Что такое познавательная деятельность дошкольников
Познавательная деятельность в дошкольном возрасте
Надежда Исакова
Познавательная деятельность в дошкольном возрасте
Познавательная деятельность дошкольников направлена на постижение всего, что еще остается неизведанным для них. Многое из того, что окружает людей, в детстве кажется непонятным и загадочным. Дети с высокой познавательной активностью не ждут, пока им все детально объяснят взрослые. Они предпринимают шаги, чтобы сделать собственные открытия и расширить представления о мире.
Как проявляется познавательная деятельность в дошкольном возрасте?
Детский организм по своей природе стремится к активности и действиям. Уже в ранние годы проявляется ориентировочный рефлекс, который заключается в стремлении узнать «Что это такое?». Формируется потребность понять и «присвоить знание» (как формулирует психологическая наука).
Познаем мир
В дальнейшем развивается познавательное отношение к окружающему миру. Дошкольника интересуют причинно-следственные связи. Появляются многочисленные вопросы о закономерностях природных явлений, об окружающих предметах, о технических устройствах, об отношениях людей.
Главным механизмом развития познавательной деятельности дошкольников выступает восприятие. Этот процесс становится осмысленным, интеллектуальным. Восприятие превращается в познавательную деятельность с конкретными целями и способами получения результата. Дошкольник хочет разобраться, как действует механическая игрушка. Его интересует, как из семечка появляется росток. Ребенок стремится самостоятельно проверить, сколько апельсинов требуется для одного стакана сока. Чтобы получить ответы на подобные вопросы, дети действуют.
Познавательно исследовательская деятельность развивает интеллектуальные чувства. Ребенок испытывает радость от того, что удалось разобраться в так озадачивающем его вопросе, удивление при узнавании нового, изумление от неожиданного открытия, азарт в стремлении решить задачу.
Методы и приемы познания
Тяга к познанию организует ребенка. Познавательный интерес, необходимость что-то узнать требуют поставить цель и подчинить ей свои действия. Нужно проявлять организованность, настойчивость, самостоятельность и инициативность. Деятельность, направленная на открытия и получение знаний, связана с произвольностью психических процессов.
Многое дает дошкольнику познавательное общение с взрослыми. Любознательные малыши сыплют вопросами. Это самый простой способ расширить свою осведомленность. В общении со взрослым решаются познавательные задачи, но этот прием получить готовые знания не дает того осознания, в котором нуждается ребенок. Поэтому дошкольники ищут другие методы почерпнуть информацию.
Эта форма познавательной активности направлена на получение недоступных непосредственному восприятию характеристик и качеств предмета или явления. Идея в буквальном смысле «добыть» знания принадлежит самому ребенку. Он самостоятельно, без участия взрослого, ставит перед собой задачу и находит средства для ее решения.
Детское экспериментирование необычайно гибкое. Дошкольник проверяет самые невероятные предположения и применяет в своем опыте необычные способы. Может ли плавать ботинок, получится ли есть суп вилкой, как рисует мамина помада – подобные вопросы не терпят сухих ответов. Дети предпочитают самостоятельно получать ответы на подобные вопросы с помощью эксперимента.
В экспериментировании неизбежны пробы. Не получилось так, нужно проверить иначе. Дошкольник в этом отношении поступает гораздо правильнее, чем взрослый. Он не боится делать ошибки, а повторяет свой эксперимент, сделав выводы и изменив условия. «Ботинок утонул, листочек плавает. А как тапки?».
При проведении самостоятельных экспериментов дети учатся высказывать предположения и оригинальные суждения, анализировать связь между причиной и следствием, развивают логическое мышление.
Поисково исследовательская деятельность
Когда вопрос становится средством самостоятельного познания, включается исследовательская активность дошкольников. Шестилетние дети, читая и рассматривая всевозможные детские энциклопедии или наблюдая за различными явлениями жизни, формулируют поисковые вопросы. И активно включаются в поиск ответов.
Поисково исследовательская деятельностьхорошо структурирована и состоит из нескольких шагов:
Выбор средств получения ответа
Соотнесение результата с гипотетическим предположением
Озадачившись вопросом, могли бы в настоящее время существовать динозавры, дошкольник начинает выяснять, в какое время они жили на нашей планете, чем питались, почему исчезли. Выдвигает свои гипотезы относительно существования в современных условиях, ищет аргументы за и против.
Игровые действия и технологии
Так как дошкольник большую часть времени проводит в игре, познавательная деятельность пронизывает игровые сюжеты и действия. Игра выступает как наглядная модель отношений в обществе и дает множество информации ребенку.
С одной стороны, дошкольник усваивает важные знания, выполняя различные роли. Но с другой стороны, игры часто создаются как иллюстрация познавательного процесса.
Этапы развития познавательно исследовательской деятельности дошкольников
Попытаемся выделить этапы формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Очевидно, что склонность к обследованиям и экспериментам ради приобретения знаний появляется не в одночасье, а развивается постепенно.
Первые попытки целенаправленной исследовательской деятельности проявляются у 3-летних детей. К этому возрасту ребенку уже удается удерживать цель, а не просто манипулировать предметами. Например, не сыпать песок совочком в ведерко ради самого действия, а наполнить его доверху и высыпать в другом месте. Если действия по какой-то причине неуспешны, то малыш не отказывается от своей задумки и настойчиво повторяет.
Следующий этап связан с формированием умения более тщательно обследовать объекты. Внимательное рассматривание, выделение составляющих деталей, внимание к форме и размерам дают возможность 3-4 летнему ребенку заметить что-то новое, открыть неожиданно для себя важные свойства и связи. Например, дошкольник видел раньше божью коровку только на картинке, а на прогулке заметил насекомое на траве. Малыш с интересом рассматривает яркую букашку, наблюдает, как она перемещается по листочку… Но тут божья коровка раскрывает крылышки и взлетает, чем невероятно удивляет юного исследователя. Состоялось настоящее открытие для малыша, и новые знания прочно укрепились в его сознании.
В 4-5 лет познавательная деятельность не ограничивается простыми действиями, наблюдением и вопросами, а дополняется экспериментированием, которое предваряется простейшим анализом. Основной мотив заключается в получении новых знаний, а для этого нужно осознанно поставить цель, выполнить познавательную задачу, да еще и соотнести полученный результат с намерениями. Полученные в самостоятельном эксперименте сведения являются только предположительно истинными. Ребенок это чувствует, поэтому старается найти подтверждение в ответах взрослого.
Высший уровень представлен собственно познавательно исследовательской деятельностью в старшем дошкольном возрасте.Главные характеристики этого этапа: ребенок овладевает конкретной и точной постановкой вопроса, требующего прояснения, а также формулирует гипотезы, какой возможен ответ. Он способен предложить новые идеи для решения поставленной задачи.
Стимулирование потребности в познании у дошкольников
Все виды деятельности в дошкольном возрасте нуждаются в чутком сопровождении со стороны родителей и воспитателей. Особенно причастность взрослого наполнит содержанием и направит в безопасное русло познавательную активность детей. Организация познавательной деятельности дошкольников заключается и в том, чтобы пробуждать интерес к новым знаниям.
Также дошкольник обязательно обращается к взрослому, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода в отношении новых знаний. Многое еще недоступно пониманию ребенка, и он нуждается в помощи старших компетентных людей.
Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.
Консультация для родителей «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте» Мои коллеги! Приглашаю вас на свою консультацию «О пользе изобразительного творчества в дошкольном возрасте», которую я подготовила для.
Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.
Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.
Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.
Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.
Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.
Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.
Познавательная деятельность детей дошкольного возраста в ДОО
С момента рождения ребенок познает незнакомый для него окружающий мир. Каждый новый предмет, явление или человек начинают выделяться на окружающем фоне, если они при взаимодействии с ним вызывают эмоциональные переживания – удовольствия или неудовольствия.
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.
Актуальность проблемы исследования.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Поэтому педагог создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности. Актуальность данного исследования видится в том, что на сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Детям дошкольного возраста свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, лизнуть языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте, дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В последнее время требования школы к уровню развития дошкольника значительно возросли – возникла необходимость целенаправленного развития ребенка для успешного обучения в школе. Сформировалась целая система ускоренного интеллектуального развития ребенка, включая развивающие занятия в детском саду, специальные развивающие центры, прикладную литературу и развивающие игры, диагностические методы для определения уровня интеллектуального развития дошкольника.
Стихийное формирование познавательной деятельности ребенка без учета закономерностей их развития может нанести существенный вред психическому развитию, так как все познавательные процессы взаимосвязаны, прежде всего, развиваются в комплексе как познавательные способности. Каждый познавательный процесс имеет свое место в процессе получения и переработки информации, а также свой период, для развития отдельных его компонентов. Познавательная деятельность ребенка может развиваться в процессе освоения различных видов деятельности: прежде всего, игровой, затем учебной, художественной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, чтение детской литературы, спортивной и трудовой. Но специально организованные развивающие занятия с помощью дидактических и ролевых игр оказывают существенно влияние на развитие познавательных процессов. Участи взрослого в развитие познавательных способностей ребенка позволяет обучать ребенка познавательным приемам, влияет на формирование познавательных интересов, усиливает положительные эмоциональные переживания. Активное позитивное отношение взрослого к успехам ребенка в познавательной деятельности обеспечит ребенку положительную самооценку, которая влияет на развитие личности.
Ученые считают, что развиваются способности на основе врожденных «задатков», которые проявляются в процессе обучения, обогащаясь приемами, необходимыми для выполнения деятельности: они встраиваются в психологические механизмы, изменяя их структуру. Способности, участвующие в профессиональной деятельности, называют специальными, а познавательные, или интеллектуальные, способности называют общими, так как они участвуют в любой деятельности и обеспечивают ее освоение.
Нам известно из научных исследований и личного опыта, что способности человека к различным видам деятельности индивидуальны. Уровень их развития и скорость освоения отличаются у отдельных людей. Эта закономерность проявляется и в познавательных способностях. Практический опыт показывает, что исходные предпосылки для развития способностей являются врожденными, но можно стимулировать развитие некоторых из них с помощью специальных методов и условий обучения.
По выражению выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, обучение и воспитание идет впереди развития и ведет его за собой, поэтому…
Воспитатель должен уметь управлять ходом психического развития. Для этого ему необходимо понимать психологические механизмы протекания познавательных процессов и создавать оптимальные условия для их проявления и развития.
Познавательные процессы взаимно влияют друг на друга – и в процессе функционирования, и в развитии. Ощущение, восприятие и внимание обеспечивают получение первичной информации из внешнего мира, мышление, воображение и память – перерабатывают ее, а речь переводит эту информацию на уровень второй сигнальной системы, что позволяет ребенку осваивать опыт человечества и общаться. Согласованная работа познавательных процессов влияет на объективное отражение ребенком окружающего мира, на развитие его личности и обеспечивает адекватное приспособление к нему. Психологические знания о познавательных процессах занимают особое место в профессиональной подготовке педагогов и психологов, они также важны для родителей, озабоченных развитием своего ребенка.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности».
Театрализованная деятельность в жизни детей дошкольного возраста Играя, учимся жить. Театрализованная деятельность играет большую роль в жизни детей дошкольного возраста. Она близка и понятна ребёнку.
Презентация «Игровая деятельность детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – короткий, но важный период становление личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.
Поисково — познавательная деятельность в детском саду НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ВОДА Узнаем, какая вода Задачи: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества,.
Познавательная деятельность во второй младшей группе «9 мая» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего блога. Предлагаю Вашему вниманию познавательную деятельность во второй младшей группе.
Познавательная игра-соревнование «В мире животных» для детей старшего возраста Познавательная игра-соревнование для детей старшего возраста «В мире животных». Цель: расширить и углубить представление детей о диких и.
Семинар-практикум для воспитателей. «Познавательная деятельность» Характерной особенностью ребёнка является его стремление к познавательной деятельности. Любознательность ребенка постоянно направлена на.
Совместная творческо-познавательная деятельность детей среднего возраста и родителей (папы) «Сюрприз для мамы!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Солнышко» Совместная творческо – познавательная деятельность.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. Также театрализация развивает эмоциональную сферу.
Экспериментальная деятельность детей младшего дошкольного возраста Экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста. Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький.
Развитие познавательной деятельности дошкольника
Александра Дедова
Развитие познавательной деятельности дошкольника
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Важнейшей задачей дошкольного воспитания является создание каждому
дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных
возможностей и способностей. Не секрет, что во многих ДОУ образовательный
процесс, предполагал, прежде всего, достижение определенных результатов,
получения знаний и навыков. При этом образовательные программы, как правило, не учитывали темпов развития детей, индивидуальных особенностей, интересов. Результатом такого «единого стандарта» в конечном счете, явилось несоответствие планируемого уровня знаний и умений дошкольников и реального. Дети с низким уровнем развития не могли осилить программу, а дети с высоким уровнем развития испытывали информационный голод и не могли полностью реализовать свои способности.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной
образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать
вопросы познавательного развития дошкольников.
Особенно такой «отсев» ярко выражен у детей до 7 лет. В этом возрасте ребенок учится формировать личное отношение к вещам, предметам, людям. И чтобы это было правильно, взрослые должны направлять его.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности,заключающейся:
— в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
— намечать план действий;
— отбирать способы решения поставленной задачи;
— добиваться результата и анализировать его.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте обусловлен потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Эффективным приемом организации познавательных занятий являются игровые проблемные ситуации и задачи.
Проблема — вопрос или комплекс вопросов, возникающих в ходе познания- Игровая проблемная ситуация — теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано сданной проблемной ситуацией.
Одними из основных форм организации познавательной деятельности детей являются дидактические и сюжетно-дидактические игры.
Очень важна самостоятельная познавательная деятельность детей, в процессе которой развивается творческая активность детей в познавательно-игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации.
Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Свободная деятельность имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости и развитии креативности и, в конечном итоге, для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого. В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод, как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.Благодаря которому:
— у детей формируются умения и навыки приобретать знания об окружающем мире;
— развиваются представления о физических свойствах окружающего мира;
— проявляется познавательная активность и поиск причинно-следственных связей;
— совершаются элементарные поисковые действия: дети видят проблему, задают вопросы, формулируют гипотезу, дают определения понятий, классифицируют, наблюдают, делают выводы. Доказывают и защищают свои идеи;
— формируются умения самостоятельно проводить поисково-исследовательскую работу;
— развиваются представления о влиянии природных условий на развитие растений, животных, людей;
— обнаруживается готовность к решению проблемных задач;
— проявляется радость от собственных открытий, интерес к неизвестному, стремление к самостоятельности.
Каждый вариант организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста может быть самостоятельно разработан педагогом и наполнен специфическим содержанием в зависимости от особенностей образовательной программы и программного раздела. Главное — эффективно использовать возможности игры в познавательном развитии каждого ребенка.
У дошкольника процесс усвоения является непроизвольным. Он запоминает, поскольку материал как бы сам оседает в нем. Запечатление не цель,а непроизвольный продукт активности ребенка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры как основного типа деятельности.
Занимаясь совершенствованием познавательной деятельности с ранних лет, вы заложите основы для развития личности, которая самостоятельно мыслит, способна предложить новые идеи и эффективно внедрить их в жизнь.
Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.
Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.