Что такое позитивное отношение
Что такое позитивное отношение к жизни?
Что такое «позитивное отношение к жизни»? Вроде бы всем понятно, и даже разъяснять нечего. Все знают, как это здорово — быть позитивным! Тогда и жизнь становится интересной, и люди к тебе тянутся. Почему же тогда далеко не каждый проявляет это в себе, и является таковым?
Практически у всех на пути встречаются какие-то препятствия, и многие люди воспринимают их как нечто непреодолимое, непоправимое, как наказание. Вследствие этого сетуют: «За что мне это?», «Почему именно я?», отравляя своими стонами жизнь себе и близким. Таких людей легко узнать по хмурым лицам, недовольным взглядам, они почти не улыбаются. Эти люди воспринимают все через призму жалости к себе, защищаются панцирем из злобы, иронии и скептицизма.
Другие же люди относятся к препятствиям как к вызову! Они видят в них не тупик, а новую возможность. Что бы ни случилось, они верят в свои силы и стараются добиваться своих целей.
Приведу вам один пример: реальная история девушки, практически потерявшей зрение и возможность двигаться из-за случайного ранения, какой-то дикой случайности! Многие люди на ее месте сломались бы. Прогнозы докторов были очень плохими. Но эта девушка верила в себя и свои силы, и, что самое главное, оставалась позитивной. Это выражалось в ее отношении к себе и к людям. Именно это позволило ей, несмотря на прогнозы докторов, даже вопреки им, не опустить руки, а выстоять, стать еще сильнее, преодолеть все препятствия и следовать к желаемой цели.
В любых событиях, которые происходят вокруг нас, можно видеть возможности, а можно — тупики. Что именно Вы видите — это Ваш выбор! Встречаясь с любым человеком, позитивные люди видят в нем, прежде всего, хорошее, и это помогает им быстро сближаться с людьми. Эти люди доброжелательны, на их лицах часто можно увидеть приветливую улыбку. Что бы с ними ни случалось, они воспринимают это с позиции возможности:
«Как я могу это использовать?»
«Что еще я могу сделать в этой ситуации?».
Главным стержнем у таких людей является позитивное отношение к жизни. Нет ничего неизбежного и непоправимого. Нам всем уже давно известно, что все события, на самом деле, не являются плохими или хорошими, таковыми их делает лишь наше отношение к ним.
Сделайте свой выбор! Будьте позитивны!
Как же стать позитивным, ввести это качество в свой образ жизни? Ответ прост — нужно тренироваться каждый день. Обозначить его для себя как полезную привычку. Для того чтобы она закрепилась, необходимо выполнять несколько простых правил:
1) Каждый день вечером (перед сном) вспомните — что самого заметного и хорошего произошло с Вами за день.
2) Делитесь своими успехами и достижениями с другими людьми.
3) Заряжайте себя и окружающих хорошим настроением.
4) В ситуациях, когда Вам трудно и нет настроения, вспоминайте веселые истории и анекдоты, и рассказывайте их другим людям.
5) Не бойтесь смеяться над собой, над тем, что смешно.
6) Чаще улыбайтесь.
7) Оценивайте любую ситуацию с позиции потенциальной возможности, задавая себе вопросы: «Как я могу это использовать?», «Что еще я могу сделать в этой ситуации?». Извлекайте из этого уроки и полезный опыт.
Успехов Вам, дорогие читатели журнала ШколаЖизни.ру!
Позитивное отношение к жизни в работе, учебе и медицине
В предыдущей статье мы рассмотрели суть позитивного мышления. Теперь более подробно коснемся конкретных сфер человеческой жизни, в которых просто необходимо позитивное отношение к жизни!
Позитивное мышление в работе
Никакая конструкция лучше не отражает суть позитивного отношения к жизни на работе, чем психологический капитал (или PsyCap). Эта многокомпонентная конструкция состоит из четырех психологических ресурсов:
Впервые PsyCap был использован как «позитивный психологический капитал» известными исследователями в области менеджмента и лидерства Luthans and Youssef в 2004 году. Эта концепция быстро завоевала популярность в позитивной психологии, и к 2011 году в литературе уже были сотни ссылок на PsyCap.
Первый мета-анализ всех исследований PsyCap был проведен в 2011 году, и в нем были изложены некоторые из многочисленных преимуществ PsyCap на работе:
Кажется довольно простым, но позитивное отношение к жизни, такое как оптимизм и устойчивость, приводит к положительным результатам как для организации, так и для сотрудников. Поэтому нужно мыслить позитивно!
В другом исследовании, проведенном несколькими гигантами в области позитивной психологии (Соня Любомирский, Лора Кинг и Эд Динер, 2005), исследовалась связь между счастьем и финансовой выгодой для сотрудников.
Исследование показало, что позитивное мышление на работе приносит большую выгоду работникам. Вот почему это так:
Таким образом, позитивный настрой может принести большую пользу организации в целом и всем ее сотрудникам. Работа и оптимизм должны идти рука об руку.
Феномен лидерства в позитивной психологии
Позитивное мышление может также принести пользу лидерам и их последователям (а также распространить позитив во всей организации).
Лидеры с позитивной самооценкой (позитивное представление о том, кто они есть и привычка думать о себе позитивно) более склонны принимать правильные решения. Они выполняют свои обязанности на высоком уровне, и способны активно влиять на последователей и подчиненных.
Также лидеры могут напрямую влиять на позитивное мышление всей организации, за которую они отвечают. Доверие к менеджменту сильно влияет на PsyCap, который в свою очередь оказывает большое влияние на результаты работы как лидеров, так и их последователей.
Кроме того, доверие к управлению тесно связано с “положительным” лидерством. Хотя доверие к менеджменту не обязательно свидетельствует о позитивном мышлении как лидера, так и сотрудников, это, безусловно, вероятный результат в целом позитивного отношения к жизни на рабочем месте.
«Всегда легче следовать за тем, кто обладает позитивным взглядом на мир»
Другими словами, позитивное мышление лидера привлекает последователей и стимулирует мотивацию и участие подчиненных в жизни организации.
Наличие положительного мировоззрения жизненно важно на руководящих должностях, потому что при управлении и руководстве чем-либо люди испытывают большой стресс. Лидеры всегда должны быть «включены» и проводить большую часть своего времени, выступая в роли сильного, уверенного человека. Эта роль утомительна, а оптимизм и гибкость помогают лидерам оставаться здоровыми и продуктивными в самых сложных условиях.
Позитивное отношение к жизни на работе – видео
Положительное мышление в здравоохранении
В здравоохранении позитивное мышление по отношению к себе и своим пациентам также может оказать положительное влияние. Его наличие не только способствует формированию смысла и цели в жизни медицинских работников, но и:
Позитивное мышление и инвалидность
Позитивное отношение к жизни также является благом для тех, кто обучает, общается и ухаживает за учеником, любимым человеком или пациентом, который страдает от инвалидности.
Положительное отношение к жизни облегчает для учителей обучение детей-инвалидов и помогает им получать хорошее образование. Это делает еще более тревожным тот факт, что, согласно исследованию, проведенному в 2012 году, в более 80% школ сотрудники не проходили никакой подготовки по пропаганде позитивного отношения к учащимся с ограниченными возможностями.
Имея так много ресурсов, чтобы продвигать нормальное отношение общества к детям-инвалидам, у нас есть широкие возможности для исправления ситуации.
Позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями – это то, к чему нужно стремиться. Оно оказывает значительное положительное влияние как них самих, так и на тех, кто их окружает.
Позитивное мышление и лечение рака
Вы, наверное, слышали общие фразы, используемые при обсуждении чьего-либо диагноза рака.
Больному раком, скорее всего, скажут: «Вы должны оставаться позитивными!». Или: «Вы можете бороться с этим, если сохраните позитивный настрой».
Неясно, поможет ли просто культивирование позитивного мышления пациенту победить рак. Но нет сомнений, что поддержка и здоровый оптимизм снижают напряжение, тревогу, усталость и депрессию и улучшают общее качество жизни.
Конечно, другие эмоции также приемлемы, ключевой фактор – их подлинность. Ложные улыбки и поверхностная бодрость, скорее всего, ничего не сделают для больного раком, но работа по формированию подлинно позитивного мышления может оказать существенное влияние на качество жизни больного раком и, возможно, на шансы победить болезнь.
Позитивное отношение к учебе
Задачи по изменению отношения к учебе детей стоят перед многими учителями и родителями. Ниже мы приводим способы, которые могут помочь развить у детей позитивное отношение к учебе.
Итак, ключи к позитивному мышлению у детей:
➨ Уменьшите количество тестирований в качестве ключевого инструмента оценки и делайте упор на более естественные подходы к оценке знаний: эссе, статьи, презентации и т.д.;
➨ Донесите до детей, что усилия имеют значение в обучении. Нужно, чтобы они понимали, что если кто-то усердно работает, то у него больше шансов на успех. Кроме того, нужно больше возможностей для прикладывания усилий именно в тех областях, которые интересуют детей.
➨ Включите в журналы успеваемости пункты, которые фокусируются на индивидуальных достоинствах и интересах каждого ребенка.
➨ Вместо или в дополнение к чтению учебников предложите детям самим выбрать книги, которые им интересны, которые открывают их для окружающего мира, заставляют их думать!
➨ В первую очередь уделяйте внимание сильным сторонам каждого ребенка. Не все ученики будут сильными во всех областях, поэтому важно помочь каждому ученику найти свои сильные стороны и развить их.
➨ При необходимости «замедлите процесс обучения». Нужно выяснить, что для учеников дается с трудом и сфокусировать на этом внимание. Возможно нужно придумать альтернативные и более креативные способы подачи того или иного материала.
➨ Сделайте «задавание вопросов» центральным на занятиях, а также в вашей учебной среде и школьной культуре. Предложите учащимся самом разработать важные вопросы по предмету.
Во время обучения побуждайте детей задавать уточняющие вопросы. Дайте им понять, что ни один вопрос не является слишком незначительным или слишком глупым.
Однако эти методы не всегда находятся под контролем учителя. Если это так или они слишком громоздки, попробуйте следующие 5 стратегий, которые вы, скорее всего, сможете реализовать.
Итак, как развить позитивное мышление у детей:
Актуальность развития позитивного мышления у детей невозможно переоценить!
Формирование позитивного отношения к жизни
20 советов о том, как иметь и поддерживать позитивный настрой в жизни и на работе. Мы собрали для вас самые популярные и действенные методы по развитию позитивного отношения к жизни.
Вот более конкретный список, как поддерживать позитивное отношение к жизни:
Заключение
Если вы по натуре оптимист, культивируйте благодарность за присущую вам позитивность, но не забывайте, что и негативные чувства иногда возникают. Они тоже часть жизни.
Если вы по натуре пессимист, не отчаивайтесь, когда вас будет тянуть в негатив. Помните, что цель состоит в том, чтобы стать, чтобы стать лучшей версией себя, которой вы можете быть, и поддерживать здоровое и счастливое психическое состояние. Позитивное отношение к жизни заключается именно в этом.
Видео про позитивное отношение к жизни
Как вы относитесь к движению позитивности? Вы оптимистичны, пессимистичны или где-то посередине? Есть ли у вас какие-либо мысли о том, как развивать позитивное мышление? Дайте нам знать в комментариях ниже!
Позитивное отношение к жизни
Позитивное отношение к жизни и светлый взгляд в будущее встречается в современном мире все реже и реже. Оглянитесь вокруг и кого вы увидите? «Мудрых» циников, которые пессимистично, скептически относятся ко всем событиям и явлениям. Позитивного отношения становится все меньше. Когда говорят: «Да ты оптимист», это звучит, словно попытка обидеть или подчеркнуть неопытность и наивность собеседника. Даже обратитесь сами к себе, ну разве вы воспринимаете всерьез человека, который оптимистично смотрит на жизнь и видит все в позитивном свете.
Уже довольно давно идет спор о том, какой же стакан: наполовину пустой или полный? Большинство приходит к мнению о том, что он все-таки полупустой. Сторонники этой точки зрения уже давно и с большим отрывом побеждают легковерных оптимистов. Любой, кто считает, что в жизни все будет отлично, как минимум наивен или даже глуп. Думаю, вы согласитесь, что именно эта точка зрения сегодня правит бал. Конечно же, причин для этого не мало.
Принцип позитивного отношения к жизни
Анализируя крылатые выражения и традиции разных народов, может показаться, что нам совершенно не свойственен принцип позитивного отношения к жизни. Но, это только на первый взгляд. Если копнуть глубже, можно увидеть, что надежда на хороший исход дела и позитивное отношение к жизни все же стояли во главе угла, хоть и выражались специфическим образом.
На протяжении истории у человечества сформировались довольно странные обычаи касательно пожеланий удачи и благополучия. Задумайтесь, у нас же до сих пор есть привычка суеверно ругать друзей и родственников перед важным событием. А многие молодые мамы пугаются, когда незнакомый человек восхищается их ребенком – вдруг сглазит? Как известно, одной из фаз развития человеческого сознания было магическое мышление. К сожалению, и в наши дни есть люди, которые склонны к подобному. В сознании такого человека именно ругательства и преуменьшения собственных достоинств – лучший способ защититься от влияния злых духов и неудач. Очень похожие суеверия можно обнаружить и у современных африканских племен, которые до сих пор живут при первобытном строе. Маленьким детям они дают отвратительные имена, чтобы злые колдуны не украли их чадо. А теперь посмотрите на наши традиционные пожелания удачи. Они же больше похожи на проклятия, а не на что-то хорошее.
Раньше охотников напутствовали фразами: «ни пуха, ни пера», «ни клева, ни улова», на которые правильно было отвечать «к черту!». Сейчас так желают удачи всем, но вдумайтесь в содержание выражений. По сути же, человеку желают неудачи, чтобы ничего не получилось. Но, почему-то, именно такой подход и закрепился в народном сознании, как самый действенный.
Интересно, что крылатые выражения очень зависят от географического фактора, а точнее, от климата. На севере, чаще можно услышать фразы: «Лишь бы перезимовать», «Довольствуйся малым», «Не до жиру, быть бы живу». Да, не самые оптимистичные высказывания, но, видимо, они помогали выживать в суровых условиях окружающей среды. А если двигаться на юг, то люди уже становятся более жизнерадостными, они не сомневаются в том, что выживут, ведь этому способствует цветущая природа. Южанам уже хочется больше веселья, они не довольствуются лишь необходимым.
Приоритет позитивного отношения к жизни
В любом случае, пессимистичная жизненная философия не так уж и хороша. Многие исследования подтверждают, что негативный настрой на события не дает ровно никаких преимуществ. Нейробиолог Тали Шерот доказала, что пессимизм не гарантирует никакой защиты перед жизненными неурядицами. Она исследовала большую группу студентов во время сессии. Она диагностировала их подход к жизни перед экзаменами, а затем оценивала психологическое состояние после оглашения результатов экзаменационных работ. Ученая утверждает, что студенты, ожидавшие низких баллов, разочаровались результатами не меньше, чем студенты, настроенные на высокие оценки.
Не стоит отбрасывать предположение, что на самом деле все мы неизлечимые оптимисты, а весь пессимизм – только напускной образ. Люди могут хоть каждый день ворчать о мировой несправедливости, политической ситуации и отвратительной погоде, но при этом сохранять позитивный взгляд на свое будущее, надеясь на лучшее. Если бы мы действительно были рационализирующими пессимистами, то одна лишь статистика разводов уничтожила бы институт брака, ведь мы перестали бы их заключать. Это же касается и рождения детей, поиска работы, творчества и вообще любых действий. Возможно, то, что мы все-таки занимаемся такими вещами, говорит о наличии какого-то врожденного оптимизма, задача которого поддерживать существования человеческого вида.
В культуре образ оптимистичного, жизнерадостного человека, часто высмеивается и почти приравнивается к дурачку. Один из самых ярких таких образов – это доктор Панглосс из «Кандида» Вольтера. Язвительное, но смешное коверкание одного из величайших философов – Готфрида Лейбница. Вряд ли кто-то кроме специалистов читал рассуждения Лейбница «о благости Божьей», но почти все знают выражение «Все к лучшему в этом лучшем из миров», регулярно используя ее для подтрунивания оптимистов.
В психологии также не очень использовалась практика позитивного отношения к жизни, по крайней мере, до последнего времени. Большинство серьезных практиков сконцентрированы на поиске психотравм, комплексов и страхов, желательно таких, которые тянутся еще с детства. Безусловно, результат работы психотерапевтов позитивен, но процесс в основном связан с негативом.
Формирование позитивного отношения к жизни
Одни из основателей позитивной психологии, Мартин Селигман, считает, что мы можем формировать у себя позитивное отношение к жизни. В своей книге «Как научиться оптимизму», он приводит глубокое исследование внутреннего мира человека, в частности, явления позитивного отношения к жизненным обстоятельствам. Его фундаментальные выводы внушают доверие. Автор доказал, что оптимистическое отношение к жизни очень уместно, когда речь идет о творчестве и новаторстве. То есть, в ситуациях, в которые требуют прорывных идей и в то же время сопряжены с минимальным риском. Пессимистический настрой бывает оправдан в ситуациях, что не терпят ошибок, а новые идеи не так важны.
Как видите, и оптимизм, и пессимизм имеют право на жизнь. Важно лишь то, с чем вам более комфортно. Никто не говорит, что весь мир безусловно хороший или безусловно плохой. Он нейтрален. И глобально ничего не изменится от того, что вы проиграете, как и от того, что достигнете всех своих целей. Все предопределяет лишь ваше отношение. Поэтому, руководствуйтесь своими личными чувствами, а не веяниям моды или советами родственников.
Как воспитать позитивное отношение к жизни
Вы, вероятно, много раз слышали следующие слова – У вас должен быть позитивный настрой. Что означают эти слова? Задавались ли вы вопросом, как воспитать позитивное отношение к жизни. Почему же позитивный настрой имеет значение? Здесь я хочу предложить несколько объяснений и определений относительно этого значения.
Когда люди говорят вам, что вам нужно избавиться от негативного отношения и принять позитивное? Это происходит, если вы подавлены, ожидайте неудачи и сомневайтесь в своих способностях. Они пытаются побудить вас быть позитивными. Хотят, чтобы у вас было больше уверенности, веры и силы.
Позитивное отношение – настрой
Позитивный настрой необходим для счастья, радости и прогресса в жизни. Это состояние ума приносит свет, надежду и энтузиазм в жизнь тех, кто им обладает.
Принятие его в свою жизнь не означает, что все всегда будет идти гладко и не будет никаких ухабов на дороге. Однако это гарантирует, что любая неудача, с которой вы можете столкнуться, не остановит вас или не изменит ваше состояние ума. А также то, что вы будете продолжать, пытаться снова и делать все возможное, несмотря на любую неудачу.
Вот несколько определений:
Привнесите в свою жизнь позитивное мышление
Как развить позитивное отношение
Начните с того, что выбросьте свои негативные мысли. Часто ли вы думаете о неудаче и о том, насколько плоха ваша жизнь? Прекрати это делать! Эти мысли увековечивают негативные ситуации.
Когда негативные мысли доминируют в вашем уме, вы не ищете решения и прогресса. Вы просто видите негатив и ожидаете его. Это влияет на ваше мышление и действия. И бессознательно заставляет вас выбирать плохие решения.
Вам нужно отказаться от таких мыслей и заменить их позитивным настроем на успех и счастье. Вначале это может быть трудно. Но, приложив усилия, можно изменить свой стереотип мышления.
Является ли позитивное отношение частью вашей жизни, или вы позволяете негативному отношению победить? Вы можете проверить себя.
Постарайтесь вспомнить, какие мысли были у вас за последние 24 часа, и запишите их. Составьте два списка, один из которых будет включать ваши негативные мысли, а другой – позитивные. Затем сравните эти два списка. Какой из них длиннее?
Нужны ли вам все эти негативные мысли? Не лучше ли избавиться от них и заменить их мыслями из вашего списка позитивного мышления?
Продолжайте делать это в течение недели или двух недель. И вы начнете видеть, как улучшается ваш позитивный настрой.
Начните воплощать свои мечты в реальность!
Пусть творческая визуализация и закон притяжения работают на вас! Научитесь использовать свое воображение и мысли, чтобы изменить свою жизнь. Улучшайте свою жизнь и достигайте своих целей. Привлекайте деньги и процветание в свою жизнь.
Позитивные мысли
«Твое отношение похоже на коробку цветных карандашей, которые раскрашивают твой мир. Постоянно окрашивайте свою картину в серый цвет, и ваша картина всегда будет мрачной. Попробуйте добавить несколько ярких цветов к картине, включив юмор, и она начнет светлеть». – Аллен Клейн (музыкальный менеджер, работал с The Beatles и The Rolling Stones)
«Величайшее открытие любого поколения состоит в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив свое отношение». – Уильям Джеймс (философ и психолог)
«Куда бы ты ни пошел, какая бы ни была погода, всегда приноси свое собственное солнце». – Энтони Дж. Д’Анджело
«Ты проводник своего собственного отношения! Никто другой не может составить твои мысли за тебя». – Ли Джей Колан
«Как только вы замените негативные мысли позитивными, вы начнете получать положительные результаты». – Вилли Нельсон
Воплощай мечты! Живи оптимистично!
Позитивное отношение и конструктивное одобрение
Во многих случаях мы предпочитаем вести себя так, чтобы другие люди одобрили наше поведение, высоко его оценили. Любой человек в определенных обстоятельствах может усомниться в собственной успешности и нуждаться во внешней поддержке. Такие ситуации могут встречаться и в процессе обучения, и в работе, поэтому человеку, обучающему других или управляющему их деятельностью, важно уметь выражать позитивное признание. Конструктивное одобрение передает партнеру информацию в каждом из четырех основных компонентов сообщения.
Нам жизненно необходимо кого-то любить, выражать по отношению к кому-нибудь добрые чувства, о ком-то заботиться и чувствовать себя близким этому человеку. В то же время мы испытываем необходимость чувствовать себя любимым: ощущать добрые чувства, направленные на нас, воспринимать чью-то заботу и чувствовать, что для этого человека мы особенно близки. С точки зрения Эрика Берна, способность устанавливать близкие отношения с людьми, наряду со спонтанностью и осознанностью, обеспечивает возможность быть психологически здоровым и счастливым.
Добрые отношения не передаются телепатически. Мы «прочитываем» их в конкретных действиях людей, которыми они признают факт нашего существования, выделяют нас из числа других и подтверждают тем самым нашу значительность. Единицу такого «признания» в трансактном анализе называют «поглаживание». Э. Берн пришел к выводу, что удовлетворение потребности в поглаживаниях так же необходимо для выживания, как удовлетворение других первичных биологических потребностей — в пище, питье, убежище.
Во многих случаях мы предпочитаем вести себя так, чтобы другие люди одобрили наше поведение, высоко его оценили. Стремление человека к признанию со стороны других многие социальные психологи называют поиском социального одобрения.
Любой человек в определенных обстоятельствах может усомниться в собственной успешности и нуждаться во внешней поддержке. Чаще всего это происходит в ситуациях, когда мы совершаем ошибку, получаем низкую оценку, терпим какую-либо неудачу. Такие ситуации могут встречаться и в процессе обучения, и в работе, поэтому человеку, обучающему других или управляющему их деятельностью, важно уметь выражать позитивное признание. Рассмотрим его составные части.
Любое поглаживание включает в себя все три компонента в различных пропорциях и может относиться как к личности партнера, так и к результатам его действий.
И управление сотрудниками, выполняющими свою работу, и их обучение лишь тогда эффективны, когда они опираются на понимание закономерностей мотивации поведения. Один из наиболее доступных и эффективных способов управления мотивацией заключается в использовании стимулов.
Стимулирование — это воздействие на поведение ученика или сотрудника с помощью изменения внешних условий (обычно — наград и наказаний). Среди наиболее известных и популярных теорий воздействия на поведение можно выделить теорию оперантного научения Б. Ф. Скиннера и теорию инструментального научения К. Халла. Первая теория делает акцент на том, как с помощью наград поощрять и закреплять требуемое поведение, а вторая показывает, как сам факт успеха становится поощрением.
Одобрение как подкрепление: основные тезисы
Беррес Ф. Скиннер выделял два вида стимулов: положительные стимулы приносят удовольствие, а аверсивные стимулы неприятны, причиняют боль, дискомфорт.
Наказание — это стимулирование, направленное на устранение какого-либо поведения.
Существуют два вида наказания: позитивное и негативное. Обратите внимание, что слова «позитивный» и «негативный» здесь используется не в этическом смысле, а в смысле «увеличение, появление» и «уменьшение, устранение».
Позитивное наказание — это применение аверсивного стимула для устранения какого-либо поведения; негативное наказание — устранение положительного стимула, лишение награды, подкрепляющей это поведение.
Пользуясь теми же основаниями, можно выделить два вида поощрения.
Позитивное поощрение подкрепляет требуемое поведение с помощью награды.
Например, учитель «награждает» одобряющим вниманием ученика в тот момент, когда тот демонстрирует нужное учителю поведение.
Негативное поощрение устраняет аверсивный стимул.
Например, учитель задерживает после уроков всех учеников, создавая им дискомфорт и причиняя неприятность. После этого он избавляет от наказания тех, кто демонстрирует ожидаемое поведение.
Данные, полученные Скиннером, убедительно свидетельствуют о недостатках методов контроля над поведением, основанных на применении аверсивных стимулов. Дело в том, что из-за своей угрожающей природы тактика наказания приводит к побочным социальным эффектам.
Постоянная месть и штрафы за нежелательное поведение приводят людей, как и животных, к одному и тому же результату: они учатся лишь избегать наказания.
Скиннер обнаружил, что позитивное подкрепление в большинстве случаев гораздо эффективнее влияет на поведение, чем наказание. Он описал множество способов осуществления подкреплений и определил условия их использования для выработки желательного поведения. Основная идея состоит в том, чтобы «поймать» человека на том поведении, которое мы хотим у него выработать, и «подкрепить» его наградой, которая ценна для этого человека.
Успех и его признание — важные мотивирующие факторы не только в труде, но и в обучении. Признание достижений в освоении сложной деятельности, в профессиональном продвижении и развитии — необходимое условие эффективного обучения.
Структура конструктивного одобрения
Модель инструментального научения, в отличие от модели стимулирования с помощью поощрения, сосредотачивает внимание на том, что сам успех в некоторых случаях уже является достаточным вознаграждением. Разработанная Кларком Халлом теория инструментального научения предполагает, что у человека есть достаточно сильная мотивация научиться чему-то потому, что без этого умения ему, в силу каких-то причин, плохо. Для того чтобы избавиться от дискомфорта, он ищет решение и, обнаружив его, радуется, поскольку оно избавляет его от неприятностей. Именно эта радость является наградой, закрепляющей данное поведение.
Например, человек испытывает неловкость и тревогу всякий раз, когда ему необходимо выступать публично. Допустим, он решает пройти тренинг публичного выступления. Опираясь на знания и модели, предложенные ему тренером, он выступает перед членами группы с короткой речью. Затем слушатели сообщают ему о своих впечатлениях и с помощью тренера проясняют, что именно в поведении выступавшего повлияло на впечатления. Когда выступавший узнает, что его выступление имело успех, и осознает слагаемые этого успеха, его дискомфорт уменьшается. Таким образом, он закрепляет те элементы поведения, которые являются инструментом успеха. Поэтому такой метод обучения и называют инструментальным.
Конструктивное одобрение передает партнеру информацию в каждом из четырех основных компонентов сообщения:
Таким образом, конструктивное одобрение не столько оценивает партнера, сколько дает ему полезную информацию, которую он может использовать себе во благо и получить с ее помощью представление о ценностях говорящего. Это конкретный, положительный комментарий, описывающий именно то, что сделал партнер, в то время как похвала — это общее неконкретное оценочное суждение, навешивающее на партнера «ярлык»: «правильно», «мудро», «хорошо», «прекрасно» и часто воспринимающееся как пустые слова.
Описание фактов. Важнейшая часть конструктивного одобрения — его содержание. Мы можем выражать признание личности человека, его поступкам, его достижениям. Так же, как и в ситуации критики, здесь следует преимущественно использовать сообщения о конкретных действиях, а не приписывать человеку качества, пусть даже ценные и одобряемые. Максимально точное описание фактов на «языке действий» дает человеку информацию, которую он может использовать для самостоятельной оценки результатов или для принятия решения о необходимости закрепления успеха: «Вы справились с заданием всего за пять минут. Это рекордно короткое время»; «Аргументы, которые вы привели в защиту своей позиции, мне показались очень весомыми». Очень важный момент конструктивного одобрения — отсутствие явных предписаний и указаний, которые могут вызывать сопротивление.
Чувства. Для заинтересованного человека достижение успеха само по себе является своеобразной наградой. Однако такая награда становится еще ценнее, когда она сопровождается выражением теплых чувств и признания со стороны людей, мнение которых мы уважаем. Поэтому конструктивное одобрение может содержать не только сухое описание заслуг человека, но и субъективное положительное мнение о поведении, проявление позитивных эмоций, вызванных его действиями: «Мне понравилось, как точно вы сформулировали достоинства вашего предложения»; «Меня радует, что наши позиции совпадают»; «Мне было очень приятно, что ты обратился за помощью именно ко мне». Обратим внимание, что поведение здесь не оценивается как хорошее или плохое, а описывается как понравившееся или не понравившееся.
Аргументация. Сами по себе позитивные чувства в большинстве случаев не нуждаются в пояснении. Однако в некоторых ситуациях партнеру важно понять, на каком основании мы высоко оцениваем продемонстрированные им результаты. Особенно важно это бывает, когда мы управляем его работой или обучением. В таких случаях в конструктивное одобрение включают аргументы, проясняющие основания позитивной оценки. Наиболее очевидными аргументами являются указания на позитивные последствия для него, для других или для того, кто выражает одобрение.
Ряд условий, повышающих эффективность одобрения: