Что такое позитивное намерение
Модель НЛП:: Намерение и вторичные выгоды
Намерение
Всё что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.
Критерии позитивного намерения
Позитивное намерение должно отвечать следующим критериям:
Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.
Раз уж говорится о позитивном намерении, предполагается, что может быть и негативное. Например, человек может что-то делать для «страдания», «ненависти к себе», «унижения» или даже «смерти». Но за таким негативным намерением в конце концов обнаруживается позитивное: «очищение», «спокойствие», «справедливость» или «освобождение».
Как выяснить намерение
Выяснить намерение, стоящее за каким-то поведением, можно задавая вопросы:
— Зачем тебе это нужно?
— Что тебе это даст?
— Что ты от этого получишь?
Например:
— Я боюсь подойти к красивой девушке. [поведение]
— Зачем тебе нужен этот страх, что он тебе даёт?
— Ничего не даёт, только мешает.
— А если подумать, что-то он наверно тебе всё-таки даёт, зачем-то он тебе нужен? Может он защищает тебя от чего-то или мотивирует?
— Ну, я боюсь получить отказ.
— А что произойдёт, если тебе откажут?
— Я буду чувствовать неуверенность в себе. Так что получается, что страх позволяет мне оставаться уверенным в себе. [намерение]
Зачем выяснять намерение
Намерение – одно из базовых понятий в НЛП. Умение выяснять намерение, а особенно разделять намерение и поведение, может быть полезным:
Иногда просто выяснение намерения помогает человеку самостоятельно изменить проблемную ситуацию.
Различие между намерением и поведением
Намерение – это внутренняя позитивная цель, поведение – это попытка достигнуть этой цели. Обратите внимание на слово попытка – зачастую способ, при помощи которого человек пытается достигнуть своей цели? может быть совершенно неэффективным. Например, демонстрация обиды зачастую является весьма неудачной попыткой получения одобрения.
Намерение отвечает на вопрос «зачем?» и в большинстве случаев описывается номинализацией или фразой с номинализацией:
получение удовольствия;
одобрение;
подтверждение любви;
спокойствие;
получение информации.
Поведение же отвечает на вопрос «как?», «каким способом?» и чаще всего выражается фразой с глаголом:
приходить вовремя;
строгать;
удивляться;
тщательно подбирать слова;
быстро перебегать дорогу.
НО! Поведение в некоторых случаях тоже может описываться и фразой с номинализацией:
обида;
возмущение;
демонстрация эмоций;
изменение.
когда мы думаем о чём-то, как о цели которой хотим достигнуть, – это намерение;
когда мы думаем о чём-то, как о способе достижения цели, – это поведение.
Именно поэтому к любому намерению можно задать вопрос: «что это тебе даёт?» или аналогичный, и получить намерение более высокого уровня.
— Я обижаюсь на мужа. [поведение]
— Зачем вы это делаете?
— Я хочу, чтобы он начал меня слушать. [метарезультат]
— А зачем вам, чтобы муж вас слушал?
— Если он меня не слушает – это означает, что я ему безразлична.
— А если он вас слушает?
— Если он меня слушает – значит я для него важна. [намерение]
— То есть вы кричите на мужа, чтобы он показал, что вы важны для него?
— Да.
— А что лично вам даст то, что он показывает, что вы для него важны?
— Это означает, что он меня любит. [намерение более высокого уровня]
— А зачем вам, чтобы он вас любил?
— Это даёт мне уверенность в себе. [намерение более высокого уровня]
— А если вы будете уверены в себе целиком и полностью – к чему вы будете стремиться более важному?
— К гармонии, наверное. [намерение более высокого уровня]
Поиск намерения более высокого уровня не бесконечный процесс – в конце такой цепочки находится то, что называют «сущностными» или «глубинными» состояниями. По этому поводу можно почитать книгу Стива и Коннирэ Андреас «Сущностная трансформация».
Подходящее поведение
Вообще говоря, подходящее поведение должно удовлетворять следующим критериям. Оно должно быть:
Например, поедание курение для получение удовольствия эффективно, надёжно и доступно, но достаточно неэкологично – портит здоровье.
Игра в казино как способ обогащения – эффективно, относительно доступно, более-менее экологично, но для большинства совершенно не надёжно.
Получасовая прогулка по лесу как способ успокоиться – эффективно, надёжно, экологична, но в большинстве случаев не доступно (например, во время экзамена в институт).
Вторичные выгоды
поведение может быть неэффективно, как способ реализации намерения, но как способ реализации вторичных выгод оно эффективно всегда.
Правда не обязательно, чтобы они удовлетворялись именно этим новым вариантом поведения. Хотя это конечно было бы элегантное решение.
Как определить вторичные выгоды
Что ещё [это] тебе даёт?
Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?
Учтите, что одно и то же поведение в различных контекстах может удовлетворять различные вторичные выгоды (впрочем, как и различные намерения). Так что если вы ищете вторичные выгоды для поведения, которое человек использует в большом количестве контекстов, вам необходимо будет исследовать каждый из них.
Что такое позитивное намерение
Лорд играет свадьбу. После свадьбы гости-холостяки идут в публичный дом и застают там молодого мужа.
— Сэр, почему вы здесь, ведь у вас молодая красавица жена?
— Крошка так устала, что сразу же заснула. Стоило ли будить ее из-за каких-то нескольких фунтов?
Думаю, здесь вы легко смогли разобраться, где поведение, а где — позитивное намерение. Не правда ли, прекрасно, что муж заботится о своей любимой? Единственное, что может ее не устроить, так это его действия. А намерения — приветствуются.
— Дай мне кольцо с драгоценным камнем и побыстрей!
Перепуганный продавец протягивает бандиту кольцо. Тот его критически осматривает и рявкает:
— Ты что мне даешь, идиот! Это же бриллиант! Дай мне что-нибудь подешевле, чтобы моя невеста поверила, что это кольцо я купил.
Молодой человек, конечно же, любит свою невесту и хочет сделать ей подарок. Правда, средства, которые он для этого использует, весьма трудно назвать уместными.
Откуда при всей изначальной положительности намерения может взяться негативное поведение? Ответ мы находим во второй части пресуппозиции:
Когда-то это поведение действительно работало. Оно показало свою реальную действенность — эффективность. Там оно было вполне уместно. Более того — единственно возможно. Теперь-то мы понимаем, что наше давнишнее приобретение пора отправлять на покой. Сейчас пришло время искать более привлекательные пути к тем же целям.
Р.Дилтс. Принести свет в темноту: Принцип позитивного намерения
Принести свет в темноту: Принцип позитивного намерения
Одна из важных вещей и часто непонятных (и соответственно спорных) принципов НЛП есть позитивное намерение. Принцип состоит из того, что на каком-то уровне любое поведение имеет (или когда-то имело) «позитивное намерение «. Другими словами, любое поведение служит (или служило) «позитивной цели «.
Позитивное намерение «агрессивного » поведения, для примера, часто защита. Позитивное намерение или цель «страха » обычно желание безопасности. Позитивной целью «гнева » может быть установка (сохранение) границ. «Ненависть » может иметь как позитивную цель мотивацию человека приступить к действию. Позитивные намерения чеголибо похожего на «сопротивление изменению » могло бы определить диапазон исходов, включая желание подтвердить, уважать и почитать прошлое, необходимость защитить самого себя, оставаясь с тем что знакомо, попытка оставить позитивные вещи, которые были когда-то в прошлом, и т.д.
Даже физические симптомы могут служить позитивной целью. НЛП рассматривает симптомы, включая физические, как сообщение о том, что что-то не функционирует соответствующе. Физические симпомы часто сигнализируют людям о каком-то нарушении баланса. Случается, физические симтомы даже являются знаком того, что что-то исцеляется.
Иногда соответствующее проблемное поведение или симптом может даже служить множественным позитивным намерениям. Я работал с людьми которые хотели, например, оставить курение, и кто-то обнаружил что это служило многим позитивным намерениям. Они курили утром для того, чтобы «встать «. Они курили днем для того, чтобы «снизить стресс «, «сконцентрироваться » и пародоксально «вспомнить как дышать «. Они курили ночью для того, чтобы «расслабиться «. Часто курение служило для того, чтобы «обернуть » или сделать туманными негативные эмоции. Возможно наиболее важно, что курение было той вещью, которую они делали «для себя «, и оно было некоторым наслаждением в их жизни.
Другой базовый принцип НЛП, родственный чемто позитивному намерению, это полезность отделять «цель » от «образа поведения » т.е. отделить позитивное намерение, функцию, убеждение, т.е. то что производит поведение от самого поведения. Другими словами, более почтительно, экологично и продуктивно реагировать на «глубинную структуру «, чем на поверхностное выражение проблематичного поведения. Последствием комбинирования этого принципа с принципом позитивного намерения для того, чтобы изменить поведение или установить достижимые альтернативы, будет новый выбор, который должен какимлибо путем удовлетворить позитивную цель предыдущего поведения. Когда позитивные намерения, или цели, проблемного состояния или симптома не удовлетворены, то, иронически выражаясь, даже «нормальные » или «желаемые » поведения могут производить такие же проблемные или патологические результаты. Человек, который пытается остановить, для примера, агрессивность, но не имеет другого пути защитить себя, меняет одно множество проблем на другое. Оставляя курение без нахождения альтернатив для всех важных целей, которым оно служило, может привести человека к ужасным новым проблемам.
Почему люди не любят принцип позитивного намерения.
Можно сказать, принцип позитивного намерения и подход к изменению, описанный выше кажется природным и эффективным. Тем не менее, этот принцип породил много критики и насмешек даже среди некоторых членов сообщества НЛП от восприятия, что это более теоретически и философски, чем практично, до веры, что это откровенно опасно.
Понятие «позитивное намерение » более филосовское чем научное. Это не может быть доказано.
В действительности принцип позитивного намерения пришел не из религии или романтического идеализма, а скорее всего из научной дисциплины теории систем. Фундаментальная предпосылка принципа позитивного намерения это то, что системы (особенно самоорганизующиеся или «кибернетические » системы) перемещаются в направлении к адаптации. Т.е. существует встроенная тенденция оптимизировать некоторые важные элементы в системе или сохранять систему в балансе. Таким образом, конечная цель всех действий, ответов или поведений внутри системы есть «адаптация «, или конечная цель, которая была адаптивной, дала контекст, в котором эти поведения были изначально установлены.
Это верно, что вы не можете объективно «испытывать «, что действительно имеется позитивное намерение за конкретным поведением; поэтому это считается «пресубпозицией «. Это нечто, что предпологается, а не доказывается. Это похоже на то, что кто-то не может «доказать «, что «карта не територия » и что «нет единой правильной карты мира «. Это часть базовой «эпистимиологии » НЛП базовые убеждения, на которых эта модель основывается.
Общяя мудрость что «дорога в ад вымощена благими намерениями » предполагает, что хорошее намерение не гарантирует хорошее поведение. Люди, которые имеют хорошие намерения, делают плохие вещи, потому что имеют ограниченную карту мира. Проблемы всплывают когда, человеческая карта мира с хорошими намерениями предоставляет только несколько выборов для удовлетворения этих намерений.
Это то, почему так важно обсуждать принцип позитивного намерения в отношении к другим принципам НЛП. Изолированный от других пресубпозиций и технологий НЛП, принцип позитивного намерения будет действительно наивным идеализмом. Без мастерства НЛП, техник изменения, инструментов мышления, правил общения и т.д. это будет неважно имеетли кто-то позитивное намерение или нет, потому что мы будем беспомощны направить их внимание на новое поведение. Эйнштейн указывал: «Вы не можете решить проблему тем же типом мышления, которое создало ее. » Принцип позитивного намерения должен быть соединен с большой эффективной изобретательностью и навыками решения проблем.
Также важно помнить, что люди могут иметь позитивное намерение только для конкретной части общей системы, о которой они знают или с которой идентифицируются. Таким образом, индивидуальность, которая осознанно и «целеустремленно » делает что-то вредное другим, будет часто иметь позитивное намерение для себя, которое не включает других. В действительности, концепция «негативного намерения «, возможно, основывается на этом типе опыта.
Позитивное намерение веры в негативное намерение и отказ от понятия «позитивного намерения » это, несомненно, «защита «. Люди, которые отрицают понятие позитивного намерения, часто боятся или быть, или показаться «наивными «. Они также часто чувствуют беспомощность в том, чтобы изменить чтолибо. Без мастерства соответствующих НЛПумений люди просто остановились, чувствуя, что «Если они действительно были позитивно намеренны, они бы имели изменения сейчас. «
Важно, однако, не смешивать понятие, что люди мотивируются «позитивным намерением «, с идеей, что люди всегда могут помнить «наилучшие интересы » других или оставшейся системы. Факт того, что другие позитивно намеренные не автоматически создают свою мудрость или способность на альтруистические поступки это результат рассудка, умения и их карты мира. Адольф Гитлер имел очень позитивное намерение для части системы с которой он идентифицировался.
Пьяница, который грабит и возможно даже убивает других для того, чтобы достать деньги, имеет позитивное намерение для себя, но не идентифицирует себя с жертвой. Европейцы, которые убили индейцев и их семьи для того, чтобы защитить свои собственные семьи, имели позитивное намерение, но ограниченный выбор. В их карте мира «красные дьяволы » были не люди. Индейцы, которые убили европейцев и их семьи для того, чтобы защитить свои охотничьи земли имели очень позитивное намерение, но ограниченный выбор. Они все испытывали недостаток мастерства эффективной коммуникации друг с другом, и их карты мира не позволяли им понять и управлять культуральными различиями между ними.
Неприятие того, что поведение, исходящее из позитивного намерения, является нормальным?
Факт, что некоторое действие или симптом может иметь за собой позитивное намерение, не оправдывает поведение и не делает его принятым или «OK «. Предпочтительней думать, что принцип позитивного намерения формулирует необходимое для того, чтобы можно было постоянно изменять поведение или разрешать симптом или сопротивление. Принцип позитивного намерения обращается к предметам «изменения «, «лечения » или «экологии «, больше к «моральности » или «юридическому праву «. Оно больше направлено на будущее, чем на прошлое. Принцип позитивного намерения только утверждает, что лечение или «ассоциативная коррекция » включает в себя добавление новых выборов в индивидуальную модель мира. Эти новые выборы должны удовлетворять позитивное намерение или цель, которую индивидуальность (сознательно или безсознательно) пытается осуществить, но не имееть негативных или патологических последствий проблемного поведения или симптома.
Но я не могу найти позитивную цель в некотором поведении.
Позитивные намерения не всегда сознательны или очевидны. Потому что мы не используем мышление в терминах позитивных намерений, это сложно иногда найти их сразу, и поэтому мы находим это скорее, ошибаясь при другом толковании поведения или симптома. Но, если мы хорошо поищем достаточно глубоко, они будут там.
Иногда намерение или «глубинная структура » давно стерта из поверхностного уровня поведения. В этих случаях отношение между намерением и поведением могут казаться пародоксальными. Для примера, я работал с суицидоиальными людьми, позитивное намерение которых было «достигнуть мира «. Родители иногда физически наказывали или ругали своих детей, «показывая им, что они любят их «. Тайна кажущегося пародоксального отношения между позитивным намерением и конечным поведением лежит в прошлых событиях и модели мира, в которой эти отношения были сформированы.
Еще один вывод комбинирования принципа позитивного намерения с другими пресубпозициями НЛП это то, что любое поведение все равно какое «злое «, «дурное «, каким оно кажется, есть или было лучшим выбором, доступным человеку в тот момент времени в его или ее модели мира. Т.е. любое поведение есть или было воспринято как необходимое или подходящее (с точки зрения действующего лица), в контексте, в котором оно установилось. Часто случается, однако, что позитивное намерение, для которого поведение было установлено в действительности более не сохраняется поведением. Как пример позитивное намерение «мести » часто изначально «правильный шаг » для того, чтобы попытаться исцелить других. Взамен это создает нескончаемую и увеличивающуюся вражду (как Hatfields и MacCoys). Для того, чтобы действительно исцелить ситуацию, необходимо разорвать круг нахождения способов, понять, что это поведение должно отличаться от того, которое и создает проблему.
Важно помнить, что хотя ситуация, в которой проблемный ответ был установлен, сейчас ушла, его позитивное намерение, или цель, которую он преследовал, сохранилась, и может все еще быть имеющей силу и достаточно важной, чтобы ее узнать или обратиться к ней.
В некоторых ситуациях позитивная функция симтома или поведения это не часть начального обстоятельства, но она была установлена позднее как вторичная выгода. Например, человек не имеет намерения стать физически больным, но получает много внимания и помощи от других, когда он или она становятся больными. Это внимание или помощь как позитив, который дает болезнь, может стать вторичной выгодой показывать области дисбаланса в «нормальной » жизни человека, на которые необходимо обратить внимание. Если с ними поступают неадекватно, то человеку может понравиться повторять рецидивы.
Но когда я даю людям знать о действительно хороших альтернативах, они не всегда принимяют их.
Важно помнить в этой точке, что есть тонкие, но значительные различия между «альтернативой » и «выбором «. «Альтернатива » находится вне человека. «Выбор » это альтернатива, которая становиться частью человеческой карты. Личности может быть дано много параметров или альтернатив, которые не имеют выбора. Выбор включает в себя возможность иметь способность и контекстуальные намеки, которые помогут внутренне выбрать наиболее соответствующие параметры.
Это также считается важным в НЛП, что человек имеет более, чем одну альтернативу, помимо симптома или проблемного ответа. В НЛП говорят что «Один выбор это не выбор. Два выбора это дилема. Но и она не является выбором, пока человек не будет имет три возможности которые он или она действительно смогут законно выбрать. «
Что часто смущает людей в принципе позитивного намерения, это то, что им кажется, что человеку «следует знать лучше «. Они будут иметь разум или зрелость, чтобы употребить другие альтернативы для достижения их желаемых намерений. Это не является необычным для людей говорить опять и опять, что они осознают, что нечто не хорошо для них или достижения того, что они действительно хотят или намереваются сделать, но все еще упорствуют в поведении.
Воздействие прошлых событий часто больше, чем просто воспоминание об этих конкретных ситуациях. В конкретных условиях события могут производить измененные состояния сознания, которые ведут к «неприятному сознанию «, так как часть процесса мышления человека становится диссоциированной от оставшегося процесса. Эта диссоциированная часть сознания, которую Фрейд назвал «вторичное сознание «, может производить идеи, которые были «очень сильно отрезаны от ассоциативной коммуникации с оставшейся частью содержимого сознания «.
В подходе НЛП люди могут перемещаться между различными состояниями сознания. Есть широкое множество состояний, которые нервная система может достигать. В действительности, с позиции НЛП, это полезно и желательно иметь «части «. В обстоятельствах, которые требуют высокого уровня исполнения, для примера, люди часто помещают себя ментально и физически в состояния, отличные от их «нормального состояния » сознания. Конкретные задачи требуют, чтобы люди использовали их тела и нервную систему особыми способами. Для примера, выполнение атлетических упражнений, опыт труда и рождения, даже задачи, требующие высокого уровня концентрации, как, например, хирургия, часто сопровождаются специальными состояниями. Идеи, восприятие и мысли, которые появляются в этих состояних, часто могут быть «связаны между собой » более легко, чем опыты, которые появляются в других состояних или обстоятельствах. Такого рода процесс один из способов, которым мы охраняем себя от того, чтобы быть раздавленными огромным содержимым нашего опыта.
Степень воздействия конкретной «части » зависит от «уровня «, на котором она была сформирована. Некоторые части находятся скорее на уровне возможностей: «творческая » часть, «логическая » часть, «интуитивная » часть. Другие части более на уровне убеждений или ценностей: такие как часть, которая «ценит здоровье более чем благополучие » или часть, которая «верит, что семья более важна чем карьера «. Другие могут быть на уровне идентичности: такие как часть, которая «взрослая » в противоположность части, которая «ребенок «.
Различные части могут иметь различные намерения, цели или способности, которые могут или не могут быть связаны с целями других частей человека и ее или его нормальным состоянием сознания. Таким образом, в то время как одна часть человека может понимать что-то, другая может не понимать. Одна часть человека может верить, что что-то важно в то время как другая может верить, что это несущественно. Как результат индивидуальность может иметь различные части с различными намерениями. Эти намерения могут входит в конфликт друг с другом или вести к поведениям которые кажутся странными или иррациональными другим или даже части собственного сознания человека.
Другими словами, факт, что «нормальное сознание » человека признает другие выбоы, не означает что «вторичное сознание «, которое начало поведение, понимает или признает эти выборы. Симптом только тогда полностью «рефреймирован «, когда часть человека, которая генерирует проблемный ответ, идентифицирована, позитивное намерение за ответом понято и признано, и когда другие эффективные выборы достижения позитивного намерения были приняты частью (конкретные модели того как проводить такую коммуникацию были детализированы во множестве книг по НЛП, включая «Корни НЛП «, «Из лягушек в принцы «, «Решения «, «НЛП. Часть 1 «, «Рефрейминг «)
Понятие «зло » это определенно древнее понятие. Однако, можно этому удивиться, оно не всегда существовало как важная часть человеческого сознания. В своей книге «The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind (1976) «, Джулиан Джейнс указал, что ссылки на концепцию «зла » не повлялись в древних рукописях и артифактах (Греция, Египет или Небреф) до 1200 до н.э. Соответствуя Джейнсу, для того, чтобы идея «зла » появилась, поведение людей должно было стать воспринимаемым как достаточно диссоциированное от воли различных богов, которые контролировали их, для того чтобы люди имели свою собственную «свободную волю «. Это началось только с появилением продолжающихся взаимодействий между людьми различных культур, и рождению результирующего убеждения, что различия в поведениях людей пришли из их собственных мыслей и желаний, так что появились идеи «лжи » и «зла «. Без индивидуального сознания и желания не может быть намерения позитивного или негативного. Может показаться, что исторически концепция зла возникла вне нашей попытки понять и прийти к определениям с помощью нашего собственного внутреннего программирования.
Даже с самых ранних времен, однако, «зло » было ассоциированно с «темнотой «, а «хорошее » было ассоциировано со «светом «. Деструктивное и злое поведение пришло из «темноты «. Любящее и здоровое поведение пришло из «света «. Эта метафора очень хорошо включается в понятие хорошего намерения. Позитивные намерения похожи на свет. Их цель приносит свет и тепло в мир. Симптомы и проблемное поведение появились из темноты места которых свет не может достичь.
Очень важно помнить, однако, что «мрак » не «насилие «, это просто отсутствие света. Свет может светить в темноте, но темнота не может «светить » во свете. Таким образом, отношение между светом и тенью которую он отбрасывает, это не борьба между противоборствующими силами.
Что мешает свету? Как можно дать немного света туда, где он необходим?
С перспективы НЛП, «темнота » приходит из узкой карты мира или из чего-то в модели мира, что мешает «свету » позитивного намерения и отбрасывает тень. Изменение приходит из «расширения отверстия » карты мира человека или нахождения и преобазования препятствий в свет не с помощью нападения на тень. В соответствии с НЛП, препятствия свету приходят из оганиченных убеждений или «через вирусы » в наших ментальных картах мира. Типично, эти препятствия приходят как убеждения или предположения, которые становятся в опозицию базовым пресубпозициям НЛП.
Эти убеждения, взятые вместе, имеются, без сомнения, в сердце каждого зверства, которое было совершено в человеческой истории. Фундаментальный «свет » и излечивающая способность НЛП приходит из его обязательства выдвигать другое множество пресубпозиций: «Мы система которая является частью большей системы. Эта система фундаментально направляет к здоровью и адаптации. Мы в конце концов мотивируемся позитивными намерениями. Наши карты мира, однако, ограничены и не всегда обеспечиват нам все возможные выборы. Но мы способны изменяться, и мы можем создать подходящий выбор поведений, мы будем автоматически делать его. Результат это то, что может расширять модель мира, чтобы включить другие выборы и возможности для защиты, мудрости и помощи другим в делание чеголибо хорошо. «