Что такое познавательные способности

Познавательные способности в психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «познавательные способности»

Познавательные способности – это сенсорные и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями.

В отечественной психологической науке проблема способностей, в виду её своеобразного «закрытия», которое произошло в 1936 г., представляет наименее разработанную область.

Многие годы распространенными были следующие определения задатков и способностей.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности человека, составляющие основу развития способностей.

Способности формируются в деятельности, а в их основе лежат задатки индивидуально-психологических особенностей.

Отсюда вытекают определения специальной и общей одаренности. Если специальная одаренность представляет собой сочетание способностей для успеха в деятельности, то общая одаренность – это возможности для широкого круга деятельности.

Д.Б. Богоявленская считает, что единое научно-обоснованное понятие одаренности сегодня отсутствует.

Изучением способностей, в основе которых лежит системный подход, занимался В. Д. Шадриков, и по мнению Д. Б. Богоявленской, его концепция является «визитной карточкой» линии исследования психологии способностей. Его концепция содержит в себе все наработки в этой области.

Шадриков считает, что способность является функциональным свойством, которое проявляется в ходе функционирования системы. Являясь свойствами объекта, способности определяются структурой и свойствами элементов этого объекта – значит, и способности и задатки будут свойствами.

Концепция способностей В. Д. Шадрикова раскрывает сущность задатков и способностей как психологических понятий, кроме того, она уточняет характер отношений между ними.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается общих способностей, то они являются психологической основой для успешной познавательной деятельности, и попытку систематизировать их предпринял отечественный психолог В.Н. Дружинин, который к общим способностям относит интеллект, обучаемость, креативность.

М.А. Холодная, кроме способностей, выделенных Дружининым, относит ещё конвергентные способности и познавательные стили.

Познавательные способности являются следствием биологической и социальной эволюции человека. Их базой является любознательность, мотивация мышления, как в младшем, так и в старшем возрасте.

Умственные способности принимают участие в переработке полученной сознанием информации и в познавательной деятельности, а идеальным инструментом для этого является мышление.

Мышление осуществляет взаимодействие познания и преобразования информации, которые являются разными процессами и происходят на психическом уровне.

Любознательность является мотивацией к осуществлению познавательной деятельности, это тяга к получению новой информации.

Развитие познавательных способностей

Познавательные способности, не только можно, но и нужно развивать, а начинать надо это в самом раннем возрасте.

Отличительной особенностью дошкольников является их любознательность, которая помогает познавать устройство мира. Получая новую информацию, малыши углубляют свои знания, ищут ответы на возникающие вопросы. Родителям важно поощрять и развивать эту познавательную заинтересованность ребенка.

Рисунок 1. Формы работы с детьми по познавательному развитию. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

У дошкольников познавательные способности развиваются разными способами и, наиболее эффективным является чтение книг, которые выбираются в соответствии с возрастом. Например, сказки, рассказы о животных, фантастические истории интересны малышам 2-3-х лет. Чуть постарше ребенок начинает идентифицировать себя с главным героем, поэтому выбирать надо истории с позитивным воспитывающим сюжетом.

Развитие познавательных способностей может проходить в форме сюжетных и подвижных игр, чтобы ребенок учился строить отношения с окружающими, учился быть частью команды. Основной линией умственного развития дошкольников является развитие познавательных способностей и становление образных форм познания.

Именно в дошкольном возрасте, считают Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, происходит бурное умственное развитие, а затем его темпы замедляются.

Проявляются познавательные способности в умении задавать вопросы, выделять характерные свойства, видеть различия, наблюдать. Они обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Важно досуг ребенка наполнять разными эмоциями, впечатлениями, занятиями творчеством, что будет способствовать любознательности и интересу к миру.

Для каждого возраста характерна своя познавательная активность.

К основным познавательным способностям относится восприятие, в структуре которого выделяется две подструктуры – виды восприятия и свойства восприятия.

К свойствам восприятия относятся объем, целостность, структура, осмысленность.

Восприятие является интеллектуальным процессом, в основе которого лежит активный поиск признаков для формирования образа предмета.

Восприятие у дошкольника носит непроизвольный характер, ребенок не может самостоятельно анализировать предмет, не может управлять своим восприятием и в предмете выделяет не самое главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов.

Развитие способностей является сложным процессом и не сводится только к количественному росту. В этом процессе, прежде всего, идет качественная перестройка способностей.

Развитие способностей, по мнению С.Л. Рубинштейна, идет по спирали – реализующиеся возможности, представляющие способности одного уровня, открывают возможности для развития способностей более высокого уровня.

Интуиция

Познавательные способности при их формировании проходят ещё такой этап, как получение интуитивной информации.

В этом плане человек руководствуется инстинктивными, бессознательными процессами. К чувственному восприятию интуиция не относится, но, с ним связана. Интеллектуальная интуиция дает возможность проникнуть в суть вещей. Ранее она применялась для непосредственного познания божественного начала, потому что идея этого процесса имела религиозно-мистическое происхождение.

Что касается Нового времени и его рационализма, то эта категория признавалась высшей формой познания.

В постклассической философии среди основных познавательных способностей интуиция рассматривалась как способ иррационального истолкования объектов и явлений и имела религиозную окраску.

Факт существования интеллектуальной интуиции подтвержден опытом в трудах Теслы, Эйнштейна, Боткина и др., поэтому современная наука не может опровергать и пренебрегать этой категорией.

Для интеллектуальной интуиции характерны некоторые особенности – истина может постигаться непосредственно на сущностном уровне изучаемых объектов, но, при этом задачи могут быть решены неожиданно, путь, как и средства их решения, выбраны не осознанно.

Интуиция – это способность постижения истины через её прямое видение без всяких доказательств и обоснований.

Человек выработал такую способность в результате необходимости принятия быстрых решений при неполной информации, что можно расценивать как вероятностный ответ на условия среды.

Интуицию могут формировать факторы, которые являются следствием основательной профессиональной подготовки и глубочайшего знания проблемы.

В результате попыток решить проблему складываются поисковые ситуации, появляются поисковые доминанты, что является своеобразной «подсказкой» человеку на пути познания истины.

Интеллектуальная интуиция может быть стандартизированной, творческой, в которой выделяются два подвида – эйдетическая и концептуальная.

В целом творческая интуиция представляет собой специфический познавательный процесс, в котором взаимодействуют чувственные образы и абстрактное мышление.

Источник

Познавательные способности – потенциал развития дошкольников

Познавательные способности дошкольника – не достаточное, но необходимое условие для его дальнейшего развития и готовности к поступлению в школу. Стремление как можно больше узнать об окружающем мире и понять, что и как в нем устроено, сопровождаются познавательной активностью и мотивацией к определенным видам деятельности. Такое стремление важно поддерживать и поощрять.

Как проявляются познавательные способности в дошкольном возрасте

Прежде чем говорить о поддержке и развитии познавательных способностей у дошкольников, нужно выяснить, что подразумевает под данным понятием практическая психология.

Что такое познавательные способности. Смотреть фото Что такое познавательные способности. Смотреть картинку Что такое познавательные способности. Картинка про Что такое познавательные способности. Фото Что такое познавательные способности

Замечая, как ребенок проявляет любознательность и наблюдательность, как самостоятельно выявляет закономерности, взрослые чаще называют подобную активность умственными способностями.

Однако это узкое понимание. Возрастная психология выделяет несколько видов познавательных способностей, а также изучает особенности их формирования. Интеллектуальные (или умственные) — только часть из них.

Виды познавательных способностей

Ядром познавательных способностей считают умение образно представлять предметы, их строение, предполагать свойства и связи с другими предметами и явлениями. Способности к познанию разделяют на следующие виды:

Сенсорный способ изучения окружающего мира активно формируется с 3-4 лет. Дети усваивают сенсорные эталоны: начинают различать все цвета спектра, осваивают геометрические формы. Они с интересом обследуют каждый новый предмет.

В дальнейшем ребенок мысленно использует эти эталоны, чтобы определиться с цветом, формой или размером. При этом для него открывается новое поле познания и развиваются сенсорные способности.

К примеру, если треугольник или квадрат он уже умеет различать, то его привлекает другая фигура с большим количеством углов. Если заменить привычные для ребенка игрушки одного цвета на подобные, но иной яркой расцветки, малыш направит свое внимание именно на эти новые для него объекты.

Взрослому кажутся такие манипуляции простыми, а в младшем дошкольном возрасте это чуть ли не научный эксперимент, когда нужно найти связь с уже известными предметами или сравнить с эталоном, сложившемся в детском мозгу.

Интеллектуальные способности основаны на мыслительных операциях и на моделировании. Самое простое проявление интеллектуальных способностей малыша прослеживается, когда он выбирает замещающий предмет для своих игр: кубик служит столом для куклы, палочка – ложкой и пр.

А самым значительным проявлением интеллектуальных способностей дошкольника будет самостоятельное построение функциональной модели.

Что такое познавательные способности. Смотреть фото Что такое познавательные способности. Смотреть картинку Что такое познавательные способности. Картинка про Что такое познавательные способности. Фото Что такое познавательные способности

Когда на столе или в уголке ребенок выстраивает подобие комнаты, назначает какие-то предметы мебелью, расставляет все атрибуты по своим местам, это как раз и есть применение интеллектуальных способностей.

Познавательные способности тесно связаны с воображением и подталкивают дошкольника к созданию оригинальных образов. Поэтому развитие творческих способностей дошкольников и познавательных тесно переплетено.

Дети интересуются объединением несовместимых элементов (Как бы выглядела собака, если бы у нее были крылья. ), придумывают необычные способы решения задачи, сочиняют истории, новые правила для игр. Чем больше увлекается дошкольник творческой деятельностью, тем разнообразнее его идеи и образы.

Особенности формирования познавательных способностей

Чтобы понять природу познавательных способностей, следует посмотреть на полный процесс развития ребенка. После трех лет начинается активное развитие познавательных процессов: восприятия, наглядно-действенного, а вслед за ним образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Получая массу новой информации, дошкольник неосознанно пытается «разложить по полочкам», структурировать, связать одно с другим. У одних деток это получается лучше, у других вызывает трудности. В первом случае отмечают познавательные способности, как составляющую общей одаренности, и перечисляют их особенности:

Ребенок проявляет любознательность и настойчивость. Это значит, он хочет глубже понять суть явления или предмета. Таким образом, познавательные способности дошкольников проявляются в доступных им опытных действиях, образных представлениях, в выявлении закономерностей, в успешности познания.

Условия развития познавательных способностей

Давно признано, что из детской любознательности рождается настоящий исследовательский интерес. Не каждый любознательный дошкольник станет в будущем ученым-разработчиком или исследователем. Но познавательные способности – это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению.

Развитие любознательности младших дошкольников

Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста осуществляется через поддержку их любознательности.

Вся деятельность ребенка в этом возрасте направлена на познание и стремление понять то, что окружает человека. Его любознательность проявляется в различных формах: задает вопросы, наблюдает, пытается экспериментировать.

Любопытство может проявляться к чему угодно: помещается ли мячик в коробочку, какие следы оставляют разные по цвету карандаши, почему день сменяется ночью, куда «садится» солнце, откуда берется дождик, может ли голубь быть папой воробью.

Что такое познавательные способности. Смотреть фото Что такое познавательные способности. Смотреть картинку Что такое познавательные способности. Картинка про Что такое познавательные способности. Фото Что такое познавательные способности

Любой вопрос не возникает на пустом месте. Ему предшествовала мысль, но дошкольник еще не нашел ответ в своей системе знаний. Часть ответов ребенок находит опытным путем – в возрасте 3-4 лет преобладает именно этот способ, то есть, проявляются сенсорные познавательные способности.

Другие вопросы легче прояснить, обратившись к взрослому, чем провести опыты и наблюдения. В этих случаях особенно важна поддержка родителей, придающая уверенности ребенку, что его любознательность – верное поведение, чтобы узнать больше. Дошкольники внимательно слушают, если им интересно рассказывают о различных явлениях. Доступные разъяснения взрослого помогают ребенку понять закономерности окружающего мира.

Формирование интереса к познанию у старших дошкольников

Развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.

Важно, чтобы окружающая предметная среда была представлена соответствующими возрасту книгами познавательного характера, наборами конструкторов, разнообразием средств для рисования и поделок.

Что такое познавательные способности. Смотреть фото Что такое познавательные способности. Смотреть картинку Что такое познавательные способности. Картинка про Что такое познавательные способности. Фото Что такое познавательные способности

Не менее важно создавать атмосферу, благоприятную для новых идей и проявления интереса у детей. В некоторых семьях есть масса развивающих игр и средств, но ребенка ежеминутно одергивают, чтобы он не раскидывал, не мусорил, не начинал новое занятие, пока не завершит начатое…

Подобные строгие правила заглушают желание к познанию, а полезное занятие могут превратить в рутину и скуку.

В старшем дошкольном возрасте также стоит поощрять сюжетно-ролевые игры. Тем более что для игры старшим дошкольникам не обязателен полный набор атрибутов. Им достаточно распределить роли. Ценность заключается в том, что в этой деятельности ребенок обыгрывает и проживает содержание. Происходит познание качеств и свойств личности, а Человек – самый сложный многоплановый объект с познавательной точки зрения.

Использование песка в развитии способностей дошкольников

Практически идеальным средством для развития моделирования служит песок, так как это естественная среда для дошкольника. Какой ребенок не «выпекал» куличики из песка или не грузил совочком кузов игрушечной машины? Это пример традиционной деятельности ребенка в песочнице, которая важна и полезна на младшем дошкольном возрастном этапе.

С 5 лет игры в песочнице могут приобрести иной характер, если взрослые зададутся целью организовать специальное развивающее пространство. Для этого потребуется смастерить деревянный ящик, запастись чистым просеянным песком, собрать коллекцию различных миниатюрных предметов, фигурок и природных материалов.

Что такое познавательные способности. Смотреть фото Что такое познавательные способности. Смотреть картинку Что такое познавательные способности. Картинка про Что такое познавательные способности. Фото Что такое познавательные способности

Желательно выкрасить внутреннюю часть ящика голубым цветом, чтобы, засыпав песок, создать иллюзию линии горизонта и неба. Хорошо зарекомендовали себя с практичной стороны размеры ящика 70 см на 50 см.

Песок выступит как средство развития познавательных способностей, если дошкольник будет создавать картину с помощью фигурок и других маленьких предметов. Детям нравится моделировать различные сюжеты на песке: сказочную страну, свой город, эпизоды из мультфильмов.

Фантазию дошкольника стимулируют, предложив создать африканскую саванну или морское побережье, мамину работу или жизнь в деревне. Можно создавать иллюстрации на песке к любимым сказкам или детским рассказам.

Такие нетрадиционные методы и подходы побуждают ребенка анализировать, представлять, задавать уточняющие вопросы взрослым и выстраивать свою модель. Практикуя умения наглядного моделирования, дошкольник напрямую развивает познавательные способности.

Источник

Познавательные способности дошкольников

Добрый день, уважаемые коллеги! В начале своего выступления мне хочется предложить вам «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки участников, показывает отношение к какой-либо проблеме.Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов по теме «Развитие познавательной активности и познавательных способностей у дошкольников».

Итак, первое высказывание Василия Александровича Сухомлинского (советский педагог, писатель): «Игра – это искра, зажигающая огонек…» (пытливости и любознательности). И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.

Второе высказывание Артура Владимировича Петровского (советский и российский психолог): «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих…» (психическое развитие дошкольника). Вы правы, поскольку познавательная активность, по мнению Дианы Борисовны Богоявленской (заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института, – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.

И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой (доктор социологических наук, вед. Научный сотрудник Института философии): «Одним из основных побудителей познавательной активности детей является…» (педагог).

Действительно, педагог – профессионал,владеющий необходимыми личностными качествами: стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями, арсеналом необходимого педагогического инструментария (формы, методы приёмы и средства педагогического взаимодействия, может увлечь, заинтересовать и способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста, что во многом зависит от методов, с помощью которых педагог организовывает процесс познания воспитанников.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка,его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности и заключается:

— в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

— намечать план действий;

— отбирать способы решения поставленной задачи;

— добиваться результата и анализировать его.

В своей работе мы должны обращаться к методам, стимулирующим процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

В содержание образовательной области «Познавательное развитие»входит:

-Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

-Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (это «Культура быта» в младшей и средней группах; «Мир, в котором мы живем» в старшей и подготовительной группах; «Природа и ребенок» во всех возрастных группах).

В соответствии с ФГОС ДО, целью познавательного развития детей дошкольного возраста стало развитие именно познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Способности – это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие познавательных способностей дошкольников по возрастам

Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.

Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т. д.

Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.

К детсадовскому возрасту дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.

После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.

В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника:

целостную цепь событий,

• знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,

• начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать,

• начало формирования положительного отношения к окружающему миру.

В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.

Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.

Я хочу поделиться опытом работы в этом направлении и расскажу о развитии интеллектуальных и творческих способностей наших детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Одним из условий формирования познавательных способностей является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности,поэтому мы систематически пополняем и обогащаем центры развития: «Центр познания», «Центр математики», «Центр опытов и экспериментирования».

Я считаю, одним из самых действенных средств познавательного развития дошкольников является игровая деятельность. Это могут быть сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.В группе имеются костюмы для сюжетно-ролевых игр: повар, продавец, парикмахер, водитель, светофорик, доктор, моряк.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Дети с удовольствием разыгрывают различные сюжеты. Для ряженья детей имеются платки, кепки, шляпки, юбки, кофточки, костюм Снегурочки.

Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. В группе имеется мелкий конструктор Лего и среднего размера, а также деревянный конструктор, позволяющий обустроить городок с фигурками людей, домами и машинками. Дидактические игры по всем областям занимают особенно важное место в нашей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

По ФЭМП в своей работе мы используем такие дидактические игры, как «Давайте посчитаем», «Заметь все», «Что изменилось», «Найди отличия», «Цепочка слов», игра «Запомни математические термины», «Когда это бывает», предлагаем воспитанникам наложить на геометрические фигуры то палочки, то проволоку для того, чтобы воспринять разницу в их формах; начертить и зарисовать различные геометрические фигуры; увеличить (уменьшить) фигуру.

По развитию речи игры «Сказка по-новому», «Закончи предложение». Интересной разновидностью являются игры-сочинения. Для этого мы задаём ребёнку вопрос (например, «Какая бывает собака?»).Мы просим ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т. д.

По ознакомлению с окружающим миром можно предложить игры: «Продолжи ряд», «Раздели на группы», «Сравни», «Найди закономерность», «Хорошо или плохо». По художественно-эстетическому развитию игры «Дорисуй», «Придумай костюм для сказочного героя». Ребята очень любят игру «Нарисуй по описанию».Воспитатель зачитывает какой-либо текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

Велика роль исследовательской деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников.

В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами, которые их окружают, и ставим простейшие опыты, и делаем элементарные выводы. В своей практике мы используем игры–эксперименты с водой, воздухом, песком, крупой, камнями, тканями, разными видами бумаги, деревом, металлом.Например:

«Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование,делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плаву.

«Песок или крупа». Дети рассматривают песок, затем манную крупу.Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая, свойство «Песок мельче, чем манная крупа». Проверяют опытным путём что будет, если добавить воды, делают вывод – песок легко будет разделить, но можно и лепить, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.

«Найди воздух» 1. Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Делаем вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

2. Чтобы подвести ребят к выводу о том, что воздух можно заставить двигаться, мы проводили такой опыт. Предлагали воспитанникам сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Вместе с ребятами приходим к выводу, что листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта.

Проводили исследования со снегом и льдом, делали вывод, что снег может быть сухим или мокрым и липким, в зависимости от температуры воздуха. Выявляли свойства льда, беседовали о трёх состояниях воды.

В формировании познавательных способностей особо следует выделить проектную деятельность. Мы реализовывали проекты «Неужели это песок», «Домашние животные», «Любимый город», «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Огород на окне», «Безопасная улица».

Изобразительная деятельность даёт возможность приобщения детей к искусству в различных техниках нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю такие нетрадиционные методики рисования, как поролоновые рисунки, рисование крупой или песком (дети закрашивают форму клеем в виде какого-либо изображения, затем посыпают манной крупой, лишнее стряхивают). Рисование зубной щёткой или овощами – эта техника очень нравится детям, так как всегда забавно использовать предмет в необычных целях. Рисование на песке (в группе можно рисовать на манной крупе). У ребенка, занимающегося такой анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.

Мы стараемся поддерживать контакт с родителями, просвещать их в плане работы с детьми в развитии их познавательных способностей: выступаем с консультациями на родительских собраниях, проводим беседы, заседания круглого стола, вечера вопросов и ответов. В родительском уголке стараемся размещать информацию о нашей деятельности с детьми, о том, какие книги почитать, о чём рассказать и вообще, как помочь маленьким «почемучкам». Наше взаимодействие с родителями, поощрение, интерес к деятельности ребёнка, неравнодушное отношение и эмоциональная поддержка дает положительный результат, так как в группе значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем познавательной активности.

В заключение своего выступления хочется вспомнить слова Шалвы Александровича Амоношвили: «Даже самых пассивных детей можно сделать активными».Метод прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.

Спасибо за внимание!

Консультация «Как развивать творческие способности дошкольников» «Как развивать творческие способности дошкольников» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе.

Что такое познавательные способности. Смотреть фото Что такое познавательные способности. Смотреть картинку Что такое познавательные способности. Картинка про Что такое познавательные способности. Фото Что такое познавательные способностиДосуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

Консультация для родителей «Что такое творческие способности и как их развивать у дошкольников?» Очевидно, что рассматриваемое нами понятие «творческие способности» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность».

Способности. Общие и специальные способности. Развитие и измерение способностей. Интеллектуальные и творческие способности 3. Общие и специальные способности. Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общее и специальные,.

Мастер-класс «Кроссенс — метод развивающий познавательные УУД» Добрый день уважаемые коллеги! Начать своё выступление, я бы хотела с цитаты французского философа Рене Декарта: «Чтобы совершенствовать.

Мастер-класс «Развитие способности к конструированию у старших дошкольников с помощью электронного конструктора «Знаток» Методическая разработка мастер-класса на тему: Представление опыта работы по развитию способности к конструированию у старших дошкольников.

Основные музыкальные способности дошкольников Основные музыкальные способности дошкольников Музыкальные способности – это индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность.

Познавательные развитие ребенка в ДОУ через экспериментирование С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *