Что такое правильная речь 3 класс

УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. 3 класс

УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.

Просмотр содержимого документа
«УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. 3 класс»

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.

«Русский народ создал язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью». А. Толстой.

Проскурина Олльга Геннадьевна

учитель начальных классов

г. Нижнего Новгорода

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.

Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.

— Сегодня мы с вами будем говорить о чуде красиво и правильно звучащей речи. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку. Это очень важно, потому что небрежная, невнятная, неряшливая речь свидетельствует о низком культурном уровне говорящего, о неуважении к собеседнику.

-Итак, чтобы в нашей речи не появлялись слова – уродцы, нужно владеть нормами литературного языка.

-Что же такое нормы?

Нормы литературного языка – это общие правила произношения слов, их изменения и связи друг с другом.

— А теперь, друзья, отправляемся за чудесами!

Послушайте внимательно стихотворение поэта

Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»;

в конце стихотворения мальчик задаст вопрос, вам необходимо будет на него ответить.

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

С.Ю. Тимянский Рассказ школьного портфеля Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор». «Дилектор входит в кабинет. » «Закрыт магазин на обед. » «Секёт свеклу. » «Пекёт блины. » И до меня дошёл черёд: Портфель он «портфелем» зовёт Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь.

И никого не оскорбил, За что же среди бела дня Отняли имя у меня?

— Как бы вы ответили на вопрос мальчика?

— Почему нельзя нарушать произносительные нормы?

— Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?

— Как думаете, в какой словарь?

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

— Что же нужно делать, если слово встретилось вам впервые, и вы не знаете, как его надо произносить?

— Предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получает свою карточку.

Рассмотрите слова, записанные на карточке, научитесь произносить и употреблять их в письменной речи.

В каждой группе выберете того, кто будет отвечать и расскажет о задание, которое выполняла его группа.

Произноси правильно! Прочитайте вслух. Следите за правильным ударением, буква, которая подчёркнута, является ударной.

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Это слово пришло из греческого языка (орфос – правильный, эпос – речь)

— Перед вами орфоэпический словарь, давайте посмотрим, как по нему работать.

— Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.

— Запишем их правильно в тетрадь.

Коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла.

Если дети слово свёкла не называют, то задаётся вопрос: Что сечёт хозяйка?

— Найдите это слово в словаре.

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

«Мы, слова, оскорблены

Ю.Тувим. Словечки-калечки. Грустный, сонный, невесёлый, Ежи наш пришёл из школы. Сел к столу, разок зевнул

И над книжками заснул. Тут явились три словечка: «Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Тем, что так искажены! Ежи, Ежи! Брось лениться!

Подошли они все трое

Так учиться не годится! Невозможно без внимания

И сказали: «Что такое? Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!» «Я, — воскликнул «Апельсин», —

Получить образование! Будет поздно! Так и знай!

Никакой не «Опельсын»!» «Я, — расплакалось «Колечко»,

Станет неучем лентяй! Если ты ещё хоть раз

Никакая не «Калечка»!» «Я, — разгневалась «Сосна», — Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна

Искалечишь, мальчик, нас —

Мы с тобой поступим круто.

Нашей честью дорожа, Имя «Ежи» в полминуты

Переделаем в «Ежа»! Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!» Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту, Взялся за работу.

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

1. О чём говорит вам заглавие стихотворения? 2. Помогите герою исправить ошибки. 3. С каким настроением можно прочитать это стихотворение? Почему? 4. Удалось ли учителю передать настроение героя и рассказчика? Что он для этого делал? 5. Прочитай стихотворение самостоятельно.

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Прочитайте существительные. Запомните, как они произносятся и пишутся в именительном падеже м. ч. Подчёркнутая буква является ударной.

Прочитайте существительные, запомните, как они произносятся и пишутся в родительном падеже мн. ч.

Источник

Классный час для 3 класса «Чистый ручеёк речи»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный час по речевому этикету

«Чистый ручеёк нашей речи».(3 класс)

учитель начальных классов

1) Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.

2) Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести.

3) Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

Оборудование : презентация по теме занятия

— Здравствуйте, дорогие ребята! Рассаживайтесь поудобнее. Сегодня нам предстоит очень важная беседа. А вот о чём мы будем говорить, вы догадаетесь сами, если посмотрите на доску и прочитаете то, что на ней написано. (слайд 1)

2. Обсуждение темы занятия.

— О чём же мы будем вести разговор? ( о нашей речи)

— Что такое речь? Для чего она нужна человеку?

— Да, речь это важное средство общения. С её помощью люди обмениваются мыслями, чувствами. А вот что говорил о речи древний учёный, философ Аристотель(слайд 2)

Как вы понимаете эти слова?

Что значит приятная речь?

— Да. Это разборчивая, выразительная, внятная речь, без обидных, грубых слов. А чтобы ваша речь стала именно такой, мы и будем знакомиться с речевым этикетом. (слайд 3)

Это правила, установленный порядок поведения и общения. Если человек соблюдает правила общения, то речь становиться его другом и помощником. Но может стать и врагом, если… (слайд 4)

— Ребята, а с чего начинается общение людей, любая встреча? (с приветствия)

— Этот обычай имеет древнейшую историю. Уклониться от приветствия или не ответить на него у всех народов во все времена считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Вед слова приветствия означают: «Я тебя вижу, человек. Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился».

С чего начинается каждый наш день, урок?

Вот что обозначает простое, обыкновенное «здравствуйте». Об этом слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение.

Прочтите его. (слайд 5)

— А как нужно здороваться, чтобы»на капельку солнца прибавилось в мире»?

( использовать мимику, интонацию, глядя в глаза человеку)

А) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать?

Б) Можно ли вместо здравствуйте говорить привет? В каких ситуациях?

— Когда мы обсуждали эти ситуации, мы пользовались определёнными правилами. Вот они то и называются красивым словом этикет. Нам предстоит постичь эту мудрость, чтобы достойно жить среди людей.

4. Наблюдение за красотой, выразительностью родной речи.

— Образцом чистой русской речи можно считать стихи русских поэтов. Например, С. Есенина (слайд6) Его стихи красивы, музыкальны. Послушайте(или прочитайте) (слайд 7)

— Перечитайте последние 4 строчки.(слайд 8)

-Какую картину ты себе представляешь?

— Как автору удаётся изобразить песенку ручья?

— Перечитайте название темы занятия. (слайд 9) Почему в названии есть слово ручеёк?

— Можно ли найти что-то главное, что роднит эти слова?

— Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать её течению, засорять поток. А чтобы речь человека текла плавно, нужно не засорять её мусором ненужных, бессмысленных слов, которые портят нашу речь. Попробуем уяснить, от чего надо очистить нашу речь, чтобы она так же приятно и чисто журчала, как ручеёк.

Упражнения в выборе лексики.

— Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

-Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова – сорняки, они засоряют речь.

— Ну а кто всё время говорит «ну»?

— Да ты только что сказал.

— Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

— Опять говоришь так!

— Ну как же с тобой говорить?

— Без ну и без значит!

— Ну, значит, буду говорить, как ты советуешь.

— Чем недоволен Коля?

— Замечает ли Лёня в своей речи лишние слова?

— Как их называют? Почему?

— Какой вывод можно сделать?

2. Герои: дед Каширин, бабушка, Алёша.

— Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это-аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это-что?

— Мать, ты гляди,как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орёшь, чего?

— Чем изобилует речь деда?( он по-разному называет внука. Эти выражения сродни обзыванию. Речь его груба.)

— Известны ли вам обидные, грубые выражения?

— Приятно ли их слышать в свой адрес? А другим?

— Какой же совет следует из ваших рассуждений?

— А какие слова не помешают, а украсят нашу речь? (слайд 10)

Задание: договори недостающие слова в рифму.

Рассказал он вот о чём…

— Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс!

Но… давно уже от Насти

А слово то какое – очень дорогое!

Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была:

На меня он, торпеда,

Но представьте! Зря от Вити

А слово то какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Я портфель ей подарил,

Но – нельзя ж молчать как рыба.

Слово-то какое – очень дорогое!

Тест – выбор правильного ответа. (слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16)

Работа над звукопроизношением.

Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова.

Живёт на свете Саша

Во рту у Саши каша-

Не манка, не овсянка

Когда он вслух читает,

И звуки он глотает,

— О какой каше идёт речь? (каша – невнятная речь, все слова смешались в единую массу, как зёрнышки в каше.)

— Что значит чисто говорить? ( чётко выговаривать слова, правильно произносить звуки, не спотыкаться на трудных звуковых сочетаниях, не комкать концы слов, не проглатывать звуки)

Рассказ учителя о Демосфене(слайд 17)

В Древней Греции был выдающийся оратор по имени Демосфен (оратор-тот, кто произносит речь). Его речи играли большую роль в жизни его народа. А в детстве Демосфен был косноязычным (то есть очень плохо говорил). Но мальчику очень хотелось стать оратором, а врачей-логопедов тогда не было. И он сам занялся исправлением своей речи. По утрам он уходил к морю, чтобы никому не мешать, клал себе в рот камешки и упражнялся в правильном и отчётливом произношении слов и фраз. Затруднения, которые он сам себе устроил,- камешки во рту- заставляли его говорить особенно старательно и отчётливо. Постепенно голос его окреп, у него выработалась правильная дикция, и это помогло ему стать одним из замечательных ораторов Древней Греции.

— Зачем я рассказала вам эту историю?

— Верно. Чтобы научиться чисто говорить, необходимо тренироваться. И на помощь вам придут скороговорки(чистоговорки). Внимание! Объявляется конкурс скороговорок! (слайд 18, 19)

Упражнение в выразительности речи.

Задание: произнесите фразу «Скоро каникулы» в соответствии со смысловым заданием. (слайд 20)

А) спрашиваете, чтобы уточнить, сколько времени осталось до каникул

Б) спрашиваете, чтобы уточнить, скоро каникулы или просто выходные дни

Г) грустите, что долго не увидитесь с ребятами, учителем

— Какой совет вы бы хотели дать человеку, который хочет стать хорошим собеседником? (упражняйтесь в правильном и выразительном произношении)

9. Обобщение знаний.

— Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? С чем часто сравнивают речь человека?

Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? (слайд 21)

— Каждый образованный человек в своём разговоре должен соблюдать общепринятые правила. Но речь каждого человека оригинальна и неповторима. Быть хорошим рассказчиком – большое искусство. Всю жизнь человек учится красиво и правильно говорить на родном языке. Помогают ему в этом не только правила речевого этикета, но и лучшие образцы художественной литературы. Поэтому читайте книги и учитесь у авторов красиво и правильно высказывать свои мысли.

В заключении звучит стихотворение И.А. Бунина «Слово» (слайд22)

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у них другого достоянья!

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

Герасимова, В.А. Классный час играючи [Текст]: /сборник уроков выпуск №5/ В.А. Герасимова. – М.: Творческий центр, 2004.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Учимся говорить правильно.» (3 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Городничева Елена Александровна учитель начальных классов МКОУ «ТСОШ №1» п. Товарково УЧИСЬ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. «Русский народ создал язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью». А. Толстой.

Цель: Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности. Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми. Задачи: Познакомить учащихся с нормами литературного языка. Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся. Способствовать повышению речевой культуры. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Ю.Тувим. Словечки-калечки. Грустный, сонный, невесёлый, Ежи наш пришёл из школы. Сел к столу, разок зевнул И над книжками заснул. Тут явились три словечка: «Апельсин», «Сосна», «Колечко». Подошли они все трое И сказали: «Что такое? Что ты, Ежи, сделал с нами? Мы пожалуемся маме!» «Я, — воскликнул «Апельсин», — Никакой не «Опельсын»!» «Я, — расплакалось «Колечко», — Никакая не «Калечка»!» «Я, — разгневалась «Сосна», — Я до слёз возмущена! Можно только лишь со сна Написать, что я «Сасна»!» «Мы, слова, оскорблены Тем, что так искажены! Ежи, Ежи! Брось лениться! Так учиться не годится! Невозможно без внимания Получить образование! Будет поздно! Так и знай! Станет неучем лентяй! Если ты ещё хоть раз Искалечишь, мальчик, нас — Мы с тобой поступим круто. Нашей честью дорожа, Имя «Ежи» в полминуты Переделаем в «Ежа»! Будешь ты ежом колючим! Вот как мы тебя проучим!» Ежи вздрогнул, ужаснулся, Потянулся и проснулся. Подавил зевоту, Взялся за работу.

1. О чём говорит вам заглавие стихотворения? 2. Помогите герою исправить ошибки. 3. С каким настроением можно прочитать это стихотворение? Почему? 4. Удалось ли учителю передать настроение героя и рассказчика? Что он для этого делал? 5. Прочитай стихотворение самостоятельно.

Прочитайте существительные. Запомните, как они произносятся и пишутся в именительном падеже м. ч. Подчёркнутая буква является ударной. Учитель – учителя, доктор – доктора, директор – директора, шофёр – шофёры. Сторож – сторожа, инженер – инженеры, трактор – тракторы, стакан – стаканы, карман – карманы. Прочитайте существительные, запомните, как они произносятся и пишутся в родительном падеже мн. ч. И. п. Р. п. И. п. Р. п. носки носков колготки колготок ботинки ботинок валенки валенок

Говори правильно! Пара ботинок (валенок, колготок, сапог), но пара носков. Одно пальто – много пальто И. п. что? пальто Р. п. чего? пальто Д. п. чему? пальто В. п. что? пальто Т. п. чем? пальто П. п. о чём? о пальто Слова пальто, метро, такси, шоссе, кофе не склоняются и не изменяются по числам.

Произноси правильно! В холод, в дождик и метель Он идёт из школы Как у взрослого портфель у него тяжелый. мусоропровод нефтепровод бензопровод газопровод

Интернет – ресурсы: http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/28257045.955/0_82f38_c3c8d96f_XL.png свиток http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png фон http://24.media.tumblr.com/tumblr_lce2h9bo3s1qc05pbo1_500.jpg чернильница http://www.gasi.archives21.ru/pics/baneri/%D0%E0%E4%E8%20%E6%E8%E7%ED%E8%20%ED%E0%20%E7%E5%EC%EB%E5/CD_kalend/images/%C2%EE%F1%EF%EE%EC%E8%ED%E0%ED%E8%E50.jpg перо http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/66124276.3c/0_69b95_7caac33a_L.png книга http://s3.uploads.ru/5o8gm.png рамка http://festival.1september.ru/articles/211794/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/11/17/predmetno-tematicheskiy-prazdnik-russkaya-rech http://pedsovet.su/load/32-1-0-4660 http://ru.stockfresh.com/image/1647967/funny-satchel-with-school-objects http://razdeti.ru/nachalnaja-shkola/scenari-prazdnikov-i-razvlechenii-v-nachalnoi-shkole/tematicheskii-prazdnik-ruskaja-rech-v-3-klase-scenarii.html источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Номер материала: ДБ-187710

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ

Время чтения: 2 минуты

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России

Время чтения: 1 минута

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников

Время чтения: 1 минута

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть фото Что такое правильная речь 3 класс. Смотреть картинку Что такое правильная речь 3 класс. Картинка про Что такое правильная речь 3 класс. Фото Что такое правильная речь 3 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок родного(русского) языка на тему: «Культура речи»(3 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок родного( русского ) языка

Тема: «Культура речи»

учитель начальных классов,

Основной целью урока по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи.

Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Формировать навыки речевого общения.

Организационный момент. (Приветствие учителем учащихся класса).

— Наш урок сегодня мы начнём необычно. Вы увидите сейчас небольшую сценку с интересным названием «На разных языках», которая поможет определить тему, задачи нашего урока.( 1,2 слайды )

2. Сценка «На разных языках» (разыгрывают два ученика)

Учитель: Однажды в автобусе я оказалась свидетелем такого разговора.

Ученик ( разговаривает по телефону) : Алло! Зинка, это ты! Привет! Что так долго не отвечаешь? Слушай, Зинка, что же ты, противная, вчера мне не звякнула? Была у Верки на днюхе? А я уж думала, что ты без меня в кино ускакала! Может, махнём сегодня? Говорят картина отпад! Там классно Дюжев играет, что не картина, а просто фонтан! Ну как. Подкатывай к восьми, я билеты куплю, тебя ждать буду.

Учитель: В это время шофёр объявил мою остановку, автобус остановился. Я ещё долго думала, о чём же говорил молодой человек?

Работа над текстом сценки.

Цель данного вида работы: учащиеся самостоятельно должны определить тему урока, цель урока, задачи урока.

Ребята, всё ли вам понятно из услышанного?

Понравился ли вам диалог двух подруг? (Учащиеся могут дать положительный ответ, тогда учитель обязательно должен задать вопросы: Чем? Почему?)

Что не понравилось из разговора двух приятелей?

Какую проблему перед нами ставит данный текст?

— Да, действительно проблема культуры речи очень актуальна. Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи, как в зеркале, отражается культура человека, его воспитанность. Итак, тема нашего урока ….. (учащиеся продолжают – КУЛЬТУРА РЕЧИ).

(Учащиеся записывают в тетрадях дату, тему урока)

Работа по теме урока.

(Определение понятия «культура речи»)( 4,5 слайды )

— Что мы вкладываем в понятие «культура речи»?

Вместе с учащимися определяем, что мы должны узнать на уроке, чему должны научиться?

-правильно произносить слова, правильно общаться;

-правильно употреблять слова, речь образная, живая.

— Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные средства языка. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами. Сегодня мы с вами сделаем только первый шаг в постижении правил устной и письменной речи. И начнём с первого – с умения правильно произносить слова.

Задание №1. Расставить ударение в словах. (Работа в парах)

Магазин, портфель, километр, квартал, аргумент, случай, предмет, красивее.

(Учащиеся работают в парах: записывают слова, расставляют ударение. На задания отводится 3 минуты, далее выполняем проверку: один ученик у доски).

Задание №2. Произнеси правильно (устная коллективная работа)

1. ГРУСТНЫЙ 5. СЧАСТЬЕ 9. ЧТО

2. КОНЕЧНО 6. ТЕМА 10. МУЗЕЙ

3. НАРОЧНО 7. ЯИЧНИЦА 11. ПОМОЩНИК

4. ОДЕКОЛОН 8. МЯГКИЙ 12. ЛУЧШЕ

— Следующая ступенька в постижении грамотной речи – это правильное употребление слов. Я вам предлагаю поиграть. Давайте посчитаем, я буду называть слова в единственном числе, а вы во множественном, а чтобы вам было легче просто добавьте слово МНОГО. Приготовьтесь записывать слова и выделять окончания.

Задание №3. Сосчитай правильно. Учитель читает:

Гость, туфля, мандарин, яблоко, килограмм, лимон, место, дело, озеро, полотенце.(много гостей, туфель, яблок, килограммов, лимонов, мест, дел, озёр, полотенец) ( 8 слайд )

(учитель открывает правильные ответы, учащиеся выполняют самопроверку)

Задание №4. Зачеркните неправильную форму слова (родительного падежа множественного числа существительных). Работа в группах.

Ученики получают карточки со словами:

БЛЮДЕЦ – БЛЮДЦЕВ, НОСОК – НОСКОВ, ПАДЕЖЕЙ – ПАДЕЖОВ,

СВЕЧЕЙ – СВЕЧ, ТЕЛЁНКОВ – ТЕЛЯТ, ЧУЛОК – ЧУЛКОВ,

Проверка: у доски учитель (на доске записаны слова), одна из групп зачитывает ответы, все проверяют.

Задание №5. Вставь слово в предложение. Игра «Эстафета».

Каждому ряду раздаю карточку с предложениями:

В магазине мы купили пять ____________ (яблоко).

У деда было много ___________ (дело), поэтому мы не пошли в зоопарк.

В русском языке шесть ________(падежей).

В шкафу лежало три пары ________ (носки).

Свободных __________ (место) в зале не оказалось.

Дед Иван пас ___________ (телята).

Во время проверки каждый ряд зачитывает по два предложения. На доске записаны предложения, слова – ответы прикрепляю на место пропусков.

Задание №6. Игра «ЛОТО». Составить словосочетания.

Учащимся раздаю карту и карточки со словами ( кофе, кино, пальто, шампунь, тюль, жюри, радио) . Ученики вписывают окончания прилагательных, указывают род.

Задание №9. Работа с текстом (выразительность речи).

Учащиеся читают текст, находят фразеологизмы. ( 9,10 слайды )

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют. (По Э.А. Вартаньяну)

— Назовите фразеологизмы, которые можно заменить синонимом: ( 11 слайд )

— Назовите фразеологизмы противоположные по смыслу, т.е. антонимы:

— Какие фразеологизмы не прозвучали? (учащиеся называют фразеологизмы, объясняют значение)

— Делаем с учениками вывод, при помощи средств выразительности можно сделать речь образной, красивой. Фразеологизмы пополняют словарный запас языка человека, синонимы позволяют избежать необоснованных повторов. Но и этого недостаточно, чтобы сказать, что человек культурный. О чём же мы не сказали? Мы не сказали о правилах этикета.

— Какие правила общения мы с вами знаем и стараемся использовать? (Учащиеся читают правила на 12 слайде )

4. Подведение итогов урока (оценивание учащихся, оценка урока учениками «Мне понравилось…», «Мне не понравилось…» 13 слайд )

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *