Что такое позитивный мониторинг

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН МОНИТОРИНГ?

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН МОНИТОРИНГ?

Если с оценкой проекта все более-менее ясно (должны же мы как-то оценить результат своей работы и отчитаться за использованные ресурсы!), то о целесообразности мониторинга и о том, как использовать полученные данные, хочется сказать несколько слов дополнительно.

Казалось бы, почему так много внимания уделяется планированию показателей мониторинга? Просто надо описать, чего и когда надо достигнуть – пиши отчет о достигнутых показателях! Однако в действительности не все так просто.

Главная функция мониторинга – обеспечить выполнение поставленной задачи независимо от событий, происходящих в ходе реализации проекта и изменяющихся факторов. А изменений может произойти множество: изменятся внутренние факторы (например, смена персонала проекта или организации), внешние факторы, в процессе планирования могло быть что-то упущено… Несмотря на возможные «подводные камни», поставленные цели должны быть достигнуты.

Предположим, в ходе реализации проекта последовательно происходят какие- то изменения, которые можно описать с помощью некоторого показателя. Планируемое изменение этого показателя за период работы над проектом показано на Рисунке 20. «Показатели осуществления проекта» в виде графика зеленого цвета.

Однако в ходе работы над проектом реальное изменение показателя может несколько отличаться от планируемого (на рисунке – графики синего и оранжевого цвета). При этом он может сохранять ожидаемую тенденцию (то есть мы ожидали, что показатель будет все время расти приблизительно с такой-то скоростью – в общем, он примерно так и растет, как на графике синего цвета «Реальное (1) изменение показателя»). Но, вопреки ожиданиям, показатель может сильно отклониться от ожидаемого поведения (то есть мы ожидали, что показатель будет расти, а он в какой-то момент начал падать, как на графике оранжевого цвета «Реальное (2) изменение показателя»).

При этом, проводя мониторинг величины показателя в моменты времени, обозначенные как Веха 1, Веха 2, Веха 3, Окончание проекта, мы можем контролировать изменение этой величины. Если поведение не очень сильно отличается от ожидаемого (а что значит сильно – это надо оговорить в момент разработки системы мониторинга на этапе планирования), то мы спокойно работаем дальше. Если же различие между реальным и планируемым показателями становится опасно большим, требуется более подробный анализ ситуации и внесение изменений в стратегию проекта.

Так, в случае повышения температуры пациента медсестра не ждет момента, когда, предположительно, пациента должны выписать из больницы, а незамедлительно докладывает об этом врачу, чтобы не «запустить» ситуацию.

Ведь в момент окончания работы мы можем только констатировать факт, что «проект не удался» – планируемый показатель не достигнут. А в промежуточный момент работы мы можем изменить программу своих действий, адаптировавшись к создавшейся ситуации, и «спасти» проект.

Рисунок 20. Показатели осуществления проекта

Что такое позитивный мониторинг. Смотреть фото Что такое позитивный мониторинг. Смотреть картинку Что такое позитивный мониторинг. Картинка про Что такое позитивный мониторинг. Фото Что такое позитивный мониторинг

Глядя на приведенный рисунок, легко ответить на вопрос «Как часто проводить мониторинг?» Настолько часто, чтобы можно было отследить достаточно серьезные отклонения от плана и успеть на них отреагировать. В частности, по итогам анализа данных оранжевого графика на Вехе 1 было бы разумно предположить, что изменения происходят слишком быстро, и мониторинг нужно проводить чаще. Тогда в промежутке времени, прошедшем между Вехами 2 и 3, мы могли бы среагировать на негативную тенденцию раньше и, возможно, не допустить столь серьезного отклонения от плана по итогам проекта.

Также упомянем о такой важной функции мониторинга, как обеспечение обратной связи с целевой группой, на которую направлена работа по проекту. Ведь без контроля за реакцией целевой группы на производимое вмешательство можно попросту «провалить» проект.

Что такое позитивный мониторинг. Смотреть фото Что такое позитивный мониторинг. Смотреть картинку Что такое позитивный мониторинг. Картинка про Что такое позитивный мониторинг. Фото Что такое позитивный мониторинг

В качестве примера приведем старый анекдот.

Подходит маленький сын к отцу и спрашивает:

– Папа, а почему когда я надкусываю яблоко, оно темнеет?

– Видишь ли, сынок, в яблоке содержится много железа. При соединени с кислородом происходит процесс окисления железа, и при этом оно темнеет…

– Папа, а с кем ты сейчас разговариваешь?

Образовательный проект папы, направленный на собственного сына, очевидно, закончился провалом. Реакция сына является первичной обратной связью от целевой группы. Фактически одним предложением он указывает папе на ошибки планирования – неверную оценку потенциала целевой группы и выбор некорректного и неэффективного способа вмешательства.

Итак, основные функции мониторинга – это внесение корректив, получение обратной связи, облегчение управления проектом и документирование деятельности, как следствие – обеспечение гарантии достижения запланированных результатов независимо от изменений внутренних и внешних факторов в процессе реализации проекта.

Читайте также

Мониторинг рынка

Мониторинг рынка Кроме информации о собственном счете, которая, безусловно, является очень важной, современному интернет-спекулянту необходима не менее важная информация об объекте его работы – о рынке. Причем представление этой информации должно быть удобным для

2.1. Для чего нужен личный финансовый план

2.1. Для чего нужен личный финансовый план Планирование. Некоторым это слово уже набило оскомину: «Сколько книжек ни читал, везде только и пишут: нужен план того, нужен план этого. А я не знаю, нужен мне какой-нибудь план или не нужен. Я и так проживу».Безусловно, есть люди,

1.2.1.4. Мониторинг зданий, сооружений и земельных участков. Мониторинг зданий и сооружений

1.2.1.4. Мониторинг зданий, сооружений и земельных участков. Мониторинг зданий и сооружений Мониторинг зданий и сооружений может проводиться в документарной форме (табл. 1.7), на основе анализа выписок из ЕГРП[17] либо посредством физических проверок (табл. 1.8). Набор

Для чего нужен бюджет?

Для чего нужен ЦСиМИ?

Для чего нужен ЦСиМИ? I.Совершенно очевидно, современное наукоёмкое производство, — помимо прочего требующее огромных капитальных вложений, — которое должно окупить очередные капитальные вложения за два-три года, получить прибыль и быстро произвести новую

Для чего нужен call-центр?

Для чего нужен call-центр? Работа с телефоном важная часть деятельности агента.Но важно понимать, что по телефону недвижимость нельзя продать или купить. Договор с собственником тоже не возможно заключить после звонка.Напомним, что агент в конечном итоге «продает»

Для чего нужен секретарь?

Для чего нужен секретарь? На первый взгляд может показаться, что работа секретаря не требует особых усилий. Сиди себе в приемной, отвечай на звонки, набирай и распечатывай разные документы, готовь для начальника чай. Но обязанности секретаря отнюдь не ограничиваются

3.1.1. Уставной капитал– что это и для чего он нужен

3.1.1. Уставной капитал– что это и для чего он нужен Главное отличие ИП от ООО – в наличии уставного капитала и ответственности по долгам. Фирма в виде ООО – это, по сути, предприятие, в уставной капитал которого один или несколько человек (предпринимателей или юридических

3.2. Для чего вам нужен блог

3.2. Для чего вам нужен блог Итак, зачем же вам вообще нужен блог. Вот список основных функций, которые выполняют блоги, выберете среди них те, которые будут подходить вам и удовлетворять вашим желаниям.1. Блоги – средства коммуникации. Конечно же, именно эта их функция чаще

Для чего нужен бизнес в стиле шоу

Для чего нужен бизнес в стиле шоу Авторы многих книг по маркетингу утверждают, что изменение современного бизнеса обусловлено тремя тенденциями: уменьшением влияния традиционной рекламы, ростом информированности и независимости потребителя, появлением культуры

Шаг 12. Мониторинг и отладка

Шаг 12. Мониторинг и отладка При распространении изменений значительные усилия следует посвятить мониторингу процесса распространения изменений и продвижения к достижению бизнес-результатов.Важно задать показатели для мониторинга продвижения. Вот некоторые

2.4.2.3. Мониторинг субподряда

2.4.2.3. Мониторинг субподряда Необходимо понимать, каким образом осуществляется мониторинг работы субподрядчиков в условиях подписания рамочного контракта или соглашения. Возможны два варианта: либо исполнение контракта субподрядчиками контролирует центральный

Для чего нужен коучинг

Для чего нужен коучинг Для результатов клиентов? У наших клиентов есть результаты. А самим себе не нужно доказывать, что этих результатов можно добиться. У нас сегодня в базе есть порядка четырех тысяч положительных отзывов.Кто-то нас просит взять его в коучинг: «Мне нечем

Урок 57 Лучше владеть 1 процентом чего-либо, чем управлять 100 процентами чего угодно

Урок 57 Лучше владеть 1 процентом чего-либо, чем управлять 100 процентами чего угодно Должен признаться: если бы я писал эту книгу лет десять назад, этот заголовок был бы прямо противоположным, чем-нибудь вроде «ПРЕЖДЕ ЧЕМ приглашать себе кого-то в партнеры, ИЗУЧИТЕ ВСЮ

Мониторинг и оценка

Мониторинг и оценка После начала реализации программы или кампании проведение маркетинговых исследований позволит сравнивать достигнутые результаты с поставленными целями. Когда это исследование проводится в период осуществления кампании, оно обычно называется

Глава 5 Для чего нужен менеджмент

Глава 5 Для чего нужен менеджмент Британская империя, если не полностью, то в значительной степени существовала за счет эксплуатации ресурсов своих колоний. Так, самым лучшим способом получить прибыль от Мумбаи – города в Индии, который до 1995 года назывался Бомбеем, –

Источник

Позитивный контроль

Позитивный контроль * пазітыўны кантроль * positive control — в экспериментальном мутагенезе сравнение мутагенной активности к.-л. изучаемого фактора с эффективностью хорошо известного мутагена. Напр., для П. к. при изучении мутагенной активности к.-л. химического соединения часто используют этилметансульфонат.

Смотреть что такое «Позитивный контроль» в других словарях:

позитивный электрорадиографический снимок — Электрорадиографический снимок, на котором участки с меньшей оптической плотностью соответствуют участкам исследуемого объекта с меньшим поглощением ионизирующего излучения. [ГОСТ 25541 82] Тематики контроль неразрушающий радиационный … Справочник технического переводчика

Позитивный фотопроцесс — Характеристические кривые двухступенчатого негативно позитивного процесса. Хорошо видна разница коэффициентов контрастности γ негативных и позитивных материалов Позитивный … Википедия

Аутогенный контроль аутогенная регуляция — Аутогенный контроль, аутогенная регуляция * аўтагенны кантроль, аўтагенная рэгуляцыя * autogenous control or аutogenous regulation or autoregulation регуляция экспрессии генов их собственными продуктами, в т. ч. ингибирование, т. е. угнетение… … Генетика. Энциклопедический словарь

Ощущаемый контроль — (perceived control) – 1. в психологии – иррациональная вера в то, что мы способны влиять на нашу ситуацию таким образом, что самостоятельно, независимо от внешних обстоятельств, сумеем определить её позитивный или негативный исход; 2. в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Прик-тест — (англ. prick прокол, укол) одна из кожных аллергологических проб, использующихся в диагностике аллергических … Википедия

Русский стандарт — Банк «Русский Стандарт» Тип: Закрытое акционерное общество Лицензия: № 2289 от 19 июля 2001 года Участие в ССВ: участник под №14 … Википедия

Русский Стандарт (банк) — Банк «Русский Стандарт» Тип Закрытое акционерное общество … Википедия

Русский стандарт (банк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский Стандарт. Банк Русский Стандарт Тип … Википедия

Листинг — (Listing) Листинг это совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже Определение листинга, преимущества и недостатки листинга, виды листинга, этапы процедуры листинга, котировальный список листинга, делистинг… … Энциклопедия инвестора

Международные рейтинговые агентства — (International rating agencies) Рейтинговые агентства это организация, занимающаяся оценкой платёжеспособности субъектов финансового рынка Международные рейтинговые агентства: кредитный рейтинг стран, Fitch Ratings, Moody s, S&P, Morningstar,… … Энциклопедия инвестора

Источник

Методический материал. «Виды мониторинга»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Мониторинг в образовании –система организации, сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития

Отличие мониторинга от контроля:

Объектами мониторинга выступают различные уровни образования, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Мониторинг качества образования является важнейшим условием повышения эффективности управления системой образования. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях реформы школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, обостряющихся проблем доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки учащихся.
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе школьного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и инспекторские проверки.
Организация мониторинга возможна лишь на базе отработанной стандартной методики получения и анализа информации о состоянии знаний и умений учащихся. С этой целью необходимо совершенствовать мониторинг качества обучения посредством развития федеральной системы тестирования.

Основная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации.

Составные части мониторинга

Получение и накопление информации

Принципы построения мониторинга: 1) полнота данных; 2) неизбыточности данных; 3) эффективности данных; 4) целостности данных; 5) совместного использования данных разными специалистами; 6) простоты работы с данными; 7) секретности личных данных.

В системе образовательного мониторинга можно выделить три уровня:

1-й уровень – персональный; мониторинг осуществляется педагогом ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого учащегося и коллектива в целом);

2-й уровень – внутришкольный; мониторинг осуществляется администрацией образовательного учреждения (отслеживание динамики развития коллективов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени);

3-й уровень – муниципальный; мониторинг осуществляется органами управления образования (отслеживание динамики развития образовательных учреждений).

2. Виды мониторинга

Классификация видов мониторинга . В основу классификации видов мониторинга могут быть положены разные основания, к числу которых относятся: цели проведения мониторинга; его основные функции; область применения данных; инструментарий; модель или технология проведения мониторинга и др.

Чаще всего классификация видов мониторинга проводится в соответствии с его основными функциями: информационной, диагностической, сравнительной и прогностической.

Информационный мониторинг . Проведение информационного мониторинга нацелено на сбор, накопление, анализ, интерпретацию данных. Анализ носит не сопоставительный или прогностический, а констатирующий характер. Отличительной чертой информационного мониторинга является отсутствие анализа, сопоставления результатов мониторинга на различных уровнях управления качеством образования. В рамках информационного мониторинга анализ направлен, на выявление степени согласованности данных с некоторыми нормами и стандартами.

Например, анализ данных мониторинга аттестационного тестирования выпускников школ нацелен на установление соответствия учебных достижений выпускников требованиям ГОС. При анализе таких данных следует принимать во внимание средние размеры классов по школам внутри района, количество учащихся, приходящихся на одного преподавателя в школе, ежегодные расходы на учебные материалы, размер библиотечных фондов, данные о квалификации преподавателей в школах, число сотрудников вспомогательного состава и т.д.

Диагностический мониторинг . Диагностический мониторинг предназначен для определения того, как справляются с различными темами или разделами учебного плана большинство учащихся. Преподаватели выявляют проблемы усвоения учебного материала и осуществляют деятельность по диагностическому мониторингу на уровне класса. В районе диагностические системы мониторинга нацелены на определение отдельных слабо усвоенных умений и навыков;

Сбор данных для диагностического мониторинга обычно проводится с помощью педагогических измерений. В качестве основного инструментария используются корректирующие критериально-ориентированные тесты, которые сопровождаются диагностическими тестами для установления причин пробелов в усвоении учебного материала.

Данные диагностического мониторинга не используют для проведения сравнений между школами или районами.

В сравнительном мониторинге обычно используют количественные шкалы, стандартизированные тесты учебных достижений и профессионально разработанные анкеты для сбора дополнительной информации о факторах, находящихся вне деятельности школ, но существенно влияющих на результаты их образовательной деятельности.

Проведение сравнительного мониторинга нередко включает измерения входных данных и итоговых результатов обучения, поскольку многие из них значимо влияют на итоговые учебные достижения учащихся. Межшкольные, межрайонные или межрегиональные сравнения стимулируют соревнование и мотивируют педагогов к улучшению образовательного процесса.

Наибольшие трудности при проведении сравнительного мониторинга связаны со сбором дополнительной информации по ряду показателей, находящихся вне сферы влияния школ, но требующих учета при проведении межшкольных, межрайонных и других сравнений. Прогностический мониторинг. Прогностический мониторинг предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связанных с формированием социального заказа и соответствующих потенциалу системы образования.

Опыт реформирования в образовании показал, что стратегические решения зачастую приходится принимать в условиях отсутствия необходимой информации, в результате не учитываются все возможные последствия проводимых нововведений и преобразований. Примером тому может служить предоставление образовательным учреждениям права на оказание платных (услуг, которое, с одной стороны, сыграло положительную роль а с другой — имело негативные, неучтенные последствия. В частности оно способствовало коммерциализации общего образования, расширению практики использования денежных средств родителей.

Рассмотренные виды мониторинга редко встречаются в практике образования в чистом виде. Их выделение имеет смысл для описания требований к проведению, обеспечивающих корректность сбора, анализа и интерпретации данных. Как правило, в образовании проводят комплексный мониторинг, сочетающий в различных пропорциях перечисленные выше виды.

Показатели эффективности мониторинга

-Повышение информированности администрации школы

-Тенденция к повышению педагогического мастерства учителя

-Повышение качества обучения

-Наличие в школе банка диагностических работ по всем предметам и результатов мониторинговых работ

Источник

2. МОНИТОРИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В УПРАВЛЕНИИ: МЕТОДИКО-ИНСТРУМЕНТАРНЫЙ АСПЕКТ

2.1. Понятие, сущность и цели мониторинга

В современной науке понятие «мониторинг» используется почти во всех сферах человеческой деятельности и представляет собой сложное явление, для которого нет точного однозначного толкования этого понятия. До сих пор нет даже единого мнения, относительно того, каким образом оно произошло.
По одним версиям понятие «мониторинг» пришло из английского языка от слова monitoring (контролирование, мониторинг, слежение) и имеет два значения[1]:
1) постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям;
2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.
Появление первого определения этого понятия связывают со Стокгольмской конференцией ООН по окружающей среде, именно тогда экспертами специальной комиссии СКОПЕ (Научным комитетом по проблемам окружающей среды) понятие «мониторинг» было введено в научный оборот.
По другим версиям, к которым склонны большинство словарей Интернета, понятие «мониторинг» произошло от латинского слова monitor (предостерегающий, напоминающий, надзирающий) и означает специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза[2].
В работе Жужкова И.В. «Мониторинг: определение, соотношение с категориями «наблюдение» и «управление»» автор приводит свыше 20 определений понятия «мониторинг». При этом в основной массе определений, приводимых Жужковым И.В. в своей работе, обязательным элементом мониторинга, как и в приведенных ранее определениях, выделяется наблюдение.
Однако наблюдение не всегда является обязательным элементом мониторинга.
С точки зрения методологии, мониторинг – это универсальный тип мыследеятельности, безразличный к предметному содержанию и научной специальности [3]. Сущностные характеристики, являющиеся принципами познания мира – развитие и целостность, дифференциация и интеграция – лежат в основе технологии мониторинга и делают эту технологию универсальной для исследования любых объектов окружающей действительности[4].
Как уже отмечалось ранее, мониторинг используется почти во всех областях человеческой деятельности. Особое распространение он получил в экологии, социологии, медицине, психологии и образовании. Несмотря на то, что он используется в различных сферах и с различными целями, он обладает общими характеристиками и свойствами, хотя степень изученности и интенсивность использования его в разных сферах деятельности неравнозначны.
В работе Бушмелева Г.В. «Содержание категории «мониторинг социально-экономических и экологических процессов»» приведены основные виды мониторинга по областям применения (табл. 2.1).

Таблица 2.1
Основные виды мониторинга по областям применения

Глобальный (фоновый) мониторинг

Система контроля за общепланетарными изменениями в биосфере, которые связаны с деятельностью человека, обеспечивающая наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в отношении биосферы как среды для всего человечества и ее изменений, вызванных деятельностью общества

Мониторинг окружающей среды

Регулярные, выполняемые по единообразной заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить изменения их со стояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности

Систем апериодических медико-физиологических обследований лиц, подверженных воздействию вредных веществ с целью защиты их здоровья и профилактики заболеваний, а также комплекс методов, обеспечивающих «постоянное» слежение за жизненно важными функциями организма, за состоянием пациента

Комплекс мер по предупредительному надзору и текущему лабораторному контролю за уровнями содержания вредных факторов в окружающей среде с последующим сопоставлением с гигиеническими нормативами, а также оценка их влияния на здоровье населения

Мониторинг качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения

Система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды, источников антропогенных воздействий и своевременного выявления тенденций изменения экосистем для обеспечения принятия решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов

Вид социологического исследования, при котором сбор социальной информации осуществляется систематически с использованием сходной методики, выборки и инструментария исследования

Наименование мониторинга

Система организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпидемиологических, научно-технических, методологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшение факторов вредного влияния среды обитания на здоровье человека

Мониторинг в образовании

Система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития

Последовательный процесс: измерения информации о состоянии оцениваемого объекта; передачи информации по каналу связи с перекодированием и преобразованием в новые формы представления; декодирования и анализа переданной информации локальными или системно-аналитическими средствами; использование результатов анализа в системах подготовки принятия решений

Мониторинг в строительстве

Получение информации о статических и динамических характеристиках объекта строительства, технологических процессов и средств строительства, технологических процессов и средств строительного производства с последующей ее обработкой для подготовки и принятия организационно-управленческого решения

Мониторинг СМИ является одним из самых эффективных инструментов информирования и принятия решений для руководителей, специалистов по маркетингу, PR

Наименование мониторинга

Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики

Система, осуществляемая на постоянной основе, деятельность по обобщению и систематизации информации необходимой для оценки, анализа и прогноза состояния и динамики законодательства и практики его применения с целью выявления его соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, должностных лиц исполнительных, судебных и иных органов всех уровней власти, институтов гражданского общества, граждан

Мониторинг общественного мнения населения

Проводится для получения оперативной информации о мнении горожан по актуальным вопросам общественной и экономической жизни города, работе органов государственной власти и местного самоуправления на территории

Системная совокупность регулярно повторяющихся исследований с целью предоставления научно-информационной помощи заинтересованным организациям в реализации социальных программ, соответствующих социокультурным характеристикам и особенностям массового сознания различных поколений населения

Наиболее широко в видовом смысле представлен мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг), некоторые виды которого приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Виды экологического мониторинга

Наименование мониторинга

Мониторинг воздействия на окружающую среду

Наименование мониторинга

Мониторинг атмосферы – система наблюдения и контроля за содержанием радиоактивных, опасных химических и биологических веществ в атмосфере

Мониторинг гидросферы – система наблюдения и контроля за качеством воды, загрязнения ее радиоактивными, опасными химическими и биологическими веществами

Мониторинг литосферы – система наблюдения и контроля за уровнем содержания в литосфере радиоактивных, опасных химических и биологических веществ

Мониторинг атмосферного воздуха

Мониторинг атмосферного воздуха – система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения

Мониторинг земель – система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей природной среды

Система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области пользования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и повышения их экологических функций

Также большое разнообразие видов мониторинга наблюдается в области экономики (табл. 2.3).

Таблица 2.3
Виды экономического мониторинга

Наименование мониторинга

Метод научно – практической активности, цель которого состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии системы и тенденциях ее развития[5]

Региональный социально-экономический мониторинг

Система наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории[6]

Мониторинг финансового состояния

«Нормативно-правовой комплекс превентивных мероприятий, направленных на недопущение использования финансовой системы для легализации (отмывания) теневых доходов и капиталов»[7]

Мониторинг финансового состояния кредитных структур

Отслеживание изменений финансовых показателей и коэффициентов кредитного учреждения за исследуемый период для подтверждения устойчивости или корректировки лимита риска, установленного для анализируемого учреждения, и определения сильных и слабых сторон контрагента, который одновременно может выступать в качестве конкурента на рынке банковских продуктов и услуг[8]

Система наблюдений за финансово – хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью определения их реальной налогооблагаемой базы и проведения анализа обоснованности формирования себестоимости товаров (работ, услуг), соблюдения финансового, валютного законодательства и применяемых рыночных цен[9]

Наименование мониторинга

Система контроля за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней, то есть в периодический анализ кредитного досье заемщика, пересмотр кредитного портфеля банка, оценка состояния ссуд и проведение аудиторских проверок[10]

Система, осуществляемая Банком России с участием его территориальных подразделений, позволяющая дать анализ и прогноз важнейших тенденций развития экономики региона с учетом финансового положения предприятий[11]

В ходе анализа, что же такое мониторинг, помимо указанных выше видов мониторинга, также были найдены такие виды мониторинга как фитосанитарный мониторинг, эпизоотологический мониторинг, государственный мониторинг, позитивный мониторинг и другие виды мониторинга.
Анализируя все представленные выше виды мониторинга нельзя не согласиться с мнением Чуприной Л.А., которая считает, что мониторинг – это системное исследование процесса, объекта с целью получения достоверной информации для эффективного управления средой, процессами, программами развития[12].
В общем, мониторинг может быть классифицирован по следующим основаниям:
1) по областям применения (в экологии, экономике, образовании и т.д.);
2) по средствам проведения (педагогический мониторинг, социологический, демографический и т.д.);
3) по способам сбора информации:

Другими источниками для классификаций могут служить данные о способах распространения информации, широте охвата и прочие.
Мониторинг может быть также классифицирован по ряду оснований, в зависимости от которых можно выделить несколько видов мониторинга, приведенных ниже.
1. Динамический мониторинг. В качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который может служить аналогом экспериментального плана временных серий. Для относительно простых систем локального мониторинга (цен, доходов населения и пр.) этого подхода может оказаться достаточно. В данном случае на первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны.
2. Конкурентный мониторинг. Здесь в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других систем. В данном случае мониторинг становится аналогом плана с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большей системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и то же время, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину опасности, ее критичность.
3. Сравнительный мониторинг. Основанием для экспертизы, выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня.
4. Комплексный мониторинг. Для этого вида мониторинга используются несколько оснований для экспертизы.
5. Безосновной мониторинг. Предметом анализа для данного мониторинга являются результаты, полученные в одном исследовании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений[13].
В виду того, что мониторинг трудоустройства молодых специалистов относится к социологическому мониторингу, целесообразно рассмотреть также виды мониторинга социальных систем по их целям.
Применительно к социальным системам выделяется три вида мониторинга в зависимости от его целей.
1. Информационный мониторинг предполагает структуризацию, накопление и распространение информации и не предусматривает специально организованного изучения на этапе сбора информации.
2. Базовый (фоновый) мониторинг выявляет новые проблемы и опасности до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления. За объектом мониторинга организуется слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют.
3. Проблемный мониторинг исследует закономерности, процессы, опасности тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления. В зависимости от видов управленческих задач этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющие:

Любой мониторинг состоит из следующих семи основных этапов:
1. Выявление источников получения информации.
2. Определение методов получения информации.
3. Определение критериев измерения.
4. Сбор информации.
5. Выбор и использование методов обработки информации.
6. Анализ результатов измерения.
7. Документирование и представление результатов исследования высшему руководству.
По мнению старшего преподавателя кафедры управления и экономики ИРО Мокшеева В.А., к мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде следующих принципов:
1. Объективность информации. Процесс должен опираться на объективные данные, запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены.
2. Сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.
3. Адекватность. Данный принцип предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им).
4. Прогностичность. Получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.
5. Принцип целевого назначения. Он предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности.
Также сюда следует добавить принцип демократичности, подразумевающий признание права на непосредственное участие в мониторинге всех заинтересованных лиц, и принцип превентности, что означает, что мониторинг должен проводиться до принятия управленческого решения.
Только использование всех перечисленных выше принципов в совокупности может дать качественный результат.
Также для достоверности результатов мониторинга необходимо соблюдение ряда существенных факторов. В статье «Теоретическо-методологические основы мониторинга качества профессиональной подготовки»[14] в качестве важных условий эффективности мониторинга учитываются следующие факторы:

Мокшеев В.А. в своей работе «Современные подходы к организации системы мониторинга в образовании» приводит расширенный перечень факторов и условий, необходимых для организации мониторинга и анализа его результатов с подробным описанием каждого из них. Данный перечень состоит из 22 позиций и приведен ниже.
1. Качество инструментария. Общеметодологическими требованиями к инструменту являются надежность, удобство использования, соответствие целям исследования, корректность статистических процедур, стандартизированность, апробированность и пр.
2. Профессионализм и подготовленность специалистов.
3. Изменение экспертов в процессе измерения. Данный фактор относится к контролируемым при определенных условиях. Причина этих изменений – научение, появление опыта, согласование позиций, когда мнение одного более авторитетного эксперта начинает смещать оценки других.
4. Искажение результатов в процессе проведения обследования.
5. Цикличность. Социальные процессы носят ярко выраженный цикличный характер, поэтому, занимаясь социальными измерениями, необходимо учитывать и эти факторы.
6. Отбор испытуемых. Именно отбор и формирование экспериментальных групп является одним из центральных факторов, контроль за которым позволяет не только выровнять оценки, но и решить проблему распространения результатов обследования на более широкую группу.
7. Значимость индикатора и его смещение. В том случае, если существует индикатор, значимый для испытуемых (и он им известен), указанный индикатор испытывает неосознанное или осознаваемое воздействие со стороны испытуемых и начинает смещаться.
8. Нарушение в информационных потоках. Проводя измерения в социальных системах, изначально предполагается, что объект измерения обладает какой-то значимой информацией, специальное знакомство с которой при измерении не предполагается. Но может быть так, что часть этой информации отсутствует или владение ею недостаточно.
9. Различные мотивации участников в естественных условиях. При изучении социальных систем достаточно привлекательной выглядит возможность получения информации в естественных условиях. Однако часто оказывается, что одни и те же действия, реализуемые в ситуациях управления, осуществляются с неодинаковыми целями.
10. Эффект повторного измерения. Если какое-либо задание уже выполнялось, это скажется при его повторении.
11. Изменения группы под влиянием отношений окружающих, вызванных экспериментальным воздействием. Попадая в те или иные экспериментальные условия, люди начинают оценивать свое положение относительно тех, кто в такие условия не попал. Если эти оценки активно поддерживаются окружением и референтными окружающими, то у представителей этой группы начинает вырабатываться иная система оценивания.
12. Групповая фальсификация результатов. Методология классического эксперимента знает ситуацию, когда респонденты договариваются, какие оценки будут давать. Эта достаточно редкая ситуация возникает, когда нет непосредственного личного взаимодействия между «объектом» измерения и тем, кто его проводит.
13. Изменение группы в процессе проведения эксперимента. Эти изменения могут носить как случайный, так и систематический характер. Они могут быть естественными и спровоцированными.
14. Естественное развитие. В процессе эксперимента происходит естественное развитие как всей группы, так и ее отдельных членов.
15. Социально-территориальные особенности групп.
16. Разные события для разных групп. Экспериментальные или сравнительные группы, отобранные для измерения, проживают собственную жизнь, наполненную событиями, определяющими процесс групповой динамики, и протекающую вне временной и территориальной зон эксперимента. Существует опасность, что различные воздействия в межэксперментальный период вызовут различные смещения оценок.
17. Различия во внутренней жизни групп. Кроме внешних событий, которые могут оказать существенное влияние на результаты, существуют и объективные закономерности жизни группы, различные в каждом конкретном случае.
18. Различия в скорости протекания внутригрупповых процессов. Экспериментальное или управленческое воздействия на ту или иную группу могут дать одинаковый эффект. В одних группах он может проявиться быстро, и, соответственно, его можно зафиксировать. Другие группы преодолевают достаточно длительный период адаптации, прежде чем появится эффект, на который рассчитывали инициаторы воздействия. Существует реальная опасность зафиксировать отсутствие эффекта, хотя он еще просто не проявился.
19. Условия, вызывающие реакцию на эксперимент. Реальные изменения, наблюдаемые в условиях и вне эксперимента, могут оказаться неэквивалентными.
20. Интерференция воздействий. Возникает, когда один и тот же испытуемый подвергается различным воздействиям, разнесенным по времени.
21. Синергизм. В случае совместного проявления некоторых воздействий, одно из которых может носить естественный, а другое экспериментальный (отслеживаемый) характер, эффект может значительно превзойти предполагаемые и вероятные эффекты каждого из них. При этом существует опасность восприятия эксперимента как неудавшегося, поиск ошибок или третьего воздействия.
22. Компенсаторность. Один эффект может компенсировать другой: два или несколько воздействий, проявляясь одновременно, могут скомпенсировать эффект, который вызывается иными событиями. Примером – повышение субъективных оценок уровня удовлетворенности заработной платой при наличии дополнительных возможностей для творчества.
Только хорошо отрегулированная система мониторинга позволяет своевременно предоставлять широкий спектр информации и данных, которые разбиты по типу задач, целям и путям их достижения для различного рода пользователей. Именно структурированная таким образом информация является базисной для мониторинга и оценки результатов его реализации.
Основными инструментами при проведении социального мониторинга являются анкетирование и устный опрос (интервьюирование), как в форме индивидуального, так и группового интервью (метод фокус-групп).
Классификация инструментов социального мониторинга приведена на рис. 2.1.

Что такое позитивный мониторинг. Смотреть фото Что такое позитивный мониторинг. Смотреть картинку Что такое позитивный мониторинг. Картинка про Что такое позитивный мониторинг. Фото Что такое позитивный мониторинг
Рис. 2.1. Классификация инструментов социального мониторинга
Анкетирование проводится с использованием заранее разработанных анкет, т.е. наборов вопросов, на которые в письменной форме должны быть получены ответы от респондентов, т.е. лиц, отобранных для участия в опросе. Данный инструмент является наиболее распространенным средством сбора первичных данных, т.к. отличается гибкостью и универсальностью. Анкеты могут содержать закрытые и открытые вопросы. Закрытые вопросы включают в себя перечень возможных ответов и требуют выбора одного из них. Открытые вопросы позволяют респонденту отвечать своими словами. Ответы, полученные на закрытые вопросы, легче поддаются интерпретации и сведению в таблицы для последующего анализа. По мнению Ф. Котлера, именно открытые вопросы часто позволяют получить интересную информацию.
Различают следующие виды анкетирования:
1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым:

[3]Абрамовских Н. В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.06. – Екатеринбург, 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наименование мониторинга