Что такое познание в педагогике
познание
процесс психического отражения и восприятия обьективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности.
Смотреть что такое «познание» в других словарях:
ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия
познание — См. понимание. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. познание знание, понимание; постижение, изучение; освоение, овладение, усвоение Словарь русски … Словарь синонимов
познание — ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Познание — Познание ♦ Connaissance Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть. Познание – это своего рода адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, коротко говоря, между veritas intellectus (истиной… … Философский словарь Спонвиля
ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, познания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. познать в 1 знач. познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения вещи в себе в явления, в вещь для него (филос.). « Диалектический… … Толковый словарь Ушакова
познание — ПОЗНАНИЕ, осмысление, постижение, узнавание, улавливание, уяснение книжн. ПОЗНАВАЕМОСТЬ, постижимость, узнаваемость книжн. ПОЗНАВАЕМЫЙ, постижимый, узнаваемый ПОЗНАВАТЬ/ПОЗНАТЬ, постигать/постигнуть и постичь, осмыслять/осмыслить … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
познание — постижение чего либо, приобретение знаний о чем либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Познание … Большая психологическая энциклопедия
ПОЗНАНИЕ — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире … Большой Энциклопедический словарь
ПОЗНАНИЕ — творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Новейший философский словарь
ПОЗНАНИЕ — ПОЗНАНИЕ, я, ср. 1. см. познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания,… … Толковый словарь Ожегова
ПОЗНАНИЕ — англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции
Что такое познание?
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.
ПОЗНАНИЕ
Смотреть что такое ПОЗНАНИЕ в других словарях:
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
познание ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: познавать (1), познать. 2) Знание чего-л., осведомленность в чем-л.
ПОЗНАНИЕ
познание с.1. филос. cognition теория познания — theory of knowledge; epistemology 2. мн. (сведения) knowledge sg.
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
Познание — см. Философия.
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ — категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символи. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем. смотреть
ПОЗНАНИЕ
процесс получения и обновления знаний, деятельность людей по созданию понятий, схем, образов, концепций, обеспечивающих воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире. П. развертывается в совместной и индивидуальной деятельности людей, *опирается* на различные исторические и культурные формы, осуществляется в разных сочетаниях живого и накопленного опыта. Закрепляясь в этом опыте в виде более или менее согласуемых между собою компонентов, оно выступает в качестве знания. В этом плане различие П. и знания есть различие процесса и результата. Иными словами, П. это динамическая характеристика духовно-теоретического освоения человеком условий его бытия, а знание характеристика, фиксирующая результаты этого освоения, готовые к использованию, *употреблению*, распространению. Если в историческом *измерении* различие П. и знания не представляется принципиально значимым, поскольку постоянно преодолевается самой историей людей, то в конкретных ситуациях, предполагающих сочетания разных форм опыта, оно оказывается практически и теоретически весьма важным и требует специальной фиксации. Индивидуальный человек, осваивая структуры социального мира, застает в нем П. именно в форме знания, и его собственная познавательная деятельность реализуется за счет работы с этой формой, в ходе использования и преобразования ее элементов. Его усилия *оживляют* знаниевые схемы, переводят их в режим взаимодействия с реальными проблемами и, так или иначе, воспроизводят и перерабатывают их, *возвращают* в процесс П. Знание, т. о., актуально присутствует в жизни людей как момент П., раскрывается и реализуется в контексте П. Однако возможны такие *повороты*, когда П. рассматривается сквозь призму функционирующего знания как пополнение и подпитка последнего. Формирование индивидуального П. может трактоваться как приспособление человека к существующим формам знания, подкрепляющее и консервирующее их. При такой трактовке динамика П. оказывается историческим движением знаниевых структур, категорий, концептов, символов, транслируемым людьми от поколения к поколению, поглощающим их живой опыт и обогащающимся за счет него. Т. о., рассмотрение динамики П. с т. зр., фиксирующей его результаты и их систематическую форму, может порождать представление о П. как о некоем надчеловеческом, надличностном субъекте, осуществляющем познавательную деятельность с помощью людей, но без учета потраченных ими сил и способностей. Подобное воззрение на П. по сути доминирует в традиционных типах общества. В *классической* науке и философии также имели место аналогичные взгляды. Развитие П. в значительной мере толковалось как пополнение *копилки* знания новыми теориями и концепциями, выстраиваемыми в соответствии с общезначимыми стандартами и нормами. Сами стандарты и нормы, теоретикопознавательные установки и ориентации считались незыблемыми и независимыми от работы и творчества индивидуальных познающих субъектов. В этом была сила *классической* науки и философии как социальных и культурных институций, которые задавали некие общезначимые и в этом смысле объективные стандарты для человеческих взаимодействий, для сочетания различных модификаций человеческого опыта. Но в этом была и их слабость, поскольку именно оторванность стандартов от живого и конкретного человеческого опыта делала их невосприимчивыми к тем трансформациям познавательных структур и установок, которые начались в науке и философии в середине XIX в. *Классическая* картина эволюции П., по видимости ясная и стройная оказалась внутренне противоречивой. В ней плохо совмещались идея общезначимого знания, его стандартов и критериев, и идея обновления знания, создания новых методов и средств его получения. Новое знание, необходимое обществу для воспроизводства и развития его структур, как правило, плохо согласовывалось с массивом апробированного наукой опыта, оказывалось под подозрением. Для *классической* картины П. проблема творчества, познавательного творчества в частности, так и осталась неразрешимой. Творческая деятельность людей, создающая новые понятия, образы и концепции, в большинстве случаев характеризовалась как поле действия иррациональных, мистических, неконтролируемых сил, т. е. оказывалась за гранью действия познавательных норм и стандартов. *Классические* теории П. так и не смогли связать познавательную активность индивидуального субъекта (субъектов) и эволюцию обезличенного, объективированного П. с присущими ему стереотипами и средствами связи. П., т. о., в эволюции своей оказывалось разделенным как бы на два потока: первый, в котором протекает живое П. действующих людей, и второй, в котором движется деиндивидуализированное знание, постепенно перерастающее за счет трансформации усилий отдельных субъектов в бессубъектные или интерсубъективные формы. Конечно, эта двойственность представления П. постоянно провоцировала его описания как внечеловеческой или надчеловеческой силы, в пределе особого субъекта, развертывающего историю П. Однако в середине XIX столетия *классическая* картина П. столкнулась с рядом проблем, обусловленных развитием практики и науки, показавших ее слабости и ограниченность. Необходимо было приблизить формы познавательной деятельности к конкретным сферам человеческих взаимодействий, поставить их в связь с определенными задачами и возможностями людей: возникало все больше нестандартных практических и исследовательских ситуаций, поле П. на глазах расширилось за счет природных и социальных объектов, не поддающихся стандартным теоретико-познавательным характеристикам: физика столкнулась с задачами, выходящими за рамки классических представлений, социальные науки встали перед необходимостью описания ненаблюдаемых социальных качеств и человеческих взаимосвязей, классическая логика оказалась несостоятельной в объяснении этнографического материала, отражающего мышление людей, живущих и живших за пределами круга европейской цивилизации. Возникновение новых многообразных стимулов развития П. требовало и соответствующей трактовки динамики П. Необходимо было *строить* такие трактовки не от результатов и оформляющих их стандартов, а от субъектов, собирающих и тратящих энергию деятельности, использующих различные объективированные средства П. в т. ч. и стандарты, формирующие определенный строй и порядок познавательного процесса (в т. ч. и его ценностно-нормативные структуры). Однако эта тенденция поначалу не проявилась (и видимо не могла проявиться) в достаточной степени. Ее реализация первоначально обозначилась как кризис *классических* философских теорий П., как осознание угрозы развитию и сохранению европейской культуры, утрачивающей важный инструмент нормативного регулирования отношений между людьми: эмоционально это переживалось как состояние утраты ценностей и ориентиров. В своих крайних выражениях эта тенденция проявилась как принципиальное отрицание общезначимых познавательных и культурных норм (см. *Нигилизм*), как радикальная критика метафизики П. и философии вообще (см. *Позитивизм*). В этом пункте следует подчеркнуть, что в плане стратегическом эта тенденция указывала не на ликвидацию ценностно-нормативной структуры П. (и культуры), а на постановку ее в контексте конкретных форм связи и* деятельности людей. Проблема стандартов П., соответственно, *перемещалась* из логики подчинения людей стандартам в процессы выработки и согласования людьми общезначимых схем взаимодействия. Однако сама философия оказалась не в состоянии проводить подобную стратегию, поскольку не обладала достаточными средствами ее обоснования, утратила прежний культурный и общественный авторитет. Усилия, сопряженные с этой стратегией, предпринимались теперь уже не столько в философии, сколько за ее пределами: в рамках социологии науки и истории познания, в социальной психологии и педагогике, в культурологических дисциплинах, изучающих конкретные системы П. и мышления. Определенные результаты, характеризующие динамику П., были получены в области комплексных исследований, выявляющих и описывающих социальную природу П. Первоначально социальная природа П. очерчивалась упрощенно и приблизительно и обнаруживалась в формах зависимости П. от господствующих политических интересов, экономической и технической пользы, личной выгоды (догматический марксизм, прагматизм). Этот подход вызвал ожесточенную критику, в немалой степени справедливую, со стороны традиционно ориентированных теоретиков П. К середине XX в. наметилась тенденция более детального и тонкого анализа, в котором выявлялись доминирующие структуры взаимодействий, определяющие ориентации познавательной деятельности, работу конкретных ученых. Философские теории П. были заметно скорректированы данными социологии и истории науки. Однако динамика П. в основном трактовалась по образцам, которые выявлялись в динамике П. научного. Углубленное исследование проблемы получения нового знания и трансформации сложившихся познавательных структур привлекло внимание к личностному аспекту познавательной деятельности (*личностное знание* М. Полани). Рассмотрение личностных детерминант П. привело к еще одному *повороту*: в фокусе исследовательского внимания оказалось обыденное П. с присущими ему формами, а в анализе научного П. на первый план вышли такие его аспекты, например, организация и продуктивность межличностного общения (Д. Прайс), которые ранее оставлялись без внимания. Разумеется, этот *поворот* не ликвидировал границы между обыденным и научным П. Но он позволил увидеть и учесть в анализе П. многие важные факторы его динамики, связанные с бытием людей, их общением, *энергетикой* и мотивацией их деятельности. Было бы сильным упрощением представлять дело так, что на смену обезличенным структурам познавательной деятельности явились субъективная направленность и индивидуализированная спонтанность поведения людей; сложность проблемы как раз состояла и состоит в том, чтобы обнаружить структурность П. в процессах совместной и индивидуальной деятельности людей, в ее не только внешних, но и *внутренних* связях. Усложнение представлений о процессе П. пошло по пути создания *каскадных* моделей, сочетающих образы постепенного накопления знаний с концепциями резкой смены ценностно-нормативных систем (Т. Кун), рисующих эволюцию П. как смену исторических формаций знания (*эпистем* М. фу* ко). Весьма важной становится проблема взаимодействия разных формаций, образцов, *парадигм* П. Методологически наиболее трудным является вопрос о действиях, отделяющих обновление стандартов от их разрушения, создание новых от уничтожения старых. Одним из возможных является путь создания *мультипарадигмальных* систем П. (См. *Гносеология*, *Знание и Незнание*, *Наука*, *Методология*.) В. Е. Кемеров. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру П. представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма. Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций *знания и мнения* (античность), *разума и веры* (средние века), *знания и незнания* (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обусловливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. при этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах: 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П. как припоминания (теория анамнесиса); 2) характеристика П. как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с *коперниканского поворота* И. Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в П. мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Г. Гегель). Интерпретация П. как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта. Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. в современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. здесь это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого. И, наконец, аналитический подход связан с течениями неои постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопо-ставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обусловливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания. Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное П. (его формы: понятие, суждение и умоза-ключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. на уровне бессознательных структур психики. Структурировать П. можно также в зависимости от объекта П. и соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов П. можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания. Особым видом П. выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы П. на сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин. Е.В. Хомич. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. носит социально и культурно опосредованный ист. характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. деятельности. Выделяют разл. формы П.: направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде нек-рых текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. может осуществляться коллективно, в особых способах межиндивидуальной коммуникации. Следует различать также обыденное, мифологич., худож. и науч. П. Внутри науки существ, особенностями обладают естественно-науч. и гуманитарное П. Как специфич. вид рассматривается фил ос. П. Существуют также разные культурно-ист. типы П. Так, напр., в античности идеал П. связывался с пониманием природных процессов — дедуктивным выведением следствий из отд. посылок, истинность к-рых постигается интуитивно. Возможность предсказания будущих событий не рассматривалась как необходимая и существ, характеристика П. Античная наука в целом отвечала этому идеалу П. В новое время идеал П. связывался прежде всего с новой экспериментальной наукой, с возможностью воспроизведения познават. феноменов в искусств, условиях и с возможностью предсказания. В знании и ведущем к нему П. виделись силы, помогающие овладеть природными и социальными процессами и поставить их на службу человеку. В совр. эпоху в связи с трансформациями, переживаемыми культурой, происходит пересмотр идеалов П. Понимание П. как овладения предметом, к-рый как бы становится под полный контроль познающего, сменяется представлением о П. — развиваемым как в естествознании (И. Пригожий), так и в науках о человеке и обществе, — как своеобразном диалоге между познающим и познаваемым; П. уподобляется в ряде отношений коммуникации. Если классич. наука и классич. философия связывали П. с полным осознанием применяемых процедур, с полнотой саморефлексии, то в кон. 20 в. всё более выявляется важная познават. роль неосознаваемых в полной мере предпосылок (т. н. неявное, предпосылочное знание), роль допущений, принимаемых до поры на веру, погружённость П. в культурный контекст, к-рый не эксплицируется самим познающим и выявление к-рого предполагает особые исследоват. усилия. Вместо противопоставления ненаучного и науч. П., признания подлинного познават. статуса лишь за последним в совр. условиях подчёркивается многообразие видов познават. деятельности, в ряду к-рых наука занимает важное, но не единственное место. П. считается активной творческой деятельностью и не существует вне деятельности познающего по производству нек-рой новой реальности, в т. ч. и репрезентирующей знание. Эта искусств, реальность, воплощающая результаты познават. деятельности, выступает в вещной форме, в виде орудий труда, приборов и инструментов, а также в виде разного рода текстов и человеческой речи. Невозможно понять П. (начиная с его простейших форм, таких, как восприятие) вне учёта его включённости в деятельность и в коммуникацию. Особая форма П. — учебная деятельность. Усвоение накопленного человечестном богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам П., как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником). П. изучается рядом науч. дисциплин. Эталоны и нормы П., их соответствие познаваемой реальности, достоверность и недостоверность П., взаимоотношение П. и иных форм отношения человека к миру (религии, морали, иск-ва) изучаются в спец. разделе философии — теории П. Механизмы познават. деятельности отд. человека исследуются в психологии П. Социальный и культурный контекст познават. деятельности — предмет социологии П. и культурологии. Ист. развитие науки как специфич. формы П. изучается историей науки. Специфич. проблемы логич. организации науч. знания анализируются в логике и методологии науки. В. А. Лекторский. смотреть
ПОЗНАНИЕ
— творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой культуры и в зави. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
позна́ние сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? позна́ния, чему? позна́нию, (вижу) что? позна́ние, чем? позна́нием, о чём? о позна́ни. смотреть
ПОЗНАНИЕ
познание сущ.сред.неод. (15)ед.род.Есть род познания (которым многие кичатся) — искусство угождатьПр5.занимателен, сколько свежих мыслей, глубокого поз. смотреть
ПОЗНАНИЕ
1) движение разума к истине. В познании человек утверждает свое достоинство и осуществляет призвание действовать согласно истине и облагораживать бытие. Предпосылки познания: признание трансцендентности истины, вера в способность человека найти ее и решимость разума идти по пути к ней. В познании человек *спасает свое существование, только утверждая запредельное и себя в запредельном* (Е.Трубецкой). Познание и бытие внутренне едины и не следует их противопоставлять друг другу: *Во всяком познании особенного заключено бессознательное познание бытия вообще* (Г.Марсель). *Познание есть посвящение в тайну бытия, в мистерии жизни. Оно есть свет, но свет, блеснувший из бытия и в бытии* (Н.Бердяев). 2) Религиозно связь с бытием дается верой в Бога, поэтому познание мира и человека неотрывно от богопознания, от единения с Богом в вере и любви, а для христиан от жизни в Церкви. В библейском мышлении познание *предполагает единение познающего субъекта и познаваемого объекта, погружение субъекта в объект* (еп. Кассиан Безобразов), вхождение в круг божественной любви, охватывающей усыновленных Отцом небесным. Религиозное познание предполагает также новую жизнь, новый путь воли и жизни человека, новый мир бытия: *Все это новое божественно. Оно укоренено в бессмертии, Оно стоит того, чтобы его поискать, его найти, поработать с ним, им задышать всею жизнью своей. Здесь начинается тайна второго и последнего рождения человека* (Архиеп. Иоанн Сан-Францисский). 3) В томизме познание Бога *конечная цель всякого человеческого познания и действия* (Фома. *Против язычников*, I,5). В силу недостижимости полноты знания Бога и крайней важности Богопознания для судеб человека в вечности Откровение Божие становится *морально необходимым*. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
высшая форма отражения объективной действительности. Марксистско-ленинская философия исходит из признания единства отражения, продметнопрактич. деятельности и коммуникации, из понимания П. как социально-опосредованной, исторически развивающейся деятельности отражения. П. не существует вне познават. деятельности отд. индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. В П. существуют разные уровни: чувств. П., мышление, эмпирич. и теоретич. П. Наряду с этим выделяют различные формы П.: П., направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. индивида (напр., в виде науч. текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное П. осуществляется коллективным субъектом по законам, несводимым к индивидуальному процессу П., и выступает как часть духовного производства. Различают также такие типы П., как обыденное, художественное и научное, а внутри науки естеств.-науч. и обществ.-науч. П. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных наук (когнитивная психология, науковедение, история науки, социология науки и др.). Функционирование и историческое развитие эталонов и норм П. изучает теория познания как философская дисциплина. смотреть
ПОЗНАНИЕ
-я, ср. 1. Действие по знач. глаг. познать.Познание законов природы. Познание добра и зла. □ Для познания мира наука пользуется и телескопом, и микрос. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
теоретическая деятельность человека; противопоставляется практическому действию. Философская проблема познания может рассматриваться в тройном аспекте: 1) Проблема источника человеческого знания, т.е. исходит ли оно из опыта (эмпиризм) или из разума (рационализм). Мы пришли к мысли, что, если содержание нашего знания обогащается с расширением нашего опыта, с прогрессом науки, то сама форма любого человеческого понимания, «принципы» познания имеют рациональный источник, общий для всех человеческих умов (это «концептуализм» Канта); 2) Проблема природы познания ведет нас к различению двух форм познания, в частности тех, что обнаруживают дух тонкости (например, понимание, связывающее клинического врача с его больным) и тех, что обнаруживают дух геометрии (например, математическое или физическое познание). Первый тип познания необходим для всех «наук о человеке» (психологии, социологии, педагогики и т.д.); второй тип подходит для наук о мире; 3) Наконец, проблема доступности знания, т.е. вопрос о том, можем ли мы достичь абсолюта и внутренней природы вещей, как считает догматизм (Платон, Гегель), или же наше познание ограничено миром феноменов и никогда не распространяется на три главные проблемы: природу материи, сущность человеческой души (и ее бессмертия) и существование Бога (и его природу), как считает агностицизм (Кант, Конт). смотреть
ПОЗНАНИЕ
это процесс изучения фактов, полученных из опыта и источников его описания. В процессе изучения человек простраивает мысленную модель познаваемого, как бы «складывая» и систематизируя добытые знания и представления о факте как объекте познания. Так складывается простая осведомленность о чем-то. Сущность познания и его технологию разные авторы видят по-разному. Наиболее популярна сегодня концепция познания, основанная на следующих идеях: данные чувственного опыта, ставшие аксиомами, позволяют делать разные заключения при столкновении с новыми фактами; данные опыта связываются между собой логически, а также интуитивно; строгими являются лишь частные утверждения, логически выведенные из аксиом; получаемые вновь утверждения вновь соотносятся с чувственным опытом, уточняются, дополняются, корректируются. В то же время православная педагогика рассматривает познание как акт откровения, как результат духовного опыта: в меру духовности человеку открывается мир, что и составляет процесс истинного ведения и движения к Истине. В настоящее время теория познания стала учебным предметом в старших классах, включенным в некоторых странах в стандарт образования. Незнание теории познания становится тормозом в развитии образования, сдерживающим развитие творческого и критического мышления. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практическо. смотреть
ПОЗНАНИЕ
с1) kavrama, bilgi edinme, öğrenme; tanıma тео́рия позна́ния — bilgi teorisi / kuramıпроце́сс позна́ния — bilgi edinme / öğrenme süreci2) (позна́ния) м. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ — высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. представляло собой одну из сторон практической деятельности людей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. стало особой деятельностью. В П. выделяют два уровня: чувственное П., осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное П., протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художественное и научное П., а в рамках последнего — П. природы и П. общества. Различные стороны процесса П. исследуются рядом специальных наук: когнитивной психологией, историей науки, социологией науки и т. п. Общее учение о П. дает философская теория П.
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
процесс усвоения чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познание исследуется со времен античной натурфилософии и философии, оно изучается с точки зрения объективной — источника, или субъективной — происхождения, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Познание исследуется теорией познания — гносеологией и эпистемологией. Начала современного естествознания. Тезаурус. — Ростов-на-Дону.В.Н. Савченко, В.П. Смагин.2006. Синонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
с.1) филос. connaissance f теория познания — théorie f de la connaissance2) чаще мн. познания (сведения) — connaissance(s) f (pl)Синонимы: богопознани. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
Широко распространенный (почти невозможно точно установить, насколько) термин, который традиционно употреблялся по отношению с таким действиям, как мышление, постижение, рассуждение и т.д. Большинство психологов использовало его для обозначения любого класса психических действий (используется этот термин очень свободно), основными характеристиками которых является абстрактный характер. Они включали символизм, инсайт, прогнозирование, использование сложных правил, воображение, убеждение, намерение, решение задач и т.д. См. когнитивная психология и когнитивистика. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
с.1) филос. conocimiento mтеория познания — teoría del conocimiento, epistemología f, gnoseología f2) мн. познания (сведения) conocimientos m pl
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
с. 1) филос. connaissance f теория познания — théorie f de la connaissance 2) чаще мн. познания (сведения) — connaissance(s) f (pl)
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
Rzeczownik познание n poznanie n wiedza f poznanie odczas. n
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
с1) megismerés 2)позна́ния — мн ismeretek (tsz)Синонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
процесс анализа и воспроизведения действительности посредством мышления. В процессе опосредованных ощущений, восприятий, активного изучения объективной действительности у учащихся возникают определенные представления о тех или иных явлениях, предметах, процессах; через познание постигается сущность предметов и явлений. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
(cognition) процесс мышления. Духовная жизнь, как полагают, заключает в себе и мыслительные, и чувственные элементы: когнитивный и эмоциональные аспекты опыта. Познание связано с восприятием, памятью, языком и решением задач. См. также Когнитивная социология и Когнитивная антропология. смотреть
ПОЗНАНИЕ
познание с 1. филос. Erkenntnis f теория познания Erkenntnistheorie f 2. мн. познания (сведения) Kenntnisse f pl; Wissen n 1 (знания)Синонимы: богопоз. смотреть
ПОЗНАНИЕ
Ср 1. dərk etmə; dərk edilmə; познание законов природы təbiət qanunlarını dərk etmə; 2. bilmə, biliş; 3. fəls. idrak; теория познания idrak nəzəriyyəsi; 4. чаще мн. bilik, mə’lumat; у него большие познания в литературе o, ədəbiyyat sahəsində böyük biliyə malikdir. смотреть
ПОЗНАНИЕ
(2 с), Пр. о позна/нии (действие)Синонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
Ударение в слове: позн`аниеУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: позн`ание
ПОЗНАНИЕ
(τὰ γνωρίσματα) признаки, отличия.Синонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
n.knowledge, perception, cognitionСинонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
• всестороннее познание• глубокое познаниеСинонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
1.познание законов природы табиғат заңдарын танып білу;2.таным теория познания таным теориясы;3.обычно мн. познания білім, таным;- мағлұмат;- наши познания в области астрономии расширяються біздің астрономия саласындағы танымымыз кеңейе түсуде. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ср.cognition, knowledge, intellection- внесенсорное познание- познание предметов опосредованно- рациональное познание- социальное познание
ПОЗНАНИЕ
Пенза Пена Пезо Пеан Пенни Пеон Пиан Панно Панин Пани Пан Паз Опа Озен Пиано Пие Пиза Нпо Пинен Пино Нона Нина Низ Неон Наин Наз Познание Ион Иоанн Зенон Запон Зао Енина Аон Анон Анион Азин Пони Анин Зина Знание Зоеа Зона Иена Инна Поза Пион. смотреть
ПОЗНАНИЕ
— англ. cognition; нем. Erkenntnis. Процесс постижения действительности и приобретения знаний. Antinazi.Энциклопедия социологии,2009 Синонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия. смотреть
ПОЗНАНИЕ
с. 1) филос. conoscenza f 2) мн. познания (совокупность знаний) cognizioni f pl, conoscenze f pl Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия. смотреть
ПОЗНАНИЕ
с 1.танып-белү; п. законов природы табигать законнарын танып-белү; теория познания танып-белү теориясе 2.обычно мн.познания белемнәр; наши п. в области астрономии расширяются астрономия өлкәсендәге белемнәребез киңәя. смотреть
ПОЗНАНИЕ
специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами, явлениями и путей достижения целей. смотреть
ПОЗНАНИЕ
(cognition) умственный процесс приобретения знаний. Он включает в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. Для сравнения: Действие активное. смотреть
ПОЗНАНИЕ
сconhecimento mСинонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
ср. 1. филос. билүү, таануу; теория познания билүү (таануу) теориясы; 2. чаще мн. (совокупность сведений) билим; билүү; у него большйе познания в медицине медицина боюнча ал көп нерселерди билет. смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
1. tundasaamine2. tundmaõppimine3. tunnetamine4. tunnetus
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
сущ. ср. родадействие/процесспізнання
ПОЗНАНИЕ
1) knowledge2) perceptionСинонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
דעתהכרהחוכמהידיעהידעСинонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
vitenСинонимы: богопознание, изучение, овладение, освоение, постижение, усвоение, феогнозия
ПОЗНАНИЕ
позна||ниес 1. филос. ἡ γνώση <-ις>: теория
ния ἡ γνωσιοθεωρία, ἡ γνωσιολογία· 2.
ния мн. (сведения) ὁϊ γνώσεις: расширять свой
ния εὐρύνω τίς γνώσεις μου. смотреть
ПОЗНАНИЕ
пазнанне, ср.теория познания — тэорыя пазнання веды, ед. нету него большие познания в медицине — у яго вялікія веды ў медыцыне
ПОЗНАНИЕ
— чувственная и мыслительная деятельность по сбору, обработке, переработке, конструированию и хранению информации. (См. деятельность, сознание, информация). смотреть
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
процесс психического отражения и восприятия обьективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности.
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ, процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
познание = с. 1. knowledge; филос. cognition; теория познания theory of knowledge; 2. мн. (совокупность знаний) knowledge sg.
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
позна’ние, позна’ния, позна’ния, позна’ний, позна’нию, позна’ниям, позна’ние, позна’ния, позна’нием, позна’ниями, позна’нии, позна’ниях
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ, процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
ПОЗНАНИЕ
— процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлениисубъекта, результатом которого является новое знание о мире.
ПОЗНАНИЕ
это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
ПОЗНАНИЕ
Пазнанне, теория познания — тэорыя пазнання веды, у него большие познания в медицине — у яго вялікія веды ў медыцыне
ПОЗНАНИЕ
— постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.
ПОЗНАНИЕ
постижение чего-либо, приобретение знаний о чем-либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр.