Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает

«Что такое «познавательная деятельность» или, почему ребенок медленно думает»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей (законных представителей) «Детский дом № 6 «Огонёк»

(МКУ «Детский дом № 6 «Огонёк»)

Тема: « Что такое «познавательная деятельность» или, почему ребенок медленно думает »

Исполнитель: учитель- дефектолог МКУ детский дом 6 «Огонёк» Н.В.Толстобокова

«Что такое «познавательная деятельность» или, почему ребенок медленно думает».

Почему одни дети всё схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же?

Во-вторых, зависит от заинтересованности ребёнка;

В-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук);

В-четвертых, от способности к произвольному и целенаправленному вниманию.

Из-за незрелости нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т.д.

1. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, а слух в порядке), подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается), ударить по мячу ногой и т.п.

2. Незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят.

3. Ребёнок не может выполнить действие по подражанию и образцу. ПОЧЕМУ? По причине отсутствия слаженной работы органов чувств: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую /левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т.д.

Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает», когда говорят о ребенке с проблемами в развитии.

Чем старше становится ребёнок, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй, и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники.

Игры со сменой скорости движений:

Найди себе пару (бессюжетная игра для детей 3-5 лет)

Цель. Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперед, в стороны и назад; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки; создавать условия для тренировки мышечного корсета позвоночника.

Стань первым (игровое упражнение для детей 4-7 лет)

Ход игры. Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные (бревно, ручеек, кочка) и специально подобранные (дуги для подлезания, модульное бревно, конусы) препятствия. Педагог называет имя одного из детей. Названный ребенок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.

Скучно, скучно так сидеть! (Бессюжетная игра для детей 4-7 лет)

Материал. Стулья (по количеству игроков)

Цель. Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на слуховой сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; способствовать тренировке амортизационной функции стоп.

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку все глядеть.

Не пора ли вам подняться

И местами поменяться?

Кати, толкай – прочь не выпускай! (Бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Теннисные мячи (7-10 шт.)

Ход игры. Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Ведущий (взрослый) вкатывает в центр круга один за другим 5-7 теннисных мячей.

Правила игры. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно только катать ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей (до десяти). Затем аналогичное задание предлагается выполнить игрокам другой команды. Выигрывает та команда, которой удастся удержать больше мячей в пределах круга.

Морские волны (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Два газовых платка.

Цель. Упражнять в быстрой передаче предмета друг другу, стоя в колонне по одному; способствовать снижению мышечного напряжения в области рук и плечевого пояса; развивать быстроту реакции на визуальный сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для повышения значимости каждого ребенка в глазах окружающих детей; способствовать укреплению мышц нижних конечностей.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, садятся на корточки в две колонны. Ведущий (взрослый) дает первым игрокам по газовому платку. По его сигналу: «Прибой, прибой! Беги волной!» игроки по очереди встают и передают платок следующему игроку. Отдав платок, игрок снова садиться на корточки. Выигрывает та команда, чья волна быстрее докатиться до последнего игрока и вернется назад. Закончить игру надо командой «Штиль!».

Самые ловкие (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель. Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укреплению мышц туловища и рук.

Найдите на этой таблице последовательно цифры от 1 до 90 включительно. Если вы сумеете найти эти цифры за:

5-10 мин, исключительная наблюдательность

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает

Таблицы Шульте для улучшения внимания и памяти школьников

Стимулирующим материалом методики являются пять картонных карточек 60*60 см. Каждая карточка разделена на 25 квадратов, на квадратах числа от 1 до 25 в произвольном порядке.

Типовое задание для школьника: назвать все числа в прямом/обратном порядке. Дети быстро запоминают, где какая цифра, поэтому, со временем таблички нужно обновлять.

Источник

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает

Почему одни дети всё схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же?

Во-вторых, зависит от заинтересованности ребёнка;

В-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук);

В-четвертых, от способности к произвольному и целенаправленному вниманию.

Из-за незрелости нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т.д.

1. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, а слух в порядке), подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается), ударить по мячу ногой и т.п.

2. Незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят.

3. Ребёнок не может выполнить действие по подражанию и образцу. ПОЧЕМУ? По причине отсутствия слаженной работы органов чувств: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую /левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т.д.

Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает», когда говорят о ребенке с проблемами в развитии.

Чем старше становится ребёнок, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй, и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники.

Игры со сменой скорости движений:

Найди себе пару (бессюжетная игра для детей 3-5 лет)

Цель. Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперед, в стороны и назад; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки; создавать условия для тренировки мышечного корсета позвоночника.

Стань первым (игровое упражнение для детей 4-7 лет)

Ход игры. Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные (бревно, ручеек, кочка) и специально подобранные (дуги для подлезания, модульное бревно, конусы) препятствия. Педагог называет имя одного из детей. Названный ребенок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.

Скучно, скучно так сидеть! (Бессюжетная игра для детей 4-7 лет)

Материал. Стулья (по количеству игроков)

Цель. Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на слуховой сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; способствовать тренировке амортизационной функции стоп.

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку все глядеть.

Не пора ли вам подняться

И местами поменяться?

Кати, толкай – прочь не выпускай! (Бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Теннисные мячи (7-10 шт.)

Ход игры. Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Ведущий (взрослый) вкатывает в центр круга один за другим 5-7 теннисных мячей.

Правила игры. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно только катать ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей (до десяти). Затем аналогичное задание предлагается выполнить игрокам другой команды. Выигрывает та команда, которой удастся удержать больше мячей в пределах круга.

Морские волны (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Два газовых платка.

Цель. Упражнять в быстрой передаче предмета друг другу, стоя в колонне по одному; способствовать снижению мышечного напряжения в области рук и плечевого пояса; развивать быстроту реакции на визуальный сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для повышения значимости каждого ребенка в глазах окружающих детей; способствовать укреплению мышц нижних конечностей.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, садятся на корточки в две колонны. Ведущий (взрослый) дает первым игрокам по газовому платку. По его сигналу: «Прибой, прибой! Беги волной!» игроки по очереди встают и передают платок следующему игроку. Отдав платок, игрок снова садиться на корточки. Выигрывает та команда, чья волна быстрее докатиться до последнего игрока и вернется назад. Закончить игру надо командой «Штиль!».

Самые ловкие (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель. Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укреплению мышц туловища и рук.

Найдите на этой таблице последовательно цифры от 1 до 90 включительно. Если вы сумеете найти эти цифры за:

5-10 мин, исключительная наблюдательность

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает

Таблицы Шульте для улучшения внимания и памяти школьников

Стимулирующим материалом методики являются пять картонных карточек 60*60 см. Каждая карточка разделена на 25 квадратов, на квадратах числа от 1 до 25 в произвольном порядке.

Типовое задание для школьника: назвать все числа в прямом/обратном порядке. Дети быстро запоминают, где какая цифра, поэтому, со временем таблички нужно обновлять.

Источник

Статья на тему: «Что такое познавательная деятельность, или почему ребенок медленно думает»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое познавательная деятельность, или почему ребенок медленно думает.

Одни дети все схватывают на лету, другим требуется постоянное повторение. С чем это связано? Центральная нервная система способствует быстрому и точному усвоению информации. Все зависит от заинтересованности слушающего и от слаженной работы всех органов чувств. Также от произвольному и целенаправленному вниманию ребенка. Если один из этих компонентов нарушен, то снижается эффективность общения ребенка с окружающим миром.

У детей, которых незрелая нервная система отмечаются нарушения связи: глаз – ухо, или глаз – рука и т.п. Из-за этого дети не могут выполнить простые задания, например, повернуться в сторону звука, при этом слух в норме, или закрасить контур. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость ЦНС ограничивает понимание ребенка обращенной речи. Для ребенка с проблемами в развитии трудно повторить по образцу, подражанию. Почему? По причине нарушения работы всех органов чувств. Так ребенок может слышать видеть, но органы чувств не могут обменяться друг с другом информацией и дать команду мышцам двигаться. Это проявляется в дошкольном обучении, когда у ребенка возникают трудности определить праву, левую руки, построить из палочек рисунок или двигаться вперед, назад и т.д.

Чтобы запомнить тот или иной предмет окружающего мира, ребенку нужно заставить себя рассмотреть предмет и запечатлеть его таким, какой он есть. А чтобы запомнить, как называется ребенку нужно запомнить тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначает. Чаще это происходит произвольно. Но при нарушении ЦНС требуется постоянное повторение и применения усилий для концентрации внимания ребенка на предмете. Ребенок с трудом запоминает или неправильно из-за нехватки энергии и его возможностей. Именно поэтому ребенок «медленно думает».

Все эти трудности могут проявиться с первых дней жизни ребенка. О недостаточной зрелости ЦНС родители узнают при рождении, но не всегда предпринимают какие-либо усилия помощи своему ребенку, думая, что с возрастом все пройдет. Но с каждым годом ребенок не дополучает информацию об окружающем мире. И не потому, что он «лентяй», а потому что незрелость ЦНС не дает ему усваивать окружающую действительность в полном объеме.

Помогите ребенку, проконсультируйтесь у специалистов (дефектолога, логопеда, невролога и т.д.) и узнаете пути решения данной проблемы. Не ждите пока ребенку исполниться 5 и более лет, когда проблема будет характерна видна.

Источник

Консультация «Почему ребенок с нарушением мыслительной деятельности не усваивает новый материал и быстро его забывает»

Почему одни дети всё схватывают налету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же?

Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира;

Во-вторых, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук);

В-третьих от способности к произвольному и целенаправленному вниманию.

В-четвертых, от заинтересованности ребенка.

Из-за незрелости нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т. д.

1. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, а слух в порядке, подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается, ударить по мячу ногой и т. п.

2. Незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят.

3. Ребёнок не может выполнить действие по подражанию и образцу. ПОЧЕМУ? По причине отсутствия слаженной работы органов чувств: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую /левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т. д.

Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает», когда говорят о ребенке с проблемами в развитии.

Чем старше становится ребёнок, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй, и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники.

Игры со сменой скорости движений:

Найди себе пару (бессюжетная игра для детей 3-5 лет)

Цель. Упражнять в ходьбе и беге с изменением темпа и направления движения: обычным, танцевальным и приставным шагом вперед, в стороны и назад; развивать слуховое внимание, умение соотносить свои движения с характером музыки; создавать условия для тренировки мышечного корсета позвоночника.

Стань первым (игровое упражнение для детей 4-7 лет)

Цель. Способствовать снятию двигательного беспокойства; упражнять в ходьбе в быстром темпе с преодолением препятствий; развивать координацию движений, ловкость, умение слушать и слышать воспитателя, реагировать на сигнал.

Ход игры. Дети идут в колонне за ведущим, преодолевая естественные (бревно, ручеек, кочка) и специально подобранные (дуги для подлезания, модульное бревно, конусы) препятствия. Педагог называет имя одного из детей. Названный ребенок быстро обгоняет колонну, становится первым и передвижение продолжается.

Скучно, скучно так сидеть! (Бессюжетная игра для детей 4-7 лет)

Материал. Стулья (по количеству игроков)

Цель. Упражнять в быстром беге; способствовать снятию двигательного беспокойства; развивать быстроту реакции на слуховой сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков, воспитывать умение наблюдать, сопоставлять и оценивать свои и чужие поступки; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; способствовать тренировке амортизационной функции стоп.

Ход игры. По обеим сторонам игровой площадки расставляют стулья по числу играющих. Дети садятся на один ряд стульев, педагог встает сбоку от них. Вместе произносят рифмованный текст:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на дружку все глядеть.

Не пора ли вам подняться

И местами поменяться?

Кати, толкай – прочь не выпускай! (Бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Теннисные мячи (7-10 шт.)

Цель. Упражнять в передаче катании мяча разными способами: руками, ногами; развивать быстроту реакции, ловкость; формировать положительные отношения между играющими; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для чередования подвижной деятельности с менее интенсивной и отдыхом; укреплять мышечно-связочный аппарат верхних и нижних конечностей.

Ход игры. Играющие делятся на две команды. Дети одной команды встают в круг. Ведущий (взрослый) вкатывает в центр круга один за другим 5-7 теннисных мячей.

Правила игры. Мячи нельзя останавливать и выкатывать за пределы круга, их можно только катать ногой или рукой. Если дети успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей (до десяти). Затем аналогичное задание предлагается выполнить игрокам другой команды. Выигрывает та команда, которой удастся удержать больше мячей в пределах круга.

Морские волны (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Материал. Два газовых платка.

Цель. Упражнять в быстрой передаче предмета друг другу, стоя в колонне по одному; способствовать снижению мышечного напряжения в области рук и плечевого пояса; развивать быстроту реакции на визуальный сигнал; продолжать учить согласовывать свои действия с действиями других игроков; создавать условия для повышения значимости каждого ребенка в глазах окружающих детей; способствовать укреплению мышц нижних конечностей.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, садятся на корточки в две колонны. Ведущий (взрослый) дает первым игрокам по газовому платку. По его сигналу: «Прибой, прибой! Беги волной!» игроки по очереди встают и передают платок следующему игроку. Отдав платок, игрок снова садиться на корточки. Выигрывает та команда, чья волна быстрее докатиться до последнего игрока и вернется назад. Закончить игру надо командой «Штиль!».

Самые ловкие (бессюжетная игра для детей 5-7 лет)

Цель. Совершенствовать умение перебрасывать мяч друг другу и ловить его; способствовать обогащению двигательного опыта; создавать условия для развития быстроты реакции; поддерживать интерес к участию в подвижных играх; способствовать укреплению мышц туловища и рук.

«Меня не выбрали», или «Почему мой ребенок не выступает на утренниках?» Каждый раз при подготовке к утреннику нам приходится решать задачи участия детей в сценарии. Логопедические дети в массовых группах, как.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думаетЛогопедическое занятие «Сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, или Почему лисы в норах живут» Авторская дидактическая сказка для ознакомления детей с относительными прилагательными «Заюшкина избушка» на новый лад, или «Почему лисы.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думаетКонсультация для родителей «Почему ребенок говорит неправду?» Как известно,предвестником большой лжи является маленькая ложь. Поэтому,когда ребенок начинает неуклюже обманывать,родителей это очень.

Консультация для родителей «Почему ребенок грызет ногти?» Многие родители полагают,что если ребенок грызет ногти,то это всего лишь дурная привычка,от которой рано или поздно он отучится. Успокоив.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думаетКонсультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо ест?» Самая банальная и частая причина плохого аппетита – нарушение режима питания. У детей дошкольного возраста аппетит не всегда одинаков. Особенно.

Консультация для родителей «Почему ребенок плохо разговаривает?» Последнее время все меньше дошкольников с речью без отклонения от нормы. Возникает вопрос: «Почему это происходит?». Причины не только в.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думаетМастер-класс «Ёлочка, пушистая иголочка». Материал и атрибут для праздника Новый год! Скоро Новый год! И все без исключения к нему готовятся. Новый год –это удивительный праздник для взрослых и детей. Чтобы праздник остался.

Материал для бесед с детьми «Как встречают Новый год люди на планете» Новый год радостный и любимый праздник всех людей. Это праздник волшебства и чудес. Их ждут и взрослые, и дети в каждой стране. Везде есть.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Источник

Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка посредством поиска ответов-рассуждений на вопросы»

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает Анастасия Стойчанова
Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка посредством поиска ответов-рассуждений на вопросы»

Педагогический проект

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

У меня слоны, жирафы –

Звери все до одного.

У меня в пустыне дикой

Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

Тип проекта: педагогический.

Участники проекта:

Воспитатели подготовительной группы детей дошкольного возраста они являются организаторами детской познавательно – речевой деятельности и источником создания проблемных ситуаций.

Родители активные участники в реализации проекта. Их интерес к познанию и открытию своих детей вовремя рассуждений, способствует более глубокому проникновению в мир детских ощущений, восприятий, что влияет на формирование теплых взаимоотношений в семье.

Взрослые выступают в роли партнера и носителя информации для ребенка, являются помощниками в его саморазвитии.

Целевая группа: дети дошкольного возраста (6-7 лет)

Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-май).

Актуальность проекта

Альберт Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться чудесам новой для них жизни» Именно это качество мы хотели бы сберечь у детей и, основываясь на нем развить их самостоятельность и познавательную активность.

Идея активизации познания имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднения в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в школе Пифагора.

Что же мы вкладываем в понятие «активность», «познавательная активность»?

Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер.

Активность – это черта личности,которая проявляется в отношении человека к деятельности: состояние готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели.

Мы рассматриваем активность личности как социальное явление, которое имеет специфические особенности. Биологическая активность человека является лишь предпосылкой для формирования ее как социального явления.

Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогическойлитературе определяется как:

— психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д. В. Вилькеев);

— готовность и стремление к энергичному освоению знаниями (Н. А. Половникова);

— умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т. И. Шамова);

— проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л. Н. Аристова);

— личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г. И. Щукина).

Указанные авторами отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъект к активности.

Как одну из форм проявления познавательной активности многие авторы считают вопрос. С. Л. Рубинштейн (1958, Н. А. Менчинская (1957, В. А. Сухомлинский (1965, А. И. Сорокина (1975, Н. С. Денисенкова (1991) характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего. Вопросы ребенка являются свидетельством и их речевой активности. Различные аспекты психологического функционала вопросов детей, их возрастной динамики представлены в работах Н. Б. Бабич (1984, Д. Б. Годовиковой (1985, Е. О. Смирновой (1992, Н. Б. Шумаковой (1990) и других.

Первые проявления познавательной активности у детей в форме вопросов относятся к этапу раннего детства и свидетельствуют в первую очередь об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающих предметов и объектов. Постепенно, в процессе накопления информации об окружающем, характер вопросов меняется. Ребенок начинает направлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений о мире. В этой связи меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников характерны уже не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста, а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления.

Работая над изучением детских вопросов, Н. А. Менчинская (1957) пришла к выводу, что наличие у детей вопросов свидетельствуют о том, что у них накапливаются знания об окружающей действительности. По мере обогащения опыта меняется и характер детских вопросов. Детские вопросы говорят окружающим о том, как все глубже и глубже ребенок познает мир. Исследователь отмечает, что переход от поверхностного интереса «Что такое?» к вопросам «Откуда?», «Почему?», несомненно, свидетельствует о развитии мысли ребенка.

А. М. Матюшкин (1982) выявил, что у старших дошкольников возникают вопросы, обращенные к себе, то есть появляется новая форма внутреннего диалога, где и вопрос, и ответ принадлежат ребенку. Это свидетельствует о зарождении способности к более обобщенному опосредованному познанию, тенденции к абстракции, умственной переработке впечатлений у детей. Это является первым признаком превращения детских вопросов из необходимого средства познания мира в сотрудничестве с взрослым, в необходимое звено самостоятельного мышления.

Во многих работах обсуждаются требования к поведению взрослых, когда они дают ответы на вопросы детей:

— уважение взрослого к познавательным интересам ребенка;

— учет психологических и индивидуальных особенностей детей, учет доступности для ребенка знаний;

— грамотность ответа взрослого, который помогает увидеть не только внешние признаки, но и внутренние связи предметов и явлений;

— побуждение детей к совместному разрешению вопросов с опорой на те знания, которые ребенок уже имеет, что является стимулом самостоятельной познавательной активности (Н. Г. Морозова, А. Г. Рузская, А. И. Сорокина, А. К. Бондаренко и другие).

2. С одной стороны, доступность и широта информации, с другой стороны отсутствие у ребенка при поиске ответов на вопросы умений добывать и работать с информацией.

Цель: развитие познавательной активности ребенка через создание поисковой среды, побуждающей его к постановке вопросов и поиску ответов.

— Формировать умение ребенка задавать вопросы.

— Учить детей отвечать на вопрос, рассуждая, высказывая собственную точку зрения.

-Учить добывать информацию через различные источники.

Развивающие

Развивать у детей предпосылки диалектического мышления (способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости)

Развивать психические процессы ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

Развивать связную речь.

— Воспитывать у детей интерес к процессу познания.

— Воспитывать самостоятельность и активность ребенка.

Развивать коммуникативную культуру дошкольников.

— Собрать банк вопросов.

— Изучить особенности детских ответов на вопросы.

— Создать речевую и поисковую среду.

— Освоить проектную технологию.

— Обеспечить тесный контакт с родителями по решению задач проекта.

— Поддерживать в ребенке пытливость, любознательность через ознакомление с разными способами получения информации.

Стратегия и механизмы реализации

1 этап. Аналитический. Сбор информации

Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения

Дети подготовительной группы 1. Тестирование.

2. Повседневное наблюдение.

Педагог

1. Оценка результатов диагностики.

2. Изучение теории вопроса по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.

3. Оценка собственных возможностей в решении проблемы.

4. Изучение ресурсов (развивающая среда, изучение опыта коллег).

5. Разработка педагогического проекта.

Родители 1. Анкетирование.

2. Индивидуальные собеседования.

3. Предоставление и анализ информации по развитию познавательной активности через наглядно – информационный стенд.

2 этап Основной. Реализация поставленных задач проекта

Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения

Дети старшего дошкольного возраста 1. Диагностика.

2. Интеллектуальные разминки.

3. Сотрудничество с библиотекой им. Е. Трутневой.

4. Детское экспериментирование (поиск ответов).

5. Чтение художественной литературы, беседы после прочтения.

6.Знакомство с разными источниками получения информации: книга, Интернет, СМИ, человек

(взрослый и сверстник,

8. Игры – рассуждалки.

9. «Придумай загадку».

10. Пятиминутки «Что тебя удивило», «Знаете ли вы», «Что самое, самое…»

11. «Интервью» на тему.

12. Конкурс «Внимание вопрос: самый забавный, самый интересный, самый короткий или длинный.

13.Конкурс: «Самый наблюдательный»

14. Поощрение за активное участие (присвоение почетного звания «Эрудит»)

Педагог 1. Оценка результатов диагностики.

2. Пополнение картотеки игр по развитию познавательной активности.

3. Обогащение картотеки вопросов.

4. Оформление тетради «Ребенок открывает мир».

5. Подбор дидактических игр.

6. Пополнение и систематизация и художественной и научной литературы для детей.

7. Оформление детских опытов и экспериментов.

8. Создание видеотеки об окружающем мире «Удивительное рядом!»

9. Подбор мультфильмов о познании мира.

10. Разработка сценариев мероприятий с родителями.

Родители 1. Консультации по развитию познавательной активности.

2. Дни открытых дверей.

3. Оформление газет и коллажей («Все обо всем», «Сюрпризы природы», «Самый, самый»).

4.Участие в совместных интеллектуальных играх:

«Что? Где? Когда?», «Веселая Почемучка», «Викторина, викторина».

5. Тематические вечера.

6. Поиск родителями интересных вопросов для детей.

7. Изучение и обсуждение ответов детей.

8. Видеозапись и презентация родителям вопросов и ответов детей.

3 этап. Итоговый. Анализ результатов

Направление работы Содержание деятельности Сроки исполнения

2. Праздник эрудитов.

Педагог 1. Анализ и оценка результатов диагностики уровня познавательной активности ребенка.

2. Анализ детских вопросов и ответов (Приложение № 1.)

3. Обобщение педагогического опыта.

4. Трансляция педагогического опыта: отрытые просмотры на методических объединениях педагогов района, города, на мастер – классах, конференциях (Приложение № 2)

Родители 1. Обсуждение результатов реализации педагогического проекта.

2. Участие в празднике эрудитов.

— многообразие вопросов (из разных областей)

— заинтересованное отношение к результату деятельности);

— самостоятельная организация детьми экспериментирования.

— находить информацию в Интернете (совместно с родителями);

— умение задавать вопросы взрослому и сверстнику.

— увеличение количества ответов;

— победы в конкурсах и викторинах.

— умение сообща добывать информацию;

— уменьшение конфликтных ситуаций со сверстниками.

6. Повышение уровня развитияпсихических процессов:

педагогический проект;

— банк вопросов от родителей;

— увеличение количества вопросов родителей по воспитанию ребенка;

3. Баженова О. В., Баз Л. Л. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. 1996, Т. 17, № 1. с. 97- 109.

18. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

Природа, животный мир

Почему листья опадают осенью

Почему осы и комары кусают и жалят людей

Почему у птиц не видно ушей

Может ли жучок съесть целую березу

Почему кошкам не нужна вода, чтобы мыться

Почему жираф такой высокий

Почему у свиньи нос пятачком

Почему филин охотится ночью

Почему коровы не могут жить без человека

Почему люди не имеют такой шерсти на теле, как у животных

Для чего верблюду горбы

Для чего цветут цветы

Почему муха не может прыгать

Почему собаки очень любят грызть кости

Почему в Африке очень жарко

Почему у зайца длинные уши

Почему черепаха передвигается медленно

Почему бананы бывают желтого цвета

Почему кошка бегает за мышкой

Почему собака виляет хвостом

Чем отличается морковь от огурца

Отчего у гуся лапы красные

Почему откусанное яблоко темнеет

Почему ель всегда зеленая

Почему у кенгуру передние лапы короче задних

Почему паук не прилипает к паутинке

Почему уши у кузнечика на ногах

Почему кошка мяукает

Зачем носорогу рог

Почему собака бывает кусачей

За что принц полюбил Золушку

Зачем люди фотографируются

Как спасти Колобка

Зачем люди здороваются

Почему у Мальвины голубые волосы

Зачем дети ходят в детский сад

Почему мужчины дарят женщинам цветы

Для чего мы ставим елку

Зачем люди читают газеты

Почему люди иногда врут

Почему говорят: «Ползет, как черепаха»

Для чего нужен телефон

Для чего нужна одежда

Почему у светофора три цвета, а не больше

Почему обычные теплоходы не могут передвигаться под водой

Кто такой домовой и где он живет

Почему самолет летает, а крыльями не машет

Отчего прокисает молоко

Почему брошенная в воду спичка плавает, а иголочка утонула

Почему ночью темно

Почему солнце горячее

Почему на море бывают волны

Чем отличается молоко от воды

Почему обычные теплоходы не могут передвигаться под водой

Почему конфеты сладкие

Почему лед скользкий

Почему в холодильнике холодно

Почему рыба плавает и не тонет

Почему вода легче проходит через песок, чем сквозь глину

Почему солнышко встает

Почему цветы вянут

Гигиена и здоровье

Зачем люди парятся в бане

Почему человек не может жить без воды и без пищи

Почему нельзя долго смотреть телевизор

Почему человек мигает

Зачем человеку волосы на голове

Зачем проветривают комнату

Как делают мультики

Почему в опере все поют

На что похож жираф

Где ложится ветер спать

Почему лисичка – сестричка

Что можно увидеть с зарытыми глазами

Любит ли Дед Мороз чупа-чупсы

Что на свете вкуснее всего

Какая книжка самая интересная

Землетрясения бывают, а моретрясения

Умеет ли ветер работать

На что похожа луна

Что было бы, если все было стеклянным

Вопросы,придуманные родителями:

• Почему медведь зимой спит?

• Для чего стрелки на часах?

• Почему заяц меняет шубу?

• Почему человек спит?

• Почему весной распускаются листья?

• Для чего люди ходят на работу?

• Почему утка плавает?

• Почему лягушка квакает?

• Что у белки на обед?

• Что такое Новый год?

• Почему зебра полосатая?

• Зачем нужно чистить зубы?

• Почему крапива жжется?

• Зачем люди занимаются спортом?

• На что похожа половинка яблока?

• Для чего у слона хобот?

• Почему ежик колючий?

• Для чего детям нужны родители?

• Почему ночью темно?

• Почему днем звезд не видно?

• Зачем зверям хвост?

• Почему у рыб нет лапок?

• Почему дети растут, а взрослые нет?

• Почему мы не можем дышать в воде?

• Почему мы не можем ходить по потолку и по стенам?

• Почему море соленое?

• Почему дерево нельзя переставить на другое место?

• Почему ракушка шуршит?

• Почему деньги кончаются?

• Зачем сделали корку на хлебе?

• Волчьи ягоды волк посадил?

• Как яичко может стать цыпленком?

• Зачем петуху шпоры?

• Почему у нас не растут бананы?

• Зачем водолазу акваланг?

• Почему кетчуп красный?

• Зачем вызывают скорую помощь?

• Почему бабушкам нужно уступать место в трамвае?

• Почему ночью темно?

• Почему люди кричат «Ура!»

• Почему сосульки висят на крыше?

• Почему клоуны всегда веселые?

• Для чего чучело в огороде?

• Почему в пустыне нет воды?

• Почему говорят тихий час?

• Почему говорят «Душа болит»?

Почему говорят: «Поспешишь, людей насмешишь?»

• Куда уходит детство?

• Куда летят перелетные птицы?

• Почему нельзя играть со спичками?

• Почему, когда кипит вода, идет пар?

• Почему подсолнух назвали подсолнухом?

• Почему люди прячутся от дождя?

• Почему в зоопарке нельзя дразнить обезьян?

• Почему, когда люди чистят лук, плачут?

• Почему когда порежешь палец, идет кровь?

Игры на развитие познавательной активности ребенка Игра «Плохо-хорошо» Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой предмет и др. Нужно рассмотреть с разных.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думаетКонсультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думаетКонсультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию «»Развитие познавательной активности.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думаетМастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Смотреть картинку Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Картинка про Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думает. Фото Что такое познавательная деятельность или почему ребенок долго думаетПроект для формирования у дошкольников познавательной и исследовательской активности «Дикие животные наших лесов» Проект «Дикие животные наших лесов» (совместный проект детей и педагогов) Руководители проекта: воспитатель Туева Татьяна Геннадьевна.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ» Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ»»Детская природа требует наглядности». К. Д. Ушинский Математическое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *