Что такое правила дорожного движения 5 класс
Классный час ПДД (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Знай правила дорожного движения
Цель: Совершенствование знаний учащихся по правилам дорожного движения .
Систематизация знаний учащихся по правилам дорожного движения.
Развитие навыков конструктивного взаимодействия, взаимопомощи, толерантности.
Воспитание чувства взаимоуважения.
Развитие творческого, логического мышления, коммуникативных навыков.
Повторение правил дорожного движения
Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Все машины ездят по строгим правилам, но и для пешеходов тоже есть правила.
Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения, которые обязан знать каждый ученик. Давайте вспомним эти правила:
Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
Если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут навстречу транспорту или наоборот?
В каком месте пешеходы должны переходить дорогу?
Какой сигнал светофора запрещает движение?
Как правильно переходить дорогу?
Викторина «Знаете ли вы правила дорожного движения?»
Класс делится на 2 команды и выбирает своего капитана. Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.
Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)
По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
Кого мы называем «участниками дорожного движения»? (пешеходы, водители, пассажиры).
Как называется «зебра» на дороге? (пешеходный переход).
Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).
Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
Подводим итоги викторины.
Конкурс «Угадай знаки».
Какие дорожные знаки вы знаете? Дорожных знаков очень много. Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет – красные, синие и особая форма – круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
Предупреждающие знаки – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю – приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога.
У запрещающих знаков изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Следующая группа – предписывающие знаки. У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Информационно-указательные знаки. Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Как вы думаете, как называются эти дорожные знаки, и что они означают? (показываем знаки)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классный час для 4-5 класса «Правила дорожного движения»
Автор: Прикман Надежда Сергеевна, учитель, Омская область, Полтавский район, село Платово
Описание: Данным внеклассным мероприятием могут воспользоваться учителя начальных классов, а так же учителя пятых классов. Беседа о правилах дорожного движения научит детей, как правильно вести себя на дорогах.
Цель: Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1. Образовательные: расширить понятие детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Развивающие: развивать внимание детей, умение переходить дорогу, правильно ходить по тротуарам в разную погоду.
3. Воспитательные: воспитывать желание быть в безопасности на дорогах.
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! как вы уже догадались речь сегодня пойдет о правилах дорожного движения.
2. Основная часть
Учитель. Поэтому мы будем усердно изучать правила дорожного движения, чтобы уберечь себя от опасности. А правил здесь не так и много, только есть обязательное требование к каждому из вас — все, без исключения, должны четко выполнять их. А почему так категорично? Отвечу вам на это так. Вот в школе вам задали выучить правило. Вы не сразу сели его учить. Прошел день, второй. А про правило вы уже и забыли. В школе вспомнили, но подумали, что «пронесет». А на уроке учитель спросил вас это правило. Вы краснеете, потому что стыдно, что дети знают, а вы — нет. Но такую досадную ошибку вы можете исправить, если завтра выучите и расскажете это злосчастное правило. Ну, поставит вам учитель единицу, вам стыдно и дома может папа или мама приказать и перед друзьями неловко, но все это можно исправить. А вот когда вы не изучили правила дорожного движения и не захотели их выполнять, то делаете вы в данном случае огромную ошибку, потому что вас может постичь страшная беда. Какая именно? Не досадная единица, нет! Беда бывает страшной, когда человека сбивает машина.
Он может потерять руку или ногу, получить страшные разрывы тканей и внутренних органов, сотрясение мозга и еще множество болезненных травм, от которых может остаться калекой на всю жизнь или умереть. Приходилось ли кому-то из вас видеть человека после ДТП? Он страдает от невыносимой боли, от своего уродства и неполноценности, а самое страшное, когда такой человек остается прикованным к кровати. Поэтому надо всегда помнить об этом и делать соответствующие выводы: Правила надо знать и выполнять — это самое главное и самое важное для вашей жизни и здоровья.
В нашей стране правостороннее движение. Поэтому автомобили двигаются с правой стороны по проезжей части. А пешеходы тоже придерживаются правой стороны на тротуаре.
На проезжей части людям стоять и разговаривать, ходить и кататься на роликах и других спортивных орудиях запрещено.
Детям до 14 лет на проезжую часть на велосипедах выезжать строго запрещено.
Устраивать игры на дороге категорически запрещается, потому что дети, которые бегут за мячом, ничего другого не замечают и довольно часто попадают под колеса.
Переходить дорогу нужно только в установленном месте — на переходах.
Если таких нет, то надо следить за дорогой и переходить только тогда, когда вблизи нет транспортных средств, а также следить за световыми сигналами поворота, которые подают машины.
На железнодорожных путях нельзя играть и ходить по ним — это опасно.
Надо помнить об обязанности пассажира, когда вы находитесь в общественном транспорте.
Никогда не пробегайте дорогу! Это очень опасно, ведь ты можешь споткнуться или поскользнуться и упасть, а тем временем быстро приближается автомобиль, который не может сразу остановиться.
Даже на отведенных местах для перехода никогда не беги, а сначала хорошо посмотри, все ли транспортные средства остановились, потому что и водители бывают разные: один безопасный, а второй уставший и внимание у него притупилось, другой не разглядел свет светофора и продолжает ехать, а еще другой хочет быстрее проскочить, потому что спешит.
Никогда не переходи дорогу по проезжей части, если есть подземный переход. Он для того и существует, чтобы свободно двигался транспорт, а пешеходы ему не мешали. Подземный переход для людей достаточно удобный и безопасный.
На некоторых дорогах есть сооружение в виде моста для поднятия вверх путей сообщения, для перехода или переезда через дороги и т. др. Это — эстакада.
Никогда не показывай своего «геройства», перебегая дорогу перед транспортом, который движется.
Это может для тебя закончиться трагически.
Самое главное при переходе дороги — это твое сосредоточено внимание!
А вот еще правила для учащихся, которые решили пойти на экскурсию. Здесь все должны двигаться «синхронно». Представьте себе, что целый класс ведет учитель, а дети идут, как им вздумается: один летит вперед, а другие отстают, кто-то кричит, другой задрал голову и налетел на столб. «Один в лес, другой — по дрова» — так говорит о таких детях народная мудрость.
И учителю стыдно, что дети не умеют себя вести. Чтобы этого не произошло, то надо идти парами, на один шаг друг от друга, чтобы на тротуаре вы могли свободно разминуться с людьми, которые идут вам навстречу. Когда дорога мокрая и скользкая, также надо правильно ходить. Никогда нельзя идти по бордюрам, потому что они скользкие, вы можете поскользнуться и ненароком попасть под колеса. И если тротуар скользкий, то нельзя в снежную или морозную пору разгоняться и ехать, потому что вы можете не только упасть, но и сбить прохожих. А когда на тротуарах есть лужи от дождя, то их надо обходить, чтобы не испачкать ни себя, ни других людей. Следовательно, надо учиться жить среди людей, чтобы ни себе, ни другим не доставлять неприятности. Это не только правила поведения на дороге, но и правила культуры.
3. Подведение итогов.
Что же, время для рассказа пришло.
Вопросы для повторения
— Как надо переходить дорогу?
— Для чего нужно изучать Правила дорожного движения?
— Как нужно двигаться вдоль тротуара?
— Как вести себя в салоне общественного транспорта?
— Как правильно садиться в автобус, троллейбус и другой транспорт и выходить из него?
— Как обходить транспорт, из которого ты вышел, чтобы перейти на другую сторону дороги?
— Как двигаться группами вдоль тротуара?
— Как идти, когда тротуар скользкий, мокрый?
Есть один секрет, который ты должен знать! Если ты вышел на дорогу, а там нет тротуаров (в деревне), то двигаться надо по обочине навстречу транспорту, чтобы видеть его и сойти на сторону в случае необходимости.
Загадки
Привязан за усики знакомый жук ползет,
А в брюхе большом тот жук людей везет. (Троллейбус)
По улицам домики маленькие бегут.
Каждый день пассажиры в тех домиках сидят. (Автомобили)
Спасибо за внимание!
(На протяжении всего мероприятия учитель может дать слово ученикам)
Класс: 5
Презентация к уроку
Цель: пропаганда среди учащихся правил дорожного движения
Задачи:
Ключевые компетенции:
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса.
Время проведения: сентябрь.
Место проведения: школьный спортзал (или большая просторная аудитория)
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки красного, желтого, зеленого цветов, карандаши, фломастеры, листы бумаги, 3 картонных руля, 3 воздушных шара, карточки для проведения рефлексии, карманные календари «Детям знать положено правила дорожные!» в качестве подарков, фонограммы песен (фрагменты): В. Леонтьев «Зеленый свет», И. Корнелюк «Билет на балет», А. Пугачева «Папа купил автомобиль», ВИА Поющие гитары «Песенка велосипедистов», группа Веселые ребята «Автомобили», группа Машина времени «Поворот».
Ход мероприятия
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!
Рада приветствовать вас сегодня на нашей познавательно-развлекательной программе «Детям знать положено правила дорожные!» (слайд 1)
Самую большую опасность для жизни человека на улицах городов, сел и деревень представляют транспортные средства (слайд 2)
Вдумайтесь в цифры:
Сегодня мы с вами постараемся вспомнить в шуточной (и не очень!) форме правила дорожного движения (слайд 3)
Ведущая: Знаете ли вы, что…
…в России правила дорожного движения на лошади были введены Петром 13 января 1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учили ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах ездить не пристало» (слайд 4)
Ведущая: «Правила дорожного движения достойны уважения»
Объяснение правил игры.
А – Дорожные рабочие, водители, пассажиры
В – Пешеходы, водители, пассажиры
С – Все перечисленные лица
(Правильный ответ: В – Пешеходы, водители, пассажиры)
СЛОВО ЖЮРИ
Ведущая: На проезжей части всегда много участников, все они ведут себя по-разному: кто-то является законопослушным гражданином, кто-то – нарушает правила. Сейчас мы узнаем, насколько вы внимательны и знаете правила движения, адресованные пешеходу.
«Юный инспектор движения»
Определите, кто из пешеходов нарушил правила дорожного движения.
(1, 2, 4, 7) (слайд 23)
Ведущая: Ребята, вы знаете, что за безопасностью на дороге следит очень важная служба – ГИБДД. Дозор за состоянием на дороге осуществляют инспектора ДПС (дорожно-постовой службы). На мгновение представьте, что вы патрульные на дороге. А патруль ДПС должен быть предельно сосредоточенным и внимательным, зорко следить за тем, что происходит на проезжей части, предотвращать дорожные аварии с участием пешеходов, водителей.
Конкурс «Патруль ДПС»
На предложенном вам листе бумаге найдите изображенные предметы, обведите их фломастером. Укажите сколько их.
(4 машины + 1 светофор)
Ведущая: Знаете ли вы, что…
… первый велосипед, который не имел ни руля, ни педалей назывался «бегунок» (слайд 25)
Ведущая: На мгновенье представьте, что вы оказались в большом городе среди толпы постоянно спешащих куда-то людей. Толпа двигается хаотично, но все же, соблюдает правила движения: пешеходные переходы и светофоры в городе (в отличие от Панаевска) имеются.
Динамическая пауза «Светофор»
Я над головой поочередно поднимаю круги красного, желтого или зеленого цвета, вы, в зависимости от цвета, делаете следующие движения:
Ведущая: Знаете ли вы, что…
…первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного перевода, которым управлял полицейский (слайд 28)
СЛОВО ЖЮРИ
Ведущая: Кроме пешеходов, участниками дорожного движения, как вы знаете, являются водители транспортных средств. Естественно, они должны прекрасно знать свою машину. А насколько вы знаете транспортные средства? Сейчас проверим!
Конкурс «Автомобили…»
Ведущая: Знаете ли вы, что…
…в переводе с французского слово «шофер» означает «кочегар» (слайд 31)
Ведущая: Вы наверное устали от умных, серьезных вопросов, теперь отправимся в сказочный мир, ведь у волшебных героев тоже были транспортные средства.
Конкурс «Вопросы-шутки, думай полминутки!»
«Новый сигнал автомобиля»
Представьте и изобразите:
Ведущая: Пришло время подвигаться и проявить ловкость и проворность.
Конкурс «Веселые водители» Для игры требуются 3 стойки, 3 воздушных шара, 3 картонных руля для каждой команды. Из каждой команды выбирается 3 водителя «автомобиля».
На голову «автомобиля» (участника) помещается ценный «груз» (воздушный шар), в руки каждого участника дается руль, и под музыку они аккуратно обегают стойки, следя за тем, чтобы «груз» не упал. Побеждает та команда, которая быстрее и без потерь доберется до финиша.
Предупреждение: Ребята, несмотря на то, что конкурс веселый, я хочу напомнить вам, что водители на дороге должны быть предельно внимательными и осторожными, ведь они несут ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других участников дорожного движения. Помните, что дорога – это не место для развлечения водителей-лихачей! (слайд 36)
Ведущая: В жизни бывает так, что не только автомобиль, но и другие предметы могут служить транспортным средством. Какие, сейчас определим.
Конкурс «Кто на чем?»
СЛОВО ЖЮРИ
Ведущая: Теперь мы знаем, что транспортные средства бывают разными, а можете ли вы изобразить их мимикой и жестами?
Каждой команде дается транспортное средство, передвижение на котором нужно изобразить жестами, без комментариев.
Ведущая: Сегодня мы побывали и водителями, и пешеходами, но совсем забыли о том, что пассажир тоже является участником дорожного движения.
Конкурс «Ошибка пассажира трамвая»
Вам предлагается, прослушав фрагмент песни, указать на ошибки, допущенные пассажиром трамвая.
(Неоплаченный проезд; невнимательное, «сонное» поведение на улице, суета на проезжей части; бег по рельсам трамвая) (слайд 40)
Ведущая: На этой радостной ноте хочется подвести итоги нашей познавательно-развлекательной программы (слайд 41)
СЛОВО ЖЮРИ
Подведение итогов, награждение победителей, участников программы.
Рефлексия: Решите, пожалуйста, сами за себя: вынесли ли вы что-нибудь сегодня из нашей программы познавательного или нет.
При уходе из аудитории поместите ваши жетоны в коробочку:
Ведущая:
И напоследок, хочется дать вам напутственное слово стихами:
Правила движения простые,
Знать их для здоровья должен ты,
И тогда на свете непременно
Сбудутся заветные мечты!
Спасибо за внимание! (слайд 42)
Библиография:
Конспект урока по ОБЖ: «Правила дорожного движения» (5 класс).
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Правила дорожного движения.
Общие положения. Некоторые термины»
Цель урока: знакомство с Правилами дорожного движения, применяемыми терминами и основными положениями ПДД.
Тип урока: изучение нового материала.
Правила дорожного движения.
Основные положения. Термины.
1. Правила дорожного движения
Правила дорожного движе́ния (сокращенно: ПДД) — свод правил, регулирующих обязанности водителей транспортных средств и пешеходов, а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам для обеспечения безопасности дорожного движения.
История современных правил дорожного движения берёт своё начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Дж. П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зелёным светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъёмного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нём полицейский был ранен.
Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него. Решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже, ввиду увеличения числа автомобилей, роста скоростей и интенсивности движения на городских улицах. Следующим важным шагом стало принятие «Конвенции о введении единообразия в сигнализацию на дорогах» в 1931 году в Женеве, на Конференции по дорожному движению, в которой среди прочих стран принял участие и Советский Союз.
от 23 октября 1993 г. N 1090
О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу обеспечить организацию дорожного движения на улицах и дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации.
2. Министерствам и ведомствам до 1 июля 1994 г. привести нормативные акты в соответствие с Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями.
3. Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации разработать в 1994 году порядок допуска водителей-военнослужащих к перевозке людей на грузовых автомобилях.
4. Министерству печати и информации Российской Федерации:
обеспечить издание в достаточном количестве Правил дорожного движения Российской Федерации, Основных положений, а также по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации сборника нормативных актов по вопросам дорожного движения;
совместно с Министерством образования Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации обеспечить издание учебно-методической литературы и наглядных пособий для популяризации Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений.
5. Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации в 1993 году ввести в государственные стандарты новые дорожные знаки, регламентирующие порядок движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы.
1.1. Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы для закрепления:
Что такое полоса движения?
Для чего предназначена проезжая часть?
Кто становится участником движения и в каких случаях?
Для чего нужен тротуар?
Ответьте на вопросы:
1. По какой стороне дороги движутся автомобили?
2. С какой скоростью можно ехать на автомобиле через населенный пункт?
Литература: Правила дорожного движения.