Что такое праксис в психологии

Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис»

Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии

Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии

Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии

Общие положения теории системной динамической локализации ВПФ. Основные понятия в нейропсихологии

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй — это собственно нейропсихологические понятия, обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.

К первому классу понятий относятся такие, как «высшая психическая функция», «психическая деятельность», «психологическая система», «психический процесс», «речевое опосредование», «значение», «личностный смысл», «психологическое орудие», «образ», «знак», «действие», «операция», «интериоризация» и многие другие. Содержание этих понятий излагается в ряде руководств и монографий, посвященных общепсихологическим проблемам (Л.С.Выготский, 1960, А.Н.Леонтьев, 1972, 1977; А.Р.Лурия, 1973, 1979; Б.Ф.Ломов, 1984; А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, 1996 и др.).

Второй класс понятий составляют собственно нейропсихологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической теории к нейропсихологии – конкретной области знания, предметом которой является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний или теорию, с единых позиций объясняющую закономерности нарушений и восстановления высших психических функций при локальных поражениях мозга и обосновывающую представления об их мозговой организации. Данная теория, с одной стороны, способна объяснить разнообразную клиническую феноменологию нарушений психических функций, а с другой – удовлетворительно предсказывать новые факты и закономерности.

Понятия «гнозис», «мнезис», «праксис»

Гнозис— собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности.

Предметный зрительный гнозис — наиболее важный для ори­ентации в окружающей действительности. Благодаря ему чело­век различает предметы.Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений.

Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале ос­ваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранже­вый.

Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса. Он фор­мируется относительно изолированно от остальных видов зри­тельно-гностической деятельности. Первым, что усваивает ребе­нок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. За­тем приобретается способность различать и запоминать другие лица. Излишне говорить, что память на лица необходима для об­щения с окружающими людьми в течение всей жизни.

Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выде­ляя существенные и второстепенные признаки.

Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприя­тия последовательности стимулов, реализующихся во времени.

Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы.

Нарушение способ­ности воспроизводить эти действия носит название апраксии

Принципиально важно, что больные с апраксией теряют способ­ность выполнять движения и действия именно произвольно.Не­произвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены

Он разделил все праксические действия на кинестетические (чувствительные) и кинетические (двигательные), постулируя таким образом нали­чиедвух видов праксиса — кинестетического и кинетического.

Кинестетический праксис А.Р. Лурия обозначил как афферент­ный, а кинетический — как эфферентный. Это уточнило понима­ние праксиса — как одной из высших психических функций, и апраксии — как его патологии.

Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии

Термин афферентныйозначает «центро­стремительный»,подразумевающий направление нервных им­пульсов от периферии к центру».

Термин эфферентныйознача­ет «центробежный»,подразумевающий направление нервных

Способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации) носит название символического праксиса.

Особое место занимает пальцевыйпраксис.Он свидетельству­ет о значительной степени дифференцированности кистевых действий.

Еще более сложным, чем пальцевый, является оральный прак­сис. Он формируется на основе менее предметных, а следова­тельно, более абстрактных действий. К движениям орального праксиса относится умение по заданию подуть, поцокать, по­щелкать языком, надуть щеки и прочее.

Наиболее сложный из всех видов праксисаартикуляцион­ный, т.е. способность произносить звуки речи и их серии (слова).

Афферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляцион­ные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.

Эфферентный артикуляционный праксис — это способность произносить серии звуков речи.

Источник

Формирование праксиса и диспраксия у детей

Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).

Этапы развития двигательной сферы у детей:

Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.

С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.

Виды нарушений двигательной сферы у детей:

Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.

Виды диспраксии по локализации:

Рекомендации родителям при диспраксии у детей

Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.

Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).

Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.

Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

праксис

Полезное

Смотреть что такое «праксис» в других словарях:

праксис — а, м. praxis f. <нем. Во фр. философском языке существует группа взаимосвязанных терминов: праксия (praxie), праксис (praxis), практика (pratique). Значение последнего соответствует русскому практика, праксис означает действие в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

праксис — сущ., кол во синонимов: 1 • способность (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Праксис — Эта страница ранее удалялась или была переименована (что это значит?) 14:27, 27 декабря 2012 Ghuron (обсуждение | вклад) удалил страницу Праксис (согласно ВП:К удалению/26 июня 2012#Праксис) 20:50, 13 ноября 2007 Atorero (обсуждение | вклад)… … Википедия

праксис — (греч. praxis действие) способность к выполнению целенаправленных двигательных актов … Большой медицинский словарь

Праксис — I Праксис (греч. praxis действие) способность к выполнению целенаправленных двигательных актов. В формировании динамического стереотипа и двигательного навыка, составляющих основу П., ведущая роль принадлежит премоторнолобным зонам коры большого… … Медицинская энциклопедия

праксис — у, ч. Здатність виконувати ряд завчених рухів у певній послідовності, що приводить до досягнення наміченої мети … Український тлумачний словник

ПРАКСИС — ( Praxis ) философский журнал, издававшийся в Загребе (СФРЮ) с 1964 по 1975. Объединял вокруг себя сторонников гуманистической интерпретации марксизма не только из числа югославских философов (М. Маркович, Г. Петрович, С. Стоянович и др.), но и… … Социология: Энциклопедия

ПРАКСИС — см.: Марксизм … Современная западная философия. Энциклопедический словарь

Источник

Что такое праксис в психологии

Афазия и апраксия представляют собой наиболее частые синдромы при поражении левого полушария мозга. Для вьывления речевых нарушений, описанных в соответствующей главе, проводят помимо тестов на вербальную коммуникацию (речь и ее понимание) также оценку способности к письму, счету и чтению.

• Написание сложного предложения под диктовку врача представляет собой очень чувствительный тест для оценки нарушений речи, а также позволяет выявить изолированный синдром аграфии. Сочетание аграфии и алексии наблюдается, например, при поражении угловой извилины доминантного полушария. Если фраза написана правильно, афазия маловероятна.

Чтение и понимание сложных предложений может быть затруднено и в отсутствие синдрома афазии, в качестве проявления изолированной алексии, например, при изолированном очаге в зоне кровоснабжения левой задней мозговой артерии.
— Алексия в сочетании с гемианопсией и нарушением различения цветов наблюдается при поражении левой половины зрительной коры и утолщения мозолистого тела (зона кровоснабжения задней мозговой артерии).
— Изолированная глухота в отношении речи при сохранной способности слышать и распознавать невербальные слуховые стимулы (например, звон колокола) развивается при подкорковом поражении слуховой лучистости слева и соединительных волокон мозолистого тела. При поражении мозолистого тела происходит нарушение ряда функций, которые обеспечивают в основном передачу импульсов из одного полушария в другое. Подобные больные не могут, в частности, придать руке такое же положение, которое придает другой их руке врач, не видя эту другую руку, или назвать предмет, ощупываемый их левой рукой (в отсутствие зрительного контроля).

Они также не могут писать левой рукой и выполнять ею простые действия (повернуть водопроводный кран, насыпать соль из солонки и т.п.).
— При алексии без нарушений речи (но в отсутствие также способности прочитать написанное самим собой), вероятнее всего, речь идет о поражении утолщения мозолистого тела.

Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии

Акалькулия (например, неспособность вычесть 9 из 24; 3 умножить на 7) может сопровождать аграфию и указывает в этом случае, как и нарушение право- и левосторонней ориентации и агнозия пальцев (синдром Герстманна), на поражение левой теменной области. Локализация поражения в левой угловой извилине не является точной.

При поражении левого полушария наряду с афазией часто наблюдается апраксия. Это приобретенное нарушение целенаправленных движений или действий, не обусловленное парезом, атаксией или нарушениями понимания и коммуникативных функций. Для исследования этого синдрома пациента просят выполнить несколько заданий. Он должен надуть щеки или посвистеть (буккофациальная апраксия), показать жестами, как причесываются, поджигают сигарету или забивают молотком гвозди (идеомоторная апраксия). Если пациент не может выполнить этих действий после словесной просьбы, исследователь сам имитирует их и просит пациента повторить. Нарушения обычно сопровождаются афазией.

Патологические очаги чаще всего локализуются в теменной области, но возможна лобная локализация — в полях 6 и 8. Апраксия одевания, нередко в сочетании с игнорированием половины пространства, наблюдается при поражении правой теменной доли.

Особенно показательным является правильное повторение положения рук врача в виде «бабочки», что не способен сделать, например, пациент с диффузной корковой деменцией.

Зрительно-пространственные и пространственно-конструктивные функции

Нарушения функций, обеспечивающих ориентацию в пространстве, характерны для поражения правого полушария. При поражении правой теменной доли наблюдается игнорирование левой половины пространства.

• Исследование зрительно-пространственных и пространственно-конструктивных функций проводят с помощью тестов на срисовывание рисунка (кубика) или сложных, комплексных фигур по Рею. Появление трудностей указывает на поражение теменной доли, прежде всего правой. При определенных формах деменции наблюдается преимущественное или раннее поражение этих функций.

• Исследование восприятия собственного тела и пространства проводят, например, предлагая пациенту дотронуться своим правым указательным пальцем до левого уха, проведя его за головой. При поражении правой теменной доли пациент не воспринимает (игнорирует или недооценивает) парез левых конечностей (анозогнозия). При одновременном прикосновении к аналогичным точкам на обеих половинах тела пациент регистрирует только прикосновение к правой половине (сенсорное игнорирование). Оба этих проявления служат признаками игнорирования половины пространства, которое наблюдается особенно часто (но не исключительно) при поражении правой теменной доли.

Все, что находится и происходит на противоположной части пространства, которой пациент «пренебрегает», не попадает в зону его внимания: стоящие в помещении слева от пациента лица и предметы, исходящие оттуда акустические раздражения. При одновременном поступлении зрительных стимулов в обе половины полей зрения (в отсутствие гемианопсии) одну из сторон пациент не видит (зрительное игнорирование), при тактильном исследовании с закрытыми глазами не ощушает, например, левую половину поверхности стола, при рисовании не изображает левую часть фигур. Левая половина тела меньше двигается, части тела могут находиться в необычной, неудобной позе, при мытье пациент ими также пренебрегает. При рисовании левая половина листка остается пустой.

Источник

Что такое праксис в психологии

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии

В зависимости от того, какой участок коры головного мозга не сформирован, выделяют несколько основных видов диспраксии.

Бесплатные занятия с логопедом

Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взять со стола карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетрадке – все это было бы недоступно при нарушенном или несформированном праксисе.

Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии

Что такое диспраксия

Диспраксия – это нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений.

Об этом нарушении стало известно в начале прошлого столетия. Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они очень неуклюжи и часто падают на ровном месте. При этом это не просто «неуклюжесть», а невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями.

Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии).

Что такое праксис в психологии. Смотреть фото Что такое праксис в психологии. Смотреть картинку Что такое праксис в психологии. Картинка про Что такое праксис в психологии. Фото Что такое праксис в психологии

Основные причины

Различные формы диспраксии диагностируются у детей в возрасте 3-6 лет, при этом чаще всего этому нарушению подвержены мальчики. Часто присутствуют сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т.д. При этом важно понимать, что такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и педагогической запущенностью. Интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, либо даже на более высоком уровне.

Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.

Среди возможных причин диспраксии в детском возрасте можно выделить:

В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие связей между нейронами. По этой причине нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, не находит путь к двигательному аппарату.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *