Что такое позднее возрождение
Возрождение
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи Возрождения
Возрождение делят на 4 этапа:
Проторенессанс
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.
Высокое Возрождение
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Позднее Возрождение
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.
Северное Возрождение
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
Возрождение в России
Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.
Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор 12-го века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.
В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике».
Тем не менее, с начала 16 и до конца 17 века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это был совершенно уникальное явление и отличалось от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов.
К 17 веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения русские иконы становятся немного более реалистичным, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русские художники эпохи. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна, который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого.
В середине 16 века на Руси начали печатать книги, и Иван Федоров был первым известным русским печатником. В 17 веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в 19 веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литье, восходящее ещё к 15 веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году.
Человек эпохи Возрождения
Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
Наука
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
Глава 5. Позднее Возрождение
5.1. Характерное для упадка
При угасании Высокого Возрождения на первый план выдвигалась Реформация (вкупе с Контрреформацией), сосредоточенная на религиозных вопросах. Художественное творчество затмили ожесточенные идейно-политические и вооруженные столкновения между католиками и протестантами, а заодно между нациями, придерживавшимися разных вероисповеданий. Однако Возрождение мгновенно не кануло в Лету и еще сотню лет оставалось весьма влиятельным процессом «второго плана».
Благородное стремление маленьких итальянских государств к независимости и суверенитету достойно всяческих похвал и искреннего уважения. Хотя сегодня трудно понять, почему гражданин Миланского герцогства считал чужеземцем гражданина Неаполитанского королевства. Ведь они говорили на одном языке и придерживались весьма схожих взглядов на жизнь. Тем не менее, история сыграла с итальянцами злую шутку. К концу XV в. Франция и Испания, закончив собственное объединение, набросились на богатые города и государства Италии. И те в силу политической раздробленности и бесконечных распрей стали легкой добычей жестоких и жадных завоевателей. Позже к раздирающим Италию французам и испанцам присоединились англичане и немцы. Итальянские войны (1494-1559) опустошили родину Ренессанса. И Высокое Возрождение из яркого пламени превратилось в прощальные отблески Позднего Возрождения.
Во времена Проторенессанса, Раннего и Высокого Возрождения почти все великие мастера жили и работали в Италии. Но поскольку Италия была разорена, то среди выдающихся людей Позднего Возрождения итальянцев намного меньше, чем прежде. Зато очень много французов, англичан, голландцев, испанцев и др.
Расцветавшие абсолютные монархии и борющиеся между собой христианские конфессии понимали, какое большое значение имело искусство в глазах общества, поэтому старались использовать его в собственных интересах. Постановления Тридентского собора (1545-1563) прямо указывали на стремление католической церкви присвоить себе контроль над художественным творчеством. Поэтому особого внимания удостоились те деятели искусств, которые, как и во времена Проторенессанса, связывали свое творчество с обслуживанием религиозных нужд, выражали настроения подавленности и внутреннего надлома или одухотворяли аскетизм и раболепие перед Всевышним.
Для Позднего Возрождения характерно рассудочное отношение к творчеству – гармонию старались привести в соответствие с многочисленными теоретическими трактатами и надуманными идеалами. При этом острые темы исчезали, мощь и богатство содержания улетучивались.
5.2. Угасающее искусство
Искусство Позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Все запутывалось, опустошалось и приукрашивалось. В результате получалось «нервное искусство надуманных цветов и изломанных линий». Его отличительные особенности – произвольное сочетание античных и христианских мотивов, нарочитая живописность, утрированность и вычурность форм, капризное усложнение и скучивание элементов.
Позднее Возрождение привело к четкому разделению мастеров на творцов и ремесленников. «Чистое» искусство выделилось из ремесла и стало изучаться в академиях. Первым таким учреждением была «Академия рисунка», основанная во Флоренции в 1563 г. специальным указом герцога Тосканского. В 1584 г. в Болонье братья Карраччи основали свою «Академию вступивших на правильный путь» для глубокого изучения творчества великих мастеров. По образцу этой академии в XVII-XVIII вв. создавались «Академии художеств» во всех европейских столицах.
Маньеризим был очень модным течением. Художественные студии маньеристов стали чем-то вроде современных фотоателье, поскольку изготовляли портреты заказчиков быстро и массово.
В погоне за оригинальностью маньеристы принялись искажать изображения, появились «Мадонна с длинной шеей» (Пармеджанино), «Покойник в гробу» (Я. Понтормо), «Аллегорические Апеннины» (Джамболонья). Впрочем, такие новации прослеживаются уже в творчестве нидерландского живописца Хиеронимуса (Иеронима) Босха (1460-1516). Вряд ли только эти художники предполагали, какие причудливые формы примет подобное творчество в XX-XXI вв.
Самым известным маньеристом-реалистом стал скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). Целый период в развитии ювелирного искусства был назван «эпохой Челлини». Челлини с неистовым пылом творил, нападал на своих действительных и мнимых врагов, был чудовищно суеверен, наивно хвастлив, неумеренно тщеславен. Все это делает его похожим на большинство тех необузданных индивидов, которые создавали славу и позор эпохи Возрождения.
Среди архитекторов Позднего Возрождения славился Джакомо да Бароцци, прозванный Виньолой (1507-1573). Он строил церкви, дворцы и виллы для пап и иезуитов. В его творчестве отмечают элементы Высокого Возрождения, барокко и классицизма. Его книга «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) сделала его выдающимся теоретиком.
Микеланджело да Караваджо (1573-1610) и его последователи обратились к изображению народного быта и природы. Именно они сформировали реалистическое искусство XVII в. и эпохи Просвещения. «Караваджисты» передали будущим поколениям традиции, созданные эпохой Возрождения.
5.3. Джордано Бруно
Джордано Бруно родился в маленьком городке Нола, близ Неаполя, в бедной семье. В 1563 г., то есть в 15 лет он поступил послушником в доминиканский монастырь. С юношеским максимализмом Д. Бруно высказывал свои взгляды по различным проблемам, нарочно противопоставляя себя окружающим, был непримиримым спорщиком. Его заподозрили в ереси, и восемнадцатилетний Джордано, нарушив монашеский обет, подобно Лермонтовскому «Мцыри» бежал из монастыря. А в 20 лет он бежал и из Италии. Около 30 лет скитался по Европе, называя себя правдоискателем и «академиком никакой академии». Бруно везде яростно спорил и нигде не находил пристанища, оставаясь нищим, голодным, но не сломленным.
Бруно предельно гиперболизировал гипотезу Н. Кузанского о бесконечности и единстве Вселенной. Критикуя учение Коперника, Джордано писал, что и Солнце не является центром Вселенной, что нет и не может быть ничего неподвижного, что все звезды и иные тела находятся в непрерывном движении. Критикуя всех гуманистов сразу, Бруно утверждал, что человек не есть венец творения, что со временем мы найдем во Вселенной более совершенных существ.
Инквизиция, естественно, разыскивала Д. Бруно, и, в конце концов, заманила его в ловушку. Один из друзей философа предал его за символическое вознаграждение, почти как Иуда Христа.
Семь лет тяжелого заключения и беспрерывных пыток не сломили Джордано. Он продолжал спорить, дерзить и насмехаться. Инквизиторы истощили свои силы и приговорили непреклонного узника к сожжению. Узнав это, Бруно произнес свою знаменитую фразу: «Вы с большим страхом произносите свой приговор, чем я выслушиваю его».
5.4. Предвозвестники Просвещения
В течение XVI в. передовая мысль перемещался из Италии в другие страны. Да и целом, Ренессанс медленно затухал, уступая место межконфессиональным дискуссиям. Все больше ученых-гуманистов посвящало себя сочинению ненавязчивых трактатов о спокойной и комфортной жизни.
Одним из первых и самых знаменитых классиков подобного жанра был французский философ Мишель де Монтень (1533-1592). Его знаменитые трехтомные «Опыты» (1580-1588) сделались на века образцом нравоучительной философии и во многом определили характер французской и испанской литературы XVII в. Приводя великое множество разнообразных фактов, исторических и бытовых подробностей, Монтень преподает читателям уроки того, что называется «умением жить» в человеческом обществе, и в первую очередь, в обществе светских людей. Перед нами прекрасный образец зрелого (умудренного жизненным опытом) гуманизма, который не просто отрицает средневековые традиции и правила поведения, но и предлагает собственную довольно стройную систему этических норм. Это не только завершающая фаза Позднего Ренессанса, но и образец раннего Просвещения.
Несколько иные плоды Позднее Возрождение принесло в Англии. Именно там в конце XVI в. начинали Френсис Бэкон (1561-1626) и Вильям Шекспир (1564-1616). Первый – как создатель современного эмпирического метода познания (индукции – движения мысли от частного к общему). Второй – как величайший гений английской и мировой литературы. Их раннее творчество в значительной степени было завершением Позднего Ренессанса, даже темы и сюжеты они заимствовали у итальянцев эпохи Возрождения. Их зрелые работы стали фундаментом культуры, которая выросла из руин Позднего Возрождения. И Бэкона, и Шекспира, безусловно, роднит с эпохой Возрождения интерес к античной классике и представление о человеке, как о главном объекте философии и литературы. Но у зрелого Бэкона и позднего Шекспира общественные, а не личные, интересы выдвигаются на первый план. В их творчестве человек только участник игры под названием жизнь, с ее неумолимыми и непреодолимыми законами. И только знание этих законов делает человека сильнее.1 Так начиналась эпоха исследования объективных законов природы и человеческого общества, затмившая гуманистические блуждания во внутреннем мире индивида.
Безусловным героем культуры Позднего Возрождения был Сааведра Мигель де Сервантес (1547-1616) – автор знаменитейшего «Дон Кихота». Пока соотечественники Сервантеса громили и грабили Италию, великий писатель переносил животворные ростки Возрождения на испанскую почву.
Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» стал энциклопедией испанской жизни и одновременно показал несовместимость самых возвышенных средневековых идеалов с грубыми реалиями новой жизни. Это было одновременно прощание со Средневековьем с его рыцарскими идеалами и прощание с эпохой Возрождения с ее культом прекрасной незнакомки, а заодно пронзительный крик большой человеческой души, обращенный к современникам и потомкам.
Сам Сервантес умер в нищете, и его могила была забыта.
Зато в богатстве, почете и славе закончил свои дни другой испанский писатель – Лопе де Вега (Лопе Феликс де Вега Карпьо 1562-1635). Он был современником Шекспира и, как тот, предпочитал создавать драматические произведения чрезвычайно модного любовно-приключенческого и военно-исторического жанра в стиле «новой комедии». Де Вега сочинил свыше 2 000 пьес, а также множество романов, стихотворений и романсов. Его творчество открывает и украшает «золотой век» испанской классической литературы.
В период Позднего Возрождения работали и другие известные деятели. Среди них:
— французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), автор популярного пятитомного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», ставшего своеобразной энциклопедией французского быта XVI в.;
— математик, врач и предсказатель Джироламо Кардано (1501-1576), создавший карданный механизм (устройство трансформации механических движений) – незаменимую часть современного автотранспорта;
— создатель первой научно-исследовательской академии Бернардино Телезио (1508-1588);
— создатель знаменитой коммунистической утопии «Город Солнца» Томмазо Кампанелла (1568-1639).
5.5. Исторические итоги
На протяжении всей эпохи Возрождения история оставалась любимым предметом всех ученых и деятелей культуры. Правда, в центре их внимания оставались биографии и поучительные примеры. Только Бруни и Макиавелли сумели возвыситься до истории государств, став примером для подражания. При этом исторические труды очень тяжко и медленно очищались от баснословных и сказочных элементов, заполонивших средневековую историографию.
Для Позднего ж Возрождения характерно появление великого множества историков, пытавшихся создать целостную картину итальянской и даже всемирной истории. Среди них своей правдивостью и глубокомысленностью выделяется ученик и друг Макиавелли Франческо Гвиччардини (1483-1540), доказывавший историческую неизбежность объединения Италии (в форме аристократической федерации) и критиковавший своих соотечественников за действия, противоречащие социальным закономерностям. За Гвиччардини шла целая плеяда разных историков, итожащих эпоху Возрождения.
Таким образом, период Позднего Возрождения во всех отношениях стал последней – итоговой стадией эпохи Возрождения. В то же время он оказался своеобразным преддверием эпохи Просвещения. Художники, скульпторы, архитекторы отодвигались на второй план, а на первый выдвигались писатели и естествоиспытатели.
[1] «Знание – сила» (knowledge is power) – знаменитый афоризм Ф. Бэкона