Что такое практикум для педагогов

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация»

Что такое практикум для педагогов. Смотреть фото Что такое практикум для педагогов. Смотреть картинку Что такое практикум для педагогов. Картинка про Что такое практикум для педагогов. Фото Что такое практикум для педагогов Елена Кузнецова
Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация»

«Занятие в детском саду: формы и организация»

ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ

— основная форма организации познавательной активности ребенка;

— динамическая, совершенствующаяся процессуальная сис­тема, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

— элементарная структурообразующая единица учебною про­цесса, с реализацией определенной части учебной программы;

— единичное звено в системе учебно-познавательной дея­тельности.

Следует выделить основные признаки занятия:

• по временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

• занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: разви­тие речи + изобразительная деятельность);

• ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, кото­рый организует процесс передачи и усвоения учебного материа­ла, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

• группа работает по единой программе, согласно сетке позна­вательной деятельности;

• занятие проводится в заранее определенные часы дня;

• в течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в це­лях преемственности ДОУ и школы);

• заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельно­сти ребенка на занятиях).

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюде­ния за детьми дошкольного возраста):

• выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

• умение прогнозировать свою деятельность;

• умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

• самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

• скорость преобразования способа деятельности в соответ­ствии с изменившимися ситуациями;

• возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

• поиск целесообразного варианта (переключение или изме­нение варианта).

Традиционные занятия и их классификациям

Классификацию традиционных занятий логично осу­ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен­дации к современным программам, нецеле­сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате­риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе­ние, закрепление и расширение представлений детей.

Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с мето­дами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида дея­тельности.

Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

— по музыкальной деятельности:

— теоретические и т. д.

Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и струк­туру занятий, вариативными остаются методы, приемы и после­довательность структурных компонентов.

Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида дея­тельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

Классификация традиционных занятий. скачать>>>

Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по гори­зонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Ме­неджер»).

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детек­тивной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чу­дес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на во­просы: что? где? когда).

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактиче­ских принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разно­образных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ре­бенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание за­нятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Метод моделирования и конструирования.

• Решение логических задач.

• Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

• Эмоциональная насыщенность окружения.

• Мотивирование детской деятельности.

• Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование).

• Проблемные ситуации и задачи.

• Неясные знания (догадки).

Комплексные и интегрированные занятия.

«Словарь иностранных слов»:

«Словарь русского языка» СМ. Ожегова:

«Советский энциклопедический словарь»:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:

— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео, формы работы с семьёй и педагогами.

Что такое практикум для педагогов. Смотреть фото Что такое практикум для педагогов. Смотреть картинку Что такое практикум для педагогов. Картинка про Что такое практикум для педагогов. Фото Что такое практикум для педагоговКонсультация для педагогов ДОУ «Организация празднования Дня Победы в детском саду» Важным этапом воспитания патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, знакомство с историей страны, развития эмоциональной сферы.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Семинар для педагогов «Методики ТРИЗ в детском саду». Часть 1 Как вам кажется, с какого возраста следует приобщать детей к теории решения изобретательских задач? Пока вы думаете, мы ответим: с детского.

Источник

Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей

Что такое практикум для педагогов. Смотреть фото Что такое практикум для педагогов. Смотреть картинку Что такое практикум для педагогов. Картинка про Что такое практикум для педагогов. Фото Что такое практикум для педагогов Галина Александровна Васюкова
Семинар-практикум как эффективная форма повышения профессиональной компетентности воспитателей

В современных условиях на фоне возрастающих требований к качеству образования и профессиональному уровню педагогов.Возникла задача:

— создать активные условия для повышения квалификации и реализации каждым педагогом своих профессиональных возможностей.

Огромное значение в этой ситуации имеет методическая работа, проводимая в ДОУ, которая является действующей силой в повышении профессиональной компетентности воспитателей, помогая им осваивать современные достижения науки и практики, поддерживать инициативу и активность. Она ориентирована на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно – образовательной деятельности в ДОУ.

В МДОУ «Детский сад №2 «Боровичок» своя система повышения квалификации педагогов ДОУ через самообразование и разные формы методической работы:

групповые (педагогические советы, консультации, семинары – практикумы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры, мозговой штурм);

— индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседование, наставничество).

Важным при этом является подбор эффективных методов и форм методической работы. Одной из таких форм в нашей ДОО стал семинар – практикум. Опыт проведения рассмотрим на конкретном примере. Перед началом работы в ДОУ выявлена неоднородность кадрового состава,а именно образовательный диапазон педагогов:

— педагоги с высшим профессиональным образованием – 35%;

— педагоги со средним профессиональным образованием – 65%; а так же отличающихся профессиональными и личностными интересами.

Основной формой работы стал постоянно действующий семинар – практикум «Мотивация к самосовершенствованию и профессиональном у росту, самореализации», в рамках которого реализуются различные активные и интерактивные методы повышения профессиональной компетентности воспитателей, что позволяет поднять работу с педагогическим кадрами в ДОУ на новый уровень. Деятельность семинара – практикума заключается в совместном активном поиске новых подходов к работе с детьми, родителями, представителями других социальных структур, а так же в развитии творческого потенциала педагогов, их энтузиазма и инициативы.

«Путешествие по карте»;

«Путешествие по реке времени»;

«Детское исследование, экспериментирование»;

— «Практический метод «Сопере»;

— «Игра – ситуация «Вот такая карусель»;

— «Игра – ситуация «Превращалки»;

«Су-Джок терапия в логопедической работе»;

«Театрализованная деятельность» и др.

Для того что бы оценить, на сколько данные формы деятельности оказались интересными в работе с детьми, педагогам предложено заполнить таблицу

Оценка работы по предложенным педагогами форм деятельности по развитию «Культуры речи»

Результаты, которые были достигнуты на занятии детьми

Что получилось на занятии

Трудности, с которыми столкнулся воспитатель

Основная цель заполнения – развитие рефлексивных способностей. Мотивации опыта, структурирование знаний.

Следующим этапом работы может быть разработка мини – проекта «Структура интерактивного занятия». Цель этого задания – развитие прогностических, творческих, коммуникативных умения, инициативности. Каждая группа должна разработать и обсудить на сколько она эффективна. Приведу пример структуры интерактивного занятия, разработанные воспитателями ДОУ.

Пример структуры интерактивного занятия

Для детей ___группы

Дети смогут: (называть, выбирать, отвечать, проявлять, определять, отличать, отмечать, выделять, сравнивать, оценивать, приводить примеры, рассказывать, предложить, описать, высказать, составить и др.)

Для занятия нужно: (перечисляются все материалы, включая раздаточные)

Ход занятия

Основная интерактивная часть

Обратная связь (вопросы к детям)

«О чем вы подумали в момент, когда….»;

«Как вы поступите в следующий раз в подобной ситуации?»;

«Какую пользу приносит это животное или труд конкретного человека?»

«как я могу поступить в подобной ситуации?»;

«Что оказалось для вас новым, полезным, знакомым?»;

«Поднимите руки те, кто считает…»

(Это примерные вопросы, не привязанные конкретной теме занятия, которые может задать воспитатель детям)

Завершается семинар – практикум рефлексией. Воспитателямпредлагается продолжить предложение: например, «После занятия….я чувствую…., я знаю…., я умею…», или используя «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки – кружки (красного, зеленого и желтого цвета)

Игра «Прямой эфир». Представьте, что Вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному развитию речи. и др.

Опыт организации и проведения семинара – практикума позволяет сделать вывод, что данная форма методической работы является эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Использование различных видов творческих заданий и упражнений формирует сплоченность коллектива, позволяет воспитателям снять психологическое напряжение, шире использовать активные и интерактивные технологии в работе с детьми, родителями, социумом.

Темы семинара – практикума могут быть самыми разными. В текущем году в ДОУ были проведены следующие семинары – практикумы:

«Доступные и интересные дошкольникам формы деятельности при организации НОД педагогами для развития культуры речи»

«Значение подвижных игр для физического развития ребенка»

«Развитие творчества ребенка в процессе рисования»

«Как адаптировать ребенка к условиям детского сада» (с родителями)

«Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию у детей интереса к чтению и развитию речи «Дочки, сыночки, мамочки»

«Росток, доверенный нам мамой, лелеем, любим и растим»!

Источник

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит»

Что такое практикум для педагогов. Смотреть фото Что такое практикум для педагогов. Смотреть картинку Что такое практикум для педагогов. Картинка про Что такое практикум для педагогов. Фото Что такое практикум для педагогов Боцулко Оксана
Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит»

Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами.

— Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

— развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников.

Сегодня мы с вами проведем занятие на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями, игры и упражнения с элементами рефлексии.

— В начале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день, Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Я предлагаю следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение.

1.«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.

(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать) и т. д.

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

3. Составим письменный портрет.

— 1подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

-2подгруппа «Самый трудный родитель в общении»

4. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»

Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются листочки с началом стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа малых группах)

— Все любят послушных, приветливых деток.

Капризных, упрямых – не любит никто…

— Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

— Родители часто сердясь и бронясь,

С ребенком теряют душевную связь…

-Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

— Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не стоит надувать…

Прочитайте стихи коллегам.

5. Тест «Важней всего погода в ДОУ»

Примите результаты теста без обид и задумайтесь …

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

Съедаете что-то другое.

Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Зная об особенностях сотрудников, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.

Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».

Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты для себя как педагога.

(раздаются листочки с фразами)

— Коллеги отозвались не лестно о вас…

-Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…

-Вы сегодня поздно встали и не успели накраситься и попить кофе.

-Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому педагогу… и т. д.

Семинар-практикум «Умения общаться с воспитанниками» Семинар-практикум «Педагогическая этика общения» Тема:1 «Умения общаться с воспитанниками» Семинар-практикум для педагогов проводится с.

Что такое практикум для педагогов. Смотреть фото Что такое практикум для педагогов. Смотреть картинку Что такое практикум для педагогов. Картинка про Что такое практикум для педагогов. Фото Что такое практикум для педагоговКонсультация для педагогов и родителей «Что значит выражение «Ждать у моря погоды» и чем можно заняться в это время» Наверное, многие из вас слышали такое выражение: «Ждать у моря погоды». Что же оно значит? Откуда взялось? Почему именно у моря, а не,.

Что такое практикум для педагогов. Смотреть фото Что такое практикум для педагогов. Смотреть картинку Что такое практикум для педагогов. Картинка про Что такое практикум для педагогов. Фото Что такое практикум для педагоговКонсультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости» Консультация для родителей «Что значит быть здоровым? Это значит жить в радости». Универсальных средств для здорового образа жизни нет,.

Презентация для педагогов ДОУ «Семинар-практикум по ЗОЖ» Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей. Метод: «Дерево.

Семинар-практикум для педагогов «Повышение мастерства педагогов ДОУ в организации работы по ФЭМП у дошкольников» Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы педагогов в процессе формирования элементарных математических.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Современные формы организации познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников” Цель: совершенствовать.

Семинар-практикум для педагогов. «Современные технологии общения педагогов с родителями» Цель: Анализ собственного опыта общения с родителями воспитанников. Поиск резервов для более эффективных форм работы, выделение причин возможных.

Семинар-практикум «С улыбкой по жизни» для педагогов ДОУ Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива. Задачи: 1) Обучить новому приему позитивного мышления. 2) Снятие.

Деловая игра для педагогов «Учим детей общаться» Часть1. Организационный момент. Вступительные слова- «Приветствие» Воспитание- сложный процесс, требующий от педагога умения понимать детей,.

Источник

Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении

Что такое практикум для педагогов. Смотреть фото Что такое практикум для педагогов. Смотреть картинку Что такое практикум для педагогов. Картинка про Что такое практикум для педагогов. Фото Что такое практикум для педагогов Анна Катькалова
Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении

Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении.Цель: Повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как консультация и семинар-практикум.

Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.

Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К. Д.Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».

Начать свое выступление мне бы хотелось с разъяснения, что же такое консультация.

Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультациивозникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.

Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям. Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.

К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультациядля педагогов должна отвечать следующим требованиям:

1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.

2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.

Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.

3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.

Планировать отдельно консультациидля воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.

4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.

5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.

Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.

6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.

Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.

Конечный результат любого методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу.

Методы проведения консультаций

Изменения в государственной политики в сфере образования смена приоритетов, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу, внесли свои коррективы в условия работы воспитателя, в частности в методику проведения консультаций.

Сегодня используются различные методы проведения консультаций.

1. Проблемное изложение материала. Воспитатель ставит проблему и сам ее решает, через раскрытие системы доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Слушатели при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли выступающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя слушатели при таком методе консультирования не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем.

2. Поисковый метод. При использовании поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Он обладает целым рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к педагогам они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать выводы. Таким образом, сущность метода обучения сводится к тому,что:

— не все знания слушателям предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно;

— деятельность выступающего заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.

Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими слушателями на основе работы над программами

3. При обмене опытом между воспитателями целесообразен метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по темам вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избрать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Тот, кто готовит консультацию в виде эвристической беседы, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания получат воспитатели и к каким выводам придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.

4. Метод дискуссий. По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Ведущему дискуссии нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроения участников, создавать атмосферу доверия.

5. Деловая игра. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки, совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению различных педагогических и организационных проблем. Непосредственная разработкаматериалов деловой игры включает в себя следующие этапы:

— создание проекта деловой игры;

— описание последовательности действий;

— описание организации проведения игры составление заданий для участников;

Специалистами-психологами замечено, что экспериментатор-консультант, сомневающийся в истинности полученных данных, не может быть хорошим лектором-популяризатором. Его мышление должно быть ориентированно на точность, достоверность данных. Безусловно, многое зависит от личности консультанта, от его уверенности в себе, а в силу этого и в своих достижениях.

При организации консультирования встают вопросы установления адекватных взаимоотношений между консультируемым и консультантом. Можно выделить несколько профессионально необходимых качеств контакта при организации консультирования:

• Терпимость по отношению к другим;

• Деликатность умение до конца построить и выдержать свою линию поведения

• Умение проанализировать с консультируемым ситуацию затруднений.

Основой эффективной педагогической деятельности является непрерывный процесс образования педагога.

Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица)форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель (ведущий семинара) в этом случае является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это интерактивная форма обучения, которая позволяет достичь высокой эффективности.

Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.

Главными задачами семинаров-практикумов являются:

— совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;

— развитие творчества и фантазии педагогов;

— обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;

— создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;

— создание реально выполнимых рекомендаций.

Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:

1. Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;

3. Практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.

Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.

Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.

Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов

Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *