Что такое пожарный аудит простыми словами
Проведение аудита пожарной безопасности
Любой объект, где производится предпринимательская деятельность, должен соответствовать требованиям противопожарной безопасности – это одна из важнейших задач, государственного значения. Надзорные органы МЧС активно участвуют в анализе соответствия объектов противопожарным условиям и предписаниям, производят проверки, принимают различные меры.
Однако уровень вмешательства государства в эту сферу должен быть снижен, ведь в противопожарной безопасности прежде всего заинтересованы сами предприниматели. Повышение их личной ответственности возможно благодаря внедрению права предпринимателей на независимую оценку пожарных рисков (НОР), то есть аудит пожарной безопасности.
Рассмотрим, чем такой тип проверки отличается от государственной, какова цель пожарного аудитора, какие задачи помогает решить НОР и по какой процедуре проводится.
Законодательный аспект
Обеспечение безопасности со стороны возможных бед от огня регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В январе 2016 года в него были внесены правки, которые разрешают снизить государственную нагрузку на пожарные проверки и регулирование, но не декларативно, а за счет внедрения других форм контроля.
Данной законодательной нормой наряду с госпроверками предпринимателям разрешено предпринимать независимую оценку рисков пожара – НОР, или аудит пожарной безопасности. Проверка происходит по регламенту «Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска», утвержденных Постановлением РФ от 07.04.2009 года, № 304 (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 года № 777).
ВАЖНО! Организации, осуществляющие экспертизу, должны входить в перечень прошедших аккредитацию МЧС Российской Федерации.
Государственный пожарный надзор или аудит?
То, что объект должен регулярно проверяться на соответствие противопожарной безопасности, обсуждению не подлежит. Но предприниматель вправе выбирать, кто будет осуществлять этот контроль: государственный пожарный инспектор или независимый аудитор. Рассмотрим альтернативу подробнее.
Государственный контроль
Визит пожарного инспектора – испытание не из самых приятных для собственника. Нежданный гость может явиться в любое время, руководствуясь государственным планом проверок. Предприниматель в один прекрасный день обнаружит свою фирму в качестве запланированной для визита инспектора ГПН без всякого приглашения. Отказаться или как-либо иначе избежать проверки невозможно.
Если инспектор найдет несоответствия требованиям, он выдаст предписание, которые обязательно придется выполнять, иначе предприятие может быть остановлено на трехмесячный срок. Естественно, в ближайшем времени предстоит новая проверка: насколько выполнено предписание. Кроме того, предприниматель получит солидный штраф за выявленные нарушения и дополнительный, если вовремя не сделает всего обозначенного в предписании.
Зато у государственной проверки есть ощутимый плюс – она абсолютно бесплатна.
Аудит: его плюсы для владельца бизнеса
НОР проигрывает государственной проверке только в одном: это платная услуга, оказываемая по договору. Аудит проводит организация, имеющая такое право согласно аккредитации МЧС РФ.
К СВЕДЕНИЮ! Поскольку компания-аудитор уже получила «добро» на проведение такого рода экспертиз, Государственный пожарный надзор не вправе подвергать сомнению полноту и истинность выданного аудитором заключения о пожарной безопасности.
В результате предприниматель станет обладателем заключения с реальной оценкой пожарного состояния своей собственности.
Очевидные преимущества аудита пожарной безопасности для собственника бизнеса:
Цели и функции пожарного аудита
Цель проведения независимого аудита пожарного состояния предпринимательского объекта – вовлечь хозяев бизнеса в процесс действительного контроля над обеспечением безопасности, снизив административные барьеры и подняв уровень ответственности. Независимая оценка позволяет:
Этапы проведения пожарного аудита
После того как между предпринимателем-собственником и организацией аудитором заключен договор о предстоящей проверке, в котором согласованы ее стоимость, сроки и условия, осуществляются следующие процедуры:
Потенциальные проблемы независимого пожарного аудита
Как и любой новый метод, независимая оценка пожарных рисков имеет некоторые слабые места, о которых предпринимателю лучше знать заранее:
Что такое пожарный аудит, кто его проводит, как подготовиться и сколько он стоит
Владельцы нежилых помещений, используемых в хозяйственной деятельности, обязаны проходить проверку на соответствие данных строений правилам пожарной безопасности. Контроль осуществляет соответствующее подразделение МЧС России. Однако есть и альтернативный путь – пожарный аудит. Объекты, прошедшие его, освобождены от ревизий МЧС на весь срок действия заключения, который составляет три года. Данная статья расскажет о том, что проверяет пожарный аудит, о последовательности необходимых действий, а также сколько стоит данное мероприятие.
Что такое аудит пожарной безопасности и кто его проводит?
Аудит пожарной безопасности – это комплекс мероприятий, включающий в себя анализ документов и фактическое обследование объекта, направленный на получение оценки рисков возгорания. Результаты отображаются в специальном заключении, которое передается в территориальные представительства МЧС России. Проводить его имеют право исключительно прошедшие государственную аккредитацию экспертные компании. Проверка при помощи независимой экспертной компании обладает рядом преимуществ:
Что проверяет пожарный аудит?
В ходе проведения аудита подвергается тщательному анализу вся имеющая отношение к пожарной безопасности документация, например, приказы о назначении ответственных лиц, журналы о проведении инструктажа, эвакуационные планы, акты проведения проверки систем безопасности и т.п. Выявленные недочеты устраняются согласно рекомендациям эксперта. Затем проводится исследование территории объекта и имеющегося пламегасительного оборудования. Разрабатываются превентивные меры, призванные воспрепятствовать возникновению огня, а также меры спасения людей и минимизации ущерба при пожаре. В случае необходимости проводятся дополнительные исследования.
Последовательность необходимых действий
Проведение оценки не потребует от владельцев предприятия значительных затрат времени и сил. Ниже прилагается перечень необходимых шагов.
Подготовка и выдача заключения
На этом этапе остановимся подробнее. Заключение обязательно должно содержать следующую информацию:
Заключение подписывается всеми членами комиссии и руководителем экспертной организации и скрепляется печатью.
Финансовая сторона вопроса
На стоимость услуг экспертной компании влияет много факторов, например, планировка и этажность здания. Как ориентир можно использовать сумму в 30 000 – 35 000 р.
Заключение
Независимая оценка пожарного риска не относится к обязательным с точки зрения законодательства процедурам, однако позволяет минимизировать риски и, возможно, сохранить человеческие жизни и здоровье, а также ценное имущество. К тому же, получив заключение, владелец здания в течение трех лет не будет сталкиваться с внеплановыми проверками и вызванными ими неудобствами и перебоями в работе предприятия. Поэтому не стоит экономить на этой статье расходов, ведь приобрести можно намного больше, чем потерять.
Аудит пожарной безопасности. Для чего и почему?
Действующим законодательством Российской Федерации наряду с федеральным государственным пожарным надзором, предусмотрены также и иные формы оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Одной из альтернативных форм соответствия объекта защиты, в соответствии со статьей 144 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», является независимая оценка пожарного риска (далее – НОР) (аудит пожарной безопасности). Тем самым, МЧС России, в рамках реформирования надзорной деятельности и профилактической работы, проводит работу по снятию избыточных административных барьеров на пути развития предпринимательской деятельности. Одним из ключевых моментов в данном направлении и явилось создание института независимой оценки пожарного риска (риск-ориентированного подхода к организации надзорных функций). Система независимой оценки рисков создавалась с целью повышения уровня защищенности общества, имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, положительного заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН положительного заключения НОР (исключение составляют объекты защиты, используемые организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности – в отношении таких объектов плановые проверки планируются по истечении одного года).
Таким образом, положительное заключение НОР, освобождает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей от проведения в отношении объектов защиты, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, плановых проверок в области пожарной безопасности.
В свою очередь НОР проводится экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области независимой оценки пожарного риска. При этом, очень важно помнить, что экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, если данной организацией на указанном объекте выполнялись другие работы и услуги в области пожарной безопасности, а также если данный объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
Положительное заключение, по результатам проведенной НОР, необходимо направить в орган ГПН в срок до 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, то есть до момента окончательного формирования и направления ежегодного плана проверок в органы прокуратуры.
Проведенная работа по НОР и получение положительного заключения, свидетельствуют о пожаробезопасном состоянии объекта защиты и полном выполнении требований пожарной безопасности.
При этом, при проведении НОР, решаются следующие задачи:
— снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, в результате вывода их из сферы контроля государственных надзорных органов;
— освобождение органов пожарного надзора от проведения контроля на малозначительных объектах, сосредоточение его усилий на объектах с массовым пребыванием людей, потенциально опасных и социально-значимых объектах;
— обеспечение прозрачности процедур осуществления государственного надзора, предупреждение проявлений коррупции в этой сфере деятельности.
В случаях, если в период с момента утверждения плана плановых проверок и до момента непосредственного проведения проверки будет представлен НОР с проведенным расчетом по оценке пожарного риска на объект защиты, включенный в план плановых проверок на предстоящий год, то указанная плановая проверка проводится в части определения соответствия исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования. При несоответствии расчета по оценке пожарного риска, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах.
Пожарный аудит — что это, этапы проверки, что проверяется и кто проводит аудит пожарной безопасности
Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим про еще один вид противопожарных проверок — про пожарный аудит. Сегодня вы узнаете, что такое пожарный аудит и кто его осуществляет. Из каких мероприятий он состоит, и как организовать аудит пожарной безопасности на своем предприятии.
Содержание
Кто проводит пожарный аудит
Осуществляет проверку пожарной безопасности независимая сторонняя организация, специализирующаяся на подобного вида аудитах или специальная подведомственная структура.
На крупных предприятиях с высокими рисками возникновения пожара порой создаются свои проверяющие структуры. Однако, в большинстве случаев требуется именно независимая оценка сторонней компанией.
Пожарный аудит вправе осуществлять исключительно оценочные компании, аккредитованные при МЧС России.
По законам РФ оценка пожарной безопасности организуется на добровольной основе самими предпринимателями. В некотором роде она выступает альтернативой проверке государственной пожарной инспекцией, так как на время действия заключения аудита (а срок этот три года) проверенный объект освобождается от плановых инспекций Госпожарнадзора.
Преимущества независимого аудита пожарной безопасности:
Что проверяет пожарный аудит
В ходе аудита проверяется пожарная безопасность объекта.
Для этого проводятся следующие мероприятия:
1. Анализ документов. Аудиторы проверяют правильность оформления стандартного пакета документов, который проверяется также государственной пожарной инспекцией. Если будут обнаружены ошибки, специалист подскажет, как их устранить. Всего в перечне около тридцати документов.
Вспомним основные из них:
2. Обследование территории объекта и состояния противопожарного оборудования. На этом этапе анализируются возможности возникновения возгорания, а также его гипотетическое воздействие на людей.
3. Проведение экспертиз и испытаний (при необходимости).
4. Формирование отчета. Составляется в четырех экземплярах, обязательно заверяется подписями всех участников экспертной комиссии, директора оценочной компании, печатью. Не позднее чем через пять дней копию такого отчета аудитор отправит в территориальное подразделение МЧС.
5. Создание плана дальнейших действий. В случае если были выявлены какие-либо ошибки, специалисты помогут разработать план по их исправлению.
Независимая оценка риска
Пожарный риск — описание потенциальной пожарной опасности и последствий пожара.
Оценка пожарного риска чаще всего выступает как часть пожарного аудита, но бывают случаи, когда ее выделяют отдельно:
Пожарный риск может быть:
Рассчитывают риск, фиксируя полученные в ходе обследования факты, без консультаций по исправлению нарушений. Оформляют расчет чаще всего как приложение к заключению пожарного аудита. В качестве вывода прописывается соотношение нормативного и индивидуального рисков.
Этапы проведения аудита пожарной безопасности
Мы уже выяснили, какие аспекты работы предприятия проверяет пожарный аудит, когда он необходим и в чем его преимущества.
Если вы решили проверить свое предприятие, вам придется выполнить следующие шаги:
1. Выбрать организацию, предоставляющую необходимые услуги.
Рынок независимых оценочных компаний широк, чтобы не ошибиться, проверьте:
Экспертная компания не имеет права проводить пожарный аудит на собственных объектах, или на предприятиях, где ею прежде выполнялись другие работы.
2. Подать заявку. Это можно сделать при личном посещении офиса, через доверенное лицо или электронной почтой.
Заявка должна содержать:
3. Заключить договор.
Проверьте, чтобы в нем были прописаны:
4. Оплатить аудиторские услуги. Согласно договору, по безналичному или наличному платежу.
5. Предоставить в аудиторскую компанию документы, описывающие проверяемый объект.
6. Предоставить для аудита документы, касающиеся пожарной безопасности на предприятии.
7. Утвердить график работ.
8. Получить отчет-заключение. Он не имеет утвержденной законом формы, и все, что касается его содержания оговаривается исключительно в договоре об оказании оценочных услуг.
Вся процедура аудита регулируется Постановлением Правительства РФ 304.
Если по итогам проверки обнаружены нарушения норм пожарной безопасности:
Если аудит успешно пройден:
Сколько стоит пожарный аудит
Стоимость услуг экспертных компаний в сфере пожарной безопасности может заметно варьироваться.
Средняя минимальная стоимость такого аудита оценивается специализированными компаниями в 30000 рублей.
Аудит пожарной безопасности в 2021 году
Аудит пожарной безопасности – это проверка здания или организации по нормативам противопожарной безопасности. Пожаудит проводится независимой организацией, что гарантирует объективность результатов обследований и анализа документации. По результатам процедуры оформляется заключение, которое подтверждает соответствие пожарным нормативам, либо свидетельствует о выявленных недостатках и замечаниях. Устранив нарушения, можно избежать предписаний и штрафов при инспекциях МЧС.
Читайте в статье, кто может и должен заказывать независимую оценку пожарных рисков, что проверяется в ходе пожаудита, как можно использовать заключение при взаимодействии с пожнадзором МЧС.
Что такое пожарный аудит
В Законе № 123-ФЗ (скачать), который является основным руководящим актом в сфере пож. безопасности, описаны возможные формы оценки соответствия недвижимости, предприятий, товаров, оборудования. В их список входит и независимая оценка рисков. Вот основные моменты, связанные с проведением этой проверки:
8 (499) 430-01-70 — Москва (наш адрес)
8 (812) 409-60-15 — Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
Так как аудит является официально признаваемой проверкой состояния пожарной защиты, заключение по его завершении нужно передавать в МЧС. Сделать это можно в письменной или электронной форме.
Комментарий эксперта. Предприятие не обязано заказывать и проходить независимую оценку пожарных рисков. Но в этом случае нельзя быть уверенным, что пожарники МЧС не выявят серьезные нарушения при предстоящей проверке, не вынесут представление и не взыщут штраф. Хотя заказ аудита в независимой компании влечет дополнительные расходы, это в итоге сэкономит деньги и время на устранении замечаний пожнадзора, позволит предотвратить пожароопасные ситуации. Наша компания МБРсма оказывает услуги по аудиту любых зданий и предприятий, отвечает за качество и результат процедуры.
Цели проведения аудита
Пока объект не возведен и находится в стадии проектирования, аудит пожбезопасности проводить не имеет смысла. Обеспечить соответствие пожарным нормативам обязан проектировщик, а проверять документы будут в ходе экспертизы, выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Для существующего объекта или фирмы независимая оценка может потребоваться:
Аудит можно заказать и для продукции, выпускаемой в розничную продажу. Перечни товаров, подлежащих пожарной сертификации, указаны в Постановлении № 241, техрегламенте ЕАЭС 043/2017. Прежде чем обращаться на сертификацию, можно пройти предварительную независимую проверку, что изделия отвечают пожарным нормативам.
Законодательство для проведения пожарного аудита
Главными руководящими актами в сфере противопожарной защиты являются Законы № 123-ФЗ и 69-ФЗ (скачать). В них описаны не только форматы подтверждения пожарным требованиям, но и нормативы по рискам, классам опасности, степени огнезащиты, иным показателям. Алгоритм проведения независимой оценки и оформления заключений по ее итогам регламентированы Постановлением Правительства РФ № 304.
В ходе пожаудита эксперты будут использовать нормативные значения из СП, ГОСТ, НПБ, приказов МЧС, других руководящих документов. Их список зависит от типа и функционального назначения строения, сферы деятельности компании, других факторов. Ссылки на законодательные и подзаконные акты будут указаны в заключении экспертов, в выданных расчетах, актах. других документах.