Что такое правда человека
Правдивость – качество свободного человека.
Каждому приятно осознавать, что он способен выбирать свой сценарий жизни и быть тем, кем он хочет быть. Однако, так получается далеко не всегда и нуждаясь в определенном отношении окружающих или определенной выгоде, человек начинает генерировать ложь, приукрашивая факты, искажая их или вовсе придумывая их. Так или иначе, такие ситуации случаются достаточно часто и в них попадают или попадали практически все люди. Правдивость, в таком случае, является не самым оптимальным исходом, но именно правдивость является той моделью поведения и тем качеством, которое позволяет человеку оставаться свободным действительно достигая значительных высот, оставаясь самим собой. Сейчас мы разберём почему это так.
Что такое правдивость?
Правдивость – это качество, характеризующееся сознательным отказом от лжи, искажения правды, нарушения обещаний и договоров.
Правдивость – это образ действий, при котором человек возлагает на себя ответственность за цену собственного слова. Такое поведение ставит в приоритет не мнение, а факты и собственное расположение духа. Большинство же людей склонны обманывать окружающих, нарушать обещания и искажать истину ради приобретения славы, денег или почёта. Можно сказать, что без лжи в современном обществе практически невозможно действительно продвинутся на вершины многих сфер.
Правдивость – это отсутствие разницы между словом и действием. Мысль согласуется с произнесенным словом, а слово согласуется с действием.
Искренне правдивый человек понимает что ложь сама по себе опасна, так как чаще всего выдает желаемое за действительное. А это, свою очередь, не только не способствует решению реальных проблем, но и искажает восприятие солгавшего, заставляя его не только придумывать всё новую и новую ложь ради поддержания предыдущей, но и постоянно беспокоиться по поводу того, что его раскроют.
Правдивость – это способ общения с окружающим и самим собой, который позволяет воспринимать действительность такой, какая она есть и именно таким образом действовать. Именно из понимания и принятия не всегда приятных фактов, человек способен по-настоящему изменить в своё жизни всё необходимое и преуспеть в своём деле, а также понять себя и изменить то, что мешает ему жить. Ложь, в этом случае, будет лишь способом подавить совесть и найти себе оправдание, но искажение истины никогда не является методом решения проблемы.
Чем опасна ложь?
Прелесть лжи заключается в том, что ложь даёт человеку желаемое без самого труда или каких-то условий. Например, можно соврать о том, что были какие-то достижения, получив при этом уважение окружающих. Сами достижения в этом случае совсем не нужны. Так и получается, что лживый человек чаще всего не представляет собой и половину из мнения о нём. Причем ложь имеет такую природу, что она заставляет человека верить в неё.
Так, деформированное ложью сознание человека теряет связь между трудом и достижением, то есть плодом труда. Ложь является быстрым и эффективным способом получить желаемое и из этого возникает закономерный вопрос – зачем что-то делать, если можно просто постоянно врать? Затем, что ложь – это то лекарство, которое лечит симптомы, а не саму болезнь. Ложь – это пластырь на инфицированную рану.
Если у человека есть определенные потребности, в которых он нуждается сильнее всего и методом их достижения является ложь – это важнейший сигнификатор того, что у него искренне не получается достигнуть желаемого. Ложь в этом случае – это метод, который не даёт реального роста из которого и получается возможность достигать действительного результата. Так и получается, что, желая, получить что-то приходится прибегать к лжи, но так как никакой способности к достижению желаемого нет, а желание есть, то ложь снова и снова является тем инструментом, которым пользуется человек, изменяя его сознание в сторону подсознательной неспособности что-то изменить и хоть как-то потрудиться.
Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чем помнить.
Однако, чаще всего ложь происходит из нежелания конфликта, тем самым только отстраняя человека от действительного решения проблемы. Так или иначе, в этом случае ложь является катализатором, который лишь накапливает проблемы, вместо их решения. Стремление отсрочить конфликт лишь усугубляет его, делает хроническим. Речь идёт как о конфликтах с другими людьми, так и о внутренних проблемах.
Для разумного человека, который ставит принципы и развитие выше желаний, ложь опасна в плане самообмана и склонностью во впадание в иллюзии. Это, чаще всего, проявляется как завышенная самооценка относительно своего реального прогресса. А вместе с этим, часто возникают и требованию к окружающим, которые должны проявлять должное уважение к такому «развитому» человеку. Это встречается достаточно часто, однако по-настоящему проявляется редко. В таких ситуациях, обиды не всплывают наружу, так как есть страх потерять хорошее мнение у окружающих. Ложь порождает ложь. Искаженное восприятие собственного прогресса приводит к обиде, высказывание которой невозможно из-за зависимости от мнения, что тоже своего рода ложь. Итак, обида накапливается и превращается в презрение и отвращение, а затем и в ненависть.
Сама необходимость врать, говорит о том, что человек находится в неправильной ситуации, а значит необходимо что-то менять. Не столь важно является ли источником неправильного поведения прошлые поступки, которые привели к такому положению или сами черты харатера, которые являются источниками повторяющихся ситуаций в которых приходится лгать – это необходимо исправить, либо активными действиями, которые подразумевают выход из сложившейся ситуации, либо работой над характером, который означает избавление от тех негативных качеств, снова и снова приводящих к обману. Лёгкий путь приводит к тяжелым положениям.
Чем полезна правдивость?
Правдивость, как уже было сказано, даёт возможность действовать исходя из реального положения дел. Решать действительно важные проблемы, а не просто избавляться от симптомов. Правдивость – это именно то качество, которое позволяет открыто признать как собственные недостатки перед другими и самим собой, так и честно следовать принципам, которые избрал для себя человек. Находить разные оправдания, под предлогом которых можно нарушить данное себе или другим обещания – значит обманывать самого себя, а потерять доверие к самому себе означает убийство своей воли и доверия к себе. Если человек не верит себе, то он неспособен поверить в самого себя, а отсюда и неуверенность. Ведь если человек раз за разом нарушает данные себе обещания и не выполняет намеченные планы – разве может он быть уверенным в себе? И наоборот, честно и прилежное исполнение данных себе обещаний делает человека внутренне тверже и сильнее, чем вызывает уважение не только у окружающих, но и у самого себя. Так рождается уверенность.
Очевидно, что слово правдивого начинает обладать значительным весом среди людей, а это значит, что одного слова будет достаточно для того, чтобы изменить отношение людей к чему-либо. Если постоянно говорить правду, то в любом случае все начинают воспринимать слова как правду, а если постоянно говорить ложь – то все слова будут подвергаться сомнению. Это называется репутацией.
Правдивому человеку не о чем беспокоиться, так как его не ожидает расплата за раскрытую ложь, а сама потребность быть честным вынудит отказаться от разных скольких и опасных видов деятельности, которые подразумевают наказание, чаще всего это преступления связанные с обманом и мошенничеством, а также нарушением договоров. Отсутствие беспокойств и внутреннее спокойствие для правдивого человека являются естественным состоянием бытия, так ему не о чем беспокоиться ведь все итак знают о нём все или он сам может ответить на это без всякого волнения. Правдивость приводит к умиротворению,
Самая большая польза, которую приносит правдивость – это реальное понимания себя, с помощью которого становится возможно изменить свою жизнь в лучшую сторону. Тогда как ложь будет лишь способом замаскировать тот или иной недостаток. Правда, в таком случае, будет неприятной, но именно осознание собственного недостатка как недостатка позволит работать с ним и исправить его на достоинство. До тех пор, пока находятся оправдания – просто невозможно что-то действительно изменить, так как ум будет постоянно избегать внутренней работы, ведь она, по большей части, нелицеприятна.
Как привнести правдивость в жизнь и характер?
Правдивость лежит в основе характера у которого принципы выше наслаждений. Это означает, что воля и разум сильнее стремления наслаждаться. В человеке, чей ум сильнее воли и разума – ложь всегда будет возникать естественным образом как путь достижения разнообразных наслаждений, будь это мнение людей или какая-то конкретная выгода. Таким образом, для достижения правдивости следует, во-первых, отказаться от лжи как метода достижения желаемого результата.
Во-вторых, следует отказаться от восприятия мнения окружающих как указателя на истинность и значимость чего-либо. Если осознавать, что мнение большинства всегда представляет собой дурной вкус, то это легко понять, но для этого необходимо немного приподняться в своей осознанности над большинством. Тогда становится очевидно, что мнение большинства – это пыль, которая летит по ветру. Ветер меняет направления, а пыль – летит за ним. Не столь важно что конкретно воплощает ветер, но важно понимать, что мнение переменчиво и неустойчиво, вчерашний почёт может обернуться всеобщим отторжением, а потому не следует слишком сильно об этом беспокоиться. Почёт приходит сам собой тому, кто искренне трудится ради достижения своих целей, а тот кто действует ради почёта прикладывает огромные усилия как получить его, так и удержать.
В-третьих, следует развить дисциплину, силу воли и разума, которые способны контролировать колебания ума, которые являются источником действий. Поступать сообразно разуму – означает ставить правильные цели и целенаправленно действовать, не отвлекаясь ни на мнение окружающим, ни на разнообразные трудности и радости, которые возникают во время достижения цели. «Делай что должен, и будь что будет».
В-четвертых, правдивость, пока она не является утвержденной и естественной для характера, должна быть не средством, а целью. Сознательная выработка правдивости – это такой же процесс, как выработка любого навыка и требует определенного внимания, сил и времени. Нельзя сказать, что можно утвердиться в правдивости на ровном месте, ведь в повседневной жизни всегда может возникнуть соблазн солгать. Следует возвести истину в принцип и следовать ему, пока он не отпечатается на характере и станет неотделимым качеством в сердце.
Сама по себе, правдивость приходит вместе с осознанием того, что в жизни нечего скрывать, так как никаких прегрешений за собой не наблюдается. Так проявляется правдивость, но правдивость и приводит к такому положению. Ведь этот принцип опирается не на достижение какой-то выгоды или мнения окружающих, а на самого человека и таким образом, самому человеку становится естественным образом необходимо быть искреннем и отказываться от различного рода прегрешений, достигая таким образом состояния совершенства. Таким образом, правдивость является путём к наивысшей точке развития, целью которой являются не материальные наслаждения, но духовное совершенство и осознание себя как источника своих бед и радостей.
Как следует проявлять правдивость в повседневной жизни?
Правдивость, по определению, это:
Также правдивость подразумевает, что вы не совершаете тех поступков, которые вы сами для себя определили неправильными, при этом не находя оправдания или каких-то уловок для того, что обойти данное себе обещание. Распространенным примером такого поведения является «самопохвала». Это означает, что сам факт совершенного труда означает возможность насладиться чем-то запретным, просто потому что человек посчитал себя «молодцом». Чаще всего, это выглядит как поедание пирожных после тренировки. Причем эти пирожные не только нивелируют пользу от тренировки, но и приносят даже вред с точки зрения дисциплины. Такая «самонаграда», в большинстве, является первым шагом на пути к отказу от дисциплины и заведенного порядка.
Правдивость означает, что вы отвечаете честно или сознаетесь в проступке, если вы ответственны за него перед кем-то. Например, у вас спросили – вы ответили. Или вы совершили проступок перед кем-то или нарушили обещание – вы признались. Это означает, что вам не обязательно быть рупором самобичевания и сознаваться каждому прохожему в своих проступках. Хотя такой образ действий и помогает более детально увидеть слабость своего характера, по сути, правдивость не означает необходимость рассказывать всем о своих пристрастиях, пока об этом не спросят.
Что касается ответственности, обещаний, проступков или договоров – то в этом стоит честно признаться только людям с которыми вас связывают эти договоры, обещания или ответственность. Например, вы пообещали тренеру отжиматься 100 раз в день – вы этого не сделала – вы ему об этом сказали.
В повседневной жизни, правда должна быть насколько это возможно приятной и мягкой. Например, у вас спросит ваше мнение о себе человек, который известен как прокрастинатор и бездельник, то неправильная правда будет звучать так: «Ты бездельник». Дело в том, что такая правда вряд ли как-то действительно способна изменить жизнь и, в большинстве случаев, вызывает лишь отторжение и агрессию. Приятная и мягкая правда будет звучать примерно так: «У тебя есть потенциал, но ты его растрачиваешь впустую». Такая правда даст поддержку и потенциальную цель, а суровую правду знают и так и слышат каждый день. Приятная правда даёт благо.
Обладать правдивостью — значит излагать факты как они есть, ради блага других людей.
Шрила Прабхупада – комм. к БГ 10.4-5.
Правдивость не должна приносить беспокойства окружающим, то есть правда не должна навязываться и быть произнесенной в неподходящей обстановке. Приятная и мягкая правда достигает цели, особенно если она сказана к месту и при правильных обстоятельствах. Особенно, если это выражается не только в словах, но и в поступках. Например, более уместно вместо того, что указывать человеку на запах изо рта благом будет дать ему жвачку. Это поможет решить проблему действием, а не просто замалчивать это или солгать не желая кого-то обидеть.
Правдивость должна быть спокойной и лишена ненужных подробностей – если вам необходимо ответить, отвечайте на вопрос, если вам необходимо признаться – сознайтесь. Часто люди начинают оправдываться или искать виноватого, сваливая ответственность на обстоятельства или других людей. Однако суть правдивости заключается в принятии ответственности за свои поступки и слова на самого себя.
Правда не должна быть радикальна и чаще всего её необходимо применять в отношении самого себя. Не стоит требовать от других быть кристально чистыми, если начали стремиться к правдивости. По статистике, человек обманывает за 10 минут – 3 раза и стоит быть готовым к тому, что несмотря на вашу честность вас будут обманывать.
Ложь допустима, если соврав вы избавите невиновного человека от страданий. Была история о том, как аскет давший обет честности не смог соврать бандитам о том, где скрывает их жертва – женщина с ребёнком. По легенде этот аскет попал в ад за то, что стал источником страданий и несправедливости, когда мог этого избежать. Очевидно, что укрывательство преступника от правосудия – это ложь, а укрывательство невинного человека от расправы – это благо.
Если мы затронем тему бытовой лжи, маленькой лжи, к которой прибегают люди для того, чтобы облегчить взаимодействие с окружающими или, например, сделать сюрприз, то это допустимо. Однако, следует осознавать что любой порок начинается с небольших проступков и если ложь начала выходить за рамки такой формата – это следует строго пресекать в самом себе. Пороки всегда подобны маленьким комкам, которые катятся со снежных высот. Через некоторое время они не только превращаются в огромные снежные шары, но и являются причинами лавин.
В отношений достижений и проступков, ничего зазорного в том, чтобы скрывать или преуменьшать благие поступки нет, ровно, как и в том, чтобы преувеличивать свои дурные проступки. То что человек выставляет на свет, теряет своё влияние на него. Если совершен хороший поступок и он был всем поведан – то награда будет заключаться в том, что все начнут уважать за это, а сам эффект внутреннего блага пропадает. Уважение – это вся награда и никакой хорошей кармы, благодати или прочих наград свыше не будет, ровно как не будет и ощущения блага внутри сердца.
Когда же человек вскрывает свои прегрешения – они также теряют силу и наказанием человека будет мнение и отношение к нему окружающих. Конечно, это не означает что искупление греха заключается исключительно в том, чтобы рассказывать всем о своих проступках, но это поможет искупить их, смягчит наказание и поможет исправиться, чтобы больше не совершать подобных действий.
Правда освобождает
Правдивость является качеством свободных людей, так как только свободные люди, которые независимы от мнения окружающих и того, как правда может повлиять на их жизнь способны позволить себе такую роскошь как быть искренним. Правда освобождает, тогда как ложь связывает свободу, заключая её во все новые и новые путы обмана не только изнутри, но и снаружи. Ведь редко ложь останавливается на одном обмане.
Правдивость – это качество, характеризующееся сознательным отказом от лжи, искажения правды, нарушения обещаний и договоров. Также, правдивость представляет собой полное принятие ответственности на себя за свои слова и поступки, а также сообразие мыслей, слов и действий. Правдивость позволяет действительно изменять мир вокруг и внутри себя, тем самым позволяя приблизиться к совершенству и Абсолютной истине, не искажая настоящие принципы, следуя которым раскрываются духовные блага. Правдивость почитается как одна из основ религии и считается, что возможность становится лучше и стремится к совершенству, базируется именно на правдивости. Именно это качество воспевается во все времена всеми достойными людьми и во всех значимых религиях. Такое качество позволяет действительно ощутить внутри себя счастье и перемены в лучшую сторону, а труд потраченный на приобретение этого качества многократно окупается свободой и состоянием наполненности. Счастье в обмен на труд. Удачи.
Зачем мы врем, почему врут нам. Разговор с психотерапевтом о природе лжи
Для чего начинать разговор о таких, на первый взгляд, понятных вещах? Ведь все кажется очевидным: ложь — это плохо, правда — хорошо. Если бы все было так просто, скорее всего, ложь в нашей жизни встречалась бы намного реже. Мы предлагаем обсудить тему именно потому, что мир далеко не черно-белый. Что вы скажете о лжи во благо? Насколько опасно обманывать самого себя? Может ли ложь или утаивание правды стать оправданным защитным механизмом? Обо всем этом сегодня мы поговорим с психотерапевтом Еленой Карачун.
Кто это?
Елена Карачун — врач-психотерапевт «Центра здорового сна». Окончила Гродненский государственный медицинский университет, после чего два года работала в РПБ «Гайтюнишки». Являлась главным внештатным психотерапевтом Минской области, работая в МОКЦ «Психиатрия-наркология». Обучается психоанализу по стандартам Международной психоаналитической ассоциации. Стаж работы в психиатрии — более 10 лет.
Феномен правды
— Что такое ложь? Почему люди так часто врут?
— Ложь — это искажение истины. Это слово происходит от греческого «кривой», а «правда» — от греческого «прямой». Думаю, можно сказать: смысл лжи заключается в том, чтобы избегать столкновений и конфликтов, условно — уйти в сторону.
С точки зрения психологии ложь бывает разной, у каждой лжи свои цели. Я буду опираться на психоаналитическую теорию, потому что ложь здесь рассматривается как феномен отношения личности к ее представлениям об окружающих людях. По одной из классификаций есть три основные причины лжи, все они имеют корни в нашем детстве и проходят через всю нашу жизнь.
Первая причина — мы лжем, когда мы боимся быть неприятными, считаем, что недостойны любви, внимания или уважения, и стараемся выглядеть более привлекательно, со своей точки зрения, искажая правду. Такой вид лжи выражается в том, что люди в повседневной жизни преувеличивают или приукрашивают что-то, пряча правду о себе. Думаю, подобное происходило с каждым из нас.
В худшем варианте, например, когда ребенок был не принят в семье, не мог быть открытым и правдивым, ему приходится создавать оболочку «ложное я». Термин ввел психоаналитик-педиатр Дональд Винникотт, который заметил, что некоторые дети, стараясь сохранить отношения с недружелюбным или безразличным окружением, начинают приспосабливаться, формируя о себе удобное для окружающих представление, в которое и сами верят. Это может отразиться на всей их дальнейшей жизни: как правило, такие люди потом приходят в терапию с ощущением пустоты, говорят, что не чувствуют себя настоящими. Человек неожиданно для себя открывает, что внешность или качества, которыми он обладает, нравятся окружающим, но ему самому не доставляют никакого удовольствия.
Вторая причина лжи — попытка скрыть что-то способное нести для нас опасность. В патологическом варианте, если возвращаться к детско-родительским отношениям, такая ложь появляется, когда родители начинают атаковать ребенка, не принимать его, забирать то, что ему нравится. Как правило, такой тип лжи формируется в отношениях с преследующим, тоталитарным, контролирующим человеком. В природе мы бы назвали это мимикрией, попыткой слиться с общим фоном. Держать информацию в тайне — это все равно лгать, потому что такие обстоятельства искажают представление о нас в глазах окружающих.
Третий тип лжи очень опасный. Он возникает тогда, когда ребенок сталкивается с нелицеприятными вещами, реальностью, например, он узнает, что его родители не так богаты или что у него нет способностей к спорту или учебе. Если эти откровения травмируют, а еще и подогреваются окружением, используются как повод для унижения, ребенок испытывает стыд. В результате ключевого фактора — унижения возникает садистическая ложь.
Когда человек накапливает ощущение стыда и униженности, он начинает мстить окружающим. Ложь становится инструментом войны, втягивания других в свой спектакль. Манипулируя окружающими, искажая их реальность, такие люди испытывают бессознательное удовольствие. Садистическая ложь по праву приравнивается к насилию.
— Чем с точки зрения психоанализа отличается ложь от правды?
— На самом деле, все очень просто: правда никому не принадлежит. Попробую расшифровать. Ученые пытаются понять, как устроен мир, они ищут правду. Это требует массы усилий, умения видеть мир глазами других, проверки теорий на состоятельность. Или искать правду о себе — это значит подвергать себя сомнению, размышлять о том, какой ты, тестировать себя в отношениях с окружающими, получать обратную связь. Все это — поиск с результатом, который очень трудно предугадать заранее. Это встреча с незнакомым, которое всегда вызывает тревогу, а еще и требует немалых внутренних ресурсов для поиска. Помогает этому процессу любопытство, характерное для всех людей в большей или меньшей степени.
Коротко: феномен правды заключается в том, что она существует сама по себе, ее невозможно контролировать, она вызывает тревогу, ее требуется постичь.
Ложь — это всегда творение. Она возвращает человеку комфортную для него иллюзию контроля. При этом возникает парадокс: ложь никогда не дает опоры — ни тому, кто лжет, ни тому, кого обманывают, потому что они точно не знают, что происходит на самом деле.
Иногда врать полезно?
— Можно ли сказать, что социальная норма «важно говорить правду» чем-то подкреплена? Может быть, это просто договоренность, которая совершенно необязательна? Или есть что-то более важное, чем социальная норма?
— Здесь я бы говорила о бессознательных контрактах — правилах, которые мы воспринимаем как сами собой разумеющиеся, принимаемые на бессознательном уровне. Все-таки, когда это возможно, лучше говорить правду хотя бы потому, что это позволяет не искажать реальность, оставлять прозрачными, опирающимися на твердую основу отношения между супругами, друзьями, коллегами. Конечно же, идеальное государство — то, где люди очень четко понимают, что происходит в стране, доверяют ее руководству. Определенно правда позволяет строить более здоровые и плодотворные отношения.
Еще ложь очень тесно связана с чувством справедливости, ведь даже у двух людей могут быть совершенно разные представления о том, что справедливо, а что — нет. Балансируя в рамках своей шкалы ценностей, кто-то с низким доходом может посчитать, что не совершает ничего дурного, обманывая другого, очень богатого человека или, например, государство. Для кого-то это даже может стать актом восстановления справедливости.
Но на самом деле мир не черно-белый, наши возможности не равны. Кто-то может больше заработать, кто-то талантливее или удачливее. Многим очень сложно жить с осознанием этого факта, который, наверное, стоит назвать правдой. Еще раз: правда не в том, что, если у тебя нет денег или определенного таланта, ты хуже. Правда в том, что мы разные. Это сложно, поэтому некоторые принимают решение идти по кривой, уйти в сторону или держаться за собственную версию, отстаивая субъективную справедливость.
Ложь убивает доверие, это глобальная проблема. Я бы очень хотела точно знать, что таксист, везущий меня, не хочет сейчас спать, врач, к которому я иду на прием, позаботился о своей квалификации, государство, которому я плачу налоги, потратит их на поддержание благосостояния — моего и людей, действительно в этом нуждающихся.
Работа психотерапевта заключается, по сути, в том, что каждый день он лечит людей правдой. Наша задача — показать то самое, чего обратившийся за помощью не хочет замечать. Но в моем деле очень важно понимать, когда сказать правду.
Некоторые готовы ее принять в какой-то определенный момент: ни раньше и не позже. Формируя представление о мире, мы часто врем себе и другим, потому что некоторую правду узнать больно, стыдно, страшно, порой — невыносимо.
При садистической лжи один человек считает, что он кукловод, а остальные в его мире — куклы, которыми можно играть. Получается, кукловод унижает своей ложью окружающих. И когда мы обнаруживаем правду, у нас есть два способа реагировать: можно протестовать, заявляя лжецу, что ты не готов мириться с унижением, и отстаивать свою точку зрения посредством дискуссии, с помощью фактов, поступков. Второй способ — согласиться с ложью, но тогда ты остаешься униженным, промолчавшим — и это унижение никуда не денется. Как будто не замечая, во что тебя втянули, ты продолжаешь жить с этим искажающим твою реальность ощущением. Часто говорят, что правда связана со страхом, но это скорее не страх узнать правду, а страх почувствовать унижение из-за того, что ты обманут или использован.
Почему не любят правдорубов
— Какими качествами должен обладать человек, постоянно говорящий правду? Удобен ли он для общества? Правдорубов часто сравнивают чуть ли не с блаженными…
— Давайте вспомним: ложь защищает от страха и стыда. Представьте, что кто-то в резкой форме начинает обнажать перед вами нелицеприятные моменты. Вы к этому не готовы, вы, по сути, не хотите знать правду. Всегда же есть бессознательный контракт в паре: каждый из супругов что-то «не замечает» в партнере, такие же контракты есть в отношениях с руководством или во взаимодействии гражданина и государства. Здесь важно понимать, что все эти больные вопросы не похоронены — рано или поздно они всплывут, с ними придется столкнуться, ведь, как мы уже говорили ранее, правда, в отличие от лжи, существует сама по себе, вне зависимости от нашего желания.
Коллега рассказывал мне о случае из практики. Он показал зависимому человеку анализы, свидетельствующие, что у того начался цирроз печени. Знаете, какова была реакция? Пациент задумался и изрек: «Мда… жену я могу обмануть, а вот печень — нет». И если бы такое пациент мне сказал на сеансе психотерапии, я показала бы ему, что существует две части его личности. Первая, как и жена, не хочет знать правду, готова быть слепой и обманутой, не думать о последствиях. Вторая понимает правду и пугается ее. И после мы бы говорили об этом конфликте.
Правдорубы не стремятся восстановить объективную, всем необходимую справедливость, а больше хотят раскрыть тайны и тем самым унизить оппонента.
Но ведь есть люди, которые, методично отстаивая истину, ставят перед собой цель не эффектно унизить, а именно восстановить равновесие. Их поведение отличается желанием услышать оппонентов, проверить свою правду на крепость. Влияние таких людей, возможно, сначала не так бросается в глаза, но очевидно, что выражение такой честной позиции благотворно влияет на всех.
— Часто вранье оправдывается как «ложь во благо». Возможно ли такое вообще?
— Очень тонкий вопрос. В любом случае здесь важно спросить себя, почему человек, который лжет во благо, оставил себе право решать, говорить правду оппоненту или нет.
— В советской медицине повсеместно существовала практика не сообщать смертельно больным людям о трагических последствиях, к которым приведет болезнь: предполагали, что пациент может не справиться с правдой, она ему только навредит…
— Врачи до сих пор не любят подробно говорить о тяжелых диагнозах, обсуждать их. Какое-то время в белорусской медицине пытались вводить информированное согласие, но прижилось это далеко не во всех сферах. Как правило, у врача просто нет времени проникнуться проблемами пациента, переварить их и искренне, с сочувствием ответить. Это плохой пример лжи во благо.
Я, вообще, думаю так: многие говорят, что врут, чтобы не ранить близкого или не накалять обстановку. Мы не имеем права на такую ложь, так как она касается другого человека, лишает его самого ценного — возможности контролировать собственную жизнь. Обманывая, ничего не говоря, мы оставляем за собой контроль над его жизнью. Такой контроль, по сути, садистическая ложь.
В советской системе воспитания детдомовцам не говорили, кто их родители, считая, что таким образом оберегают их от стресса. Эта практика была распространена и во многих других странах. Французский психоаналитик Француаза Дольто переломила ситуацию, очень сильно повлияв на институт приемных родителей и детских домов во Франции. Она считала, что ребенок способен пережить любую правду и травмирует его не правда, а как раз таки тайна — ложь. Травма заключается в том, что в какой-то момент у ребенка, не знающего правду, ломается картина мира. Поэтому детские дома во Франции являлись хранителями информации о природных родителях приемных детей. Ребенок в любой момент времени, когда он чувствовал, что готов, имел право приехать и узнать, кто его настоящие отец и мать.
Опасность самообмана
— Человек, часто повторяя ложь, в какой-то момент начинает в нее верить сам. Как это можно объяснить?
— Это вполне понятная ситуация: в большинстве случаев человек банально не хочет знать правду. Я неоднократно наблюдала, как люди, приходящие ко мне за помощью, с готовностью верят в очевидную ложь от партнеров, запрещая себе увидеть реальное, но очень неудобное положение вещей. Говоря просто — предпочитали любить не человека, а свое идеалистичное представление о нем. Они чувствовали, что, узнав правду, не смогут ее контролировать, она заставит взглянуть иначе на себя и того, кто рядом. Самообман же создавал иллюзию контроля.
Еще один вариант самообмана заключается в том, что человек не может увидеть в себе причину своих несчастий. В этом случае обманывающий себя считает, что кругом враги, мешающие его процветанию. Эта ложь защищает от правды о том, что в нас есть сторона, которая нам очень не нравится, за которую может быть стыдно. Эта ложь основана на проекции — я вижу в окружающих то, чего не хочу о себе знать.
— Кризисные периоды в жизни многих государств, как правило, делят общество на несколько противоборствующих сторон, каждая из которых свято верит, что является носителем истины, в то время как оппоненты — или глупцы, или лжецы. Как можно объяснить этот феномен такой «многоликой правды»?
— В случае больших потрясений общество попадает в ситуацию расщепления и регресса. Грубо говоря, оно откатывается на ранние ступени мышления, по сути к периоду, когда мир в представлении человечества выглядел как сказка, где было четко разделено добро и зло. Попробую объяснить: говоря о своей повседневной жизни, многие из нас наверняка скажут «здесь все сложно». Мы замечаем полутона, понимаем, что вещи могут иметь двойные, порой противоречивые смыслы.
Когда напряжение нарастает, сознание, стремясь спастись от чрезмерной нагрузки, впадает в регресс, дающий облегчение через иллюзию понимания простоты мироустройства. Есть лишь ложь и правда, хорошее и плохое, черное и белое. В таких условиях измотанной нервной системе проще принимать решения.
Примечательно при этом, что враги (это происходило всегда, во всех конфликтах, во всем мире) будут обвинять друг друга в том, что делают сами. И мы все чаще будем слышать «сам дурак, сам дурак, сам дурак…». Расщепляясь и примитивизируя оппонентов, мы наделяем их всеми негативными сторонами абсолютного зла (в том числе и своими собственными, которые уже не имеем силы замечать), а себя видим сугубо положительными героями — абсолютным добром.
В отличие от животных, люди наделены самопознанием. Представляя себе самих себя, мы склонны впадать в крайности, которые были навязаны нам обстоятельствами и внутренними механизмами защиты. Если человек говорит, что в его детстве абсолютно все было ужасно или, наоборот, прекрасно — это верный признак того, что у него есть серьезные проблемы с искаженным представлением о мире. Пройдя терапию, осмыслив и приняв происходившее, он, скорее всего, скажет, что детство было разным: и хорошим, и плохим. Это будет примирение с правдой.
То же самое можно перенести и на уровень общества — ему важно перестать делить все на черное и белое.
Мы должны все время вспоминать о критическом мышлении, тестировать себя и окружение. Нужны факты, а не их интерпретация, требуется находить в себе любопытство, позволяющее проявлять интерес к противоположной точке зрения.
Важно задавать себе вопросы, дающие правдивые, но неудобные ответы. Мне говорят, что хотят меня защитить, почему я не чувствую себя в безопасности? Мне говорят: на противоположной стороне — враги, почему же эти люди были товарищами еще недавно? Меня уверяют: все просто, почему до этого все было сложно? Это тяжелая психическая работа, но лишь в результате нее мы сможем отличать правду от лжи и принимать собственное, осмысленное решение о том, что с ними делать дальше.