Что такое познавательная активность дошкольников

Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть фото Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть картинку Что такое познавательная активность дошкольников. Картинка про Что такое познавательная активность дошкольников. Фото Что такое познавательная активность дошкольников Марина Колмакова
Особенности познавательной активности детей младшего дошкольного возраста

Для начала разберемся, что же означает термин «активность», а после уже обратимся к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же к особенностям её развития у младших дошкольников Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе.

Так, по мнению А. Н. Леонтьева активность – это термин, обозначающий способность живых существ осуществлять непроизвольные и произвольные, а так же спонтанные движения, изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов, т. е. раздражителей раздражителей [1, с. 5].

Н. Н. Поддъяков считает, что существует два типа детской активности: собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым, воспитателем-педагогом, родителем [2, c.75]. Собственную активность ребенка автор видит в специфической и универсальной формах. По его мнению она характеризуется многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной [3, c.79]. Так же автор замечает, что собственная активность носит фазовый характер, т. е. в повседневной жизни и на занятиях в детском саду она сменятся его совместной активностью с взрослым, а затем ребенок вновь готов выступать в качестве субъекта собственной активности и т. д. [2, c. 80].

Следовательно, можно утверждать, что активность, в целом, инициируется и выбирается самим объектом – ребёнком, так же она соответствует его внутреннему состоянию.

В активной деятельности дошкольник выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия: сам ставит цели, определяет пути, методы, способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы и потребности.

Именно на собственной активности, по мнению Н. Н. Поддъякова, основано детское творчество. Вместе с тем, ребенок усваивает содержание деятельности, данное педагогом-воспитателем, и оно, опираясь на опыт предыдущих действий, преобразовывается в его собственное достижение.

Опираясь на вышесказанное, можно сказать, что описанные два типа активности обычно не выступают в чистом виде, т. к. они крайне тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в во всяком случае связана с деятельностью, направленной и исходящей от взрослого, а знания, умения, навыки (ЗУН, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, перерастая и преобразовываясь со временем в его опыт.

Теперь, разобравшись с определением понятия «активность», возможно рассмотреть термин «познавательная активность».

Известно, что существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности ребенка. Главным образом это дошкольное детство.

По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности. Среди них Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев.

Познавательная активность дошкольников проявляется в процессе усвоения ими речи и выражается в словотворчестве. Известно, что в младшем дошкольном возрасте ребенок может не только познавать и усваивать наглядные свойства явлений, предметов, но и способен замечать и понимать связи, закономерности, лежащих в основе многих явлений.

В физиологической основе познавательной активности лежит несогласованность между существующей, реальной ситуацией и прошлым опытом.

Важное значение на этапе включения дошкольника в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, который подразумевает под собой реакцию организма на любые изменения во внешней среде, которые приводят кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение и начало активности исследовательского рефлекса является важным и необходимым условием познавательной деятельности ребенка в младшем дошкольном возрасте [3, c.37].

Таким образом, в основу познавательной активности дошкольников младшего возраста положено желание ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, полученный опыт, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами окружающей действительности. Познавательная активность младших дошкольников – это активность, возникающая непосредственно в процессе познания ребенка мира. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста можно считать: проявление интереса к элементам творчества; заинтересованное слушание и дальнейшее принятие информации; желание уточнить, переспросить, углубить свои знания; самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы; умение усвоить и принять способ познания, в дальнейшем применяя его в других ситуациях (навык).

1. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М. ; Л., 2014, с. 24-37

2. Поддъяков Н. Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвезение-Альфа, М., 2012. – 341с.

3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.

Проект «Фомирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры» Проектно-исследовательская работа на тему: «Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической.

Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо.

Источник

Сущность понятия «познавательная активность», особенности формирования познавательной активности у дошкольников

Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть фото Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть картинку Что такое познавательная активность дошкольников. Картинка про Что такое познавательная активность дошкольников. Фото Что такое познавательная активность дошкольников Маргарита Федорович
Сущность понятия «познавательная активность», особенности формирования познавательной активности у дошкольников

Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Сегодня понятие «познавательная активность»широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В. Н. Аксюченко, А. П. Архипов, Д. П. Барам, формирования общих учебных умений (В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич, З. Ф. Чехлова, оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, Л. П. Аристова, Т. И. Шамова, В. И. Лозовая, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т. А. Борисова, Н. П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А. А. Андреев, Т. Н. Разуваева, Ю. И. Щербаков, Ю. Н. Кулюткин, Л. П. Хитяева. Е. А. Сорокоумова, Л. К. Гребёнкина).

Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же изучить особенности её развития у дошкольников. Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность[31].

Так, по мнению Леонтьева А. Н. активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [25].

Поддъяков Н. Н. выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым[29].

Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности,характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной[29].

Н. Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д. [29].

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребёнком, продиктована его внутренним состоянием.

Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм[29].

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, т. к. очень тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [29]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [29].

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

— сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);

— ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

— положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

— эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Последние нередко рассматриваются как наиболее диагностичные, однако их использование сопряжено со значительными трудностями[36].

Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев). Познавательная активность 3-5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.

Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т. И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [37].

Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности[31].

Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников[37].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.

Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка[11].

Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а так же законы их функционирования.

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях

Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть фото Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть картинку Что такое познавательная активность дошкольников. Картинка про Что такое познавательная активность дошкольников. Фото Что такое познавательная активность дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть фото Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть картинку Что такое познавательная активность дошкольников. Картинка про Что такое познавательная активность дошкольников. Фото Что такое познавательная активность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть фото Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть картинку Что такое познавательная активность дошкольников. Картинка про Что такое познавательная активность дошкольников. Фото Что такое познавательная активность дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Источник

Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста

Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть фото Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть картинку Что такое познавательная активность дошкольников. Картинка про Что такое познавательная активность дошкольников. Фото Что такое познавательная активность дошкольников Вера Александровна Павлова
Особенности познавательной активности детей дошкольного возраста

В современном обществе важнейшей социальной задачей является активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение.

Понятие «познавательная активность»включает две составляющих: «активность» и «познавательность».

Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития и динамику активности.

Познавательная активность – важнейшая область общего феномена активности,предметом которой является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении к миру – в стремлении проникнуть в его мировоззрение, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательная активность может носить ситуативный, эпизодический характер, а может подниматься до стойкого личностного качества, т. е.в зависимости от системы отношений следует говорить о следующих ее видах:

1. Ситуативная активность, проявляющаяся в отдельных видах деятельности, в определенных условиях;

2. Интегральная активность как преобладающее качество, проявляющееся, несмотря на препятствия, как направленность личности.

Характерными чертами познавательной активности являются:

1. Многосторонность как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям

2. Глубина, характеризующаяся не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений

3. Динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности

4. Действенность, которая выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметами и явлениями, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели

Познавательная активность дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений.

В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети-дошкольники проходят через всем известный период «почемучек». Их интересует уже не только внешний вид и назначение предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в из основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности.

По сравнению с нормальными детьми с задержкой психического развития характеризуются снижением уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно такие дети несколько расторможены, многословны.

Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с задержкой психического развития сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушением внимания, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.

Т. В. Егорова (1973, А. Н. Цымбалюк (1974) пишут о характерных для детей с задержкой психического развития особенностях познавательной деятельности: дети избегают поисковой активности, не ставят вопросов ни перед собой, ни перед взрослыми; они удивляют окружающих своей несобранностью, невнимательностью; им трудно принять и тем более удержать задание, планировать предстоящую деятельность; у них нет готовности к волевым усилиям; нерешенная задача из не смущает; они не умеют правильно оценить результат своего труда. Работоспособность у этих детей, как правило, низкая, причем она падает тем быстрее, чем она больше нагрузка на интеллект. Механическая, однообразная работа их утомляет меньше.

При обучении недостаточность познавательной активности проявляется и в том, что эти дети не стремятся эффективно использовать время, отведенное на выполнение задания, высказывают мало предположительных суждений до начала решения задачи.

Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определенного взрослым. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения с взрослым. Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность, задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже сказано педагогом.

Для того чтобы развивать познавательную активность детей, необходимо предъявлять постоянно возрастающие требования к их умению наблюдать, увеличивать долю самостоятельности в ведении наблюдений, повышая требования к доказательности и обоснованности ответов.

Как же организовать познавательную деятельность дошкольника? Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

1. становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе

2. формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации

3. формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления)

4. развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления

5. развитие восприятия

В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информирование об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

1. Бабкина Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология №6, 2003

2. Бобылева Л. Интерес к природе // Дошкольное воспитание №1, 2002

3. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольниковчерез приобщение к природе: Методическое пособие – М. : АРКТИ, 2005

4. Лобанова Е. А. Организация развивающей среды как средства формирования познавательной активности дошкольников: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. –Балашов: Изд-во «Николаев», 2005

5. Лучич М. В.Детям о природе: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1989

6. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М. : Мозаика-Синтез, 2006

7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венера. – М., 1986

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть фото Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть картинку Что такое познавательная активность дошкольников. Картинка про Что такое познавательная активность дошкольников. Фото Что такое познавательная активность дошкольниковФотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть фото Что такое познавательная активность дошкольников. Смотреть картинку Что такое познавательная активность дошкольников. Картинка про Что такое познавательная активность дошкольников. Фото Что такое познавательная активность дошкольниковКонсультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию «»Развитие познавательной активности.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *