Что такое практическая работа в проекте
Учебное пособие. Проектно-практическая деятельность
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГБОУ СПО Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина»
Печатается по решению научно-методического совета Пензенского колледжа управления и промышленных технологий (ПКУиПТ) им. Е.Д. Басулина
Автор-составитель А.А. Морозова, преподаватель ПКУиПТ им. Е.Д. Басулина
Рецензенты: М. А. Ерошина, старший методист ГБОУ СПО Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина», заслуженный учитель РФ; Л. И. Найдёнова, доктор социологических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология» ФГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия»
Под общей редакцией В. В. Землянского,
заместителя директора по научно-методической работе
ПКУиПТ им. Е.Д. Басулина
П 79 Проектно-практическая деятельность : у чебное пособие / авт.-сост. А.А. Морозова. – Пенза, 2012. – 40 с.
© ГБОУ СПО Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина», 2012
Предисловие
Проектирование – процесс нахождения системы действий, направленных на преобразование пространства, в котором мы обитаем, или его объекта, предмета и средств нашей жизни, и деятельности в ней. Иными словами, проект есть один из современных и эффективных способов разрешения каких-либо социальных, экономических и иных актуальных проблем развития общества.
Форма проекта может быть различной: программа, бизнес-план, сценарий, исследование, статья, реферат, произведение литературы, кино- или видеофильм, альбом, выставка, учебное пособие, технология и др.
Любой замысел нереален без привлечения финансовых, материальных, кадровых ресурсов. Поэтому возникает второй важный вопрос: насколько востребован тот проект, которым вы намерены заниматься? Востребован ли он государством, регионом, учебным заведением, вашими потенциальными партнерами? Есть ли лица (юридические, физические), которые заинтересованы и готовы участвовать в поддержке вашей проектной идеи, организации и осуществлении проекта? Если Да, то смело включайтесь в эти производственные и финансовые отношения.
И третий вопрос: насколько вы подготовлены к работе над проектом? Если ваш проект амбициозен, а он таким и должен быть, то достижение его целей и задач потребует и новых знаний, и нового в их применении на практике, что в наши дни называют инновациями, инновационной деятельностью. Вполне нормально, если мы поймаем себя на том, что нам необходимо перейти от исходной ситуации «знаю, могу», к ситуации «что требуется знать, что должен уметь» и выбрать средства самообучения.
Именно для оказания вам помощи в наращивании интеллектуальных, организационных и коммуникативных ресурсов в соответствии с проектным замыслом и предлагается настоящее пособие.
В пособии изложены задания и схемы, которые дают возможность самостоятельно изучать материал.
Как работать с пособием?
Изучите содержание заданий, схем, вопросов самопроверки.
Составьте для себя график выполнения заданий во времени.
Приступите к выполнению заданий, прибегая в необходимых случаях к помощи консультантов.
Раздел 1. ВЫБОР ПРОЕКТА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
Факторы, влияющие на выбор проекта
Проект и деятельность, связанная с ним, может быть успешной только в том случае, если тема, объект проектирования будут выбраны правильно, с учетом всех факторов, влияющих на выбор. К этим факторам мы относим:
содержание и значимость проекта;
вид проектно-практической деятельности;
значимость проекта: социальная, экономическая, научная, образовательная;
требования к проекту;
организационно-правовая форма реализации проекта;
состав юридических и физических лиц, готовых поддержать и принять участие в вашем проекте;
объемы ресурсов, необходимых для осуществления проекта;
жизненный цикл проекта;
форма участия в проекте;
организация процесса проектирования и реализации;
Пособие содержит задания по указанным факторам, выполнив которые, вы сможете успешно сориентироваться в проектно-практической деятельности, определить для себя цель, средства, результат, содержание и характер самого участия в процессе создания проекта и его осуществления.
Задания по организации проекта
Задание 1. Выбор виды проектной работы
Выберите тот вид проектной работы, который вам наиболее интересен.
Признаки, назначение проекта
Углубление, развитие знаний и компетенции по предмету, в межпредметной области. Применение знаний на практике. Освоение технологий. Наработка практических навыков в какой-либо области труда.
Исследование проблем (задач) с заранее не известным решением. Содержит: выявление проблемы, гипотезу, этапы исследования, сбор данных (фактов, наблюдений, доказательств) и их обработку, выводы, заключение.
Работа с информацией, ее источниками. Анкетирование, интервью. Обработка информации. Подготовка аналитических записок, сообщений, презентации материалов в виде проектов и иных значимых работ.
Создание постера, фотовыставки, буклета, Web-страницы, альбома, каталога, путеводителя.
Видео: хроника, журнал, тематический выпуск, конференция, реклама, сообщения; видеозарисовки и др.
Проекты выполняются на основе архивных свидетельств: фотографий, дневников, старых изданий, мемуаров, личных документов.
Проекты, в которых имитируются социальные и деловые отношения средствами деловой игры, реконструкции событий, организации деятельности.
Создание туров, экскурсий, их организация и осуществление.
Решение проблем средствами музейной педагогики.
Развитие рекреационного потенциала территории.
Выявление и постановка проблемы, которая вызывает напряженность в обществе (сообществе), разработка механизма ее преодоления.
Открытие собственного дела, участие в производстве товаров и услуг с целью получения экономической прибыли.
13. Собственный вариант проекта:
Какая тема, какой объект проектирования вызывает у вас наибольший интерес, и вы готовы принять участие в их разработке?
Убеждены ли вы в том, что выбранная или выявленная вами проблема является социально и экономически значимой, и работа над ней получит поддержку?
Задание 2. Выявление потребности в проекте. Обозначение проблемы и концепции ее решения.
Сделайте фиксацию исходного состояния и возможностей развития того объекта, который находится в сфере ваших интересов. Попытайтесь обосновать необходимость разработки и реализации проекта как возможного пути (средства) решения проблемы.
Обозначьте проблему и концепцию (свое видение, предложения) ее решения.
Предложения ее решения
Кому, кроме вас, важно и необходимо решить данную проблему через разработку и реализацию проекта?
Задание 3 Формулировка темы проекта, его цели и задач.
Цель проекта – общий желаемый результат выполнения проекта.
Задачи проекта – количественные показатели прогнозируемого результата выполнения проекта.
Насколько формулировка темы раскрывает суть проблемы, ее актуальность?
Обеспечивает ли исполнение данного набора поставленных задач достижение целей проекта?
Задание 4. Оценка возможности осуществления проекта в условиях внешней и внутренней среды
Проект должен отвечать условиям: ситуации в своем внешнем окружении; возможностям команды, а также юридических и физических лиц (стейкхолдеров), заинтересованных в разработке и реализации проекта.
Под анализом внешних условий подразумевается оценка спроса и инвестиционного климата в регионе на данный тип проектов, уровня конкуренции, а также правовых, природных, научно-технических и социально-культурных факторов.
Под анализом внутренней среды понимается оценка возможностей менеджмента, качественного состава команды проекта, его стейкхолдеров.
Анализ влияния факторов внешней среды на проект
Экономико-демографические, природные факторы
Технологические (научно-технические) факторы
Состояние правовой базы, регулирующей деятельность в зоне действия проекта.
Нормативные акты различного уровня. Законодательные ограничения
Тенденции и проблемы в развитии и состоянии экологии, экономики региона, города, отрасли; уровень и темпы инфляции; система налогообложения; темпы роста стоимости энергетических ресурсов
Особенности культурных и нравственных ценностей сообществ потребителей; этническая и религиозная структура населения
Темпы технологических изменений;
инновационный потенциал конкурентов;
интенсивность использования ресурсов
Анализ влияния внутренней среды на проект
Компетентность, квалификация команды; финансовые ресурсы;
новая технология; удобное местоположение, высокий имидж и др.
устаревшая технология; уязвимость от конкурентов; слабое финансирование инноваций и др.
Выход на новые рынки; расширение производства; ослабление позиций конкурентов; ускорение роста емкости рынка и др.
Появление новых конкурентов; неблагоприятная политика властей;
изменение потребностей покупателей;
неблагоприятные демографические изменения и др.
Удалось ли согласовать свои интересы в проекте с интересами внешней среды?
Удалось ли выявить сильные и слабые стороны команды проекта?
Задание 5. Определение состава стейкхолдеров – лиц, заинтересованных в проекте
Стейкхолдеры – это организации и физические лица, заинтересованные и участвующие в инвестировании, разработке и реализации проекта.
Форма участия в проекте: управление, инвестирование, разработка разделов плана, оформление, презентация, реализация, аудит, сбор и предоставление информации, завершение проекта.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Индивидуальный проект»
Содержимое разработки
ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Т ы встал на путь исследования, путь трудный, НО – интересный! Задача этого пособия – помочь тебе не сбиться с этого пути. Следуя советам, постарайся дойти до финиша, то есть написать и защитить свою научно-исследовательскую работу. Удачи тебе!
Шаг 1. Наука и наша жизнь
Наука – это ____________________________________________
Наука и научные знания
Основой любой науки является сбор фактов, их обработка, систематизация, а также критический анализ, который позволяет построить причинно-следственную связь.
Гипотезы и теории, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов общества либо же законов природы.
Научные знания представляют собой систему знаний о законах общества, природы, мышления. Именно научные знания отражают законы развития мира и составляют его научную картину.
Научные знания возникают в результате постижения человеческой деятельности и окружающей действительности. Научные знания обладают различными видами достоверности.
Условно все науки, согласно их предмету изучения, можно разделить на три больших системы:
Шаг 2. Что такое проект?
Основные виды проектов:
1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом) такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;
2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);
3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);
4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).
В работе над проектом тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобится.
Типология проектов по:
индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
от проекта-урока до многолетнего проекта.
длительности (продолжительности) проекта:
монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
Примеры продуктов проектной работы:
Система школьного самоуправления
Возможны и другие варианты продукта.
Шаг 3. Тема и проблема исследования
Традиционные требования к формулировке: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Желательно, чтобы тема была вам интересна, она должна быть реализуема в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Поэтому не торопись: посмотри, какая литература есть по интересующему тебя вопросу дома и что можно найти в библиотеке.
Т ема исследования: _______________________________________
Окончательный вариант: _____________________________________
Д алее должны последовать формулировки противоречий. Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.
Проблемные вопросы исследования могут начинаться:
П роблема исследования: ____________________________
Как планировать работу над проектом?
Определи проблему, которая тебя волнует, на решение которой будет нацелен твой проект;
Назови цель работы, которая поможет решить эту проблему. Сформулируй задачи, которые помогут выполнить цель;
Опиши предполагаемый продукт;
Подумай над источниками информации для твоего проекта;
Составь письменный план работы (что и когда ты будешь делать);
Собери различную информацию по теме проекта. Выбери то, что необходимо, что отвечает поставленной цели;
Оформи продукт. Предложи его для экспертной оценки;
Подготовься к открытой защите твоего проекта и продукта. Составь развёрнутый «План презентации»;
Проанализируй и оцени свою работу над проектом
Шаг 4. Определение гипотезы исследования
У точнив тему, приступают к определению гипотезы. В переводе с древнегреческого гипотеза означает «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно-обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
Оно должно быть обоснованным, то есть подкрепляться научными данными и логическими соображениями.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть логически непротиворечивой;
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если. то. », «так. как. », «при условии, что. », то есть такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинноследственных связей.
Г ипотеза исследования: _____________________________
Шаг 5. Определение цели исследования
Наиболее типичные цели:
определение характеристик явлений, не изученных ранее;
выявление взаимосвязи неких явлений;
изучение развития явлений,
описание нового явления,
обобщение и выявление общих закономерностей,
При формулировке можно использовать примерно следующие слова:
Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание параграфов работы. Логично, что задач исследования окажется столько же, сколько условий сформулировано в гипотезе. В приложении 1 приведены глаголы действия, которые могут быть использованы при формулировке целей исследовательского проекта
Ц ель исследования: ______________________________________
Задачи исследования: ________________________________________________
Шаг 6. Способы достижения цели
Принцип этого метода заключается в попытке раскрепостить мышление человека и заставить генерировать любые, даже бредовые, идеи. Обычно «мозговую атаку» или «мозговой штурм» используют в коллективе, но можно работать и одному человеку.
Процедуру «мозговой атаки» можно разбить на два или три этапа. Рекомендуется иметь под рукой бумагу, ручку или диктофон. Этапы включают в себя: генерирование идей, анализ идей, выбор ключевых идей.
На первом этапе задается какой-то вопрос, например: «Каким способом я могу добиться цели своего исследования?». Далее, в течение 15-20 минут, человек или группа начинает предлагать различные варианты. Действует только одно правило: «Запрещено критиковать и отвергать идеи». Цель первого этапа предложить и зафиксировать как можно больше идей, создать некую избыточность.
На третьем этапе происходит выбор наиболее эффективных идей.
С пособы достижения моей цели: ___________________________
Шаг 7. Определение методов исследования
М етоды исследования: ____________________________________
Шаг 8. Работа со справочной литературой
Люди учатся всю свою жизнь: в школе, в институте или техникуме, при овладении профессией. Одним из первых и самых главных источников знаний является книга. Человек обращается к художественной книге, чтобы почитать интересную повесть или роман, насладиться красивым словом, посмотреть, как ведут себя герои в той или иной ситуации. К справочной литературе мы обращаемся для получения быстрого ответа на вопрос или задание учителя, для разрешения спора с товарищем. Она помогает нам не только правильно писать слова, определять их значение, но и расширять кругозор, дает новые сведения из разных областей науки, техники, искусства, литературы; развивает нашу речь, приобщает к культуре народа. Что же такое справочная литература?
Справочная литература — это книги, дающие краткий ответ на любой вопрос. Издания, дающие справку на любой вопрос. К справочной литературе относятся __________________________________________________________.
Особенности справочной литературы:
чтение выборочное (по заданию или интересу)
При чтении справочной литературы нужно знать:
тему (биология или зоология, животные)
указателями (алфавитно-предметный, именной, географических терминов, хронологический)
Виды справочной литературы
Ч то такое словарь? Это перечень слов или понятий в порядке алфавита. Словари бывают языковые и энциклопедические.
Мы обращаемся к языковым словарям, если необходимо узнать значение слова, его происхождение, при переводе текста с другого языка.
Е сли же нас интересуют явления природы: наводнения, затмения, землетрясения, или спорт, наука, техника, выдающиеся деятели науки, космонавты, то сведения ищем в энциклопедических словарях. Особенность отраслевых энциклопедических словарей: — одна тема или предмет. Например, «Энциклопедический словарь юного биолога» посвящен биологии.
Существуют также универсальные энциклопедические словари. Они содержат информацию по нескольким отраслям знаний. Например, «Большой энциклопедический словарь»
С правочник — издание, содержащее краткие сведения о науке, технике, производстве и человеческой деятельности.
Сведения в справочнике расположены в определенном порядке:
алфавит, тематически, хронологически. Многие справочники снабжены вспомогательными указателями: именной, алфавитный, предметный, хронологический и другие, а также могут иметь список дополнительной литературы для чтения.
Энциклопедия — справочное издание, содержащее наиболее существенную и нформацию по одной или всем отраслям знаний.
Энциклопедия для детей издательство «Аванта+».
Универсальная многотомная энциклопедия. Выходит с 1993 года. Учредители были намерены создать совершенно новую энциклопедию, которая включит в себя последние научные разработки, будет изложена доступным и увлекательным языком и осветит и самые «сложные» темы. Энциклопедия компонуется по тематическому принципу, каждый том посвящен одной теме. Внутри тома также тематическое или хронологическое расположение материала. В помощь имеется справочно-библиографический аппарат, в каждом томе свой. Это может быть «указатель имен», «словарь — указатель терминов», «предметно-именной указатель». И обязательно, в каждом томе — список дополнительной литературы. Много иллюстративного материала: портреты исторических деятелей, рисунки, и репродукции картин по теме статьи. Сейчас в рамках серии «Энциклопедия для детей Аванта+» выпущено более 50 книг.
Энциклопедия станет вам главным помощником в увлекательном путешествии в мир знаний. Она расскажет о природе и человеке, технике и искусстве, истории и далеких звездах. Занимательный текст дополняют красочные иллюстрации, так что вы будете с удовольствием листать эти книги, готовясь к занятиям в школе и просто разыскивая ответы на тысячи интересующих вас вопросов.
Если уметь пользоваться справочной литературой для подготовки сообщения, доклада или реферата, легко получить хорошую оценку. Успехов вам в учебе!
Библиотечный каталог — перечень произведений печати и других документов, имеющихся в фонде библиотеки или группы библиотек, составленный по определенному принципу и раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов.
Шаг 9. Проведение научного исследования
П роведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план, в котором необходимо указать цели планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.
Результаты исследования: _________________________________________
При проведении исследования обсудите этические положения относительно:
— ненужных расспросов или вторжения в личную жизнь людей;
— необязательного использования животных в исследовании;
— ненужного злословия на человека или продукт;
— использования фотографий людей без их письменного разрешения;
— отсутствия ссылок на источники информации.
Шаг 10. Способы первичной обработки информации
Прочитай текст, оставляя пометки на полях
отмечается в тексте информация, которая уже известна
отмечается новое знание, новая информация
отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у представлениями, о чем вы думали иначе
отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
Историческая справка по созданию кадетского движения в России
Шаг 11. Работа с программой подготовки презентаций Power Point
Памятка по оформлению презентации
Презентация должна помочь слушателю, а не докладчику. Одной из наиболее распространенных и вредных привычек является чтение текста на слайдах. Это не только избыточность, но и верный способ сделать скучной любую, даже самую яркую презентацию. Показ презентации должен сопровождаться устной речью, дополняющей и описывающей (но не пересказывающей) отображаемую на экране информацию.
Все, что относится к публичному выступлению:
Название доклада и авторы
Формулировка решаемой задачи
Мотивация почтеннейшей публики
Наиболее важные подробности
Списки на слайдах не должны включать более 5-7 элементов. Если элементов списка все-таки больше, их лучше расположить в две колонки.
В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Гистограммы не должны включать более 4 категорий, а организационные диаграммы — более 5 элементов.
Полные развернутые предложения на слайдах таких презентаций используются только при необходимости цитирования.
Цвет. Учитывайте условия показа презентации. Традиционно конференция проводится в достаточно светлом зале и оптимальным является светлый фон слайдов и темный цвет текста. Чем больше контраст между фоном и текстом, тем четче презентация будет выглядеть.
Без сомнения, создание эффектных слайдов и картинок в современных офисных пакетах чрезвычайно простое и увлекательное занятие, однако не следует забывать, что эта презентация не предназначается для автономного использования (подробнее об этом написано в тезисе ноль). Посетители конференции пришли послушать умного человека, а не посмотреть медийные эффекты.
«Никогда не помещайте на слайд то, что можно передать без его помощи».
Шаг 12. Оформление научно-исследовательской работы
Оглавление. В нем последовательно излагаются названия глав реферата с указанием страницы, с которой начинается каждая глава (см. приложение 4).
формулирование проблемы исследования (выявление неизвестного или неизученного в той научной сфере, где будет проводиться исследование);
методика исследования. Указываются способы сбора и обработки информации, предполагаемые виды деятельности в ходе проведения исследования. Формулируются теоретические методы (анализ, синтез, абстрагирование и т.д.) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, эксперимент, беседа и т.д).
Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:
размещаются после библиографического списка;
в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;