целом непра­во­слав­ный обычай сто­я­ния на коле­нях. Пре­кло­няя колени в земном поклоне мы выра­жаем сми­ре­ние и бла­го­го­ве­ние перед Твор­цом все­лен­ной, сразу же под­ни­ма­ясь мы испо­ве­дуем, что Гос­подь уже совер­шил наше искуп­ле­ние (дал нам всё необ­хо­ди­мое для спа­се­ния).

«Пра­во­слав­ная Цер­ковь запо­ве­дует своим сынам во все вос­крес­ные дни и в вели­кие Гос­под­ские празд­ники во время молитвы, как на обще­ствен­ном бого­слу­же­нии, так и на домаш­нем, келей­ном пра­виле, совсем не пре­кло­нять своих колен, ибо коле­но­пре­кло­не­ние зна­ме­нует раб­ское состо­я­ние и наше паде­ние. В вос­крес­ные же дни и в вели­кие празд­ники мы славим Гос­пода за наше спа­се­ние и, как бы забы­вая о грехе, отчуждив­шем нас от Бога, с сынов­ним дерз­но­ве­нием, стоя прямо, откры­тым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!»

Уза­ко­не­ние об отмене коле­но­пре­кло­не­ний в вос­крес­ные дни вос­хо­дит к глу­бо­кой, пер­во­хри­сти­ан­ской древ­но­сти. Уже 1‑й Все­лен­ский Собор 20‑м пра­ви­лом своим поста­нов­ляет: «Понеже суть неко­то­рые пре­кло­ня­ю­щие колена в день Гос­по­день и во дни Пяти­де­сят­ницы, то дабы во всех епар­хиях все оди­на­ково соблю­да­емо было, угодно Свя­тому Собору да стояще при­но­сят молитвы Богу». И 6‑й Все­лен­ский Собор, 90‑м пра­ви­лом своим под­твер­ждая отмену коле­но­пре­кло­не­нии в вос­крес­ные дни, про­воз­гла­шает: От бого­нос­ных отец наших кано­ни­че­ски пре­дано не пре­кло­няти колен во дни вос­крес­ные ради чести Вос­кре­се­ния Хри­стова. А святой Васи­лий Вели­кий в 91‑м пра­виле гово­рит: «Цер­ков­ные уставы научают нас пред­по­чи­тати в сии дни прямое поло­же­ние тела во время молитвы». К сожа­ле­нию, у нас почти забыты цер­ков­ные пра­вила о коле­но­пре­кло­не­ниях и собор­ные и оте­че­ские поста­нов­ле­ния по этому поводу. Наши бого­мольцы в боль­шин­стве, как бы совсем забыв о своем сынов­стве, о том, что мы уже не рабы, а искуп­лен­ные кровью Хри­сто­вою от раб­ства сыны Божий, вопреки настав­ле­нию Васи­лия Вели­кого, пред­по­чи­тают во время молитвы коле­но­пре­кло­не­ние, не счи­та­ясь ни с тор­же­ствен­но­стью совер­ша­е­мых Цер­ко­вью празд­ни­ков, ни с содер­жа­нием молит­во­сло­вий. Обычно чаще всего ста­но­вятся на колени и совер­шают поклоны во время наи­бо­лее зна­ко­мых молит­во­сло­вий, хотя бы то были хва­леб­ные поли­е­лей­ные псалмы или тор­же­ствен­ное Вели­кое сла­во­сло­вие. Ста­но­вятся на колени даже во время пения на литур­гии молитвы Гос­под­ней. Но если какую другую, то наи­паче сию, данную самим Гос­по­дом молитву сынов­него дерз­но­ве­ния, не подо­бает сопро­вож­дать не только коле­но­пре­кло­не­ни­ями, но и обыч­ными пояс­ными покло­нами, а только в начале ее, поется ли она или чита­ется в храме или дома, подо­бает огра­дить себя крест­ным зна­ме­нием, как всегда пред нача­лом чтения из Свя­щен­ного Писа­ния, и не пола­гая поклона, откро­вен­ным лицом мыс­ленно взи­рать ко Отцу Небес­ному. Лишь по окон­ча­нии всей молитвы, при заклю­чи­тель­ном воз­гласе, должно осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и соотво­рить пояс­ной поклон.

Харак­тер­ную иллю­стра­цию того, как по мере зна­ком­ства с обмир­щен­ным хри­сти­ан­ством Запада пра­во­слав­ные рус­ские люди стали больше смот­реть на землю, чем на небо, как посте­пенно они стали забы­вать о своем Богом даро­ван­ном сынов­стве и про­ни­каться глав­ным обра­зом созна­нием своего раб­ства, – харак­тер­ную иллю­стра­цию этого мы нахо­дим в нашей ико­но­гра­фии, в част­но­сти в изоб­ра­же­ниях посе­ще­ния Бого­ма­те­рию пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского.

В XVI веке, когда рус­ские люди еще твердо пом­нили о своем сынов­стве, на иконах явле­ния Бого­ма­тери пре­по­доб­ному, напр., на иконе, напи­сан­ной в 1588 г. (Голу­бин­ский. Пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский и создан­ная им Тро­иц­кая Лавра. М., 1909, стр. 192) и нахо­дя­щейся в ико­но­стасе Тро­иц­кого собора Лавры над южной алтар­ной дверью, преп. Сергий и его ученик изоб­ра­жены сто­я­щими прямо. Они, как равные с рав­ными, пред­стоят пред небо­жи­те­лями, откро­вен­ным лицом взи­рают на Бого­ма­терь и вни­мают Ее сло­ве­сам. Только в знак бла­го­го­вей­ного пред­сто­я­ния пре­по­доб­ных Бого­ма­тери они изоб­ра­жены со слегка накло­нен­ными гла­вами, в то время как сама Бого­ма­терь, в знак мило­сти­вого Ее бла­го­во­ле­ния к пре­по­доб­ному, изоб­ра­жена даже с несколько боль­шим накло­ном главы, чем как изоб­ра­жены пре­по­доб­ный и его ученик.

На иконах, писан­ных в XVIII веке, пре­по­доб­ный Сергий и его ученик изоб­ра­жа­ются уже сто­я­щими пред Бого­ма­те­рию на коле­нях. Потом стали изоб­ра­жать уче­ника пре­по­доб­ного Сергия не только сто­я­щим на коле­нях, но и закрыв­шим лицо свое ман­тиею. А на напи­сан­ной в сре­дине про­шлого сто­ле­тия кар­тине (снимок с кото­рой был у меня, но, к сожа­ле­нию, зате­рялся и я не могу вспом­нить фами­лию худож­ника), и пре­по­доб­ный Сергий и пре­по­доб­ный Михей изоб­ра­жены поверг­ши­мися ниц пред Бого­ма­те­рию в чув­стве раб­ского тре­пета.

Правда, в собра­нии Н. П. Лиха­чева есть образ «Сер­ги­ева виде­ния» начала XV века, на кото­ром преп. Сергий изоб­ра­жен коле­но­пре­кло­нен­ным. Снимок с сего образа дан в «Исто­рии рус­ского искус­ства» И. Гра­баря, том VI, стр. 99. Но при вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии этого образа нетрудно уста­но­вить, что здесь древ­не­рус­ский ико­но­пи­сец изоб­ра­жает пре­по­доб­ного не во время более или менее дли­тель­ной беседы его с Бого­ма­те­рию, а лишь корот­кий момент первой встречи. Как известно, в древ­ней Руси не только монахи, но и все мiряне при встрече их с стар­шими и ува­жа­е­мыми людьми, при­вет­ствуя их, кла­ня­лись им до земли. Есте­ственно, что и пре­по­доб­ный Сергий, узрев Царицу Небес­ную, с бла­го­го­вей­ным вос­тор­гом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый при­вет­ствен­ный поклон для при­ня­тия бла­го­сло­ве­ния от Высо­кой Гостьи, а не сто­я­ние на коле­нях на все время беседы. И пре­по­доб­ный, пре­кло­нив­шийся до земли, изоб­ра­жа­ется начи­на­ю­щим уже вста­вать. Его глава не скло­нена вперед книзу, а даже несколько отки­нута назад, что есте­ственно при вста­ва­нии. Земли каса­ется лишь одно левое его колено, правая же нога уже при­под­нята и опи­ра­ется на землю своею ступ­ней. А ученик, нахо­дя­щийся внутри келии и созер­ца­ю­щий виде­ние из неко­то­рого отда­ле­ния чрез отвер­стую дверь, стоит в совер­шенно прямом поло­же­нии, лишь слегка скло­нив главу».

свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский:
«Если, стоя в церкви, ты дела­ешь поклоны тогда, когда велит это цер­ков­ный устав, ста­ра­ешься удер­жи­вать себя от покло­нов тогда, когда этого не поло­жено уста­вом, чтобы не обра­тить на себя вни­ма­ние моля­щихся, или сдер­жи­ва­ешь воз­ды­ха­ния, гото­вые исторг­нуться из сердца, или слезы, гото­вые про­литься из очей твоих, — в таком рас­по­ло­же­нии ты и среди мно­го­чис­лен­ного собра­ния сокро­венно пред­сто­ишь Отцу твоему Небес­ному, иже в тайне, испол­няя запо­ведь Спа­си­теля ( Мф.6:6 )».

свящ. Андрей Лоба­шин­ский:
«Мне кажется, что отли­чием, осо­бен­но­стью пра­во­слав­ного хри­сти­ан­ства как раз и явля­ется тот факт, что оно не ставит людей на колени, а наобо­рот – под­ни­мает их с колен. Именно в вос­ста­нии с колен и состоит суть хри­сти­ан­ства. Когда мы ста­но­вимся на колени, мы сви­де­тель­ствуем о том, что мы падаем, что мы грешны. Грех ставит нас на колени. Но когда мы под­ни­ма­емся с колен, мы гово­рим о том, что Гос­подь про­щает нам и делает нас своими люби­мыми детьми, люби­мыми сынами и дру­зьями.
В Еван­ге­лии Хри­стос гово­рит уче­ни­кам: «И позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными». Эти слова под­твер­жда­ются всем духов­ным опытом Пра­во­слав­ной Церкви. Конечно, прежде всего здесь име­ется в виду духов­ная сво­бода, внут­рен­нее осво­бож­де­ние. Но и во внеш­них про­яв­ле­ниях – а хри­сти­ан­ство посто­янно под­чер­ки­вает связь внут­рен­него и внеш­него – наблю­да­ется то же самое. Если мы посмот­рим вни­ма­тельно все цер­ков­ные уставы, цер­ков­ные поста­нов­ле­ния, то увидим, что сто­я­ние на коле­нях – это, по сути говоря, тра­ди­ция непра­во­слав­ная».

мит­ро­по­лит Анто­ний Хра­по­виц­кий:
«Много раз я гово­рил вам о покло­нах земных и отвра­щал вас от ере­ти­че­ского обычая стоять на коле­нях, как сидят кошки. В основе пра­вила стоять перед Богом на молитве или падать ниц в земном поклоне лежит то, что мы при­званы ко спа­се­нию. Гос­подь сказал Апо­сто­лам «други Мои», и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу гре­хов­ность и Божие вели­чие, перед кото­рым мы падаем ниц, как бы молясь: прости и вос­стави, и вот мы снова выпря­ми­лись и стали. Так молимся мы «вос­стави» на вечерне Пяти­де­сят­ницы. Поэтому еще раз: не ста­но­ви­тесь на колени, про­ис­хож­де­ние этого обычая не бла­го­датно, создали его ере­тики. В пра­во­слав­ной молитве нет пра­виль­ного соот­вет­ству­ю­щего ему настро­е­ния. Надо раз­ли­чать: пока­я­ние и паде­ние ниц перед вели­чием Божиим – в пра­во­слав­ном земном поклоне; раб­ское, теп­лохлад­ное покло­не­ние – сто­я­ние на коле­нах и, нако­нец, полное надежды пред­сто­я­ние. Мы осуж­даем не жест, а непо­слу­ша­ние Церкви, руко­во­ди­мой Святым Духом. И мы даже не осуж­даем, но просим понять и напо­ми­нать себе, как далек этот обычай от пра­во­слав­ного духа и цер­ков­ного пони­ма­ния пред­сто­я­ния перед Богом, пра­во­слав­ного пока­я­ния и покло­не­ния Богу».

архи­епи­скоп Авер­кий (Таушев):
«Нельзя ста­вить своё соб­ствен­ное муд­ро­ва­ние выше разума Церкви, выше авто­ри­тета Святых Отцов.
Первый Все­лен­ский Собор, своим 20‑м пра­ви­лом, и Шестой Все­лен­ский Собор, своим 90‑м пра­ви­лом, ясно и опре­де­лённо запре­щают «пре­кло­нять колена» в «день Гос­по­день» (вос­кре­се­нье) и «во дни Пяти­де­сят­ницы» (от Пасхи до празд­ника Пяти­де­сят­ницы в тече­ние всего этого пери­ода вре­мени еже­дневно), а такой высо­кий авто­ри­тет для нас, как вели­кий все­лен­ский учи­тель и свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, Архи­епи­скоп Кеса­рии Кап­па­до­кий­ской, в своём 91‑м кано­ни­че­ском пра­виле ясно и вра­зу­ми­тельно объ­яс­няет при­чину этого, относя это к «таин­ствам цер­ков­ным», а при­ня­тое всею Цер­ко­вью кано­ни­че­ское пра­вило свя­щен­но­му­че­ника Петра, Архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, прямо сви­де­тель­ствует, что в вос­крес­ный день «и колена пре­кло­няти мы не прияли».
Какое же мы имеем право посту­пать вопреки голосу Все­лен­ской Церкви? Или мы хотим быть бла­го­че­сти­вее самой Церкви и вели­ких Отцев Её?
О непре­кло­не­нии колен в дни вос­крес­ные и Гос­под­ских празд­ни­ков учил и осно­ва­тель нашей Рус­ской Зару­беж­ной Церкви Бла­жен­ней­ший Мит­ро­по­лит Анто­ний, кото­рый еще в быт­ность свою Архи­епи­ско­пом Волын­ским и Жито­мир­ским издал об этом посла­ние к своей пастве, не пре­кло­няет колен в дни вос­крес­ные и Гос­под­ские празд­ники и наш тепе­реш­ний Пер­во­и­е­рарх Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ший Мит­ро­по­лит Ана­ста­сий».

свя­ти­тель Симеон Солун­ский:
«Нет ничего мало­важ­ного в Церкви Вели­кого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допус­ка­ется без зна­че­ния; ибо она есть Цер­ковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глу­бо­кий смысл. Как же дер­зать, по соб­ствен­ному про­из­волу, совер­шенно пре­зи­рать уставы, поло­жен­ные в осно­ва­ние Богом Словом, и делать самого себя зако­но­по­лож­ни­ком для уни­что­же­ния их?».

архи­манд­рит Роберт Тафт SJ:
…В древ­но­сти коле­но­пре­кло­не­ния перед при­ня­тием при­ча­стия на самом деле нико­гда не было, не говоря уже про все тра­ди­ции. Харак­тер­ным древним жестом бла­го­го­ве­ния перед при­ня­тием при­ча­стия было не коле­но­пре­кло­не­ние, а поклон и нало­же­ние крест­ного зна­ме­ния, что до сих пор мы видим в визан­тий­ских обы­чаях. Коле­но­пре­кло­не­ние — знак пока­я­ния. Обычай ста­но­виться на колени явля­ется сред­не­ве­ко­вой запад­ной прак­ти­кой, кото­рая посте­пенно вошла в обиход Латин­ской церкви между XI и XVI сто­ле­ти­ями. И, конечно, посте­пенно греко-като­лики, угне­та­е­мые соб­ствен­ным ком­плек­сом непол­но­цен­но­сти, пере­няли это у лати­нян; чтобы пока­зать послед­ним, что, ими­ти­руя латин­ские инно­ва­ции, они уже не вполне пра­во­слав­ные, а ста­но­вятся «более като­ли­ками».

О поклоне на воз­гласе: «Огла­шен­нии, главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните»

Это самый про­стой пример, но он-то и оза­да­чи­вает: если при­хо­жа­нам неве­дом смысл про­стей­шей екте­нии, то какое же зна­че­ние при­да­ется другим, более слож­ным, момен­там службы, какой вкла­ды­ва­ется в них смысл, каков вообще уро­вень пони­ма­ния цер­ков­ных свя­щен­но­дей­ствий?

При­бли­зиться к умному дела­нию поз­во­ляет глу­бо­кая воцер­ко­в­лен­ность.

При­ме­ча­ния

1. Огла­шен­ные – те, кому было огла­шено, т.е. пре­по­дано, учение Церкви, люди, уве­ро­вав­шие во Христа и гото­вя­щи­еся к таин­ству кре­ще­ния.
2. Боже­ствен­ная литур­гия. Молитва о огла­шен­ных.
3. Неко­то­рые совре­мен­ные пас­тыри выска­зы­ва­ются в том роде, что хри­сти­а­нину допу­стимо наме­ренно скло­нять главу во время молитвы за огла­шен­ных, тем самым как бы выка­зы­вая свое сми­ре­ние. Один почтен­ный про­то­и­е­рей, посту­пав­ший именно таким обра­зом, при­зна­вался, отве­чая на недо­уме­ние своей паствы, что скло­няет главу во время этой молитвы по сми­ре­нию, так как счи­тает себя «в вопро­сах веро­уче­ния» едва при­сту­пив­шим «к про­цессу огла­ше­ния», а «в жизни по вере – еще и не начи­нав­шим этого про­цесса». Но недо­уме­ния оста­ются. Когда делают то, что не поло­жено по чину бого­слу­же­ния, тем самым при­вле­кая к себе общее вни­ма­ние, то воз­ни­кает про­стой вопрос: нужно ли свое сми­ре­ние демон­стри­ро­вать окру­жа­ю­щим, не про­тивно ли это самому духу сми­ре­ния, не обра­ща­ется ли оно при этом в свою про­ти­во­по­лож­ность? Другой, не менее почтен­ный пас­тырь счи­тает, что «мы хотя и кре­щены, но недо­ста­точно воцер­ко­в­лены, и не посту­паем по бла­го­дати кре­ще­ния», на этом осно­ва­нии, мол, «можно себя поста­вить в ряд огла­шен­ных и опу­стить голову». Тут воз­ни­кает другой вопрос. Конечно, все мы недо­стойны звания хри­сти­а­нина, осо­зна­вать это полезно, но достойно ли хри­сти­а­нина вооб­ра­жать себя лишен­ным неотъ­ем­ле­мой бла­го­дати кре­ще­ния? Не говоря уже о том, что чело­век недо­ста­точно воцер­ко­в­лен­ный никак не может урав­ни­ваться с некре­щен­ным, для этого надо было бы отка­заться от дог­ма­ти­че­ского созна­ния. Кроме того, по этой логике через минуту на воз­глас «огла­шен­нии, изы­дите» при­дется, сми­ре­ния ради, вооб­ра­зить себя ухо­дя­щим со службы, а на воз­глас «елицы вернии… Гос­поду помо­лимся» уже потре­бу­ется не только вспом­нить, что мы кре­щены, но вооб­ра­зить себя и воцер­ко­в­лен­ными, и «посту­па­ю­щими по бла­го­дати». А то ведь как при­ча­щаться, если «поста­вили себя в ряд огла­шен­ных». Уместна ли такая игра фан­та­зии во время бого­слу­же­ния, вместо осо­зна­ния истин­ного зна­че­ния литур­ги­че­ских дей­ствий и сим­во­лов? Сим­во­лика здесь не декор, но силь­ное сред­ство духов­ного воз­дей­ствия, иска­жать ее про­из­воль­ной игрой ума опасно. Пра­во­слав­ная аске­тика запре­щает моля­ще­муся уму допус­кать именно вооб­ра­же­ние, при­зы­вает бороться с ним, а не куль­ти­ви­ро­вать. Сми­ре­ние же, как живое ощу­ще­ние своей испор­чен­но­сти и ничтож­но­сти, как искрен­нее при­зна­ние себя наи­худ­шим среди людей, ничего общего не имеет с само­вну­ше­нием и при­твор­ством.
4. Типи­кон, на осно­ва­нии Кано­ни­че­ского Пра­вила VI Все­лен­ского Собора № 90, что под­твер­ждено уста­вом свт. Васи­лия Вели­кого (прав. № 91) и др. поста­нов­ле­ни­ями, нала­гает кате­го­ри­че­ский запрет на земные поклоны и коле­но­пре­кло­не­ния в вос­крес­ные и празд­нич­ные дни и в опре­де­лен­ные моменты бого­слу­же­ния (Херу­вим­ская, Шесто­псал­мие, Чест­ней­шая, Вели­кое сла­во­сло­вие). Зна­чи­тельно то, что этот устав­ной запрет не есть плод чело­ве­че­ского изоб­ре­те­ния, но полу­чен свыше. Еще в III в. он был дан Богом в откро­ве­нии через ангела прп. Пахо­мию Вели­кому: «С вечера суб­бот­него до вечера вос­крес­ного, равно как и во дни Пяти­де­сят­ницы, не пре­кло­няют колен». Казан­ский П.С. Исто­рия пра­во­слав­ного мон-ва… Т. 1. С. 238.
5. Лос­ский В.Н. Бого­ви­де­ние. М., 2003. С. 677.
6. Рафаил (Каре­лин), архим. Умение уми­рать, или искус­ство жить. М., 2003. С. 311, 313.
7. Бого­слов­ско-аске­ти­че­ское зна­че­ние коле­но­пре­кло­не­ний и смысл запрета на земные поклоны – эти темы рас­смат­ри­ва­ются в наст. изд., т. 2, 4.
8. Киприан (Керн), архим. Литур­гика. M., 2002.
9. Софро­ний (Саха­ров), архим. Письма в Россию. Essex; М., 2003. С. 68.

Нови­ков Н.М. Молитва Иису­сова. Опыт двух тыся­че­ле­тий. Учение святых отцов и подвиж­ни­ков бла­го­че­стия от древ­но­сти до наших дней: Обзор аске­ти­че­ской лите­ра­туры в 4 т. Т. 1. Глава «Тайна Таинств». С. 80–83. Нови­ков Н.М.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *