Что такое пожарная служба определение
Виды пожарной охраны
Виды пожарной охраны:
· Государственная противопожарная служба
· муниципальная пожарная охрана
· ведомственная пожарная охрана
· частная пожарная охрана
· добровольная пожарная охрана
В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:
— организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
— организация и осуществление государственного пожарного надзора;
— тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
— профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.
В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Cегодня на страже безопасности граждан республики находится 114 пожарных частей и 18 отдельных пожарных постов общей численностью 5772 человека.
Термины МЧС России
основная часть системы пожарной безопасности; совокупность созданных в установленном порядке органов управления, сил и средств, в т.ч. противопожарных формирований, предназначенных для организации предупреждения пожаров и их тушения, проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Виды П.о.: Государственная противопожарная служба (ГПС); ведомственная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана (ДПО); объединения пожарной охраны. Добровольная пожарная охрана — форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушении в населённых пунктах и на предприятиях. Пожарное добровольчество как форма общественной взаимопомощи получило распространение в России во 2-й пол. XIX в. К 1890 насчитывалось около 60 пожарных обществ, которые на съезде пожарных, состоявшемся 14—15 июня 1892, были объединены в Российское пожарное общество. Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 17 апреля 1918 придал борьбе с пожарами общегосударственное значение и стал законодательным актом для всей пожарной охраны, включая ДПО. В современных условиях подразделения ДПО (дружины, команды) в населённых пунктах создаются решением администрации органа местного самоуправления РФ, на предприятиях — по решению их собственников (руководителей) по согласованию с территориальным органом управления (ГПС). Предельная численность подразделений ДПО устанавливается органами местного самоуправления. Независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности и места дислокации, мобильные подразделения ДПО входят в состав гарнизона пожарной охраны, включаются в его расписание выездов, утверждаемое органом местного самоуправления, и в оперативном отношении подчиняются ГПС. Их деятельность осуществляется в соответствии с уставами (положениями), зарегистрированными в установленном порядке, и подлежит лицензированию ГПС.
В своей работе подразделения ДПО руководствуются действующим законодательством, нормативными документами ГПС, решениями органов исполнительной власти субъектов РФ, учредительными и др. ведомственными нормативными документами. Реорганизация и ликвидация подразделений ДПО (дружин, команд) осуществляется по решению учредителей, за счет которых они содержатся, и по согласованию с ГПС. Добровольный пожарный — гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров. Добровольные пожарные несут службу в подразделениях пожарной охраны населённого пункта в соответствии с графиком дежурств, утверждённым органом местного самоуправления. Для добровольных пожарных устанавливаются социальные гарантии и формы стимулирования их деятельности, в т.ч. сохранение среднемесячной заработной платы (стипендии) по месту основной работы (учёбы) за время дежурства в добровольной пожарной охране. Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счёт средств местных бюджетов по решению органов местного самоуправления.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Пожарная охрана
Само слово «охрана» означает сбережение в целости и сохранности. Это относится, например, к памятникам культуры, окружающей среде, видным деятелям… Но пожарная охрана вовсе не стремится беречь пожары. Ее функция сохранять все, кроме пожара.
Определение, задачи, классификация
Итак, пожарная охрана – это объединение организаций, подразделений, органов управления, направленные на борьбу с возгораниями. Основные ее задачи:
Согласно федеральному закону № 69-ФЗ пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:
Государственная противопожарная служба (ГПС) является частью МЧС России. Она подразделяется на федеральную ПС и ПС субъектов РФ.
Прежде, чем основательно разберем все виды, познакомимся с историей создания службы тушения огня.
История образования пожарной службы в России
Древесина — одна из самых больших ценностей нашей страны. Русские строили из дерева дома, деревни, села, города. Всем хороша древесина, но это очень горючий, легко воспламеняемый материал. Огонь всегда был главным врагом наших предков. Что уж говорить о всей Руси, если Москва сгорала более, чем 100 раз.
Тушение пожаров на Руси
Царь Алексей Михайлович Романов, прозванный «Тишайшим» за доброту и рассудительность, известен своими государственными реформами. 30 апреля 1649 года он подписал «Наказ о градском благочинии». И хотя до этого документа правители занимались защитой от пожаров, даже была создана первая команда для тушения огня, именно в нем появились первые очертания пожарной службы.
Городской наказ содержал сведения о количестве тушителей, финансировании их деятельности. Он обязывал служивых нести дежурство, а нарушители правил обращения с огнем подвергались наказанию. За 369 лет развития служба ПО появилась в каждом селе, городе, крупных предприятиях, а 30 апреля отмечается день ПО России.
Федеральная противопожарная служба (ФПС)
Вся деятельность ФПС подчиняется Положению (Постановление правительства № 385 от 20.06.2005 года). Структура ФПС состоит из:
ПС субъектов Российской Федерации
В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.
Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:
По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:
Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.
Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:
Муниципальная ПО
Муниципальный вид ПО образуется на территории с местным самоуправлением. Местная администрация работает в соответствии с законодательством России, законов субъекта РФ, с учетом этнических, экономических, исторических особенностей, местных традиций. Она имеет право самостоятельно определять порядок создания, организации муниципальной ПО, ее цели и задачи, взаимоотношения с другими видами пожарной службы России.
Тем не менее, это тоже не означает полной независимости от государственной власти. Муниципальная ПО находится в оперативном подчинении пожарной службы МЧС России, которая привлекает ее к тушению огня. Кроме того, муниципальная ПО входит в состав гарнизона пожарной охраны (это определение означает совокупность, комплекс всех органов управления и подразделений пожарной службы, находящихся на определенной территории).
Финансирование деятельности этого вида ПО происходит соответственно из муниципального бюджета.
Ведомственная ПО
Согласно закону ведомственные ПО создают федеральные органы исполнительной власти РФ. Федеральные органы исполнительной власти – это министерства с подчиненными им службами, агентствами, надзорами. Ведомственная ПО не территориальное образование, она организуется в сфере, ограниченной определенной деятельностью.
Пожарная охрана на железнодорожном транспорте
Например, транспортные ПО. Они обеспечивают безопасность при эксплуатации железнодорожных, речных, морских, воздушных транспортных средств. Также существует ведомственная ПО Вооруженных Сил, которая обеспечивает безопасность военных объектов. Еще один вид – консульская и дипломатическая ПО, так как представительства за рубежом являются территорией России и работают в соответствии с российским законодательством.
Ведомственная ПО осуществляет свою деятельность на средства своего ведомства. Отдельные подразделения часто контролируют предприятия своей отрасли. Основные функции и задачи направлены на профилактику и тушение пожаров. Подразделения контролирую противопожарный режим и в случае выявленных нарушений имеют право остановить производственную деятельность до момента устранения замечаний.
Частная ПО
По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:
На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.
Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).
При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.
Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.
Добровольная ПО
Добровольцем называется человек, который выполняет определенную деятельность по собственному желанию, можно сказать – по велению души, при этом, не рассчитывая на материальное вознаграждение. Добровольная ПО на предприятиях создается с привлечением добровольцев, которые изъявили желание вступить в борьбу с возгоранием. Потребность в организации добровольной пожарной дружины (ДПД) может возникать по таким соображениям:
Сами пожарные часто советуют начинать тушение пожара до приезда спасателей, ведь дорога каждая секунда. Поэтому создается отряд, члены которого выполняют следующие функции:
Добровольцы обязательно проходят обучение, принимают участие в учениях, в том числе совместных с государственной ПС.
Популярное пожелание пожарных
Заключение
В подразделениях ПО всегда существует много примет. Вещь, взятая из сгоревшего помещения, сгорит в другом доме. Нельзя сапоги чистить, голову мыть перед дежурством – иначе скоро испачкается. А самое популярное пожелание — «Сухих рукавов!». Если рукава остались сухие, то возгораний не было, люди не погибли, а имущество в целости и сохранности.
Пожарная охрана
Пожарная охрана – это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Дата создания
Официальной датой создания пожарной охраной в России считается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве. Эта же дата отмечается ежегодно как День пожарной охраны России.
История
Пройдите по ссылкам для ознакомления с материалами об истории пожарной охраны:
Кратко
Конный обоз, как история пожарной охраны
В 1472 году Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нем ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе.
В 1504 году в Москве была создана первая пожарно-сторожевая охрана.
В 1549 году царь Иван Грозный издал специальный указ о мерах противопожарной защиты в городах.
В 1624 году в России организована первая специализированная пожарная команда.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михаилович издал «Наказ о градском благочинии», содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнем. Эти положения распространились на все города России.
В Российской империи успешно функционировало «Императорское российское пожарное общество», под патронажем которого было создано общество «Голубой Крест», которое оказывало всевозможную поддержку пожарным пострадавшим при выполнении должностных обязанностей; если пожарный погибал, то помощь оказывалась членам его семьи.
В 1892 году было 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских — 250, сельских — 2026, заводских — 127, военных — 13, частных — 12, железнодорожных — 2.
17 апреля 1918 года был издан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». До 1999 года, считался официальным праздником пожарных в СССР и России – Днем пожарного, а затем, Днем пожарной охраны.
В 1934 году в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. Для охраны пожароопасных и особо важных промышленных объектов и крупных административных центров создана военизированная Пожарная охрана НКВД.
В 1936 году утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре.
В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.
В 1957 году открылся факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР. В крупных городах были образованы пожарно-испытательные станции.
В 1958 году пожарную охрану СССР приняли в Технический комитет по предотвращению и тушению пожаров.
С 1966 года руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили Государственный пожарный надзор, осуществлявший работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной пожарной охраны и профессиональной пожарной охраны, которые тушили пожары в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. Некоторые министерства и ведомства (например, Министерство путей сообщения, Министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели собственную ведомственную пожарную охрану.
Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства.
С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу.
МВД РСФСР в 1991 году образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы.
В 1993 году Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел.
21 декабря 1994 года Президент РФ подписал Федеральный закон «О пожарной безопасности», согласно которому, проблема пожарной безопасности вновь стала государственной. Пожарные получили право издавать Нормы пожарной безопасности, дублирующие требования государственных стандартов и требовать сертификации любой продукции (такой как холодильники и бытовая электроника).
30 апреля 1999 года Указом Президента РФ установлен профессиональный праздник — «День пожарной охраны России».
Согласно Указу Президента России от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России.
В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе федеральной осталось более 80 тысяч человек, в ведение региональных властей перешли 137 тысяч, и около 70 тысяч пожарных содержались за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.
Задачи
Основными задачами пожарной охраны являются:
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Виды пожарной охраны
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
Федеральная противопожарная служба
Федеральная противопожарная служба включает в себя:
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Противопожарная служба субъектов
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Муниципальная
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
Ведомственная
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны (ВПО).
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Частная
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником на добровольной основе с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Добровольная
Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон РФ № 100-ФЗ от 06.05.2011 «О добровольной пожарной охране»).
Дополнительный материал:
О пожарной охране
История пожарной охраны России начинается 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.
Историческая ценность «Наказа о градском благочинии», принятого 365 лет назад, заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны:
Служба градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.
Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров было продолжено Петром I. Именно в годы его правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «. и беречь от огня богатства государства Российского. ».
В период правления Александра I, в 1802 году было в Российской империи образовано министерство внутренних дел, во всех крупных городах при полицейских управлениях стали создаваться пожарные команды. В 1803 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность первая пожарная команда. Царским указом 1804 года была создана штатная пожарная команда и в Москве. В других городах их организация осуществлялась на основе «Положения о составе пожарной охраны Петербурга и Москвы».
Однако пока этот процесс принял массовый характер, прошло немало времени. Например, пожарная команда при Тульском оружейном заводе была организована только в 1835 году. В Царицыно и уезде не было профессиональной пожарной охраны до второй половины XIX века. Борьбу с пожарами продолжало вести местное население.
Александром II 1857 году был издан первый в России пожарный устав. Он излагал порядок устройства пожарных частей в городах, трактовал меры предосторожности от пожаров, порядок возмещения убытков и награждения участвующих в тушении работников пожарной охраны, а также предписывал меры наказания за нарушения правил пожарной безопасности.
При императоре Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд. Одной из достопримечательностей русских городов вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие села.
В течение XIX века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, в 1904 году был изготовлен первый пожарный автомобиль на фабрике фирмы «Фрезе и К°».
Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Россия стала родиной пенного тушения. В России были созданы лучшие конструкции гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель. Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства.
Первым руководителем пожарных в послереволюционный период стал Марк Тимофеевич Елизаров, назначенный Главным комиссаром по делам страхования и борьбы с огнем. Он сумел за сравнительно короткое время заложить организационные основы пожарной охраны, поставить на практические рельсы осуществление мероприятий, определенных правительственным декретом.
В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.
23 марта 1923 года в Москве состоялась «Первая Всероссийская пожарная конференция», на которую прибыли профессионалы-пожарные из городов России, а также делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.
Начиная с 1932 года в СССР, существовала военизированная и профессиональная пожарная охрана в составе Министерства внутренних дел.
За мужество и героизм, проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали.
В 1936 году правительство принимает решение о значительном расширении функций и прав пожарной охраны в области государственного пожарного надзора. Постановлением правительства утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре, создано Главное управление пожарной охраны.
7 ноября 1941 года пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие вернулись к тушению пожаров.
В 1941 году Правительство России объявляет благодарность московским пожарным за мужество и героизм, проявленные при тушении пожаров во время вражеских налетов на город.
В 1942 году пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина, а в 1947 году этой высокой награды был удостоен и Московский пожарный гарнизон.
В начале 1990-х годов в результате распада СССР создается МВД России. При этом вопросы организации, совершенствования структуры подразделений передаются в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.
23 августа 1993 года Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ в Государственную противопожарную службу МВД России.
30 апреля 1999 года Президентом Российской Федерации подписан Указ № 539 «Об установлении Дня пожарной охраны».
Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.
9 ноября 2001 года Указом Президента Российской Федерации № 1309 Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.