Что такое правило как ты понимаешь значение этого слова обж 5 класс
Значение слова правило
Словарь Ушакова
прав и ло, правила, ср. (спец.).
1. Большая деревянная линейка, применяемая при кладке стен для проверки правильности работы (тех.).
2. Колодка, на которой сапожник расправляет обувь (сапож.).
3. Хвост у борзой собаки (охот.). «Все они, тут же пустивши вверх хвосты, зовомые у собачеев правилами, полетели прямо навстречу гостям.» Гоголь.
пр а вило, правила, ср.
1. Положение, выражающее закономерность, постоянные соотношения в чем-нибудь и являющееся основанием какой-нибудь системы, какого-нибудь ряда явлений, действий. Грамматическое правило. Тройное правило. (мат.). Правило пропорционального деления (мат.).
2. преим. мн. Постановление, предписание, устанавливающее тот или иной порядок в исполнении чего-нибудь, норма. Правила внутреннего распорядка. Правила взноса арендной платы. Правила приема в высшие учебные заведения. Орфографические правила. Правила произношения. Соблюдать правила. Нарушать правила.
Словарь лингвистических терминов
1) Положение, выражающее определенную закономерность, постоянное соотношение каких-либо языковых явлений. Правило грамматическое.
2) Предписание или рекомендация, предлагающие в качестве нормативного конкретный способ использования языковых средств в письменной и устной, речи.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(лат. regula) — в объективном смысле — равномерность, однообразность бытия, события или действия, сформулированная в понятиях, еще не познанная как закономерно необходимая. В субъективном смысле — какое-либо предписание (следовать правилу, установлениям, требованиям и т. д.).
Фразеологический словарь русского языка
Педагогический терминологический словарь
постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо. В разработке, принятии, соблюдении, подтверждении самых различных правил проявляется деятельность воспитания.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 210)
2. Главные правила ОБЖ
В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится преодолевать её самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. В такой ситуации кроме физических сил и упорства обязательно понадобятся знания об опасностях, о способах их преодоления и выживания.
Опасные ситуации многообразны. Никто не знает заранее, когда и при каких обстоятельствах могут возникнуть неприятности или несчастья. Вот пример.
Это произошло весной в пос. Опухлики Псковской области. У семиклассников местной школы урок рисования проходил на берегу красивого озера. Один школьник сорвал растение, похожее на петрушку. Промыв его корешок в воде, стал жевать. Его примеру последовали одноклассники. Оказалось, они жевали цикуту (вех) — очень ядовитое растение. В результате 16 школьников получили тяжёлое отравление, а одна девочка погибла.
Часто опасности возникают именно в тот момент, когда их не ждёшь и не готов к их появлению.
Бывает и так, что наши постоянные ошибочные действия приводят нас к опасной ситуации.
Задача курса ОБЖ состоит в том, чтобы научить нас не допускать неразумных поступков, при встрече с опасностями действовать осмысленно и уверенно.
Эти правила ОБЖ появились благодаря опыту наших предков, отважных людей, военных, спасателей, пожарных, спортсменов, путешественников.
Конечно, это не все правила безопасности. О некоторых других ты узнаешь в следующих разделах учебника.
Главные правила ОБЖ 5 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Главные правила ОБЖ.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Центральные понятия: Безопасность Опасная ситуация Чрезвычайная ситуация Экстремальная ситуация
Главные правила ОБЖ. Тема:
Цели: • Познакомиться с главными правилами ОБЖ. • Научиться пользоваться правилами в повседневной жизни.
Вех (цикута) ядовитый
ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЖ. Правило – это критерий, эталон, образец поведения.
Правило 1. Изучай виды и причины опасностей.
Правило 2. Учись предвидеть опасные ситуации.
Правило 3. Не допускай опасных ситуаций, избегай их.
Правило 4. Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.
Правило 5. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.
Правило 6. Обращайся за советом к родителям и специалистам.
Правило 7. Выбирай самый безопасный способ действия.
Правило 8. В трудной ситуации борись за себя.
Задание 1. 1. Из двух зол выбирай меньшее 2. Не доглядишь оком, заплатишь боком. 3. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. 4. Глаза боятся, а руки делают. А. Учись предвидеть опасные ситуации. Б. Избегай опасных ситуаций. В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях. Г. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных
Задание 2. 1. К опасной ситуации могут привести наши неправильные действия. 2. Не стоит изучать виды и причины опасностей, а то страшно будет жить. 3. Никогда не обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам, справляйся сам. 4. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно
5. Выбирай самый безопасный способ действий. 6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.
Назови наиболее важные, на твой взгляд, 3 правила ОБЖ. Задание 3.
Я сегодня узнал… Я научился… Мне понравилось…
Параграф 2. Задание 1 стр. 13 Д/З
Выбранный для просмотра документ Карточки.docx
Карточка 1. Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Соедините стрелками понятия с их определениями.
Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
Наиболее сложная опасная ситуация, которая может угрожать человеку и требует от него для защиты жизни и здоровья напряжения физических и духовных сил.
Угроза бедствия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного.
Неблагоприятная обстановка, в которой действуют
вредные факторы, угрожающие здоровью человека, его имуществу и среде обитания.
Карточка 2. Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Вставьте пропущенные слова.
1. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии,
стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой
человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения –
2. Состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от
неблагоприятных факторов воздействия – это ____________________________________.
3. Наиболее сложная опасная ситуация, которая может угрожать человеку и требует от
него для защиты жизни и здоровья напряжения физических и духовных сил – это
4. Угроза бедствия, катастрофы, чего-нибудь нежелательного – это __________________.
5. Крушение самолета, авария на атомной электростанции (АЭС) относятся к типу
Карточка 3. Тема: «Опасные и чрезвычайные ситуации»
Запишите номера чрезвычайных ситуаций (ЧС) в соответствующую группу.
ПРИРОДНЫЕ ЧС: _________________________________________________
СОЦИАЛЬНЫЕ ЧС: ________________________________________________
3. Авария на гидроэлектростанции (ГЭС).
4. Пожар на нефтеперерабатывающем заводе.
Опасность – угроза бедствия ……
Опасная ситуация – неблагоприятная обстановка ………
Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории ….
Экстремальная ситуация – наиболее сложная опасная ситуация…..
Ответ: 1. Чрезвычайная ситуация. 2. Безопасность. 3. Экстремальная ситуация. 4. Опасность. 5. Техногенные. 6. Природные.
ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС: 1, 3, 4, 6.
Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока Главные правила ОБЖ.docx
Конспект урока ФГОС второго поколения. Школа безопасности.
Технологическая карта урока 2 урок
Данные об учителе : Лыков Денис Александрович, МОУ Гжельская СОШ, с. Гжель.
Предмет: Школа безопасности.
Учебник (УМК): М.П. Фролова, В.П. Шолоха, М.В. Юрьевой, Б.И. Мишина «Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.»;
Раздел: Личная безопасность в повседневной жизни.
Тема урока: Главные правила ОБЖ.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, учебник, тетради, раздаточный материал.
Метапредметные результаты (УУД):
регулятивные – актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности,
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия, взаимопомощи,
познавательные – познакомить с важнейшими правилами безопасности жизни.
личностные – воспитывать и развивать умения правильно понимать, анализировать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций безопасности жизни.
Основные понятия : правила безопасности.
Межпредметные связи : технология, физическая культура.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся : индивидуальная, коллективная.
Методы обучения : проблемно-диалогические, практические.
Технологическая карта урока
к учебной деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо» )
2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу» )
3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).
Проверка готовности к уроку.
Организация рабочего места.
Работа по карточкам (3-6учеников) 5 мин.
На прошлом уроке мы познакомились с центральными понятиями курса Школа безопасности: «безопасность», «опасная ситуация», «экстремальная и чрезвычайная ситуация». Давайте вспомним данные понятия.
Фронтальная работа с классом
1. Сформулируй понятие «опасная ситуация». Кто из твоих любимых героев книг,
мультфильмов попадал в опасные ситуации? Приведи примеры.
2. Как ты думаешь, какие опасные ситуации могут угрожать тебе в школе?
3. Какая ситуация называется чрезвычайной. Какие типы опасных и чрезвычайных
ситуаций ты знаешь? Приведи примеры.
4.Какие поговорки и пословицы предупреждают об опасности.
личностные Самоопределение, самоорганизация,
коммуникативные Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.
регулятивные Способность прогнозировать деятельность на уроке
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Целеполагание и постановка задач.
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»).
Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.
Выявить затруднения в организации работы.
В жизни довольно часто с бедой оказываешься один на один, и приходится
преодолевать ее самому. Поэтому, попав в опасную ситуацию, человек должен уметь не теряться и найти путь к спасению. В такой ситуации кроме физических сил и упорства обязательно понадобятся знания об опасностях, о способах их преодоления и выживания.
Наше будущее в наших руках! Наши действия – наши правила!
— Сегодня на уроке мы будем говорить о главных правилах ОБЖ.
коммуникативные учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
регулятивные Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
познавательные анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации.
Выявление места и причины затруднения.
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Организовать восстановление выполненных операций.
Организовать фиксацию места (шага, операции),где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном.
— Опасная ситуация может возникнуть там, где ее не ждешь. Давайте прочитаем, что случилось с учениками на уроке рисования.
познавательные анализ, синтез, обобщение, классификация, постановка и формулирование проблемы.
коммуникативные Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
Учащиеся ставят цель проекта
Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
Учащиеся определяют средства
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
морковным запахом и корневищем, по вкусу напоминающим редьку.
горечь во рту, боль в животе, слюнотечение, рвота, расстройства дыхания и
при отравлении вехом срочно промыть желудок.
— Бывает и так, что именно наши ошибочные действия приводят к беде.
личностные Самоопределение, смыслообразование.
познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
регулятивные планирование, прогнозирование.
коммуникативные учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.
Реализация построенного проекта.
Построение и фиксация нового знания:
Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом
Организовать фиксацию нового способа действия речи.
Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона)
Организовать фиксацию преодоления затруднения
Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)
Решение ситуационной задачи.
Оказавшись одни в комнате, маленькие дети зажгли бенгальские огни. Проволочка
раскалилась, и девочка уронила ее на синтетический ковер, который начал тлеть и
дымить. Дети испугались, открыли форточку, чтобы проветрить комнату, и заперлись в ванной. Когда приехали пожарные, дети задохнулись от ядовитого дыма.
Вопрос: назовите действия участников трагедии, которые оказались роковыми?
познавательные анализ, синтез, обобщение, классификация, выдвижение гипотез, и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство,
регулятивные Познавательная инициатива.
коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Применение нового знания в типовых заданиях
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
В парах или группах.
— Вот, чтобы всегда быть готовыми к встрече с любыми трудностями и делать как можно меньше ошибок, я рекомендую усвоить ГЛАВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЖ. Правило – это критерий, эталон, образец поведения. Правило 1. Изучай виды и причины опасностей.
Правило 2. Учись предвидеть опасные ситуации.
Правило 3. Не допускай опасных ситуаций, избегай их. Правило 4. Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях. Правило 5. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно. Правило 6. Обращайся за советом к родителям и специалистам.
Правило 7. Выбирай самый безопасный способ действия. Правило 8. В трудной ситуации борись за себя.
— На последнее правило я хотел бы вам прочитать притчу «Две лягушки и горшок».
Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть. Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.
Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть».
Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.
И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не
крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакого
молока в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.
«Что такое?– думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.
«Ну вот,– думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.
Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход
всегда есть и иногда очень неожиданный.
Побеждает тот, кто не сдается.
— Все эти правила родились из опыта тысяч смелых и отважных людей: путешественников
и разведчиков, спортсменов и искателей приключений. Во все времена опытные и мудрые
люди передавали из поколения в поколение свои предостережения и советы потомкам, надеясь сделать их жизнь более безопасной, а значит более счастливой.
познавательные анализ, синтез, обобщение, классификация
коммуникативные учёт разных мнений, координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведения партнёра, осознание ответственности за общее дело.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки
По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
— Очень древними «рекомендациями» ОБЖ являются поговорки и пословицы о безопасном поведении.
2. Не доглядишь оком, заплатишь боком.
3. Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
4. Глаза боятся, а руки делают.
А. Учись предвидеть опасные ситуации.
Б. Избегай опасных ситуаций.
В. Не паникуй и не пугайся в трудных ситуациях.
Г. Выбирай самый безопасный путь или способ действий из всех возможных.
Оцените верность высказываний.
1. К опасной ситуации могут привести наши неправильные действия.
2. Не стоит изучать виды и причины опасностей, а то страшно будет жить.
3. Никогда не обращайся за советом и помощью к родителям и специалистам, справляйся
4. Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.
5. Выбирай самый безопасный способ действий.
6. Предвидеть опасные ситуации нельзя.
познавательные анализ, синтез, обобщение, классификация,выполнение действий по алгоритму,доказательство
регулятивные Контроль,оценка,волеваясаморегуляция в ситуации затруднения.
коммуникативные выражение своих мыслей с доста-точной полнотой и точностью, исполь-зование критериев для обоснования своего суждения.
Включение в систему знаний и повторение.
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия,
Организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержат.непрерывности.
— Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, 3 правила ОБЖ.
личностные Нравтственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
познавательные анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму.
Рефлексия учебной деятельности.
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований известных учащимся.
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
познавательные рефлексия способов и условий действия,контроль и оценка процесса и результатов деятельности,
личностные Самооценка на основе критерия успешности,адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ;
коммуникативные планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Значение слова «правило»
1. Положение, выражающее определенную закономерность, постоянное соотношение каких-л. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. □ — Разве позволительно — частный, так сказать, факт возводить в общий закон, в непреложное правило? Тургенев, Дворянское гнездо.
3. Норма поведения, принятый кем-л. образ мыслей, действий; обыкновение, привычка. Человек строгих правил. □ [Глумов:] Жениться для того, чтобы взять деньги, это не в моих правилах, — это была бы торговая сделка, а не брак. А. Островский, На всякого мудреца довольно простоты. [Львов:] Анна Петровна, возьмите себе за правило: как только бьет шесть часов, вы должны идти в комнаты и не выходить до самого утра. Чехов, Иванов. — Я очень люблю читать, у меня правило — треть заработка тратить на книги. М. Горький, Рассказ Филиппа Васильевича.
1. Линейка для проверки правильности каменной кладки. Рабочие в фартуках на подмостках клали кирпичи и заливали из шаек кладку и ровняли правилами. Л. Толстой, Анна Каренина.
2. Приспособление, на котором что-л. распрямляют, выпрямляют, которым что-л. разравнивают, выравнивают. Правило для обработки шкурок.
3. Длинное весло, длинная жердь, служащие для управления (лодкой, плотом, санями и т. п.). [На берегах] громоздятся горы досок и правильными рядами лепятся по берегу длинные-длинные весла, служащие рулем, правилом на барках. Григорович, Переселенцы. Сбоку, к ближайшей стойке у полоза, прикрепляется длинная жердь, называемая правилом. Человек держит правило правой рукой, направляет нарту и поддерживает ее при крутых поворотах. Арсеньев, Дерсу Узала.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Пра́вило — требование для исполнения неких условий ( на поведение) всеми участниками какого-либо действия (игры, правописания, судебного процесса, организации, учреждения), за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание.
Пра́вило — предопределенность связи между входным и выходным сигналом (например, правило обработки данных).
Прави́ло — русский синоним судового руля.
Прави́ло — инструмент для штукатурных работ.
Прави́ло — описывает действие в рамках соблюдения принципов.
Прáвило — термин обозначающий действие или определенную последовательность ряда действий, обеспечивающих стабильность применения наиболее эффективного, по сравнению с ранее применяемыми, метода для достижения намеченной цели, решения поставленной задачи или выполнения определённой функции.
Правило может быть как одним, так и множеством (правилом последовательности применения правил, схема, алгоритм, инструкция и т. п.). Как один из примеров можно рассматривать правила Википедии.
ПРА’ВИЛО, а, ср. 1. Положение, выражающее закономерность, постоянные соотношения в чем-н. и являющееся основанием какой-н. системы, какого-н. ряда явлений, действий. Грамматическое п. Тройное п. (мат.). П. пропорционального деления (мат.). 2. преимущ. мн. Постановление, предписание, устанавливающее тот или иной порядок в исполнении чего-н., норма. Правила внутреннего распорядка. Правила взноса арендной платы. Правила приема в высшие учебные заведения. Орфографические правила. Правила произношения. Соблюдать правила. Нарушать правила. 3. Принцип поведения, тот или иной образ мыслей, то или иное обыкновение. В старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила. Л. Толстой. Он, можно сказать, молодой человек с правилами. Тургенев. Умна была, нрав тихий, редких правил. Грибоедов. Осел был самых честных правил. Крылов. Мой дядя самых честных правил. Пушкин. Я был престранных правил, поругивал балет. Некрасов. Принять, поставить что-н. за п. Он взял себе за п. гулять по утрам. ◊
ПРАВИ’ЛО, а, ср. (спец.). 1. Большая деревянная линейка, применяемая при кладке стен для проверки правильности работы (тех.). 2. Колодка, на к-рой сапожник расправляет обувь (сапож.). 3. Хвост у борзой собаки (охот.). Все они, тут же пустивши вверх хвосты, зовомые у собачеев правилами, полетели прямо навстречу гостям. Гоголь. 4. Руль (мор. устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пра́вило I
1. закономерность, устойчивая систематическая взаимосвязь между явлениями, а также высказывание, описывающее эту закономерность ◆ Грамматическое правило. ◆ Правило пропорционального деления.
2. официальное предписание, установленный порядок ◆ Правила внутреннего распорядка. ◆ Правила взноса арендной платы. ◆ Правила приёма в высшие учебные заведения. ◆ Орфографические правила. ◆ Правила произношения. ◆ Соблюдать правила. ◆ Нарушать правила.
3. норма поведения, принятый кем-либо образ мыслей, действий ◆ Человек строгих правил. ◆ Взять себе или положить что-нибудь за правило. ◆ Обманывать не в его правилах.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
прави́ло II
1. линейка для проверки ровности, правильности элементов конструкции
2. сапож. колодка, на которой сапожник расправляет обувь
3. военн. рычаг для поворота артиллерийского орудия в горизонтальной плоскости ◆ По команде «К бою!» бойцы расчёта снимают с лафета принадлежности, убирают чехлы, откидывают прави́ло.
4. охотн. хвост у борзой собаки (волка, лисицы) ◆ Все они, тут же пустивши вверх хвосты, зовомые у собачеев прави́лами, полетели прямо навстречу гостям. Гоголь
5. морск. устар. поэт. руль
6. рег. длинное весло или шест для управления лодкой, плотом, санями
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вдоволь — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?