Что такое практический интеллект

Творческий, аналитический и практический интеллект и его роль в творчестве

Творческий, аналитический и практический интеллект и его роль в творчестве

По моему мнению, творчество не сводится к способности генерировать новые идеи. Я полагаю, что это процесс, в котором сбалансированно сочетаются три важнейших аспекта интеллекта – творческий, аналитический и практический – те самые, наличие которых и является обязательным условием интеллекта успеха[94].

Первым и наиболее важным аспектом творчества является творческий интеллект, который заключается в способности выходить за рамки принятых норм и генерировать новые интересные идеи. Творческую натуру часто отличает выдающееся синтетическое мышление, способность видеть связи, скрытые для остальных людей. Но, несмотря на всю важность творческого интеллекта, творческие способности есть нечто большее.

Вторым аспектом творческих способностей является аналитический интеллект – способность анализировать и оценивать идеи, решать проблемы и принимать решения. У всех людей – даже у наиболее творчески одаренных – идеи бывают более или менее удачными. Но творческий человек, помимо всего прочего, должен уметь анализировать свои идеи и оценивать их достоинства. В противном случае он рискует потратить время и силы на сомнительные идеи, понижая шансы продвижения действительно замечательных идей. Более того, творческие натуры должны использовать свои аналитические способности для изучения последствий новых идей, а возможно, и для их тестирования.

Третий аспект творческих способностей – практический интеллект – заключается в умении превращать теорию в практику, а абстрактные идеи – в конкретные результаты. Одно из следствий теории инвестиций в творчестве состоит в том, что хорошие идеи сами по себе не реализуются. Необходимо убедить в их ценности других людей. Работавшие в школе должны сразу понять этот принцип. В школе, как и в любой другой организации, есть ряд укоренившихся идей по поводу ведения различных дел. Если кто-то хочет внести изменения в привычный порядок, необходимо «продать» свои идеи, то есть убедить коллег в их значимости. Практические способности нужны и для того, чтобы выделить среди в общем-то правильных идей те, которым можно найти конкретное приложение.

Таким образом, творчество перебрасывает мост между аналитическим интеллектом, описанным в предыдущей главе, и практическим интеллектом, на котором мы остановимся в следующей главе. Центральным пролетом этого моста является, безусловно, творческий интеллект, но подлинно творческая натура может состояться только при наличии сбалансированности всех трех аспектов. Человек, обладающий одним лишь творческим компонентом интеллекта, может одну за одной предлагать новые идеи, но обычно бывает не в состоянии отделить стоящие идеи от бесперспективных, не говоря уже о том, чтобы успешно реализовывать свои идеи. А обладатели только аналитического интеллекта, как правило, являются блестящими критиками чужих идей, но сами оказываются неспособными предложить что-нибудь новое и интересное. И наконец, если человек имеет высокий уровень одного лишь практического интеллекта, он может «продать» какую угодно идею, не представляя ее истинной цены. Таким образом, для обеспечения творческих способностей необходим баланс всех трех упомянутых компонентов.

Эта идея баланса играет особую роль в предложенной мной концепции интеллекта успеха. В нашем обществе во главу угла ставится количество. Чем больше, тем лучше. Больше денег, больше еды, больше интеллекта – в этом видится цель. Однако во многих культурах, особенно на Востоке, баланс – душевное равновесие – ценится превыше количества. В интеллекте успеха фактор равновесия играет по крайней мере не меньшую роль, чем количественный фактор, – как в смысле развития необходимых навыков, так и с точки зрения умения их использовать.

Баланс в такой же степени важен и при использовании творческих способностей. Вряд ли вы найдете еще человека, который бы так решительно отстаивал значимость творчества, как я. Но в то же время я убежден, что творческое начало должно быть сбалансировано с практичностью. Многие идеи можно назвать творческими, но на практике они бесполезны. Более того, для творчества должно быть свое время и место. У моего сына незаурядные творческие задатки, и он часто выходит из себя, сталкиваясь с необходимостью выполнять нудные требования школьной программы. Но эти требования нужно выполнять, если, конечно, нет действительно уважительной причины не делать этого. Я учу своего сына проявлять сдержанность и не тратить сил зря. Вступать в схватку имеет смысл лишь тогда, когда речь идет о действительно важных принципах. Но многие творческие натуры дискредитируют себя тем, что воюют по малейшему поводу, утомляя и раздражая окружающих. Обладатели интеллекта успеха способны постоять за себя и за свои принципы, но они готовы ввязываться далеко не в каждую драку.

Необходимо постоянно воспитывать и поддерживать понимание важности всех трех аспектов интеллекта. Не забывайте сами и повторяйте своим ученикам, что творческая натура всегда должна стремиться к равновесию творческого, аналитического и практического аспектов интеллекта. Такое творческое состояние имеет не меньшее значение, чем любые навыки творческого мышления[95].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Аналитический обход с фланга внутренней закрытой системы

Аналитический обход с фланга внутренней закрытой системы Мы видели, что Фрейд, столкнувшись с негативной терапевтической реакцией, пришел к заключению, что, действуя прямым образом, с ней невозможно справиться. В действительности анализ антилибидинального

Глава 6. Логика и интуиция в творчестве

Глава 6. Логика и интуиция в творчестве Ниже проблематика творчества будет рассмотрена преимущественно с позиции одного подхода – того, что заложен в российской психологии Яковом Александровичем Пономаревым (1920–1997), который в течение многих лет был лидером психологии

Глава 5 Музыка в детском творчестве

Глава 5 Музыка в детском творчестве Подавляя свои чувства, мы становимся их рабами. К. Роджерс 5.1. Музовость детства Музыка оказывает на человека одно из самых сильных воздействий, хотя механизм его еще слишком слабо изучен. Известно, что в Древнем Китае многие болезни

Аналитический склад ума

Аналитический склад ума Склонность к анализу определяется тем, насколько хорошо видны веки. Если веко полностью закрыто складкой кожи, это указывает на сильные аналитические способности. Такого человека интересуют детали: что, как и почему работает. Будьте готовы к

Теоретическая потребность в творчестве

Аналитический разбор причин госпитализации

Аналитический разбор причин госпитализации Когда я начал помогать больной, у меня не было ясного понимания, как я собираюсь это делать, но интуитивно я отчетливо чувствовал, что это возможно. Пришлось действовать в духе Наполеона — сначала ввязаться в бой, а потом, уже по

Аналитический паралич

Аналитический паралич Наш анализ рисков основывается преимущественно на том, сможем ли мы выбраться из сложной ситуации? Многие согласятся, что наличие выбора – хорошая вещь, что, когда нам позволено проявлять некоторый собственный контроль, это делает нас

Аналитический интеллект

Аналитический интеллект Элис (это реальная девушка, но имя ее изменено) была из тех, кого можно назвать мечтой преподавателей. На тестах она получала высокие баллы, хорошо успевала, да и вообще делала все, что может ожидать педагог от блестящей студентки. В результате Элис

Творческий интеллект

Творческий интеллект Одна студентка – назовем ее Барбарой – обладала интеллектом несколько иного рода. У нее были хорошие, но далеко не превосходные отметки. И преподаватели считали, что у нее просто отличные данные, хотя при тестировании девушка показывала довольно

Практический интеллект

Практический интеллект Селия (имя вымышленное) подавала заявление о приеме в аспирантскую программу по психологии, имея отметки хорошие, но не отличные, баллы по тестам высокие, но не слишком, рекомендательные письма тоже были хорошими, но опять-таки не отличными.

Глава 7. Ключ третий: чтобы решения работали, нужен практический интеллект

Глава 7. Ключ третий: чтобы решения работали, нужен практический интеллект Многим из нас знакомы ситуации, когда отличники в школе оказываются беспомощными в реальной жизни, и наоборот. Эти примеры служат нам постоянным напоминанием о том, что хорошие оценки в школе еще не

Успех в реальном мире и практический интеллект

Успех в реальном мире и практический интеллект Мы уже говорили о принципиальных отличиях академического интеллекта и интеллекта практического[123]. С какой стороны ни посмотришь, между проблемами реального мира (теми, что определяют течение нашей жизни) и академическими

Упражнение в творчестве и движении зигзагом

Упражнение в творчестве и движении зигзагом Давайте применим мудрость процесса к вопросам, которые у вас могут быть относительно одного из ваших более крупных проектов. Этим проектом может быть что угодно, над чем вы работаете в данный момент. Мы будем исследовать его

Коэффициент вербальной интеллектуальности и творческий интеллект

Коэффициент вербальной интеллектуальности и творческий интеллект Ваш творческий интеллект включает в себя способность использовать воображение, рисовать в уме картины, обращенные ко всем органам чувств сразу, создавать в мозге неожиданные и оригинальные

Источник

интеллект практический

Полезное

Смотреть что такое «интеллект практический» в других словарях:

интеллект: структура — Согласно Р. Кеттеллу структуру интеллекта описывает факторно аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта: 1) текучий (fluid) который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к… … Большая психологическая энциклопедия

интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия

интеллект — мыслительные способности, нус, умственные способности, разум, рассудок, ум, мозги, голова Словарь русских синонимов. интеллект см. ум Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

практический интеллект — Различна и сама интеллектуальная отсталость. Так, говорят о легкой интеллектуальной отсталости. Здесь сама отсталость и ее компенсация могут протекать независимо одна от другой и даже переходить в антитезу настолько, что одно звено представляет… … Словарь Л.С. Выготского

структура интеллекта — Согласно Р. Кеттеллу структуру интеллекта описывает факторно аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта: 1) текучий <fluid> который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется… … Большая психологическая энциклопедия

ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия

Кант Иммануил — Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней

ПОНИМАНИЕ — универсальная операция мышления, представляющая собой оценку объекта (текста, поведения, явления природы) на основе некоторого образца, стандарта, нормы, принципа и т.п. П. предполагает усвоение нового содержания и включение его в систему… … Философская энциклопедия

Источник

практический интеллект

Смотреть что такое «практический интеллект» в других словарях:

интеллект практический — (интеллект сенсомоторный) Понятие, введенное Ж. Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта в период от рождения до 2 лет, предшествующей периоду интенсивного овладения речью, в течение коей достигается координация восприятия и движения. На… … Большая психологическая энциклопедия

интеллект — Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия

интеллект — мыслительные способности, нус, умственные способности, разум, рассудок, ум, мозги, голова Словарь русских синонимов. интеллект см. ум Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

интеллект: структура — Согласно Р. Кеттеллу структуру интеллекта описывает факторно аналитическая теория, в коей выделяется два вида интеллекта: 1) текучий (fluid) который существенно зависит от наследственности и фигурирует в задачах, где требуется приспособление к… … Большая психологическая энциклопедия

ИНТЕЛЛЕКТ — (от лат. intellectus – понимание, познание). 1. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей, в том числе и способностей к изучению языков. 2. Система всех… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание), способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ШЕЛЛИНГ — (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 1854) один из виднейших представителей немецкой трансцендентально критической философии. В 1790 в 15 летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и… … История Философии: Энциклопедия

ШЕЛЛИНГ — (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 1854) один из виднейших представителей немецкой классической философии. В 1790 в 15 летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гельдерлином). В 1798, в… … Новейший философский словарь

ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) — один из виднейших представителей немецкой трансцендентально критической философии. В 1790 в 15 летнем возрасте становится студентом богословия Тюбингенского университета (вместе с Гегелем и Гёльдерлином). В 1798, в 23 года, профессор в Йене.… … История Философии: Энциклопедия

СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА — ’СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА’ (‘System des transzendentalen Idealismus’. Tubingen, 1800) центральная работа раннего Шеллинга, подготовленная на основе одноименного лекционного курса, дважды прочитанного им к этому времени в Иенском… … История Философии: Энциклопедия

Источник

Что такое практический интеллект

Что предсказывают тесты интеллекта (коэффициент интеллекта)?

Часто тесты интеллекта называют «тестами психического развития», т.к. основное, что они показывают – это степень приобщенности человека к определенной культуре и ее требованиям, но не показывают способности к познанию и развитию.

В некоторой степени показатель психометрического интеллекта (коэффициент интеллекта) предсказывает академическую успеваемость. Чем выше IQ, тем больше вероятность, что человек будет нормально учиться. Значительнее всего это зависимость выражена на начальном этапе обучения – с 6 до 13-14 лет, потом она начинает снижаться.
Но если ребенок плохо учится, то это не означает, что у него низкий IQ, т.к. на успеваемость влияют и другие факторы. (подробнее см. на нашем сайте УСПЕВАЕМОСТЬ И УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА )

Если говорить о показателях успешности в профессиональной деятельности, то психометрический интеллект (IQ) не является основным показателем. По разным исследованиям его вклад в профессиональную успешность до 20%.

Для различных видов профессиональной и учебной деятельности существует определенный порог коэффициента интеллекта. Если IQ ниже этого уровня, то человек не сможет заниматься этой деятельностью. Но выше этого порога на успешность в профессии начинают значительно влиять многие другие личностные характеристики человека.

Многочисленные исследования показали, что практический и общий интеллект очень слабо взаимосвязаны.

А какие есть средства развития практического интеллекта у детей?

Самое эффективное средство – это доверять ребенку самостоятельное решение каких-то реальных задач, разумеется, в соответствии с его возрастом. Чем раньше это начать, тем лучше (см. Кризис 3-х лет ).
Также важно помочь ему найти ресурсы, чтобы успешно справиться с проблемами и компенсировать то, что у него получается не очень хорошо.
Развитие практического интеллекта происходит при решении и анализе практических жизненных задач.
И помним, что успешность решения той или иной задачи зависит от контекста ситуации.

Социальный интеллект.

Социальный интеллект показывает, насколько человек способен правильно понимать свое поведение и других людей. От того, насколько он развит, зависит умение взаимодействовать с окружающими и адаптироваться в обществе. Он характеризует способность человека понимать себя и других.
Значение социального интеллекта очень велико для адаптации, успешности, выстраивания долгосрочных межличностных отношений, прогнозирования поведения другого человека.
Часто встречаются люди, имеющие высокий уровень «общих способностей» и знаний, но неуспешные в межличностных отношениях, с низкой адаптированностью, как в профессиональной, так и личной жизни.
Чем выше у человека способность видеть мир с точки зрения других людей, осознавать свое поведение, тем легче ему понимать межличностные ситуации и действовать в соответствии с этим пониманием.

А какие есть средства развития социального интеллекта у детей?

Для детей дошкольного возраста лучшим способом являются ролевые игры, в которых они получают опыт общения. Кстати, это одна из причин того, что дети, посещавшие детский сад или имевшие возможность общения со сверстниками в других местах, в целом лучше адаптируются к школе, чем дети, находившиеся в основном дома.

В подростковом возрасте иногда помогают специальные занятия, направленные на развитие понимания себя и других людей. Исследования показывают, что подобные программы дают эффект, хоть и не очень большой.

Но самым важным условием развития социального интеллекта является семья, стиль родительского воспитания. Именно в ней ребенок учится пониманию других людей и осознанию своего.

Роберт Дж. Стернберг «За пределами IQ: триархическая теория интеллекта».
Структура социального интеллекта Савенков А.И., Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2018. Том 7. № 2. С. 7—15.
Белова С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализации // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте.
Д. Шэффер Дети и подростки: психология развития.
В.Н.Дружинин Психология общих способностей.
М.А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования.

Источник

Практический интеллект. Как критически мыслить, моделировать ситуации, глубоко анализировать и никогда не обманываться

Что такое практический интеллект. Смотреть фото Что такое практический интеллект. Смотреть картинку Что такое практический интеллект. Картинка про Что такое практический интеллект. Фото Что такое практический интеллект

Что такое практический интеллект. Смотреть фото Что такое практический интеллект. Смотреть картинку Что такое практический интеллект. Картинка про Что такое практический интеллект. Фото Что такое практический интеллект

Что такое практический интеллект. Смотреть фото Что такое практический интеллект. Смотреть картинку Что такое практический интеллект. Картинка про Что такое практический интеллект. Фото Что такое практический интеллект

Что такое практический интеллект. Смотреть фото Что такое практический интеллект. Смотреть картинку Что такое практический интеллект. Картинка про Что такое практический интеллект. Фото Что такое практический интеллект

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Что такое практический интеллект. Смотреть фото Что такое практический интеллект. Смотреть картинку Что такое практический интеллект. Картинка про Что такое практический интеллект. Фото Что такое практический интеллект

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Отзывы 6

Что такое практический интеллект. Смотреть фото Что такое практический интеллект. Смотреть картинку Что такое практический интеллект. Картинка про Что такое практический интеллект. Фото Что такое практический интеллект

Первым делом что нужно сделать до и после прочтения сего труда, так это воспринять критически книгу о критическом мышлении. Уж сколько этих коучей развелось.)

Вообще, если упрощённо объяснять, то у каждого человека с рождения уже заложена определённая доля критичности по отношению к происходящему, которая так или иначе развивается в процессе последующего получения жизненного опыта.

Вопрос лишь в том, что в область критичного восприятия попадают лишь те объекты и ситуации, которые человек не хочет принять как данность и воспринимает как нечто мешающее спокойствию и целостности его «удобного» мирка. Мы сами выбираем то, за что цепляться, что отрицать, а что принимать на веру или как факт. Наша степень принятия и отрицания зависит лишь от тех знаний, которыми мы владеем. Чем большим количеством информации мы располагаем, тем более разносторонней мы принимаем окружающую действительность и тем более широкоформатна наша убеждённость в чём угодно, тем более вариативны наши действия. В качестве банального примера: можно верить в Бога и проводить хирургические опыты как академик Павлов и многие другие; можно сочувствовать кому-то, но отказывать в помощи и не вестись за собственными чувствами чтобы не поддаваться на обман или не действовать себе во вред; можно любить и доверять, но при этом не дать обвести себя вокруг пальца; можно прочесть множество материала с хвалебными отзывами, принять их к сведению, но сделать свои личные выводы, основанные на своём (и не только) опыте и той информации, которая опровергает или подтверждает то, что написано.

Книгу стоит почитать. Лучше с приличной скидкой.) Кому-то, как модно ныне выражаться, для «прокачки мозга». Кому-то для общего развития.

И, кстати, никогда не стоит забывать, что утверждения типа «думать эффективно» и «мыслить правильно» пустозвонны.) Такого в природе в принципе не существует. Человек – это не компьютер с чётко отлаженной программой. Любой человек изначально имеет право на ошибки, а соответственно и на работу над ошибками. Только так можно получить определённые выводы и свой личный жизненный опыт. Это нормально. Гонка за чужими идеалами – вот что не нормально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *