Что такое пожар обж 8 класс
Что такое пожар обж 8 класс
Развиваются верховые лесные пожары в сухой ветреный период, вырастая из низового пожара. Несмотря на то, что верховый пожар считается завершающимся этапом стихии, благодаря огромному количеству искр, которые он выпускает на многие метры вперёд, он также порождает и низовые пожары.
Скорость передвижения верховых пожаров колеблется от 3 до 100 м/мин. Выделяют два типа:
Беглые – скорость их во многом зависит от движения воздушных масс, а потому колеблется от 3 до 100 м/мин;
Повальные – передвигаются медленней, около 8 км/ч, зато идут сплошной огненной стеной, из-за чего лес полностью сгорает.
Подземные (почвенные)
Появление подземных лесных пожаров прежде всего связано с возгоранием торфа, при этом большинство из них происходят после удара молний (торф склонен самовозгораться, если его влажность меньше 40%).
Лесные торфяные пожары медлительны – за сутки они преодолевают около одного километра, а потому малозаметны (при этом огня совсем не видно, хотя дым поднимется по всей площади возгорания). Они имеют другую направленность, поскольку горят в глубину: обычно торфяной пласт прогорает вглубь от 25 сантиметров до нескольких метров, уничтожая грунт и корни деревьев, вызывая гибель растений.
Тушатся лесные торфяные пожары плохо: для горения торф не нуждается в кислороде, а вода на него не действует. Поэтому пожар нередко заканчивается тогда, когда пласт торфа полностью выгорает. В России были неоднократно зафиксированы случаи, когда торфяники горели под снегом до тех пор, пока не начиналось весеннее наводнение.
Что такое пожар?
Пожар – это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, возникший непроизвольно или по злому умыслу, в ходе которого выделяются тепло и дым, а также который сопровождается материальным ущербом и угрожает здоровью или жизни людей.
О ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЖАРА
Первый этап пожара – это возгорание, начало горения под действием источника зажигания, которое при быстропротекающем процессе может привести к взрыву, а может продолжаться несколько дней или даже недель (например, большие кучи торфа). Легче всего потушить пожар именно в фазе возгорания.
Для тушения пожара необходимо иметь огнетушитель, но подойдёт и простая вода. Как правило, после четвертой минуты пожар начинает распространяться очень быстро (в зависимости от окружающей среды). Помимо выделения ядовитых газов, сильно повышается температура, и тушение пожара становится более сложной задачей.
Если вспыхнувший дома пожар не удаётся потушить на этапе возгорания, в дальнейшем это сделать ещё сложнее. В фазе горения загоревшийся предмет начинает интенсивно гореть, огонь распространяется на другие материалы, выделяя едкий дым. Помещение заполняется различными ядовитыми газами. Средняя температура в помещении повышается до 800 °С.
Третьей фазой является прекращение горения, или охлаждение, связанное со снижением концентрации кислорода или нехваткой горючего материала. Горение сменяется тлением. На данном этапе чрезвычайно опасно открывать двери или окна в помещение, т.к. в него попадёт воздух и возникнет новое возгорание или угроза взрыва.
При пожаре наиболее опасными для человека являются угарный газ, дым, пламя и высокая температура, а также строительные конструкции, которые могут обрушиться и находящиеся в помещении взрывоопасные вещества.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА:
Неосторожное обращение с открытым огнём – зажжение свечи в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов (занавески, рождественская ёлка, одежда и т.д.); опрокидывание свечей (при перемещении предметов, под воздействием ветра и т.д.); дети, играющие со спичками; разведение костра или огня для гриля, в неподходящих для этого местах; костёр, оставленный без присмотра, разведение костра в ветреную погоду, использование сильно искрящегося материала при разведении костра, горение взрывоопасных предметов; разведение слишком большого костра; небрежность при проведении работ с огнём (требуется наличие специального квалификационного свидетельства).
Неисправные отопительные устройства и их неправильное или небрежное использование – трещины в отопительных устройствах, незакрытые печные дверцы; неправильно или самовольно (без проекта) построенные отопительные очаги; не прочищенные трубы; легковоспламеняющийся материал, который хранится рядом с отопительным очагом; сушка одежды возле открытого огня или при высокой температуре; использование сильно искрящегося материала в печи или камине, горение взрывоопасных предметов, перегрев печи.
Неисправные электроприборы и их неправильное или небрежное использование – перегрузка электропроводов, использование повреждённых проводов или приборов; неумелый и самовольный ремонт электроприборов, использование временных проводов, надолго оставленные в сети электроприборы (утюги, перегрев осветительных приборов); короткие замыкания, возникновение искрового разряда в электроприборах.
Курение – курение в кровати; выбрасывание сигареты на груду мусора до полного тушения сигареты; выбрасывание непотушенной сигареты в лесу или на сухую траву; курение вблизи легковоспламеняющихся жидкостей; сбрасывание пепла вблизи горючих материалов.
Умышленный поджог – злонамеренный поджог, поджог сухой травы; преднамеренное использование открытого огня в запрещённом месте.
Гроза – речь идёт о природном источнике возгорания, для защиты от которого человек для предотвращения пожара может использовать защитные механизмы (молниеотвод).
Другие причины – возникновение статического электричества в непосредственной близости от паров горючих веществ; осколки стекла, фокусирующие солнечные лучи как зажигательные линзы; самовозгорание в кучах силоса, торфа или отходов, где происходит брожение, которое вызывает высокую температуру и может привести к возгоранию.
Конспект урока по ОБЖ для учащихся 7-8 классов по теме «Пожары»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Пожары в жилых и общественных зданиях,
их причины и последствия.
Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Организационный момент. Здравствуйте ребята, садитесь.
Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Огонь помог ему расселиться по Земле. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.
Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Прежде чем рассмотреть особенности пожаров в жилом секторе, дать определение пожару, поговорить о том, что пожары возникают, когда огонь выходит из-под контроля человека и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку. Особенность пожаров в жилом секторе, а также в общественных местах (в местах массового скопления людей) — в их наибольшей опасности. Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещества, выделяющиеся при горении синтетических материалов, — все это приводит к наиболее трагическим последствиям.
Причины пожара (Сообщение ученика.)
В жилых и общественных зданиях пожар в основном возникает из-за неисправности электросети и электроприборов, утечки газа, возгорания электроприборов, оставленных под напряжением без присмотра, неосторожного обращения и шалости детей с огнем, использования неисправных или самодельных отопительных приборов, оставленных открытыми дверей топок (печей, каминов), выброса горящей золы вблизи строений, беспечности и небрежности в обращении с огнем. Причинами пожаров на общественных предприятиях чаще всего бывают: нарушения, допущенные при проектировании и строительстве зданий и сооружений; несоблюдение элементарных мер пожарной безопасности производственным персоналом и неосторожное обращение с огнем; нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия (например, при проведении сварочных работ), а также при эксплуатации электрооборудования и электроустановок; задействование в производственном процессе неисправного оборудования. Распространение пожара в жилых зданиях чаще всего происходит из-за поступления свежего воздуха, дающего дополнительный приток кислорода, по вентиляционным каналам, через окна и двери. Вот почему не рекомендуется разбивать стекла в окнах горящего помещения и оставлять открытыми двери. В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества необходимо избегать создания в доме запасов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ. Имеющиеся их небольшие количества надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать тряске, ударам, разливу. Следует соблюдать особую осторожность при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод, не разогревать мастики, лаки и аэрозольные баллончики на открытом огне. Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин, собирать макулатуру в мусорокамерах. Не рекомендуется устанавливать электронагревательные приборы вблизи горючих предметов. Необходимо содержать исправными выключатели, вилки и розетки электроснабжения и электрических приборов. Запрещается перегружать электросеть, оставлять без присмотра включенные электроприборы; при ремонте последних их следует отключать от сети. Наиболее пожаро- и взрывоопасными бытовыми приборами являются телевизоры, газовые плиты, водонагревательные бачки и другие. Их эксплуатация должна вестись в строгом соответствии с требованиями инструкций и руководств. При появлении запаха газа необходимо немедленно отключить его подачу и проветрить помещение; при этом категорически запрещается включать освещение, курить, зажигать спички, свечи. Во избежание отравления газом следует удалить из помещения всех людей, не занятых ликвидацией неисправности газовой плиты и газопровода. Часто причиной возникновения пожара служат детские шалости. Поэтому нельзя оставлять малолетних детей без присмотра, разрешать им играть со спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ. Запрещается загромождать подъездные пути к зданиям, подход к пожарным гидрантам, запирать двери общих прихожих в многоквартирных домах, заставлять тяжелыми предметами легко разрушаемые перегородки и балконные люки, закрывать проемы воздушной зоны незадымляемых лестничных клеток. Необходимо следить за исправностью средств пожарной автоматики и содержать пожарные извещатели, систему дымоудаления и средства пожаротушения в исправном состоянии. В случае пожара необходимо срочно покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (пользоваться лифтами опасно), и как можно быстрее позвонить в пожарную охрану, сообщить Ф.И.О., адрес и что горит.
Наиболее распространенные причины пожаров в быту.
Неосторожное обращение с огнем.
Неправильная эксплуатация печного отопления.
Первая помощь пострадавшему от пожара.
Когда пламя сбито, пострадавшему необходимо оказать первую помощь.
Следует снять обгоревшую одежду, так как одежда могла прилипнуть к телу, ее не нужно срывать и обрывать, следует аккуратно срезать ножницами.
Затем необходимо наложить стерильную марлевую повязку или из любой также стерильной ткани, оказавшейся под рукой (платок, матерчатая салфетка и т.д.). Если ожог обширный, то следует завернуть пострадавшего в чисто отглаженную простыню.
После оказания первой помощи получившему ожог человеку в обязательном порядке вызвать скорую помощь.
Внимание! Если в результате ожога появились пузыри, ни в коем случае нельзя их прокалывать. Также категорически запрещается смазывать ожоги яичным желтком, подсолнечным маслом, мазями, посыпать порошком и т.д., так как они способствуют загрязнению обоженной поверхности и дальнейшему развитию гноя.
Если вы обожглись горячим утюгом, задели кастрюлю, прикоснулись рукой к раскаленному двигателю или облились крутым кипятком, маслом, в общем, сильно разогретой жидкостью, то правила оказания первой помощи следующие. Во-первых, обожженную поверхность кожи следует окунуть в холодную или прохладную воду, подержать под водой минут 10-15. Во-вторых, наложить чистую марлевую повязку. И, в-третьих, вызвать скорую помощь.
Внимание! Нельзя прикладывать натуральный лед к обожжённой коже, так как это может привести к омертвению клеток кожи и не восстановлению в дальнейшем.
В заключение урока необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Презентация по ОБЖ на тему «Пожар» 8 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель урока Дать понятие пожар. Познакомиться с классификацией пожаров. Разобрать причины и последствия пожара. Узнать средства и способы защиты.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Для процесса горения необходимо: Горючий материал Источник окислитель ПОЖАР
КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ ПО ГРУППАМ ВОЗГОРАЕМОСТИ ВЕЩЕСТВА И МАТЕРИАЛЫ НЕГОРЮЧИЕ ТРУДНОГОРЮЧИЕ ГОРЮЧИЕ ВОДА, КАМЕНЬ СТАЛЬ, ПЕСОК ДЕРЕВО, ТКАНЬ СЕНО, БЕНЗИН
Стадии развития пожара: Начальная стадия (15- 30 минут); Стадия разгорания (30-60 минут); Завершающая стадия.
Причины пожара Неосторожное обращение с огнем; Неисправность электросети или электроприборов; Нарушение правил безопасности при использовании электробытовых и электронагревательных приборов; Нарушение правил хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов; Захламление балкона; Неосторожное обращение с пиротехническими средствами; Утечка газа; Шалости детей с огнем
Последствия пожара Травмирование и гибель людей; Материальный ущерб; Моральный ущерб.
Поражающие факторы пожара Открытый огонь; Температура среды; Токсичные продукты горения; Потеря видимости в следствии задымления; Понижение концентрации кислорода.
ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ
Входя в любое незнакомое здание, постарайтесь запомнить свой путь, обращая внимание на расположение основных и запасных выходов.
Пожар в здании: Оцените обстановку определите откуда исходит опасность Сообщите в пожарную охрану Идите в сторону противоположную пожару Двигайтесь в сторону незадымленной лестничной клетки или к выходу
Выход через задымленный коридор: При движении накройтесь мокрой плотной тканью Дышите через носовой платок, одежду Двигайтесь к выходу, пригнувшись или ползком
На вас надвигается огненный вал: Не мешкая падайте Закройте голову одеждой Не дышите
При опасной концентрации дыма и повышении температуры Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 м: достаточно сделать несколько вдохов, и вы можете погибнуть. Обнаружить выход из данного помещения можно передвигаясь вдоль стены.
Вы не можете выйти к выходу Вернитесь в помещение Плотно закройте дверь Дверные щели и вентиляционные отверстия закройте мокрыми тряпками Ждите пожарных, спасателей
Если есть балкон или лоджия Выйдите на балкон (лоджию) Закройте плотно дверь Эвакуируйтесь по стационарной пожарной лестнице или через другую квартиру, разрушив перегородку балкона (лоджии)
Спасибо за внимание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Особенности организации педагогического процесса по обеспечению безопасности детей в сфере дорожного движения в условиях реализации ФГОС общего образования
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация может помочь учителю при объяснении материала по теме 8го класса «Пожар». Основная цель урока: профилактика пожаров и гибели населения. Тип данного урока: комбенированный (сочетание беседы, работы с учебником и презентацией). В презентации рассмотрены основные моменты изучаемого материала: Определение, история открытия процесса горения, «Формула пожара» (необходимые условия для возникновения пожара), Классификация пожаров, а так же веществ и материалов по горючести, причины, последствия и поражающие факторы пожара, рекомендуемые действия населения при возникновении пожара.
Номер материала: 152260
Не нашли то, что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по ОБЖ в 8 классе «Пожары»
Урок ро ОБЖ в 8 классе по теме «Пожары»
Просмотр содержимого документа
«тексты»
Что же это такое – пожар?
Владение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Огонь помог ему расселиться по Земле. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий. Сегодня невозможно представить жизнь человека без его использования. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве. Но нельзя забывать, что огонь из друга может превратиться во врага. Это происходит в том случае, когда человек нарушает требования безопасности и тогда приходит он, красный петушок или по-другому – пожар. Что это?
Пожар – это неконтролируемое горение, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей, наносит вред жизни и здоровью граждан.
Первые верные признаки пожара – это наличие запаха гари от перегревшихся материалов, а потом появление едкого дыма.
Электрические провода, постепенно нагреваясь при перегрузке, сначала «сигнализируют» об этом характерным запахом резины, а затем изоляция воспламеняется и горит или тлеет, поджигая расположенные рядом предметы, такие как деревянные конструкции. Одновременно с запахом изоляции может погаснуть свет или искриться проводка, что также является признаком назревающего загорания.
Итак, пожар – это процесс горения. А что это? Горением называется физико-химический процесс окисления горючего вещества и окислителя, характеризующийся выделением большого количества тепла и света.
Равномерное распространение горения устойчиво лишь в том случае, если все три условия соблюдаются. Не может возникнуть пожар, если одно из условий удалить. Но есть исключения, вы можете спросить об этом учителя.
Бывает и такое. В комнате есть все три условия возникновения пожара, но его может не быть. Для начала пожара необходимо совместить горючее вещество, источник зажигания и окислитель – это и будет достаточное условие возникновения пожара.
Виды пожаров. Горючие материалы
По внешним признакам горения пожары подразделяют на наружные, внутренние, смешанные, открытые и скрытые.
К наружным относят пожары, у которых признаки горения (пламя, дым) можно установить визуально. Такие пожары бывают при горении зданий и их конструкций, угля, торфа, при горении нефтепродуктов в резервуарах, на отрытых технологических установках. Наружные пожары всегда бывают открытыми.
К внутренним относят пожары, которые возникают и развиваются внутри зданий. Они могут быть открытыми и скрытыми.
При открытых пожарах признаки горения можно установить осмотром помещений Это видимое горение имущества во внутри здания, горение оборудования и материалов, перегородок, полов, покрытий и т. д.
У скрытых пожаров горение протекает в пустотах строительных конструкций, вентиляционных шахтах и каналах. При этом признаками горения бывает дым, а языков пламени нет и не чувствуется температура. Огонь бывает виден только при вскрытии конструкций.
С изменением обстановки изменяется и вид пожара. Так при развитии пожара в здании скрытое внутреннее горение может перейти в открытое внутреннее, а внутреннее — в наружное, и наоборот – это и есть смешанный вид.
По месту возникновения. Они бывают в зданиях, сооружениях, на открытых площадках.
Пожары различают так же и по площади возгорания.
Пожары на промышленных предприятиях и в населенных пунктах могут быть отдельные (горит небольшая часть), массовые (совокупность нескольких отдельных пожаров) и огненные штормы (охватывают более 90% крупных зданий).
По степени горения все материалы разделяются на сгораемые, не сгораемые и трудносгораемые. К сгораемым относятся: дерево, ткани (далее приведите примеры). К несгораемым: бетон, кирпич, железные конструкции. К трудносгораемым относятся те вещества, которые тлеют (приведите примеры)
Причины возникновения пожара, поражающие факторы
Причинами возникновения пожара чаще всего бывают: неисправность электросети и электроприборов: утечка газа; возгорание электроприборов (утюга, плитки, радиоприемника, телевизора и др.), оставленных под напряжением без присмотра; неосторожное обращение и шалости детей с огнем (придумать самим); использование неисправных или самодельных отопительных приборов; оставленные открытыми двери топок (печей, каминов); выброс горящей золы вблизи строений; беспечность и небрежность в обращении с огнем. Постарайтесь объяснить, почему все эти причины подходят под вину человека?
К сожалению, человек самостоятельно создает условия, при которых может начаться возгорание и пожар. Несоблюдение правил пожарной безопасности, нарушение установленных законом и нормативными документами требования по обеспечения пожарной безопасности, халатность персонала – все это непосредственно несет угрозу и часто становится причиной трагических последствий.
Распространение пожара в зданиях чаще всего происходит из-за поступления свежего воздуха, дающего дополнительный приток кислорода, по вентиляционным каналам, через окна и двери. Вот почему не рекомендуется разбивать стекла в окнах горящего помещения и оставлять открытыми двери. В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества необходимо избегать создания в доме запасов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ.
Люди, находящиеся в зоне горения, больше всего страдают, как правило, от открытого огня и искр, повышенной температуры окружающей среды, токсичных продуктов горения, дыма, пониженной концентрация кислорода, падающих частей строительных конструкций, агрегатов и установок.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока 8 класс по теме пожары»
Квакин Вячеслав Рудольфович,
НОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 ОАО «РЖД»