Что такое практика дхармы

Бесплатный курс по астрологии

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Дхарма. Что это и как использовать в повседневности?

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Дхарма. Что это и как использовать в повседневности?

Что такие дхарма и что делать, чтобы достичь гармонии и счастья с помощью этих знаний. Читайте в этой статье

Санскритское слово «Дхарма » — это важный термин в буддизме, который объединяет несколько духовных значений. Как и понятие «карма», это слово используется очень часто и представляет одну из трех буддийских драгоценностей. Что же означает Дхарма? И как мы можем ее использовать?

Дхарма как учение Будды

Прежде всего, это широкое понятие используется для обозначения проповедей и учений Будды об истинной природе Вселенной. Свою первую проповедь он произнес на окраине города Варанаси, в Оленьем парке под названием Сарнатх. Она представляет собой обзор страдания, пути выхода из него и называется «Четыре Благородные Истины».

1. Жизнь включает в себя страдание.

Будда говорил о трех типах страданий/неудовлетворенности.

2. Страдание вызвано желанием и цеплянием.

Из-за постоянного изменения всего того, что мы называем «реальностью», попытка удержать ее обречена на неудачу, как и попытка цепляться на любые вещи материального и нематериального мира.

3. Выход из страдания.

Это и есть благая весть о Дхарме. Можно положить конец страданиям и достичь свободы от вечного чувства неудовлетворенности. Для этого служит Четвертая Истина и привычки для тех, кто следует по пути Дхармы.

4. Чтобы развить свободу от страданий, человек должен практиковать особенные привычки, которые включают в себя:

Например, заболев, мы можем ощутить страх, гнев, отрицание, будем обвинять всех вокруг. Или же можем видеть в этой Дхарме указание и путь. Первый подход ведет к еще большему смятению, негативной карме и страданию. Второй подход ведет к постепенному растворению страдания и очищению кармы.

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Дхарма как цель человеческой жизни

Ведическая наука определяет четыре цели человеческой жизни: кама, артха, дхарма и мокша.

Но большинство из нас увязает в сетях низших целей и не ценит по достоинству цель высшую. Мы нередко ищем лишь наслаждений, власти или славы. Ведическая астрология помогает нам найти верный баланс в достижении всех целей.

Что означает колесо Дхармы?

Одним из древнейших символов буддизма является Колесо Дхармы, или дхармачакра на санскрите. Во всем мире оно используется для представления буддизма точно так же, как крест представляет христианство или Звезда Давида представляет иудаизм.

Традиционное Колесо Дхармы в Индии — это колесо колесницы с различным числом спиц. Оно может быть любого цвета, но чаще всего это золото. В центре могут быть три фигуры, вращающиеся вместе: символ Инь-Ян, второе колесо или пустой круг.

Этот символ Дхармы в Индии состоит из трех основных частей: ступицы, обода и спиц. На протяжении веков различные учителя и традиции предлагали разные значения для этих частей.

Вот некоторые общие представления о символике колеса:

«Вращение колеса Дхармы» — это метафора учения Будды. В буддизме говорится, что Будда трижды повернул Колесо Дхармы. Первым поворотом была проповедь в Оленьем парке, после просветления Будды. Здесь он объяснил Четыре Благородные Истины. Вторым поворотом было введение учения совершенства мудрости о природе шуньяты (пустоты). Третий поворот был связан с введением учения о природе Будды.

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Как практиковать Дхарму в обычной жизни?

Досточтимый Сопа Ринпоче предлагает следующие возможности для повседневной практики Дхармы, освобождения от страданий и улучшения жизни:

«С помыслом о достижении просветления

Ради благополучия всех существ,

Более драгоценных, чем исполняющий желания самоцвет,

Буду постоянно относиться к ним, как к дорогим.

Источник

Прикладной буддизм в бытовых ситуациях

Буддисты считают: чтобы практиковать учение, необязательно часами сидеть в позе лотоса, надев экзотические восточные одежды, и читать мантры. Практика Дхармы может осуществляться и в повседневной жизни. По их мнению, практика буддизма — не столько в молитвах, сколько в характере общения с близкими, в мыслях, с которыми они берутся за любую работу.

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

«Слово Дхарма значит «защитное средство». Это то, что мы делаем, чтобы избежать проблем», — говорит американский буддолог, историк и учитель дхармы Александр Берзин. Практика Дхармы, то есть буддистского учения, как раз направлена на избавление от проблем путем совершенствования нашего ума и развития сострадания.

Каким образом развитие сострадания к другим избавит от проблем? Буддизм учит, что каждый человек, который злится, наносит другим обиду словами или даже причиняет реальный вред, охвачен омрачением ума. Омрачение это состоит в следующем: человек несчастен, и он надеется с помощью злословия или дурных поступков облегчить это состояние, стать чуточку счастливее. Он завидует тем, кто выглядит более счастливым и спокойным, чем он сам. Понятно, что таким образом охваченный омрачением человек вряд ли добьется счастья, констатируют учителя буддизма, — и потому его стоит пожалеть.

Ведь в каждом, кто родился человеком, да и вообще в каждом живом существе есть частичка Будды. И гневаться нужно не на человека, а на омрачение, которое делает его несчастным и побуждает обижать окружающих. В своих лекциях учитель школы Гелуг Геше Джампо Тинлей сравнивает омрачение со злым человеком, который схватил палку и бьет собаку. Несмышленая собака может злиться на палку и даже кусать ее до тех пор, пока не догадается, что реальный вред исходит от того, кто эту палку держит. Также и с гневом: злиться нужно не на того, кто его проявляет: он в данном случае, подобно палке в руках злого человека, — лишь орудие «в руках» своего омрачения.

Напротив, к ближнему, который разгневан и говорит обидные слова, нужно постараться почувствовать сострадание: ведь такое поведение означает, что он несчастен. Это станет отличной практикой Дхармы в повседневной жизни.

Обидел ли вас кто-то намеренно или ненароком, говорят учителя буддизма, мысленно поблагодарите этого человека: он только что дал вам прекрасный повод потренироваться в практике учения. Если вы устояли и не обиделись — вы можете почувствовать радость от того, что сделали еще один шаг по пути Дхармы. Если же в вас вспыхнуло ответное раздражение — значит, человек попросту нашел ваше слабое место, задел самолюбие и пробудил гордыню. Запомните этот случай и работайте с ним!

Поясняя, что значит практиковать буддизм в повседневной жизни, Александр Березин определяет это так: «Когда у нас возникают проблемы, мы обращаемся внутрь себя, пытаясь найти их источник, и, как только мы определили его, пытаемся изменить ситуацию изнутри». «…Главная, глубочайшая причина наших проблем внутри нас самих — это наши собственные воззрения, особенно наши заблуждения», — подчеркивает он. Однако предупреждает: обращение внутрь себя в поисках корня проблемы не означает вынесения моральных суждений о том, хороший вы человек или дурной. В таком самообвинении или самовосхвалении нет смысла. Нам лишь необходимо выяснить, где глубинная причина наших страданий, чтобы устранить ее и стать счастливее.

Помощь другим живым существам — также практика Дхармы, которая может и должна, по мнению буддистов, стать ежедневной. Если муж заперся в комнате и медитирует, а жена моет посуду за всей семьей, то в данном случае жена — гораздо лучший практик буддизма, шутит Геше Джампо Тинлей. Нет смысла в многочасовом чтении молитв и исполнении практик, если ваши старания никак не проявляются в повседневной жизни, подчеркивает он.

Поводом практиковать Дхарму, по мнению адептов буддизма, может стать любая бытовая ситуация. Если вы стоите в пробке — вместо того, чтобы раздражаться, вы можете начитывать мантру с добрым намерением, чтобы дорога поскорее освободилась, и все участники движения могли продолжить свой путь. Совершая поездку в общественном транспорте, вы имеете возможность попрактиковать терпение и сострадание. Уступаете ли вы место, когда устали сами, раздражаетесь ли на тех, кто толкнул вас? Каковы ваши мысли в течение долгого пути? Учителя буддизма призывают задуматься об этом.

Буддисты считают, что не стоит разделять религиозные практики и реальную жизнь; для мирян события, которые происходят вокруг них, — лучшая школа буддизма. Если вы заболели и вынуждены находиться в постели, вы также можете использовать это время для размышлений о своей жизни, молитв и осознания своих омрачений. Любовь и семья — огромное поле возможностей научиться чему-то, стать терпеливее, оказывать поддержку и проявлять сострадание. Нужно лишь не бояться открыть свое сердце, быть благодарным за все хорошее, а в трудные минуты разногласий внимательно присматриваться к лучшим качествам своего избранника или избранницы.

Общение с пожилыми родителями — еще один пример такой ситуации. В наше время стало едва ли не модным обвинять родителей в том, что они не сделали для нас когда-то. Многие даже понимают смысл развивающихся ныне теорий психотерапии и психоанализа в том, чтобы обвинять своих родителей: дескать, они недостаточно любили нас в детстве, плохо заботились и стали причиной наших комплексов во взрослой жизни.

Но люди, мыслящие таким образом, по убеждению учителей буддизма, забывают: психотерапия, как и буддизм, утверждает, что каждый взрослый человек сам несет ответственность за свою жизнь. Быть может, кто-то забыл мысленно и вслух поблагодарить своих родителей за то, что они дали ему? Благодаря им человек появился на свет, они кормили его и одевали, дали ему знания об этом мире, а возможно, и неплохое образование. Быть может, они были не идеальны, но, наверняка, старались, как могли. Теперь человек сам ответственен за то, что происходит в его жизни, за формирование своего характера и собственные проблемы.

«Вместо того чтобы быть слугой своего себялюбия, старайтесь всеми своими поступками противодействовать ему. Это значит, что в своих поступках вы должны руководствоваться бодхичиттой (состраданием. — Ред.), желанием помогать другим, заботой о других. Если все, что вы делаете, каждый ваш поступок, становится противоядием от себялюбия, — это наилучшая, чистейшая Дхарма», — подчеркивает руководитель Фонда сохранения традиции Махаяны лама Сопа Ринпоче.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

X Нет иного выбора, кроме как практиковать Дхарму

X Нет иного выбора, кроме как практиковать Дхарму

неприятности, — выбора нет:

надо практиковать Дхарму

Его Святейшество Далай-лама часто говорит, что лучший способ провести свою жизнь –это прожить ее в уединенном месте, отрекшись от этой жизни и восьми мирских дхарм, однонаправленно сосредоточивая ум на постепенном пути к Пробуждению. Продвижение по пути Пробуждения — это лучшее, но не всякий способен на это.

Для тех, кто не может жить такой жизнью, но образован в Дхарме, наилучшей альтернативой является преподавание Дхармы другим. И хотя такие люди не могут практиковать полное отречение, они практикуют, сколько могут, и помогают другим. Третий вариант — для тех, кто недостаточно образован в Дхарме, чтобы учить других,-практиковать сколько возможно и служить обществу.

Выбора нет. Если вы не хотите страдать, то надо практиковать Дхарму. Таков вывод. Дхарма является единственным средством остановить возникновение проблем и дать душе покой. Нет ничего другого. Если вы не хотите страдать, практики Дхармы не избегнуть. Практика Дхармы означает отбрасывание находящихся в вашем сознании причин проблем и созидание причин счастья, которые тоже находятся в сознании.

Допустим, у кого-то тяжелая болезнь, неизлечимая обычными средствами. Это означает, что омрачения очень велики, и часто человек может выздороветь, только занимаясь интенсивной и длительной практикой Дхармы. Если, благодаря своей карме, он встретит ламу, могущего дать правильный совет по практике Дхармы и наставления по медитации, тогда он может выздороветь. Есть множество больных, которым не помогли лекарства, но которые исцелились, практикуя Дхарму. Люди излечивались от рака, занимаясь медитацией.

Один мой дядя, например, болел много лет. Он даже отправился в Тибет и посетил многих врачей, но ничто не помогало. В конце концов он встретил одного мастера медитации, жившего в Чароке, возле пещеры Лаудо, где я иногда бываю. Этот человек сказал дяде, что, поскольку болезнь вызвана его кармическими загрязнениями, ему необходимо провести большое очищение. Затем дядя получил наставления по предварительным практикам простирания, прибежища и т. д. — от этого ламы, а также от другого старого ламы, который все еще живет в Чароке.

Выполняя предварительные практики, дядя постепенно вылечился от своей болезни. Он совершил 700 000 простираний. Одновременно он еще и заботился о моей слепой бабушке. Он приносил ей пищу, выводил ее в туалет, приводил обратно и все такое. Он заботился о ней много лет.

Таких примеров множество. Когда внешние средства не могут избавить нас от нынешних проблем, мы должны принять прибежище в Дхарме. Мы должны практиковать Дхарму не только для того, чтобы предотвратить проблемы в будущих жизнях, но и чтобы прекратить нынешние страдания. Вывод таков: мы должны практиковать Дхарму.

Неважно, буддист вы или нет, нет иного способа разрешить жизненные проблемы и предотвратить возникновение новых. Сколько бы у вас ни было проблем, вы должны практиковать Дхарму. Пусть даже у вас нет времени, чтобы совершать длительные затворничества и много учиться, раз уж вы не хотите проблем и несчастий, делайте для практики Дхармы, что можете. Даже множество затруднений: болезни или проблемы взаимоотношений не оправдывают отказ практиковать Дхарму. Делайте, что можете, практикуйте Дхарму!

Пусть даже сейчас ваша карма не благоприятствует аскетической практике по примеру мастеров медитации, отрекшихся от этой жизни, но важно породить желание это сделать. Не надо думать: «Я не могу так жить, так что толку от выслушивания подобных наставлений?» Пользы много. Даже если невозможно практиковать сейчас, зарождение желания выполнить практику в будущем явится зерном возможности практиковать чистую Дхарму, жить аскетической жизнью, отринув восемь мирских дхарм. Таким образом можно преуспеть в осуществлении пути к Пробуждению.

Очень важно читать Ламрим. Можно много изучать Мадхьямакаватару, Абхисамаяланкару и другие философские тексты, но, пока вы не уделите внимание Ламриму, вы не узнаете смысл дхармы в миру. Пока вы не знакомы с такими текстами, как Отворяя врата Дхармы, дающими наставления по очень простой начальной практике, вы будете заблуждаться, полагая, что лишь малое число поступков является мирской деятельностью. Знакомство с этими наставлениями очень полезно для практики.

В каждом дне у нас есть много возможностей практиковать отречение, накапливать заслугу и достигать Пробуждения. Каждый день можно накапливать очень большую заслугу, выполняя созерцание божеств. Сюда вовлечено очень многое: начальное побуждение, подношения, самопорождение из пустоты в облике божества. Мы накапливаем очень большую заслугу, выполняя всего одну садхану.

Медитация на пустоте в течение всего лишь одной секунды уничтожает тяжкую плохую карму десяти недобродетелей. Сказано, что простое желание медитировать на пустоте очищает эту дурную карму и накапливает большую заслугу. Простое желание слушать учение Праджняпарамиты очищает многие кальпы тяжелой кармы, накопленной за прошлые жизни. Также, как сказано во Введении в практику бодхисаттвы, медитация на бодчихитте дает бесконечные блага в смысле очищения; это одно из самых могущественных средств очищения. Также и в смысле накопления большой заслуги бодхичитта является наиболее искусным методом.

Я думаю, что изложенные в Отворяя врата Дхармы практики очень важны. Они являются главным жизненным прибежищем и исключительно эффективны для ума. Они помогают преодолеть проблемы любого рода. Читать, обдумывать, и, особенно, практиковать Отворяя врата Дхармы — вот решение проблем.

Для мирян текст обрисовывает психологию, необходимую для разрешения проблем, особенно в те моменты, когда вы чувствуете, что ваша жизнь превратилась в ад, когда вы настолько несчастны, что хотите покончить с собой. Даже будучи мирянами, вы не можете всю свою жизнь посвятить следованию желаниям. Это уж слишком. Вы станете несчастны, если всецело отдадитесь желаниям и мирским заботам. Это сделает жизнь крайне тягостной и для вас, и для других. Еще до того, как родиться в аду, вы устроите себе ад в мире людей. И будете не только несчастны сами, но и приведете в ад много других существ, создавая для них множество проблем.

Что же касается монахов и монахинь, то для них воспитание ума является фундаментальной практикой. Без этого нельзя вести монашескую жизнь; затруднительным оказывается продолжение практики нравственности. Более того, данная практика является одной из важнейших опор духовного развития, осуществления пути Ламрима. Для монахов и монахинь это учение является основой практики, и его следует выслушивать и читать снова и снова, и помнить! Это настоящее прибежище, настоящая защита.

Вывод в том, что необходимо практиковать Дхарму, чтобы не позволить омрачениям полностью вами овладеть. Сколько бы у вас ни было трудностей и проблем, все равно нужно практиковать Дхарму. Вы должны практиковать, должны пытаться. Контролируя желание один, два, три, четыре раза в день, вы не создаете соответствующую дурную карму и не допускаете развития омрачающих мыслей. Необходимо практиковать Дхарму хотя бы для того, чтобы в вашей жизни хоть на мгновение настал мир. Вначале медитируйте о непостоянстве и смерти, затем тренируйте дух в системе Ламрима. Попытайтесь накапливать как можно больше заслуг и очищать неблагую карму.

Читайте также

3.1. Инструкции о том, как слушать Дхарму

3.2. Инструкции о том, как объяснять Дхарму

3.2. Инструкции о том, как объяснять Дхарму Инструкции о том, как объяснять Дхарму, даются в четырех разделах:1) размышления о пользе и преимуществах объяснения Дхармы; 2) порождение благоговейного отношения к Будде и Дхарме; 3) объяснение того, как нужно мыслить и как

Нет иного кроме Него

Нет иного кроме Него Я очень прошу Bас ответить, правильно ли я понял статью рава Й. Ашлага «Нет никого кроме Него или Шхина (ощущение Творца) в изгнании»: абсолютно все, что происходит в нашем мире, происходит только по воле Творца. Значит, человек не поощряется и не

1.2 Нет иного, кроме Него

1.2 Нет иного, кроме Него ( книга «Шамати», статья «Нет иного, кроме Него»)Сказано: «Нет иного, кроме Него», что означает, что нет никакой другой силы в мире, у которой была бы возможность что-то сделать против Творца. И то, что человек видит, что есть в мире силы и объекты,

Земной Дух защищающий Дхарму ГЛАВА ОДИННАДЦАТЬ

Земной Дух защищающий Дхарму ГЛАВА ОДИННАДЦАТЬ В это время, Дух земли Сильный сказал Будде Шакьямуни: «Почитаемый в Мирах. В прошлом, я воздавал почтение бесчисленным махабодхисаттвам, которые обладали невообразимой силой и мудростью и кто обратили бесчислинных живых

II Знание о том, как практиковать дхарму

II Знание о том, как практиковать дхарму Устрани порочные наклонности, приносящие страдание,развивай добрые наклонности,приносящие

X Нет иного выбора, кроме как практиковать Дхарму

X Нет иного выбора, кроме как практиковать Дхарму Если вы не любитенеприятности, — выбора нет:надо практиковать ДхармуЕго Святейшество Далай-лама часто говорит, что лучший способ провести свою жизнь –это прожить ее в уединенном месте, отрекшись от этой жизни и восьми

II Знание о том, как практиковать дхарму

II Знание о том, как практиковать дхарму Устрани порочные наклонности, приносящие страдание,развивай добрые наклонности,приносящие

Применяем Дхарму в нашей повседневной жизни

Применяем Дхарму в нашей повседневной жизни But the more that we understand the Dharma, then the more we can understand how it really does apply to our daily lives.Но чем глубже наше понимание Дхармы, чем обширнее наше понимание Дхармы, тем лучше мы понимаем, осознаём то, как именно применить Дхарму к нашей повседневной

5. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,

5. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, Хотя ты не знал Меня. Это, дважды повторенное замечание, подчеркивает, с одной стороны, высоту и силу Божественного Предведения, знающего о человеке все, задолго до его рождения, с другой —

6. дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. 7. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.

6. дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. 7. Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. Дабы узнали от восхода солнца и от запада. что… Я — Господь делаю все это. Третий и последний мотив

21. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня.

21. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. Кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Вопрос также

35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

35. виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. (Мк. 12:3; Лк. 20:10). Феофилакт говорит: «посланные рабы — это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т.е. современные пророкам лжепророки и лжеучители, недостойные вожди народа.

23. что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; 24. кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю

23. что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; 24. кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю «даже нитки и ремня от обуви не возьму.

Нет иного кроме Него

Нет иного кроме Него Я очень прошу Bас ответить, правильно ли я понял статью рава Й. Ашлага «Нет никого кроме Него или Шхина (ощущение Творца) в изгнании»: абсолютно все, что происходит в нашем мире, происходит только по воле Творца. Значит, человек не поощряется и не

Источник

Что такое дхарма в буддизме — как найти путь к просветлению

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Приветствуем вас, дорогие читатели.

Наша беседа сегодня посвящена одному из ключевых понятий буддизма – дхарме. У нее много форм и толкований. Это древнеиндийское слово, происходящее из санскрита. В тесно связанном с ним языке Пали Дхарма принимает форму Дхаммы. Но перевести слово для западного человека не так просто.

Рассматривая, что такое дхарма в буддизме, можно узнать, что ее определяют как фактор, составляющий опыт. Это указывает на каждый элемент, являющийся частью материальных и физических аспектов мира.

Отсюда следует, что все существует как дхарма либо включает ее. То есть из нее состоят атомы, мысли, облака, искусство, автомобили, звезды и утконосы. Дхамму также описывают как естественный ход вещей (универсальный закон) и учения Будды, которые указывают на эту истину и описывают Путь к ее реализации (другими словами, просветление).

Прежде всего, Дхарма представляет собой одну из трех драгоценностей буддизма. Это идеалы, которых следует придерживаться для вдохновения и приверженности практике. Три драгоценных камня – это Будда (совершенство просветления разума), Дхарма (учения и методы) и Сангха (пробужденные существа, которые руководят и поддерживают на Пути).

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Дхамма иногда используется для обозначения высказываний Будды и его ранних учеников. В более широком смысле она включает появившиеся впоследствии толкования и дополнения, разработанные различными школами, чтобы помочь объяснить и расширить учения.

Альтернативно дхамму можно рассматривать как высшую и трансцендентную истину. Она полностью выходит за пределы мирских вещей и относится к «закону» или конечной реальности (природе вещей).

Один из самых важных символов буддизма – это колесо Дхармы. Оно олицетворяет собой учения Будды. Тибетский термин для этого символа «колесо трансформации». Его движение служит метафорой для ускоренного духовного изменения благодаря учениям Будды.

Так, беседа учителя в Сарнатхе считается «первым поворотом колеса дхармы». Его проповеди в Раджгире и Шравасти олицетворяют второй и третий обороты. Восемь спиц – это символ Благородного восьмеричного пути.

Колесо также олицетворяет бесконечный цикл сансары или возрождения, которого можно избежать только с помощью буддийских учений. Некоторые последователи религии рассматривают основные части этого элемента как символы «трех навыков» в практике:

* Ось – это моральная дисциплина, которая стабилизирует разум.

* Спицы означают мудрость, которая применяется для поражения невежества.

* Обод представляет собой концентрацию, которая держит все остальное вместе.

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Иногда Будду сравнивают с опытным и умелым врачом, а Дхарму с подходящим лекарством. Но даже с самым замечательным доктором или эффективным препаратом пациент не излечится, если не следует курсу лечения. В этом смысле практика Дхаммы – единственный способ достичь окончательного освобождения, то есть нирваны.

Те, кто следуют по пути дхармы, должны развить в себе 10 важных качеств, неотъемлемо связанных с ней. Первое – это дхарти или терпение. В духовной сфере нереалистично ожидать немедленных результатов после начала практики. Другие качества:

* Кшама. Это момент, в который цикл действия и реакции прекращается по собственной инициативе человека.

* Дама. Это состояние достижения контроля над внутренними врагами, включая отказ от желаний.

* Астея. Буквально означает отказ от кражи, физической или умственной.

* Шаоча. Это чистота, внешняя и внутренняя. Первая относится к телу, одежде и окружающей среде. Внутренняя чистота – это ум.

* Индрийяниграха. Есть десять индрий или органов: пять сенсорных и пять моторных. Поскольку они осуществляют контроль над физическими действиями, их называют доминирующей сущностью. Индрии в свою очередь находятся под контролем умственной и духовной силы.

* Дхи. Если человеческий интеллект недостаточно развит, он становится разрушительным. Дхи означает доброжелательный разум, помогающий возродить общество, принося пользу не только людям, но и всем существам.

* Видья. Это внутреннее усвоение внешних целей. Делится на 2 типа: видья и авидья. Первая связана с внутренней жизнью, вторая – с внешней. Видья и авидья помогают добиться успеха в материальной и духовной сферах.

* Сатьям или истина, которая соблюдается в личной и общественной жизни.

* Акродха. Это отказ от гнева, который представляет собой пребывание под воздействием нервных клеток, а не более тонких слоев разума, поэтому он очень опасен. Гнев можно проявлять, только чтобы остановить нечестивые деяния грешных людей.

Дхарма и карма, которые связаны с концепцией справедливости, служат основой для буддийской этики. Они образуют космический путь, который ведет душу через реинкарнацию к конечной цели просветления. Два понятия связаны между собой: дхамма учит людей жить в ладу с миром, позволяя накапливать позитивную карму. Это дает возможность испытать благоприятные события в этой и следующей жизни.

Естественное состояние мира гармонично, и люди должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить это. Деяния, нарушающие естественный баланс, такие как война или кража, безнравственны. Карма – космическая сила, которая сопровождает как хорошее, так и плохое действие. Если люди не могут наблюдать дхарму и действовать в своих собственных интересах, они набирают плохую карму, что приводит к негативным событиям в будущем.

Дхамма – это своего рода очевидная истина в буддизме. Это естественное состояние всех вещей, и приверженцы узнают его через изучение писаний и медитации. Дхарма объединяет буддийский принцип Четырех благородных истин:

* Путь к прекращению страдания.

Карма, с другой стороны, представляет собой естественную причинную силу. Она пронизывает космос и направляет душу через многие жизни. Она учит, что у каждого действия есть последствия, а у каждого решения – результат.

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Буддизм также включает определение «Дхарма человеческих существ». Эта концепция известна как «5 принципов». Они основаны на моральном поведении, которое и делает мир людей терпимым. Эти заповеди помогают буддисту удержаться от плохих поступков и служат основой для дальнейшего роста дхаммы.

1. Я беру на себя обязательство воздерживаться от уничтожения живых существ. Это предписание распространяется на всех созданий, не только на людей. Все существа имеют право на свою жизнь, и его следует уважать.

2. Я беру на себя обязательство воздерживаться от взятия того, что не дано. Эта заповедь шире, чем просто отказ от воровства, так, следует избегать идей, если не уверены, что они предназначены для вас.

3. Я беру на себя обязательство воздерживаться от сексуальных проступков. Это предписание часто неверно интерпретируется как относящееся только к насилию. Оно охватывает любые чувственные излишества, даже чревоугодие.

4. Я беру на себя обязательство воздерживаться от неправильной речи. Помимо предупреждения лжи и обмана, эта заповедь охватывает клевету, а также разговоры, которые не приносят пользы другим людям.

5. Я беру на себя обязательство воздерживаться от опьяняющих напитков и наркотиков, которые приводят к беспечности. Эта заповедь относится к особой категории, поскольку она не предполагает внутреннего зла, например, в алкоголе, но злоупотребление им может быть причиной нарушения других четырех заповедей.

Буддизм учит, что эта жизнь – лишь одна из многих, но все они разные. Дхарма помогает людям избежать множества судеб. Придерживаясь принципа естественной гармонии, человек не только обеспечивает благоприятное перерождение, но и движется к буддийской цели. Это нирвана – состояние радости, в котором люди, наконец, освобождаются от цикла жизни и смерти.

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Духовные практики Востока

328 постов 878 подписчиков

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.

Я только одну дхарму знаю

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

так то про буддистскую этику более доходчиво поясняют фотографии тибетских рабов освобожденных кровавыми китайскими комуняками https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=тибетские рабы

Все религии не только одинаково бесполезны, но еще и вредны.

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Кто-то научный атеизм (историю мировых религий) в универе прогуливал?

Думаю тот, кто дочитает до конца, познает дзен и впадет в нирвану. Я не осилил.

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Нейрофизиология и буддийские истины о страдании и его прекращении

3. Существует состояние, в котором полностью нет страдания, оно называется нирвана (ниббана).

4. Существуют способы достичь ниббаны, например благородный восьмеричный путь или прямое постижение пустотности (не путать с пустотой).

Вопрос: Че вы тут втираете, я ваще не страдаю и никогда не страдал!

В отличие от дофаминовых, ГАМК-нейроны возбуждаются медленно, но всерьёз и надолго, таким же образом тормозя центр удовольствия. Это значит, что вслед за страстным желанием всегда следует страдание. Так работает наш мозг, теперь это объективная истина и если вы доверяете науке, то автоматически становитесь буддистами. Добро пожаловать. Кстати, мой паблик: vk.com/neurobuddhism

А что если просто вколоть в мозг дофамин?

Ничего. У нас в организме и так много дофамина. Название «дофаминовые нейроны» означает, что для передачи импульса по синапсам они используют дофамин, которого всегда достаточно в окружающих тканях. Вещества, используемые для терапии депрессии, повышают его концентрацию в синапсах (местах соединений нейронов), но их эффект никак нельзя назвать счастьем.

А если затормозить ГАМК-нейроны?

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Что же такое нирвана, полное прекращение страдания? Пока точно не ясно. Но если полагать причиной деятельность мозга (а почему нет?), то первым кандидатом будет прекращение деятельности и дофаминовых, и ГАМК-нейронов.

Благородный восьмеричный путь прекращения страдания очень жестко требует развивать этику с моралью, концентрацию (самадхи) и распознавание (випассану).

Если открыть справочник по мозгу, то там будет написано, что ППИ отвечает за мораль, концентрацию и распознавание ошибок.

Если мы посмотрим на мозг медитатора через современную аппаратуру, то увидим, что больше всех активирована передняя поясная извилина. Бинго!

Что такое практика дхармы. Смотреть фото Что такое практика дхармы. Смотреть картинку Что такое практика дхармы. Картинка про Что такое практика дхармы. Фото Что такое практика дхармы

Впрочем, это все равно не дает ответов за нирвану, но по крайней мере, подсказывает, что для эффективной практики нужно развивать не только концентрацию, но и мораль.

То есть, благородный восьмеричный путь тоже основан не на пустом месте. Воздержание от воровства, лжи и грубости так же важно для прекращения страдания, как и оба вида медитации, самадхи и випассана.

Без этого ППИ не прокачается, и человек останется мотивирован исключительно дофаминовым центром хотения-страдания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *