Что такое позиционное чередование звуков
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Изменение звуков в потоке речи
Перечень рассматриваемых вопросов:
Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.
Чередование звуков – замена одного звука другим.
Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.
Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.
Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.
Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.
Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.
Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.
Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.
3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.
Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.
В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.
Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.
Это называется законом редукции.
Позиционные чередования гласных звуков (редукция).
Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.
Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.
То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].
Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.
В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.
Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)
пишем справка – говорим спра[ф]ка;
пишем коробка – говорим коро[п]ка,
пишем зарядка – говорим заря[т]ка,
пишем варежки – говорим варе[ш]ки,
пишем в школу – говорим [ф] школу.
Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
пишем просьба – говорим про[з’]ба,
пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,
пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.
Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):
Пишем власть – говорим вла[с’]ть,
Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,
пишем нести – говорим не[с’]ти,
пишем класть – говорим кла[с’]ть.
В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.
По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.
Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).
Позиционное чередование звуков не отражается на письме!
Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.
В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.
Для гласных сильным является положение под ударением.
Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.
«Редукция звука [о] (слабая позиция)»
Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.
Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.
Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.
Уподобление по глухости.
В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.
Всякому мила своя сторона.
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.
Что такое позиционное чередование звуков
Рассматриваемые вопросы:
1. Виды чередований звуков.
2. Позиционные чередования звуков:
а) позиционные чередования гласных звуков;
б) позиционные чередования согласных звуков.
3. Исторические чередования звуков.
4. Фонетическая транскрипция.
5. Правила транскрибирования (произношения) гласных и согласных звуков.
Ключевые понятия: синтагматические и парадигматические отношения, позиция звука, позиционные чередования звуков, комбинаторные чередования звуков, аккомодация, редукция количественная и качественная, ассимиляция, диссимиляция, стяжение, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, субституция, оглушение согласных на конце слова, исторические чередования звуков, фонетическая транскрипция.
1. Виды чередований звуков
В процессе речи одни звуки могут заменяться другими. Если эта замена носит постоянный, регулярный, объясняемый одними и теми же причинами характер, то мы говорим, что имеет место процесс чередования, а не ошибочное произнесение. Отношения регулярной замены одних звуков на другие в одинаковых фонетических условиях называются чередованием.
Чередования, связанные с позицией звука называются позиционными чередованиями. Чередования, обусловленные фонетическими процессами, проходившими в прошлом, называются историческими чередованиями.
Все типы чередований звуков можно представить в виде следующей таблицы:
Виды чередований звуков
позиционные
(изменения звуков, связанные с их позицией)
исторические
(изменения звуков, обусловленные фонетическими процессами, проходившими в прошлом)
собственно позиционные
(изменения звуков, связанные только с позицией звуков)
комбинаторные
(изменения, связанные с позицией звуков и влиянием звуков друг на друга)
оглушение на конце слова согласных
аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, стяжение, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, субституция
Несмотря на чередования, мы распознаем звуки, и, следовательно, слова, так как чередования связаны с отношениями звуков (фонем) внутри системы, где единицы оказываются связанными друг с другом каким-либо образом. В языке различают два основных (глобальных) типа взаимодействий, взаимосвязей (отношений) единиц: синтагматические (линейные) – отношения взаимовлияния соседствующих единиц и парадигматические (нелинейные, вертикальные) – отношения объединения однородных единиц на основании ассоциаций.
В фонетике влияние рядом стоящих звуков друг на друга – это синтагматические отношения, а распознавание похожих звуков и мысленное связывание их в один и тот же звук, независимо от звучания – парадигматические (например, когда говорящий распознает, что звуки [б], [б’], [п] в словах [дубы́], [LÈду́б’ь], [ду΄п] это один и тот же типовой звук).
2. Позиционные чередования звуков (Синтагматические отношения)
Звуки в потоке речи произносятся с разной силой и четкостью в зависимости от позиции звука. Позиция звука – это его ближайшее окружение, а также положение в начале, в конце слова, на стыке морфем, а для гласных – положение по отношению к ударению.
Различают два типа изменений звуков в речевом потоке.
Позиционные изменения – это изменения звука, связанные с его позицией (например, оглушение в конце слова, ослабление безударных гласных [о], [а], [э] ). Виды позиционных изменений: оглушение на конце слова, редукция (ослабление звука), ассимиляция, диссимиляция, стяжение звуков, выпадение (диэреза), эпентеза, метатеза, гаплология, субституция, аккомодация.
Комбинаторные изменения – это изменения, связанные с влиянием звуков друг на друга. К комбинаторным изменениям относятся все виды позиционных изменениёй, кроме оглушения на конце слова и редукции, так как эти процессы связаны только с позицией в слове, а не влиянием других звуков.
2 а) Позиционные чередования гласных звуков
Основным видом позиционных изменений гласных звуков является редукция. Редукция бывает количественная и качественная. Количественная редукция – уменьшение долготы и силы звучания – типична для звуков [ и], [ ы], [ у] не под ударением. Сравните, например, произношение [ы] в разных позициях слова [был – быва΄лый]). Качественная редукция – ослабление с некоторым изменением звучания. Напр., у звуков [ а], [ о], [ э] – в безударной позиции. Ср.: звучание гласных в словах молот и молоток: [мо́лът], [мълLто́к].
Звуки [а], [о] после твердых согласных произносятся как редуцированные звуки [L] в первой предударенной позиции и в абсолютном начале слова и как редуцированный звук [ъ] в других позициях (2-ой, 3-ий слог до или после ударения, например, молоко – [ мьлLко́], борода – [ бърLда́]. После мягких согласных звуки [ а], [о], [э] произносятся как редуцированные звуки [ и э ], [ ь] – рябина [р’и э б’и́нъ], часовой [ ч’ьсLво́й].
Звук [ э] в первой предударенной позиции произносится как звук [ и э ], в остальных – [ь]. Например: перелет – [ п’ьр’и э л’о́т].
В иноязычных словах качественная редукция гласных [о], [э] проявляется нерегулярно: рояль – [ рLjа́л’], но боа [ боа́], ремарка [ р’и э ма́ркь], но метро [ м’этро́].
Позиционные изменения гласных звуков, подвергающихся редукции, можно представить в виде следующей таблицы:
абсолютное начало слова,
начало слова после [j],
первый предударный слог
другие предударные и послеударные позиции
Комбинаторные изменения гласных возникают в результате приспособления артикуляции гласного к артикуляции предшествующего и последующего звука и носят название аккомодация. Ср. произношение [о] в словах мол [мол], мёл [м’ ·ол], моль [мо·л’]. Аккомодация может быть прогрессивной (® ): мёл [м’ ·ол] и регрессивной ( ¬ ): моль [мо·л’].
Таким образом, характеризуя изменения гласных звуков в слове, рассматриваем два аспекта: 1. Позиционный – по отношению к ударению (редукция качественная, количественная или гласный без изменения); 2. Комбинаторный – наличие по соседству (справа и слева) мягких согласных звуков (прогрессивная, регрессивная, прогрессивно-регрессивная аккомодация или аккомодации нет). Например, береза [б’и э р’о́зъ ] :
[и э ] – позиционные изменения (по отношению к ударению): качественная редукция; комбинаторные изменения (в зависимости от влияния соседей): прогрессивно–регрессивная аккомодация.
[·о] – позиционные изменения отсутствуют, т.к. гласный под ударением; комбинаторные изменения – прогрессивная аккомодация.
[ъ] – позиционные изменения: качественная редукция; комбинаторные изменения отсутствуют.
2 б) Позиционные чередования согласных звуков
В результате приспособления согласного к артикуляции последующего звука (обычно гласного огубленного) возникает процесс аккомодации согласного. Ср. звучание звука [т] в словах – так и тот: [так ] – [т о от ].
Гораздо чаще, чем аккомодация, встречаются другие изменения согласных звуков.
Ассимиляция – уподобление по какому-либо признаку. Ассимиляция бывает:
Для русского языка характерна контактная, регрессивная ассимиляция. Например: сказка – [ ска́скъ] – звонкий [ з] под влиянием глухого [ к] ассимилировался в глухой парный звук [с]. Это ассимиляция контактная частичная регрессивная по глухости.
Свистящие согласные перед шипящими в результате полной ассимиляции переходят в шипящие: езжу [jэ΄жу].
Диссимиляция – расподобление звуков. В русском языке этот процесс встречается редко. В результате процесса звук меняет свою характеристику по способу или месту образования: г ® х мягкий – [ м’а́хк’ий], легкий – [ л’о́хк’ий]. Диссимиляции подвергаются пары одинаковых по способу или месту образования звука или подобных звуков. Диссимиляция может быть контактной и дистантной, прогрессивной и регрессивной.
Стяжение – совпадение в артикуляции двух звуков в одном. Например, городской ® [гърÙтско́й ® гърÙцко́й], [тс] ® [ ц].
При стяжении групп согласных может наблюдаться выпадение звука: солнце – [со́нцъ]. Обычно это сочетания [ вств], [ нтск ], [ стл ] и т.п.
Изменения, основанные на явлениях ассимиляции и диссимиляции:
Выпадение (выкидки, диэрезы) – (от греч. diaresis – разрыв) – пропуск одного из звуков в сочетании трех-четырех согласных. Например, гигантский – [г’ига́нск’ий].
Гаплология – (от греч. gaplos – простой + logos – понятие) опущение одного или двух одинаковых соседних слогов, вследствие диссимиляции. Например, минералогия вместо минералология, знаменосец, вместо знаменоносец.
Метатеза – (от греч. metathesis – перестановка) перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции. Например, ладонь из долонь, тарелка из талерка.
Эпентеза – (от греч.epenthesis – вставка) вставка звуков, Например, ндрав вместо нрав, скорпиjoн вместо скорпион в разговорной речи, звук [й] в слове кофейный (от кофе), звук [в] в слове певец (от пел) в литературной речи.
Субституция – (от лат. – подстановка) замещение одного звука другим, чаще при замене нехарактерных для языка звуков в заимствованных словах. Например, в слове Вильям [в] вместо [w].
3. Исторические чередования звуков
Регулярные изменения звуков, не связанные с позицией в слове, а объясняемые законами фонетической системы, существовавшими в прошлом, называются историческими чередованиями. Основные исторические чередования, связанные с процессами падения редуцированных, палатализацией согласных или их изменениями под влиянием смягчающего [Ĵ]:
чередование гласных:
[ е] –[ и] –[ о] –[ а] – [Ø] // нуль звука: умер – умирать; мор – умаривать – умру; беру – собирать – сбор – собрать;
[ е] – [Ø] нуль звука: пень – пня; верен – верна; ветер – ветра;
[о] – [Ø] – нуль звука: лоб – лба; бездонный – дно; ложь – лгать;
[ ы] – [ Ø] – нуль звука: посылать – посол – послать.
Гласные могут чередоваться с согласными или с гласными + согласный:
[ и] – [ й] – [ ей] – [ ой]: пить – пью – пей – пойло; бить – бью – бей – бой;
[ ы] – [ ой] – [ ов] – [ ав]: рыть – рой – ров; плыть – пловец – плавать; крыть – крой – покров;
[ у] – [ ов] – [ ев] : кую – ковать; рисую – рисовать; клюю – клевать;
[ а] – [ им] – [ м]: жать – пожимать – жму;
[ а] – [ ин] – [ н]: жать – пожинать – жну.
чередования согласных:
[ г] – [ ж] – [ з]: друг – дружить – друзья; бегать – бежать; влага – влажный;
[ к] – [ ч]: крик – кричать; рука – ручной; пеку – печет;
[ х] – [ ш]: тихий – тишина; сухой – суша; духота – душно;
[ з] – [ з’] – [ ж]: гроза – грозить – угрожать; возить – вожу; мазать – мажу; лазить – лажу;
[ с] – [ с’] – [ ш]: принос – носить – ноша; коса – косить – кошу; просить – спрос – прошение; высокий – высь – выше;
[ т] – [ т’] – [ ч] – [ ш’]: свет – светят – свеча – освещение; возврат – возвратить – возвращение;
[ д] – [ ж] – [ жд]: сады – сажу – насаждение;
[ н] – [ н’]: смена – менять; рваный – рвань;
[ л] – [ л’]: дело – дельный; колоть – колючий;
[ р] – [ р’]: удар – ударять; жар – жарь; пар – парь;
[ б] – [ б’] – [ бл’]: гребу – гребешь – гребля;
[ п] – [ п’] – [ пл’]: ссыпать – сыпь – сыплю;
[ в] – [ в’] – [ вл’]: зверолов – ловля – ловлю;
[ ф] – [ ф’] – [ фл’]: графа – графят – графлю;
[ ск] – [ ст] – [ с’т’] – [ ш’:]: блеск – блистать – блестят – блещет; пуск – пусть – опущу;
[ ск] – [ ш’:]: треск – трещат;
[ ст] – [ ш’]: свист – свищу
4. Фонетическая транскрипция
[ ] – квадратные скобки для выделения транскрибируемых звучащих единиц;
/ – знак над буквой для обозначения ударения;
’ – знак справа от буквы для обозначения мягкости звука;
L – знак для обозначения звуков [а ] или [о ] в первом слоге перед ударением после твердых согласных или в начале слова не под ударением: [сLды́], [Lкно́];
ъ – знак для обозначения безударных звуков [а], [о] после твердых согласных во всех безударных слогах кроме первого слога и начала слова: садовод – [съдLво΄т], молодой – [мълLдо΄й], а также безударного звука [э] после несмягчаемых [ж], [ш], [ц] во всех безударных позициях, кроме первой перед ударением: цементировать – [ цъм’и э нт’и΄ръвът’].
ь – знак для обозначения гласных [а], [о], [э] после мягких согласных, кроме первого слога перед ударением: часовой – [ч’ ьсLво΄й ], лесовод – [л’ьсLво΄т ];
и э – знак для обозначения гласных [а], [о], [э] после мягких согласных в первом слоге перед ударением: лесной – [л’и э сно́й] ; пятак –[п’и э та́к].
ы э – знак для обозначения звука на месте буквы Е в первом предударенном слоге после всегда твердых согласных ж, ш, ц: жалеть – [жы э л’э΄т’], цена – [цы э на΄],
γ – буква для обозначения фрикативного согласного, обозначаемого буквой г в словах: ага, господь;
È – дужка под строкой между словами указывает на слитное произношение служебного и самостоятельного слова: по рядам – [пъÈр’ и э да΄м];
j – буква для обозначения звука [й] в начале слов на е, ё, ю, я, а также между двумя гласными и после твердого или мягкого знаков: ель – [jэ΄л’], подъем – [пLдjо΄м], своего – [свъj и э во΄];
Ç – дужка сверху над сочетаниями согласных (дз, дж) указывает на их слитное произношение: [д Ç жы΄нсы].
/ – знак тактовой паузы при транскрипции звучащей речи: [с’и э рг’э΄й / мо΄й дру΄к//]
// – знак фразовой паузы при транскрипции звучащей речи:
Фонетическая транскрипция передает точное произношение слов и используется при изучении говоров и диалектов, когда фиксируются особенности произношения слова той или иной местности, при изучении детской речи, а также при освоении правильного литературного произношения слов.
Литературное произношение слов русского языка предполагает соблюдение некоторых норм, которые отражаются в правилах транскрибирования.
5. Правила транскрибирования (произношения) гласных и согласных звуков
Правила транскрибирования (произношения) гласных звуков:
1. Гласные О, А, Э (в орфографии Е) в безударной позиции подвергаются редукции (ослаблению) и произносятся нечетко.
2.Во всех безударных позициях после твердых согласных, кроме первого безударного слога, А и О записываются знаком Ъ: балалайка – [б ълLла΄йкъ]; огородного [LгLро΄днъвъ].
Гласные И, Ы, У при произношении не изменяются.
3. В первом предударенном слоге О и А произносятся как открытый А, в транскрипции передается знаком [L ] – [вLда́]. Такой тип произношения называется аканьем. Норма литературного языка – акающее произношение.
4. Знак [L ] отражает также произношение начальных безударных О и А: окружной – [Lкружно́й]. Если слово с предлогом, в потоке речи это одно фонетическое слово и транскрибируется в соответствии с общим правилом: в огород [в ъгLро΄т];
5. После мягких согласных в первой предударенной позиции звук А (буква Я) произносится как И и транскрибируется при помощи значка [и э ]: часы [ч’и э сы].
6. Гласный Э (в орфографии Е) в первой предударенной позиции произносится как И и транскрибируется при помощи знака [и э ]: лесной [л’и э сно΄й]. В остальных позициях, кроме первого предударенного слога, Э произносится нечетко и транскрибируется после мягких согласных при помощи знака [Ь]: лесовод – [л’ьсLво΄т ], перелесок – [п’ьр’ и э л’э΄сък ].
7. Буквы Е, Ё, Ю, Я в транскрипции не используются, на их месте пишутся соответствующие произношению (слышимые) звуки: мяч [м’ач’], мяча [м’и э ч’а΄], яблоко [j а΄блъкъ], подъём [пLд j о΄м], просторная [прLсто́рнъ j ь].
8. После твердых согласных Ж, Ш, Ц в первом предударенном слоге на месте буквы Е в транскрипции пишется знак [ы э ]: желать – [жы э ла́т’], цена – [цы э на́]. В остальных позициях безударный Е после твердых передается знаком [ъ]: желтоватый [жълтLва́тый].
9. После Ж, Ш, Ц в ударном положении вместо положенного по орфографическим правилам И в транскрипции пишется произносимый [ы]: цифра – [цы΄фръ], жил – [жыл], шил – [шыл].
Правила транскрибирования (произношения) согласных звуков:
В потоке речи согласные подвергаются взаимному влиянию в результате которого происходят процессы ассимиляции, диссимиляции, стяжения, выпадения и т.д. Звонкие согласные в конце слова в русском языке оглушаются. Процессы аккомодации согласных звуков (например, огубленность звука [т о ] в слове тут ) в используемой нами транскрипции обычно не отражаются.
Урок русского языка на тему «Позиционное чередование звуков»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
§1. Понятие позиционного чередования
Удивительно, но в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с разными языковыми процессами. В этом уроке поговорим об одном из них. Рассмотрим такое явление, как позиционное чередование звуков (гласных и согласных). Отметим сразу, что речь пойдет о фонетическом процессе, а не о правописании.
В потоке речи звуки, которые мы произносим, претерпевают различные изменения. Почему это происходит?
Дело в том, что звуки одной и той же морфемы (части слова) попадают в разные позиции: сильную или слабую.
Позиционное чередование – замена одного звука другим при изменении его позиции в слове.
Сильная позиция – это такая позиция, при которой звук отчетливо произносится в слове, а на письме передается соответствующим знаком (буквой).
Слабой позицией считают ту, в которой звук слышен нечетко, не произносится совсем или произносится с изменениями. В этом случае написание слова отличается от его произношения.
Давайте посмотрим на транскрипцию таких слов:
Теперь запишем эти слова с соблюдением правил орфографии:
Обратите внимание, написание первого слова значительно отличается от его звучания, а второе слово пишется так же, как слышится. Это значит, что в слове «мороз» первый гласный и последний согласный звуки оказались в слабой позиции.
§2. Позиционные чередования согласных звуков
Выясним, какие позиции являются сильными и слабыми для гласных и согласных звуков.
Не изменяется, находится всегда в сильной позиции согласный [й].
Сильной позицией для твердых и мягких согласных является их положение:
– на конце слова: ты[л] и тю [ л ‘];
– перед гласными: [ д]уб и [ д ‘] ело ;
– перед твёрдыми согласными: ба[н ] ка и ба[н’]ка.
Слабой для твердых и мягких согласных является позиция :
– перед мягкими согласными: например, в слове пи[с’м ‘] енный;
– перед [ш’], [ч’]: например, в слове бараба[н’ш’]ик.
Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й] не имеют глухой пары, поэтому для них нет слабых позиций.
Сильными позициями для остальных согласных по глухости/звонкости являются положения:
– перед гласными: воло [ с]ы или [ з ] убы;
– в конце слова: парово[с];
– перед глухими и звонкими согласными (кроме [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в’]): пово[с ] ка.
§3. Позиционные чередования гласных звуков
Теперь рассмотрим позиционные чередования гласных звуков.
Сильной позицией для гласного всегда является ударное положение, а слабой, соответственно, безударное:
м[о́]крый – м[а]кро́та и м[у́]дрый – м[у]дре́ц
Существуют особенности и в произнесений звуков, которые на письме обозначаются буквами Е, Ё, Ю, Я.
Для чего нужно знать случаи позиционного (фонетического) чередования звуков? Необходимо это знать для развития орфографической зоркости.
Если не знать этих процессов и не узнавать их в словах, то можно допустить ошибку в применении той или иной орфограммы или при морфологическом разборе слова.
Одним из самых наглядных доказательств этого утверждения является правило :
Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно подобрать родственное или изменить данное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.
Например, ду[п] – ду[б]ы.
§4. Краткие итоги урока
Теперь повторим еще раз то, что мы узнали о таком фонетическом процессе, как позиционное чередование звуков.
Чередование – замена одного звука другим.
Позиционное, т.е. зависящее от позиции звука в слове.
Позиционное чередование звуков не отражается на письме!
Для звуков характерны сильные и слабые позиции.
В сильной позиции звук произносится отчетливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.
Для гласных сильным является положение под ударением.
Для мягких и твердых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твердым согласным.
Для глухих и звонких согласных сильными выступают позиции также перед гласной и перед согласными сонорными [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [л], [л’], [в], [в’] и [й].
В остальных случаях в потоке речи звуки изменяются, чередуются – это слабые позиции.