Что такое правоохранительные и судебные органы
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
Функции правоохранительных органов:
Виды правоохранительных органов
Принципы деятельности органов судебной власти:
Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.
Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.
Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды. Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. 3
Правоохранительные органы РФ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие правоохранительной деятельности
Правоохранительная деятельность — это такой вид деятельности государства, который реализуется через специальные уполномоченные правоохранительные органы с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
Признаки правоохранительной деятельности:
Главная цель правоохранительной деятельности — пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Сейчас узнаем, что такое правоохранительные органы.
Определение правоохранительных органов
Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.
Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.
Функции правоохранительных органов:
Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.
Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.
Рассмотрим, что относится к правоохранительным органам.
Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
Состав системы правоохранительных органов
Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.
Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.
Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.
Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.
Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.
Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.
Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.
Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:
Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.
Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.
Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.
Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.
Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.
Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.
Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.
Министерство юстиции РФ:
Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:
Органы выявления и расследования правонарушений.
Органы юридической помощи.
Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами
Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.
Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.
Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система
Содержание:
↑ Правоохранительные органы
Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.
Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.
↑ Система правоохранительных органов, виды.
1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура
Правоохранительные органы РФ
↑ Судебная власть. Принципы правосудия.
Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства
Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.
К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.
Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.
↑ Судебная система РФ
Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ
Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды
Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.
Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.
↑ Судьи, их полномочия, компетенции.
Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.
Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.
Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)
Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.
Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).
Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.
Понятие правоохранительной деятельности.
Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.
В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).
Основные признаки правоохранительной деятельности:
Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.
Понятие правоохранительных органов.
Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.
Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:
Правоохранительные органы РФ.
Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:
Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:
Правоохранительная деятельность и органы, ее осуществляющие
Понятие правоохранительной деятельности и ее функции
Охрана прав и законных интересов личности, общества и государства является функцией правового государства. Выполнение данной функции обеспечивается специально создаваемыми правоохранительными органами, а деятельность этих органов по реализации этой функции именуется правоохранительной.
Правоохранительная деятельность — деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, борьбе с преступностью и другими правонарушениями, оказанию гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи и обеспечению доступа к правосудию.
В научной литературе имеются и другие определения данного понятия.
Так, Л. К. Савюк определяет правоохранительную деятельность как властно-организующую деятельность компетентных органов и лиц, направленную на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе, а К. Ф. Гуценко и М. А. Ковалев под правоохранительной деятельностью понимают деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.
Правоохранительной деятельности присущи следующие признаки (схема 1):
Вид государственной деятельности, цель => охрана самого права |
Осуществляется не всеми органами государственной власти, а только специально уполномоченными органами, для которых правоохранительная функция является основным содержанием их деятельности |
Это особый вид правовой деятельности => осуществляется в правовых формах, в порядке, установленном законом, с соблюдением определенных процедур |
Осуществляется посредством применения мер государственного принуждения (например, задержания, уголовного преследования, привлечения к юридической ответственности и т.п.) |
Решения и действия правоохранительных органов и должностных лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, принятые в пределах их компетенции и в соответствии с законом, обязательны для граждан, органов и организаций, которым они адресованы |
Правоохранительная деятельность в государстве направлена на охрану личности, ее прав и свобод, охрану общества, его материальных и духовных ценностей, охрану государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности. Эти задачи решаются в процессе реализации правоохранительными органами соответствующих функций.
Правоохранительные функции — основные направления деятельности правоохранительных органов, направленные на защиту прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств.
К основным функциям правоохранительной деятельности относятся (см. схему 2):
Выявление и расследование преступлений и правонарушений |
Организационное обеспечение деятельности судов |
Оказание юридической помощи |
Прокурорский надзор |
Конституционный контроль |
Отправление правосудия |
Предупреждение преступлений и правонарушений |
Исполнение судебных решений |
Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации |
Конституционный контроль занимает особое место в правоохранительной деятельности. Эту функцию осуществляет Конституционный Суд РФ. Задача
Конституционного Суда РФ — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории Российской Федерации.
Отправление правосудия — деятельность специально создаваемых государственных органов — судов по рассмотрению и разрешению различных категорий дел (гражданских дел, разрешению экономических споров, уголовных дел, административных и иных дел, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом) в пределах своей компетенции и вынесению по ним законных, обоснованных и справедливых решений. Для реализации этой функции в Российской Федерации создана система федеральных судов общей юрисдикции, система федеральных арбитражных судов и мировые судьи в субъектах Российской Федерации.
Организационное обеспечение деятельности судов — осуществление мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленных на обеспечение нормального функционирования судебных органов и создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов, органов судейского сообщества, обеспечение оплаты труда мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, и обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
Прокурорский надзор — направление правоохранительной деятельности, осуществляемое от имени государства специально уполномоченными должностными лицами — прокурорами. Прокурорский надзор призван обеспечить верховенство закона, точное исполнение и единообразное применение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Выявление и расследование преступлений — правоохранительная деятельность должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц, привлечение их к уголовной ответственности, а также установление всех обстоятельств совершенного преступления.
Обеспечение правопорядка и безопасности в Российской Федерации –деятельность правоохранительных органов исполнительной власти (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов службы внешней разведки, органов федеральной службы охраны, службы войск национальной гвардии, органов юстиции, таможенных и налоговых органов), в пределах их компетенции, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка, обеспечение общественной безопасности, а также на борьбу с преступлениями и правонарушениями, создающими угрозу безопасности личности, обществу и государству.
Исполнение судебных решений — деятельность органов Министерства юстиции в лице Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, направленная на обеспечение исполнения наказаний и принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Оказание юридической помощи — деятельность, направленная на обеспечение правовой защищенности личности в обществе. Эту функцию призваны осуществлять: адвокаты путем оказания квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию; нотариусы путем совершения предусмотренных законодательными актами Российской Федерации нотариальных действий от имени государства; частные детективные и охранные службы в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.
Предупреждение преступлений и правонарушений — функция, которую реализуют все правоохранительные органы и которая направлена на установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, выявление нарушений прав и свобод граждан, а также других нарушений закона, допущенных при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом и принятие мер по их устранению.
Понятие и система правоохранительных и судебных органов
В целях реализации правоохранительных функций государство создает специальные органы, которые именуются правоохранительными.
В законодательстве Российской Федерации нет понятия «правоохранительные органы». Однако это словосочетание в последнее время широко используется законодателем, юридической наукой и практикой. Так, в Конституции РФ зафиксировано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст. 72). В ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8).
Формулировка «правоохранительные органы» используется и в ряде других нормативных правовых актов и официальных документах ненормативного характера как обобщающее понятие, относящееся к государственным органам, призванным обеспечить защиту прав и свобод гражданина, общественных и государственных институтов.
Юридической наукой и практикой выработаны признаки, на основе которых можно отнести тот или иной орган к правоохранительным:
1) правоохранительные органы — государственные органы, специально созданные законом. В законе определяются цели, задачи, структура и компетенция этих органов. Например, Федеральная служба безопасности создана на основании Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»;
2) правоохранительные органы создаются для выполнения конкретной правоохранительной функции. Например, суды создаются для отправления правосудия, прокуратура — для осуществления надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органы внутренних дел — для защиты прав и свобод человека, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности;
3) правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним, с соблюдением определенных в законе процедур;
4) правоохранительные органы при осуществлении своей деятельности вправе применять к лицам меры юридического воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.
Правоохранительные органы — специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять к лицам меры юридического воздействия.
Правоохранительную функцию по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам в Российской Федерации осуществляют и некоторые негосударственные организации — адвокатура, нотариат (частный) и частные детективные и охранные службы. Однако эти органы не подпадают под приведенное определение, так как не обладают властными полномочиями по применению государственного принуждения.
Отсутствие официального, закрепленного в законодательстве понятия «правоохранительные органы» объясняет различные подходы в построении их системы. Одни авторы относят к правоохранительным органам все государственные органы, которые осуществляют ту или иную правоохранительную функцию.
Другие полагают, что к числу правоохранительных органов относятся только «собственно» правоохранительные органы, которые непосредственно осуществляют борьбу с преступностью и охрану правопорядка (полиция и органы предварительного следствия).
Представляется логичным выстраивать систему правоохранительных органов исходя из основных направлений правоохранительной деятельности, тех специфических функций, которые призваны осуществлять эти органы.
К числу правоохранительных органов можно отнести:
Источники права о правоохранительных и судебных органах
Организация и деятельность правоохранительных и судебных органов регулируются правовыми актами различного уровня и неодинаковой юридической силы.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, являются источниками права о правоохранительных и судебных органах (схемы 3, 4).
I уровень | Конституция РФ |
Федеральные конституционные законы | |
II уровень | Федеральные законы |
III уровень | Нормативные правовые акты субъектов РФ |
IV уровень | Подзаконные нормативные акты |
V уровень | Официальные акты высших судебных органов |
VI уровень | Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ |
Общего характера |
Об органах предварительного расследования |
О правосудии и судебной системе |
Об органах обеспечения охраны правопорядка |
О прокуратуре и прокурорском надзоре |
Об организации обеспечения деятельности судов |
Об органах обеспечения безопасности |
Об организации юстиции |
О таможенных и налоговых органах |
Об Уполномоченном по правам человека в РФ |
О нотариате и адвокатуре |
О частной детективной и охранной деятельности |
Правовой акт — один из основных источников права, представляет властное предписание органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, которое устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы (правила поведения).
Правовые акты о правоохранительных и судебных органах можно классифицировать по их юридической силе и по содержанию регулируемых вопросов.
По юридической силе все нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных и судебных органов, подразделяются на законы и подзаконные акты.
I уровень → Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Все иные законы и подзаконные акты должны ей не противоречить, соответствовать.
Конституция РФ определяет основы деятельности правоохранительных и судебных органов, организацию судебной системы страны, принципы правосудия, правовой статус судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров. Конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина (гл. 2), обязанность государства обеспечить эти права и свободы имеют непосредственное отношение к деятельности всех правоохранительных органов.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные правовые акты применяются правоохранительными и судебными органами
России в случае расхождения национального правового акты с международным договором, при условии, что он ратифицирован Россией в соответствии с установленной процедурой и признан подлежащим исполнению.
II уровень → федеральные конституционные законы, которые закрепляют правовые основы деятельности важнейших институтов правоохранительной системы. Такие законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, подлежат одобрению большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 108 Конституции РФ).
В настоящее время правоохранительные органы в своей деятельности опираются на федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации»; «О Верховном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации»; «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации»; «О военных судах Российской Федерации»;
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и некоторые другие.
III уровень → федеральные законы, которые регулируют организацию и деятельность практически всех правоохранительных органов. В качестве примера можно назвать законы: «О прокуратуре Российской Федерации», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации», «О полиции», «О мировых судьях в Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О налоговых органах Российской Федерации», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и др.
IV уровень → нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации: конституции (уставы) субъектов РФ и принятые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты только по тем вопросам правоохранительной деятельности, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; административное и административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (ст. 72 Конституции РФ), например, Закон г. Москвы «О мировых судьях в городе Москве», Закон Московской области «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области» и др.
V уровень → подзаконные нормативные акты, которые принимаются на основе Конституции РФ и федеральных законов.
Указы и распоряжения Президента РФ, носящие нормативный характер. Такие акты принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти. Например, Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии», Указ Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (в ред. от 03.05.2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции».
Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ регулируются отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти. Например,
Постановление Правительства РФ от 06.12.2016 г. № 1303 «О порядке определения тарифов на оказываемые национальной гвардией Российской Федерации услуги по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иные услуги, связанные с обеспечением охраны имущества, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 г. № 1669 «О порядке использования авиации войск национальной гвардии в интересах других федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в Правила осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе», Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
Акты министерств и ведомств (ведомственные нормативные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Генеральным прокурором, министрами юстиции, внутренних дел, директором Федеральной службы безопасности и т. п.). Указанные акты могут иметь различные названия: приказы, инструкции, постановления, распоряжения. В этих актах конкретизируется деятельность подконтрольных им подразделений и служб при применении каких-либо норм закона. Например, приказ Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 г. № 45 (ред. от 07.03.2018 г.) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации»; приказ Минюста России от 21.05.2013 г. № 74 (ред. от 06.10.2017 г.) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов», приказ МВД России от 19.06.2012 г. № 608 (ред. от 29.09.2016 г.) «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
VI уровень → официальные акты высших судебных органов: постановления (определения) Конституционного Суда РФ1, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ. Эти акты играют важную роль при осуществлении правоохранительной деятельности.
Решения Конституционного Суда РФ по вопросам, относящимся к его компетенции (о соответствии Конституции РФ законов и нормативных правовых актов, о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, и др.), могут повлечь приостановление акта, противоречащего Конституции РФ, и обязанность компетентного органа привести этот акт в соответствие с Конституцией.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и обязательно на всей территории Российской Федерации и для всех органов государственной власти и должностных лиц.
В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ содержатся разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Такие разъяснения основаны на изучении и обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и должны учитываться в правоприменительной практике, как органами правосудия, так и органами предварительного расследования и прокурорами.
Все нормативные правовые акты о правоохранительных органах можно классифицировать по содержанию регулируемых вопросов.
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые опубликованы в официальных источниках.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, международных договоров, вступивших в силу для Российской Федерации, постановлений Конституционного Суда РФ, а также иных решений Конституционного Суда РФ регламентируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации (ст. 3).
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия (ст. 3).
Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
«Парламентская газета» — официальное периодическое издание Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете».
«Российская газета» — ежедневная общенациональная газета является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, нормативные правовые акты министерств и ведомств.
Собрание законодательства Российской Федерации — официальное периодическое издание, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.
Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) — сетевое издание, входящее в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации.
На официальном интернет-портале правовой информации размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативный правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо со времени, прямо указанного в нем или в специальном акте о введении его в действие, либо по истечении определенного срока после его опубликования.
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением — издательством «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (ст. 1 Указа Президента РФ от 02.04.2014 г. № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации»).
Официальное опубликование нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти — либо первая публикация их полного текста в «Российской газете» или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, либо первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Официальными являются также тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащиеся в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, распространяемом в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны РФ и органами государственной охраны, а также размещаемые на интернет-портале «Российская газета» (www.rg.ru).
Опубликование законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение 10 дней со дня их подписания и является их официальным опубликованием.
Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно.
Постановления Конституционного Суда РФ публикуются в Собрании законодательства РФ, Российской газет» и Вестнике Конституционного Суда РФ.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ.