Что такое практическая функция
1.1.3. Функции экономической теории
1.1.3. Функции экономической теории
Экономическая теория выполняет четыре важные функции: методологическую, идеологическую, познавательную и практическую.
Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем экономическим наукам. Назначение этой функции – отделить предмет экономической теории от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами. Например, «конкуренция» как социальное и экономическое явление входит в круг интересов и экономической теории, и социологии, и юриспруденции. Экономическая теория рассматривает конкуренцию как ключевую категорию рынка; социология – как явление межчеловеческих отношений, юриспруденция – как потенциальную возможность образования криминогенной ситуации. Как видим, объект познания один – конкуренция, а предмет для изучения каждая наука находит свой. В целом экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта и т. д.), функциональных (финансы, маркетинг и т. д.), межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т. д.).
Особого внимания заслуживает Идеологическая функция, упоминание о которой с перестроечных времен (вторая половина 80-х годов) исчезло из всех учебных материалов по экономической теории, а само слово «идеология» было изъято из обращения, хотя провозглашение отказа от идеологии – это тоже идеология. Между тем все течения экономической мысли всегда имели и имеют вполне определенные не только социально-классовые, но и национально-государственные корни. Так, меркантилизм исходил из интересов наций, борющихся за торговую гегемонию на мировом рынке; физиократы отстаивали интересы аграрных народов; классическая политэкономия, так же как и современный либерал-монетаризм, выражают интересы развитых капиталистических государств с присущим им внешнеэкономическим экспансионизмом. Марксистская политэкономия, делая ставку на антикапитализм, не могла не привлечь этим развивающиеся страны, которые немало потеряли от диктата развитых стран в мирохозяйственных отношениях.
По словам Г. Мюрдаля беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать.
Энциклопедия утверждает: «Экономическая идеология – это система идей, дающая в экономической теории адекватное отражение интересов какого-либо определенного класса, социальной группы или социально-экономической системы в целом[1]».
Экономическая теория имеет двойственную структуру, содержит два противоречащих друг другу момента. С одной стороны, она выступает как экономическая наука. В этом своем качестве она адекватно отражает реальную экономическую действительность, что всегда можно проверить практикой. С другой стороны, различные положения экономической теории отражают интересы того или иного общественного класса, социального слоя или социально-экономической системы в целом. В этом своем качестве, т. е. в качестве экономической идеологии, экономическая теория не преследует цель – дать адекватное отражение реальной экономической действительности. В этом свойстве экономическая теория содержит другую задачу – защиту интересов «своего подопечного» – класса, социальной группы и т. д. Следовательно, экономическая теория, будучи частью общественного сознания, нуждается в экономической идеологии и выполняет имманентную ей идеологическую функцию.
Следующая функция экономической теории – познавательная. На нее существенно влияет идеология. Влияние экономической идеологии на процесс познания экономических явлений весьма неоднозначно. Идеология определяет, как правило, односторонний характер познания экономических явлений и процессов. Познается только то и в той мере, в какой это соответствует идеологическим и хозяйственным целям данного общества. В этом можно убедиться, проследя воззрения различных экономических школ и направлений на одно и то же экономическое явление.
Так, например, представители марксистской идеологии концентрируют свое внимание на изучении процесса производства, роли товаропроизводителей и значении труда в сознании прибавочной стоимости, поскольку это соответствует их идеологической концепции. Вместе с тем они как бы не замечают другой стороны вопроса – роли потребителей созданных товаров, т. к. это не укладывается в рамки их идеологии.
Представители другого направления экономической мысли (приверженцы неоклассической идеологии), напротив, как бы не замечают процесса производства и роли труда в экономической жизни, а результат труда – товар – рассматривают как нечто данное, принадлежащее хозяйствующим субъектам. Здесь также прослеживается идеологическая ограниченность, которая приводит к двоякому результату: глубокой разработке хозяйственных проблем и игнорированию полного анализа всей хозяйственной системы в целом.
Таким образом, процесс познания представителями противостоящих друг другу экономических школ осуществляется в рамках определенного идеологического поля. В то же время познавательный процесс обладает относительной самостоятельностью. Это обстоятельство создает возможность ослабления при определенных условиях негативного идеологического воздействия на экономическую теорию. Зависимость познавательного процесса от его идеологической ориентации во многом объясняет феномен множественности течений в экономической науке.
Своеобразие экономической теории как теоретической науки состоит в том, что она не дает ответа на каждый конкретный вопрос. Но она призвана дать нечто большее – снабдить научным подходом к решению любого из этих вопросов, дать концепцию. Следовательно, познавательная функция предполагает, во-первых, не только изучение поведения хозяйствующих субъектов на микро– и макроуровнях, но и исследование системы экономических отношений в целом, формирование систем и категорий, т. е. концепции, в чем преуспела политэкономия и отстает современная наука. Во-вторых, познавательная функция предполагает изучение и описание системы экономических противоречий (например, между трудом и капиталом, спросом и предложением, накоплением и потреблением и т. д.).
Заключительная функция экономической теории – практическая. Ее содержанием является обеспечение экономической политики и управления производством на различных уровнях экономики. Экономистов частенько критикуют за их взаимоисключающие советы политикам.
Почему экономисты так часто дают политикам противоречивые советы?
Среди множества причин можно выделить несколько наиболее значимых, как объективного, так и субъективного свойства.
Например, в Думе обсуждается Закон о налогообложении. Необходимо определить, что положить в основу налогооблагаемой базы – расходы фирмы (домашнего хозяйства) или их доходы? Мнения экспертов-экономистов, как правило, расходятся. Приверженцы налога на расход полагают, что такой закон приведет к росту сбережений, т. к. люди станут снижать расходы и, как следствие этого, к росту производительности труда и уровня жизни. Защитники идеи налога на доход считают, что такие изменения в законодательстве вряд ли окажут существенное влияние на уровень сбережений и стимулирование производства. Эти две группы экономистов по-разному оценивают возможную реакцию фирм (домашних хозяйств) на корректировку налогов, поэтому предлагают политикам различные советы.
Другой пример. Думой принят закон о единой для всех ставке подоходного налога. Между тем советы экономистов в процессе обсуждения законопроекта отличались значительной полярностью. Представители профсоюзов полагали, что нивелировка ставки налога для низко– и высокооплачиваемых слоев населения приведет к дальнейшему усилению его имущественного расслоения. Напротив, защитники предпринимательства лоббировали интересы среднего и крупного бизнеса, полагая, что сокращение ставки налога будет стимулировать инвестиции в производство. В обоих случаях эксперты искали объективные аргументы в защиту своей позиции. В то же время различные рекомендации экспертов политикам могут быть вызваны причинами чисто субъективного характера: наличием у них несовпадающих мировоззренческих ценностей, принадлежностью к различным политическим партиям, а иногда даже к криминальному капиталу. Однако в целом цель работы экономиста – выработка не индивидуальной, а социальной и общегосударственной политики.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Функции экономики
Экономика как наука — основные понятия
Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Население Земли растет, а ресурсы ее ограничены. Удовлетворять потребности людей все сложнее. В некоторых странах мира до сих пор не решена проблема голода.
Задача экономики — найти способы рационального поведения и использования ограниченных ресурсов.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Предмет изучения науки — хозяйственная деятельность человека, которая направлена на создание экономических благ для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
Объектами науки являются:
В последние годы выделяют также:
Экономика отвечает на три главных вопроса:
Другими словами наука определяет, какие товары и в каком количестве производить, какие технологии для этого использовать, для какой целевой аудитории изготавливать продукты, чтобы каждый из них нашел своего потребителя, и ресурсы были потрачены не зря.
Роль экономической теории
Экономика влияет на разные сферы жизни общества:
Чем сложнее система хозяйственных отношений, тем глубже должна быть научная экономическая подготовка человека для эффективного управления крупными предприятиями или национальным хозяйством. Экономика исследует тенденции и закономерности хозяйственного развития различными методами научного познания.
Какие функции выполняет современная экономика, примеры
Роль и место любой науки определяется функциями, которые она выполняет в обществе и жизни каждого отдельно взятого человека. В источниках указывают разное количество функций экономики, но основными являются следующие:
Познавательная функция
Дает понимание основных экономических процессов, их взаимосвязи и причинах. Благодаря этой функции накапливаются знания об экономике как науки, анализируется и систематизируется информация, формируется теория экономики.
Это характеристика экономики стран в разные временные периоды, аналитика деятельности участников рынка и крупных хозяйственных предприятий.
На основе неопровержимой информации, нормативных документов, статистических данных выстраиваются связи и закономерности в экономике. Например, ученые выяснили, что в результате роста безработицы уменьшается выпуск продукции в общественном масштабе.
Критическая функция
Рассматривает разные точки зрения и с помощью методов статистики и анализа, сравнения и абстракции доказывает правильность или ошибочность мнений и суждений. Определяет преимущества и недостатки, рациональность и целесообразность управленческих решений, действий на рынке или производстве.
Прогностическая функция
Заключается в предвидении возможных последствий тех или иных операций, определении перспектив на будущее.
Прогноз выявляет потребности общества, позволяет грамотно использовать ресурсы. Функция имеет особое значение для национальных экономик.
Прогнозирование позволяет принимать эффективные решения с учетом будущих производственных затрат и выгод. Обновление производства и строительство предприятий требует составления бизнес-плана. Он предусматривает необходимые затраты и результаты намеченной деятельности.
Некоторые обстоятельства невозможно предвидеть точно. Например, погоду. Поэтому составляют три варианта прогноза:
Практическая функция
Помогает развитию хозяйства, предлагает пути и методы решения различных задач.
Примером может служить изучение производителями потребительского спроса, чтобы скорректировать объемы производства или ассортимент товаров.
Методологическая функция
Разрабатывает методы и средства изучения экономических процессов.
Главная задача этой функции — отделить предмет экономической теории от объектов смежных дисциплин.
В качестве примера можно рассмотреть понятие «конкуренция». Как социальное и экономическое явление оно изучается и социологией, и юриспруденцией. Экономика рассматривает ее как категорию рынка, социология — как явление межличностных отношений, юриспруденция — как возможность возникновения криминогенной ситуации. Т.е. объект познания один, а предмет для изучения у каждой науки свой.
Практическая функция.
С позиций практической реализации экономической теории нам хотелось бы привести пример Дж.М. Кейнса, который, несмотря на постулированную им важность и необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику, был «удачливым» биржевым спекулянтом. Слово удачливый мы намеренно заключили в кавычки, потому что считаем, что его удачливость была лишь внешней формой проявления знания глубинных макроэкономических явлений, недоступной многим, причем очень простой. Как известно, его классическая работа «Общая теория занятости и денег» была не сразу и не всеми принята, но это не мешало ее автору удачно играть на бирже. «Может показаться, что гениальный изобретатель, или организатор, или финансист почти одним махом изменил структуру экономики какой-либо страны, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что та часть его личной роли, которая не была попросту кажущейся и преходящей, на деле сводилась лишь к тому, чтобы резко ускорить уже давно набиравшее силу широкое конструктивное движение».*
В качестве эффективного применения принципов инновационной политики в социальной сфере как хрестоматийный пример приводят Японию. В этой стране в конце XIX в. сознательно сконцентрировали внимание и ограниченные ресурсы на социальных нововведениях, импорте и адаптации технических новшеств. В середине XX в. сюда добавилось стремление к высочайшему качеству товаров и услуг. Можно считать, что Япония демонстрирует эффективное применение систематической инновационной деятельности на уровне страны. В этой связи также отмечается, что «японское управление до середины 70-х годов стремилось к диверсификации производства. Многие компании следовали этой стратегии и нацеливались на предложение новых продуктов на новых рынках. В ходе этого процесса значительная диверсификация была достигнута с помощью синтетического эффекта, который возникает при широком использовании уже разработанной технологии.»*
* Как работают японские предприятия: Сокр. пер. с англ. / Под. ред. Я. Мондена и др.; Науч. ред. и авт. предисл. Д.Н. Бобрышев. М.: Экономика, 1989. 262 с.
* Леонтьев В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факторы и политика: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1990. С. 111.
** Сорос Дж. Указ. соч. С.22.
Следует отметить и такое положение теории инновационной экономики, что она не направлена на революционное переустройство общества, а способствует нашему приближению к объективной реальности, отражает интересы не каких-то отдельных личностей или классов, в классическом понимании по отношению к средствам производства, а интересы всего человечества, стремящегося к своему динамичному и стабильному развитию. Причем теория инновационной экономики не гарантирует достижения высокого уровня благосостояния для всех, так как благосостояние категория относительная.
Практическая функция экономической теории
В современных условиях поступательное экономическое развитие стран невозможно без широкого участия в управлении экономическими процессами экономических наук, и в частности, экономической теории, которая должна осуществлять исследовательские работы по управлению экономиками стран в целом, т.е. действовать в интересах высших органов государственного управления экономикой (центральных аппаратов правительства, администрации президента, парламента, центрального банка). Говоря по-другому, прогрессивное экономическое развитие стран невозможно без исполнения экономическими науками (и, очевидно, социальной наукой в целом) своей практической функции. Причем, как показывает анализ, роль экономической науки в управлении экономическими процессами тем выше, чем выше уровень экономических процессов, в связи с чем можно говорить об особо важной роли в обеспечении поступательного экономического развития стран практической макроэкономики (т.е. того, что было принято называть искусством политической экономии (1)).
Эта роль подтверждается большой долей исследовательских работ, осуществляемых экономической теорией, в общем объеме работ по управлению народным хозяйством, далее, долей практических макроэкономических исследований в общем объеме экономико-теоретических исследований, наконец, зависимостью процесса народнохозяйственного развития от качества исполнения экономической теорией своей практической функции, что подтвердил недавно разразившийся кризис (он, собственно говоря, показал, что качество практического макроанализа находится на весьма низком уровне). Самой науке о масштабах ее практической функции, конечно же, проще всего судить по доле осуществляемых учеными исследований, результаты которых предназначены для высших органов управления народным хозяйством.
Рассмотрим содержание практической функции экономической теории, точнее, макроэкономики. Макроэкономика, исполняя свою практическую функцию, должна осуществлять те же исследовательские действия, которые осуществляют высшие органы государственного управления экономикой страны, или субъект управления народным хозяйством. Он выявляет факторы функционирования экономики страны (2), устанавливает их причины, разрабатывает в ответ на выявленные факторы меры хозяйственной политики, прогнозирует влияние факторов на работу народного хозяйства без учета или с учетом этих мер (в том числе разрабатывает или корректирует планы функционирования народного хозяйства), изучает влияние на работу народного хозяйства за прошедшие периоды времени различных факторов. Эти же работы должна осуществлять макроэкономика. Как объект, организационно обособленный от практики управления, макроэкономика приобретает дополнительную обязанность, состоящую в выявлении недостатков аналогичных исследовательских работ, осуществляемых высшими органами управления народным хозяйством, прежде всего, недостатков разрабатываемых ими мер экономической политики.
Обратим внимание на то, что существенной чертой практических исследований является их конкретный характер, разумеется, если практическая функция исполняется адекватно. Их результаты содержат более или менее точные количественные, качественные и временные характеристики выявляемых факторов, мер хозяйственной политики и их последствий для экономического развития, в данном случае, страны. Этим практические исследования отличаются от научных исследований, в качестве конечных результатов которых рассматриваются качественные зависимости.
Следует отметить, что содержание основной части исследования, а именно, исследования зависимостей (другой частью выступает выявление фактов и факторов), может быть адекватно передано путем описания его задач, выделяемых по разным признакам, в частности, таким способом может быть охарактеризовано содержание этой важнейшей части практического макроэкономического исследования (5).
Макроэкономика осуществляет свою практическую функцию, когда ученые, состоящие в штатах научных или образовательных учреждений, занимаются решением вопросов по управлению экономикой страны по собственной инициативе или в рамках должностных обязанностей, если данные учреждения специально созданы для выполнения работ в интересах высших органов управления народным хозяйством или выполняют их отдельные заказы. В современных условиях к практической макроэкономике следует относить и деятельность коммерческих фирм, выполняющих исследовательские работы, связанные с управлением народным хозяйством (консультационных фирм, СМИ, имеющих экономические отделы). В соответствии с западной традицией к практической макроэкономике относится деятельность ученых в качестве консультантов и советников высших органов управления народным хозяйством.
В настоящее время правительства осознают важность независимого мнения экономической теории по вопросам управления народными хозяйствами, не преследуют экономистов-теоретиков за несогласие со своим курсом или какими-то отдельными действиями, активно привлекают ученых для решения тех или иных конкретных макроэкономических проблем. В этих условиях у экономистов-теоретиков отсутствует необходимость в таком инструменте защиты, как официальное ограничение решаемых наукой проблем рамками позитивной науки. В связи с этим возникает вопрос, какое отражение практическая функция науки находит в современной теории (методологии) науки.
Анализ учебной литературы по экономической теории показал следующие недостатки ее отражения:
1. В методологических разделах большинства западных переводных учебников практическая функция науки находит целенаправленное отражение. В большинстве же отечественных учебников и учебных пособий экономическая теория концептуально характеризуется как наука, исполняющая исключительно научную функцию, т.е. функцию формирования инструментария, который кем-то может быть применен для решения практических вопросов (6).
Отечественные работы, в которых целенаправленно выделяется практическая функция науки, являются большой редкостью. Одной из таких работ является учебник Л. М. Куликова «Экономическая теория». Как пишет автор, «она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов. развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства» [1, с. 14]. Примечательно, что сама функция называется «практическая функция».
При этом лишь в некоторых отечественных работах практическая функция выделяется стихийно, а именно, в виде примеров решаемых вопросов или результатов, относящихся к практической функции науки.
2. В работах, в которых практическая функция науки выделяется целенаправленно (речь идет о западных работах), для обозначения научной и практической функций экономической теории термины «научная функция» и «практическая функция» не используются. Научная и практическая функции характеризуются в параграфах или пунктах с названиями типа «экономисты как ученые» и «экономисты как советники» или «экономика как наука» и «экономика и практика» соответственно (8).
3. Отсутствует адекватное определение практической функции, которое могло бы звучать как исполнение экономистами-теоретиками работ по управлению народным хозяйством в целом или исследовательских работ в интересах высших органов государственного управления экономикой.
4. Содержание практической функции отражается неполно. Не получает отражения требование действия макроэкономики на опережение, такая существенная черта практического исследования, как его конкретный характер. Особенно неполно отражается практическая функция науки в отечественной литературе.
5. Недостатком является отражение практической функции не в виде определений относящихся к ней работ (см. выше), а в виде примеров исполняемых работ, относящихся к практической функции, или их результатов.
При этом выявлены следующие препятствия методологического характера, затрудняющие отражение практической функции:
1. В работах, в которых практическая функция выделяется целенаправленно (речь идет о западных источниках), позитивный и нормативный виды экономического исследования зачастую рассматриваются в разделах, посвященных характеристике научной функции. В результате возникает представление о том, что задачи позитивного и нормативного анализа не имеют отношения к практической функции науки, что в свою очередь способствует неполноте отражения содержания практической функции.
Вообще, для современной экономической теории характерно то, что позитивный и нормативный виды анализа получают отражение при описании либо научной, либо практической функции науки, в то время как оба вида исследования свойственны как научной, так и практической функциям экономической теории. Понятно, что отнесение позитивного и нормативного видов анализа к характеристике практической функции способствует неполному отражению содержания научной функции.
2. В связи с охарактеризованным выше подходом к описанию позитивного и нормативного видов исследования в методологии экономической теории еще большему искажению содержания практической или научной функции экономической теории способствуют недостатки характеристики самих этих видов анализа. Позитивный и нормативный виды анализа традиционно определяются с помощью выражений «быть» и «должно быть» соответственно, имеющих временные формы. Зачастую некоторые временные формы этих выражений авторами опускаются, в результате чего из характеристики практической или научной функции выпадают те или иные задачи исследования, выделяемые по признаку времени, например, задача изучения процессов будущего.
Отдельную характеристику позитивного и нормативного видов анализа следует вообще исключить. Совершенно неясно, почему эти задачи исследования, выделяемые по одному из признаков, характеризующих содержание исследования зависимостей, пользуются таким вниманием со стороны авторов. Чем они лучше задач, выделяемых по другим признакам, например, таких видов анализа, как выявление следствий и выявление причин? Позитивный и нормативный виды анализа, наряду с другими задачами анализа, подлежат отражению в составе общей характеристики задач исследования зависимостей, выделяемых по разным признакам. При этом необходимо ввести специальный подраздел для отражения задач исследования.
4. Описание метода экономической теории в разделе, посвященном характеристике научной функции экономической теории. В результате складывается впечатление, что практическая функция науки является чем-то незначительным или маловажным, поскольку для нее даже не разработан метод исследования. Следует отметить, что метод практического исследования существенным образом отличается от метода научного исследования, так что с другой стороны даже хорошо, что приемы научного анализа отражаются вне характеристики практической функции. Проблема, однако, состоит в том, что практическая макроэкономика как раз пользуется методами исследования, предназначенными для научного исследования, чем и обусловлены ее многие недостатки.
5. Возникшая в советской науке концепция функций экономической теории. Эта концепция с некоторыми изменениями перешла в современную науку. Отечественные авторы, как правило, выделяют 4 функции науки: познавательную, состоящую в формировании теорий, методологическую, состоящую в том, что экономическая теория выступает методологической и теоретической основой других экономических наук, практическую, состоящую в том, что экономическая теория служит теоретической базой для выработки мер государственной экономической политики, и прогностическую, состоящую в том, что экономическая теория служит теоретической основой для макроэкономического прогнозирования. Иногда добавляется идеологическая функция. Не сложно понять, что традиционная концепция функций экономической теории характеризует экономическую теорию в ее научной функции, т.е. в функции разработки инструментария, который может быть кем-то использован для решения вопросов практики экономического управления. Что особенно печально, название «практическая функция» оказывается занятым.
6. Традиционное определение экономико-теоретического исследования как деятельности по изучению законов в условиях традиционной трактовки самого понятия «закон».
Под законами традиционно понимаются утверждения, проверенные фактами действительной жизни. Отсюда, если экономическая теория снабжает пользователей законами, то она не может снабжать пользователей предвидениями, так они представляют собой утверждения, не проверенные на фактах. С некоторой натяжкой в качестве выводов, проверенных фактами, могут рассматриваться прогнозы, сделанные на основе законов, проверенных фактами. Однако такие прогнозы из-за уникальности экономических явлений могут носить только качественный характер. Отсюда, экономическая теория не может заниматься прогнозированием, т.е. точным предвидением.
Далее, традиционно под законами понимаются устойчивые или повторяющиеся связи между явлениями. Повторяющимися связями между социальными явлениями, в силу такой уже упоминавшейся их специфики, как уникальность, также могут выступать только качественные связи. Отсюда, если продукт экономической теории характеризуется как вывод, отражающий постоянно повторяющиеся связи, то он не может носить конкретный характер.
3. Например, выявление такого слабого места, как сырьевая направленность экономики, и разработка мер по ее преодолению.
4. Например, что делать, в случае, если цена за баррель нефти снизится до 40, до 30 или до 20 долл. США.
5. Могут быть выделены следующие задачи исследования зависимостей: 1) задачи исследования процессов прошлого и будущего, 2) задачи качественного (неточного) и конкретного (точного) исследования, 3) задачи изучения фактических (что есть) и более эффективных (что должно быть) процессов, 4) задачи изучения зависимостей и механизмов их действия, 5) задачи изучения одно- и многофакторных зависимостей, 6) задачи изучения причин и следствий, и др.
Комбинации задач, взятых по одной из каждого пункта, определяют характер или содержание осуществляемого исследования. Практическое исследование характеризуют любые комбинации задач, но чаще всего в этих комбинациях встречаются задачи конкретного исследования и исследования многофакторных зависимостей.
6. Отечественные работы, в которых целенаправленно выделяется практическая функция науки, являются большой редкостью. Одной из таких работ является учебник Л. М. Куликова «Экономическая теория». Как пишет автор, «она заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов. развития тех или иных процессов в экономике, а также в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства» [1, с. 14]. Примечательно, что сама функция называется «практическая функция».
Будович Ю. И.
к.э.н., доцент Финансовой академии