Что такое познавательная активность

Активность познавательная

Смотреть что такое «Активность познавательная» в других словарях:

активность — 1. АКТИВНОСТЬ, и; ж. Деятельное участие в чём л. (противоп.: пассивность). Познавательная, творческая а. А. общественных организаций. Проявлять а. // Усиленная, энергичная деятельность (о действии природных сил, социальных процессов и т.п.).… … Энциклопедический словарь

Познавательная активность — разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения. Критерии познавательной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

активность — I и; ж.; см. активный I а) Деятельное участие в чём л. (противоп.: пасси/вность) Познавательная, творческая акти/вность. Акти/вность общественных организаций. Проявлять акти/вность. б) отт. Усиленная, энергичная деятельность (о действии природных … Словарь многих выражений

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно волевых усилий на достижение целей, умении… … Профессиональное образование. Словарь

ОБЩАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ОБЩАЯ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. Включает: 1) декларативные знания (знания о мире,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Сознательность, активность, самодеятельность — принцип, сущность к рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой… … Педагогический словарь

тета-ритм — биоритмы мозга головного с частотой 4 8 Гц и амплитудой 10 200 мкВ. Тета ритм низкой амплитуды (25 35 мкВ) входит как компонента в нормальную энцефалограмму. Активность познавательная приводит к увеличению мощности и пространственной… … Большая психологическая энциклопедия

этап полугодия первого — период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивно мимическими средствами общения, кои проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система… … Большая психологическая энциклопедия

Экономика страны — (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия

Источник

Познавательная активность

Смотреть что такое «Познавательная активность» в других словарях:

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно волевых усилий на достижение целей, умении… … Профессиональное образование. Словарь

активность — 1. АКТИВНОСТЬ, и; ж. Деятельное участие в чём л. (противоп.: пассивность). Познавательная, творческая а. А. общественных организаций. Проявлять а. // Усиленная, энергичная деятельность (о действии природных сил, социальных процессов и т.п.).… … Энциклопедический словарь

активность — I и; ж.; см. активный I а) Деятельное участие в чём л. (противоп.: пасси/вность) Познавательная, творческая акти/вность. Акти/вность общественных организаций. Проявлять акти/вность. б) отт. Усиленная, энергичная деятельность (о действии природных … Словарь многих выражений

Активность познавательная — деятельное состояние личности, к рое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и… … Педагогический словарь

Сознательность, активность, самодеятельность — принцип, сущность к рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой… … Педагогический словарь

ОБЩАЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — ОБЩАЯ УЧЕБНО ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ. Совокупность знаний, способностей, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности. Включает: 1) декларативные знания (знания о мире,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия

тета-ритм — биоритмы мозга головного с частотой 4 8 Гц и амплитудой 10 200 мкВ. Тета ритм низкой амплитуды (25 35 мкВ) входит как компонента в нормальную энцефалограмму. Активность познавательная приводит к увеличению мощности и пространственной… … Большая психологическая энциклопедия

Фихте Иоганн Готлиб — Фихте и этический идеализм Жизненный путь и сочинения Иоганн Готлиб Фихте родился в Рамменау в 1762 г. в бедной крестьянской семье. Его отроческие годы отмечены печатью нищеты. Чтобы помочь семье, он пас гусей. Впрочем, воспоминания о той… … Западная философия от истоков до наших дней

Исследовательская работа — процесс активного взаимодействия субъекта этой работы с объектами реального мира или другими субъектами; форма активности субъекта, которая в исследовательской деятельности проявляется на всех уровнях развития субъекта: интеллектуальном,… … Исследовательская деятельность. Словарь

Источник

Статья «Познавательная активность ее сущность, структура условия»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Познавательная активность»: сущность, структура, условия развития

На сегодняшний день важно, чтобы человек не только потреблял знания, но и умел самостоятельно добывать их. Современное общество выдвигает нестандартные ситуации и требует от учителей широты интереса. Особый вид интереса – интерес к познаниям или познавательная активность. Ее область – это познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Нет одинакового подхода к определению понятия «активность». В одних источниках «активность» отождествляется с деятельностью, в других – является результатом деятельности, в – третьих данное понятие рассматривается как более широкое понятие, чем деятельность. Акцент делается как на ее динамическую составляющую, так и на личностную.

Часто понятие «активность» применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех различных явлений:

1)определенной, конкретной деятельности индивида;

2)состояния, противоположного пассивности, но это не обязательно активная деятельность, а может быть, всего лишь готовность к деятельности;

3)для обозначения инициативности.

Итак, активность – это деятельность, активность – готовность к деятельности и активность – инициативность. В выделенных вариантах при существенных различиях есть и общая часть, которая обозначается там, где они взаимно пересекаются. Общим, совпадающим является указание на наличие энергии и ее мобилизованность.

Познавательная активность играет в педагогическом процессе главную роль.

Проблема развития познавательной активности младших школьников с давних времен находилась в центре внимания. Ведь если учащиеся будут проявлять познавательную активность, то процесс обучения будет проходить более эффективнее. Многие ученые рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.

А.Н. Леонтьев считает, что активность – это понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей.

В словаре «Профессиональное образование» С. М. Вишнякова приводит определения:

1) активность (лат. асtives – деятельный) – качество личности, выраженное в усиленной деятельности, во внешнем проявлении взглядов и убеждений; социальный смысл активности определяется ее направленностью и мотивами; позитивная активность порождает высокие социально значимые результаты лишь в сочетании с глубокой компетентностью.

2) познавательная активность – качество учебной деятельности учащихся, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно–волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.

В словаре (междисциплинарный) по педагогике под редакцией Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова познавательная активность характеризуется следующим образом: это деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом является физиологической основой познавательной активности. Выделяются три уровня познавательной активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Если ребенок находится на первом уровне познавательной активности, то должен научиться воспроизводить свои знания или умения при необходимости. Интерпретирующий уровень характеризуется тем, что ученику, имея некоторые знания, необходимо научиться использовать их в новых учебных условиях и исходить от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности близок учащимся, которые усваивают связи между предметами и явлениями, а также пытаются найти для этой цели новый способ.

Еще одно определение познавательной активности представлено в современном словаре по педагогике Е. С. Рапацевича: это свойство личности учащегося, которое проявляется в его положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно– волевых усилий на достижение учебно – познавательной цели.

Определение познавательной активности дают и другие ученые– исследователи. Г. И. Щукина говорит о познавательной активности как о «ценном личностном образовании, выражающем отношение человека к деятельности». Т. И. Шамова утверждает, что это «деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности». В. С. Ильин считает, что «в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент». Согласно представлению, Т. И. Зубковой, познавательная активность есть не что иное, как «естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование».

За основу, мы взяли определение познавательной активности Э.А. Красновского. Он говорил, что познавательная активность – это «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения».

Н.Н. Поддьяков выделяет два вида детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Собственная активность ребенка – это нестандартная и универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, личностной, волевой. Активность, которая стимулируется взрослым характеризуется тем, что взрослый организует деятельность ребенка, показывает и рассказывает, как необходимо делать. Ребенок в ходе такой действительности получает результаты, определенные взрослым. Действие (или понятие) формируется в соответствии с преждевременно заданными параметрами. Сам процесс происходит без проб и ошибок, а также мучительных поисков и драм.

Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Она характеризуется стремлением к новым, полным и глубоким знаниям, а также к познанию. Если систематически укреплять и развивать познавательную активность, то это становится основой положительного отношения к учению. Характер познавательной активности – поисковый, так как под ее влиянием у детей всегда возникают вопросы, ответы которых они ищут активно и постоянно, но при этом поиск происходит с увлечением. Ученики испытывают радость от удачи, эмоциональный подъем.

Для развития познавательной деятельности ученикам помогает их отзывчивость, готовность воспринимать все, что дает им учитель, природная любознательность, их особая расположенность к усвоению нового.

Источник

Сущность понятия «познавательная активность», особенности формирования познавательной активности у дошкольников

Что такое познавательная активность. Смотреть фото Что такое познавательная активность. Смотреть картинку Что такое познавательная активность. Картинка про Что такое познавательная активность. Фото Что такое познавательная активность Маргарита Федорович
Сущность понятия «познавательная активность», особенности формирования познавательной активности у дошкольников

Известно, что познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Сегодня понятие «познавательная активность»широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В. Н. Аксюченко, А. П. Архипов, Д. П. Барам, формирования общих учебных умений (В. К. Котырло, Т. В. Дуткевич, З. Ф. Чехлова, оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, Л. П. Аристова, Т. И. Шамова, В. И. Лозовая, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т. А. Борисова, Н. П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А. А. Андреев, Т. Н. Разуваева, Ю. И. Щербаков, Ю. Н. Кулюткин, Л. П. Хитяева. Е. А. Сорокоумова, Л. К. Гребёнкина).

Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а так же изучить особенности её развития у дошкольников. Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность[31].

Так, по мнению Леонтьева А. Н. активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [25].

Поддъяков Н. Н. выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым[29].

Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности,характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной[29].

Н. Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д. [29].

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребёнком, продиктована его внутренним состоянием.

Дошкольник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает учёный, малыш так усваивает содержание деятельности, определённое педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым – характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм[29].

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, т. к. очень тесно переплетены в сознании ребёнка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребёнком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» [29]; «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» [29].

Наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

— сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);

— ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;

— положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,

— эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты).

Последние нередко рассматриваются как наиболее диагностичные, однако их использование сопряжено со значительными трудностями[36].

Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учащегося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний».

Таким образом, по нашему мнению, под познавательной активностью младших дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

Существуют сензитивные периоды в развитии познавательной активности человека. Они приходятся главным образом на дошкольное детство. По мнению многих исследователей, возраст дошкольников 3 – 5 лет является сензитивным периодом для формирования познавательной активности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Коссаковская, А. Н. Леонтьев). Познавательная активность 3-5-летних детей проявляемая ими в процессе усвоения речи и выражающаяся в словотворчестве и в детских вопросах различного типа. В соответствии с данными многочисленных психолого-педагогических исследований, ребенок младшего дошкольного возраста может не только познавать наглядные свойства явлений и предметов, но и способен понимать общие связи, лежащие в основе многих законов явлений природы, аспектах социальной жизни.

Принимая во внимание особенности развития детей младшего дошкольного возраста, Т. И. Шамова считает, что познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [37].

Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса – необходимое условие познавательной деятельности[31].

Учитывая особенности развития познавательной активности младших дошкольников, Т. И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности младших дошкольников[37].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности.

Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка[11].

Таким образом, основу познавательной активности дошкольников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а так же законы их функционирования.

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших дошкольников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях

Что такое познавательная активность. Смотреть фото Что такое познавательная активность. Смотреть картинку Что такое познавательная активность. Картинка про Что такое познавательная активность. Фото Что такое познавательная активностьИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Что такое познавательная активность. Смотреть фото Что такое познавательная активность. Смотреть картинку Что такое познавательная активность. Картинка про Что такое познавательная активность. Фото Что такое познавательная активностьОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Что такое познавательная активность. Смотреть фото Что такое познавательная активность. Смотреть картинку Что такое познавательная активность. Картинка про Что такое познавательная активность. Фото Что такое познавательная активностьДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *