Что такое правильная речь в логопедии

Что такое правильная речь в логопедии

Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые в свою очередь подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности.

При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звуко-буквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

Внутренняя форма речи (речь «про себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.

Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур.

На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т. е. оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи.

Источник

Как научить ребенка говорить правильно: от слов к предложениям

Эксперты по раннему развитию утверждают, что умение говорить с ранних лет является важнейшим фактором, который определяет дальнейшее развитие ребенка. Особенно важными считаются первые 2 года жизни, когда происходит понимание того, развивается ли речь согласно установленным нормам или нет.

Умение правильно говорить напрямую зависит от родителей ребенка, т.е. они должны уделять повышенное внимание этому процессу. Сегодня все большее количество мам и пап стремятся научить ребенка говорить как можно раньше, используя для этого советы специалистов.

Но важно понимать, что этот процесс достаточно сложен, и нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок быстро заговорил. Практически никто из нас не помнит, как учился разговаривать в детстве, поэтому нам сложно адекватно оценивать, насколько это может быть сложным. Вместе с тем у этого процесса есть свои сложности, к которым нужно быть готовым.

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедии

Как развивается речь ребенка до 1 года

Существует несколько основных стадий развития речи, но это достаточно общие нормы, потому что развитие каждого ребенка происходит сугубо индивидуально. Это значит, что возможны незначительные отклонения от установленной нормы и это не будет считаться какой-то патологией.

Но родители должны быть обеспокоены тем, если на момент поступления в детский сад, ребенок до сих пор не начал произносить целые слова – это является признаком задержки речевого или психомоторного развития.

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедии

Развитие речи с 1 до 2 лет

В период от 1 года до 2 лет у ребенка начинается процесс первоначального развития речевых навыков, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов. В это время для ребенка более важна интонация, с которой он произносит слова, выразительность речи, поэтому он попросту не замечает недостатков при произношении отдельных звуков.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). На втором году жизни происходит достаточно быстрое накопление словаря, который достигает до 200 слов в пассивном словаре, и в активном порядка 50 слов.

Развитие речи с 2 до 3 лет

Период с 2-х до 3 лет дети начинают употреблять местоимения и падежные склонения, активно формируется грамматическая сторона речи. Пассивный словарь 250-300 слов. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Дети могут рассказывать простые стихи. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно, использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. Во время игры пользуется словами и двухсловными предложениями обозначает свои действия, так называемая комментирующая речь. Развивается речевое дыхание, высота и сила голоса.

Развитие речи с 3-х до 4-х лет

Однако в 3-летнем возрасте ребенок еще не может четко произносить все звуки, это так называемая физиологическая дислалия – расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет, обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. В результате чего ряд звуков оказывается сложным для произношения. Если ситуация не меняется к 5 годам, то в этом случае необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Как научить ребенка говорить: основные особенности процесса

Занятия по формированию правильной речи у ребенка не нужно откладывать на потом. В идеале начать заниматься как можно раньше – с 1,5-2 лет.

Но это не значит, что до двух лет не нужно принимать участия в речевом развитии. Напротив, разговаривать с ребенком нужно с первых дней его жизни, показывая и называя ему окружающие предметы. Постепенно происходит расширение словарного запаса, он начинает называть те предметы, которые ему знакомы.

Ниже указаны основные рекомендации, которые помогут научить ребенка хорошо разговаривать с ранних лет его жизни.

Источник

Научно-теоретические основы логопедии

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедии Елена Ташлыкова
Научно-теоретические основы логопедии

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ.

Научно-теоретическая основа логопедии обусловлена педагогическим характером этой науки, то есть самой логопедией, а также сущностью ее предмета, целей, задач. К научно-теоретическим основам относятся положения различных наук.

Речь является функцией произвольной и в процессе онтогенеза развивается от простых форм устной речи до сложных видов речевой деятельности как устной, так и письменной.

Речь разделяется на импрессивную (восприятие, понимание, чтение) и экспрессивную (то есть собственное говорение, письмо) форму. Наиболее крупным делением речи на виды является ее разграничение на устную и письменную, представленную чтением и письмом.Устная речь подразделяется в зависимости от сложности ее построения:

2. Монологическая речь – связное речевое высказывание одного человека.

Для логопедииважно выделение других видов речи:

-Отраженная речь; сопряженная речь (хоровая); самостоятельная речь.

Речь выполняет следующие функции:

1-ая базовая – коммуникативная функция (внутри коммуникативной выделяется информационная и регулирующая речь). Коммуникативная функция речи появляется самой первой в онтогенезе. Именно эта функция страдает в первую очередь при различных нарушениях устной речи, но особенно грубо она страдает при ОНР (1-2 уровень речевого развития, открытой ринолалии, псевдобульбарной дизартрии, заикании.

2-ая функция речи – познавательная (когнитивная). Речь начинает использоваться ребенком для познания в раннем возрасте в 3 года (Почему). Речь становится средством для развития мышления.

3-ья функция речи – метаязыковая. Метаязык- это язык, речь о речи. Использование речи для обозначения ее закономерностей и правил. Метаязыковая функция в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте, особенно это проявляется в 6-7 летнем возрасте и затем продолжает развиваться в школьном возрасте. Ее развитию способствует изучение языка.

В логопедии использование метаязыковой функции очень важно в процессе коррекции речевых недостатков у детей. Эта функция формируется у детей сложно и длительно.

В первую очередь речь связана с мышлением, поэтому всякое недоразвитие интеллекта негативно отражается на недоразвитии речи. Проявляется у детей с ЗПР и УО.

Речь связана с другими познавательными процессами, а именно с памятью, разными видами восприятия, воображением. Нарушение речи, особенно в виде ОНР негативно влияют на развитие этих познавательных психических процессов. Недостатки памяти, особенно оперативной, а также слуховой и зрительной памяти в свою очередь затрудняют речевое развитие (в частности это негативно сказывается на развитии словаря).

Недостатки зрительного восприятия, а также функций пространственного анализа и синтеза могут быть причиной нарушений чтения и письма.

Таким образом, психологический аспект теоретического базиса логопедии важен:

Во–первых, для правильного подхода к отграничению нарушенного речевого развития от нормального развития речи или от онтогенеза.

Во-вторых, для реализации системного подхода в диагностике и коррекции речевых нарушений.

В – третьих, для учета роли др. психических функций в коррекции и развитии речи (в частности учет личностного компонента, т. е. отношение ребенка или взрослого к своему недостатку и мотивация коррекционной работы по преодолению этого нарушения).

Второй теоретической основой логопедии является положение о анатомо-физиологических основах речи.

Согласно этому положению речь реализуется сложными структурными образованиями или функциональными системами, в которые объединены центральный и периферический отдел.

Центральный отдел представлен головным мозгом, корой больших полушарий, подкорковыми и стволовыми образованиями, основная функция которых заключается в программировании и уточнении программ различных речевых действий.

Лобные префронтальные отделы коры головного мозга обеспечивают общие смысловые программы речевых высказываний, их последовательность, целенаправленность и контроль. Височные отделы коры левого полушария обеспечивают фонемное восприятие, следовательно, опознание языковых единиц в устной речи. Двигательные отделы обеспечивают выбор артикуляционных программ и переключение от одной артикуляции к другой в процессе говорения. Затылочные отделы коры левого полушария выполняют функцию букворазличения. Проводящие пути, соединяющие кору головного мозга с ядрами мозговых нервов (находятся в стволе продолговатого мозга) обеспечивают передачу речедвигательных программ, уточнение которых происходит в мозжечке (координация движения). От ядер мозговых нервов начинается периферический путь к исполнительным органам, к периферическим мышцам периферического аппарата (дыхательный, голосовой, артикуляционный). Блуждающий нерв осуществляет регуляцию дыхательной функции. Языкоглоточный и блуждающий нервы — мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть. Лицевой нерв — мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи. Подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего). В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя, твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными

Таким образом, анатомо-физиологические основы дают представление о нормальном строении речевой функциональной системы, что важно как для диагностики и коррекции нарушений речи, при простых дефектах звукопроизношения, так и при сложных нарушениях как заикание, сенсорная и моторная алалия.

3 –ей основой является психолингвистическая основа.

Психолингвистика изучает речевую деятельность с точки зрения соотношения процессов речепорождения и речевосприятия в связи с личностью, то есть она изучает особенности и закономерности использования языка в речевой деятельности личности. С психолингвистической точки зрения дается оценка роли мотивации в активности речи, роли условий способствующих повышению речевой мотивации ребенка, роли коммуникативных и социальных факторов в преодолении недостатков речи. В этом же направлении рассматриваются механизмы самоконтроля и самокоррекции речевых недостатков.

4-ая нейропсихологическая основа понимания мозговой организации речи.

Нейропсихология дает сведения о современном понимании мозговых механизмов речевых нарушений.

Например: установлено, что нарушение письма у младших школьников может быть обусловлено не только специфическими недостатками фонематического восприятия, слуха, зрительно-пространственного анализа и синтеза, но и незрелостью регуляторных механизмов, которые обеспечиваются третьим функциональным блоком мозга. В связи, с чем выделяется регуляторная форма дисграфии. Например, Т. В. Ахутина (2001) с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы, которых редко обсуждаются в логопедической (педагогической) литературе. В частности, автор выделила трудности письма по типу регуляторной дисграфии, обусловленной несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля).

5-ая неврологическая основа патологии речи (невропатология и психопатология).

Данные невропатологии и психопатологии учитываются в анализе нарушений речи в клинической картине различных неврологических и психиатрических расстройств: заикание, распад речи по типу афазии, при РДА, при ранней форме шизофрении, при УО.

6-ой теоретической основой логопедии являются лингвистические положения о фонетической, о лексической, о грамматической системах языка; о закономерностях строения и правилах использования языковых средств. Лингвистические основы важны для определения содержания и последовательности работы над различными языковыми единицами и различными языковыми действиями.

Например: сад-садик-садовник. (словообразование)

7-ой теоретической основой логопедии является положения специальной психологии о структуре и закономерностях дизонтогенеза для теории и практики логопедии.

Согласно положениям специальной психологии дефицит одной нарушенной функции, в данном случае речи, рассматривается как первичный дефект.При отсутствии или недостаточной эффективности коррекционной работы этот первичный дефект может обусловить вторичные нарушения: задержку в интеллектуальном развитии, искажения в развитии личности.

Положения специальной психологии важны для правильной оценки соотношения актуального уровня развития ребенка с нарушением речи и его потенциальных возможностей при условии оказания специальной коррекционной помощи.

8-ой основой логопедии являются педагогические основывоспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:

Специальная коррекционная педагогика является понятием родовым логопедии, поэтому логопедия использует все принципы коррекционной педагогики. Она использует принятые в специальной педагогике методы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, научно-теоретические основы логопедии имеют междисциплинарный характер, который можно обозначить как клинико-психолого-педагогический, анатомо-физиологический и лингвистический.

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедииУчастие в конференциях 2013 года 2013 году я принимала очное и заочное участие в педагогических конференциях различного уровня. За участие получила Сертификаты и Дипломы,.

Источник

Формирование фонетически правильной речи — важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедии Марина Егорова
Формирование фонетически правильной речи — важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная и обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.

Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстникам о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу.С первого взгляда пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Для речи детей, имеющих заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР, наряду с нарушениями произношения звуков наблюдается недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Характерным является недифференцированное произношение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы ([С] заменяет [С], [Ш], [Щ], [Ц] — сяни — сани, сюба — шуба, сяпля — цапля, замены групп звуков более простыми по артикуляции. Детям свойственны нестойкие замены, при которых звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Кроме того,множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки, замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Также у детей отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами. Они испытывают большие трудности при чтении и письме.

В ходе преодоления фонематического недоразвития предусматриваются два взаимосвязанных направления работы: во-первых, коррекция произношения, т. е. постановка и уточнение артикуляции звуков; во-вторых — последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

Остановимся более подробно на каждом направлении логопедической работы и упражнениях, способствующих формированию фонетически правильной речи детей дошкольного возраста с ОНР.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных особенностей. В течение работы над постановкой звуков воспитатели группы могут активно помогать ребёнку и требовать от него выполнения заданий. После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации ставящегося звука в слогах, словах и предложениях. На этом этапе также большое значение имеет соблюдение принципа постепенного перехода от лёгкого к трудному.

Автоматизация звуков — один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приемов для того, чтобы занятие по автоматизации звука превратилось в интересную игру. Повышает заинтересованность детей к занятиям использование картинок. Однако введением в занятия только данного вида упражнений процесс автоматизации звуков не ограничивается.

Следующие игры и упражнения помогают обучить детей правильному произношению определенных звуков в словах, помогают им чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.

Упражнение «Лес шумит».

Цель: добиваться от ребёнка правильного длительного изолированного звука Ш.

Краткое описание: воспитатель вспоминает с детьми, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зелёные верхушки, веточки и много листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят ш. ш. ш. Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья,когда на них дует ветерок: ш. ш. ш ….

Упражнение «Угадай, что в руке».

Цель: упражнять в правильном произношении звука ш в словах. Дети должны произносить звук ш более длительно, чем остальные звуки в слове.

Краткое описание: воспитатель расставляет на столе предметы. Дети рассматривают и называют их. Убрав предметы, воспитатель по очереди вызывает детей к столу. Сзади в руку ребёнка дают один из убранных предметов, а он должен на ощупь определить и назвать предмет (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок и т. д.).

Цель: упражнять детей в правильном произношении звука ш во фразовой речи, добиваться умения пользоваться тихим голосом.

Краткое описание: дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя даётся любому выбранному ребёнку)и тихо говорят: «Тише, ти-ше, Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет». После этих слов дети бегут в домик (отведённое воспитателем место). Тот, кого осалят, должен придумать и сказать слово со звуком «ш». Потом выбирают нового водящего.

Игра «Можно ездить или нет».

Наглядный материал: коробка и картинки с изображением средств передвижения. Предметы, имеющие в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Краткое описание: дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Краткое описание: педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

Как показали исследования Г. М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

В процессе отработки слов с различными типами слоговойструктуры можно использовать следующие виды игр и упражнений:

1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).

2.Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3.Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

4. «Разрезные картинки»: разделить картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.

6. Ребенку предлагается ряд картинок (слов, из них надо выбрать самое длинное слово (название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.

8. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо.Варианты:

слова написаны неправильно;

слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).

11.Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т. д. (слоговой анализ слов).

12. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.

В процессе работы над фонематическим и слоговымсинтезом слов используются следующие виды игр и упражнений:

1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+

2.Разгадать ребусы: КОФ. ; ЛАС. ; КОС. (кофточка, ласточка, косточка)

3.Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).

4.Медленно произносить слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.

5. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.

7.Изменить по аналогии: дом дома, лес. (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.

8. Дополнить слово подходящим слогом: земляни., смороди.

10. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка; малина + машина = мама и т. п.

Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый звук и обозначить его соответствующей буквой. Например, можно использовать игру «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

Рыбка, рыбка, где ты. (спишь!

Эй, давай играть в футбол!

Забивай в ворота. (гол!

Доски на гору везем,

Будем строить новый. (дом).

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

При изучении определенной лексической темы важно также делать произносительный акцент на элементах, являющихся носителями грамматического значения (окончании соответствующей формы существительного или прилагательного, предлоге, приставке в глаголах движения и т. п., чтобы усилить их восприятие детьми.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Задача воспитателя совместно с логопедом и родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными занятиями, а интересной игрой.

Конкретные виды упражнений выбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста. Параллельно с работой по звуконаполняемости слов и коррекцией звукопроизношения необходимо работать и над совершенствованием слоговой структуры слов, так как все это решающие факторы в формировании фонетически правильной речи ребенка.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда закладываются основы для дальнейшего обучения. И от нас, воспитателей и логопедов, зависит насколько комфортно и легко будет нашим воспитанникам в школе.

Спасибо за внимание!

1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Формирование правильной осанки детей дошкольного возраста Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной во все времена. При этом одним из комплексных показателей здоровья ребенка.

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедииФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедииДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру «Дом, в котором ничего нет»! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедииФотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедииСценарий праздника правильной речи в старшей логопедической группе «Семейный КВН» Праздник правильной речи в старшей логопедической группе «Семейный КВН» Цель логопедического досуга: Повышение уровня коррекционно-педагогической.

Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть фото Что такое правильная речь в логопедии. Смотреть картинку Что такое правильная речь в логопедии. Картинка про Что такое правильная речь в логопедии. Фото Что такое правильная речь в логопедииФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *